Мф.12:38 ; Мк.8:12 ). Так Он не исполнил желания сатаны ( Мф.4:3–7 ), фарисеев и саддукеев ( Мф.16:1 ), распинателей ( Мк.15:29–32 ). Если Господь не наказывает ругателей святых икон сейчас же по совершении или во время совершения ими злодеяния, то потому, что «долго терпит, не желая, чтобы кто погиб» ( 2Пет.3:8 ; ср. 2Пет.2:9 ). 21) К почитающим иконы относятся стих 17–19-й 13 гл. ( Прем.13:17–19 ). В указанном месте обличается идолопоклонник, обоготворяющий «бездушное» ( Прем.13:17 ), «немощное» и «мертвое» ( Прем.13:18 , ср. Прем.13:6 ) – «это кумир»), так как не имел «ведения о Боге» ( Прем.13:1 ). Мы просим о здоровье, о помощи и прочем не икону, а то святое живое лицо, которое изображено на иконе. Мы говорим: «святый угодниче! моли Бога о нас..», а не «святая икона, моли Бога о нас»! 22) Подножие ног Его – земля, а не ковчег (ср. Мф.5:35 ; Ис.66:1 ). В указанных местах земля называется подножием Божиим, а в других местах подножием Его – ковчег откровения (ср. Пс.79:2, 98:5, 131:7 ; 1Пар.28:2 ; 2Цар.6:2 ; 4Цар.19:15 ), которому поклоняться велит слово Божие ( Пс.98:5; 131:7 ). Земле не поклоняются (ср. Быт.3:17 ). 23) В Ветхом Завете было повеление об устройстве херувимов, но в Новом Завете такого повеления нет. Зачем давать новое повеление, когда существует ветхозаветное? Неужели и заповеди десятисловия нужно вновь давать? Непонятно желание сектантов. Важно, что повеление об устройстве икон херувимов Господь Иисус Христос не отменил (ср. Мк.11:11, 17 ). 24) Изображения херувимов на ковчеге были простым украшением. Изображения херувимов имели религиозное значение, почему и были только в скинии и храме, а во дворце царском их не было ( 2Пар.9:15–20 ; 3Цар.7:1–11, 10:16–21 ). Изображения херувимов, а не изображения цветов ( 3Цар.6:18 ), гранатовых яблок (7:18; ср. Исх.25:31 ), львов и волов ( 3Цар.7:25, 29 ), бывшие простыми украшениями, – являются местом особого присутствия Божия: «Я буду открываться тебе... посреди двух херувимов» ( Исх.25:22 ). «Когда Моисей входил в скинию...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Христос говорил о новом рождении ( Ин.33:7 ) и ап. Павел – о возрождения и обновлении Святым Духом ( Тит.3:5 ). Кто во Христе, тот новая тварь – καιν κτσις ( 2Кор.5:17 . Ср. Гал.6:15 ). Но новое творение во многих отношениях повторяет творение первое. Бог создал человека, взявши персть от земли ( Быт.2:7 ). Первый человек из земли перстный; каков перстный, таковы и перстные, и мы носили образ перстного ( 1Кор.15:47–49 ). От перстного естества человеческого, хотя и от чистейшей Девы, Божие Слово, воплощаясь, заимствует плоть и созидает нового человека в Себе Самом ( Еф.2:15 ), – «не в том смысле, что Христос представил пример этого нового человека, а в том, что Он – второй Адам, Глава и Родоначальник нового человечества» 65 . Исповедавший истину воплощения ап. Пётр говорит, что люди сделались причастниками Божеского естества, в чём и заключаются великие драгоценные обетования ( 2Пет.1:4 ). При первом творении Бог вдунул в лицо человека дыхание жизни и стал человек душой живою ( Быт.2:7 ). В новом творении Логос не ограничился восприятием в единство ипостаси перстного естества человеческого, но тоже дунул, говоря: примите Духа Святого ( Ин.20:22 ), и при дыхании бурном исполнились все Духа Святого ( Деян.2:2–4 ), так что новый Адам есть Дух животворящий ( 1Кор.15:45 ). Древнее прошло, теперь всё новое ( 2Кор.5:17 ). Дух Божий живёт в новой твари ( Рим.8:9–11 ; 1Кор.3:16 ); Им мы живём и движемся и существуем ( Деян.17:28 ). Духом христиане устрояются (συνοικοδομεσϑαι) в жилище Божие ( Еф.2:22 ). Мы должны носить образ Адама небесного ( 1Кор.15:49 ), и в этот образ мы преображаемся от славы в славу от Духа Господня ( 2Кор.3:18 ). Отлагается прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и совершается облечение в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф.4:22–24 ). Ещё