12. Четвертая книга Царств ( 4Цар.4:8-37 ) рассказывает о воскрешении еще одного мальчика, и на сей раз это чудо произошло по молитве пророка Елисея. Этот рассказ, как и аналогичный рассказ об Илии, подчеркивает, что евангельские чудеса продолжают линию, начатую в Ветхом Завете. 13. Исаия ( Ис.63:11-64:5 ) — здесь пророк древнего Израиля обращает к Богу удивительные на первый взгляд слова: Только Ты — Отец наш; ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признаёт нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: “Искупитель наш” ( Ис. 63:16 ). Это звучит почти как отрывок из Евангелия: не стоит никому надеяться на физическое происхождение от Авраама — подлинным Отцом для верующего остается только Бог. 14. Иеремия ( Иер.31:31-34 ) — эти слова Ветхого Завета предсказывают заключение Нового Завета, что и отмечается на пасхальном торжестве: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. Нетрудно услышать здесь прямую перекличку со словами Исаии из предыдущей паремии. 15. Даниил ( Дан.3:1–88 ) — длинная и торжественная песнь трех отроков в печи вавилонской стала источником множества цитат в богослужебных песнопениях; вновь и вновь звучит на вечерне голос хора, повторяющий припев: «Господа пойте и превозносите Его во веки». Но это не просто красивая поэзия — история из Ветхого Завета повествует о трех юношах, которые за веру в Единого Бога были брошены в огненную печь, но остались там невредимыми. Их мучители, глядя на огонь со стороны, видели не только их троих, но и таинственного Четвертого. И христиане видят в этом явлении прообраз схождения Христа во ад, откуда он вывел спасенных людей. журнал «Фома» Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/parimii-strastnoj-subbo...

42 Так читается и во всех рукописях текста 70 толковников. Но в еврейском тексте и в вульгате стоит: «по числу сынов Израильских» . Приводимое Климентом чтение, мысль которого выражается и у Сираха (Сир. 17:17), — находится уже у Филона («De post 25; «De plant Noe», 14). Св. !Иустин («Dial c. Tryph.», с. 131) отвергает чтение еврейского текста, как поврежденное иудеями. 43 По замечанию ученых, это Климент составил из слов Втор. 4:34 и Чис. 18:26, а также 2 Пар. 31:14, чтобы выразить такую мысль: Бог избрал нас из среды прочих людей в Свое достояние, как с гумна берутся святые начатки Богу, которые делаются святым святых. 44 Вохер напрасно прибавляет: как бы зная будущее, разумея здесь какие-либо последствия или награду Исаакова самопожертвования. Гораздо проще относить это к готовности и сознательности, с какою Исаак отдал себя на жертву без ропота или прекословия. 45 Буквально: скипетров. Слово «скипетр» здесь употреблено в значении колена, как и в 3 Цар. 11:31, 35. Смысл такой: Иаков сделался родоначальником 12 колен Израильских. 46 Т.е. Христос Спаситель. 47 Т.е. от Бога создавшего нас на дела благая. 48 Эти слова почти буквально приводит ап. Павел (1 Кор. 2:9), как слова Писания. В Ветхом Завете подобное этому изречение читается у Исаии (Ис. 64:3—4). 49 Слов: как бы львом ( ως λεων ) — нет ни в еврейском тексте, ни в греческом переводе 70 толковников. 50 Так называется Иисус Христос и у ап. Павла (Евр. 4:15). 51 Т. е. начальники провинций, имевшие и военную власть. 52 Эти слова приводятся у Климента Александрийского (Strom., IV, 17). 53 Здесь в рукописи недостаток одного слова, Нольте дополняет это словом: σιγατω молчи. 54 Буквально: место ( τοπος ). Это слово употребляется в значении звания или сана, соединенного с отправлением особенного служения. См. ниже гл. XLI также !Игнатий, «Послание к Поликарпу», гл. I; «Послание к смирнянам», гл. VI; Поликарп, «Послание к Филиппийцам», гл. XI. 55 Св. Климент говорит о высшем, духовном характере христианской религии сравнительно с иудейством.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3551...

