49 Пс 26:9. 50 Мф 19:10—11. 51 Ср.: 1 Тим 5:22. 52 1 Кор 7:37. 53 1 Кор 7:36. 54 Притч 19(по LXX). В Синод. пер.: Разумная жена — от Господа. 55 1 Тим 2:7. 56 1 Кор 7:7. 57 Прем 8:21. 58 Иак 1:14. 59 Рим 12:21. 60 1 Кор 15:56. 61 1 Кор 15:57. 62 Мф 26:41. 63 Притч 3:11. 64 Лк 22:32. 65 Зах 1:3. 66 Пс 79(по LXX). 67 Пс 84:7, 5 (по LXX). 68 Ин 6:65. 69 2 Пар 15:2. 70 1 Пар 28 71 Рим 4:4. 72 1 Кор 15:9. 73 1 Кор 15:10. 74 2 Кор 6:1. 75 1 Кор 15:10. 76 2 Тим 1:8—9. 77 Тит 3:3. 78 Тит 3:4—7. 79 Пс 26:9. 80 Пс 29:7. 81 Пс 29:8. 82 Песн 8:5. 83 Ис 1:18. 84 Ин 15:5. 85 2 Тим 4:6—7. 86 2 Тим 4:8. 87 1 Кор 4:7. 88 Иак 1:17. 89 Ин 3:27. 90 Пс 67:19; Еф 4:8. 91 2 Тим 4:7. 92 2 Кор 3:5. 93 Втор 8:17—18 (по LXX). В Синод. пер.: И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство. 94 1Кор 15:57. 95 Пс 43:23. 96 Рим 8:36—37. 97 Рим 9:16. 98 1 Кор 7:25. 99 Еф 2:8. 100 Еф 2:9. 101 Ср.: Рим 2:6. 102 Авв 2:4; Рим 1:17; Евр 10:38. 103 Рим 3:28. 104 Т.Е. апостол Павел, ср.: Деян 9:15. 105 Гал 5:6. 106 Иак 2:19. 107 Мф 16:27. 108 Рим 2:6. 109 Рим 4:4. 110 Рим 11:5—6. 111 Рим 6:23. 112 Ин 15:5. 113 Еф 2:8—9. 114 Еф 2:10. 115 Имеется в виду псалмопевец Давид. — Прим. ред. 116 Пс 50:12. 117 2 Кор 5:17—18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога. 118 Мф 16:27; Рим 2:6; Пс 61:13. 119 Ин 1:16. 120 Рим 12:3. 121 1 Кор 7:7. 122 Рим 6:23. 123 Пс 102:4. В Синод. пер.: милостью и щедротами. 124 Флп 2:13. 125 Флп 2:12. 126 Рим 3:20. 127 Рим 4:15. 128 Рим 7:6. 129 Рим 7:7—13. 130 Гал 2:16. 131 2 Кор 3:6. 132 Рим 8:12—13. 133 Рим 8:14. 134 Рим 10:3. 135 Флп 3:8—9. 136 Рим 6:14. 137 Гал 5:4. 138 2 Фес 3:2. 139 Гал 2:21. 140 Мф 5:17. 141 Лк 19:10; Мф 18:11. 142 Мф 6:12—13. 143 1 Кор 7:25. 144 Рим 12:3. 145 Еф 2:8. 146 Еф 6:23. 147 Флп 1:29. 148 2 Кор 4:13. 149 Рим 10:14. 150 Пч 94:7—8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

г) необходима для нашею искупления: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:28 ). Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим.2:6 ). Господь дал Себя за нас, чтоб избавить нас от всякого беззакония ( Тит.2:14 ); д) принята Богом как очистительная жертва: Когда душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его ( Ис.53:10 ). Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное ( Еф.5:2 ). Смерть Господа была а) добровольною: Он предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем ( Ис.53:12 ). Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представить Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? ( Мф.26:53–54 ). Я живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня ( Гал.2:20 ), Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу ( Евр.9:14 ); б) незаслуженною: Пилат сказал: вы привели ко мне Человека Сего, как развращающего народ; и воть, я при вас исследовал и не нашел Человека Сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти ( Лк.23:14–15 ); в) крестною казнью: Иисуса, бив, предал Пилат на распятие. Выходя, встретили одного киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест. Распявшие же Его делили одежды Его ( Мф.27:26,32,35 ). Был час третий, и распяли Его ( Мк.15:25 ). Когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его ( Лк.23:33 ). Пилат предал Его иудеям на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его ( Ин.19:16–18 ). Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:8 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

