Ор. cit. А Select Library of Nicene and Post-Nicene fathers. Ed. by Н. Wace and P. Schaff. Vol. III. Oxford – New York, 1892. Р. 354. Признаком проявления неортодоксальности Геннадия А. Эберт, например, считал его относительную терпимость в отношении авторов-еретиков (Ор. cit. S. 428). До сегодняшнего дня этот памятник, как, впрочем, и история церкви в вандальском королевстве, не получили должного освещения в отечественной науке. Единственный исследователь, непосредственно работавший с памятником и критически исследовавший в т.ч. и положение церкви при вандалах – С. А. Беляев , в диссертации которого была также предпринята первая попытка перевода сочинения Виктора на русский язык. См.: Беляев С. А. «Города Римской Северной Африки во времена владычества вандалов (по данным Виктора из Виты)». Диссертация на соискание ученой степени канд. ист. наук. Л., 1970. Baillet М., prktre. Vie de Saint Victor, eveque de Vite en Afrique, confesseur/Patrologiae cursus completus. Series latina. T. LVIII. Paris, 1862. Col. 178. Auler A. Victor von Vita/Historische Untersuchungen Arnold Schagewidmet. Bonn, 1882. S. 253–275; Liron D. Vie de Victor, eveque de Vite en Afrique, historien ecclesiastique/Patrologiae cursus completus. Series latina, T. LVIII. Paris, 1862. Col. 169; с известными допущениями – и Дж. Стоукс (Victor Vitensis/Wace H., Piercy W. (ed.) A Dictionary of early Christian biography and Literature to the end of the Sixth Century A.D. London, 1911. Р. 1008–1009). Подробнее об этом см. Ferrere F. Langue et style de Victor de Vita/Revue de Philologie, annee et tome XXV. 1901. Р. 330–335. Ibid. Однако в последнее время от подобных гипотез исследователи творчества Виктора отошли. Так, Кирстен Гросс-Альбенхаузен ограничивается указанием «скончался после 484 года» (Victor, Bischof von Vita./Biographisch-bibliographisches Kirchenlexikon. Bd. XII, 1997. S. 1351). Следует заметить, что еще Д. Лирон указывал, что после 487 г. «никаких сведений о Викторе мы не находим» (Ор. cit. Col. 177).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особое искусство, как например, музыка или медицина должно придти на помощь, чтобы враждебно–несовместимое превратить в любовно–согласуемое и установить гармонию (Там же, 187 С). Этим Платон удерживает в неприкосновенности закон противоречия; ибо если противоречие не переживается как противоречие, то теряют смысл и ценность разрешение и гармония. Лук и лира не тождественны, так как лира есть новое изобретение, преобразование и сублимация лука. Гармония есть иное, новое отношение противоположностей, третий вид противопоставления. На нем покоится, согласно Платону, здоровье и красота, медицина и музыка; на нем покоятся также взаимно дополняющие отношения мужчины и женщины и оно переживается и ощущается как любовь и эрос. Ни в каком случае нельзя отожествлять и смешивать «взаимное питание противоположностей» с их взаимным пожиранием, провозглашая «тождество противоположностей» и «снимая» закон противоречия. Тем самым, вся серьезность диалектического про   цесса превращается в софистическую игру, и безнадежное подражание гегелевскому стилю и гегелевской ошибке его эжигонов14). И у Аристотеля находим мы диалектическое исследование той «прекраснейшей гармонии, которая возникает из противоположностей и борьбы». Известное изречение Гераклита мы находим в этике Аристотеля в следующем контексте. Ставится платоновский вопрос, между кем существует дружба и любовь — между одинаковыми или между противоположными? И сперва цитируется Эврипид: «сухая земля любит дождь, а небо любит в дожде низвергаться на землю» (этика Никомаха, LVIII, г.1 в конце) и затем Гераклит15) на много позднее (LVIII, г. 8) в следующих словах: «в действительности же противоположность не ищет другой противоположности, как таковой, а только чего то с собой связанного; стремле- 14) «Противопоставление само собой согласуется и из стремления противоположностей в разные стороны рождается прекраснейшая гармония». 