Всеведующий Господь Иисус, разумея мысли Своего Предтечи, на необычайный его вопрос необычайный дает и ответ. Отвечает не словами, что Он есть Спаситель мира, обетованный Отцем, ибо сие соблазнило бы иудеев, которые и без того говорили Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуеши, – но такими делами, из которых ученики Иоанновы должны были сами совершенно в том увериться. Святой евангелист Лука повествует, что Спаситель в тот же час, вместо ответа посланным, «исцелил многих от недугов и ран, и духов и многим слепым даровал прозрение» ( Лк.7:21 ). И после уже сих благодетельных чудес, которых ученики Иоанновы были очевидцами, дает им отает: «Идите, возвестите Иоанну, что слышите и видите: – слепые прозирают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и нищим благовествуется». Сии чудные и благотворительные роду человеческому дела, свойственные единому Богу как несомнительные признаки обетованного Спасителя мира возвещены о Нем еще чрез пророка Исаию, который говорил: «укрепится, руце ослабленыя, и колена расслабленая: утешится, малодушнии умом, укрепится, не бойтеся: се Бог наш суд воздает, и воздаст. Той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый, яко елень, и ясен будет язык гугнивых» ( Ис.35:3–4 ). «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, прповедати пленником отпущение и слепым прозрение» ( Ис.61:1 ). Кроме сего, дабы совершенно истребить в душах учеников Иоанновых погрешительное их о Нем мнение, Иисус Христос показывает, что от Божественного Его всеведения не мотут скрыться самые тайные помышления их сердца. Именно, поскольку глубокое смирение и уничижение Спасителя, под которыми сокрывалась слава Божества Его, соблазняли как их, так и прочих иудеев, по ложному понятию мира и плоти ожидавших явления Мессии во всем блеске и славе видимого царского величия, то Он заключает, наконец, весь ответ Свой сими словами: «блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне», то есть блажен всякий тот, кому глубокое смирение и уничижение Иисуса Христа во время жизни Его на земле и крестные Его смерти не воспрепятствуют веровать в Его Божество. Спасительное действие сего ответа в сердцах учеников Иоанновых произвело то, что они возвратились к своему учителю с верою во Иисуса Христа и, по кончине Предтечи, присоединились к ученикам Его. Посольство от Иоанна Крестителя к Иисусу Христу (Мф.11:2–19; Лк.7:18–28)

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Служат к сему: 1) Псалмы приличные, каковые суть: 22, 26, 41, 114, 141. Сюда надлежит и псалмы покаянные, 6, 37, 50, 119, 142. 2) Из прочих книг неложного слова Божия, в коих ясно указуется: 1) что Бог не желает погибели грешника, но хощет всех до единого спасти: живу аз, глаголет Адонаи Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися от пути своего, и живу быти ему. Иезек.33:11. То же подтверждается. 1Тим.2:4. 2 ) Представить любовь Божию к человеческому роду, что Бог послал Сына Своего в мир единственно для спасения грешников, тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруй в онь не погибнет, но имать живот вечный. Иоан.3:16 . И Мф.9:13 . Глаголет: шедшее научится что есть, милости хощу, а не жертвы; не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние. И святой апостол Павел к Римл.8:31 ., аще Бог по нас, кто на ны. Иже убо своего Сына не пощади, но за ны вся предал есть его, како убо не и с ним вся нам дарствует. 3) Что грешник кающийся единственно благодатью Божией чрез веру живую, спасительную. А не иным чем оправдается. Рим.3:14–15 . Оправдаеми туне благодатью его, избавлением, еже о Христе Иисусе, его же предположи Бог очищение верою в Крови Его. К Ефес.2:1,9 . Благодатью есте спасении чрез веру, и сие не от вас, Божий дар. Не от дел, да никтоже похвалится. К сему следует 1Посл. Иоанна 1:17 . Кровь Иисуса Христа (посредством истинного покаяния, и упования на него) очищает нас от всякого греха. Сюда надлежит к Евр.10:19. 4 ) Что сия Божия благость не преодолевается никакими беззакониями, только чтоб грешник принес истинное и искренное покаяние. Ибо небесный Отец тако кающихся любезно приемлет. И доказать сие примерами блудного сына. Лк.15:11 . Мыталя. Лк.19:2 . Разбойника. Лк.23:42 . Давида, прелюбодейство и убийство сотворшего, 2Царств.12:11–13. Петра отвергшегося. Лу.22:61. Иоан.21:15 , блудницы покаявшияся, Лк.7:38. 5 ) При изображении любви Божия к человеку прочесть от Иоанна главу 17, и 1Коринф. главу 15, и внушить, что смерть временная истинно кающимся, верующим и уповающим на Иисуса Христа, есть сон только и прехождение от сего многобедного жития прямо в вечное блаженство, Иоанна 5: 24. 6 ) Что те же во Христа верующии, ис упованием на него умирающи, воскреснут в последний день. Иоан 6:40 , не ко осуждению, 3:18, но к наследию царствия небесного, и к прославлению вечному. Филипп. 3:20–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