устами древнего пророка говорил Господь: будет новое небо и новая земля ( Ис.65:17 ), и мы ожидаем нового неба и новой земли ( 2Пет.3:13 ), а пророк Нового Завета это небо и эту землю уже видел ( Откр.21:1 ). С воплощения Сына Божия начался процесс обновления естества человеческого. Этот процесс совершается в Церкви, постепенно, но неуклонно. Врата ада не одолеют её – ατς ( Мф.16:18 ). Ατς – может относиться и к πτρα, и к κκλησα. Ещё Ориген считал за лучшее относить и к тому, и к другому 66 . Врата ада, сколько бы ни усиливались (κατισχσουσι), не могут остановить процесса обновления твари, начало которому положено в воплощении и которое на основе воплощения продолжается в Церкви. Обновление твари будет совершаться последовательно и неизменно до тех пор, пока скажет Сидящий на престоле: се, творю все новое! Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец! ( Откр.21:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

И в клятве головою или жизнию своею нельзя забывать о Том, без Которого не падает ни один волос с головы человека (Лук. 21:18). Вообще Господь внушал смотреть на клятву, как на дело священное, воспрещая приступать к ней легкомысленно или ослаблять ее силу неразумным и суеверным изменением существенного выражения ее, где имя Бога вездесущего, всеведущего и правосудного поставлено в основание ее (Втор. 6:13). Как у иудеев распространена была привычна злоупотреблять клятвою, видно также из послания ап. Иакова, писанного к обращенным из иудейства христианам. Св. ап., увещевая их к обузданию языка, почти буквально повторил слова Господа: прежде всех, братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою; буди же вам еже: ей, ей, и еже: ни, ни, да не в лицемерие впадете (5, 12).    Но выводить из слов И. Христа и св. апостола мысль о безусловном воспрещении клятвы и присяги было бы несогласно с истиною. Не отменяя древнего закона о клятве (Втор. 6:13. 10, 20), но обновляя дух его, Господь напоминал, что свидетель всякой клятвы – Бог, и что не избежит наказания и осуждения и тот, кто клянется, не называя имени Божия.    Что клятва законная и необходимая в общественной и частной жизни не есть грех, Иисус Христос подтвердил Своим примером, когда впоследствии на клятвенный вопрос первосвященника отвечал: ты рекл еси (Матф. 26:63, 64). В св. писании ветхого завета встречается иного указаний как на клятвенныя обетования Самого Бога (Быт. 22:16. 26, 3, Псал. 88:4. 5. 36. 131, 11), так и на клятвы патриархов, иногда соединенные с особенными знаменательными действиями (Быт. 14:22, 23. 21, 23. 26, 28. 31. 31, 44. 47, 29. 31. Втор. 4:26. Нав. 14:9, 1 Цар. 24:23. 26, 10. Псал. 118:106), и хотя многие ветхозаветные учреждения отменены в новом завете, но о клятве предсказано, что употребление ее сохранится и в христианской церкви (Ис. 66:16. Иер. 12. 16). Правда, в св. книгах нового завета не упоминается о таких видах клятвы, какие были употребительны у ветхозаветных праведников, но из посланий св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но в Боге нет никаких недостатков. В соответствии с этим, в Боге нет ни прошлого, ни будущего, а только настоящее». Но по отношению к людям, живущим и действующим во времени и пространстве, Бог ведает и рассматривает их прошлое как прошлое, их настоящее как настоящее и их будущее как будущее. г) Вездесущие (πανταχο παρουσα) – это Божие свойство, согласно которому беспредельный, бесконечный, безграничный, не-пространственный, необъятный Бог всецело присутствует везде, всегда и на всяком месте – непостижимым для человеческого ума образом. Охватывая и проникая всё, Бог никоим образом не может никем и ничем быть объемлем или проникнут. В одно и то же время Он во всем и превыше всего. Как беспространственный и необъятный Он безмерным величием Своего существа превыше всего, трансцендентен всему. Как абсолютная полнота бытия Он присутствует во всем, имманентен всему, включая и само пространство, ибо Его не-присутствие в пространстве означало бы неполноту и не-абсолютность Его бытия. Как вездесущий Бог таинственным образом пребывает везде и всегда, причем Его не могут ограничить ни время, ни пространство, ибо при всем Своем вездесущии Он, тем не менее, всегда выше и вне всякого места и времени. Сам Бог, устами Своего святого пророка, так свидетельствует о Своем вездесущии: «Разве Я – Бог только вблизи... а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где я не видел бы его? ...