Ис.60:2 . Ибо вот, тьма по­кроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Го­с­по­дь, и слава Его явит­ся над тобою. «Ибо вот, тьма покроет землю и мрак – народы; а над тобой воссияет Господь, и слава Его явится над тобой.» Это – один из самых излюбленных пророческих образов – сравнение всего ветхозаветного человечества с людьми, покрытыми мраком, блуждающими во тьме, «седящими во тьме... и сени смертней» ( Ис.9:2 ). И вот, как первое творческое слово: «да будет Свет» ( Быт.1:3 ) некогда прорезало тьму первозданного Хаоса, так и пришествие в мир Обетованного Мессии было актом преображения мира, как бы, своего рода, его новотворения (ср. 2Кор.4:6 ). Правда, «свет» этот первоначально будет возжен только в определенном пункте, именно – в Сионе и Иерусалиме; но отсюда, как из центра, лучи его будут постепенно проникать по всему миру и всех привлекут к себе, о чем пророк и говорит непосредственно дальше. Ис.60:3 . И при­дут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Ис.60:4 . Возведи очи твои и по­смотри вокруг: все они собирают­ся, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей тво­их на руках несут. «И придут народы к свету твоему, и цари... сыновья твои из далека идут». Свойство животворящего света таково, что он притягивает к себе все живущее. Неудивительно, что и лучшие представители как язычества ( «народы... и цари»), так и народа израильского ( «сыновья твои... и дочери»), поспешат пойти на тот Свет, который явится в Сионе. Эту мысль, почти в тех же Самых выражениях, мы встречали у пророка Исаии и раньше (см. коммент. на Ис.49:13, 17–18, 22–23 ). Ис.60:5–9 . С 5–9 ст. идет второй отдел пророческо-поэтической речи. Здесь Сион выставляется, как сборный пункт, в который стекаются, вместе с народами, и богатства всего мира. По основному ветхозаветному воззрению, «праведность» получает свою награду еще здесь, на земле, в форме «долголетия» и «материального благополучия и довольства». Вот почему и пророчески – картина нового, праведного Сиона не могла обойтись и без этих реалистических черт.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Несмотря на то что авторы НЗ редко обращались к 3-й песни Раба Господня (Ис 50. 1-11a; ст. 9 в Рим 8. 33 и, возможно, ст. 7 в Лк 9. 51), раннехрист. толкователи также видели в ней указание на Христа, что отмечено уже в «Трех книгах свидетельств против иудеев» свт. Киприана ( Cypr. Carth. Test. adv. Jud. 2. 13; вместе с цитатами из др. гимнов цитируются 5-7-й стихи 3-го гимна: «Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лицо Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде»). Эти ключевые стихи используются в толкованиях чаще всего. Напр., в Послании Варнавы ( Barnaba. Ep. 5. 14; 6. 3; ср.: Ис 50. 7: «…Я держу лицо Мое, как кремень», связанный с Ис 28. 16). Их используют мч. Иустин, сщмч. Ириней, Тертуллиан, Лактанций, иногда вместе с Ис 53. 7 или 53. 12. Свт. Киприан использует их в «Книге о благе терпения». Коммодиан ( Commod. Carmen apol. 353-356) дает пример их антииудейского толкования. Ориген вкладывает их в уста Христа ( Orig. In Ier. hom. 19. 12). Др. стихи, в т. ч. ст. 4, также понимаются Иустином, Тертуллианом, Климентом Александрийским и Оригеном как указания на Христа. Самый большой, 4-й гимн Раба Господня (Ис 52. 13-53. 12) цитируется св. отцами чаще других (см.: Wolff. 1952). В НЗ он понимается прежде всего как обетование того, что исполняется в Иисусе Христе, в Его служении, в жизни и крестной Смерти, в отвержении иудеями, в провозвестии Евангелия народам. В Biblia Patristica отмечено ок. 300 ссылок на 4-й гимн в лит-ре еще до Оригена. Чаще других этот текст прор. Исаии использовали мч. Иустин, Тертуллиан и сщмч. Ириней. Для Иустина (как в «Апологии», так и в «Диалоге с Трифоном Иудеем») гимн является важнейшим доказательством того, что все происшедшее с Иисусом Христом во время Его земного служения было предречено. Особо выделяются стихи о вочеловечении без «вида» и «величия» (Ис 53. 