Здесь имеется то различие от ( 4Цар.16:5–6 ), что, тогда согласно 4 книги Царств, равно как по ( Ис.7:1 ), союзники: Рецин Сирийский и Факей Израильский обложили войсками Иерусалим, которого взять они не могли, после чего сирийский царь двинулся в Идумею и захватил Елаф, согласно 2 Паралипоменон Ахаз встретил союзников не в Иерусалиме, а где-то вне его, еще до осады Иерусалима: там он потерпел поражение от каждого из союзников, там произошло пленение израильтянами 200 000 иудейских женщин и детей, после отпущенных по настоянию пророка Одеда. Но понятно само собой, что 2 Паралипоменон здесь нимало не противоречит 4 Царств, а лишь восполняет рассказ 4 Царств ( Ис.7:1 ) внесением предшествовавшего осаде Иерусалима момента: вполне естественно, что Ахаз, не дожидаясь прибытия союзников к Иерусалиму, попытался дать отпор сирийскому войску и израильскому где-нибудь на границе Иудеи, но, потерпев поражение от каждого войска, отступил затем в Иерусалим и заперся в нем. Громадные цифры убитых (120 000) и пленных (200 000) иудеев (ст. 6 и 8), без сомнения, могут вызывать недоумение и наводить на мысль о порче переписчиками цифровых показаний библейского текста. Еврейский масоретский текст, правда, не имеет вариантов в ст. 6 и 8, но греческий LXX имеет их несколько, так, в стихе 6, коддексах 74, 106, 120, 134, 236, 19, 60 у Гольмеса имеют: κοσι χιλιδες – только 20 000, что предъявляется более естественным, чем указанная в принятом тексте цифра. Что касается передаваемого только 2 Паралипоменон факта великодушной пощады пленных иудейских женщин и детей со стороны израильтян по побуждению и увещаниям пророка Одеда (ст. 9–15), то факт этот не представляет ничего невероятного: борьба между двумя еврейскими царствами, начавшаяся вскоре после распадения единого прежде Еврейского царства, имела гораздо большие династические или правительственные мотивы: стремление царей иудейских (напр., Авии, Амасии ( 4Цар.14:8–13 ; 2Пар.13:3–19,25:17–22 ), ср. «Толковая Библия», т. II, с. 522) подчинить себе отпавшее северное еврейское царство, чем племенную неприязнь двух царств; последняя мало вероятна в силу природного родства колен Израильского и Иудейского царства; посему братские чувства, особенно под действием пророческих увещаний, легко могли пробудиться в сердцах победителей-израильтян к пленникам иудейским. И уже то, что священный писатель кн. Паралипоменон, обычно опускающий все, касающееся Израильского царства, здесь нарочито приводит факт, имевший место в пределах последнего, говорит за историческую достоверность факта. Пленных израильтяне с величайшей заботливостью и предупредительностью доставили даже в отдаленные пункты их родины, например в Иерихон (ст. 15, О положении Иерихона см. комментарий к ( 3Цар.16:34 ); «Толковая Библия», т. II, с. 446–447 и примечание 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалмопевец имеет в виду чрезвычайный суд Божий с неба над Ассириянами – при царе Езекии. – «Во дни царя Езекии сделал нашествие Сеннахирим, царь Ассирийский, и послал к нему полководца своего Рапсака, который поднял руку свою на Сионе, и много величался в гордости своей. Тогда затрепетали сердца и руки жителей Иерусалима, и они мучились... И воззвали они к Господу милосердому, простерши к Нему руки свои. И Святый скоро услышал их с неба... Он поразил войско Ассирияне, и ангел Его истребил их» (I. с. Сир.48:20–24 ; Ис.37:36 ). 11. Яко помышление человеческое исповестся Тебе, и останок помышления празднует Ти. В виду того, как во гневе своём Господь открывает свой суд над всеми, кто противиляется Ему, помышление человеческое откроется Ему или – Он, как Судия, откроет всякое помышление к славе своей. И останок помышления или – то, что остается в мысли еще не высказанным, и это празднует Ти – потом высказывается торжественно и также ради прославления имени Господа, ибо «у Израиля велико имя Его» (ст. 2). 