Не наполняю ли Я небо и землю?» ( Иер.23:23–24 ; ср.: Иов.34:21 ; Прем.1:7 ; Сир.23:27, 17:16 ). Сильно ощущая Божие вездесущие своей преображенной молитвой душой, богоглаголивый Давид воспевает: «Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя» ( Пс.138:7–10 ; ср.: Втор.4:39 ; Нав.2:11 ; Ам.9:2 ). Богомудрый Соломон, воздвигнув великолепный храм Богу, почувствовал, что Необъятный не может быть объят ничем, и так молился Богу: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» ( 3Цар.8:27 ; ср.: 2Пар.6:18 ; Ис.66:1 ; Деян.7:49 ). Своим преисполненным Божией благодатью сердцем живо ощущая Божие присутствие повсюду и во всем, апостол Павел говорит, что Бог «недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся, и существуем» ( Деян.17:27–28 ), и что Он «над всеми, и через всех, и во всех нас» ( π πντων, α δι πντων, α ν πσιν μν, Еф.4:6 ; Ср. Ин.4:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

" Ты уже не на Синае, ниже на Сионе: ты восшел на высоту, на небо, которое есть престол Твой " (Ис.66:1). " Ты пленил плен и в крови завета Твоего испустил узники ада (Зах.9:11); Ты приял дары Святаго Духа для раздаяния их человекам " (Деян.2:33). Так излагает слово (давать) Апостол (Еф.4:8; согласно с его употреблением у Евреев. См.: Быт.48:9). " Раздаянием сих богатых даров Ты пленяешь наконец и тех, которые противились тому, чтобы обитал в них Бог благолепия " . Событие сие изображает Апостол Павел (см.: Рим.9-11). 20. Господь Бог благословен, благославен Господь день дне; поспешит нам Бог Спасений наших. 21. Бог наш Бог еже спасати, и Господня, Господня исходища смертная. 20. Благословен Господь. Со дня на день возлагает на нас новые дары. Бог Крепкий спасение наше. (Села). 21. Бог крепкий наш, Бог крепкий во Спасение: и Иегове Господу исходища смерти. Седьмое отделение славословия Давидова - заключение предыдущего: благодарение Богу Мессии за продолжение даров Святаго Духа и за победу над смертью. " Благословен Господь: все размышления о чудесах Божиих в Церкви должны оканчиваться, естественно, благодарением и восхищением " . " Со дня на день возлагает на нас: единожды возложил тяжкое иго закона, но со дня на день возлагает благое и легкое иго Евангелия и те дары, которые воплощенный Сын Божий приял от Отца для человеков " . " Бог крепкий спасение наше: раздаяние оных даров не имеет другого конца, как сообщение немощной твари силы Божией для достижения блаженства " . " Бог крепкий наш: для сообщения нам спасительной силы Бог усвоил Себя нам чрез воплощение " . " Бог крепкий во спасение: усугубление сей мысли и слова: спасение не только изображает непреложность спасения, но и некоторым гадательным образом указует на самое имя Спаситель - Иисус " . " Иегове Господу исходища смерти: даруемое Им спасение относится не ко временному только благоденствию, но паче к вечному животу. Он имеет ключи ада и смерти " (Апок.1:18). 22. Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в согрешениях своих. 23. Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских. 24. Яко да омочится нога Твоя в крови, язык пес Твоих от враг от него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

