3 . Кто, о блаженный апостол Иоанн, это (тебя) сказать научил? не озеро ли Геннисаретское? Но оно не учит догматам. Не рыбная ли ловля? Но она не богословствует. Зеведей? Но он простец. Отечество? Но оно было незнатное. Село? Но то были сельские жители, а не городские. Иудеи? Но они были нарушителями Закона ( Рим.2:27 ). Закон? Но он был тенью. Моисей? Но он был гугнив и косноязычен ( Исх.4:10 ). Давид? Но он же червь, а не человек ( Пс.21:7 ). Как же ты сказал: «В начале было Слово»? Кто тебя возвел до такой высоты? Кто твоему уму даровал такие крылья? По вере 60 , ты оставил землю и стал выше воздуха, превзошел эфир; Высоты премирных небес перелетел; перешел высших; миновал архангельские лики; Владычному серафимову Престолу предстал. Верою окрылился, и о невыразимом Рождении возгремел. непостижимое провозгласил существо, о безначальном (ναρχον) Слове богословски научил; сказал ведь: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». 4 . Великая благодать, возлюбленные. Человек ростом в три локтя, умом и мыслью, вместе со Словом на небо перенесся. Верою узрел от Отчего лона бестрастно Исшедшего (παθς ξελθντα), и (созерцал) Бога, рожденного от Бога. Он увидел Святого Духа, с Отцом и Сыном поклоняемого; (увидел) Троицу, в единстве прославляемую, в Три Ипостаси разделяемую и соединенную по естеству. Так что Евангелист оказался выше, чем серафимы, поскольку они закрывают свои лица ( Ис.6:6 ) от (сверкающей) молнии. Сей же благодаря благодати Божественное Рождение, а также существование (Слова) в учении о боге изъяснил. 5 . Опять приобретением дел с небес на землю сошел и сказал: «Слово стало плотию» ( Ин.1:14 ). Увидел тайну Божию без (Его) превращения и изменения. Увидел Слово, воплощенное на земле и небеса не оставляющего. Увидел Деву родящую, и девства не растлевающую. Он видел чрево ширшее небес. Увидел Матерь безмужнюю и рождение без боли. Видел … рожденного как человека 61 . Видел Младенца, совершенного прежде век. Видел повитого в пеленах, Кто по своей собственной власти разрешает Лазаря от пелен ( Ин.11:44 ). Он видел творение, познавшее Создавшего 62 . Видел пещеру, умилостивление миру. Он видел, как существо носит Творца. Видел откармливаемого, Который Сам откармливал питающую. Он увидел Его на лоне матери, никогда не удаленного от Отчего Лона. Он видел поклоняемого от волхвов и славимого ангелами ( Мф.2:12 ). Видел отбегавшего по плоти в Египет ( Ис.11:12 ) и землю горстью содержащего. Видел Его крещающегося водой, источники вод от земли источающего. Видел, как Учитель предан Своим учеником. Его видел связанного, Кто не развязал девство Матери. Видел стоящего Его пред Пилатом 63 , Кто из праха Пилата образовал. Видел Его в терновом венце, цветами землю увивающего. Видел Его распятого, превознесенного на небесах. Видел Его мертвым в гробу, мертвых из гроба воздвигшего. Видел Воскресшего, воскресение предвозвещающего. Видел Его, во ад сошедшего и на небеса возшедшего. Ад Его изблевал, не зная, кого поглотил.

http://azbyka.ru/otechnik/Prokl_Konstant...