2Пар.28:16 .  В то время послал царь Ахаз к царям Ассирийским, чтоб они помогли ему, 2Пар.28:17 .  ибо Идумеяне и еще приходили, и многих побили в Иудее, и взяли в плен; 2Пар.28:18 .  и Филистимляне рассыпались по городам низменного края и юга Иудеи и взяли Вефсамис и Аиалон, и Гедероф и Сохо и зависящие от него города, и Фимну и зависящие от нее города, и Гимзо и зависящие от него города, и поселились там. 2Пар.28:19 .  Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом. 2Пар.28:20 .  И пришел к нему Феглафелласар, царь Ассирийский, но был в тягость ему, вместо того, чтобы помочь ему, 2Пар.28:21 .  потому что Ахаз взял сокровища из дома Господня и дома царского и у князей и отдал царю Ассирийскому, но не в помощь себе. О набегах на Иудею идумеян и филистимлян при Ахазе также определенно говорит лишь 2 Паралипоменон. Но известие об идумеях и их угрожающих Иудее действиях находит себе подтверждение в сообщении ( 4Цар.16:6 ): об отнятии идумейского Елафа у Иудеи при Ахазе царем сирийским; указание же на враждебное и вызывающее поведение филистимлян при Ахазе заключается у пророка Исайи ( Ис.14:28–29 ). Упоминаемые в ст. 18 города, занятые филистимлянами, расположены были все в колене Иудином, в юго-западной его части, на границе с землей Филистимской. Из них впервые здесь и всего однажды в Библии упоминается «Гимзо», LXX: Γαμζ, (также Γαμεζα, Γαμζα), Vulgata: Gamzo, слав.: «Гамзон» – город восточнее Лидды теперь Gimzu (Robinson, Palastina, III, 271). «Вефсамис» – о положении этого священнического города см. комментарии к ( Нав.15:10 ; 1Цар.6:9 ; 3Цар.4:9 ) в «Толковой Библии», т. II, с. 92, 239–240, 379–380. О положении левитского города «Аиалона» (в колене Дановом) см. комментарии к ( Нав.10:12,19:42 ), «Толковая Библия», т. II, с. 117 и 63–64. «Гедероф» или Гедера – ныне деревня Катра или Гадра, ср. ( 1Мак.15:39,16:9 ) и комментарии к ( Нав.15:36 ), «Толковая Библия», т. II, с. 96; ср. Guerin, Iudee II, p. 35 и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Бог в И. п. а.- это Творец, восседающий на небе. Он уготовал для праведных место успокоения (рай). Как Творец истории Он возводит и низводит царей в свое время. Праведные цари проявляют заботу о св. местах и святых; неправедные цари этого не делают. Кто нарушит закон Божий, будет наказан. Под Его властью находятся ангелы, прежде всего архангелы Гавриил и Уриил, к-рые по воле Божией спасают праведников от опасностей битвы последних времен и направляют их в рай, где они должны пребывать вместе с Богом (Ibid. P. 730). Мессия. В разных местах И. п. а. описываются Мессия и Его деяния. Мессия называется «царем на западе», «львом мира», к-рый, подобно «льву рыкающему», побежит по морю и убьет неправедного царя. В ряде мест явно описывается Иисус Христос. Он шествует на облаке небесном, и знак креста движется перед Ним. Он сотворил все. Все имеющие печать принадлежат Христу. Он проявляет милость к страждущим. Он пошлет с неба 64 тыс. ангелов. Сын Божий в последние времена будет судить грешников и праведников и тех, кто совершили преступления на небе. Только Мессия имеет власть над смертью. Христос как Царь сойдет вместе со всеми святыми с неба, попалит огнем землю, будет править на ней тысячу лет и создаст новое небо и новую землю. Архангелы Гавриил и Уриил. В И. п. а. подробно описывается роль ангелов в последние времена, в особенности архангелов Гавриила и Уриила. После того как ангелы подняли на своих крыльях праведников и спасли их от гнева антихриста, Гавриил и Уриил воздвигают «столп светлый» и несут его перед ними «в святую землю», где праведники облекутся в белые одежды и вкусят от древа жизни (ср.: Ис 49. 10; Откр 7. 16). Храм. Израиль, Иерусалим и храм утратили особую роль, т. к. адресат И. п. а.- в Египте. Царь мира, пришедший с запада, даст мир жителям Египта и святым и будет восхвалять имя Божие и места, где живут святые. У него будет 2 сына, от одного из них произойдет 4 царя, на 30-м году он построит храм в Мемфисе и погибнет от одного из своих сыновей; это будет началом наступления конца света. Возможно, под этим царем подразумевается Александр Великий , а храм в Мемфисе, должно быть, святилище, построенное им ( Schrage. 1980. S. 269-270).

