Человек живет во времени, Бог - в вечности. «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» (Пс 89. 5); «дни мои - как уклоняющаяся тень... Ты же, Господи, вовек пребываешь...» (Пс 101. 12-13). Бог совершенно отличен от человека. Человек - плоть (ср.: Ис 31. 3), бренная и преходящая, как трава (Ис 40. 7 сл.). Различие это настолько коренное, что человек не в состоянии правильно представить его себе (ср.: Числ 23. 19). Присутствие Божие Бог открывает имя Свое и значение этого имени Израилю; тем самым Он, Бог отцов его, дает этому народу заверение в том, что, как Он был с его праотцами, так останется и с ним. Обетование этого всемогущего присутствия дается при заключении завета (Исх 34. 9 сл.). Оно возобновляется посланцам, с помощью к-рых Бог ведет Свой народ: Иисусу Навину и судьям (Нав 1. 5; Суд 6. 16), царям и пророкам (1 Цар 3. 19; 2 Цар 7. 9; 4 Цар 18. 7; Иер 1. 8, 19). Многозначительно имя Младенца, рождение Которого предрекает Исаия и от Которого зависит спасение народа,- Еммануил, что значит «с нами Бог» (Ис 7. 14; ср.: Пс 45. 8). Бог не покидает Своего народа, даже когда карает его изгнанием; Он продолжает быть Пастырем (Иез 34. 15-16, 31; Ис 40. 10-11), Мужем и Искупителем (Ис 54. 5 сл.; 60. 16) этого народа, остающегося Его служителем и свидетелем (Ис 41. 8 сл.; 43. 10 сл.). Бог являет Себя различными знамениями. Богоявление на Синае вызывает священный страх грозой, громом, огнем и ветром (Исх 20. 18 сл.), к-рыми сопровождаются и др. проявления Божия могущества (Пс 28; 17. 8-16; Ис 66. 15; Деян 2. 2-3; 2 Петр 3. 10; Откр 11. 19). Бог близок к тем, кто идет к Нему, подобно праотцам (Быт 5. 22; 6. 9; 48. 15), и стоит перед Ним, подобно Илии (3 Цар 17. 1); к тем, кто живет с упованием пред лицом Его (Пс 15. 8; 22. 4; 118. 168) и призывает Его в своих скорбях (Пс 33. 18 сл.); кто ищет Господа (Ам 5. 4, 14) сердцем смиренным и сокрушенным (Ис 57. 15) и кто помогает несчастным (Ис 58. 7-9); таковы верные, к-рые будут пребывать вовек нетленными у Бога (Прем 3. 9; 6. 19).

http://pravenc.ru/text/149441.html

914. Об обожении см. заключительный раздел главы 4–й нашей книги. 915. Ср. Norris. Faith, 67. 916. Сл. 41, 6, 1–9, 3 (6,1–8; 8,1–3; 9,1–3); SC 358, 326–334=1.579–580. 917. PG 37, 408–409=2.22. 918. Ин. 17:21. 919. Сл. 6, 13, 9–15; SC 405, 154–156=1.153–154. 920. В частности, в вопросе о Божестве Святого Духа. 921. Письмо 113 (Пресвитерам в Тарсе); ed. Courtonne, 17=рус. пер. с. 138 (Письмо 109). 922. Имеются в виду, вероятно, " мелетиане " " и " " павлиниане " " . 923. Сл. 23, 10, 11–13, 3; SC 270, 300–306=1.333–335. 924. Сл. 22, 12, 1–9; SC 270, 242–244=1.342–343. 925. Т. е. не требовать, например, открытого признания Духа Богом. 