XLVI. О почитании Святого Креста Из всех христианских святынь Святой Крест с самых времён апостольских и доныне служил и служит предметом самого глубокого уважения и религиозного поклонения для всех истинных последователей Христовых. Крест Христов свят, ибо освящён пролитой на нём пречистой кровью Спасителя. Для нас он является святыней, ибо был всемирным жертвенником, на котором Христос Спаситель принёс в удовлетворение Богу за грехи наши жертву полную и преизбыточествующую ( Рим.3:25 ; Евр.9:26–28:10:12–14 ; 1Ин.2:2 ) и примирил нас с Богом ( Еф.2:14–16 ). Крест Христов был предметом чаяния всех ветхозаветных праведников. Иаков первый изобразил крест, благословив сынов Иосифовых крестообразно сложенными руками ( Быт.48:13–14 ), Пророк Давид предвидел крестные вопли Спасителя ( Пс.21:1–19 ; Мф.27:27:35, 39:43, 49 ; Лк.23:35 ). Пророк Исаия в пророческом видении созерцал Христа Спасителя со знамением начальства на Его плече, идущего на крестные страдания и смерть ( Ис.9:6:53:4–12 ; Мф.20:19:26:63:27:12 ). Медный змей, взирая на который израильтяне исцелялись от смертного укушения посланных от Бога в наказание им змей, был прообразом Сына Человеческого, вознёсшегося на Крест за грехи людей ( Ин.3:14:12:32 ). Сам Христос Спаситель не стыдился Креста, а, напротив, ещё при жизни желал скорейшего приближения крестных страданий ( Лк.12:50 ); на Крест смотрел как на орудие, посредством которого Он привлечёт к Себе всех ( Ин.12:32–33 ). И говорил, что пред Вторым его Пришествием на землю явится на небе знамение Сына Человеческого, т.е. крест ( Мф.24:30 ). Святые апостолы хвалились Крестом Христовым ( Гал.6:14 ); проповедовали Христа распятого ( 1Кор.1:23 ) и от христиан требовали веры в Распятого ( 1Кор.2:2 ). Но как можно представить себе распятого без орудия креста? Поэтому, почитая Христа распятого, необходимо почитать и Крест Христов, ибо где Крест Христов, там и Христос распятый. Поэтому и апостол говорит, что слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия ( 1Кор.1:18 ; ср. Рим.1:16 ). Устами пророка Давида все верующие призываются поклониться подножию ног Господних, т.е. Кресту ( Пс.98:5:131:7 ). Что Давид говорит здесь о Кресте, видно из последующих слов: воскресни (стань), Господи, в покой Твой. Ибо воскресение следует за Крестом (святого Иоанна Дамаскина – Толк. изл. прав. веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2 . Иисус Христос и апостолы приводили ветхозаветные пророчества, как несомненные доказательства истины их учения. а) Иисус Христос, доказывая Своё Божественное посольство и вообще истину Своего учения, α) отсылал слушавших Его иудеев к ветхозаветным писаниям, и их неверие к Нему самому производил от неверия к Моисею. Обличая Иудеев, поверивших Его учению и превратно понимавших дела Его ( Ин.5:10, 16 ), говорил к ним: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетельствующая о Мне ( Ин.5:39 ). Не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть, иже на вы глаголет, Моисей, нань же вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имете ( Ин.5:45–47 )? ß) Иисус Христос сам свидетельствовал, что на Нём исполнились ветхозаветные предсказания. Так, когда жена самарянская говорила Ему: вем, яко Мессия приидет, глаголемый Христос: егда Той приидет, возвистит нам вся ( Ин.4:25 ), – Спаситель отвечал: Аз есмь, глаголяй с тобою ( Ин.4:26 ). Также, когда Иоанн Креститель послал двух учеников своих спросить Иисуса: Ты ли еси грядый, или иного чаем? – Иисус Христос не дал им прямого ответа, а повелел сказать Иоанну, что они сами могли видеть и слышать от других, и в чём ясно исполнилось Исаиино пророчество о Нём Отвещав Иисус рече им: шедше возвестите Иоаннови, яже слышите и видите. Слепии прозирают, и хромии ходят, прокаженнии очищаются, и глусии слышат: мертвии востают, и нищии благовествуют ( Мф.11:4–5 ; Слич. Ис.35:5, 61:1 ; Мф.26:63–64 ). γ) Иисус Христос ясно показывал, что между делами и обстоятельствами жизни Его и между пророчествами есть не случайное сходство, но предопределённое и точное соответствие: в пророчествах предсказано было, чему надлежало исполниться, – а в пришествие Иисуса Христа сии предсказания в точности исполнились. Так, когда апостол