На 1-м часе после тропаря (нач. " Заушенный за род человеческий " ) бывает чтение (прокимен из Пс 82, паремия Иер 11. 18-12. 15, прокимен из Пс 75). После отпуста 1-го часа 4-й по старшинству священник читает на Голгофе Евангелие от Иоанна; на 3, 6 и 9-м часах - тропарь " Егда славнии ученицы " и кафизмы не стихословятся. Патриарх же по окончании утрени раздает ругу (денежное вознаграждение) клирикам. Вечерня в Великий Четверг поется на Голгофе или в Сионской горнице. Кафизмы нет, после стихир на " Господи, воззвах " (4 стихиры и славник) - " Свете тихий " и чтения (прокимен из Пс 139, Исх 19. 10-19, прокимен из Пс 58, Иов 38. 1-42. 5, прокимен из Пс 2. 2b, Ис 50. 4-11); затем " Сподоби, Господи " и стиховные стихиры (3 и славник), " Ныне отпущаеши " ; после Трисвятого - тропарь " Егда славнии ученицы " . По окончании вечерни Патриарх отправляется в Сионскую горницу или в главную базилику, где совершается Литургия, во время которой бывает чин освящения мира. Литургия начинается со входа, после которого поются стихира и кондак, Трисвятое и чтения (прокимен из Пс 54; Исх 30. 23-33; 1 Цар 16. 1b-13; Ис 61. 1-6; Песн 1. 1-3a); следуют отпуст оглашенных и новозаветные чтения (прокимен из Пс 22; Рим 11. 13-36; аллилуиарий; Мф 26. 6-16 (указано, видимо, по ошибке - это литургийное Евангелие Великой среды)); после указания о чтениях в Типиконе следует подробное описание порядка освящения мира (см. ст. Мироварение). На случай если чин освящения мира опускается, в Типиконе описан устав Литургии, причем в начале Литургии тогда поется " Единородный Сыне " , читаются иные чтения (восходящие к древней иерусалимской лекционарной системе: 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 12-26 (после этого замечание: " Таков чин [храма] Воскресения, чин же ромеев [т. е. Константинополя] указывает от Матфея " )), вместо херувимской песни поется тропарь 4-го гласа " Вечери твоея тайныя днесь " , приведены на выбор 3 причастна. Описание служб в Великий Четверг в Святогробском Типиконе завершается особой заамвонной молитвой (нач.: " Despota Christe ho theos hemon, ho ton Cheroubim epocho " (греч.) - Владыка Христе Боже наш, на херувимах ездящий) и продолжительным изложением чина умовения ног, который совершается после Литургии, но тем не менее соединен с вечерней (Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 2. S. 83-116).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Царие земли – по изъяснению Деян.4:27 , пророк здесь разумеет Ирода и Понтийского Пилата. Но, а) если псалом объемлет царство Мессии во всех концах земли; б) царство, не ограничивающееся одним каким-либо народом, но всеми языками, следственно и веками; Пс.144:13 . в) пророк научает всех судящих земли повиноваться Царю: то изъяснение Апостола, приняв за средоточие, можно с пророком отселе возводить на всех царей Ветхозаветной церкви, и низводить по степеням веков на царей же до скончания мира, восстающих на Господа. И князи. По общему употреблению сего слова суть начальники, имеющие власть, в республиках правитель (ρχων), в иудейском народе старцы, занимающие место в великом Сенедрионе, так как Анна и Каиафа во время распятия Христова. В различных переводах можно видеть: сильные, вельмож, владыки и советники царей. Собрашася вкупе () производя от () тайна, или () основал, двоякое имеет значение. Но испытатели свойств еврейского языка совокупляют оное, и основание здания или храма ( Исх.45:2 ) твердое и глубокое, уподобляя тайному и глубокому совету, многими совещаниями утвержденному, прелагают: совещались вкупе. Поскольку тайный совет, как в здание основание, есть начальное расположение, на коем зиждутся прочие действия. Исполнение сего можно видеть в Евангелии, когда совещаемо было об отвержении Христа и учеников Его от сонмища ( Ин.9:22 ), желание умертвить Иисуса (11:47), и посрамлять Его вопросами ( Мк.12:31 ) так же в преграждении успехов Евангельской проповеди ( Деян.4:7 ). На Господа, – по ближайшему переводу, против Иеговы. Здесь Господь, в отношении к последующим словам, есть особенное лице от Иисуса Христа, Бог Отец, а потому советующиеся против Иеговы, вооружаются на Того, который есть верховное начало всех сущностей и тварей. И на Христа Его. Евр: против Мессии его. Название Мессии приписывается патриархам ( Пс.104:15 ), пророкам, так как Илия помазывал Елисея ( 3Цар.19:16 ) царям, как Саулу (12:3) и Киру ( Ис.45:1 ), первосвященникам, как Аарону ( Исх.29:7 ) и наконец сие имя усвоено единственному искупителю рода человеческого Иисусу, как пророку, царю и священнику, помазанному неземным елеем, но небесным, ( Пс.44:8 . Ис.61:1 ), коего прообразовали В.