12–13. Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему: вси, иже окрест Его, принесут дары Страшному и Отъемлющему духи князей, Страшному паче царей земных. Проникнутый глубоким чувством благоговения к промыслу Господа, открывающемуся в чудодейственном суде Его над врагами, псалмопевец призывает свой народ и другие народы к благоговейному служению Ему. – «Помолитесь и молитвы свои, как обеты, воздавайте Богу нашему,» – как Спасителю своего кроткого народа (ст. 10). – Все, которые вокруг Него – сопредельные с местом Его обитания, землей Ханаанской – да принесут свои дары Страшному, как Царю и Судии такому, которому никто противостать не может (ст. 8–9), и Отъемлющему духи князей или умерщвляющему начальпиков – вождей и Страшному больше царей земных, ибо Он сокрушает всякое оружие, прекращает войну, уничтожает войска, открывает свой суд с неба, так что пред Ним трепещет вся земля (ст. 4–9 и сл.). Суд над Ассириянами – уничтожение Ассирийского войска под стенами Иерусалима в одну ночь – чудодейственно Господь совершил пред взорами не только своего народа, но и всех окрестных народов. А потому, не только Израильский народ, но и другие, прежде трепетавшие пред силой оружия Ассириян, искавшие милости царя Ассирийского, приносившие ему дары и платившие дани, теперь – в благодарность Господу Богу, который ведом в Иудее (ст. 2) и здесь совершил свой суд над страшным царем Ассирийским – все должны поклониться молитвенно и принести дары в храме Его на Сионе. – Так, очевидно, мысль псалмопевца, в священном восторге, восходит ко временам мессианским (ср. Пс.71:9–11,15,17 ; Ис.60:2,5–9,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

46. Есть три источника, из которых получаются помыслы: чувства, память и полносочие тела; докучливее же из них те, которые исходят из памяти. 47. Кому дарована премудрость, тот делается причастным разумения безплотных, и знает какое начало мира и какой конец его. 48. Не неради о подобающей деятельности, и просветится ум твой; ибо таковым обетовано: сокровища сокровенная и невидимая отверзу тебе (Ис. 45, 3). 49. Обрел благодать у Бога, кто освободился от страстей, и великой милости сподобился, кто удостоен ведения. 50. Ум, освободившийся от страстей делается световидным, будучи непрестанно осияваем созерцаниями всего сущего. 51. Свет души - ведение, которого будучи лишен неразмный во тьме ходит. 52. Неразумный во тьме проводит жизнь; и его объемлет тьма неведения. 53. Любящий Иисуса избавится от зла; и последующий Ему узрит свет истинный. 54. Ум, освобожившийся от страстей, видит тонкие помышления, и когда бодрствует тело и когда в сон погружается. 55. Ум, достигший высшей степени чистоты, чувствует себя утесняемым тварями и желает быть вне всего сотворенного. 56. Блажен кто достиг в безпредельную безпредельность; достигшим же сего может быть только тот, кто прешел все предельное. 57. Испытывает словеса Божии чтущий Его; обретает же (смысл) их истины любитель. 58. Ум, правотою движимый, находит истину; движимый же какою-либо страстью не улучит ее. 59. Как в существе своем неведом Бог, так в величии неопределим. 60. Какое существо не имеет ни начала ни конца, того и премудрость неизследима. 61. Спасение всякой твари есть всеблагое о ней промышление Создавшего ее. 62. Поддерживает Господь всех падающих, и возставляет всех поверженных долу, по милосердию Своему. 63. Христос есть Судия живых и мертвых, и всякого деяния праведный Мздовоздаятель (Деян. 10, 42; Пс. 61, 13). 64. Если хочешь начальствовать над душою и телом, то упреждай отсекать причины страстей. 65. Сцепи силы души с добродетелями, и всякое стремление страстей отцепится от них. 66. Стремления похоти обуздывай воздержанием, а стремления гнева - духовною молитвою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/549/...