15) Мы это находим прежде всего у Лассаля в его большой монографии о Гераклите. Он совсем не мог понять символики лука и лиры, несмотря на большую эрудицию и множество цитат, так как он думает, что «тождество противоположностей» составляет основной принцип Гераклита. Он просто без разбора пользуется выражениями «тождество и «единство Этим все потеряно: лук и лира выражают тождество противоположностей, борьба и гармония — одно и то же (т. I, стр. 90, нем. изд.). Все правдивое и глубокое, что имеется у Гегеля, таким образом теряется. У Платона есть меткое изречение, которое можно применить как к последователям Гераклита и софистам, так и к гегелианцам; а именно к тем, кто играет антиномиями и кто думает, что может отменить закон противоречия: «доказать, что тождество есть противоположность и что противоположность — это тождество, — что большое есть малое, а схожее непохожее и радоваться тому, что противоположности постоянно всплывают в речи — это не есть подлинный диалектический метод, а времяпрепровождение ученика, который едва понимает анализ бытия» («Софист»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

Но дело не в том только, чтобы смирять душу постом, приводить ее в печальное настроение, изнуряя себя голодом, и не в том, чтобы внешними знаками (согбением выи, подстиланием вретища и пепла) выражать печаль и чувство нужды в Божественной помощи, но вместе в том, чтобы соблюдать при пощении мир с ближними. Без мира с ближними нельзя примириться с Богом подвигами поста: без мира пост не может быть назван приятным Богу. Uc.LVIII:6 . Не такового поста Аз избрах, глаголет Господь, но разрешай всяк соуз (оковы) неправды, разрушай (разрывай) обдолжение насильных писаний (договоров) , отпусти сокрушенныя (угнетенных) в свободу, и всякое писание неправедное раздери Сказав, какой пост отвергает, Господь показывает, какой пост Ему угоден. Он требует, чтобы постящийся разрешал всякия узы неправды, т. е. освобождал из неволи тех, которых он, пользуясь их нуждою, ссужал взаймы деньгами на крайне обременительных, противных закону и справедливости условиях, и за неустойку в платеже долга заключал в темницы и томил в оковах. – Господь требует, чтобы постящийся разрушал обдолжение насильных писаний, – т. е. уничтожал расписки в исполнении тех или других обязательств, взятые с бедных людей насильственно. – Господь требует, чтобы постящийся отпустил угнетенных на свободу, т. е. чтобы в юбилейный год ( Ucx. XXI, 2 . Втор. XV, 12) возвращал свободу тем, которые отдали себя ему в кабалу и обременяемы были тяжелыми работами. – Господь требует, чтобы постящийся всякое неправедное писание раздирал, т. е. чтобы уничтожал всякие вообще договоры, заключенные с бедными и подписанные ими с нарушением справедливости к ним и к обременению их. Uc.LVIII:7 . Раздробляй алчущим хлеб твой и нищыя бескровные введи в дом твой. Аще видиши нага, одей, и от свойственных племени твоего не презри Продолжая изъяснять условия Богоугодности поста, Господь требует от постящагося, чтобы он питал голодных, давал в своем доме пристанище бесприютным, одевал нагих, и чтобы эти благодеяния оказывал преимущественно близким к нему по плоти и по вере (свойственных племени), происходящим от общего родоначальника Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Таковы же и молитвенные обращения в Богу в псалмах по переводу Пумпянского: „О Боже, выбей зубы в пасти“ (LVII, 7), „пробудись для расправы со всеми варварами“ (LVII, 6); „не мешкай, превечный“ (LXIX, 6); „потормоши их своею силою“ (LVIII, 12). Усвоив много хорошего из народной речи и из церковно-славянского языка, переводчик однако весьма часто употребляет слова и выражения, взятые из речи простонародной, или соединяет со словами не тот смысл, какой обыкновенно соединяется с ними, или наконец коверкает русские слова; напр. Nc. XXIV, 2 : „потрунивают надо мной мои враги“; пс. XXXIV, 10: „все мои кости заголосят“; – 21: „они раскрывают на меня свою пасть, голосят: ох, ох, насмотрелись вдоволь“; XLIII, 19: „не спятилось назад наш сердце; наши стопы не своротили с твоего пути“; пс. XLVIII, 7: „взял их там трепет, пробрала их дрожь, словно родильницу“; XLIX, 9: „не возьму я скотины из дома твоего“; LX, 6: „день