19; 2 Цар 14. 16; Иер 16. 18; 50. 11) и «землей Господней» (Ис 14. 2; ср.: 2 Пар 7. 20; Нав 22. 19). О земле восточнее Иордана Господь говорит: «Галаад ты у Меня...» (Иер 22. 6). С особой ясностью эта мысль выражена в словах Господа, обращенных к народу: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев 25. 23). На представлении о том, что эта земля принадлежит Яхве, основаны предписания о субботнем и юбилейном годах в Лев 25. Непослушание израильтян по отношению к Яхве оскверняет эту св. землю (Иер 2. 7: «...вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью»; Иер 16. 18: «И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их, потому что осквернили землю Мою, трупами гнусных своих и мерзостями своими наполнили наследие Мое»). Люди говорят об Израиле, что «они - народ Господа и вышли из земли Его» (Иез 36. 20). Яхве не терпит вторжения др. народов в Его землю. Он «изрекает слово» против Едома и народов, «которые назначили землю Мою во владение себе» (Иез 36. 5). Прор. Иоиль говорит о захватчиках как о народе, к-рый «пришел на землю» Господа (Иоил 1. 6; ср.: 2. 18; 3. 2). Враги напрасно пытаются захватить землю Господа, ибо Он утвердил «сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих» (Ис 14. 25). В ВЗ подчеркивается, что Израиль получил землю не по своим заслугам, но как дар Бога (Втор 1. 36 и др.). Из-за грехов прежних жителей этой земли Яхве изгнал эти народы и отдал землю израильтянам (Втор 1. 8 и др.). Земля, принадлежащая Яхве и изобилующая Божиими дарами, описывается как «земля хорошая и пространная, где течет молоко и мед» (Исх 3. 8; ср.: Числ 14. 7; Втор 1. 25; 6. 3; 11. 9; 26. 9, 15; 27. 3; Иер 11. 5; 32. 22). Втор 8. 7-10 воспевает источники вод, плодородие этой земли, изобилие пищи и наличие драгоценных металлов. Господь непрестанно «печется» о земле: «Ибо земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал [ее] при помощи ног твоих, как масличный сад; но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, земля, о которой Господь, Бог твой, печется: очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года» (Втор 11.

http://pravenc.ru/text/199717.html

Бог Сам поставляет царей над народами: «Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет» (Дан 4. 22; ср.: 3. 37-38); каждому народу дал Он вождя (Сир 17. 14; Исх 22. 28); Он низлагает и поставляет царей (Дан 2. 21; Прем 6. 1-9; 1 Цар 13. 13-14), называет их «сынами Всевышнего» (Пс 81. 6), дарует им от Себя державу и силу (Прем 6. 3), помазует их святым Своим елеем (Пс 88. 21), так что «с того дня» почивает над ними Дух Господень (ср.: 1 Цар 16. 13). Через царей управляет Бог земными царствами: «Мною цари царствуют,- говорит Он,- и повелители узаконяют правду; Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» (Притч 8. 15-16; ср.: Ис 22. 20-23). Сердце царя в руке Господа, как потоки вод, прибавляет пророк, Он направляет его, куда захочет (Притч 21. 1). Богу покорны и цари языческие: царя вавилонского Навуходоносора II Бог на известное время наделяет силой, отдает «под ярмо» его народы (Иер 27. 6 и слл.), Господь называет языческого царя Своим рабом (Иер 43. 10), т. е. тем, кто послушен Его воле; Навуходоносор становится орудием наказания иудеев за их непослушание Богу (Иер 45. 13 слл.; 52. 4 слл.; ср.: Ис 44. 28). Прп. Исидор Пелусиот замечает: царь вавилонский, к-рый так глубоко пал, что возмечтал о равенстве с Богом, «после того, как исповедал несравненное превосходство Царя Небесного, воспринял прежнюю свою власть» ( Isid. Pel. Ep. II 84; ср.: Дан 4. 25-34; Hieron. In Ion. 3. 9). Извращенная В. сама себя обрекает суду Божию («Я дал тебе царя во гневе Моем и отнял в негодовании Моем» - Ос 13. 11), к-рый неизбежно сокрушит ее в назначенный день (Дан 7. 11-12, 26): связав свое дело с силами зла, такая В. в конце концов и падет вместе с ними. Всякая В.- человека над природой (Быт 1. 28), мужа над женой (Быт 3. 16; Сир 9. 2), родителей над детьми (ср.: Лев 19. 3), госпожи над служанкой (Быт 16. 9) и проч. (даже властные отношения, к-рые существуют в животном мире, напр. между пчелами, журавлями, рыбами и т. п.) - установлена Богом, и осуществление ее подчинено повелительным требованиям воли Божией.