«Не двенадцать ли часов во дне?» Как для дня Бог определил известную продолжительность (12 часов), так назначен определенный срок и для деятельности Христа. «Кто ходит»... Как для «мира сего», т.е. для обыкновенных смертных, свет или солнце дает возможность ходить не спотыкаясь или действовать в своей сфере, так, – хочет сказать Христос, – и для Него есть особое высшее Солнце, принадлежащее не сему, а высшему миру, во свете Которого Он и будет ходить, хотя бы земной мир был окутан тьмою или усеян всякими опасностями.Это Солнце – Бог (ср. Пс.83:12 ; Ис.60:20 ; Мих.7:8 ). А «кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» (точнее, «в нем»). Здесь Христос говорит о человеке, который не видит в Боге свое Солнце, который не имеет в себе Бога («свет»). Косвенно этими словами Господь упрекает Своих учеников в маловерии (ср. Мф.8:26 ). Ин.11:11 .  Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики поняли упрек, обращенный к ним, и молчали. Тогда Господь снова начинает речь о предположенном путешествии. Ему как Всеведцу теперь стало известно, что Лазарь уже умер, и потому Он идет воскресить его. Но это Свое решение Господь излагает в описательной форме. Он называет смерть Лазаря «успением», а воскрешение, которое Он намерен совершить, «пробуждением». Этим Он хотел сказать, что смерть для Лазаря есть состояние скоропреходящее (ср. Мф.9:24 ), которое кончится пробуждением или скорым воскресением, причем воскресителем явится Христос. Ин.11:12 .  Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Ин.11:13 .  Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Ин.11:14 .  Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; Ин.11:15 .  и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Ученикам не хочется идти в Иудею, и они намеренно не хотят понять истинного смысла речи Христа. «Что же? – как бы говорят они. – Уснул Лазарь, и это к лучшему, нам не о чем беспокоиться. Сном выходит болезнь». Тогда Господь уже прямо объявляет им о смерти Лазаря и прибавляет, что Он радуется, что Лазарь умер в Его отсутствие, иначе Он, конечно, исцелил бы его, и не совершилось бы большего чуда – воскрешения. Последнее же теперь особенно полезно будет увидеть ученикам, вера которых, очевидно, в то время под влиянием преследований, которым подвергся их Учитель, значительно ослабела. Чудо воскрешения должно было подкрепить их веру во Христа как Истинного Мессию ( «дабы вы уверовали»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сборники духовно-муз. сочинений Д. издавались в 1879 г. (Сочинения Степана Давыдова: Собр. 3-голосных, 4-голосных и 2-хорных молитвенных песнопений с переложением на фортепиано. М.: [Мейков]) и в 1890 г. (Полное собр. духовных муз. сочинений С. И. Давыдова/Под ред. К. Альбрехта. М.: [Изд. П. И. Юргенсона]). В них опубликованы: 4-голосная литургия (1-е изд.: СПб.: [Капелла], 1840); 4-голосные концерты: 1 «Тебе, Бога, хвалим», 2 «Хвалите Господа с небес», 3 «Се ныне благословите Господа», 4 «Слава в вышних Богу», 5 «Обновляйся, новый Иерусалиме», 6 «Исповемся Тебе, Господи», 7 «Вознесу Тя, Боже мой», 8 «Воспойте Господеви песнь нову», 9 «Высшую небес», 10 «Предстательство христиан непостыдное»; концерты на 2 хора: 11 «Слава во вышних Богу», 12 «Господи, кто обитает в жилище Твоем», 13 «Господь на небеси уготова престол свой»; одночастные песнопения («Ис полла эти, дэспота» и др.). Впосл. появлялись др. издания его сочинений (напр., «Многолетие»//Сб. духовно-муз. песнопений разных авторов. 16: Венчание/Под ред. Н. Д. Лебедева. СПб., 1916. С. 60). Ряд песнопений Д. существует в рукописях: «Тебе поем», «Христос Воскресе» (ГЦММК. Ф. 36. Ед. хр. 30. 