По свидетельству Евангелистов, Дух Святой видимо сошел на Иисуса Христа, при крещении Его в Иордане ( Мф.3:11–17 ; Лк.3:22, 4:1 ; Ин.1:33 ). Это показало, что Иисус Христос, как Сын человеческий торжественно посвящен был Силою Божьею в звание учителя людей, которое Он, вслед затем и начал отправлять торжественно. Сам Он проповедовал, что Он должен учить, и говорил об этом словами пророка: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленникам отпущение и слепым прозрение... проповедати лето Господне приятно ( Лк.5:18–19 ; Ис.61:4 ). В другое время говорил Он о Себе, что Он послан проповедовать царствие Божие ( Лк.4:43 ), – свидетельствовать об истине: Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину ( Ин.18:37 ). A что Иисус Христос был более, чем обыкновенный пророк – учитель,–это ясно видно из слов Его о Себе: Аз есмь путь, истина и живот ( Ин.14:6 ); Аз есмь свет миру: ходяй по мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный ( Ин.9:5 ). В этих словах Иисус Христос показывает Себя таким учителем, таким просветителем мира, каким не был никакой пророк, – показывает, что Он есть Самый Свет, Самая Истина, притом истина животворная, a не холодная и бесплодная. Обращаясь к ученикам своим, Он говорил им: вы же не нарицайте себе учители; един бо есть учитель ваш Христос ( Мф.23:8 ). Это значит, что Иисус Христос есть учитель единственный и всемирный. И пророки имели дар предвидения и силу творить чудеса; но когда явился Свет истинныйИисус Христос, то слава и дела Его показали в Нем пророка, всеведущего и всемогущего. Он знал всех и все, и не имел нужды, чтобы кто свидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что даже в человеке ( Ин.2:24–25 ). Он видел и неведение и сомнение в сердцах учеников своих ( Ин.20:19–20 ), видел неверие и злобу в сердцах фарисеев ( Мф.9:4 ), видел пришедшую жизнь Самарянки ( Ин.4:14–19 ), видел, что будет с Петром, что сделает Иуда, что сделают иудеи, что произойдет с Иерусалимом, что последует с Апостолами ( Мф.26:34 ; Ин.13:2 ; Мк.13 ; Ин.15:20, 16:2, 21:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Так ветхозаветные пророки подготовили необходимые условия для успешного распространения новозаветной веры. Действительно, многие древние письменные памятники периода 2-го века до Рождества Христова, по началу 2-го века после Р. Хр. свидетельствуют, что в то время еврейский народ напряженно ожидал пришествия Мессии. Среди этих письменных памятников можно указать на книгу Эноха, Сибилльские Оракулы, древние части Талмуда, Свитки Мертвого моря, записи Иосифа Флавия (иудейского историка 1-го века нашей эры) и др. Цитаты из этих источников потребовали бы слишком много места. Читая древние письменные памятники, можно заключить, что вера евреев в Мессию достигала порой поразительной силы. Так, например, некоторые древние писатели именовали грядущего Мессию Сыном Человеческим и Сыном Божиим, существовавшим прежде появления вселенной, царем и судьей праведным, награждающим добрых и карающим злых (во второй части книги Эноха). Исполнение Пророчеств о Мессии О том, как многие евреи были духовно подготовлены к принятию Мессии, видно из начальных глав Евангелия от Луки. Так, святая Дева Мария, праведная Елизавета, священник Захария, праведный Симеон, пророчица Анна и многие жители Иерусалима сочетали рождение Иисуса Христа с исполнением древних пророчеств о пришествии Мессии, о прощении грехов, низвержении гордых и вознесении смиренных, о восстановлении Завета с Богом, о служении Израиля Богу от чистого сердца. После того, как Иисус Христос начал проповедовать, Евангелия свидетельствуют, с какой легкостью многие чуткие сердцем евреи узнавали в Нем обещанного Мессию, о чем сообщали своим знакомым, например, апостолы Андрей и Филипп, позже – Нафанаил и Петр ( Ин.1:40–44 ). Иисус Христос признавал Себя Мессией и относил к Себе предсказания пророков, например: предсказание Исаии о Духе Господнем, Который должен сойти на Мессию ( Ис.61:1 , Лк.4:18 ). Ссылался на его же предсказание об исцелении Мессией болящих ( Ис.35:5–7 , Мф.11:5 ). Иисус похвалил ап. Петра за то, что он назвал Его Христом, Сыном Бога Живого и обещал на вере в Него основать Свою Церковь ( Мф.16:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

