Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 46. О страстях Христовых Соблюдая надлежащую последовательность, мы переходим к рассмотрению того, что относится к уходу Христа из мира: во-первых, Его страстей; во-вторых, Его смерти; в-третьих, Его погребения; в-четвертых, Его схождения в ад. В отношении Страстей будет проведено троякое исследование: во-первых, самих Страстей; во-вторых, действенной причины Страстей; в-третьих, плодов Страстей. Под первым заглавием наличествует двенадцать пунктов: 1) необходимо ли было Христу пострадать ради избавления человечества; 2) существовали ли иные средства для избавления людей; 3) было ли это средство наиболее подобающим; 4) приличествовало ли Христу пострадать на кресте; 5) о глубине Его страданий; 6) были ли перенесенные Им муки наибольшими; 7) вся ли Его душа претерпевала страдания; 8) препятствовали ли Его страсти радости совершения; 9) о времени Страстей; 10) о месте [Страстей]; 11) приличествовало ли Ему быть распятым вместе с разбойниками; 12) должно ли усваивать страсти Христовы Божеству. Раздел 1. Необходимо ли было Христу пострадать ради избавления человечества? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Христу не было никакой необходимости пострадать ради избавления человечества. В самом деле, избавить человечество может один только Бог, согласно сказанному [в Писании]: «Не Я ли Господь (и нет иного «бога», кроме Меня; «бога» праведного и спасающего нет, кроме Меня)?» ( Ис. 45, 21 ). Но нет такой необходимости, которая могла бы понудить Бога, поскольку это было бы противно Его всемогуществу. Следовательно, Христу не было необходимости пострадать. Возражение 2. Далее, необходимое противоположно добровольному. Но Христос пострадал по Своей воле, о чем читаем: «Он истязуем был – но страдал добровольно» ( Ис. 53, 7 ). Следовательно, Ему не было необходимости страдать. Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано: «Все пути Господни – милость и истина» ( Пс. 24, 10 ). Но со стороны божественной милости Его страдания не представляются необходимыми, поскольку она щедра в дарении и безвозмездно прощает долги. Не [представляются они] таковыми и со стороны божественной правосудности, согласно которой человек заслуживает вечного осуждения. Следовательно, страдания Христа ради избавления человечества не кажутся необходимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Глава 3 1–3. Блаженство праведных по смерти. 4–6. Надежда на бессмертие служит для них источником утешения в страданиях земной жизни. 7–9. Другая надежда истинных благочестивых израильтян в том, что еще здесь на земле они восторжествуют и будут господствовать над народами. 10–19. Совершенно противоположна судьба нечестивых: их надежды на счастье земной жизни тщетны. Прем.3:1 . А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. 1–3 . Изображение судьбы благочестивых по смерти в противоположность выраженной выше (24 ст. II гл.) мысли о гибели нечестивых. 1 . «А души праведных в руке Божией». Речь идет о душах умерших праведников, что ясно из противоположения их судьбы участи нечестивых. Нечестивые «испытывают смерть», души праведных «в руке Божией», т.е. пользуются особым благоволением, покровительством Божиим (см. Прем. 7:16 ст., Ис. 31:6 ; Лк. 23:46 ). «Мучение не коснется их» – разумеются мучения по смерти (ср. Лк. 16:23 ). Прем.3:2 . В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, Прем.3:3 . и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. 2–3 . Только во мнении неразумных смерть праведных считалась уничтожением, в действительности же это есть только переход к высшей блаженной жизни. «Неразумные» – те же самые люди, о которых была речь выше ( Прем. 1:3 ст.); «исход их», т.е. смерть: см. Лк. 9:31 ; 2Пет. 1:9 . По смерти праведные «пребывают в мире». Пребывание в мире означает прежде всего состояние свободное от земной печали, см. Евр. 3:11 ; Откр. 14:13 ; а затем – с положительной стороны – блаженство в Боге. Прем.3:4 . Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. 4–9 . Как смерть, так и земные страдания праведных обычно нечестивыми считаются за постигшие их божественные наказания (4 ст.), в то время, как они (страдания) имеют совершенно другие цели (5–6): хотя сами праведники на земле и гибнут, но дела их служат к их торжеству и прославлению (7–9 ст.). 4 . Связь 4-го ст. с предшествующим через «ибо» несколько затруднительна. Можно думать, что, ставя эту причинную связь, писатель хотел выразить ту мысль, что пребывание в мире праведных, о котором он говорил, как о блаженном состоянии по смерти (3 ст.), начинается уже здесь, на земле; ибо несмотря на все страдания праведные имеют твердую надежду на будущее блаженство и в этом находят успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В библ. времена климат Палестины, вероятно, был похож на нынешний. Кол-во осадков вряд ли претерпело значит. изменения, т.о., З. определялось периодом дождей с октября по апрель. Границы сельскохоз. областей сегодня трудно установить; в результате раскорчевки лесов и уничтожения кустарника скотом они постоянно расширялись. Максимальное кол-во осадков выпадало на плоскогорьях северо-запада, минимальное – в пустынях на юге и востоке страны. Поскольку угодья очень неоднородны, то областей сплошного З. почти нет. Для сельскохоз. обработки могут использоваться прежде всего площади долин и равнин; но и на склонах гор, вследствие выветривания красного известняка, образуется плодородная почва, так же как и в результате разрушения вулканич. лавы в областях вост. берега Иордана. Т.о., для З. пригодной оказывалась прежде всего холмистая область между приморской равниной и горами Иудеи, равнина Махне в Самарии – юго-вост. Сихема, окраины Изреельской равнины, плоскогорья Моава и Аврана. Почва облагораживалась прежде всего очисткой угодий от камней, а содержание земли под паром каждый седьмой год препятствовало ее истощению ( Исх. 23:10 ; Лев. 25:1–7 ). О планомерном удобрении почвы почти ничего не известно вплоть до периода рим. господства. Из-за недостатка равнинных земель в зап. части Иудейского нагорья практиковались террасы, когда плодородную почву на горных склонах удерживали с помощью спец. каменных оград. По климатич. причинам земледел. работы были возможны только после ранних дождей в конце октября, так что сбор зерновых даже в горах заканчивался к середине июня. Земля под паром могла использоваться для выпаса мелкого скота, что одноврем. являлось единств. способом внесения удобрений. Как только начинались ранние дожди и размягчалась твердая, как камень, почвенная корка, приступали к пахоте и севу. Урожай зависел от своевременности и кол-ва осадков, выпадавших в виде зимних, или поздних дождей ( Ам. 4:7–9 ). Урожай находился под постоянной угрозой нападения саранчи и заболеваний злаковых культур. Как правило, участками земли владели семейства, их обрабатывавшие, крупное землевладение встречалось редко; позднее его доля стала увеличиваться, о чем свидетельствуют осуждающие речи пророков ( Ис. 5:8–10 ; Мих. 2:2 ). В таких крупных хоз-вах применялся труд рабов и наемных работников, находившихся, однако, под защитой Закона ( Исх. 21:2 ; Лев. 25:39–46 ; Втор. 15:12 ). II. ОРУДИЯ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 48 Пророк начинает предречение о Моаве. Иер.48:1 . О Моаве, тако рече Господь сил, «Бог Израилев: о люте Нававу, яко погибе, взяся». Навав был идол, о нем упоминает Пророк Исаия, говорит же так: «паде Вил, сокрушися» Навав 22 ( Ис.46:1 ). Но есть и город соименный сему идолу. «Взяся Кариафаим, посрамися Масигав», и «побежден есть». ( Иер.48:2 ). «Несть ктому целение в Моаве, веселие во Есевоне». Это были знаменитые города, которыми хвалились Моавитяне. «Помыслиша нань злая: приидите, и истребим я