Беседа в неделю Крестопоклонную (о крестном знамении) Дал ecu боящимся Тебе, Господи! знамение, еже убежати от лица лука. ( Пс. 59:6 ). Премилосердый, не истощимый в благости своей, Триединый Бог, предопределит даровать нам вечное блаженство, еще в Ветхом Завете обещал через пророка Исайю воздвигнуть для народов знамение спасения, послать спасенных Им возвестить славу свою неведевшим Его ( Ис. 66:19 ), не имевшим истинного познания о Нем, Творце своем, собрать в Церковь свою избранных из всех народов ( Ис. 66:20 ), и работающих Ему назвать именем новым ( Ис. 65:15 ). И в полноту времен, Господь и Бог наш Иисус Христос, удовлетворив правосудию Божию за грехи рода человеческого крестными страданиями своими, призвал в Церковь свою людей из всех народов, племен и языков, запечатлел их именем новым, – именем Христиан, и даровал им для отличия от неверных, неумеющих истинного Богопознания, крестное знамение свое, как избранному своему народу, царскому священию, как людям взятым в Его Божественный удел, с тем, чтобы они святостью жизни возвещали совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный свет своего Боговедения ( 1Пет. 2:9 ). Таким образом, знамению Св. Креста вполне соответствует пророческое изречение царя Давида: Дал ecu боящимся Тебе, Господи! знамение, еже убежати от лица лука ( Пс. 59:6 ), коим лукавым мещет раскаленныя стрелы свои ( Еф. 6:16 ) на нашу пагубу. Ибо Крест Иисуса Христа, будучи оружием победы Его над адом, смертью и вечным врагом рода человеческого, есть вместе знамение нашего спасения. Посему, знаменуя себя Св. Крестом, мы, подобно воинам, ратующим под знаменем Царя земного, поставляем себя под священную хоругвь Христа Спасителя, становимся в ряды Его воинства, как бы обновляем обеты, данные нами во Св. Крещении, отрекаемся своей воли, предаем себя водительству Господа нашего, ограждает себя щитом нашего спасения – от козней враждебных нам. Сообразно с сей целью, для ограждения себя крестным знаменем, слагаем три первые перста правой руки во образ всесвятого, единосущного, Триединого Божества 1 , означая тем тайну искупления нашего, совершившуюся на Кресте изволением Отца небесного, любовью единородного Сына Его и содействием пресвятого Духа. Вместе с сим, пригибая к ладони два меньшие перста той же руки, означаем ими два естества Господа нашего Иисуса Христа, явленные нам в Его вочеловечении, – Божеское и человеческое, которое Он воспринял в утробе приснодевственной Матери своей, чтобы принесть Себя Отцу небесному во умилостивление за грехи всего мира. Итак, знаменуя себя Св. Крестом, мы сокращенно исповедуем великое таинство нашего благоверия 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Глава 50 1–3. Грехи и преступления Израиля, как причина оставления его Богом. 4–9. Самоотверженное служение народу Мессии, вспомоществуемое Самим Господом. 10–11. Ободрение верующих в Мессию-Спасителя и грозный приговор над неверующими в Него. Ис.50:1–3 . Вступительный отдел настоящей главы настолько тесно связан с содержанием предыдущей, что многие из комментаторов так их и не разделяют, а самостоятельный отдел 50-ой главы начинают лишь с 4-го стиха (Еп. Петр, Dillmann, Duhm etc.). В главе 49-й на жалобу Сиона, что Господь забыл и оставил его (14), пророк обстоятельно ответил, что Господь никогда не забывал и не может забыть Своего верного Сиона, что Он, наоборот, умножит, вознесет, прославит и высоко поставит его над всеми его врагами. Но, как неоднократно мы отмечали и выше, все эти обетования относились лишь к «верному Сиону», т. е. к духовному Израилю, или новозаветной церкви, куда войдет только небольшой «остаток» исторического, плотского Израиля; большинство же его останется за оградой церкви и вне особого