деньской они огорчают меня“, LXII, 4: „безбожники спятились с роду, с чрева свихнулись обманщики“; LVIII, 7: „ворчают как собаки“; LXVII, 4: благочестивые „прыгают от восторга“; LXVII, 20: „славен Господь, день деньской заботится Он об нас“; LXXII, 4: „заревели враги внутри соборного храма“; LXXVII, 31: „Он избил их храбрецов, поверг молодцев израиля“; – 33: „и доконал он их дни“; XCII, 2: „поднимись, судья земли, воздай мзду нахальцам“; CIV, 15: „не трогайте моих помазанников, не задевайте моих пророков“; CV, 37: „сыновей и дочерей приносили в жертву мракобесию“; CVIII, 23: „я скользаю словно уходящая тень“; CXVIII, 131: „я открыл рот и глочу“ (твои заповеди); CXXIII, 3: „живьем проглотили бы нас“; CXXXVIII, 17: „и как велика была их (мыслей Божиих) сумма“; CXLII, 10: „ты поведешь меня по прямой почве“; CXLIII, 13: „наши амбары полны“. Псалом 101 озаглавлен: „Молитва горемыки“. Переводчик любит это слово и употребляет его довольно часто; напр. в пс. XI, 6: „ради бедствия беспомощных, ради вопля горемык ныне же поднимусь, говорит Бог“ (страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь); в пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

LVIII. Речь, сказанная ученикам Казанского Земледельческого училища в день закладки училищного храма 62 . О пользе изучения природы с христианской точки зрения Ваш законоучитель в приветственном обращении ко мне говорил о существующем уже между нами общении, о моей любви к вам и о многом другом. Во всем, сказанном им, я вижу одну его такую мысль: ты, Владыко, живешь недалеко от нас, а до сих пор еще ни разу не был у нас. Эту мысль его я заметил и постараюсь бывать у вас почаще. Новый храм у вас будет готов не ранее, как чрез год. Я постараюсь побывать у вас раньше и отслужу у вас, а вы готовьте мне литургию. Вот тогда общение между нами будет еще теснее. Любовь мою к вам ваш батюшка видит в моем пожертвовании в пользу существующего у вас общества вспомоществования нуждающимся ученикам. Это правда: за один год взнос я сделал, но по независящим от меня обстоятельствам за нынешний год мой взнос до вас еще не дошел; постараюсь исправить и это. Говорил ваш священник и о том, что вы желаете от меня слышать назидание. Очень рад побеседовать с вами. Предметов для беседы у меня с вами много. Самая природа, которую вы изучаете, цель к которой вы стремитесь, уже представляют прекрасный предмет для назидания и научения. Все вы, ученики земледельческого училища, стоите близко к природе и это составляет ваше большое преимущество. Каждый из вас имеет возможность непосредственно рассматривать природу – эту великую книгу, и еще более утверждаться в началах веры, надежды и любви к Богу и ко всем своим ближним. Рассматривая природу, вы видите, как Господь питает птиц небесных и прочих животных, которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, как роскошно одевает Господь лилии сельные и прочие прекрасные растения и цветы, и отсюда приходите к познанию христианской истины о Промысле Божием, о всем мире вообще и о человеке, венце творения, в частности. Каждый из вас ежегодно имеет возможность наблюдать, как растения, застигнутые зимним холодом, погибают, а весной или летом снова возвращаются к жизни; как семя, брошенное в землю, прорастает, дает корни, стебель и листву; как затем на нем зарождаются почки, которые потом распускаются и превращаются в прекрасные цветы – эту столь роскошную одежду растений, что, по слову Господа, и Соломон во всей славе своей не имел такой. Отцветут цветы, и на растениях вы находите такие же точно семена, как те, которые были положены в землю. Наблюдая все это, вы невольно и незаметно приближаетесь к познанию премудрости Божией. Вы изучаете законы природы, видите везде стройность, порядок, целесообразность и научаетесь удивляться величию Божию. Перенося потом внимание свое на себя и на человека вообще, вы приходите к сознанию, что человек и духовно и физически ограничен, слаб, ничтожен. Тогда зарождается в вас одна из важнейших христианских добродетелей – смирение. А смирение, нищета духовная делает человека способным к преуспеванию в доброй жизни и к восприятию всех даров Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