З. патриархи, пророки, цари и священники. Нет сомнения, что Давид в последнем значении употребил здесь сие слово; потому что Иегову соединяет с Мессиею, называет его сыном Иеговы, царем над языками и всею землею. См. еще Евр.1:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В двояком смысле надо понимать и выражение или слово «Христос». Как название общее, греческое слово „χριστς» означает вообще помазанника Божия. Христами в ветхом завете назывались все Еврейские цари, из которых первым был Саул. И сказал он людям своим да не попустит мне Господь, сделать это господину моему, помазаннику Господню (христу) чтобы наложить руку мою на него; ибо он помазанник Господень ( 1Цар.24:7 ; снес. 1Цар.26:16 ). Во второй книг Царств Давид обращается к убийце Саула с следующим упреком: как не убоялся ты поднять руку, чтобы убить помазанника Господня ( 2Цар.1,14 ). Не прикасайтесь к помазанным Моим ( Пс.104:15 , снес. Пс.83:10 ) говорит Святой Дух устами Псалмопевца. В смысле особенном, имя Христос свойственно Христу, Спасителю нашему, Помазаннику Божию, и Богу. Помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих ( Пс.44:8 ). Восстанут цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его ( Пс.2:2 ; снес. Пс.83:10 ). Дух Господень на Мне; Его же ради помазал Меня ( Пс.88:52 ; снес. Ис.61:1 ; Лк.4:18 ). И так, принимая во внимание общий смысл, антихристами можно наименовать всех христианских гонителей и мучителей,которыми изобиловал первый период христианства. (Таковы: Тиверий, Нерон, Домициан, Траян, Адриан, Гелиогабал, Максимиан, Деоклитиан, Юлиан отступник и многие другие). Сюда же относятся основатели многочисленных ересей и расколов со своими последователями, как-то: Симон волхв, Арий, Македоний, Несторий, Савеллий, Апполинарий, и др. Все они – антихристы, потому что одни преследовали и теснили христиан, другие, исказив истинное христианское учение, впали в ересь и, своими лжеучениями поселили раздор в православной вселенской Церкви. О таких именно антихристах говорить Иоанн Богослов в первом послании: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и дух заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что от придет, и теперь уже есть в мире ( 1Ин.4:1–3 ). И в другом месте: Вы слышали,что придет антихрист и теперь появилось много антихристов. Они вышли от нас, но не были наши ( 2Ин.2:18–19 ). Выражением – «от нас вышли» Апостол ясно указывает на таких антихристов, которые, путем различных заблуждений, вышли из той христианской среды. В настоящем рассуждении мы хотим говорить о том антихристе, который явится пред кончиною мира. Все противники христианства – только предтечи сильнейшего врага и противника Христова. И откроется человек беззакония, пишет Солунянам Αп. Павел, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что во храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога ( 1Сол.2:3–4 ). Разделение признаков явления антихриста

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Ваше Высокопреподобие и любезнейшие сослуживцы! От души благодарю вас, что вашей любовью и я, по окончании 25-летнего служения, вышедший из этой школы, сопричислен ( Деян.1:26 ) к лицам, которых вы с честью провожаете из сего вертограда учения и напутствуете св. иконой, и я с любовью, и благодарностью принимаю это чествование, не как чем-либо заслуженное мною, а как свидетельство вашего высокого благородства и корпоративного единодушия, издавна господствующего в этой школе. Служение наше здесь, как и везде, есть служение Богу. Правда, голос народа, говорит наша пословица, есть голос Божий и с