Божественного попечения о нем. Справедливо находя, что вышеуказанная жалоба на оставленность и покинутость Богом исходила также и от лица этого большинства, пророк не оставляет без ясного ответа и его, убедительно доказывая, что ответственность за такой печальный исход дела лежит не на Боге, Который все делал, чтобы сохранить и удержать при Себе народ еврейский, а на самом этом непослушном и вероломном народе. Ис.50:1 . Так говорит Го­с­по­дь: где раз­водное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Мо­их заимодавцев Я про­дал вас? Вот, вы про­даны за грехи ваши, и за пре­ступле­ния ваши отпущена мать ваша. «Где разводное письмо вашей матери, с которыми Я отпустил ее?» Исходя из контекста речи под «матерью» жалующихся здесь сынов Израиля ( Ис.49:14 ) должно разуметь Сион, или Иерусалим, как духовно-политический центр всего объединенного Израиля. Аналогия же отношений Господа к Израилю с брачным или семейным союзом вообще – это один из наиболее употребительных в Библии образов, особенно часто встречающийся в обличительно-увещательных речах пророков ( Ос.2:4 ; Иер.3:1 ; Иез.16 и Иез.17 гг. и др.). Особенно поучителен в этом отношении аллегорический образ любодейной жены, подробно развитый в трех первых главах у пророка Осии (1–3 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Огласительное поучение двенадцатое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: воплотившагося и вочеловечившагося; также на слова Исаии: И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа и проч. ( Ис.7:10 ). Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему, Еммануил, и проч. ( Ис.7:14 ).] 1 . Воспитанники чистоты и ученики целомудрия, восхвалим устами, исполненными чистоты, Бога, родившегося от Девы. Удостоившись вкушать мяса (см. Исх.12:9 ) духовного Агнца, вкусим от главы и вместе от ног, под главой разумея Божество, а под именем ног приемля человечество. Будучи слышателями Святого Евангелия, да веруем Иоанну Богослову. Он, сказав: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин.1:1 ), присовокупил следующие слова: И Слово стало плотью ( Ин.1:14 ). Но есть дело святое – поклоняться Ему, как человеку простому, равно не есть благочестивое дело называть Его только Богом, не вочеловечившимся. Ибо если Христос есть Бог, как то и истинно, но не принял человечества, то мы чужды спасения. Итак, должно поклоняться Ему, как Богу, и верить, что Он и вочеловечился. Нет пользы говорить, что Он человек без Божества; равно нет спасения не признавать в Нем вместе с Божеством человечества. Да исповедуем пришествие Царя и Врача. Ибо Царь Иисус, желая врачевать, исцелил болящее, препоясавшись лентием человечества. Совершенный Учитель младенцев младенчествовал вместе с младенцами, чтобы умудрить неразумных. Хлеб небесный сошел на землю, чтобы напитать алчущих. 2 . Но дети иудеев, отвергая пришедшего и ожидая имеющего прийти на погибель, от истинного Христа отреклись, а в заблуждении своем принимают ложного. И в этом случае открывается истина слов Спасителя: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете ( Ин.5:43 ). Кстати здесь вопрос предложил иудеям: справедливы или ложны слова Исаии пророка, что Еммануил от Девы родится? (см. Ис.7:14 ). Если обвиняют его как лжеца, это нимало не удивительно. Ибо у них в обыкновении не только обвинять пророков, как лжецов, но и камнями побивать их. Если же пророк справедлив, то покажите Еммануила и скажите: имеющий прийти, Которого вы ожидаете, от Девы ли родится, или нет? Если не родится от Девы, то вы во лжи обвиняете пророка, а если ожидаете сего вы в будущем, то для чего отвергаете то, что уже сбылось?