По своему филологическому составу περη’φανος означает человека, который «себя» чрезмерно показывает, т. е., который, обладая громадным самомнением, при всяком случае выставляет свою личность на первый план. Таким образом, περηφνι’α очень часто связана с внешнею пышностью, роскошью. Отсюда наречие περηφα’νως употребляется как противоположное по смыслу μετρι’ως. (Schmidt IV B. S. 272–273). Cp. Василий B. περηφανος π τος προσοαιν κομπα’ζων, κα πρ ’ ε’στιφαι’εσθαι πτιδηδευ’ων. Равным образом и слово βρις, без сомнения, связано c πρ и означает собственно поставление себя выше всяких границ, высокомерие. При этом βρις может иногда проявляться и в пренебрежении законов священных, божественных (Schmidt B. IV. 8. 264–275). Ср. Василий B . T. XXIX, col. 288. Кроме этого наиболее часто встречающегося термина (см., напр., Макарий E. HomiL XL, c. I, col. 764A. De custodia cordis, c. «YlII, col. 828A. De perfectione in Spiritu c. V, col. 845A. Histor. Laus. c. XCY, col. 1201Д), в аскетической письменности встречаются иногда и другие наименования последнего главного порока, напр. ι’ησισ (Климент A. Strom. Lib. L XI, col. 752C. Hist. Laus. c. III, (o Валенте), col. 1090. Бл. Диадох Λογ. Ασκητ. c. XLI, LXIX, LXXXl·, γκος (Hist. Laus. loc. cit. Бл. Диадох. c. LXXIX, XCI), τυ’φος (Василий B. Advers. Eunom. lib. I, c. XIII, T. XXIX, col. 541B. Григорий Н. In. Cant. Cant. Homil. XV, T. XLIV, col. 1096A. De instituto Christiano. T. XLY1, col. 301 A. De oratione Dominica. Or. II. T. XLIY, col. 1145Д. Hist. Laus. loc. cit. Бл. Диадох c. LXXXVII), λαζονει’α (Григорий Б. T. XXXVIL col. 651. И. Златоуст. In illud, vidi Dominum. Homil. IY, c. TIL T. LYI, col. 124). T. LVIII. col. 624–626. T. LX col. 237–238. T. LXIII. col. 671, 676), υ’ψηλοφροσυνη (И. Златоуст. T. LVIII. col. 671–672). Кирилл A. T. LXXII. col. 601. Исидор П . T. LXXVIII col. 328. 548, 1013, 1397. Феодорит . T. LXXX. col.1064. T. LXXXI. col. 1133). При этом иногда те или другие из этих синонимических названий встречаются рядом, напр., περηφανι’α («гордость») и τυ’φος («кичлпвость»). Григ.Нисс. In Ecclesiasten, Homil. IY, col. 676C. Объяснение синонимов υ’ψηλο’φρων, λαζω’ν, περη’φανος, τετυφωμε’νος см. у Василия В. Reg. brev. tract. lnterr. LVI. T. XXXI. col. 1120CD–1121A. В Св. Писании анализируемый порок называется περηφανι’α. Мк.7:22 . Ср. 2Тим.3:2 ; λαζωνει’α Иак.4:16 ; 1Ин.2:16 ; это слово нередко употреблялось у позднейших греческих писателей (Grimm, р. 16); (в глагольной форме) Рим.1:30 . 2Тим.3:2 . Cp. Grimm. р. 445, 440 16. Αλαζωνει’α у классиков означает хвастовство и является одним из синонимов ψδος. Schmidt IV B., S. 209.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Uc.LVIII:2 . Мене день от дне ищут и разумети пути Моя желают, яко людие правду сотворшии и суда Бога своего не оставивши. Просят ныне у Мене суда праведна и приближитися ко Господу желают, глаголюще: Беззакония, в которых пророк, по повелению Божию, должен обличать Иудеев, тем возмутительнее, что прикрываются благовидною наружностью. Если судить об Иудеях на основании впечатлений, производимых внешним их поведением, их повидимому не за что обличать. Они, говорит Господь, день от дне, т. е. ежедневно, Мене ищут и разумети пути Моя желают. Подвергаясь разным общественным бедствиям, они не понимают, за какия вины Господь наказывает их, и приступают к Богу (ищут) с выражением желания, чтобы Он открыл им пути Свои, – открыл им чрез пророка, почему Господь так, а не иначе поступает, – чтобы дал им некоторый отчет в Своих действиях в отношении к ним. Требование такого отчета дерзко, но они почитают это требование делом справедливости, яко людие правду сотворшии, ведущие неукоризненную жизнь, и суда Бога своего не оставившии, – не отступающие от законов и постановлений (Второз. XI, 1. Ucx. XV, 25 ), данных Богом чрез Моисея, определяющих деятельность человека в жизни религиозной, нравственной и гражданской. Уверенные в правоте своей пред Богом, они просят у Него суда праведна, говоря Ему как бы так: если мы правы пред Тобою и ведем жизнь, согласную с Твоими заповедями, то и Ты должен поступать с нами справедливо, как свойственно праведному судье, – не оставлять нас в таком несчастном положении, которого мы не заслуживаем, ибо чисты пред судом правды Твоей. – И приближитися Богу желают, – приступить к Богу желают не с смиренным исповеданием своей вины, а с укоризною за Его, кажущееся им несправедливым, отношение к ним, – глаголюще: Uc.LVIII:3 . Что яко постихомся и не увидел еси, смирихом души наша, и не уведел еси? Во дни пощений ваших обретаете воли ваша и вся подручныя ваша томите Жалуясь на свою участь, Иудеи, в доказательство того, что они не заслужили ее, ссылаются на свои дела благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

1227 г. и оплатить участие в нем 1 тыс. рыцарей. В качестве залога Фридрих II передал Иоанну Бриеннию, патриарху Радульфу Иерусалимскому и магистру Тевтонского ордена Герману фон Зальце 100 тыс. унций золота. 9 нояб. 1225 г. Фридрих II женился на Изабелле II и принял титул короля Иерусалима, подтвердив тем самым намерение отправиться на Св. землю. Имп. Фридрих II Штауфен и султан аль-Камиль у стен Иерусалима. Миниатюра из «Хроники» Джованни Виллани. 40-е гг. XIV в. (Vat. Chigi. LVIII. 296 (Cat. XI 8). Fol. 42) Имп. Фридрих II Штауфен и султан аль-Камиль у стен Иерусалима. Миниатюра из «Хроники» Джованни Виллани. 40-е гг. XIV в. (Vat. Chigi. LVIII. 296 (Cat. XI 8). Fol. 42) В авг. 1227 г. крестоносцы отплыли из Бриндизи в Палестину. 8 сент. за основной частью армии последовал Фридрих II, к-рый вскоре из-за болезни был вынужден вернуться в Юж. Италию. Это дало повод новому папе Римскому Григорию IX (1227-1241) отлучить его от Церкви и запретить императору участвовать в походе до снятия отлучения. Армия прибыла в Палестину в окт. и приступила к строительству укреплений в Сидоне, Кесарии и Яффе, была также заложена крепость Монфор. Имп. Фридрих II безуспешно пытался добиться от Григория IX снятия отлучения. Невзирая на запрет папы Римского, 28 июня 1228 г. Фридрих II отплыл на Восток. 21 июля он прибыл на Кипр, где вступил в конфликт с сеньором Бейрута и регентом Кипрского королевства Иоанном (Жаном) Ибелином за суверенные права над островом (спор был решен в пользу императора). 7 сент. Фридрих II достиг Акры. Тогда же духовенство лат. Иерусалимского Патриархата и магистры духовно-рыцарских орденов получили послание папы Римского, требовавшего от них не подчиняться приказам императора. В результате против Фридриха II выступили магистры тамплиеров и госпитальеров, новый лат. патриарх Иерусалима Герольд Лозаннский (1225-1239) и большая часть баронов Иерусалимского королевства. Сторону императора приняли немецкие и сицилийские крестоносцы, магистр Тевтонского ордена, а также пизанцы и генуэзцы.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

LVIII. Отрочество Даниила, сон Навуходоносора. Сусанна Еще одного великого Пророка восставил Господь, для утешения пленников Вавилонских, в семидесятилетнее продолжение их плена, и Пророк сей был Даниил. В третье лето правления Иоакима, Царя Иудейского, когда впервые подступил к Иерусалиму Царь Вавилонский, Навуходоносор, и увел с собой многих пленников Еврейских, поручил он старейшине евнухов своих, избрать из детей княжеских, прекрасных и разумных отроков, для служения в доме царском и научить их языку Халдейскому. Избраны были, из сынов Иудиных, благообразные отроки Даниил, Анания, Мисаил и Азария, которым и наречены были Халдейские имена: Валтасар, Седрах, Мисрах и Авденаго. Но Даниил, вместе с юными товарищами, положил в сердце своем, не употреблять языческой пищи от трапезы царской. Он приобрел милость старейшины евнухов, и умолил его, не принуждать их вкушать нечистой пищи, заменив для них роскошные яства и питье, хлебными семенами и водой. Когда же старейшина опасался навлечь на себя гнев Царя, если заметит истощение их, Даниил предложил ему испытать прежде себя и троих отроков, избранной ими пищей, в продолжении десяти дней, и лица их явились, после сего поста, более цветущими, нежели у других царских отроков. Тогда