Ис.60:11 . И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы при­носимо было к тебе достояние народов и при­водимы были цари их. «И будут всегда отверсты врата твои и не будут затворяться ни днем ни ночью». С одной стороны, это, как видно из дальнейшего, указывает на постоянный рост новозаветной церкви и широкий приток в нее новых членов и их богатств; с другой – говорит о полной свободе доступа в новозаветную церковь для всякого, искренно к тому стремящегося, доступа, не стесняемого никакими внешними преградами, существовавшими в церкви ветхозаветной ( Ис.56:4–7 ). Ис.60:12 . Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут, и такие народы совершен­но истребят­ся. «Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут... совершенно истребятся.» Вот одно из самых сильных выражений особого Божественного покровительства и благоволения новому, духовному Израилю, встречающееся и еще не раз, как у пророка Исаии, так и у других пророков ( Иер.12:17 ; Мих.5:14 ; и др.). Исторический плотской Израиль ошибочно относил это пророчество к себе и основывал на нем свою ложную мечту о земном всемирном царстве Мессии. Ис.60:13 . Слава Ливана при­дет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я про­славлю подножие ног Мо­их. Под «славой Ливана» разумеются, как видно из дальнейшего, лучшие и благороднейшие породы покрывающих его горы деревьев: «кипарис..., певг... и кедр». Общий смысл такого упоминания, очевидно, тот, чтобы яснее и полнее обозначить духовную славу Сиона, в которой примет участие и вся неодушевленная природа своими лучшими дарами. Частное, прообразовательное значение, по мнению некоторых экзегетов, имеет отношение к древу Крестному, которое, по церковному преданию, было сделано именно из этих трех негниющих древесных пород. Ис.60:14 . И при­дут к тебе с по­корностью сыновья угнетав­ших тебя, и падут к стопам ног тво­их все, пре­зирав­шие тебя, и назовут тебя городом Го­с­по­да, Сионом Святаго Израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.40:5 . и явит­ся слава Го­с­по­дня, и узрит всякая плоть [спасе­ние Божие]; ибо уста Го­с­по­дни изрекли это. «И явится слава Господня». Когда путь будет приготовлен и все препятствии устранены, тогда наступит и самое откровение славы и величия Господа. «Слава Господня являлась всегда», – справедливо замечает святой Иоанн Златоуст , давая тем самым основание видеть ближайшее историческое исполнение данного пророчественного утешения в факте избавления евреев из вавилонского плена. «Но слава Божия наиболее явилась тогда, – продолжает Иоанн Златоуст , – когда Бог принял образ человека». Последнее толкование является наиболее распространенным; причем в соответствии с фактом предшествующей проповеди Иоанна Крестителя в пустыне Иорданской и самое явление этой славы Господней, обыкновенно, приурочивается к определенному моменту, именно к моменту Крещения Господа и сопутствовавшего ему Богоявления, т. е. откровения тайны Троичности Лиц. Но в более широком и общем смысле это можно относить и к факту воплощения Сына Божия, о чем Евангелист Иоанн выразительно говорит: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Самый образ «славы Господней», как яркого ослепительного света, сияющего в темном месте, не раз встречается, как в раннейших книгах Священного Писания ( Исх.13:21 ; Исх.40:35 ; 3Цар.8:10–11 ), так и у самого пророка Исаии ( Ис.60 и Ис.66:18 ). «И узрит всякая плоть». Откровение «славы Божией», как источника спасения, хотя и произойдет посреди иудеев, но будет иметь значение и для всех других народов: его увидит, узнает и почувствует все падшее и возрожденное человечество, как это почти буквально и отмечает впоследствии Евангелист Лука ( Лк.3:6 ). «Ибо уста Господни изрекли это». Указание на высший божественный авторитет для наибольшего подкрепления сказанного – прием обычный у пророка Исаии и весьма ценный для нас при решении вопроса о подлинности и единстве книги ( Ис.1:20 ; Ис.21:17 ; Ис.58 и др).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тема Сиона является связующей для всех прочих эсхатологических тем Ветхого Завета, среди которых исследователи выделяют следующие: Темы, относящиеся к преображению человеческого общества: • Возвращение в землю обетованную (см. например: “Будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме” Ис.27:13 . Также: 35:10; 51:11; 60:4; 66:20; Иер.3:14; 32:37 ; Иез.20:33-44; 37:26 ; Иоил.3:20 ; Мих.4:6-7. 10 ; Соф.3:20 ; Зах.2:7; 8:7-8 ). • Тема праведного царя-мессии, о котором уже достаточно было сказано ( Ис.11:9; 44:28 ; Иер.33:16 ; Зах.4:5-10; 6:12-13; 9:9-10 ). • Победа Израиля над другими народами (см. например: “Встань и молоти, дщерь Сиона, ибо Я сделаю рог твой железным и копыта твои сделаю медными, и сокрушишь многие народы, и посвятишь Господу стяжания их и богатства их Владыке всей земли” Мих.4:13 . Также: Ис.34:8 ; Иоил.3:1-21 ; Авд.16 ; Зах.1:14-15; 12:2-9; 14:1-3; 12-19 ). • Установление мира между народами (см.: “И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима” Ис.2:2-4 = Мих.4:1-4 ). Обращение народов (см. например: “И вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, — подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь. Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь” Ис.66:18-23 . Также: Иер.3:17 ; Зах.2:11; 8:20-23 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/govorun-ser...

