И от нас, братия и сестры, если мы желаем, чтобы наши прошения на земле были услышаны Богом, требуется прежде всего сердечное, живое и твердое убеждение в том, что Бог — везде, все видит, все знает, что Он премудр, всесилен и всемогущ, что Он, кроме того, благ, милосерд и любвеобилен, — по всему этому Он и может, и восхощет исполнить наши прошения, к Нему обращаемые. Господу угодно и приятно, когда мы воздаем Ему славу, исповедуя Его величие, а нашей твердой верой мы и являем пред Ним это исповедание. Слово Божие неложно говорит нам:  Если кто  (имея твердую веру)  скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет  ( Мк.11:23 ). А  сомневающийся , — говорит нам святой апостол Иаков, —  да не думает получить что-нибудь от Господа  ( Иак.1:6-7 ).  Кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя  ( Евр.10:38 ), — говорит Бог. Поучимся же у сотника живой, твердой вере, без колебания, сомнения и двоедушия. Далее, в прошении сотника обнаружилась вера смиренная — вера человека, проникнутого глубоким сознанием своего недостоинства. Иисус Христос хотел лично прийти к больному слуге сотника, тот же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой  ( Мф.8:8 ). Видите, какое смирение, какое сознание своего ничтожества пред Всемогущим Спасителем выказал сотник! Действительно, сердечная, твердая, истинная вера необходимо бывает соединена со смирением. Там, где исповедуется всемогущество и величие Божие, в то же самое время очевидно исповедуется и ничтожество человека пред этим величием и всемогуществом. И нам, дорогие братия и сестры, когда обращаемся мы с каким-либо прошением к Богу, следует иметь смиренное сознание своего недостоинства, своего бессилия и немощи, своего ничтожества и окаянства, а не думать о себе, что мы что-нибудь значим пред Богом, чем-нибудь заслуживаем Его милость к себе. Все подобные гордые помышления нужно отгонять от себя, ибо именно они-то и бывают причиной того, что Бог не исполняет наших прошений.  Бог , — пишет святой апостол Петр, —  гордым противится, а смиренным дает благодать  ( 1 Пет.5:5 ).  И на кого воззрю , — говорит Господь, —  токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих  ( Ис.66:2 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-vosk...

Ибо, говорю вам, если не избудет правда ваша паче книжников и фарисеев; не внидете вы в Царствие Небесное. Слышали, что сказано было древним: не убивай; если же кто убьет, повинен суду ( Исх.20:13 ). Я же говорю вам, что всяк, кто гневается на брата своего напрасно, повинен суду; кто же скажет брату своему: рака 2 , повинен сонмищу 3 ; а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной. И когда приносишь дар твой ко алтарю и там помянешь, что брат твой имеет нечто на тебя, оставь там дар твой пред алтарем, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда прийди, принеси дар твой. Уговаривайся с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы не предал тебя соперник судье, а судья предаст тебя слуге, и ввержен будешь в темницу; истинно говорю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последний кодрант. Слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй ( Исх.20:14 ). Я же говорю вам, что всяк, кто воззрит на жену с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же око твое десное соблазняет тебя; изми его и повергни от себя: лучше тебе, что погибнет один из членов твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну огненную. И если рука твоя десная соблазняет тебя; отсеки ее и повергни от себя: лучше тебе, что погибнет один из членов твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну. И еще сказано, что кто отпускает жену свою, пусть даст ей книгу разводную ( Втор.24:1 ). А Я говорю вам: всяк, кто отпускает жену свою, кроме вины любодеяния, творит ее прелюбодейцею; и кто поемлет отпущенную жену, прелюбодействует. Еще слышали вы, что сказано древним: не клянись лживо, но сдержи пред Господом клятвы твои ( Лев.19:12 . Втор.23:21 ). А Я говорю вам: не клянись отнюдь: ни небом, ибо оно престол Божий; ни землею, ибо она подножие ног Его; ни Иерусалимом, ибо он град великого Царя ( Ис.66:1 . Пс.47:3 ); ни головою твоей не клянись, ибо не можешь и единого волоса сотворить белым или черным; но да будет слово ваше: ей, ей! ни, ни! а что сверх того, – от лукавства.