3477. Л. 271 об., 75 об.), Херувимская (РГИА. Ф. 1119. Ед. хр. 57). Нек-рые исследователи приписывают Д. ряд концертов, автором к-рых он не является: «Гласом моим ко Господу воззвах», «Твое славим успение» (скорее всего, они сочинены Бортнянским). Некоторые сочинения Д. упоминаются в различных источниках, но утеряны, напр., песнопения для 2-хорной литургии «Аминь. Господи, помилуй», «Слава Отцу и Сыну» (2 варианта) (Каталог певческой ноте. 43а-б, 44). В годы работы в Театральной школе Д. написал много сочинений для театра, среди к-рых - опера «Леста, днепровская русалка», а также балеты с хорами «Увенчанная благость», «Жертвоприношение благодарности» и др. В тот же период им были созданы кантата «Радость российских муз», гимн на закладку здания новой биржи в С.-Петербурге. В годы войны с Наполеоном Д., так же как Бортнянский и Д. Н. Кашин , сочинял патриотические песни с хорами («Песнь русских воинов в пределах Франции», «Песнь русским воинам на возвращение в Отечество»). В его творчестве начал развиваться новый для рус. искусства жанр, в котором были синтезированы признаки оперы, балета и драмы,- дивертисмент с музыкой. Большинство произведений Д. в этом жанре посвящено теме народных гуляний, игрищ в Москве: «Семик, или Гулянья в Марьиной роще» (1815), «Гулянье на Воробьевых горах» (1815), «Филатка с Федорою у качелей под Новинским» (1815), «Первое мая, или Гулянье в Сокольниках» (1816). Одним из первых Д. обрабатывал народные песни для хора («Где ты, сокол, птица быстрая», для соло с хором); возможно, он - автор романса «Среди долины ровныя» на стихи А. Ф. Мерзлякова.

http://pravenc.ru/text/168600.html

Согласно со свидетельствами откровения и древние отцы говорили: «живут (ангелы) на небесах, и одно у них дело – песнословить Бога и служить божественной Его воле». 252 Само собою понятно, что предстояние ангелов пред Богом, их славословие и поклонение следует понимать не в грубо чувственном смысле, а сообразно с духовностью их природы. Что касается цели такового служения ангелов, то Сам Бог, конечно, не имеет нужды в славословии тварей. Посему назначение ангелам такого служения имеет целью благо самих же ангелов. Так как Бог есть Свет истинный ( Ин.1:9 ; 1Ин.1:5 ; Ис.60:19, 20 ) и неисчерпаемый Источник жизни ( Пс.35:10 ; 1Тим.6:13 ), то, удостаиваясь ближайшего общения с Богом, они почерпают отсюда по мере своих сил нужный для своего озарения свет и необходимую для укрепления в добре благодать, а вследствие сего не перестают все более и более возрастать и преуспевать в познании истины, а также утверждаться в добре и, таким образом, достигать своего назначения. В частности же, постоянное озарение от Света лица Божия способствует и успешному выполнению ангелами разнообразных служений сих миру и человеку. Так учили и ведшие отцы древней церкви. «Божие служители, которые стоят близ высокого престола, говорит Григорий Богослов , приемлют на себя первый луч чистого Бога, и, просветленные им, преподают свет и смертным». Озаряемые «от первой Причины», они «так вообразили и напечатлели в себе Благо, что сделались вторичными светами, и посредством излияний и предаяний первого Света могут просвещать других». 253 По словам Василия Великого , ангелы вследствие общения со Святым по естеству, имеют в себе святыню, которая проникла все их существо и соединилась с их природою». 