СогласноТипикону Великой церкви, во время вечерни Великой субботы обязательными к прочтению были только первые семь паремий (Быт 1. 1-5; Ис 60. 1-16; Исх 12. 1-11; Иона 1. 1 - 4. 11; Нав 5. 10-15; Исх 13. 20 - 15. 19; Соф 3. 8-15; чтение паремий перемежалось пением - после 3-й паремии пелся прокимен из 26-го псалма, а 6-й паремия и сама по себе завершалась песнью, к которой припевался припев Исх 15. 1b и прибавлялось славословие в конце). Но если Патриарх и новокрещеные медлили в баптистерии, к первым семи могли прибавляться еще семь (т. е. паремии с 8-й по 14-ю: 1 Цар 17. 8-24; Ис 61. 10 - 62. 5; Быт 22. 1-18; Ис 61. 1-10; 2 Цар 4. 8-37; Ис 63. 11 - 64. 4; Иер 31. 31-34; этот ряд дополнительных паремий также перемежался пением - после первых трех [т. е. после 10-й по общему счету паремий] пелся прокимен из 92-го псалма). Если же Патриарх вместе с новокрещеными успевал вернуться в храм к концу 7-й паремии, эти дополнительные паремии отменялись. Последняя, 15-я, паремия (Дан 3. 1-88 [по тексту LXX]), напротив, никогда не отменялась, поскольку она имела особую функцию: замыкающая эту паремию песнь вавилонских отроков исполнялась нараспев (с припевом Дан 3. 57b) и служила приветствием для прибывших в храм новокрещеных и знаком для переоблачения священнослужителей в белые ризы. По окончании песни отроков, когда Патриарх и новокрещеные уже стояли на положенном месте у входа в храм, певцы начинали петь Елицы во Христа, и в это время Патриарх совершал Миропомазание (в древней традиции Константинополя Печать дара Духа Святаго - помазание св. миром - ставилась только на лоб крещаемых). Затем Патриарх и новокрещеные входили в храм, при этом пелся Псалом 31 ( Блажени ихже оставишася ). Патриарх и сослужащие совершали вход в алтарь, и начиналась Божественная литургия - сразу с Елицы во Христа вместо обычного Трисвятого. На литургии не пелись ни прокимен, ни аллилуарий - Апостол (Рим 6. 3-11) читался сразу, а аллилуиарий был заменен 81-м псалмом. Апостол Великой субботы - тот же, что и в чине таинства Крещения ( Братие, елицы во Христа Иисуса крестихомся ), а Евангелие (Мф 28. 1-20) включает в себя не только обычное крещальное чтение, но и полный рассказ евангелиста Матфея о Воскресении Христовом, звучащий в храме единственный раз в году - в этот день. Пелась обычная херувимская 5 ,причастен - Пс 77. 65.