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Из персти образовал Ты меня; к этому подвигла Тебя воля Твоя. Не оставь меня во аде за преступления и грехи мои. Знаю, что согрешил я, и сам себя за то презираю. Но поелику Ты милостив, то уповаю на щедроты Твои. И если не могу я войти туда, то, по крайней мере, дозволь мне, по благости, стоять без страха при дверях. О Милосердый, доказавший любовь Свою к нам тем, что умер за нас, отверзи мне, Господи, дверь щедрот, чтобы войти мне! Ты милосерд ко всякому, кто признает себя виновным, Ты всегда исполнен щедрот и жаждешь того, чтобы оставлять грехи. Ради меня вознесло Тебя древо на Голгофе; смерть Твоя да будет для меня крыльями, чтобы воспарить к Отцу Твоему. Мне надлежало бы отселе взять с собой и приобретенное мной, но в праздности губил я все дни свои, начиная с юных лет. Воскресение радует меня, но Суд приводит в трепет, потому что, как слышал я, Бог судит огнем и мечом (Ис. 66:16). Поведаю тебе, блаженный, грехи свои, чтобы помолился ты за меня Господу твоему. Хорошо призвать тебя на помощь, блаженный, чтобы помолился ты об уврачевании болезней моих, которые противятся всем моим врачебным средствам. Вспомни, Господи, о мне, заключенном в эти узы, и да приидет ко мне повеление, исполненное прощения. Вспомни о рабе твоем и не поступи со мной, как тот царедворец, которого просил Иосиф и который забыл его, заключенного в темнице (Быт. 40:23). Любовь Твоя ко мне ободряет меня, устрашенного. Поелику святые милостиво бывают услышаны пред престолом Твоим, то даруй мне, рабу Твоему, по молитве служителя Твоего, здесь получить прощение, чтобы насладиться там. Милосердие Твое на руках твоих возносит молитвы праведных. Прости и мои грехи ради сего молитвенника.   7 Трепещи и страшись душа, впадшая в грехи, принеси покаяние и избавишься от геенны. Возжги светильник свой благочестивым житием, запасись елеем добрых дел, чтобы вместе с Женихом войти тебе в брачный чертог. Да не угаснет светильник твой во время вечери, потому что там не терпят тьмы. Оденься в светлую ризу, потому что Жених ждет тебя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТКРОВЕНИЕ [Греч. ποκλυψις; лат. revelatio], в общем смысле все то, что Бог прямо или опосредованно (через ангелов, святых, видения, знамения, чудеса) открывает людям для спасения. О.- это не просто знание, но опыт общения с Богом. Если он невыразим, то остается сугубо личным для человека и, как правило, не распространяется; если выразим и является общезначимым, то фиксируется в виде текстов, образов, традиций духовной жизни, становится достоянием Священного Предания . Примерами записанного общезначимого О. служат Библия , Коран , Танах . В связи с этим слово «откровение» употребляется как именование Свящ. Писания. (Об О. как жанре религ. лит-ры см. в статьях , Иоанна Богослова Откровение .) В Ветхом Завете Бог не раз открывается человеку, сообщает ему нечто новое о Себе или о мире, дает ему законы и правила, к-рым необходимо следовать. Для выражения таких О. в древнеевр. тексте ВЗ используются: 1) глагол   в породе nifal (открываться, являться): «И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я (      ) дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона?» (1 Цар 2. 27); 2) глагол   в породе nifal (являться): «И продолжал Господь являться (  ) в Силоме после того, как открыл (  ) Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне» (1 Цар 3. 21); 3) глагол   в породе nifal (открыться, сделать себя известным): «И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется (  ) рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается» (Ис 66. 14); 4) существительное   (свидетельство, законы): «И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение (  ), которое Я дам тебе» (Исх 25. 21);   (μαρτριον, testimonium) прежде всего относится к заповедям и закону, к-рые Бог даровал прор. Моисею на горе Синай (Втор 6. 17; ср.: Числ 7. 89; 17. 4; 4 Цар 17. 15; 23. 3; 1 Пар 29. 19; Пс 18. 8; 24. 10; 92. 5; 118. 2 и др.).