254 § 42. Ангелы как орудия промысла Божия о мире вообще и о человеке в особенности Светлые духи не только непосредственно служат Богу, как неумолкаемые песнопевцы Его бесконечных совершенств и славы, но и содействуют – по назначению и повелению Самого Господа – благосостоянию других тварей. Господу угодно было сделать ангелов орудиями Своего промысла о мире вообще и о человеке в особенности. Как всемогущей, Он, конечно, не имеют нужды в каких бы то ни было орудиях для достижения премудрых и благих целей Своего промысла. Посему, если Он предназначил ангелов быть орудиями Своего промышления, то, конечно, потому что для самих ангелов исполнение разнообразных поручаемых Богом служено представляет необходимый путь к их усовершенствованию и укреплению воли в добре. Такое употребление ангелов, как орудий промысла Божия, представляется в Писании столь обыкновенным, что имя ангела (γγελος – посланник, вестник), будучи именем должности, сделалось собственным и преимущественным именем бесплотных духов. Но в Св. Писании указываются многочисленные случаи их действительного посольства в мир для исполнения разнообразных определений Божиих в мире вещественном, а особенно в мире нравственном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В повествованиях о более позднем периоде М. действуют вместе с моавитянами (напр., Числ 22. 4, 7; см. также Числ 25. 1-3, 25. 17-18 и 32. 16, где вина за отступление израильтян и их поклонение Ваал-Фегору возлагается как на моавитян, так и на М.) ( Wenham. 1994. P. 159). Дальнейшие контакты с М. имели для израильтян негативные последствия. В истории из Числ 25 рассказывается о влиянии языческих обычаев М. на жизнь общества Израиля. Особо отмечаются приверженность евр. народа к культу Ваал-Фегора и незаконные связи с «дочерями Моава». История убийства израильтянина и мадианитянки ревнителем веры (Числ 25. 6-8) и повеление Моисея убить отступников (Числ 25. 5) и пойти войной «на Мадиама» (см.: Числ 31) отображают сменившееся отношение к М. Краткое свидетельство о военном конфликте приведено также в Нав 13. 21. Имена перечисленных здесь 5 «вождей Мадиамских» так или иначе засвидетельствованы в древних источниках (см.: Mendenhall. 1992. P. 816; Hammond. 1960). В Книге Судей Израилевых описано, как предал Господь израильтян «в руки Мадианитян на семь лет», и дальнейшее поражение последних (см.: Суд 6. 1 - 8. 28). Краткое упоминание М. в контексте войны в Быт 36. 35 (при перечислении эдомитских царей, правивших «прежде царствования царей у сынов Израилевых» - Быт 36. 31) является последним свидетельством их существования как отдельного народа. Поражение М., о к-ром сообщается в отрывке, можно отнести ко времени немного позднее 1100 г. до Р. Х. ( Mendenhall. 1992. P. 816). Дальнейшие сообщения о М. носят географический или генеалогический характер (см.: 3 Цар 11. 18; Авв 3. 7 и Ис 60. 6; Mendenhall. 1992. P. 816). Кроме того, упоминание М. становится лит. топосом, указывающим на поражение врагов Израиля (Пс 82. 10-12; Ис 9. 4; 10. 26). Немногочисленные имеющиеся данные позволяют сделать вывод о существовании у М. сложно организованного общества и политической коалиции из неск. правителей (см. Числ 31. 8; Нав 13. 21). Согласно археологическим свидетельствам, М. выходят на историческую арену в XIII в. до Р. Х. в Сев. Хиджазе, к востоку от Акабы ( Mendenhall. 1992. P. 817). Данные раскопок дают представление о существовании городов и небольших поселений в этом регионе в период поздней бронзы и раннего железного века (см.: Parr, Harding, Dayton. 1970; Ingraham e. a. 1981). В домонархический период истории Израиля М., вероятно, были доминирующим народом, что, возможно, позволяло им пополнять запасы продовольствия в более плодородной Палестине ( Mendenhall. 1992. P. 816). Языком М. был архаичный прототип арабского, их высокоразвитая культура имела связи «от Анатолии до Египта» (Ibid. P. 817), искусство гончаров сформировалось под влиянием микенской культуры и мастеров Египта ( Parr. 1982).