Чтобы создать историю рождества и детства Матери Иисуса, он берет в качестве модели библейские эпизоды и мотивы. Самый очевидный пример — история Анны и Иоакима, созданная на основе 1Царств 1-2, откуда автор взял в т.ч. имя матери Марии, ее бесплодие и ее обет посвятить Господу младенца, который родится, песнь, спетую Господу, задержку и введение во Храм. Другие примеры — выбор Иосифа (Числ 17, 16-28; 16, 31-32//ПротИак 9, 1-2) и испытание водой (Числ 5, 11-31//ПротИак 16). И в остальном апокриф интегрирует в себя другие места из Ветхого Завета: историю Авраама и Сарры и неожиданное рождение Исаака (Быт 18, 1-5; 21, 1-8//ПротИак 1, 3; 2, 4; 6, 2), за которым следует большой праздник; радость Анны, кормящей грудью свое дитя (Быт 21, 6-7//ПротИак 6, 3); благовествования касательно Исаака и Самсона (Быт 18; Суд 13//ПротИак 4, 1-2). Наконец, душеполезные рассказы: о Товите, Иудифи и Сусанне (Иудифь постится из-за своего вдовства, но прерывает пост на дни праздника (Иуд 8, 6//ПротИак 2, 1-2); Товита унижает жена за подозрение в краже (Тов 2, 11-14), как и уничиженная Анна сомневается в происхождении подарка, который ей подносит ее служанка (ПротИак 2, 2-4); Иоаким обязан своим именем мужу Сусанны (Дан 13, 1//ПротИак 1, 1), которая, как Анна, удаляется в сад (Дан 13, 7//ПротИак 1, 1)), также оставили свои следы в первой части «Протоевангелия». Автор «Протоевангелия» не только опирается на текст Библии, но и, равным образом, на те интерпретации, которые бытовали в его время. Например, он знает, что рождение раньше срока — знак прямого Божьего вмешательства: Мария, подобно Исааку, является на свет на седьмом месяце беременности своей матери. Он знает толкование Быт 4, 1, согласно которому Каин — плод союза Евы с Сатаной-Самаилом (Таргум Пс.-Ионафана на Быт 4, 1; Изречения Рабби Элиезера 21; Вопросы Варфоломея 4, 58-59//ПротИак 13, 1), и иллюстрирует идею о зачатии без боли и вмешательства мужчины и идею чудесного рождения (Ис 66, 7; Исход рабба 1, 20; Вознесение Исайи 11, 12-14, Оды Соломона 19, 6; Деяния Петра 24; Ириней.

http://bogoslov.ru/article/517937

18 . Адам принял осуждение: проклята земля за тебя; терния и волчцы произрастит она тебе ( Быт.3:17–18 ). Иисус для того принимает терны, чтобы освободить от этого осуждения; и в земле погребен для того, чтобы проклятая земля вместо проклятия получала благословение. Тогда, как согрешили (прародители), покрылись листьями смоковницы: потому и Иисус последнее знамение совершил над смоковницей. Ибо, намереваясь идти на страдание, проклинает Он смоковницу (см. Мф.21:19 ), не все смоковницы, но одну известную, для изображения (райской) смоковницы, говоря: отныне да не вкушает от тебя никто плода вовек ( Мк.11:14 ). Осуждение миновало, и, так как прародители покрылись листьями смоковницы, то пришел Он в такое время, когда не было на ней плодов. Кто не знает, что во время зимы смоковница не приносит плодов, а только покрыта бывает листьями? Что все знали, неужели не знал того Иисус? Впрочем, зная об этом, шел как бы намереваясь искать плодов; знал Он, что не найдет их, но хотел только представить образ проклятия на листьях. 19 . Коснувшись событий, случившихся в раю, по справедливости удивляюсь я истине преобразований: в раю отпадение, в саду и спасение; от древа грех, в древе и спасение (см. Быт.3:8 ). После полудня скрылись прародители от Господа ходящего, после полудня и разбойник вводится Господом в рай (см. Лк.23:43 ). Но скажет мне кто-либо: это ты вымышляешь; представь мне свидетельство о древе Крестном из пророка; если из пророка не приведешь об оном пророчества, то я не поверю. Итак, послушай Иеремии и убедись: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня ( Иер.11:19 ). Читай вопросительно, как я сказал. Ибо неужели не знает тот, который говорит: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие? ( Мф.26:2 ). Как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы ( Иер.11:19 ). Какой агнец? Иоанн Креститель объяснит, говоря: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). Они составляют замыслы против меня ( Иер.11:19 ); знающий помышления неужели не знал того, что