http://pravenc.ru/text/2581707.html

Можно, но чтобы он над тобой не властвовал. Если вы видите, что не можете жить без телевизора, если видите что вас, крутит, если вы сериал или ток-шоу не посмотрели, значит, его нельзя смотреть. Главное, чтобы он душой и сердцем не владел. «Все позволительно, но не все полезно» ( 1Кор.6:12 ), – говорит апостол Павел. Я могу смотреть все кроме, убийства, разврата, насилия, каких-то вещей, которые лишают разума, но я не могу его смотреть тогда, когда я порабощен. 253. Как верующий христианин должен относиться к приходу антихриста? Верующий христианин, должен исполнять прямую Заповедь Божью о проповедовании евангелии всем народам Земли с целью прихода Господа Иисуса Христа. А антихрист как один из признаков приближения этого прихода. Помните, акцент для нас именно такой, мы ждем прихода Господа и великого последнего разделения. Одним из инструментов этого прихода – будет приход антихриста. Мы сейчас сами перевернули все с ног на голову, мы ждем прихода антихриста, а не Христа. 254. Как будут звать антихриста, когда он появится? Он будет себя называть Христом, то есть миссией. Будет называть себя Машейхом, Иссой Муссихом, Магди, Мантерейрой – эти имена всем известны, они есть в разных религиозных концепциях. 255. Можно ли будет смыть печать антихриста в озере Георгия Победоносца? Это самообольщение. Печать антихриста будет вечно смываться в озере из огня и серы. А все появления таких преданий это коварные и злые вещи. Это попытка обольстить людей, внушить лукавую мысль, что ничего страшного в принятии печати нет, что можно будет ее позже смыть. Нет, этого не выйдет, об этом страшном наказании предсказывал пророк Исаия: «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицеем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. 23 Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь. 24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» ( Ис.66:22–24 ). Почему трупы? Потому, что они духовно мертвы, они осознают все, они все видят, но они трупы. И вот эта участь уготована грешникам. Вот этот ужас, представьте себе: вечно гореть в огне и сере перед ангелами Божьими и перед Христом: «и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» ( Откр.14:11 ). 256. Когда начнется апокалипсис?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Но, возражая против такого мнения, св. Андрей говорит: «Как Господь наш родился задолго пред сим, то великий Мефодий, считая сказанное не соответствующим Владычнему рождению, принимает жену за Святую Церковь ». И дальше он приводит подлинные слова Мефодия Патарского в объяснение этого символа. «Жена, облеченная в солнце, есть Церковь ; и что для нас одежда, то для нее свет; и что для нас золото и блестящие драгоценные камни, то для нее звезды – звезды лучшие и светлейшие. Она взошла на луну. Так как от луны зависит влажность в природе, то иносказательно здесь под луною разумею баню очищаемых и освобождаемых от тления (т. е. таинство св. крещения). Она болеет, перерождая душевных в духовных, и видом и образом преобразуя их по подобию Христову». И еще далее он разъясняет: «Болящая и рождающая искупленных есть Церковь , как свидетельствует у Исаии Дух: прежде неже чревоболети ей, роди, прежде неже приити труду чревоболения, избеже и породи мужеск пол» ( Ис.66:7 ). При этом символ луны объясняется им так: «Законный свет ночного светила луны она имеет под ногами и мирскую жизнь, подобно луне изменяющуюся». А затем о криках жены от болей рождения говорит: «Утверждаем, что Церковь болеет о каждом из возрождаемых водою и духом, пока, как сказал божественный апостол, не вообразится в нас Христос» 270 ( Гал.4:19 ). И поистине Церковь есть не только Тело Христа (см.: Ефес.1:22–23; 5:23 ), но и верная Жена Его, состоящая в неразрывном брачном союзе с Господом, Возлюбившим ее как чистейшую и непорочную Невесту Свою и омывающим ее таинствами Духа Святаго. И солнце, и луна, и звезды в видении 12-й главы – это наглядные и яркие символы такой чистоты и непорочности ее, причем венец из 12 звезд, несомненно, указывает на 12 апостолов. 3–6. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим; хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