от язык, и молча умолкнеши». Потом извещает, что и в бегстве не найдут спасения. «Пойдет за тобою меч». Сие означает преследующих. Иер.48:3 . Глас вопля от Оронаима . Это другой город. Пророк сказует также, что и Зогора 23 получила печальную весть, и другие города наполнились воплем. Советует им искать спасения в бегстве, и подобно диким ослам жить в пустыне; а уча возлагать упование, не на ограды, но на непреложного Творца и Владыку, присовокупил: Иер.48:7 . Понеже имел еси, надежду во оградах твоих, приидут на тебя скорби, не только ты «ят будеши, и Хамос пойдет в преселение». A Хамос был идол моавитский. «Священницы его, и князи его вкупе». ( Иер.48:8 ). «И приидет» пагуба «на всяк град». Разумеет же Пророк, что и овраги и равнины потерпят одно и тоже. Предсказывает и совершенное опустошение врагами. Ибо говорит: Иер.48:9 . Дайте знамение Моаву. В местах пустынных и никем не проходимых, складывая из камней какие-нибудь путеуказания, по оным совершают путь, и, смотря на них, не ошибаются в дороге. «Яко прикосновением прикосновен будет», то есть сожжен. «И вси гради его будут пусты»; потому что не будет жителей. Откуда житель у Моава? Объясняет же в последующих словах, что исполниться сему повелевает Бог всяческих. Иер.48:10 . Проклят творяй дела Божии «с небрежением: и проклят возбраняяй мечу своему от крове». Если же с небрежением закалывающих жертву, когда повелевает сие Бог, пророческое слово подвергает проклятие; то какое наказание понесем мы, не радя о духовном делании?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Е.А. Авдеенко Кафизма VII Пс.46:5             Он избрал нам наследие наше,                         высоту Иакова, которого возлюбил. «Избрал нам наследие наше» – ср.: «народ, который Он избрал в наследие Себе» ( Пс.33 /32:12). Наследие – то, что отец дает сыну. Господь стал Отцом для народа ( Исх.4:22 ), «возлюбил Иакова» (Израиль). Избранничество связано с наследием: Израиль сохраняет сыновство и имеет от Отца наследие. Только в усыновлении – избранность, которая идет от любви (Отца к Сыну). «Высота» гаон – 1) »величие», например, Яхве ( Исх.15:7 ), Израиля ( Наум.2:2 ), Иакова ( Ам.8:7 ); также: высота, слава; 2) «гордыня» , например, Египта ( Иез.32:12 ), Израиля ( Ос.5:5 ), Иакова: «гнушаюсь Я гордыней Иакова и чертоги его ненавижу, и предам город и то, что наполняет его» ( Ам.6:8 ) 253 . «Высшая» точка силы ( гаон ) может быть либо «гордыней» – если жить по человеческому разумению, либо «величием» – если жить с Богом. Промежуточного не бывает. Когда гаон из «величия» становится «гордыней», наследие Отца утрачивается 254 . Пс.47:8             Ветром восточным Ты сокрушил корабли Фарисейские. «Ветром восточным» – «духом восточным», Духом от Бога. «Корабли Фарисейские» – корабли Тира 255 . Пророчество Исаии о Тире начинается словами: «рыдайте корабли Фарисейские» (Ис., гл.23). В пророчестве о Тире Иезекииля сказано: «ветер (дух) восточный сокрушит тебя в сердце морей ( Иез.27:26 ). Почему такое внимание уделено городу Тир, кораблям города Тир? Тир выделяется в Писании как мировой город – центр мировой (морской) торговли. Тир «накопил серебра, как праха, и золота, как грязи улиц» ( Зах.9:3 ). «Золото Тира» – это концентрация всемирных богатств такая, что золота стало как грязи. Поэтому одна из главных черт в описании левафана-диавола – «он простер золото на грязь» ( Иов.41:22 ) 256 . Тир – библейский прообраз мировой финансовой системы. Сатана владеет всеем обращающимся золотом мировой торговли. Главный инструмент этой финансовой системы («корабли Фарисейские») приходом Мессии был «сокрушен» 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Миссионерская памятка избранных стихов св. Писания 1) О Церкви Христовой 2) О священ. Писании е) Итак, догматический закон Моисея в силе и в Новом Завете. Мф. 5:17–18 . Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророки. Иоан. 5:39,46 . Исследуйте Писания, ибо вы думаете... Деян. 8:32–35 . Филипп... начав от сего Писания ( Ис. 53:7–8 ) Примечание , как к настоящей, так и к последующим памяткам: 1). Подбор указаний на тексты предназначается ко вложению в Библию или Нов. Завет. 2) Но предварительно требуется ознакомиться подробнее со стихами и объяснением их по книге: «Меч духовный» или «Щит веры», дабы знать смысл каждого стиха. 3) Знаком вопроса отмечены стихи, которыми сектанты делают возражения, а знаком – краткий ответ на эти возражения. 4) На стихах, пред которыми поставлен знак ? следует внимательно остановиться, и отметить их в Библии разъясняющими цитатами. 5) Ответы на возражения могут быть весьма разнообразны. 6) Более веские стихи по данному вопросу следует подчеркнуть. 7) Тексты, состоящие из многих стихов, означаются в цитатах многоточием. 3) О чтении и толковании свящ. Писания а) Истин. смысл Писания не всем доступен Мф. 22:29. Заблуждаетесь, не зная Писаний. 2Петр. 1:19 . Вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему… Колос. 4:16 . Прочитанное послание передать... 1 Фесс. 5: 27. Прочитать сие послание всем святым. д) В Священ. Писании возвещаются такие тайны, проникнуть в которые и для Ангелов является делом только желательным 1Петр. 1:2 . Им... открыто было... во что желают проникнуть Ангелы. 1Тим. 3:16 . Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти. ж) И Апостолам не вдруг открывалось разумение Писания Лук. 24:45 . Тогда отверз им ум к уразумению писаний. 4) О свящ. Предании г) Строгие прещения противн. Предания Гал. 1:8–9 . Если бы... не то что мы благовеств... анафема. (Писаний новозаветных сначала не было). 5) О соборах Церкви г) Необходимость введения новых правил благочиния в Церкви вытекает из понятия о самой Церкви, как теле живом, которое в своих членах

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

То приношу Богу, то посвящаю Ему, что одно и оставил я у себя, чем одним и богат я, потому что от прочего отказался из повиновения заповеди и Духу; все, что я ни имел, променял на драгоценную жемчужину, сделался (или, лучше сказать, желаю сделаться) тем счастливым купцом, который за малое, несомненно тленное, купил великое и нетленное (см. Мф. 13, 45–46 ); но удерживаю за собой одно слово как служитель слова и добровольно никогда не пренебрегу этим стяжанием, но ценю, люблю его, веселюсь о нем более, нежели обо всем, что радует большую часть людей; делаю его сообщником всей жизни, добрым советником, собеседником и вождем на пути к горнему и усердным сподвижником. И так как презираю все дольнее, то вся моя любовь после Бога обращена к слову или, лучше сказать, к Богу, потому что и слово ведет к Богу, когда оно соединяется с разумением, которым одним Бог истинно приемлется, и сохраняется, и возрастает в нас. Я назвал мудрость сестрою моею (см. Притч. 7, 4 ), почтил и объял ее, сколько мне дозволено было, и домогаюсь венка благодати и прекрасного венца (см. Притч. 4, 5–9 ), то есть даров премудрости и слова, озаряющего ум наш и освещающего наши шествия к Богу. Через слово я обуздываю порывы гнева, им усыпляю иссушающую зависть, им успокаиваю печаль, оковывающую сердце, им уцеломудриваю сластолюбие, им полагаю меру ненависти, но не дружбе (ибо ненависть должно умирять, а дружбе не должно знать пределов). Слово в изобилии делает меня скромным и в бедности великодушным, оно побуждает меня идти с идущим твердо, простирать руку помощи падающему, сострадать немощному и сорадоваться все могущему. С ним равны для меня и отечество и чуждая страна, и переселение для меня не более, как переход с одного чужого места на другое, не мое. Слово для меня разделяет миры и от одного удаляет, к другому приводит. Оно учит меня не возноситься оружием правды ( 2Кор. 6, 7 ) и в несчастных и прискорбных обстоятельствах со мной любомудрствует, подавая непостыжающую