исполнил евнух благочестивое их желание, и Господь дал сим отрокам премудрость книжную, Даниил же особенно разумен был в толковании сновидений; Царь, беседуя с ними, нашел их гораздо мудрее всех волхвов и гадателей, какие только находились в его областях. Во второй год своего правления, видел сон Навуходоносор и ужаснулся, и в смятении духа позабыл сон; он велел созвать всех гадателей и волхвов Халдейских, и требовал от них, чтобы возвестили ему виденный и позабытый им сон. Изумились Халдеи: «расскажи нам сон твой и мы истолкуем его» говорили они; но Царь неотступно требовал от них, чтобы вспомнили ему забытое видение, грозя им смертью, если не исполнят воли его, и обещая многие почести и дары, за её исполнение. «Нет человека на земле, который мог бы удовлетворить желанию царскому, отвечали опять волхвы, ибо это могут одни только боги, чуждые плоти.» – Разгневался Царь и велел исполнить жестокий приговор свой над волхвами; жребий сей должен был постигнуть и отроков Еврейских. Даниил, услышав от исполнителя казни, Архимагира, о угрожавшей им смерти, просил Царя дать ему время, для возвещения сна, и вместе с тремя друзьями своими, молил Бога небесного открыть ему тайну сию, чтобы не погибнуть с прочими мудрецами Вавилонскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

14. Древнейшее ересеологическое сочинение св. Иустина «синтагма против всех ересей“, как известно, утрачено. Но есть некоторые данные судить о содержании его по 1-й апологии самого же Иустина (гл. XXV, LVI и LVIII). В апологии он говорит, что, по вознесении Христа на небо «демоны выслали некоторых людей, которые называли сами себя богами“ (λγοντας αυτος εναι θεος); среди них он называет Симона мага, Менандра и Маркиона; о последнем он замечает, как еще «ныне учащем“ (νν τι στι διδσκων) 55 – гл. (ср. LVI и LVIII).– На основании указанных данных Липсий реконструирует потерянную синтагму Иустина. Она должна была начинаться Симоном, Менандром и кончаться Маркионом, как современником самого Иустина; а в средине была речь о Саторниле, Василиде, (Николае), Карпократе, Керинфе, Валентине, и Кердоне. Резюме ее мы должны видеть у св. Иринея, 1, XXVII, 2-XXVII, 4. Написанная около 145 г., синтагма Иустина была очень рано утрачена. Кажется, Тертуллиан еще знал ее (ср. против валент. гл. V) и Ипполит пользовался ей. Но Евсевий знаком с нею только по выдержкам 56 .– Это реконструирование подверг критике Гарнак 57 . По его мнению, нельзя между Симоном и Менандром с одной стороны и Маркионом с другой – вставлять целый ряд, не упоминаемых в 1 апологии лиц. Порядок нужно оставить в том виде, в каком он дается апологией. Подтверждение своей мысли Гарнак думает найти у Егезиппа, еретический список которого в основном совпадает с Иустиновым (s. 38). У Егезиппа мы должны предполагать «со всею очевидностью знание Иустиновскаго сочинения“ (s. 37) и конечно, пользование им. Поэтому мы должны реконструировать синтагму Иустина по Егезиппу в таком виде: Симон (клеобиане, досифеане, горатеи, масботеи), Менандр, Маркион, Карпократ, Валентин, Саторнил“. (s. 41).– Что же касается соображения Липсия, будто бы у Иринея (I, XXII, 2–XXVII, 4) мы должны видеть сколок с синтагмы Иустина, то Гарнак ослабляет его свидетельством самого Иринея, в предисловии к книге, что ему в его деле предшествовали «некоторые лучшие“ его (s. 47), т.е. Иустин не был для него единственным источником (ср. s. 49) и в тех или иных видах он изменил порядок Иустина (s. 55). В вопросе о раннем исчезновении синтагмы Иустина Гарнак соглашается с Липсием 58 : Тертуллиан последний имел ее под руками (s. 36). Но Гарнак отрицает, чтобы еще Ипполит пользовался ею (Zeitschrift. s. 216).– Липсий должен был признать, что синтагма Иустина, конечно, не единственный источник для Иринея (Die Quellen. s. 56), и – какие еретики обсуждались в синтагме Иустина – нельзя точно определить (ср. s. 34 fol.).– Таков результат изследований двух ученых по вопросу о синтагме Иустина. Более положительно и определенно высказаться по данному вопросу не представляется возможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010