http://pravenc.ru/text/155023.html

ж) получать в последний день вечную жизнь: В день откровения праведного суда от Бога, он воздает тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную ( Флп.2:6–7 ); з) воцарятся в вечной жизни: Приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни вечной посредством единого Иисуса Христа ( Рим.5:17 ). О жизни духовной Бог есть виновник жизни духовной: Насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни ( Пс.35:9–10 ). Бог, богатый милостью, нас мертвых по преступлениям оживотворил со Христом ( Еф.2:4–5 ). В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков ( Ин.1:4 ). Я есмь Путь и Истина и Жизнь ( Ин.14:6 ). Слово Божие а) есть орудие жизни духовной: Жаждущие, идите все к водам. Послушайте меня внимательно и вкушайте благо. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша ( Ис.55:1–3 ). Слово Твое оживляет меня ( Пс.118:50 ). Сын мой, словам моим внимай, потому что они жизнь для того, кто нашел их ( Притч.4:20,22 ). Для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они жили по Богу духом ( 1Петр.4:6 ); б) есть самая жизнь духовная: Положите на сердца ваши все слова, которые я объявил вам, и завещайте их детям своим, чтоб они старались исполнять все слова закона сего. Ибо это жизнь ваша ( Втор.32:46–47 ). Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь ( Ин.6:63 ). Все делайте без сомнения, содержа слово жизни ( Флп.2:14,16 ). Жизнь духовная поддерживается а) Господом: Хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни. Ядущий Меня жив будет Мною ( Ин.6:33,35,57 ). Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал.2:19–20 ); б) верою: Всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек ( Ин.11:26 ). Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:31 ). Что ныне живу я во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня ( Гал.2:20 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Дети, непокорные своим родителям а) суть для них поношение: Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамный и бесчестный ( Притч.19:26 ); б) причиняют им печаль: Глупый сын сокрушение для отца своего ( Притч.19:13 ) и огорчение для его матери ( Притч.10:1 ). Родил кто глупого, себе на горе, и отец глупого не порадуется ( Притч.17:21 ); в) не имеют уважения к старикам: В народе один будет угнетаем другим и каждый ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем. Горе душе их! Ибо сами на себя навлекают зло ( Ис.3:5,9 ). Угрозы, проклятия и наказанья тем детям, которые а) презирают своих родителей: Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь ( Втор.27:16 ). У тебя, дом Израилев, отца и мать злословят. Наготу отца открывают у тебя: развею тебя по землям и положу конец мерзостям твоим среди тебя. И сделает сам себя презренным пред глазами народов ( Иез.22:7,10,15–16 ); б) ослушаются своих родителей: Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их: то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и скажут им: сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все израильтяне услышат и убоятся ( Втор.21:18–21 ); в) насмехаются над ними: Глаз, насмехающийся над отцем и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные ( Притч.30:17 ); г) злословят их: Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти. Отца своего и мать свою он злословил, кровь его на нем ( Лев.20:9 ; Мф.15:4 ; Мк.7:10 ); д) бьют их: Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти ( Исх.21:15 ); е) насмехаются над стариками: Елисей пошел в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый, иди, плешивый. Он оглянулся и увидел их, и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из лесу и растерзали из них сорок два ребенка ( 4Цар.2:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