надежду ( Рим. 5, 5 ) и облегчая настоящее будущим. Словом и ныне встречаю друзей своих и братьев и предлагаю трапезу словесную и чашу духовную и всегдашнюю, а не такие, какими земная трапеза льстит чреву, которое не может быть исправлено, но уничтожится (см. 1Кор. 6, 13 ). Долго молчал я, терпел, удерживался, как рождающая ( Ис. 42, 14 ); ужели и всегда буду терпеть? Молчание Захарии разрешил родившийся Иоанн (ибо неприлично было молчать отцу гласа, когда глас уже произошел; но как неверие гласу связало язык, так явление гласа должно было разрешить отца, которому и благовествован и родился этот глас и светильник, предтеча Слова и Света), а мне разрешает язык и возвышает глас, как глас трубы, это благодетельное событие, это прекрасное зрелище, какое представляют чада Божии, прежде расточенные, а ныне собранные воедино, покоящиеся под одними и теми же крылами, в единомыслии идущие в дом Божий и соединенные между собой единым союзом добродетели и Духа (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАТИКАНСКИЙ КОДЕКС [лат. Codex Vaticanus], одна из самых ранних греч. пергаменных рукописей (IV в.), содержащая книги Ветхого и Нового Заветов (принятое в текстологии обозначение В. к.- лат. сигла В, для новозаветной части - B или 03). Текст написан изящным унциальным письмом в 3 колонки на странице, по 40-44 строки в каждой. Исключение составляют поэтические книги, где текст разделен на 2 колонки. Формат 27 ´ 27 см, сохранилось 759 л. Рукопись находится в Ватиканской библиотеке (Vat. gr. 1209) по крайней мере с 1475 г., когда она впервые была упомянута в ее каталоге ( Ropes. P. XXXI). В X-XI вв. оригинальный текст был обновлен: переписчик навел стершиеся буквы, расставил диакритические знаки и внес нек-рые исправления. Эти поновления не только лишили рукопись ее первоначальной красоты, но и в значительной степени затруднили ее палеографический анализ, определение датировки и локализацию В. к. В XV в. в тексте были восполнены лакуны: Быт 1. 1-46. 26; Пс 105. 27-137. 6; Евр 9. 14-13. 25; 1 и 2 Тим, Тит, Флм и Откр (в текстологии известен как минускул 1957). В рукописи IV в. была утрачена часть листа, содержащая 4 Цар 2. 5-7, 10-13. На основании анализа почерков К. Тишендорф выделил в рукописи работу неск. переписчиков. Первому (B1) принадлежит часть ВЗ (он же переписывал нек-рые листы НЗ в Синайском кодексе ), этот текст был вскоре отредактирован вторым писцом на основании др. рукописи (В2; принятое в издании Г. Б. Суита обозначение этого переписчика для ВЗ-Ва). Третьим считается писец, работавший в X-XI вв. (Вв). ВЗ занимает 617 л. рукописи. Порядок книг ВЗ: Быт - 2 Пар, 1 и 2 Ездр, Пс, Притч, Еккл, Песн, Иов, Прем, Сир, Есф, Иф, Тов, Ос-Мал, Ис, Иер, Вар, Плач и Посл Иер, Иез, Дан; отсутствуют молитва Манассии и Маккавейские книги. НЗ начинается с л. 618. Возможно, вместе с указанными каноническими частями в рукописи были утрачены др. раннехрист. тексты, к-рые, как напр. в Синайском кодексе, изначально включались в рукопись. Порядок книг НЗ: Мф, Мк, Лк, Ин, Деян, Соборные послания, Рим, 1, 2 Кор, Гал, Еф, Фил, 1, 2 Фес, Евр; отсутствуют Аммониевы главы и Евсевиевы каноны (см. ст. Гармония евангельская ). Система деления новозаветного текста на главы является более древней, чем та, к-рая характерна для большинства пергаменных рукописей НЗ. Напр., Второе послание Петра не выделено среди др., возможно потому, что система деления появилась ранее того времени, когда оно стало считаться каноническим. Кроме того, в Посланиях ап. Павла нумерация глав единая, начиная от Послания к Римлянам и далее. послание к евреям следует за Посланиями к Фессалоникийцам; однако порядок нумерации показывает, что в рукописи, с к-рой переписывался В. к., Послание к Евреям находилось сразу после Послания к Галатам. Деление текста Деяний св. апостолов на 36 глав также отличается от принятого в большинстве рукописей.