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Воскресение Христово Воскресение Господа предсказано пророками: Плоть моя вселится на уповании, ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление ( Ис.15:9–10 ). Апостол Петр пророчество это объясняет так: Праотец Давид и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком, он сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде и плоть Его не видела тления ( Деян.2:29–31 ). Подобное изречено ап. Павлом: Обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как написано: не дашь святому Твоему увидеть тление. Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим и увидел тление. А Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления ( Деян.13:32–37 ). И в других псалмах есть выражения, которые можно относить к воскресению Господа: Да восстанет Бог, и расточатся враги Его ( Пс.67:2 ). Как бы от сна воспрянул [восстал] Господь, как бы исполин поразил врагов, вечным срамом покрыл их ( Пс.77:65–66 ). Оживит нас чрез два дня, в третий день восставит нас ( Ос.6:2 ). Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? ( Ос.13:14 ). Поглощена смерть победою ( Ис.25:8 ). Св. Павел, приведши это пророчество, присовокупляет: Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом ( 1Кор.15:54–55 ). Сам Господь предсказал о Своем воскресении, равно как и о страдании и крестной смерти: Сыну человеческому много должно пострадать, и быть убиту, и в третий день воскреснет ( Мк.8:31 ). Когда сходили с горы после преображения, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых ( Мк.9:9 ); Он предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет ( Мк.9:31 ). После вечери, воспевши, пошли на гору Елеонскую. И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу Пастыря, и рассеются овцы ( Зах.13:7 ) По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее ( Мк.14:26–28 ). Воскресение Христово было необходимо

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изображения Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии в переводе LXX: «                            (греч. Μεγλης βουλς γγελος - Ангел (провозвестник) Великого Совета)                      » (Ис 9. 5-6, в нумерации LXX). Именование Иисуса Христа А. В. С. в святоотеческой экзегезе связывается с текстом Кол 1. 26-28 и Еф 3. 6-12: «Велика Совета Ангел - Тот, Кто соделал известным великий совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам» ( Василий Великий, свт. Т. 2. С. 258), Возвестивший людям тайну домостроительства спасения. Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г. Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г. Текст 9-й гл. Книги пророка Исаии входит в цикл 15 библейских песен . В палестинском Часослове, являющемся основой служб суточного круга как в Студийском, так и в используемом ныне Иерусалимском уставе, эта песнь - составная часть великого повечерия (Часослов. С. 181-184), к-рое поется, в частности, накануне праздников, раскрывающих догмат Боговоплощения - Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Христова и Богоявления. Кроме того, в последованиях Царских часов и вечерни Рождества Христова текст Ис 9. 5-6 является одной из паримий (Минея (СТ). Декабрь. Л. 203об., 210об.-211; см. Желтов. С. 87-89). Образы пророчества также используются в гимнографии - напр., в ирмосе 5-й песни канона прп. Космы Маиумского на Рождество Христово «                        » (Минея (СТ). Декабрь. Л. 215об.), седальне 7-го гласа воскресной утрени по 2-м стихословии «        » (Октоих. Т. 2. С. 331). Помимо мессианского пророчества Исаии существуют 2 иконографических источника, повлиявших на сложение этого изобразительного типа: образ Господа Иисуса Христа в виде ангела (композиции «София Премудрость Божия» , «Троица Ветхозаветная» ) и традиция иллюстрировать те места Слова на св.