15 Автор: и восполняю то, чего нет (или недостает) из скорбей (т. е. в числе скорбей) Христовых: et repleo, quae desunt pressuratum Christi. 16 Предназначенным, Qui praedestinatus est. Греч. ρισθντος . 17 De filio suo, ut ex ressurrectione mortuorum. 18 Qui ex quo creatus est, hoc est. 19 Ни у Луки, ни у других евангелистов этих слов нет (см. Матф. 3:17; Мк. 1:11; Лук. 3:22), они взяты из Псал. 2 (ст. 7). Но эта версия Бога Отца при крещении Иисусовом была распространена в древности и, может быть, Тихоний пользовался таким списком Евангелия Луки, где вместо Σ ε υ ς μου γαπητ ς , ν σο ηδ κησα стояло на самом деле: υ ς μου ε σ , γ σ μερον γεγνηκα σε . 20 Т. е. Церковь, или верующие, и Христос. 21 Автор: si autem vos unum estis in Christo Iesu, т. е. если вы составляете одно во (или о) Христе Иисусе и т. д. 22 Itaque in capite suo filius est Dei; et Deus in corpore suo, filius est hominis. 23 Non cognoverunt. Впрочем, здесь автор переводит посредством cognoscere уже не γιγνσκω , как прежде, а ο δα и наоборот, novisse, соответствующаго глаголу nescire, употр. при передаче Ис. 45:5, переводит уже не ο δα , как там, а γιγνσκω . 24 Calcabunt, будут ступать, ходить. 25 Senior, старейшина, соответственно греческому πρσβυς (у LXX), которое, впрочем, можеть означать и то же, что πρεσβευτς , т. е. посол, посланник, вестник. Ср. слав. «ходатай» . 26 Quia non valuit arbor navis tuae, inclinaverunt tua vela т. е. так как не выдержало дерево корабля твоего (мачта), наклонились (или повисли) паруса твои и т. д. 27 Tabernacula Cedar, греч. σκηνματα Κηδρ , т. е. собственно шатры Кидара. 28 Собственно: котораго Господь разделит на две части, quem Dominus dividit (dividet?) in duas partes. 29 Т. е. о Церкви, состоящей из добрых и злых, пшеницы и плевел. 30 Т. е. христиане из язычников. 31 Iustificari, быть оправдываемым. Но этот страдательный залог вместо действительнаго (Iustificare) есть, вероятно, ошибка или древних переписчиков или наборщиков перваго издания сочинения Тихония (в Лионской Maxima Bibliotheca Veterum Patrum), незамеченная издателями (среди многих других ошибок) и перешедшая, затем, в позднейшия перепечатки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4028...