http://bogoslov.ru/article/399377

§ V Смирение подобно бальзаму, ибо свойства оного приличествуют смирению. 1) Как бальзам врачует раны, так смирение лечит раны несогласий и раздоров, и оные усмиряет. Так Авраам укротил ссору между пастухами своими и Лотовыми чрез смирение, которое учинил пред Лотом ( Быт.13 ). 2) Смирение подобно бальзамному деревцу, в рассуждении низкости. Смирение не возносится, не гордится, и вышних себе не ищет, но довольствуется своим состоянием, наблюдает Павлово наставление: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся: не бывайте мудри о себе ( Рим.12:16 ). Смиряет себя под крепкую руку Божию ( 1Пет.5:6 ). 3) В рассуждении всегдашней зелёности, ибо смирение всегда зеленеет и цветёт пред Богом и человеки, как говорит Сирах: корения языков гордых исторже Господь и насади смиренныя вместо их ( Сир.10:18 ); и Давид поёт: кто яко Господь Бог наш? на высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли ( Пс.112:5–6 ). 4) В рассуждении проницательного благовония. Смирение проницает человеческие сердца. Чьё сердце будет столь окамененно, чтоб один Христова смирения образ, егда умыл ноги ученикам, не проникнул в самую оного глубину, и не подвигнул бы к подражанию? Смирение проницает и самые небеса; ибо молитва кротких доходит к престолу Владычному, как видно на Есфири и Иудифи, 5) В рассуждении рассечения или разрезывания. Бальзамное дерево когда разрезывается, источает благовонный сок: так смиренный человек рассекает сердце своё сокрушением, когда помышляет, что он есть земля и пепел, и что нет ничего высочае как Бог, и великолепнее славы Его ( Ис.6:1 ) А таковое рассуждение не есть ли пред Богом воня благоприятная? § VI Муж благочестивый должен быть бальзамом. 1) Рождением плодоносным на лозе Христе утверждённом, и плоды покаяния приносящим, да так будет древо в славу по Исаину слову: и людие твои вси праведнии во век наследят землю, храняще сад, дела руку его в славу ( Ис.60:21 ).·2) Должен иметь в себе горесть сокрушения сердечного так, как Пётр: и изшед вон плакася горько ( Мф.26:75 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Медный змей на знамени пророчествовал о распятии Христа на кресте: Сам Христос сказал: «как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:11–15 ). Если взиравший с верой на змия на знамени получал исцеление, то не тем ли более получит исцеление всякий, взирающей на крест Христов с верою в Избавителя? Животворящая сила креста Христова, действительно, воскресила мертвеца в первое крестовоздвижение. Вещественную святыню должно чествовать, посему и с крестом Христовым должно обходиться как с предметом священным: В Ветхом Завете к священным предметам относились благоговейно, тем более должно относиться благоговейно к новозаветному кресту. Пророчество о почитании Креста: «Слава Ливанова придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр (то есть, три дерева, из которых был сделан крест), чтобы украсить место святилища Моего, – и Я прославлю подножие ног Моих» ( Ис.60:13 ). «Благословенно дерево, через которое бывает правда!» ( Прем.14:7 ). Вещественной святыне праведники поклонялись, посему и кресту можно поклоняться: «поклонюсь святому храму Твоему», говорит пророк Давид ( Пс.5:8 ). «поклоняюсь пред святым храмом Твоим» ( Пс.137:2 ). Моисей и Аарон перед скинией «пали на лица свои» ( Чис.20:6 ). Иисус Навин «пал лицом своим на землю перед ковчегом» ( Нав.7:6 ). Благочестивый Езекия «сказал Иуде и Иерусалиму: пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме» ( 4Цар.18:22 ; Ис.36:7 ). В Ветхом Завете пророчествовалось о поклонении кресту: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его» ( Пс.131:7 ). Ветхозаветное пророчество о поклонении кресту признавал и ап. Павел: " Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего» ( Евр.11:21 ). Иаков, значит, верил, что Господь избавит людей чрез крест, и пророчески поклонился кресту. Крест Христов почитается христианами с первых дней Христианства. Христиане изображали святой крест в своих подземных храмах-катакомбах и эти изображения остались доныне. Ненавидели крест исключительно жиды и все христоненавистники. Сектантов должно спрашивать: зачем подражаете христоненавистникам и жидам, отвергая святой и животворящий крест Господень? Зачем подражаете диаволу ненавистью ко кресту Христову? Неужели не понимаете, что горько восплачете и возрыдаете, когда явится перед Вторым пришествием знамение Сына Человеческого, т.