926. Письмо 113, ed. Courtonne, 17=рус. пер. с.138. 927. Сл. 31, 13, 5–14, 13; SC 250, 300–304=1.451. 928. См. Василий Великий. О Святом Духе 21 и 38. Ср. Григорий Богослов. Сл. 29, 15, 1–18; 208=1.423–424. 929. Беседа 24, 3 (PG 31,605A). 930. PG 37, 411=2.23. 931. О том, что значит " " по образу " " ; PG 44,1329C. 932. Ср. Афанасий Александрийский. О Святом Духе 1, 19; Василий Великий. Против Евномия 5. 933. Сл. 31, 31, 1–33, 7; 338–340=1.461–462. 934. Сл. 31, 33, 10–19; 340–342=1.462. 935. Сл. 45, 4; PG 36, 628–629=1.664. 936. Ср. 2 Тим. 1:14. 937. Сл. 40, 41, 1–24; SC 358, 292–294=1.571. 938. PG 37, 1165–1166=2.391–392. 939. О космологии Григория и двух других Каппадокийцев в связи с античной философией см. Callahan. Philosophy. О сотериологии Григория см. Stephan. Somйriologie. 940. См. Против ересей 4, 20, 1. 941. Ср. Ин. 1:3. 942. Ср. Быт. 1:2. 943. Сл. 5, 31, 11–14; SC 309, 356=1.139. 944. Пс. 32:6. 945. Иов 33:4. 946. Сл. 41, 14, 1–8; SC 358, 344=1.583. Ср. Пс. 103:30 (по LXX). 947. Сл. 38, 9, 5–6; SC 358, 120=1.526. 948. Св. Василий Великий. О Святом Духе 38. 949. Сл. 14, 23; PG 35, 888=1.219. 950. Ср. Ис. 45:9; Рим. 9:21. 951. PG 37, 416–417=2.24–25. 952. Сл. 28, 6, 8–16; 110–112=1.394–395. Ср. Платон. Федон 73d: " (Влюбленные) узнают лиру, и тут же в уме у них возникает образ юноши, которому эта лира принадлежит " " . 953. Физика 2, 4, 196a. Имеются в виду, очевидно, философы–атомисты, учившие о самопроизвольном зарождении вихрей, из которых образуются миры.

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

Ср. Norris. Faith, 67. 916 Сл. 41, 6, 1–9, 3 (6,1–8; 8,1–3; 9,1–3); SC 358, 326–334=1.579–580. 917 PG 37, 408–409=2.22. 918 Ин. 17:21. 919 Сл. 6, 13, 9–15; SC 405, 154–156=1.153–154. 920 В частности, в вопросе о Божестве Святого Духа. 921 Письмо 113 (Пресвитерам в Тарсе); ed. Courtonne, 17=рус. пер. с. 138 (Письмо 109). 922 Имеются в виду, вероятно, " мелетиане " " и " " павлиниане " " . 923 Сл. 23, 10, 11–13, 3; SC 270, 300–306=1.333–335. 924 Сл. 22, 12, 1–9; SC 270, 242–244=1.342–343. 925 Т. е. не требовать, например, открытого признания Духа Богом. 926 Письмо 113, ed. Courtonne, 17=рус. пер. с.138. 927 Сл. 31, 13, 5–14, 13; SC 250, 300–304=1.451. 928 См. Василий Великий. О Святом Духе 21 и 38. Ср. Григорий Богослов. Сл. 29, 15, 1–18; 208=1.423–424. 929 Беседа 24, 3 (PG 31,605A). 930 PG 37, 411=2.23. 931 О том, что значит " " по образу " " ; PG 44,1329C. 932 Ср. Афанасий Александрийский. О Святом Духе 1, 19; Василий Великий. Против Евномия 5. 933 Сл. 31, 31, 1–33, 7; 338–340=1.461–462. 934 Сл. 31, 33, 10–19; 340–342=1.462. 935 Сл. 45, 4; PG 36, 628–629=1.664. 936 Ср. 2 Тим. 1:14. 937 Сл. 40, 41, 1–24; SC 358, 292–294=1.571. 938 PG 37, 1165–1166=2.391–392. 