Пётр хотел защитить своего Учителя и Господа от воинов, пришедших взять Его, Спаситель говорил: или мнится ти, яко не могу ныне умолити Отца Моего, и представит Μи вящше, неже дванадесяти легеона Ангел? како убо сбудутся Писания, яко тако подобает быти ( Мф.26:53–54 )? По воскресении Своём, беседуя с двумя из учеников Своих, шедшими в Еммаус, говорил Он о Своих страданиях, смерти и воскресении: о несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша Пророцы! Не сия ли подобаше пострадати Христу, и внити а славу Свою? И начен от Моисея и от всех Пророк, сказаше има от всех, Писаний, яже о Нем ( Лк.24–27 ). Пред вознесением на небо Иисус Христос учил, что как всё бывшее с Ним совершилось по пророчествам, так в исполнение же пророчеств надлежит распространиться евангельской проповеди по всему миру. Тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима ( Лк.24:46, 57 ; Слч. Мф.21:1 ; след. Ин.12:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Также в Евангелии от Матфея: «аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя; остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф.5:23—24). И еще в Первом послании Иоанновом: «Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает и Бог в нем пребывает» (1Иоан.4:16). «Глаголяй себе в свете быти, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе» (1Ин.2:9). IV. Не должно ничем тщеславиться, потому что у нас нет ничего своего    В Евангелии от Иоанна: «не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небесе» (Ин.3:27). Также в Первом послании Павла к Коринфянам: «что же имаши, егоже неси приял? аще же и приял еси, что хвалишися яко не приемь?» (1Кор.4:7). То же в Первой книге Царств: «не хвалитеся и не глаголите высокая в гордыни, ниже да изыдет велеречие из уст ваших; яко Бог разумов Господь... Лук сильных изнеможе и немощствующии препоясашася силою» (1Цар.2:3—4). О том же самом и в книгах Маккавейских: «праведно есть повинутися Богови, и смертну сущу равная Богови не мудрствовати горде» (2Мак.9:12). И в другом месте: «от словес мужа грешна не убойтеся; понеже слова его в мотыла и в червие: днесь вознесется, а утре не обрящется, яко обратися в персть свою и помышление его погибе» (1Мак.2:62—63). V. Во всем надлежит соблюдать смирение и кротость    У Исаии: «тако глаголет Господь: небо престол Мой, земля же подножие ногу Моею; кий дом созиждете Ми? и кое место покоища Моего? вся бо сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя... И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис.66:1—2). О том же и в Евангелии от Матфея: «блажени кротцыи, яко тии наследят землю» (Мф.5:5). И в Евангелии от Луки: «иже бо менший есть в вас, сей есть велик» (Лк.9:48). «Яко всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется» (Лк.14:11). О том самом и в Послании к Римлянам: «не высокомудрствуй, но бойся. Аще бо Бог естественных ветвей не пощаде, да не како и тебе не пощадит» (Рим.11:20—21). О том же и в псалме 33: «и смиренныя духом спасет» (Пс.33:19). Также в Послании к Римлянам: «воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок; а емуже дань, дань; а емуже страх, страх; а емуже честь, честь. Ни единому же ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга» (Рим.13:7—8). То же в Евангелии от Матфея: «любят же преждевозлегания на вечерях и преждеседания на сонмищах, и целования на торжищах, и зватися от человек: учителю, учителю. Вы же не нарицайтеся учителие; един бо есть ваш Учитель» (Мф.23:6—8). И в Евангелии от Иоанна: «несть раб болий господа своего, ни посланник болий пославшаго его. Аще сия весте, блажени есте, аще творите я» (Ин.13:16—17). И еще в псалме 81: «смирена и нища оправдайте» (Пс.81:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если не считать дня Его смерти, т. е. пятницы ( Ин.19:31–42 ), то третий день падает на понедельник. Если же выражение » после " понимать по окончательном прошествии третьего дня, то воскресение Христа падает уже на вторник!.. А между тем Христос воскрес «в первый день недели» ( Мк.16:9 ). Значит, в числе трех дней необходимо считать и день смерти Христа, и выражение » после трех дней» необходимо понимать в смысле: «в третий день» ( Мф.27:63–64 ; Лк.24:46 ). Так