е. святой крест на небе? Разбор возражений сектантов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Общая идея иконографии «Н. К.» - прославление Пресв. Богородицы, послужившей великой тайне Боговоплощения. Одним из главных смысловых акцентов является также Божественное достоинство Младенца Христа. Младенец, сидящий на руках Матери, есть Сын Божий, Господь, владычествующий над ангелами, и Мессия, о Котором говорили пророки. Важное место в данной иконографии также занимают темы мироустройства и грядущего конца времен. Т. о., икона Божией Матери «Н. К.» является одним из типичных богословско-дидактических сюжетов, отличающихся широким охватом событий священной истории и подробным раскрытием темы Божественного домостроительства. Иконография «Н. К.» обладает большой вариативностью: ни одна из икон XVI в. не повторяет другую, они различаются как трактовкой ключевых элементов композиции, так и деталями. Основу изображения составляет образ Богоматери с Младенцем на фоне звезды, образованной 2 ромбами. Голова Пресв. Богородицы повернута к правому плечу, что связывает центральную часть композиции с окружающими изображениями. Типологически образ Божией Матери с Младенцем имеет в основе такие варианты «Одигитрии», как Тихвинская и Грузинская иконы Божией Матери. На большинстве икон мафорий Богоматери имеет традиц. вишневый цвет, но украшен облачным рисунком - так подчеркивается сравнение Богоматери с небом или облаком (напр., Ис 19. 1). На иконе из Ростова Великого мафорий синего цвета, по его краю идет текст: «Что Тя наречем, Обрадованная; небо, яко воссияла еси Солнце Правды» (эти слова из богородична 1-го часа часто можно встретить на иконах данного сюжета). Цвет мафория иногда близок к алому, при этом облачные мотивы получают более эффектное живописное решение, что расширяет круг возможных ассоциаций (напр., с такими прообразами, как огненный и облачный столп, указующий путь избранному народу (Исх 13. 21, Пс 77. 14, Пс 104. 39), или покрытая облаком и осененная славой Господней Синайская гора (Исх 24. 15-17) (см. иконы: 60-х гг. XVI в., КБМЗ; 1604-1605, ЕМИИ). На отдельных иконах в изображении мафория находит отражение сравнение Богоматери с горящей Купиной, так, напр., на иконе из Успенской ц. на Апухтинке 2-й пол. XVI в. (ГТГ) и на иконе XVII в. (АМИИ) мафорий имеет зеленый цвет, хотя и сохраняет волнистый облачный рисунок; кроме того, на 1-й иконе на мафории показаны язычки огня.

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Рассмотренная паримия читается в праздник Рождества Христова потому, что событием Рождества Христова положено основание всемирному духовному царству, или Церкви Христовой, о чем идет речь в паримии; также потому, что рождение Христа от неискусобрачной Девы предызображено было отсечением камня от горы без содействия человеческих рук. II. Паримия в Великую субботу (Дан. III:1–88) В сей паримии содержится повествование о подвиге трех Иудейских отроков, не поклонившихся золотому истукану, поставленному Навуходоносором, и осужденных на сожжение в пещи. Дан.3:1 . В лето осмнадесятое Навуходоносор царь сотвори тело злато, высота его лактий шестьдесят и широта его лактий шести, и постави его на поле Деир, в стране Вавилонстей. Под осмнадцатым летом, в которое совершилось описываемое событие, разумеется лето царствования Навуходоносора и вместе лето взятия и разрушения Иерусалима и храма (Библейская история М. Богословского , хронология, стр. 11, изд. 1857). Златое тело, сотворенное Навуходоносором, иначе златосотворенный истукан, представляло: «а) или Бога истинного; но сам Навуходоносор отличает своего бога от Бога Израилева (16); или б) тело, виденное царем во сне, но которое он сделал все златым в знаменование своего величия в потомстве; или в) Вила – Вавилонское божество, или, всего вероятнее, г) самого Навуходоносора. Гордость и ласкательство могли его, как Александра Македонского, довести до того, что он возжелал божеской почести» (Филарета Библ. История, стр. 294, изд. 1866). Это самобоготворение царя Вавилонского имеет в виду пророк Исаия, когда влагает в его уста такую речь: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, буду подобен Вышнему ( Ис. 14:13–14 ). – Золотым назван поставленный истукан не потому, что весь сделан из золота, а потому, что был позолочен или покрыт золотыми листами. – Высота его была 60 лактей, широта 