2), о смысле Его Жертвы (ст. 5: «за грехи наши», «за беззакония наши», «наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились»), о божественности (ст. 8: «От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит?»).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Но при всем том ветхозаветные пророки были очень далеки от представления мессианского царства чисто земным и чувственным. Как бы предвидя заблуждение народа, который мог увидеть в их образных представлениях обещание только земного благосостояния и славы Израиля, пророки с особенной настойчивостью утверждали мысль о духовном характере мессианского царства. Они изображают его такими чертами, которые заставляют видеть в нем не всемирную монархию в политическом смысле, а духовно-нравственное и благодатное царство, члены которого будут обладать совершеннейшим боговедением ( Ис. 2:3; 11:9 ; Мих. 4:2 ; Иер. 31:34 ). Как царство добра, правды и мира настолько совершенного, что в нем совсем не будет места для зла и греха ( Ис. 11:6–9; 65:25 ), грядущее мессианское царство будет утверждено не обыкновенными земными средствами: дом Иудин будет помилован и спасен не луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками ( Ос. 1:7 ). Вместо меча препоясанием чресл Мессии будет правда, и опоясанием бедр Его – истина ( Ис. 11:5 ); поэтому и владычество Его над миром основывается не на физической силе, а на всепобеждающей силе правды и любви: «Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса: Я, Господь, призвал Тебя (Отрока Иеговы) в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя; и поставлю Тебя в завет для народа, во свет язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы» ( Ис. 42:5–7 ). Таким образом, Мессия скорее не земной владыка, а духовный пастырь, ведущий Своих овец по пути нравственного совершенствования. Мысль эта с особенной ясностью выражена в пророчестве Иезекииля: «вот Я поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, – раба Моего Давида; Он будет пасти их и будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них ( Иез. 34:23–24 ). И Я дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом ( Иез. 11:19–20 ; ср. Иер. 31:31–34; 32:38–40 ; Мал. 3:2–3 ). Покорность земных народов грядущему Мессии будет не вынужденная, а свободная: это покорность любви и благоговения, покорность детей любимому отцу; без понуждения и насилия народы пойдут к свету Иерусалима, и цари – к восходящему над ним сиянию ( Ис. 60:3 ); они по одному лишь сердечному влечению обратятся к корню Иессееву, как к знамени народов ( Ис. 11:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

«Очистил его от камней» – от больших камней, мелкий же камешек служит для закрепления лоз в почве. Башни в винограднике устраивались для того, чтобы сторож виноградника мог наблюдать оттуда за целостью лоз, которым мог повредить главным образом скот. «Точило» – собственно нижний чан, находившийся в земле, в который из верхнего чана, где мяли виноград, стекал виноградный сок. Виноград отборный – по евр. sorek (ассир. Sarka), т. е. преимущественно темно-красного цвета. «Дикие ягоды» – плохого качества ягоды. Ис.5:3 . И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рас­судите Меня с виноградником Мо­им. Ис.5:4 . Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он при­несет добрые грозды, он при­нес дикие ягоды? Ис.5:5 . Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Мо­им: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; раз­рушу стены его, и будет по­пираем, Ис.5:6 . и оставлю его в запусте­нии: не будут ни обрезы­вать, ни вскапы­вать его, – и зарастет он тернами и волчцами, и по­велю облакам не про­ли­вать на него дождя. Здесь говорит Возлюбленный, т. е. Всевышний. «Ограда» – (ст. 5) – невысокие каменные стенки вокруг виноградника в 1–2 аршина высоты. «Обрезывать» лозы (6 ст.) было необходимо для придания им большего плодородия. Почву виноградника несколько раз в год вскапывали для возвышения ее плодоносности. Ис.5:7 . Виноградник Го­с­по­да Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насажде­ние Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль. Притча, с какой Господь обращался в 3–6 ст. к Израилю, здесь разъясняется. «Вопль», т. е. слышны в народе вопли людей, обиженных людьми сильными. Ис.5:8–23 . За свои грехи и преступления иудеи будут строго наказаны. Пострадают те, кто посягает на чужие владения: их собственные земли будут опустошены и доход с них умалится. Люди, проводящие все свое время в наслаждениях, будут терпеть голод и жажду и в конце концов будут поглощены зияющей пастью преисподней. Рабы греха, нагло отрицающие бытие Промысла и неизбежность суда Божия над людьми, скоро на себе попытают тяжесть этого суда. Поплатятся за свои грехи и другие грешники.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

47 . Послушайте, что сказано пророчественным Духом и об опустошении земли иудейской. Его слова произнесены как бы от лица народа, удивляющегося тому, что совершилось. Они суть следующие: «Сион стал пуст, как пустыня сделался Иерусалим; проклят дом, святилище наше, и слава, которую благословили отцы наши, пожжена огнём и всё славное Его пало. И Ты терпел всё это и молчал, и смирил нас жестоко» ( Ис.64:10–12 ). А что Иерусалим опустошён, как предсказано, вам это известно. Об опустении его и о том, что никому из иудеев не позволено будет там жить, сказано пророком Исаией так: «Земля их пуста, враги их пожирают её в глазах их, и никто из них не будет жить в ней» ( Ис.1:7 ). И вы хорошо знаете, что наблюдается вами, чтобы никто не был в нём, и что смертная казнь определена тому иудею, который будет захвачен при входе в него. 48 . Послушайте, в каких словах было предсказано о Христе нашем, что Он будет исцелять всякие болезни и воскрешать мёртвых. Они суть следующие: «С пришествием Его хромой будет скакать, как олень, язык немых будет ясен, слепые прозрят, прокажённые очистятся и мёртвые воскреснут и будут ходить» ( Ис.35:4–6 ). А что Он это сделал, вы можете узнать из актов, составленных при Понтии Пилате. Каким образом предвозвещено пророчественным Духом и то, что Он умерщвлён будет вместе с уповающими на Него, послушайте, что сказано Исаией. Сказано так: «Вот как праведный погиб, и никто не принимает этого сердцем; и люди праведные истребляются, и никто не подумает о том. Праведный взят от лица неправды и его гроб будет в мире: он взят из среды нас» ( Ис.57:1–2 ). 49 . И опять послушайте, как сказано через того же Исаию, что не ожидавшие Его народы языческие поклонятся Ему, а иудеи, всегда ожидающие, не узнают Его, когда Он придёт. Слова эти сказаны как бы от лица самого Христа, и суть следующие: «Я был явлен тем, которые не спрашивали обо Мне, и найден теми, которые не искали Меня. Я сказал: вот Я у народов, которые не призывали имени Моего. Я простёр руки Мои к народу непослушному и прекословящему, к людям, которые ходили путём не добрым, но вслед грехов своих. Народ этот разгневляет Меня пред лицом Моим» ( Ис.65:1–3 ). И действительно, иудеи, имеющие в руках пророчества и всегда ожидавшие пришествия Христа, не узнали Его, и не только не узнали, но и отвергли, а язычники, никогда не слыхавшие о Христе дотоле, пока апостолы Его не пришли из Иерусалима, не возвестили о Нём и не сообщили пророчеств, – с радостью и верою отстали от идолов и предались через Христа нерождённому Богу. Что наперёд известны были те злословия, которые будут разглашать на исповедающих Христа, и как жалки те, которые хулят Его и почитают прекрасным соблюдать древние обряды. Послушайте, как в кратких словах сказано о том Исаией. Сказано так: «Горе тем, которые называют сладкое горьким, и горькое сладким» ( Ис.5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