http://pravenc.ru/text/389251.html

Земля сердца становится бесплодной и пустой. Бог рядом, он близ каждого из нас, как говорит святой апостол Павел (см.: Флп. 4: 5), но мы не пользуемся Его благодатью из-за своей рассеянности, компромиссов, на которые идем, по причине телевизора, вступления в общества и организации, действующие без Бога. Человеку надо трезвиться, идти путем добрым и святым и исполнять Божественное учение Церкви, которое не нуждается в корректировке, ибо мудрость мира – все равно что выброшенная тряпка пред Богом (см.: Ис. 64: 6). – Никто не может причинить нам никакого зла извне, и все зло в мире проистекает из этого отстранения человека от Бога. – Святитель Иоанн Златоуст говорит нам, что никто не может причинить нам зла без нашей воли, даже диавол, всецело устремившийся против нас и жаждущий причинить нам зло, без нашей воли не может сделать нам ничего. Так что никто извне не может причинить нам зла. Святитель Иоанн Зластоуст привел в пример гонения на христиан. Игемоны и палачи, истязавшие христиан, чтобы они отреклись от веры истинной, хотя и творили дело диавола, но тем не менее страданиями, которыми их подвергали, помогали христианами стяжать победный венец. Христиане не отрекались, страдали, умирали и получали венец святости. Враг диавол стоял за спиной тех, кто мучил христиан, чтобы они отреклись от своей веры, угрожал им смертью, чтобы они погубили свои души. А что из всего этого вышло? У них имелась сила, и они выстояли, а злое намерение врага, направленное против них, обратилось для них в славу, они стали мучениками, великими исповедниками, святыми Церкви. Хотя намерение его и было негативным, он хотел причинить людям зло, но его злое намерение обернулось в почитание и похвалу тех, против кого было направлено. Желая причинить зло, враг доставляет венец истинным христианам, которые претерпевают до конца Так и сейчас. Нынешние власти, руководимые диаволом, хотят навредить Церкви, коварно распространяя всевозможные учения и соблазны, деморализующие человека и общество в целом. Намерение злое, лукавое, диавольское, не требующее отречения от веры в Бога напрямую, но тонко внедряющее его в сознание человека всеми средствами пропаганды. И при всем том, диавол и все его слуги не могут причинить зла истинному христианину, поскольку, не веря в Бога и духовное, они видят зло только во внешнем, в страдании, нищете, болезни. Желая причинить зло, враг доставляет венец истинным христианам, которые претерпевают до конца.

http://pravoslavie.ru/154124.html

Каким видит мессианство Иисуса Марк? В дополнение к вводному стиху (1, 1) и исповеданию Петра (8, 29), Марк использует слово Christos в следующих контекстах: напоить «чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы» (9, 41); спор о «Христе, сыне Давидовом» (12, 35); предостережение против лжехристов (13, 21-22); вопрос первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» (14, 61); и, наконец, уже приведенная выше насмешка первосвященников и книжников (15, 32). Абсолютная непричастность мессианства Иисуса к претензиям на политическое лидерство проявляет себя и в т.н. «мессианской тайне Иисуса». Провозглашая приближение Царства Божия Своими чудесами, Он категорически отказывается признаться в том, что Он — Христос (Мессия) и Сын Божий. Отсюда Его запреты и людям и бесам разглашать об увиденном (1, 23-25; 3, 11-12; 7, 36). Но когда совершается аналогичное чудо на языческой территории, например исцеление гадаринского бесноватого (5, 19), Иисус Сам повелевает ему «рассказать, что сотворил ... Господь». Находясь там, Иисус не был связан тайной Своего мессианства: какое дело до нее было язычникам! Вместе взятые, эти примеры говорят о том, что Иисус был предельно далек от политизированных мессианских ожиданий евреев того времени. Его мессианство находится в русле таких библейских пророчеств, как песнь Второисаии о страдающем «Отроке Господнем» (Ис. 42, 1-4; 49, 1-6; 50, 4-9; 52,13 — 53,12). В ответ на мессианское исповедание Петра Иисус открывает ученикам страшную тайну: Он пострадает и умрет! Мессия страдающий Первое из трех предсказаний о страданиях появляется в 8, 31. По своему содержанию и языку оно примыкает к другим пророчествам об этом в 9, 31 и 10, 33-34 («Сыну Человеческому ...убиту ...в третий день ...воскреснуть»). Согласно этим текстам, Иисус предоставил Своим ученикам полную и ясную картину всего, что произойдет с Ним по прибытии в Иерусалим. Почему же они ничего не понимают из заблаговременно открытого? Ни Петр (8, 32-33), ни Иаков с Иоанном (10, 35-37)? Этой тайне суждено полностью раскрыться лишь на суде перед Синедрионом. Здесь Иисус более не скрывает, Кто Он такой (16, 61-64).