должно было случиться? Что же говорили они? Положим ядовитое дерево в пищу Его ( Иер.11:19 ). Если Господь удостоит тебя, то впоследствии узнаешь, что тело Его, по Евангелию, представляло образ хлеба: положим ядовитое дерево в пищу Его и отторгнем Его от земли живых ( Иер.11:19 ). Жизнь не истребляется, на что трудитесь напрасно? Имя Его более не помянется: тщетен совет ваш; ибо имя Его прежде солнца пребывает ( Пс.71:17 ) в Церкви. Также и о том, что жизнь висела на древе, Моисей с плачем говорит: жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей ( Втор.28:66 ). И недавно прочитанное Писание говорит: Господи! кто поверит слышанному от нас? ( Ис.53:1 )

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

1) Необходимо, чтобы, приступая к молите, предварительно приготовить себя к сему. «Прежде даже не помолишися, – пишет Премудрый, – уготови себе, и не буди яко человек искушая Господа» ( Сир.18:23 ). 2) Необходима живая вера и упование на Бога. «Веровати подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает» ( Евр.11:6 ). «Вся, елика аще вопросите в молитве верующе, примете» ( Мф.21:22 ). Кто молится без веры и упования на Бога, тот, по слову ап. Иакова, «подобен волнению морскому, ветры возметаемому... Да не мнит... яко получит что от Бога» ( Иак.1:6–7 ). 3) Необходимо глубочайшее смирение и благоговение, чтобы молились с полным сознанием нашего недостоинства и величия Того, пред Кем мы молимся. «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс.50:19 ). «На кого воззрю, – говорит Бог через пророка, – токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» ( Ис.66:2 ). «Бог гордым противится, смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ). Мытарь во время молитвы не смел и очей своих возвести на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже, милостив буди мне грешнику”, и он оправдан сошел в дом свой» ( Лк.18:10–14 ). 4) Необходимо, чтобы молитва была искренняя и нелицемерная. «Егда молишися, не буди якоже лицемери» ( Мф.6:5 ). «Приближаются ко Мне люди сии усты своими, и устами своими чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене: всуе же чтут Мя...» ( Мф.15:8–9 ). 5) Необходима чистота совести и сердца и жизнь добродетельная. «Ибо как Бог есть свет и тмы в Нем нет ни единыя, так и мы должны ходить в свете, дабы иметь общение с Ним ( 1Ин.1:5–7, 2:6, 3:3, 20–22 ). «Он Бог, не любящий беззакония; у Него не водворится злой; Он ненавидит всех, делающих беззаконие» ( Пс.5:5–7 ). «К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Бог через пророка. – Кто требует сего от рук ваших? Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои, и когда вы умножаете молитвы ваши, Я не слышу: ибо руки ваши полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите худые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного; защищайте сироту, вступайтесь за вдовицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

5) Они приходят к Богу через Христа за благословением на те духовные средства, которые предоставил им Бог для оказания помощи душам и ради назидания их в вере, зная, что как эти средства, так и благословение на них — все это от Бога (2Фес. З:1; 2Кор.5:18). И благодаря этому они получают ободрение, потому что Бог сказал: «Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом» (Пс.131:15). 6) Они приходят к Богу через Христа за прощением, поскольку ежедневно проявляется их немощь, с просьбой, чтобы несмотря ни на что им и дальше пребывать во свете лица Его. По этой причине Он всегда принимает их и их служение и как ответ на эти просьбы посылает мир, который нисходит от Отца их на их души, потому что только в этом заключена для них жизнь (Пс.18:13). Есть много духовных благословений и другого рода, за которыми искренний и правдивый христианин приходит к Богу, слишком много, чтобы их все можно было упомянуть. 3. Какую пользу эти христиане, приходя к Богу, приносят другим? 