О том, что христиане вырваны из рук диавола искупительной жертвой Христа (напр., Кол. 1:14), " мытарства " предпочитают умалчивать. Это и понятно: призывание благословенного имени Господа нашего Иисуса Христа заставило бы все бесовские страхования исчезнуть, как дурной сон. Но вы скажете — страшно пренебречь такими грозными рассказами. Не страшнее ли пренебречь словом Божиим? Не пред Его ли словом мы должны трепетать? (Ис. 66:2) Не впаду ли я, мягко говоря, в неискренность, если на богослужениях буду петь: Господь свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? (Пс. 26:1), — а сам буду трепетать " страшных, диких, жестоких, немилостивых и бесстыдных демонов " ? Не одного ли Бога должен трепетать христианин? Мне доводилось читать книги, авторы которых упрекали в неверии тех христиан, которые думали, будто кто-то может причинить им вред при помощи магии и колдовства. Упрек совершенно справедливый: Бог не предаст на поругание бесам тех, кто полагается на Него. Этот же упрек будет справедлив и по отношению ко мне, если я буду думать, что Бог предаст меня бесам по исходе из тела. Иногда говорят, что неверие в мытарства есть признак рационализма. Под " рационализмом " в этом случае, очевидно, понимается неверие в сверхъестественную реальность. Я нимало не сомневаюсь в существовании ангелов и бесов — о них говорит как Писание, так и опыт Церкви. Ужасающие последствия, которые проявляются в жизни людей, практикующих оккультизм, слишком наглядны, чтобы можно было сомневаться в реальности стоящих за этим духовных сил зла. Но давайте подумаем, кому на самом деле принадлежит власть над душами христиан? Бесам или Христу? Мне кажется уместным вспомнить обетование, которое Господь дал умирающему грешнику — грешнику, который уже ничего не мог сделать, кроме как уверовать и просить о милости: И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:42-43).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Подлинно Ты обрела благодать, достойная благодати. Обрела благодать Ты, Которая потрудилась, возделывая поле благодати, и пожала многоплодный клас благодати. Обрела бездну благодати Ты, Которая невредимой сохранила ладью сугубого девства: ведь Ты сохранила душу девственной не менее тела; а отсюда сохранилось и девство тела. «И родишь Сына , — сказал ангел, — и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:31), Иисус же означает Спаситель. «Ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Что же отвечает на это Сокровищница подлинной премудрости? Она не подражает праматери Еве, но, напротив, исправляет Ее неосмотрительность и, выставляя заступником естество, вот как отвечает на слова ангела: «Как будет [мне] это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34), — «Ты говоришь невозможное, — говорит Она, — ибо слова твои разрушают законы естества, которые установил Творец. Не допускаю мысли стать второй Евой и ослушаться воли Создателя. И если ты не говоришь противного [воле Его], то разреши недоумение, объяснив способ зачатия». На это посланник истины Ей [ответил]: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сын Божий » (Лк. 1:35), — «Совершаемое ныне неподвластно законам естества, ибо Создатель и Владыка естества высшей властью изменяет его пределы». Она же, услышав со священным благоговением имя, которое всегда чаяла и чтила, устрашилась кары за преслушание и изрекла слова, исполненные трепета и радости: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1:38). 9. «О, бездна богатства и мудрости и ведения Божия! — скажу тут и я вместе с апостолом. — Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33). О, неистощимая благость Божия! О, неизмеримая любовь Его! Называющий «не существующее как существующее» , наполняющий небо и землю, Которому «небо — престол... и земля — подножие ног» (Рим. 4:17; Иер. 23:24; Ис. 66:1), соделал чрево рабы Своей Пространным жилищем для Себя и в нем совершил самое дивное из всех таинств. Ведь Он, будучи Богом, становится человеком, сверхъестественно рождается в [положенные] сроки рождения, разверзает [материнскую] утробу, не разрушая запоры девства; и подъемлется перстными руками [Тот, Который есть] «сияние славы и образ Ипостаси Отца, держащей все словом силы Своей» (Евр. 1:3)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3245...