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/3/71...

Пусть никто не стыдится, что бы с ним ни произошло, возвратиться к Пастырю Доброму, Который всегда его радостно примет. Чтобы восторжествовала слава Креста над бесчестием греха. Чтобы прославилось милосердие Божие, которого хватит у Господа для каждого грешника. Разумеется, мир не замечает человека, приносящего покаяние. Как будто ничего не переменилось в мире. Но великий праздник бывает на небесах, когда человек истинно кается. Как если бы это было самое благороднейшее, самое достойнейшее дело из всего, что есть на свете. А это ведь действительно так! Тот, кто кается, пусть это всего один человек, больше соответствует замыслу Божию о роде человеческом, чем все другие самые достойные люди, как будто не имеющие нужды в покаянии. Замыслу о спасении грешников, открываемому в Превечном Совете, в Откровении Агнца Божия, вземлющего грехи мира. И такой человек принимает плоды древа жизни, плоды Креста Христова, и получает освящение Божие. Так велик дар покаяния, что святые отцы, все подвижники с самых древних времен, видя, что первыми входят в Царство Божие блудницы и мытари кающиеся, как Сам Христос говорит, стали приносить такое покаяние, как будто они сами блудники и мытари, как будто они хуже всех, ни на что не годные люди. И они так преуспели в этом, что многие стали думать, что покаяние — для святых, а что касается нас, мы будем угождать Богу прежде всего своими добрыми делами. Забывая, что все обнажено пред очами Божиими и что нет ничего доброго в человеке, как Сам Господь говорит: «Нет праведного, нет ни одного» (Пс. 52, 4), и всякая праведность наша — как грязная одежда блудницы, по выражению пророка. (Ис. 64, 6). Когда человеку даруется покаяние, когда он исповедует не одними устами вместе со всею Церковью перед Чашею Христовой: «От них же, грешников, я первый», когда он видит ужас своего греха, он знает, что только Кровью Христовой может он стать праведным, омыться от всякой нечистоты. Ему открывается новая жизнь, где нет места греху, и он слышит голос Спасителя, что Царство Божие приблизилось и уже сейчас входит в сердца тех, кто неложно кается.

http://moral.ru/kapernaum/

Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы пред вами верующими». Объясн. Здесь апостол дважды показывает нам образец благочестивой клятвы, говоря: «Бог свидетель». Из многих и других мест видно употребление клятвы в важных случаях: 2Кор.1:23 ; Еф.4:17 ; 2Тим.4:1 ; Евр.6:16 . Сам Господь, будучи вопрошен первосвященником иудейским с клятвой, уважил клятву и дал ему прямой ответ о Божестве Своём: Мф.26:63–64 . Евр.6:16–17 . «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву». Объясн. Здесь апостол даёт нам истинное понятие о клятве и законности её употребления. Клятва состоит в том, что люди, уверяя один другого, призывают Бога во свидетеля, посредника и поручителя, конечно с той мыслью, что Он будет помощником при исполнении обещания и карателем в случае намеренного нарушения его или уверения ложного. Слова людей могут быть истинными в той мере, в какой они сопровождаются мыслью о Высшем, о всеведущем Боге, Который есть высочайшая Истина, погубляющая говорящих ложь: Пс.5:7 . Отсюда понятно частое призывание апостолом во свидетели Бога, и тем самым свидетельствующего о необходимости в важных случаях клятвы: 2Кор.1:23 ; Еф.4:17 ; Рим.1:9 . Откр.10:5–6 . «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков; Который сотворил небо и всё, что на нём, землю и всё, что на ней, и море и всё, что в нём, что времени уже не будет». Объясн. Этими словами подтверждается законность употребления клятвы, необходимой в важных случаях: Втор.6:13 ; Мф.26:63–64 ; Евр.6:16 . Быт.13 глава . Здесь говорится об обещаниях Божиих Аврааму дать всю землю Ханаанскую в вечное владение ему и потомству его. Объясн. Обетования Божии, что евреи вечно будут владеть землёй обетованной, были даны Богом под условием исполнения заповедей Божиих: Исх.20:1–17 ; Ис.1:19–20 , а так как иудеи бесчисленно преступали заповеди Божии, то и были лишены обетования. Употребление клятвы Богом между людьми, в важных случаях, засвидетельствовано во многих местах Священного Писания: Быт.24:3–9:25:33 ; Втор.6:13 ; Евр.6:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