939 О космологии Григория и двух других Каппадокийцев в связи с античной философией см. Callahan. Philosophy. О сотериологии Григория см. Stephan. Somйriologie. 940 См. Против ересей 4, 20, 1. 941 Ср. Ин. 1:3. 942 Ср. Быт. 1:2. 943 Сл. 5, 31, 11–14; SC 309, 356=1.139. 944 Пс. 32:6. 945 Иов 33:4. 946 Сл. 41, 14, 1–8; SC 358, 344=1.583. Ср. Пс. 103:30 (по LXX). 947 Сл. 38, 9, 5–6; SC 358, 120=1.526. 948 Св. Василий Великий. О Святом Духе 38. 949 Сл. 14, 23; PG 35, 888=1.219. 950 Ср. Ис. 45:9; Рим. 9:21. 951 PG 37, 416–417=2.24–25. 952 Сл. 28, 6, 8–16; 110–112=1.394–395. Ср. Платон. Федон 73d: " (Влюбленные) узнают лиру, и тут же в уме у них возникает образ юноши, которому эта лира принадлежит " " . 953 Физика 2, 4, 196a. Имеются в виду, очевидно, философы–атомисты, учившие о самопроизвольном зарождении вихрей, из которых образуются миры. 954

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

У пророка Осии мы встречаем вот какое определение Бога: “Я Бог, а не человек” (Ос. 11. 9). Если Бог, имеющий разум и волю, о чем ясно свидетельствует Библия (3 Цар. 3. 28. Иов. 12. 13, 16. Притч. 3. 19–20. Сир. 1. 1, 5; 15. 18; 42. 21. Ис. 11. 2; 28. 29. Лк. 11. 49. Рим. 11. 33; 14. 26. 1 Кор. 1. 21, 24; 2. 7. Воля Божия: Пс. 106. 11. Прем. 6. 4. Мк. 3. 35. Лк. 7. 30. Деян. 20. 27. 1 Пет. 2. 15; 3. 17; 4. 2, 19. 1 Ин. 2. 17. Рим. 1. 10; 8. 27; 12. 2. 1 Кор. 1. 1. 2 Кор. 8. 5. Еф. 5. 17; 6. 6. 1 Фес. 4. 3; 5. 18. Евр. 10. 36. Откр. 17. 17), не является человеком, то, значит, Он — существо иного порядка, находящееся по Своей природе вне нашего мира. Он, как говорят философы и богословы, трансцендентен по отношению к миру. Эта трансцендентность, то есть природная отличность Бога от физического мира, описывается в Библии словом “Дух”. “Бог есть дух” (Ин. 4. 24. Ср.: Быт. 1. 2; 6. 3; 41. 38. Исх. 15. 10; 31. 3. Числ. 11. 29; 23. 6; 24. 2. Суд. 3. 10; 6. 34; 11. 29; 13. 25; 14. 6, 19; 15. 14; 1 Цар. 10. 6, 10; 11. 6; 16. 13; 19. 20, 23; 2 Цар. 23. 2; 3 Цар. 18. 12. 1 Пар. 15. 1. 2 Пар. 15. 1; 20. 14; 24. 20. Неем. 9. 20. Иф. 16. 14. Иов. 4. 9; 26. 13; 33. 4. Пс. 32. 6; 50. 13; 103. 30; 138. 7; 142. 10. Прем. 1. 7; 9. 17; 12. 1. Ис. 11. 2; 32. 15; 34. 16; 42. 1; 44. 3; 48. 16; 61. 1; 63. 10–14. Иез. 11. 1, 5. Агг. 2. 5. Зах. 4. 6; 7. 12; 3 Езд. 6. 37. Мф. 1. 20; 3. 16; 4. 1; 10. 20; 12. 31–32; 28. 19. Мк. 1. 10, 12; 3. 29; 13. 11. Лк. 1. 35, 67; 2. 26; 3. 22; 4. 1, 18; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 32–33; 3. 5–6, 8, 34; 6. 63; 7. 39; 14. 17, 26; 15. 26; 16. 13; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 17–18, 33, 38; 5. 3, 9; 7. 51; 8. 29; 9. 31; 10. 19; 11. 12, 28; 13. 2, 4; 15. 28; 16. 6–7; 19. 6; 20. 22–23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 2, 11–12, 22; 5.5; 8. 