74. Слово в Неделю о слепом и в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 193 «Яко будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов; и приидут к ней вси языцы, и пойдут языцы мнози и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему. От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима. И ныне, доме Иаковль, приидите, пойдем светом Господнем» ( Ис. 2:2–3, 5 ). Память празднуемых ныне святых Кирилла и Мефодия, просветителей народов словенских, побуждает нас, братие, бросить взор на судьбы Церкви вообще и русской в особенности. Эти судьбы одинаковы во всякое время: вечно презираемая и уничиженная в глазах сильных и знатных людей мира сего, она тихо и безвестно совершает дело свое, хотя имеет в себе сокрытую красоту и славу внутренней жизни, делающую учение ее выше всех учений человеческих. Ее жизнь питается от имеющего в себе неистощимую жизненность корня, который должен дать отпрыск и плодами его наполнить всю вселенную ( Ис. 27, 6 ) в грядущие дни. Таковы были судьбы Церкви во дни Исаии пророка. «Гора дома Господня», около которой сосредоточивалась духовная жизнь Израиля, была презираема им, и сыны Израиля отпали сердцем от Бога своего. «Они, – по слову пророка, – многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении. И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его... И преклонился человек, и унизился муж» ( Ис. 2, 6–9 ), подчинив себя игу чужих народов. Чтобы призвать Израиля к хождению путями Господними, пророк указывает Израилю на будущее возвышение горы Господней над всеми горами и холмами ( Ис. 2, 2 ), провидит, что отрасль Господа явится некогда в красоте и славе для спасенных сынов Израиля, что «воды Силоама, текущие тихо», то есть дом Давидов, прославится чрез происшедшего из него Еммануила ( Ис. 4:2, 8:6 ), что презираемый Израилем краеугольный камень Сиона, то есть царство Давида, или Церковь , особенно же Сам Основатель Церкви Христос сделается камнем многоценным, испытанным, крепко утвержденным ( Ис. 28, 16 ). И как исполнились все эти слова пророка во дни Христовы! Ибо поистине учение Христово возвысилось над всеми прочими учениями, и пред высотой христианской добродетели невольно должны были преклониться и преклоняются самые крайние поборники неверия (как, например, Вольтер и Руссо в так называемый «век просвещения» XVIII век).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Глава 24 1–6. Опустошение земли и наказание ее обитателей за их нечестие. 7–13. Исчезновение с земли всякой радости. 14–18а. Праведные – спасены, виновные – наказаны. 18–20. Потрясение земли. 21–23. Наказание царей земных и воцарение Всевышнего Ис.24:1–6 . Пророк видит, как Господь опустошает землю и совершает Свой правый суд над всеми людьми без различия, потому что люди, населяющие землю, преступили вложенные в их сердца божественные повеления и осквернили себя всякими грехами. Ис.24:1 . Вот, Го­с­по­дь опустошает землю и делает ее бес­плодною; изменяет вид ее и рас­севает живущих на ней. Так как пророку будущее земли было открыто в видении, то ясно, что пророчество его не могло иметь строгой последовательности в изображении разных моментов будущего суда над землей, а равно также из него не видно, когда начнется этот суд, как и кем он будет произведен. Ясно только, что пророчество это имеет в виду последние времена мира и начинает собою ряд пророчеств об этих временах, которые (пророчества) заканчиваются 27 главой. «Делает ее бесплодною» – правильнее, опустошает, разоряет. «Вид», т. е. все