ж) вечная жизнь: Верующий в Меня имеет жизнь вечную ( Ин.6:47 ). Веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную ( 1Ин.5:13 ). Верующий в Господа а) не будет постыжен и осужден: Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, верующий в него не постыдится ( Ис.28:16 ; 1Петр.2:6 ). Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу ( Рим.8:1 ); б) не умрет никогда и не погибнет: Всякий живущий и верующий в Меня не умрет во век ( Ин.11:26 ). Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ); в) не живет во тьме: Я Свет пришел в мир, чтобы всякий, верующий в Меня, не оставался во тьме ( Ин.12:46 ); г) рожден и любим Богом: Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден ( 1Ин.5:1 ). Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога ( Ин.16:27 ); д) имеет уверенность в своем спасении и соблюдается к тому чрез веру: Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его ( 1Ин.5:10–11 ). Благословен Бог, возродивший вас к упованию живому, к наследству нетленному, силою Божией чрез веру соблюдаемых ко спасению ( 1Петр.1:3–5 ). Блажен уверовавший: [Елисавета воскликнула] блаженна уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа ( Лк.1:45 ). Иисус говорит Фоме: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие ( Ин.20:29 ). Вера производит а) послушание Богу: Что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал ( Ин.6:28–29 ). Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса ( Откр.14:12 ); б) любовь ко Господу и общение с Ним: Не видевши Господа, любите, и доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною ( 1Петр.1:8 ). Да даст вам Отец верою вселиться Христу в сердцах ваших, чтобы вы, утвержденные в любви, могли уразуметь превосходящую разумение любовь Христову ( Еф.3:16–19 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ж) избирает и посылает служителей: «ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» ( Ис. 48:16 ). – «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их... Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр» ( Деян. 13:2, 4 ). – «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 ). з) направляет их, куда они должны идти: «Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их» ( Деян. 10:19, 20 ). – Павел сказал: «по влечению Духа, я иду в Иерусалим» ( Деян. 20:22 ). и) дает мудрость служителям: «Некоторые... из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» ( Деян. 6:9, 10 ). – «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом» ( 1Кор. 12:8 ). и) сообщает силу творит чудеса: «не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия» ( Рим. 15:18, 19 ). – «Иному... даются Духом дары исцелений... иному чудотворения» ( 1Кор. 12:8, 9, 10 ). к) совершает новое рождение: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин. 3:6 ). – «Он спас нас... по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит. 3:5 ). л) дает жизнь духовную: «вложу в вас дух Мой, и оживете, и помешу вас на земле вашей» ( Иез. 37:14 ). – «Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас... если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» ( Рим. 8:11, 13 ). м) научает всему: «Дух Святый... научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин. 14:26 ). – «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все... самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно» ( 1Ин. 2:20, 27 ). н) наставляет и руководит: «Когда... приидет... Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Ин. 16:13 ). – «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» ( Пс. 142:10 ). – «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» ( Рим. 8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

( Рим.9:16 ) Итак, по вышеприведенным свидетельствам, «дело» помилования нисколько «не... зависит, ни от желающаго, ни от подвизающагося, но от... милующаго... Бога» . Ведь, прежде чем появилась воля и начались личные подвиги, уже открыто было избрание Промысла Божия. Если же вы станете роптать, говоря: зачем же это так делается, – то ропщите и на то, зачем избран Исаак; а также: почему, из рожденных вместе братьев, Иаков был возлюблен, а Исаву оказана ненависть? ( Рим.9:17 ) И посему мог сказать Фараону: " я воздвиг тебя, чтобы показать на тебе силу Мою и славу Мою, и чтобы возвещалось имя Мое по всей земле» ( Исх.9:16 ). ( Рим.9:18 ) Итак, из этих примеров очевидно было, что он пользуется властью Своею: «кого хочет, – милует, и кого хочет, – ожесточает» . ( Рим.9:19 ) Но прежде чем они сказали бы ему (Апостолу Павлу): «на Бога возлагаешь ты вину за это», – он сам (Апостол) поспешил сказать им: «но ты , – говорит, – может быть, так скажешь: зачем же вину налагает на другого, когда тут воля Его совершается?» ( Рим.9:20–22 ) Отвечает им на вопрос словами Писания: «кто возможет противостать ему? О, человек! Ты кто (еси), что о сем возражаешь Богу?» ( Ис.45:9, 29:16 ). Как кусок (глины) не имеет способности упрекать горшечника, так и вы не можете брать на себя дерзость – порицать достоинство власти Творца. Ведь, если " горшечник имеет власть над глиною своею: из той же смеси сделать себе один сосуд – в честь ( для почетного употребления ), а другой – не в честь " (для непочетного употребления), – то так и Бог навел гнев в долготерпении не на хороший и прекрасный сосуд, – когда это мог бы совершить, – но отнюдь не преступил предела правды, если «в велико м ...терпении и навел гнев на сосуды гнева, годные к погибели» . ( Рим.9:23–24 ) Но, как навел гнев, так и излил «богатство славы Своей на сосуды, годные к милости (помилованию), которые уже предуготовил к славе " Своей, то есть от самых дней Авраама. И они суть «не... из Иудеев только, но и из язычников» . ( Рим.9:26 ) Как и Осия говорит: " назову Не– народ... Мой народом Мне» ( Ос.2:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010