Потому люди, которые здесь предаются удовольствиям плоти, не смогут быть зачтенными в стадо «овец» там. Там отделит Судья от смеренных тех, которые здесь возвышают себя гордостью словно рогом. Все причастные к небесной вере в этой жизни, но ищущие при этом земного во всех своих желаниях, не могут войти в Царство Небесное 37 ». Спаси Вас Христос! Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И сегодня мы рассмотрим две темы по 20-й главе Евангелия от Матфея: Третье предсказание о смерти и воскресении (17–19) и Просьба сыновей Зеведеевых (20–28). И мы читаем 17-й стих: Мф.20:17 . «И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им». Слова: « восходя в Иерусалим », означают не только нечто духовное, но и реальное. Описанное здесь восхождение происходит из Иерихона (274 метра ниже уровня моря) в Иерусалим (762 метра над уровне моря, выше всех равнин Израиля). Еврейское слово алия, означает: «подъем», «восхождение», и по отношению к Иерусалиму, и Израилю в целом. Сказано: «Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек» ( Пс.124:2 ); и еще: «Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью…» ( Ис.66:10 ). Иерихон был проклятым городом, а Иерусалим благословенным. И восхождение Христа из Иерихона в Иерусалим глубоко символично. Здесь и раскрывается смысл Его грядущих страданий: Он берет на себя проклятие мира, и восходит на жертвенник Креста в Иерусалиме. Пророчески было предсказано: «…“пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме”?» ( 4Цар.18:22 ). Таким образом, восхождение в Иерусалим означает для Христа и начало восхождения на древо Креста. Слова: « отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им » означают, что тайна Креста не доступна посторонним, и только верующие в Иисуса из Назарета, как в Сына Божия (Богочеловека), могут быть посвященными в нее. Сказано: «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор.1:23 ). И действительно, вера в распятого Бога – величайший соблазн для погрязших в казуистике заповедей иудеев; и безумие для слишком рационалистичных эллинов (греков). Но и наши современники, готовые принять нравственно-этические постулаты Евангелия, не способны принять адекватно проповедь о распятом Боге, как слишком драматичную и оскорбительную для их рафинированного слуха. Как же так, Бог, и умирает на древе, как какой-нибудь восставший раб.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

« Превысшее небо — Господу, а землю Он дал сынам человеческим » (ст. 24). Что говоришь ты? Неужели Бог избрал небо в жилище Себе, и заняв места горние, назначил нам здешние? Нет, не так; но это — слова приспособительные к понятиям людей. Если бы это было так, то могли ли бы стоять другие слова, сказанные Богом: « не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь » (Иер. 23:24)? Последние противоречили бы первым, если бы мы стали принимать те буквально, а не обратили внимания на заключающийся в них смысл. Что же значит: « превысшее небо — Господу, а землю Он дал сынам человеческим »? Он выражается приспособительно, не заключая Бога в небесах. И слова: «небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих» (Ис. 66:1), равно как и слова: « не наполняю ли Я небо и землю », также не вполне соответствуют достоинству Божию, а сказаны приспособительно к нам. Бог все объемлет, все носит, не нуждаясь в каком–нибудь месте, но Сам содержа все; небо же называется домом Его потому, что оно есть место, не оскверненное пороком. Здесь, следовательно, не говорится, что небо есть избранное место Его, точно так же, как и в следующих словах: « когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых » (Втор. 32:8), или: « Иакова избрал Себе Господь » (Пс. 134:4). Здесь не говорится, будто иудеи принадлежат Ему, а прочие люди не принадлежат и лишены действий Его промышления и творчества, — Он есть Бог общий всем, а выражение такое употреблено для того, чтобы показать любовь Его к ним, как бывшим по–видимому лучше других. А что не их одних Он избрал, но о всех промышлял, это показывают события, бывшие и прежде Моисея, и при нем, и после него в разных случаях. Так Он дал солнце, землю, море и все прочее всем вообще, и закон естественный внедрил во всех. Авраама персиянина Он возлюбил и переселил; но чрез него вразумлял и египтян, и жителей Ханаанской земли, и персов; также чрез сына и внука его исправлял многих из их соседей, сколько зависело от Него. Потом, когда родился Моисей, событиями происходившими с иудеями Он руководил к богопознанию египтян, жителей Палестины и затем вавилонян. Таким образом, когда пророк говорит: « превысшее небо — Господу », то выражает, что Господь пребывает в тамошних обителях, как свободных от всякого зла. Так и ты, если не будешь привязываться к земле, но сделаешься ангелом, то скоро войдешь на небо и в отеческий дом, и даже еще прежде воскресения переселишься отсюда и будешь обладать таким достоинством. Как многие из людей, избранных в члены великого сената, и живя в деревне носят это звание, так и ты, если захочешь быть гражданином неба, то и живя здесь можешь иметь это достоинство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010