этой стороны, ваша, высказанная сейчас чрез любезнейшего Николая Петровича, оценка моей деятельности, могла бы доставить мне, окончившему здесь 25-летнее служение, успокоение и отраду. Но ведь голос ваш может быть: 1) голосом снисходительности и любви, и 2) по ограничен­ности человеческой не полным судьей. Более строгим судьей служит наша совесть, но и она иногда, может быть, если не совсем сожженной, то, по крайней мере, значительна обгоревшей. Что если и такая совесть укажет человеку, что и доброта его часто была излишней и вредной, и служение его было более за гнев, чем за совесть ( Рим.13:5 ). Но какова эта деятельность пред очами всевидящего и правосудного Бога, вручившего мне это служение? С этой точки не много ли будет сказать о себе изреченное Спасителем: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко рабы неключимы есмы, яко еже должны были быхом сотво­рити, сотворихом ( Лк.17:10 ). Конечно, слово Божие грешно не любит ( Ин.12:43 ) и к науке об этом Божественном слове грешно относиться невнимательно и не благоговейно. Но, чтобы и достойно преподавать ее, нужно помазание ( Ис.61:1 ), нужно быть тростью книжника скорописца (Псл.44:2); а к сему кто доволен ( 2Кор.2:16 )? Глаголы живота вечного ( Ин.6:68 ) невольно влекут к себе душу каждого человека, по существу своему стремящегося к вечности и мне, которому провидением вверено было истолкование этих божественных глаголов и поэтому, по необходимости, приходилось часто соприкасаться с этим чарующим божественным пламенем, нельзя было не увлекаться, не воспламеняться, подобно тем даже не веровавшим иудеям, которые увлекаясь приходили слушать пророка, как певца сладкогласного благосличного ( Иез.33:32 ), или той, которая в увлечении от этих глаголов воскликнула Виновнику их: блаженно чрево, носившее Тя ( Лк.11:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

В Мк 10. 38 Сам Иисус сопоставляет принятое Им крещение с принятием «чаши», т. е. К. Г. выступает как метафора спасительных страданий. В Евангелии от Луки служению Иоанна Предтечи посвящен самый подробный рассказ по сравнению с др. Евангелиями, при этом К. Г. удостоилось лишь краткого упоминания (Лк 3. 21-22). Сцена К. Г. представлена не как совместное действие Иисуса и Иоанна Предтечи, она подразумевает участие всего народа (Лк 3. 21). В отличие от др. евангелистов Лука не упоминает о том, что Иисус пришел принимать крещение из Галилеи (см.: Мф 3. 13; в варианте Мк 1. 14 - «из Назарета»). Евангелист Лука единственный, кто сообщает о том, что Иисус молился во время крещения. Когда Спаситель молился, «раскрылось небо» и сошел на Него (π ατν) Дух Святой «в телесном виде» голубя (σωματικ εδει)» (Лк 3. 22; хотя в Безы кодексе сошествие Духа описывается с помощью предлога ες, т. е. «в Него» - Nestle-Aland. NTG. S. 162). Только у евангелиста Луки на лексическом уровне показано, что уподобление Духа голубю связано именно с его внешним видом, а не с более пространной метафорой полета птицы как образа действия божественной благодати. Выражение «возлюбленный Сын» у Луки соотносится с ранее встречавшимся в его тексте описанием Иисуса как «Сына Божия» (Лк 1. 35). Кодекс Безы и наиболее авторитетные рукописи древнего латинского перевода Vetus latina вместо слов «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» представляют божественный глас с неба цитатой из Пс 2. 7 «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Itala: Das NT in Altlateinischer Überlieferung/Hrsg. A. Julicher, K. Aland. B., 19762. Bd. 3. S. 33). Такой же вариант слов небесного гласа зафиксирован в ряде раннехрист. текстов II-III вв. (см., напр.: Iust. Martyr. Dial. 88. 8; Clem. Alex. Paed. I 6. 25), что служит свидетельством существования иной традиции для Лк 3. 22. Только у Луки описание сошествия Св. Духа дополняется рассказом о чтении Спасителем в Назаретской синагоге мессианского пророчества о помазании Духом из Ис 61. 1-2 («Дух Господень на [π] Мне…»), которое Он относит к Своему призванию (Лк 4. 16-21). После помазания (Лк 3. 22) Иисус, «исполненный Духа Святого», уводится Духом в пустыню (Лк 4. 1; ср.: Мк 1. 12; Мф 4. 1).