точно должны мы толковать и выражение еванг. Иоанна: «после восьми дней». В число «восьми дней» входит и первый день недели, и самое выражение: » после восьми дней» должно быть понимаемо: «в восьмой день» 9 . Тогда ясно станет, что Христос и воскрес в первый день недели и явился двенадцати ученикам также в первый день недели ( Ин.20:26 ) 10 . Но не только покоем Своим и явлением Христос запечатлел святость для христиан первого дня недели. В тот же первый день недели Он совершил с двумя учениками Своими первое и последнее, по своем воскресении и до вознесения, преломление хлеба или вечерю Господню ( Лк.24, 30:31–35 ) и подал апостолам особый дар Св. Духа и власть силою этогодара прощать людям или оставлять на них грехи их ( Ин. 20:21–23 ). Наконец, с особенною ясностью Христос указал на святость первого дня недели, как дня радости и мира для христиан, когда, явившись плачущим женам ( Ин.20:11 ), повелел им: «радуйтесь» ( Мф.28:9 ) и затем, явившись одиннадцати апостолам и бывшим с ними, дважды сказал им: " мир вам» ( Ин.20:19–21 ), но не плач и рыдание ( Мк.16:10 , Лк.24:17–21 ). Спустя восемь дней Христос снова является уже всем апостолам и снова повелевает им: «мир вам» ( Ин.20:26 ). Отсюда ясно, что священный покой Христа, т. е. «первый день недели», запечатленный в умах и сердцах христиан явлениями воскресшего Христа и священным собранием с преломлением хлеба и подачею великого дара Св. Духа, должен быть проводим христианами в особой радости и мире во Христе. Как некогда евреи называли субботу «отрадою» и чтили ее воздержанием от обычных дел ( Ис.58:13 ), так христиане должны считать «днем радости» первый день

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Против Манихеев и других нечестивцев, отвергающих домостроительство Слова:   Нас ради человек .   Павел: «вся бо вас ради» (2 Кор. 4:15). «Аще Бог по нас, кто на ны» (Рим. 8:31)? «Иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его» (Рим. 8:32). «Понеже... дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися тех же» (Евр. 2:14).   И нашего ради спасения .   Исаия: «не ходатай, ниже Ангел, но сам Господь спасе их» (Ис. 63:9). Петр: «о Немже спасении взыскаша» (1 Петр. 1:10). В Евангелии: «не приидох, да сужду мирови, но да спасу мир» (Иоан. 12:47). «Да спасется Им мир» (Иоан. 3:17). «Яко спасение от Иудей есть» (Иоан. 4:22). «Сей есть Спаситель мира Христос» (Лук. 2:11).   Пророчественно против Нестория и других нечестивцев, не исповедающих воплощения Бога Слова и богохульно говорящих, что Он явился призрачно:   Сшедшего с небес .   Апостол: «сшедый, Той есть и восшедый» (Ефес. 4:10). В Евангелии: «яко снидох с небесе» (Иоан. 6:38). Павел: «Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха» (Рим. 8:3).   Против еретиков, пустословящих, что Слово восприяло иное, а не одинаковое с нами тело:   И воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы .   Исаия: «се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7:14). В Евангелии: «како будет сие, идеже мужа не знаю» (Лук. 1:34)? «Не бойся, Мариамь. Се зачнеши во чреве и родиши Сына... Дух Святый найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя» (Лук. 1:30—31, 35). Иосифу (Ангел): «Рождшеебося в Ней от Духа есть Свята» (Матф. 1:20). «И не знаяше Ея, дондеже роди Сына своего первенца» (Мф. 1:25). Павел: «посла Бог Сына Своего Единородного, рождаемого от Жены» (Гал. 4:4). В Евангелии: «и Слово плоть бысть и вселися в ны» (Иоан. 1:14).   Против Аполлинария, называвшего человеческое естество (Христа) чуждым ума; против Евтихия, Диоскора, а также Севера и прочих безумцев, пустословивших, что Слово Божие и по воплощении имеет одно естество, равно как против Пирра и других монофелитов:   И вочеловечшася .   Павел: «иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил зрак раба приим, в подобии человечестем быв» (Флп. 2:6—7). «Един Бог и Отец всех» (Ефес. 4:6). «Един ходатай Бога и человеков человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). В Евангелии: «яко Сын человечь есть, не дивитеся сему» (Иоан. 5:27—28). «Егда приидет Сын человеческий... тогда сядет на престоле славы Своея» (Матф. 25:31).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3930...