http://pravenc.ru/text/2561210.html

Из среды Вениамитян вышел второй судья израильский Аод (сын Геры) и первый израильский царь Саул (сын Киша), отличавшийся своим исполинским ростом. По разделении еврейской монархии колено Вениаминово сохранило верность дому Давидову и вошло в состав царства Иудейского, поддерживая его в тяжкие годины его невзгод. По возвращении из плена вавилонского оно также составляло значительный элемент в возрождённом Иудейском царстве, и из него произошёл Савл, впоследствии апостол Павел. Города, входившие в удел Вениамина: Гаваон, Иерихон и, конечно же, Иерусалим. Гева или Гива, город левитов в колене Вениаминовом (И. Нав. 18:24; 21:17) близ Рамы (Неем. 7:30; Ис. 10:29) недалеко от северной границы Иудейского царства (4 Цар. 23:8). Рама, город, лежавший близ границ колена Ефремова. Цела — (И. Нав. 18:28), где Кис, отец Саула, имел семейную могилу, в которой были погребены Саул и Ионафан (2 Цар-21:14). Бахурим — родина Семея, близ Иерусалима (2 Цар. 3:16; 16:5; 17:18). Афин — (И. Нав. 18:24), названный у Иосифа Флавия Гофна, теперь селение в расстоянии почти 10 км к северу от Иерусалима. Алмон (И. Нав. 21:18) или Аллемеф (1 Пар. 6:60), город священников; теперь развалины Алмит к северо-востоку от Ана-фофа. Гиффаим (2 Цар. 4:3; Неем. 11:33). Цемараим (Ис. Нав. 18:22) город, а также гора вблизи этого города (2Пар 13:4); у этой горы иудейский царь Авия нанес поражение израильскому царю Иеровоаму I. Город Ц. упоминается в списке Шешонка (библ. Сусакима); место, где он стоял, находится рядом с Рас-эс-Цемарой, на горе, между Тайибой (см. Ефрон (2); ср. 2Пар 13:19) и Раммуном, прим. в 20 км сев.-вост. Иерусалима. Галлим (волны, груды камней; 1Цар 25:44): Город колена Вениаминова к с. от Иерусалима, упоминаемый, как место откуда происходил Фалтий, которому Саул отдал в замужество дочь свою В Православной церкви Вениамин почитается в лике праотцов, память совершается в «Неделю праотцев» во второе воскресение перед Рождеством Христовым. Мавзолей Биньямина находится на перекрёстке Кефар-Сава восточная, на северном окончании кибуца Неве Ямин, наименование которого произошло от названия места захоронения. В древности здесь проходила торговая дорога из Сирии в Египет. У арабов мавзолей называется «Neby Yamin». На северной стороне мавзолея имеется высеченная на камне надпись на арабском языке, восхваляющая Бога. Здесь имеются также два родника. Это место было заселено уже в конце римского и византийского периодов (II—VII вв. н. э.). Находящиеся вблизи гробницы руины, относятся к периоду Мамлюков (XIV век н. э.). На находящемся поблизости постоялом дворе имеются каменные пластины с высеченной датой 1312 г.