http://pravenc.ru/text/Крещение ...

Мф. 13:8). Нет ничего выше, чем утвержденная надежда. О любви же, которая на третьем месте упоминается, но на первом месте стоит среди всех добродетелей, мы еще расскажем далее. Первый же был Енос, который был [сын] Сифа, — праведник от праведника; сей упова призывати имя Господа Бога (Быт. 4:26). Ибо те, которые руководятся надеждой на Бога, к Нему Самому возводятся и просвещаются сиянием Его вечного Света. Давид-царь, состарившись, не мог согреться в оправданиях своих, попросил себе девицу — соманитянку, чтобы согревала его (3 Цар. 1:3). Соманитянка же переводится как «небесная». Но не познал ее царь, то есть не растлил свою небесную надежду. Смотри же, что говорит Писание:И аще уснета два, тепло има будет (Еккл. 4:11). Вера, если имеет надежду, делает свое дело и согревает обладающего, как говорит блаженный Петр: [Посему, возлюбленные,] препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа, как послушные дети (1 Пет. 1:13-14). И Сирах: кто надеялся на Господа — и был оставлен? или кто пребывал в страхе Его — и был постыжен? (Сир. 2:10). И Псалмопевец: Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его (Пс. 39:5); и: да возвеселятся вси уповающии на Тя (Пс. 5:12), и опять-таки: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя (Пс. 27:7) от Его помощи; и других руководил, говоря: Уповайте на Него, весь сонм людей: излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог Помощник наш (Пс. 61:9); и: Уповай на Господа и твори благостыню (Пс. 36:3); Открой ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит (Пс. 36:5). И Исаия: [Col. 1440] уповахом на имя Господне и память, еяже желает душа наша (Ис. 26:8). И вновь Павел: мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении (Рим. 8:24-25); и: твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Павлу в Коринфе: «Не бойся, но говори, и не умолкай, ибо Я с тобою и никто не сделает тебе зла» ( Деян. 18:9–10 ). И тут, Дорогой Друг, нет никакого пристрастия у Бога к своим рабам: здесь полная справедливость. Ведь говорить о Боге, привлекать людей к Святой Церкви, учить людей христианской вере, это дело Божие, и никто – ни сатана, ни люди не имеют права мешать проповедникам учения Христова. И благовестники – христиане, покорные внешним властям в их области гражданской, – никак не могут слушать тех, кто зовет их отказаться от Бога и от подвига проповеди о Боге... Здесь уже благовестники христианские не делают никакого преступления, напротив, великое добро. И Господь защищающий их, не потакает им, а как промыслитель мира, способствует добру в мире. В слове Божием есть очень много нежных и утешительных слов, которые Господь говорит своим труженикам, изнемогающим от печали и скорбей и гонений имени Его ради... Представь себе, Дорогой Друг, я получил как раз в дни скорби моей, о чем я и пишу тебе здесь, – письмо от одного Батюшки. И как оно было кстати! Вот главные стихи из слова Божия, которыми он меня утешил, хотя вовсе не знал о моих печалях, а поздравлял лишь с днем моего Ангела... «Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Господь сохранит душу твою от всякого зла, сохранит душу твою Господь, Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое от ныне и до века» ( Пс. 120:5–8 ); «Близок Господь к сокрушенным сердцем» ( Пс. 33:19 ); «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» ( Пс. 54:23 ); «И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во время скорби» ( Пс. 9:10 ); «Он причиняет раны, и Сам обвязывает их, Он поражает и Его же руки врачуют» ( Иов. 5:18 ); «Не бойся, ибо Я с тобою, не смущайся, ибо Я Бог твой; укреплю тебя и помогу