существующие на ней города, укрепления и проч. Ис.24:2 . И что будет с народом, то и со священ­ником; что со слугою, то и с го­с­по­дином его; что со служанкою, то и с го­с­по­жею ее; что с по­купа­ю­щим, то и с про­да­ю­щим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с да­ю­щим в рост. Несмотря на различие в общественном положении, все люди будут подвергнуты наказанию от Бога. Ис.24:3 . Земля опустошена вконец и совершен­но раз­граблена, ибо Го­с­по­дь изрек слово сие. Ис.24:4 . Сетует, уныла земля; по­никла, уныла вселен­ная; по­никли воз­вышав­шиеся над народом земли. «Изрек слово сие» – т. е. так решил, повелел. «Возвышавшиеся над народом земли» – возможно правильнее, по Condamin " у, – небо вместе с землею погибнет! Ис.24:5 . И земля осквернена под живущими на ней, ибо они пре­ступили законы, изме­нили устав, нарушили вечный завет. «Преступили законы», т. е. данные всему человечеству предания ( Быт.9 и сл.) и голос своей совести ( Рим.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И пастухи со стадами не будут отдыхать там. 21 . Но будут обитать в нём звери пустыни, И домы наполнятся филинами: И страусы поселятся, И косматые будут скакать там. 22 . Шакалы будут выть в чертогах их, И гиены – в увеселительных домах. Исаия 14: 1 . Близко время его, И не замедлят дни его. Исаия 14: 23 . И сделаю его владением ежей и болотом, И вымету его метлою истребительною, Говорит Господь Саваоф. (626–586 до Р.Х.) Иеремия 51: 26 . И не возьмут из тебя камнядля углов, И камня для основания, Но вечно будешь запустением, Говорит Господь. 43 . Города его сделались пустыми, Землёю сухою, степью, Землёю, где не живёт ни один человек, И где не проходит сын человеческий. Предсказания 1 . Вавилон будет подобен Содому и Гоморре ( Ис. 13:19 ). 2 . Никогда не будет вновь населён ( Иер. 51:26 ); ( Ис. 13:20 ). 3 . Арабы не будут разбивать там своих шатров ( Ис. 13:20 ). 4 . Там не будут пастись овцы ( Ис. 13:20 ). 5 . Звери пустыни населят развалины Вавилона ( Ис. 13:21 ). 6 . Камни Вавилона не будут использоваться для строительных работ ( Иер. 51:26 ). 7 . Мало кто будет посещать развалины ( Иер. 51:43 ). 8 . Вавилон будет покрыт болотами ( Ис. 14:23 ). Исторические данные Согласно Британской энциклопедии, «вплоть до XIX века источником сведений об Ассирии и Вавилоне служили только Ветхий Завет да работы нескольких греческих авторов. История и культура этих двух стран стали известны лишь после открытия древних памятников и письменных документов, в особенности когда было расшифровано клинописное письмо и языки ассирийцев и вавилонян» (Предсказания 1, 2). Вавилон был богатым городом. «Уже задолго до того, как Вавилон обогнал свою соперницу Ниневию, – пишет Остин Лейард, – он был знаменит размахом и важностью торговли. Он занимал самое выгодное положение для того, чтобы вести торговлю со всеми районами известного в ту эпоху мира. Город стоял на судоходной реке, которая... на одном из своих участков приближалась всего на полтораста километров к Средиземному морю, а впадала в Индийский океан. Параллельно этой великой реке существовала другая, почти такая же важная. Тигр... протекал через плодородные области Ассирии и доставлял их разнообразные товары в вавилонские города. Требовалось не так уж много усилий и предприимчивости, чтобы превратить Вавилон не только в столицу Востока, но и в главный центр торговых связей между Востоком и Западом».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