9, 11, 14–16, 23, 26–27; 11. 8; 14. 17; 15. 13, 16, 19, 30; 1 Кор. 2. 10–14; 3. 16; 6. 11, 19; 12. 3–4, 8–11, 13; 15. 45. 2 Кор. 1. 22; 3. 3, 17–18; 5.5. Гал. 3. 5, 14; 4. 6; Еф. 1. 13, 17; 2. 18. 22; 3. 5, 16; 4. 30; 5. 9. Флп. 1. 19. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Фес. 2. 8, 13. 1 Тим. 3. 16; 4. 1. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. 29. Откр. 2. 7, 11, 17, 29; 3. 6, 13, 22; 14. 13; 22. 17).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

7–10 ст. Предки наши согрешили, и их уже нет теперь, а мы несем на себе наказание за беззакония их (7 ст.). Рабы овладели нами, и некому избавить нас от руки их (8 ст.). С опасностью потерять жизнь от меча в пустыне получаем себе хлеб (9 ст.). Кожа у нас почернела, как печь обгорелая, рассеялись все (разседошася, рассыпались) от нестерпимого голода» (10 ст.). Отцы наши согрешиша... (7 ст.) – ср. Иер. 31:29–30 . – Раби обладаша нами (8 ст.) – рабами названы здесь халдеи, а у пр. Исаии называются так все вообще язычники ( Ис. 49:7 ), в том смысле, что они по силе деспотического правления, существовавшего у них, действительно были не более, как бесправными рабами в глазах своих деспотов – царей. – В душах наших носихом хлеб наш от лица меча в пустыни (9 ст.) – с опасностью потерять жизнь от меча в пустыни получали мы хлеб свой (ср. Иер. 30:6 ). Так исполнилась угроза, изреченная еще пр. Моисеем (см. Втор. 28:66–67 ). Разседошася от лица бурей глада (10 ст.); – по причине нестерпимого голода все рассыпались, т. е. голод вынудил всех оставить Иерусалим и рассеяться (см. 4Цар. 25:3–4 ). 11–18 ст. «Жен и дочерей опозорили как на Сионе, так и в других городах иудейских (11 ст.). Князья наши руками их (врагов) повешены, старейшины не почтены (12 ст.). Избраннейшие подняли плач и юноши изнемогают в оковах (13 ст.), у ворот городских прекратились собрания старцев, и смолкли песни избранных (14 ст.). Исчезла (разсыпася, рассеялась) радость сердца нашего, хор (лик, χορς) наш вместо песней обратился к плачу (15 ст.), упал венок с головы нашей. Горе нам, что согрешили (16 ст.). От того смущается сердце наше, от того помрачились глаза наши (17 ст.). На горе Сион стали ходить лисицы, потому что опустела она» (18 ст.). Жен в Сионе смириша, девиц во градех иудиных (11 ст.), разсыпася радость сердец наших, обратися в плачь лик наш (15 ст.) – так исполнилась угроза, изреченная пр. Моисеем: жену поймеши, и ин муж возъимеет ю ( Втор. 28:30 ср. 32:41) и еще: даст тебе Господь тамо (т. е. в рассеянии между язычниками) сердце печальное и оскудевающая очеса, и истаивающую душу ( Втор. 28:65 ). – Спаде венец с главы нашея (16 ст.) – венок на голове служил знаком радости (ср. Ис. 35:10 ), отсюда – спадение венка с головы означает прекращение радости и наступление горя. – Горе нам, яко согрешихом. О сем смутися сердце наше, о сем померкнуша очи наши (15–16 ст.) – в этих словах пророк выражает признание народа иудейского в том, что виною всех бедствий его служат его собственные грехи (ср. 1, 5, 8, 18, а также Втор. 28:45–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Со своей стороны бывает слово внутреннее, произносимое в сердце. И опять слово – произносимое есть вестник мысли. Итак, Бог Слово есть и самостоятельно и Ипостасно; остальные же три слова суть силы души, которые не созерцаются в их собственной ипостаси. (Точное изложение прав. веры, кн. 1, гл. 13; Mg. 94: Р. п. А. Бронзова , стр. 41, ср. кн. 2, гл. 2, стр. 93). 148 Mg. 1029, Ρ. п. 404–406. Василий Великий также выясняет, что Иисус Христос дает Себе различные имена сообразно различию Своих благодеяний людям также по измышлению, коим Он обладал, как человек. Против Евн. кн. 1, п. 7, Mg. 524 D; Р. п. изд. 1847 г. ч. III, стр. 23–24, изд. 1911 г. I, 466. 159 Mg. 1077 А; P. п. 458; cp. Апологию Евномия. Mg. 30, 853 D и Вас. Вел. Против Евномия, книга 2, Mg. 29, 629 А. 166 Mg. 1069; P. п. 449–450; Cp. Вас. Вел.: «Одного имени недостаточно для выражения всех совершенств Божиих» (О вере: Р. п. II, 300; ср. прот. Евн., кн. 1; P. п. I, 470. 170 Mg. 1080 A–1081 С; 1088 B–D; Р. п. 460–463; 470–471; Ср. Гр. Богослов, Послание 1 к м. Евагрию; Ρ. п. IV, 152. 179 Mg. 1109 А: Р. п. 496; Mg. 1116 С; Р. п. 503–504. Во 2 книге св. Григорий под бессмертием в данном месте разумеет Сына Божия. Mg. 480 С; Р. п. V, 279. 181 Что имя «Сущий» ( ν или сущее το ν) – у св. Григория оба имени употребляются безразлично – всего более соответствует сущности Божией – это св. Григорий подробно выясняет в восьмой книге против Евномия (Mg. 768 сл.; Р. п. 101 ст., ссылаясь на Исх.3:14 ; Ис.45:5 ; Пс.101:28 ; Втор.32:33 ; Ис.41:4, 42:8, 43:10, 48:12 ; Евр.11:6 и во многих других местах, напр. кн. 1, Mg. 301 сл. 840 D; Р п. V, 73; VI, 186–187; О жизни Моисея, Mg. 44, 383 А сл; Р. п. 1, 266–267. Эту мысль высказывает и св. Григорий Богослов : «Сколько для нас удобопостижимо, наименования: Сый и Бог, суть некоторым образом наименования сущности, особливо же таково имя: Сый, не потому только, что Вещавший Моисею на горе, когда вопрошен был о имени, как именовать Его, Сам нарек Себе имя сие и повелел сказать народу: Сый посла мя ( Исх.3:14 ), но и потому, что наименование сие находим наиболее свойственным Богу...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В Библии упоминается помазание Е. не только людей, но и различных предметов, связанных с почитанием Бога и служением Ему. Напр., праотец Иаков помазал камень в Вефиле (Быт 28. 