1) Эти люди приходят к Богу для того, чтобы просить Его о приходе Царства Христова, Которое, как они знают из Слова Божьего, не может наступить, пока не будет низвержен Антихрист и пока Дух Божий не будет более обильно излит свыше на святых. Поэтому они взывают к Богу о ниспровержении первого, то есть Антихриста, и об излиянии второго, то есть Духа Святого. 2) Они приходят к Богу просить о том, чтобы Его избранные приходили поскорее ко Христу, потому что для них является огорчением мысль о том, что столь многие из тех, ради кого умер Христос, все еще находятся в состоянии вражды с Ним (Пс.121:б; Ис.66:10). 3) Они приходят к Богу молиться о том, чтобы дух единства был излит на верующих, потому что их сердце озабочено и много размышляет о единстве Тела Христова (Иоан. 17:21). 4) Они приходят к Богу, чтобы молиться за правителей, за всех начальствующих, за судей земли, чтобы Бог поспешил поставить на эти места всех тех, которые могли бы поскорее исполнять ту работу, которую желает Его Церковь (1Тим.2:1–2), а именно, чтобы исполнилось то, что написано о великой блуднице: «сии возненавидят блудницу», «плоть ее съедят», «разорят ее», «и сожгут ее в огне» (Откр.17:10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

г) Труды избранных Божиих не останутся тщетными (в противоположность сказанному о тех, которые не принадлежат к числу избранных: дела трудов их обетшают), потомство их не будет предметом проклятий, напротив будет благословенным (ср. выше 16 ст.), они будут наслаждаться долголетием, так что даже внуки их будут жить вместе с ними (23 ст.). д) Они будут пользоваться непрестанным благоволением Божиим, так что молитвы их будут услышаны и исполнены, прежде чем они вознесут их (24 ст.). И, наконец, е) в церкви Христовой соединятся во едино стадо люди, бывшие прежде настолько же различными между собою, насколько различаются: волки и ягнята, львы и волы, и будут жить в мире, не причиняя вреда друг другу (25 ст.). Эта мысль подробнее раскрыта выше ( Ис. 11:6–9 ). Выражение: змия (снест) землю яко хлеб, равно как и сказанное змею от Бога: землю снеси вся дни живота твоего ( Быт. 3:14 ), нужно понимать не в том смысле, что земля будет пищей для змея; но так, что тот, кто некогда принял вид змея и обольстил прародителей, а затем долгое время обольщал и губил их потомков (как бы поедал их), уже не будет иметь власти губить истинных членов Христовой церкви, его добычею (как бы хлебом) будут только те, кто суть земля и прах (или плоть – ср. Быт. 6:3 ). 28. Удаление от торжества церкви всех нераскаянных грешников. Глава 66 Настоящая глава по содержанию своему, весьма тесно примыкает к предыдущей, служа её продолжением. Выше (65:2–12) пророк сказал, что народ иудейский за ослушание воле Божией и беззаконные поступки лишится Божественного покровительства и обречен будет на истребление; теперь в пояснение и раскрытие этой мысли присовокупляет, что даже устроенный и украшенный их заботами храм Иерусалимский и приносимые в нем жертвы не возвратят к ним прежнего благоволения Божия (1–3 а ст.). За их нечестие им угрожает неминуемая гибель (3 b –4 ст.), в виду чего пророк призывает тех из иудеев, которые еще не утратили способности благоговеть пред словом Божиим, к нравственному исправлению (5 ст.), показывая при этом, что противники воле Божией все погибнут (6 ст.) и на место их по воле Божией в один день родится новый многочисленный народ (7–9). В ожидании этого пророк уже теперь приглашает как самый Иерусалим, так и всех любящих, его к духовной радости, подробно указывая при этом причины этой радости (12–17 ст.). Место отверженных Богом иудеев займут другие, новые избранники Божии (18–21 ст.). Избранники Божии соединятся вкупе для служения Истинному Богу, а упорные нечестивцы обречены будут на вечную гибель, ибо червь их не скончается и огнь их не угаснет (18–24 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010