2. Моисеи пророчествует о прошлом, в прошлом открывая смысл Божиих действий. История мироздания осмысленна с самого начала. Второй библейский космогонический текст — Исаия, главы 40—4& И он раскрывает смысл первой главы «Бытия». То, что скрыто первой главе Бытия — с этого начинает Исаия: «Утешайте, утешайте народ Мой» (Ис. 40, 1). «Бытие» Моисей недаром пишет в годы странствий Израиля, в годы искушений, в годы отчаяния. «Всякий дол да наполнится, всякая гора и холм да понизится» — Бог, из небыти! возмогший сотворить мир, силен и уничижение, и плен Израиля обратить к его славе. «И узрит всякая плоть спасение Божие»: космология — основа сотериологии Израиля (Ис. 40, 5). «Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли» (Ис. 40, 23). Надежда на Божию помощь и наказание может утверждаться лишь одним — тем, что этот Бог создал все. И в то небытие, из которого Он извел нечто, Он может его возвратить, («борющиеся с тобою [Израиль] будут как ничто, совершенно ничто» (Ис. 41, 12)) и из небытия и унижения возвести к славе. Но это — прежде всего не угроза, а увещевание, обращенное в первую очередь к самому Израилю: «Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего»? Разве ть не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает?… надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — не устанут, пойдут — и не утомятся» (Ис. 40, 27–31). И в конце — вопль Божией любви: «Израиль, не забывай Меня!» (Ис. 44, 21). Итак — бесстрашие — вот что должен породить рассказ о творении у Израиля, вот почему к народу, прячущемуся в пустыне от мести империй, обращается укрепляющая и обнадеживающая его весть о том, что Ягве, Бог Израиля, не есть лишь мелкий племенной божок, но — Творец неба и земли, который является и Господом истории. 3. Итак, космология Библии в существе своем является лишь частью ее экклезиологии (учения о Церкви): Израиль, знай, Кто есть твой Бог, откуда ты взялся и куда идешь. История космоса есть часть истории Церкви, но не наоборот.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

37 . Дабы и это было ясно для вас, вот какие слова от лица Отца сказаны вышеупомянутым пророком Исаией: «Вол знает владельца своего и осёл ясли господина своего; Израиль же не знает Меня, народ Мой не уразумел. Увы, народ грешный, народ, исполненный грехов, семя лукавое, сыны беззаконные, вы оставили Господа» ( Ис.1:3, 4 ). И ещё в другом месте тот же пророк говорит также от лица Отца: «Какой дом построите Мне, – говорит Господь. – Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих» ( Ис.66:1 ). И ещё в другом месте: «Новомесячий ваших и суббот ненавидит душа Моя, и великого дня поста и праздности не терплю. И когда придёте явиться Мне, не услышу вас, – руки ваши исполнены крови. И если принесёте Мне пшеничную муку, или курение, это – мерзость для Меня; тука овнов и крови волов не хочу. Ибо кто требовал этого от рук ваших ( Ис.1:11–15 ). Но разрушь всякий союз неправды, разорви сети насильственных договоров; прикрой бескровного и нагого, раздробляй алчущему хлеб твой» ( Ис.58:6 ). Теперь можете судить и о том, каково учение, которое предлагается пророками от лица Бога. 38 . Когда же говорит пророчественный Дух от лица Христова, так Он вещает: «Я простёр руки Мои к народу непослушному и прекословящему, к людям, которые ходят путём не добрым» ( Ис.45:2 ). И ещё: «Я отдал спину Мою на бичевание и ланиты Мои на заушение; лица Моего не отвратил от стыда заплеваний. И Господь был помощник Мой; посему Я не смутился, но положил лицо Своё, как твёрдый камень; Я знал, что не буду посрамлён, ибо близок оправдавший Меня» ( Ис.50:6 ). И опять говорит: «Они бросили жребий об одежде Моей и пронзили Мои ноги и руки. Я же почил и уснул, и потом восстал, ибо Господь поддержал Меня» ( Пс.21:16, 18 ). И опять говорит: «Говорили устами, кивали головою, говоря: пусть спасёт Самого Себя» ( Пс.21:8–9 ). Всё это сделано иудеями над Христом, как вы сами узнать можете. Ибо, когда Он был распят, они, шевеля губами и кивая головою, говорили: «Воскресивший мёртвых, пусть спасёт Самого Себя» ( Мф.27:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010