тебе и поддержу тебя десницею правды Моей» ( Ис. 41:10 ). Вот те уроки, которые прочел я, Дорогой Друг, в посланном мне от Бога испытании. Я думаю, что всякое Божие испытание имеет свой сокровенный смысл, и мы должны насколько можно постигать его, чтобы обогащаться духовной опытностью, чтобы больше и больше убеждаться, как близок и многомилостив к нам Господь, и что в Нем – наша твердая и непоколебимая защита, наша радость и вечное блаженство. «Только в Боге успокаивается душа моя, от Него спасение мое. Только Он твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь боле, доколе вы будете налегать на человека! Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся... В Боге спасение мое и слава моя, Крепость силы моей и упование мое в Боге» ( Пс.61:2–4, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Пс.93:14–15 Яко не отринет Господь людий Своих, и достояния Своего не оставит: Дóндеже правда обратится на суд, и держащийся ея вси правии сердцем. Люди Свои (т.е. Божии) и достояние Свое до пришествия Христа Спасителя были иудеи, а ныне (по пришествии), вместо них, христиане. Продолжая утешительную речь к праведным и благочестивым, пророк называет их людьми своими Богу, Который их не отринет, т.е. не отвергнет их как избранников своих, которых Он избрал из всех народов, освятил и присвоил их, как сокровище ( Втор.7:6 ; 1Пет.2:9 ), как достояние Свое, которого Он не оставит, т.е. не лишит Своего благоволения; но только до тех пор, когда – дондеже правда обратится на суд, а с нею и все те, которые последуют сей правде – держащийся ея вси правии сердцем. В последних словах заключается пророчество о явлении правды Божией (т.е. Мессии, Христа) на земле и о Суде Христовом ( Ис.61 ). В том же смысле изъясняя эти слова, св. Афанасий Александрийский говорит: «Господь сохранит людей Своих во время скорбей и до тех пор будет управлять ими и руководствовать их, дондеже правда обратится на суд, т.е. пока Христос не будет судить вселенную. Ибо Он «бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» ( 1Кор.1:30 ), и Ему «суд весь даде Отец» ( Ин.5.22 ) с. 310–311]. «Когда, – говорит Евфимий Зигабен , – Христос придет во второе Свое пришествие, тогда станут подле Него все правые, т.е. праведники, став одесную Его, во время суда Его над всеми людьми» с. 746]. Вси правии сердцем – не то же ли это, что и «чистии сердцем», которых Сам Христос Господь именует «блаженными» и говорит, что они «Бога узрят» ( Мф.5:8 )? Пс.93:16–17 Кто востанет ми на лукавнующыя? Или кто спредстанет ми на делающыя беззаконие? Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя. При чтении сих стихов представляется, что пророк окружен был злыми и нечестивыми людьми, которые не только сами согрешали и делали всякое беззаконие, но старались воздействовать и на других, и соблазнительными речами, и примером своих законопреступных деяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Что же касается торжественного празднования Нового года первого сентября, то оно засвидетельствовано еще позднее - в Типиконе Великой Церкви (ΙΧ-Χ в.) В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис. 61:1-2) о наступлении лета благоприятного (Лук. 4:16-22). В этом чтении Господа, византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам, христианам, этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя. 2015/09/14, 10:39:26 КакГосподь выбирает тех людей достойных его и вкладывает в их душу то,чтобы они могли помочь другим.СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ,СЛАВА! 