http://pravenc.ru/text/115048.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЛЯ [греч. θλημα, θλησις; лат. voluntas, velle], сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого. В Свящ. Писании понятие В. имело следующие основные смыслы: В. Божия, выражающаяся в промышлении о всем творении и приведении его ко спасению (Пс 32. 11; 39. 9; 142. 10; Ис 53. 10; Прем 9. 13; Мф 6. 10; 12. 50; 26. 39, 42; Мк 3. 35; 14. 36; Лк 11. 2; 22. 42; Ин 4. 34; 5. 30; 6. 38-40; Деян 13. 22 ; Рим 9. 19; 12. 2; Евр 10. 7, 9); В. как сила или свойство человеческой души (Пс 1. 2; Ис 58. 3; Дан 11. 3; 2 Петр 1. 21; Рим 8. 20; 1 Кор 7. 37). У отцов Церкви слово «В.» употреблялось преимущественно в библейском смысле, т. е. для обозначения заповедей и Промысла Божия ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 20; Ign. Eph. 1; Clem. Alex. Protrept. XII 120. 4-5 и др.): из послушания В. Отца Сын Божий стал человеком и претерпел страдания ( Meliton. Pasch. 551; Iust. Martyr. I Apol. 63; Clem. Alex. Paed. I 2. 4); В. наделен и человек. Для сщмч. Иринея , еп. Лионского, человеческая В. (θλησις) тождественна способности человеческой души к самоопределению (ατεξοσιος) (Fragmenta deperditorum operum. 5// Iren. Adv. haer. Vol. 2), а для Дидима Слепца она предшествует всякому действию (Fragm. in Ep. ad Rom. (in catenis). 5// Staab K. Pauluskommentar aus der griechischen Kirche aus Katenenhandschriften gesammelt. Münster, 1932). В ходе арианских споров категория В. стала ключевой в полемике свт. Афанасия I Великого с Арием (A. Dihle. P. 116). Последний ставил на один уровень такие действия Отца, как создание мира и рождение Сына, что приводило его к ложному заключению, что Сын сотворен подобно остальному миру. Свт. Афанасий, проводя различие между творением и рождением, привлекал с этой целью категорию В. Сотворение Отцом мира отличается от предвечного рождения Сына тем, что в 1-м задействована В. Отца, а 2-е осуществляется без участия Его В. ( Athanas. Alex. Or. contr. arian.//PG. 26. Col. 72). Свт. Григорий, еп. Нисский , рассматривал В. в связи с учением о стремлении человека к совершенству и полному познанию истины. Хотя совершенство и истина в своей полноте остаются для человека недостижимыми, его не оставляет неутолимое желание достигнуть их. Это желание есть самостоятельная волевая сила. В. для свт. Григория, т. о., является свободным движением (κνησις - Greg. Nyss. Quod non sint tres dei//PG. 45. Col. 128; Adv. Maced.//Ibid. Col. 1317; ατεξοσιος κνησις - In Eccl. 6//Ibid. 44. Col. 725).

http://pravenc.ru/text/155218.html

Церковь Имена и названия Церкви Виноградник: Воспойте о возлюбленном винограднике: Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него; и наполнится плодами вселенная ( Ис.27:2–3 ). Гора дома Господня: И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его ( Ис.2:2–3 ; Мих.4:1–2 ). Гора святая: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходить непорочно ( Пс.14:1–2 ). Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его ( Пс.47:2 ). Гора Сион: Соберу хромлющее и совокуплю разогнанное. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века ( Мих.4:6–7 ). И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе ( Откр.14:1 ). Град Божий: Славное возвещается о тебе, град Божий ( Пс.86:3 ). Вы приступили ко граду Бога живого ( Евр.12:22 ). Дом Божий: Всякий дом устрояется кем-либо, а устроивши, все есть Бог. А Христос, как Сын, в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование твердо сохраним до конца ( Евр.3:4,6 ). Имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою ( Евр.10:21–22 ). Дщерь Царя Господа ( Пс.44:10–16 ) 29 . Жилище святое Всевышнего: Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего, Бог посреди его ( Пс.45:5–6 ). Наследие Божие: Спаси народ Твой и благослови наследие Твое, паси их и возвышай вовеки ( Пс.27:9 ). Пасите Божие стадо, не господствуя над наследием Божиим ( 1Петр.5:2 ). Невеста-жена Агнца: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца ( Откр.21:9 ). И слышал я как бы голос многочисленного народа, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон есть праведность святых ( Откр.19:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 14. О принятых Сыном Божиим телесных изъянах Далее мы исследуем изъяны, принятые в человеческой природе Христом: во-первых, изъяны тела; во-вторых, изъяны души. Под первым заглавием наличествует четыре пункта: 1) должен ли был Сын Божий вместе с человеческой природой принять и изъяны тела; 2) принял ли Он обязательность быть субъектом этих изъянов; 3) обусловил ли Он эти изъяны; 4) принял ли Он все эти изъяны. Раздел 1 Должен ли был Сын Божий вместе с человеческой природой принять и изъяны тела? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что Сын Божий не должен был принять человеческую природу вместе с изъянами тела. В самом деле, подобно тому, как Его душа личностно соединена со Словом Божиим, точно так же [соединено] и Его тело. Но душа Христа, как уже было сказано (7, 9), была исполнена совершенством истины и благодати. Следовательно, и Его тело тоже должно было быть совершенным во всем и не содержать в себе никакого изъяна. Возражение 2. Далее, нами уже было сказано (9, 2) о том, что душа Христа видела Слово Божие тем видением, которым видят блаженные, и потому душа Христа была блаженной. Но блаженство души прославляет тело, поскольку, по словам Августина, «Бог сотворил природную душу столь сильной, что от полноты ее блаженства в куда более низкую природу», то есть тело, «изливается пусть и не само блаженство, присущее блаженному наслаждению и видению, но – полнота здоровья», то есть сила не подвергаться порче. Следовательно, тело Христа не было подвержено порче и не имело никакого изъяна. Возражение 3. Далее, наказание является следствием преступления. Но Христос не совершил никакого преступления, согласно сказанному [в Писании]: «Он не сделал никакого греха» ( 1Петр. 2, 22 ). Следовательно, в Нем не должно быть никаких телесных изъянов, каковые суть наказания. Возражение 4. Кроме того, благоразумный человек никогда не примет то, что будет препятствовать ему в достижении надлежащей цели. Но телесные изъяны, похоже, препятствовали в достижении цели Воплощения, причем многими способами. Во-первых, потому, что эти немощи удерживали людей от Его признания, согласно сказанному [в Писании]: «[Не было в Нем вида] который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни – и мы отвращали от Него лицо свое, Он был презираем – и мы ни во что ставили Его» ( Ис. 53, 2, 3 ). Во-вторых, потому, что не были удовлетворены просьбы [святых] отцов, от имени которых сказано: «Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня!» ( Ис. 51,9 ). В-третьих, потому, что преодолеть дьявольские козни и уврачевать человеческие слабости представляется более уместным скорее посредством силы, чем слабости. Следовательно, похоже на то, что Сыну Божию не приличествовало вместе с человеческой природой принять немощи и изъяны тела.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Книга шестая Обещанное мною в предшествующей книге, именно чтобы на фундаменте истории, если Христос соблаговолит нашему желанию, построить духовное здание и, выведши вершину, показать украшения совершенной церкви, – я постараюсь в следующих двух книгах, девственница Христова Евстохия, при твоих молитвах и милосердии Господа, чтобы с таким же старанием, с каким пятая книга обнимает историю, шестая и седьмая кратко изложили иносказательный смысл, не все объясняя, чтобы не составилось много книг, но кратко указывая то, что думали прежде нас церковные мужи. Глава XIII. Ст. 1 Бремя или видение против Вавилона, которое видел Исаия, сын Амосов. Видел очами не плоти, а ума, какое великое и тяжкое бремя наложено на Вавилон. А так как Вавилон, называющийся по-еврейски Babel, означает смешение, потому что там смешены были языки строивших башню, то духовно разумеется тот мир, который во зле лежит и который смешивает не только языки, но и дела и мысли каждого. Царь этого Вавилона есть истинный Навуходоносор, гордящийся перед Господом, говорящий в сердце своем: «на небо взойду я, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе завета, на краях севера, взойду на высоту облаков, буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:13, 14 ). Это тот, кто