648 Ср. у Штиллинга на Откр.14:18–20 : «Прообразовательное выражение точила также взято из Ветхого Завета Ис.63 . Картина сия ужасна. Начало сего уже началось во Франции… Кто читал и знает, сколько злодейств, сколько убийств произошло в Лионе, в Вандее, в самом Париже и по другим местам Франции, тот легко усмотрит сие точило гнева Божия великого» (Юнг-Штиллинг И.Г. Цит. соч. С. 222). 649 Слово пред погребением тела светлейшего князя Михаила Иларионовича Голенищева-Кутузова: «Но почто, желая видеть дела Божия Промысла, яже положи чудеса на земли, мы принуждены всегда устремлять взоры наши в даль прошедшего? Как будто величие Божие преходит так же, как образ мира сего, и царство всех веков остается наконец только в развалинах древности! Как будто Бог, нарекший себя некогда для мертвых Богом живых ( Мк.12:27 ), преображается для живых в Бога мертвых, и мы уже не можем видети благая Господня на земли живых! О мир, враждующий на Бога и тогда, когда его исповедуешь! ты соглашаешься искать Его в отдалении времен – и не хочешь осязать Его, недалече от единаго коегождо нас суща ( Деян.17:27 ). Уступаешь Ему чуждую для тебя область прошедшего – и желаешь в настоящем воцарить случай» (Слова и речи. Т. 1. С. 45). Ср. Слово на глас воиющего в пустыни и на воспоминание происшествий 1812 года: «…сокровище торжественных Твоих откровений, тысящелетиями собираемое, никогда не являлось толико для всех открытым, как в сию последнюю годину ( 1Ин.2:18 ). Слово, еже заповедал еси с нами от века, и Дух Твой, облеченный Священным письменем, настоит посреде нас ( Агг.2:6 ): оглашает во храмах, собеседует в домах, и тогда, как в служение Слова призываются толико нищие дарами апостольства, Ты положил в сердце любящим Тебя, да вновь самих Апостолов – в их писаниях – сопроводят по градам и весям, по чертогам и хижинам, и таким образом во всем пространстве исполнится сказанное: проповестся сие Евангелие царствия по всей вселенней ( Мф.24:14 )»… поскольку всякое слово Божие живо и действенно ( Евр.4:12 ), и все сущее и действуемое в мире носимо глаголом силы Божией ( Евр.1:3 ): то несомнительно, что во всех происшествиях мира, поколику они суть действия Провидения, заключен глагол Божий, и в особенности в происшествиях, действующих на человека, – глагол Божий, простирающийся к человеку» (Слова и речи. Т. 1. С. 61–62).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Этому и быть подобало. Когда пришло уже знаменуемое, какая еще нужда в знаменующем? Когда наступила действительность, какая нужда в тени? Для этого и пророчествовали, пока не пришла истинная Правда, пока не пришел Искупающий грехи всех. Для этого-то и Иерусалим стоял столько времени, чтобы поучались там прообразованиям истины. Поскольку же явился Святой святых, то справедливость требовала, чтобы запечатаны были видение и пророчество и прекратилось царство иерусалимское. Дотоле помазываемы были y них цари, пока не помазан Святой святых. И Иаков пророчествует, что до Него будет стоять иудейское царство, говоря: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, Дóндеже приидут отложенная ему, и Той чаяние языков ( Быт.49:10 ). Почему и сам Спаситель взывает, говоря: пророцы и закон до Иоанна прорекоша ( Мф.11:13 ). Итак, если y иудеев доныне есть царь, или пророк, или видение, то справедливо отрекаются они от пришедшего Христа. Если же нет ни царя, ни видения, но запечатано уже всякое пророчество и город и храм пленены, то для чего столько поступают нечестиво и грешат, что хоть видят совершившееся, но отрицаются от совершившего это Христа? Почему, видя, что язычники оставляют идолов и ради Христа возлагают упование на Бога Израилева, они отрицаются от Христа, Который по плоти произошел от корня Иесеева и уже царствует? Если бы язычники стали служить иному Богу, a не исповедовали Бога Авраамова, Исаакова, Иаковлева и Моисеева, то был бы y них хороший еще предлог – говорить, что Бог не пришел. Если же язычники чествуют того Бога, Который Моисею дал закон, изрек обетование Аврааму и Которого Слово обесчестили иудеи, то почему не признают или, лучше сказать, добровольно не видят, что Господь, о Котором пророчествуют Писания, воссиял вселенной и явился в ней телесно, как изрекло само Писание: Бог Господь и явися нам ( Пс.117:27 ); и еще: посла Слово Свое, и изцели я ( Пс. 106:20 ); и еще: не ходатай, ниже Ангел, но сам Господь спасе их ( Ис.63:9 )? Они в таком же состоянии, как и помешавшийся в уме, который видит землю, освещаемую солнцем, но отрицает освещающее ее солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По мысли святого пастыря, священник, облачаясь в священные одежды, облекается «в оружия Божии» (337, с.165), чтобы противостоять диаволу. Но вот священнослужитель облачился. Теперь он омывает руки при чтении псалма «Умыю в неповинных руце