18; 35. 14). Е. помазывались скиния, ее утварь, ковчег (скинии) откровения и жертвенник (Исх 29. 36; 30. 26; 40. 9; Лев 8. 10). В храмовом культе Е. приносился отдельно или смешивался с хлебными приношениями (    ), а также использовался в особых обрядах помазания (Исх 25. 6; 29. 2, 7, 21, 40; 30. 24 и след., 31; 31. 11; 35. 8, 14 и след., 28; 37. 29; 39. 38; Лев 2. 1-16; 5. 11; 6. 15, 21; 7. 10 и след.; 8. 2, 26; 9. 4; 14. 10-29; Числ 4. 9, 16; 5. 15; 6. 15; 7. 13-79; 8. 8; 11. 8; 15. 4-9; 28. 5-20; 29. 3-14; 35. 25). Однако некоторые приношения, наоборот, не должны были содержать в себе Е. (напр., жертва за грех - Лев 5. 11; приношение в связи с ревностью мужа к жене - Числ 5. 15). Начатки Е. отдавались священникам, в т. ч. в качестве десятины (Втор 18. 4; Числ 18. 12 и след.; 2 Пар 31. 5; Неем 10. 35-39; 13. 12), что служило выражением верности завету с Богом. Образ Е. часто использовался ветхозаветными пророками (Иез 16. 9, 13, 18 след.; 23. 41; 27. 17; 32. 14; 45. 14, 24 и след.; 46. 5, 7, 11; 46. 14 и след.; Ис 41. 19; 61. 3; Иер 31. 12; 40. 10; 41. 8; Ос 2. 5, 8, 22; Иоиль 1. 10; 2. 19, 24; Мих 6. 7, 15; Агг 1. 11; 2. 12), поскольку обладал богатой семантикой. Из-за того что оливковые деревья растут относительно медленно и собирание их плодов в традиц. культурах всегда сопровождалось радостью, в Свящ. Писании Е. символизировал Божие благословение (Пс 51. 10; 127. 3), прежде всего дарованное Израилю (Иер 11. 16; Иоиль 2. 19, 24; Ос 14. 6-7; Авв 3. 17). Обилие Е. было символом благополучия, богатства и процветания (Втор 32. 13; ср.: Иов 29. 6; во Втор 33. 24 пророчески говорится об Асире: «...окунет в елей ногу свою»), тогда как неурожай маслин, наоборот, означал бедствия (Втор 28. 40). В эпоху Второго храма Е. стал одним из тех элементов, на к-рые распространялись строгие законы о чистоте ( Ios. Flav. De bell. 2. 21. 2; Idem. Antiq. 12. 3. 1; 11QTemple 22. 15-16; 47. 5-14; 49. 5-13; 1QM 9. 8-9; окончательно они были закреплены в раввинистической лит-ре, см.: Мишна Авода Зара 2. 6; Вавилон. талмуд Авода Зара 36a-b; Шаббат 17b; законы в отношении Е., использовавшегося в храмовом культе, см.: Мишна Хагига 2. 4; Вавилон. талмуд Хагига 3. 30-32; Менахот 86b). Евреям запрещалось вкушать Е. язычников или помазываться им («нечистый» Е. язычников называется «погибельным помазанием» (Iosephus et Aseneth. 8. 5), а «чистый» Е.- «благим» (2 Енох 22. 3-7)). Более того, поскольку Е. мог стать «проводником» нечистоты, не только сектанты-ессеи ( Ios. Flav. De bell. 2. 8. 3), но и нек-рые раввины (Мишна Эддуйот 4. 6) вообще отказывались от его употребления (ср. со сказанным Евсевием Кесарийским об Иакове, брате Господнем - Euseb. Hist. eccl. II 23. 5) (см.: Chesnutt. 2005).