показал Господу все царства мира и сказал Ему: «все это предано мне, и я дам Тебе, если падши поклонишься мне» ( Мф. 4:9 ; Лук. 4:6, 7 ). Затем в дальнейших словах заключается угроза не против Вавилона, а против всей вселенной. Господь Саваоф заповедует самому воинственному народу, чтобы он пришел из страны далекой, от края неба, чтобы погубить вселенную. И еще: «Вот приходит неотвратимый день ярости и гнева, чтобы обратить вселенную в пустыню и истребить грешников с нея» ( Ис. 13:9 ), и затем: «заповедую всей вселенной злое и нечестивым беззакония их» (ст. 11). Из этого видно, что все, что говорится против Вавилона, относится к смешению этого мира и к погибели его. Ст. 2. На горе мрачной, или открытой, поднимите знамя. Заповедуется апостолам и мужам апостольским и учителям церквей, чтобы имея воевать против Вавилона, подняли знамя креста Господня не на низком месте и не в углубленных долинах, но на горе мрачной или открытой. Одно из этого означает сокровенные тайны церкви, для созерцания которых и для слышания гласа Божия Моисей вошел во тьму и мрак. Ибо Бог сделал тьму покровом своим, и облака и мрак вокруг Его ( Пс. 17:12 ). Другое научает, что мы должны восходить на высоту церковных догматов, смиряясь, по апостолу Павлу, и говоря: «я не достоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию» ( 1Кор. 15:9 ). Он и сам поднял знамя на горе открытой, когда с свойственным ему смирением, говорил: не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята ( 1Кор. 2:2 ). Знамя же это на превыспренних поднимет среди народов, чтобы собрать погибших из Израиля, сам Тот, Кто произошел от корня Иессеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

П.Т. Лютов Конспекты бесед Беседа первая (Мк.1:8 и 6:17–29) § 1. Примечания к тексту К ст. 1. Евангелие – греческ. слово, означающее буквально «благая весть», у классических писателей означает награду, вознаграждение за добрую весть или известия; в греч. переводе Ветхого Завета (LXX; употребляется и в этом смысле и в смысле самой вести; в Новом Завете – исключительно в последнем смысле, т.е. – доброй, радостной, благой вести (об Иисусе Христе, о царстве, Им основанном, или о спасении, Им совершенном). Провозвестником «евангелия», в данном случае, является Иоанн Креститель. Позднее слово «евангелие» стало означать самую книгу, повествующую о жизни Иисуса Христа. Иисус – греч. форма еврейского собственного имени Йешуа, или Йе‘ошуа, означающего, буквально, «он будет спасением» или «избавлением» (отсюда Мф.1:21 , «ибо»). Имя это было обычным среди иудеев, ср. Чис.13:17 ; 1Цар.6:14–18 ; Агг.1:1–14 , Кол.4:11 . Христос – греч. перевод еврейского слова Машиах (по-русски передается иногда словом «Мессия») означающего «помазанный» священным елеем при каком-нибудь посвящении, напр., в (арх-)иереи ( Лев.4:3–5 , в греч. библии ст. 5 звучит ‘о ‘иеревс ‘о христос), в цари ( 1Цар.10:1 ). «Помазанниками» в Ветхом Завете называются обычно цари иудео-израильские (называемые в славянск. библии христами, 1Цар.2:10; 26:9–16 ; 2Цар.1:14 ; Пс.2:2 и мн. др.), но также Израильский народ в целом, патриархи израильские ( Пс.104:15 ) и даже Кир, царь Персидский, Ис.45:1 . Впоследствии (в апокрифич. литературе, начиная с конца II века до P. X. и в арамейских толкованиях на текст Ветх. Завета) этим титулом именуется обетованный через пророков Царь и Спаситель мира. В новозаветное время титул «Христос» стал вторым собственным именем Господа Иисуса. В качестве такового (имени, а не титула уже) слово «Христос» (без члена) и употреблено здесь. Сын Божий. В Ветхом Завете выражение «Сын Божий» прилагается к ангелам ( Иов.1:6, 2:1, 38:7 ), к Израильскому народу ( Исх.4:22 ; Втор.14:1 ; Ос.1:10 ), к праведникам ( Прем.2:12–18 ), к Давиду (ср. 2Цар.7:14 ), но, кроме того, имеет и мессианский смысл ( Пс.2:7 ; Ис.9:6–7 ). Мессианское царство мыслилось теократическим, т.е. управляемым Богом при посредстве Его представителя – «Сына», «Помазанника». Здесь же это выражение употреблено Марком для обозначения второго лица Св. Троицы и вообще в Новом Завете употребляется в этом смысле. См. также примечан. к ст. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010