2015/09/14, 08:22:34 Какое красивое стихотворение! Песня души. Светлана 2015/09/14, 07:58:23 Как просто и как истинно Марина 2015/09/14, 07:38:20 Хороший стих,так и хочется прочитать продолжение... Анатолий 2015/09/14, 07:31:24 Прекрасное фото и стихи: лаконично, умиротворяюще, истина на ладони. Наталья Унучкевич 2015/09/14, 07:28:35 " Октябрь уж наступил - и роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей...! ( " Осень " А.С.Пушкин) От чего рябина стала красной, Лист кленовый на землю упал? От того, что лето не напрасно Танцевало свой зелёный бал. Ночи стали ясны и прохладны, Звёзды можно ближе рассмотреть. От чего в душе как-будто праздник Цветом увядания согрет? Словно ближний кто-то умирает, Скорби нет, есть радость и покой. Слабою рукой благословляет, Ангельской улыбкой, неземной. Неба синь в глазах потусторонних, Взгляд потух, но в лике ясный свет. От земных забот в душе свободный, Жив ещё сегодня, завтра - нет. Поле стало серым, жёлтый тополь Машет уцелевшею листвой. Вот и я, как эта сама осень В зиму отойду, как в мир иной. От чего рябина красной стала, Клён затронут сверху рыжиной? От того, что лето отплясало, Ныне осень правит праздник свой.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2164

Ис.63:4–6 . – эти три стиха дают прекрасное раскрытие вышеприведенного образа из них в первом говорится, что под топтанием в точиле разумеется именно день Суда Божия над народами (4 ст.), во втором – что этот суд будет решительным единоборством Победителя с его врагами (5 ст.) и в третьем, – что результаты этой жестокой борьбы будут ужасны для побежденных (6 ст.). Ис.63:4 . ибо день мще­ния – в сердце Моем, и год Мо­их искуплен­ных настал. «Ибо день мщения – в сердце Моем и год Моих искупленных настал», или, как еще яснее в славянском тексте «день бо воздаяния прииде на них, и лето избавления приспе». Совершенно ясно определяется характер победного пришествия Мессии, которое будет днем праведного воздаяния, грозного мщения всем врагам Божиим и вместе годиной искупления, «летом... благоприятным» для всех обратившихся к Нему (ср. Ис.61:2 ; Ис.34:8 ; Ис.59:17 ). Ис.63:5 . Я смотрел, и не было по­мощника; дивил­ся, что не было поддержива­ю­щего; но по­могла Мне мышца Моя, и ярость Моя – она поддержала Меня: «Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего». Настоящий стих представляет собой почти буквальное повторение одного предыдущего: «И видел (Господь), что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его» ( Ис.59:16 , см. наш коммент.). В качестве дополнительного комментария к ним обоим можно привести еще одно параллельное место из того же пророка: «Я (Господь) смотрел, и не было никого, и между ними не нашлось советника, чтобы Я мог спросить их, и они дали ответ» ( Ис.41:28 ). Особенностью данного – 5 ст. по сравнению с указанными параллелями, является то, что в нем говорится о суде Господа над языческими народами, тогда как в последних – о суде над Израилем. Момент этого суда, по смыслу данного образа, антропоморфически сближается с единоборством Мессии против полчищ Его врагов. Ис.63:6 . и по­прал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости Моей, и вылил на землю кровь их». «И попрал Я народы во гневе Моем... и вылил на землю кровь их». Вот страшный, но вполне заслуженный народами финал той схватки, на которую они рискнули выступить против «Сильного» (1 ст.). Об этом наказании враждебных языческих народов пророк Исаия не раз говорил и раньше, особенно близка, напр., следующая параллель: «и притеснителей твоих накормлю собственной их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я – Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев» ( Ис.49:26 ; ср. Ис.42:25 ; Ис.51:23 ; Ис.59:17–18 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010