http://pravenc.ru/text/189733.html

(Мф.18:6).    В слав. кровь согласно Италийскому переводу (sanguinem), Вульгате, Сирскому и чтению Комплютенской Библии: αμα; у св. Кирилла: τ αματα, как и в Евр., Араб. и древних греческих списках.    В слав. согласно с Комплютенским изданием: к гортани твоему, как и в Евр. Вульг. Сир. Халд. Феодот. Но в Александ. и некоторых др. списках, как у Св. Кирилла; ср. Араб.    Св. Кирилл приводит два известных разночтения 26 стиха: εθνοντα и λγχοντα.    μαρτα, см. напр. Чис.6:14: προσξει... μνδα... ες μαρταν.    В слав.: приведут.    Следует заметить вариант πρξει вм. обычного προςτξει.    В слав.: возмутся.    В парижском издании творений св. Кирилла, 1638 года и у Миня вместо приведенной второй половины 9-го стиха ошибочно помещено начало 10-го, почему оно и повторено в тексте два раза.    По Св. Кириллу блуд зависит от снабдети (πορνεαν от το φυλξαι); в слав. от прият.    Здесь пропуск в подлиннике.    Ες τν οκον τς δικας. Другое чтение: ες τν οκον Ων, откуда слав.: в дом Онов. Разночтения объясняются тем, что в евр. выражении второе слово то принимается за существительное, означающее все ничтожное, суетное, дрянное (Ис.41:29; Зах.10­ греч. τ νωφελε; Ак. Сим.), также — греховное, лицемерное, ложное (Чис.23:21; Иов.5и др. ­ греч. δικα, как здесь вариант y LXX), — то за собственное название египетского города Он или Гелиополиса (город солнца), который вместо обычного и (Быт.41:45, 50, 46:20) пишется у Иез.30:17 (Ср. Иер.43:13; Ам.1:5). Он — Египетское слово, означающее солнце. Ср. Onomasticon Evsebii — Hieronymi, ed. Larsow et Parthey, Berol. 1862, pag. 202—203, lin. 12—15; и толк. св. Кирилла на Ос.5:8—9.    Собственно у св. Кирилла: оставил Господь, не видит Господь землю.    В слав.: мерзости.    Συ ε; в слав.: возсващет соответственно варианту συριε. Глава 5 Ос.5:1—2. Слышите сия жерцы, и вонмите доме Израилев, и доме царев внушите, понеже к вам есть суд: яко пругло бысте стражбе, и якоже мрежа распростерта на Итавирии, юже ловящии лов поткнуша.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сравните Μф. 11:8, Μф. 5:25, Μф. 12:44 и Лк. 7:25 , Лк. 12:56 , Лк. 21:4 . Негреческий оборот Матфея (Μф. 21:26): πντες γρ ς προφτην χο σιν τν ωννην Марк сглаживает разложением на две соподчиненные части, но удерживает не эллинское сочетание εχον τν ωννην ( Мк. 11:32 ); Лука придает фразе грамматическую корректность и стилистическую плавность: πς λας... πεπεισμνος στιν ωννην προφτην εναι ( Лк. 11:6 ). Точно также последний заметно устраняет евраизмы, заменяя ψυχν ατο Марка ( Мк. 8:35 ) кратким αυτν ( Лк. 9:25 ), – раскрывая (20:28–29), что Мк. 12:20–21 οκ φκεν σπρμα (в смысле потомства: 1Цар. 1:11 ; Ис. 59:21 ) значит πθανεν τεκνος, – показывая, что θαμασαν Μф. 8:27 и φοβηθησαν φβον μγαν Мк. 4:41 , будучи синонимическими в евр. tamah ( Еккл. 5:7 y 70-ти μ θαυ σς. Иов. 26:11  – κα ξστησαν), выражают постепенную градацию одного и того же чувства, в котором оттенок страха переходит в изумление: φοβηθντες δ θαμασαν ( Лк. 8:25 ). Все отмеченные явления склоняют к заключению, что Лука редактировал существовавший ранее синоптический текст Матфея и Марка, как последний сделал это с первым. Но и здесь уже проглядывает некоторое предпочтение Марку; ещё заметнее и понятнее оно при воспроизведении исторического хода событий в несколько большей хронологической точности, а именно: её третий синоптик поставляет одною из важных задач своего труда. И вот, если мы снесем Луку с Марком, то окажется весьма немалое сходство в порядке их повествования. Так, первая часть третьего Евангелиста с Лк. 4:31 по Лк. 9:17 , обнимающая события с момента исцеления бесноватого в Капернауме до насыщения пяти тысяч включительно, имеет близкое соответствие с последовательностью Мк. 1:21  – Мк. 6:44 . У обоих этот период деятельности Господа распадается на четыре стадии, начало которых Марк приурочивает к возвращениям в «свой город»: а)  Мк. 1:21–45 ср. Лк. 4:31–5:16 ; б)  Мк. 2:1–28 ср. Лк. 5:17 – Лк. 5:15 ; в)  Мк. 3:1 – Мк. 5:43 ср. Лк. 6:6–8:56 ; г)  Мк. 6:1–44 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010