У Марка (6:45) Иисус понуждает учеников войти в лодку и переплыть озеро, но причина этого не сообщается. Иоанн, напротив, не говорит о самом указании, но упоминает причину его: намерение толпы совершить “переворот”: нечаянно взять Его и сделать царем. Глагол ‘взять’ означает ‘захватить, похитить человека’. Этот глагол употребляется у синоптиков Мф 11:12=Лк 16:16 (Царство Небесное силою берется), и, может быть, у Иоанна здесь характерный для него переход с Царства на Царя (Евангелие — не абстрактное учение, а Сам Иисус). Тема Царя — одна из главных в Иоанновом рассказе о Страстях, в особенности 18:33–38. Его Царство не от мира сего (18:36), и Он отвергает земное царство, так же как Он отверг его при искушении в пустыне (Мф 4:8=Лк 4:5). 13. На озере (6:16–21) В отсутствие Иисуса ученики пересекают озеро на лодке, но посередине его застигнуты бурей и видят, но не сразу узнают Его, идущего по воде. Он успокаивает их, и путешествие немедленно благополучно завершается. Скорее всего, здесь, как и в предыдущем отрывке, Иоанн использует текст Марка (Мк 6:45–52=Мф 14:22–34). Предположение, что происшествие на озере символически обозначает смерть (разлуку с учениками) и воскресение так же, как насыщение пяти тысяч перед этим выступает прообразом Евхаристии, самим текстом не подтверждается. К ветхозаветным параллелям можно отнести Исх 14–15; Ис 51:10; Пс 106:23–31. Отправились — глагол в имперфекте имеет значение длящегося действия (дуратив) или попытки действия (конатив): ‘были в пути’, ‘пытались переправиться’. Капернаум, уже дважды упомянутый раньше (2:12; 4:46), находился на западном берегу озера. У Марка (6:53) переправа через озеро во время бури закончилась прибытием в Геннисарет, который был не городом, а областью к северо-западу от озера (Иосиф Флавий, Иудейская война III:516–521). Становилось темно — вспомним, что в четвёртом Евангелии тьма часто имеет символическое значение, ср. 1:5; 8:12; 12:35,46, иногда наряду с буквальным: 13:30; 20:1. Согласно Марку (6:48), Иисус подошёл к лодке около же четвертой стражи ночи, то есть незадолго до рассвета. Дул сильный ветер, и море волновалось — бури на Геннисаретском озере вследствие особенностей ландшафта часто налетают внезапно. Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий — одна стадия равнялась 184 м; в самом широком месте расстояние между западным и восточным берегами озера равно 61 стадии (11,3 км), что соответствует указанию Марка (лодка была посреди моря 6:47). Это Я — в отличие от 6:35; 8:24; 18:6 это выражение здесь, по-видимому, не имеет особого значения. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли — союз ka…, как нередко у Иоанна, здесь надо переводить не как ‘и’, а как ‘но’. Ср. Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают Он приводит их к желаемой пристани (Пс 106:29–30). То, что рассказ оканчивается резко и без пояснения, говорит в пользу предположения, что здесь Иоанн следовал за текстом Марка. 14. Хлеб с небес (6:22–59)

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

И когда встал читать, то дана была Ему книга пророка Исаии, открыв которую, Он нашел написанное: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя; благовестити нищим посла Мя, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя на свободу, проповедати лето Господне приятно ( Лк. 4:18–19 ) . Когда, накрыв книгу, Он отдал ее слуге и сел, то глаза всех, бывших в синагоге, устремились на Него, и Он начал говорить им: днесь сбытся писание сие во ушию вашею. И вси свидетельствоваху Ему. И дивляхуси о словесех благодати, исходящих из уст Его ( Лк. 4:21–22 ). Итак, если в то время исполнилось пророчество, то каким образом некоторые относят то, что [здесь] говорится, ко временам кончины? Разве только то мы можем сказать, что тогда оно исполнилось отчасти, а полнее оно совершится тогда, когда весь народ Божий будет праведным, ибо теперь мы от части разумеваем и от части пророчествуем. Егда же приидет совершенное, тогда, еже от части, упразднится ( 1Кор. 13:2–10 ). Таким образом Он помазан Духом Святым для того, чтобы благовествовать нищим или кротким, как Он говорит в Евангелии: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю ( Мф. 5:4–5 ). И послан Он для исцеления тех, которые сокрушены сердцем ( Лк. 4:18 ) и говорят: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50:19 ), или, по Симмаху и Феодотиону, чтобы обвязать раны грехов, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение и заключенным открытие [тюрьмы], что яснее перевел Симмах: узникам освобождение . О Нем или вернее к Нему выше говорится: се Аз дат Тя во свет языков отверста очи слепых, извести от уз связанныя и из дому темнищы седящия во тьме ( Ис. 42:6–7 ). Под летом же благоприятным и днем воздаяния разумей все то время Его проповеди, в течение которого Он жил во плоти. Это и апостол изьясняет в отношении к первому пришествию Спасителя, говоря: се ныне бремя благоприятно, се ныне день спасения ( 2Кор. 6:2 ), о чем мы подробнее сказали выше 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010