http://pravicon.com/info-1967

4. Помяну Раав и Вавилона ведущим Мя: и се, иноплеменницы и Тир и людие Ефиопстии, сии Быша тамо. Говоря о превосходной славе Иерусалима, псалмопевец воспоминает и о других знаменитых городах и народах древности. – «Упомяну знающим Меня, от лица Господа говорит псалмопевец, о Рааве и Вавилоне» – Раавом (что значить гордый) назывался собственно змий, дракон. Так здесь, как и у пророка Исаии, называется Египет, за его хитрость, злость и гордость ( Ис.27:1 ). Напоминая о Египте на юго-западе и о Вавилоне на востоке, Господь тем самым напоминает и об их судьбе, предсказанной пророками. – «Будет в тот день, говорит Исайя, Господь потрясет все от великой реки (Евфрата) до потока Египетского... И будет в тот день, вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую, и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме». ( Ис.27:1213 ). – Обращая взор на западе, псалмопевец говорит: «и вот, иноплеменники, т. е. Филистимляне, жившие по берегу Средиземного моря, и Тир – один из двух главных городов Финикии, на северо-западе от Иерусалима, и людие Ефиопстии, жители Ефиопии, обитавшие, как и доселе, на верховьях Нила – ...сии Быша тамо, – они были там: т. е. представители этих народов все были в городе Божием, Иерусалиме, как поклонники единая истинная Бога в Его святом храме, на Сиона (ср. Пс.44:1113 ; Пс.71:811,15,17 ; ср. Ис.60:914 ). 5. Мати Сион речет: человек, и человек родися в нем, и Той основа и Вышний. Слава Сиона в том, что для обратившихся к истинному Богу – возродившихся духовно Сион будет матерью. И, как матерь, Сион будет говорить, что человек и человек родился в нем, т. е. – что в нем будут постоянно рождаться новые и новые люди, как члены одного семейства – дети одной матери... Будут говорить: и Той основа и Вышний, или – что так основал Сион Сам Всевышний, т. е. по воле Всевышнего, Сион будет местом рождения и спасения истинно верующих. – Так о Сионе и пророке Исаия говорит, что «все сыны его будут научены Богом и великий мир будет у сыновей его» ( Ис.54:13 ; ср. 13,11,1217;49:2022 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Славянские и греческие апокрифы повествуют о Кресте, имеющем восемь концов и сделанном из трех частей. Кипарис послужил материалом для столба, для поперечной перекладины использовали певгу или сосну, нижняя часть Креста была изготовлена из кедра, к ней прибили ноги Спасителя. Пророчества о том, что Христос будет распят на трехсоставном дереве, есть в книгах Ветхого Завета. " Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих " (Ис. 60:13). Существуют и другие предания и легенды, связанные с происхождением Крестного древа. Прихожанка Марина Ержемская рассказала об истории обретения Креста Господня и самого празднования. " Не может быть, чтобы Господь попустил не найти Креста, - объяснила она. - Царица Елена отправилась на Святую землю. Там она вела себя, как простая паломница, а не как царица, одевалась скромно. Она нашла около восьмидесяти мест, связанных с земной жизнью Спасителя и Божией Матери, везде строила храмы - она построила первый храм в Вифлееме и на месте Успения Божией Матери. Но Крест до времени обрести так и не удавалось. Ученые склоняются к гипотезе, что был найден пожилой иудей по имени Иуда, чьи предки помнили, где было место казни Спасителя, поэтому он об этом знал. Его уговорили это место показать. Там было капище Венеры, оно находилось на огромном холме, который в свое время специально насыпали, чтобы скрыть от людей это святое место. Елена приказала разрушить капище и снимать землю аккуратно, слой за слоем. Когда начали это делать, почувствовали необыкновенное благоухание, это вдохновило на продолжение поисков. Нашли и пещеру, в которой Господь был похоронен, и три креста, а главное - табличку. Табличка сохранилась до наших дней, сейчас она находится во Франции и раз в год выносится для поклонения верующих " . В качестве материалов для лекций использовались публикации на порталах " Православие.ру " и Русской духовной миссии о монастыре Святого Креста в Иерусалиме, на портале " Biblia.org " - раздел " Апокрифы, околохристианские тексты " , " Слово Григория Богослова о Честном Кресте " , фильм о празднике Крестовоздвижения студии " Неофит " с участием владыки Иллариона (Алфеева), публикации журнала " Фома " " Воздвижение Креста Господня: как именно вас касается этот праздник " и " Иконография Крестовоздвижения " , портала " Правмир " " Воздвижение Креста - история, иконы, песнопения " , сайта Валаамского монастыря " Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня " , сайта Сретенского монастыря " Иконография праздника Крестовоздвижения " , книга П. Ю. Малкова " Воздвижение  Креста Господня. Антология (электронная версия) " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010