9 . Один везде находится, все видит, все знает, все творит посредством Христа. Ибо все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть ( Ин.1:3 ). Источник всякого блага, величайший и неиссякающий, река благотворении, свет вечный, непрерывно сияющий, сила непобедимая, снисходящая немощам нашим. Даже имени Его не в состоянии снести слух наш. Можешь ли ты исследованием найти Бога? – говорит Иов. – Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? ( Иов.11:7 ). Если и последние из тварей непостижимы, то как может быть постигнут Сотворивший все? Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( Ис.64:4 ; 1Кор.2:9 ). Если того, что уготовал Бог, не может объять мысль наша, то возможно ли объять умом Того Самого, Который уготовал? О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ( Рим.11:33 ), – говорит апостол. Если суды и пути непостижимы, то Сам может ли быть постижим? 10 . Столь велик есть Бог, и еще больше Он (ибо, если все существо мое обращу я в язык, и тогда не буду в состоянии сказать о Нем как должно; даже если все Ангелы соединятся, и они не скажут как должно); настолько Бог благ и велик, но человек, истесавши камень, дерзнул сказать камню: ты бог мой ( Ис.44:17 ). Великая слепота – от такого величия дойти до такого унижения! Дерево, Богом насажденное, дождем возращенное, и после, когда сгорит, делающееся от огня пеплом, это дерево богом всенародно объявляют, а Бога истинного презирают. Наконец, зло идолослужения усилилось: и кошке, и собаке, и волку стали поклоняться вместо Бога, и льву, пожирающему людей, поклонились вместо Бога человеколюбивейшего, поклонились змею и дракону, изображающим собою извергнувшего нас из рая, а Насадивший рай презрен стал. Стыжусь говорить, однако скажу: даже луку некоторые поклонялись. Вино дано для того, чтобы веселить сердце человеческое (см. Пс.103:15 ), и вину поклонились вместо Бога. Пшеницу сотворил Бог словом Своим: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод ( Быт.1:11 ), для того чтобы хлеб укреплял сердце человеческое (см. Пс.103:15 ), и отчего же поклонились Церере? Огонь доныне исходит от взаимного ударения камней, и откуда явился творец огня – Вулкан?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Тертуллиан , обнаружив сходство между более полной классификацией богов у своего современника (учение которого достаточно сильно противоречило его собственному учению) и своей (т. е. «варроновской»), счел, вероятно, лучшим отказаться от последней. Кстати, в названном пассаже Климент упоминал и этимологию слова «бог» от «бегать». 14 Этот момент, наличествовавший в Ad nat. (II, 4,1), также исчез из Apol. В Apol. не разрабатывается тема богов-элементов (или стихий) (гл. 3, 5–6 II книги Ad nat.). Между тем, о богах-элементах очень подробно говорится в Protr. (§ 64–65 и § 102, 1 и 4). Анализ взглядов различных философов на Бога и природу (Ad nat. II, 4) не появляется в Apol. – Климент подробно рассматривает эту тему в § 66. Таким образом, Тертуллиан как бы спешит избавиться от всего, что в его первом сочинении напоминало Protr. Заметим, однако, что парафраз из Ис. 6:9–10 , содержащийся в Ad nat. (II, 1,3), был включен в гл. 21 Apol., а информация о Крезе и Фалесе, о Сократе, велевшем принести в жертву петуха, из Ad nat. (II, 2,11–12) используется в Apol. (46, 8 и 5) – Тертуллиан не желает отказываться от полезного для него материала, не имеющего прямого отношения к содержащемуся в Protr. учению. Исчезновение из Apol. рассказа о собственно римских божествах (гл. 9, 11 и 15 второй книги Ad nat.) можно объяснить желанием автора не дразнить читателей издевательством над римскими героями. Любопытно, что в главе о страстях Христовых Тертуллиан неоднократно делает попытки связать христианство с Римом (Apol., 21, 18–19 и 23–25). Сам метод критики языческих богов при помощи подробного рассказа о них, которым Климент пользовался без всякой меры, мог показаться Тертуллиану после прочтения Protr. нецелесообразным. Пожертвовав изобилием имен богов и их функций в Apol. (например, в Apol. не упоминаются боги-звезды и боги, получившие свое имя от производимых ими действий или от мест их обитания, cp.: Ad nat., II, 11 и 15), Тертуллиан сделал новое произведение более доступным для читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010