http://pravenc.ru/text/Ватиканский ...

75. Слово в Неделю о слепом 194 Об ослеплении «душевныма очима» и о Христе, Источнике света, дающем «просвещенна очеса сердца» ( Еф. 1, 18 ), вот о чем хочет напомнить, братие, святая Церковь в настоящий праздник. Сколь немногие из людей склонны признать, что духовная тьма помрачила и их духовные очи, хотя бы отчасти. Конечно, большинство вместе с обличенными Христом вождями народа еврейского более склонны спросить: «Неужели и мы слепы?» ( Ин. 9, 40 ). И как вожди народа еврейского вместо того, чтобы искать просвещения у посланного Богом в мир Христа, «света мира», Целителя немощей и недугов людских ( Ин. 9, 4–5 ; Мф. 8:16–17, 12:15–23 ), руководились даже не законом, данным от Бога, говорившим о Христе ( Ин. 5:46 , 9и далее), а «преданиями... человеческими» ( Мф. 15, 3–9 ); так и ныне не уподобляются ли этим «слепым вождям слепых» ( Мф. 15, 14 ) многие современные руководители человечества, которые черпают мудрость не из Евангелия Христова, а из философии «по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» ( Кол. 2, 8 ), «по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Еф. 4, 14 ) или же из исследований так называемой «точной» науки, столь же слепой без Христа и неспособной проникнуть в существо вещей, как евангельский слепой, не воспринимавший вещей зрением, а осязавший их лишь в темноте и с претыканием совершавший путь свой? И вот мгла духовная, «мгла языков» 195 , все более и более облегает умы людей, даже носящих имя Христово: многие из них все более и более перестают различать добро от зла, «зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою» ( Ис. 5, 20 ). Что, например, общего между Христом, Который, как «агнец, ...не отверзавший уст своих» ( Ис. 53, 7 ), терпел невинные страдания, и между современными революционерами, деятельность которых является немыслимою без смертоносного насилия? Что общего между Христом, в пустыне отвергшим искушение привлечь хлебами к Себе человечество ( Мф. 4, 3 ), Христом, удалившимся от народа в пустыню, когда тот после насыщения хлебами хотел сделать Его Царем ( Ин. 6, 5–15 ), и между современным социализмом, который царство всеобщей сытости хочет поставить в основу благосостояния человечества? И, однако, вслед за евреями, распявшими Христа, Его хотят представить революционером и социалистом на том только основании, что заимствованный социалистами и революционерами в свои системы свет учения Христова дает возможность и тьму учений последних представить светом в глазах людей ( 2Кор. 11, 13–15 ). Столь затмилось в глазах людей понимание истинного смысла христианства!

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Вопрос: Здравствуйте! Будьте добры, скажите, пожалуйста: говорится ли где-нибудь в Ветхом Завете о том, что Мессия дважды придет на землю для спасения человека. Спасибо. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Мыслью о Первом пришествии Мессии проникнуто ветхозаветное Писание. О Втором пришествии псалмопевец предвозвещает: «Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: “соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве”. И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог» (Пс. 49:3-6). В конце книги св. пророка Исаии также говорится о Втором пришествии Господа: Ибо Я [знаю] деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою (Ис.66:18). Двумя веками позже св. пророк Даниил писал об откровении, которое было дано ему: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан.7:13-14). Один из последних ветхозаветных пророков Захария (VI век до Р.Х.) говорит о конце времен и явлении Судии: И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет И Господь будет Царем над всею землею (Зах.14:6-7,9). Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, как Судии живых и мертвых, будет в последний день мира. Он Сам сказал Своим ученикам: ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф.16:27). Позже Он открыл подробности Своего пришествия (Мф.25:31-46). Когда Господь вознесся на Небо к Богу Отцу, ангелы возвестили апостолам: И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян.1:10-11). Св. апостол Иуда в Соборном послании приводит пророчество Еноха, седьмого от Адама: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд.1:14-15). Другие св. апостолы часто напоминали людям о Втором пришествии: 1Ин.2:28; Тит.2:12-13.

http://pravoslavie.ru/7030.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010