мои»... ( Пс.25:6–12 ) и, подойдя к жертвеннику, делает три поклона с молитвой: «Боже, очисти мя, грешного». Самое важное и основное действие проскомидии заключается в приготовлении даров к таинству Евхаристии. Священник произносит начальный возглас: «Благословен Бог наш...», который «показывает, что богослужение будет состоять преимущественно в славословии Бога» (337, с.231). «Знаменуя трижды копием агничную просфору, он говорит: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», – и затем, уготовляя квадратную часть просфоры, знаменующую будущего Агнца или будущее Пречистое Тело Христово, он говорит словами пророка Исайи: «Яко овча на заколение ведеся», – и прочее ( Ис.53:7 ); и со словами: «Яко вземлется от земли живот Его», – берет четвероугольную часть из средины просфоры и ставит ее на дискос и, разрезывая крестообразно, говорит: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение», – прободая Его с боку, говорит: «Един от воин копием ребра Его прободе и абие изыде Кровь и вода» ( Ин.19:34 ) (320, с.65). «К соучастию в служении Литургии призываются на проскомидии и ... все святые, начиная с Божией Матери» (337, с.140–141). На дискосе «образно представляется собранною около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная, Церковь первородных, на Небесех написанных, и Церковь воинствующая с врагами спасения на земле. Зрелище величественное, восхищающее и умиляющее душу!» (333, с.108). «Тут в образных, весьма неравных, частях хлеба пшеничного образно представляются: 1) Сам Агнец Божий, Иисус Христос, вземлющий грехи мира; 2) Божия Матерь, в честь Которой треугольная частица изъемлется из особой просфоры и полагается с правой стороны Агнца; 3) лики всех святых: Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, святых дневных и того святого, имя которого носит Литургия. Это небесная торжествующая Церковь , имеющая единство с земною Церковью; 4) представляется в образных частицах вся земная Церковь: все епископство церковное на земле, во Христе, как служащий чин при Таинствах, молитвах и учительстве, и, 5) наконец, образно представляется третье колено церковное – преисподних или умерших в вере и покаянии чад Церкви. Видите, – восклицает отец Иоанн, – какой чудный, всеобъемлющий союз Божественный небесных, земных и преисподних! Отрадно, величественно, божественно стоит посредине дискоса Агнец Божий, закланный и прободенный... а рядом с дискосом стоит святой потир, образ той чудной Чаши с вином, о Которой на Тайной вечери Господь возгласил: «Пиите от Нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета» ( Мф.26:27 ) (320, с.63–64).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

г) Что такое ересь? Греческое слово «ересь» означает «мнение». Еретической считается доктрина, настолько расходящаяся с догматом, что подверглась осуждению Вселенского собора. Однако христианство допускает в толковании догматов вариации, которые называются «богословскими мнениями» (теологуменами). Они не являются общепринятыми и одновременно их нельзя считать еретическими. Еретиком принято считать лишь того, кому было указано на отход от церковного учения, но он сознательно остался при своих взглядах. (Так церковь не считает еретиками христианских Отцов и Учителей Церкви, которые до Вселенских Соборов высказывали идеи, позднее отвергнутые этими Соборами). 6. Что такое Священное Предание? Священное Предание есть совокупность духовного наследия, которое на протяжении веков живет в Церкви и хранится ею (главным образом Библия как записанное, канонизированное Предание, а также догматы). В Предании есть неизменная часть (Библия и догматы), и часть, изменяющаяся в процессе церковной жизни («икономия») (см. 5б). Примечание: Св. Предание не следует смешивать с «преданиями» (легендами, сказаниями, обычаями); (ср. Мк.7:2 ). Тема 2. Бог–Творец 7. Почему мы называем Бога «единым»? Потому что Высшее Начало одно. В той или иной степени Оно познается почти во всех верованиях, но наиболее полно — в библейской религии. По одним представлениям единый Бог слит с единым мирозданием, неразделен с ним (пантеизм), согласно другим — Бог всецело отделен от мира (деизм). Христианство учит о Божестве, которое по Своей природе несоизмеримо с творением и бесконечно от него отличается, но в то же время Его силы («энергии») пронизывают мир. 8. Почему мы называем Бога «Отцом»? 1) Потому что Он есть Начало и Глава всего ( Ис.9:6, 63, 16 ; Иер.31:9 ). 2) Потому что в слове «Отец» заключены понятия о любви, заботе и защите. 3) Потому что так называл Его Иисус Христос, подчеркивая как Свое особое отношение к Нему, так и любовь к людям ( Мф.11:27 ), которые усыновлены Им ( Рим.8:15 ). 9. Почему мы называем Бога «Творцом»?

http://azbyka.ru/katehizacija/v-pomoshh-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010