6 лактей. Лакоть – мера равняющаяся 12-ти вершкам. Стало быть истукан имел 45 аршин в высоту и 4 1/2 аршина в ширину. Судя по такой несоразмерности широты с высотою полагают, что в счет количества лактей в высоту входило и подножие истукана. – Поле Деир, где поставлен был истукан, было близ Вавилона и доселе удерживает тоже название (Нар-Дур). Оно лежит в осьми верстах от развалин Вавилона, к югу-востоку от него, в местности изрезанной сухими ложбинами древних каналов, когда-то распространявших плодородие во всех направлениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Священник Сергий Ульянов, магистр богословия, старший преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, в докладе «Хлеб печали (panis doloris) в экзегезе Пс. 127:2 блаженного Августина Иппонского» убедительно показал, что понимание данного образа является одним из ключевых условий для верного толкования псалма. Протоиерей Димитрий Симонов, настоятель храма апостолов Петра и Павла при Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга, в докладе «Актуальность чтения библейской пророческой литературы в организации просветительской работы на приходе (на примере опыта храма при РГПУ им. Герцена)» поделился методологическими и практическими наработками в области ведения приходского библейского кружка и общения со студентами на непростые темы, затрагиваемые в пророческих книгах и актуальные для молодежи. Четвертая секция конференции включала в себя пять докладов. В.В. Бельский, кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии, представил доклад «Феномен молчания перед Господом в книге Двенадцати», в котором коснулся темы невыразимого в пророческом служении — мистической встречи пророков с Богом. Диакон Иоанн Змиев, аспирант Московской духовной академии, преподаватель Перервинской духовной семинарии, в докладе «Мотив остатка в книгах пророков Амоса, Михея и Софонии» указал на значение данного мотива и его место в пророческих книгах и экзегетической литературе. Священник Алексий Сорокин, кандидат биологических наук, кандидат богословия, старший научный сотрудник Главного ботанического сада РАН, доцент Николо-Угрешской семинарии, в докладе «Кипарис и кедр и вместе певг (Ис. 60:13): проблема ботанической идентификации библейского " певга " » коснулся актуальной проблемы для библейских переводов — адекватности передачи ближневосточных фитонимов. Священник Сергий Шилов, магистр богословия, руководитель отдела дополнительного образования Николо-Угрешской духовной семинарии, в докладе «Проблема идентификации некоторых животных в книгах пророков Исайи и Софонии» указал на существующие расхождения при переводе различных представителей фауны и их интерпретацию в различных языковых культурах.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Эсхатологические темы, относящиеся к преображению каждого человека: • Прощение грехов (см. например: “Народу, живущему там, будут отпущены согрешения” Ис.33:24 . Также: 40:2; Иез.20:40-44; 43:7-9 ; Зах.13:1 ). • Способы и средства, которыми Господь обновит человеческий род (см. например: “И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни [жизни], ко благу своему и благу детей своих после них. И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня” Иер.32:39-40 . Также: Ис.30:20-21; 59:21 ). • Обновление человеческого рода (см. например: “Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки” Ис.35:5-6 . Также: Ис.33:24; 65:20 ; Иер.33:6; 50:5 ; Иез.16:60 ; Иоил.3:17 ). Темы, относящиеся к преображению природы: • Изобильное плодородие (см. например: “В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли — в величии и славе” Ис.4:2 . Также: Иоил.2:23; 3:17-18 ). • Обновленный мир без насилия в нем (см. например: “Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море” Ис.11:6-9 . Также: 65:25). • Новая земля (см. например: “Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать…” Ис.35:1-10 . Также Ис.65:17-18 ; Иез.47:1-12 ; Зах.14:4-8. 10 ). Большинство приведенных нами тем и пророчеств изначально имели значимость только в контексте современных им событий. В них не просматривалась эсхатологическая мессианская перспектива. Тем не менее, легко увидеть, что они вполне применимы и к событию Боговоплощения, а также связанному с ним преображению человека и всего мироздания.

http://azbyka.ru/apokalipsis/govorun-ser...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010