Следовательно, если в особо устроенном для молитвы здании не совершается жертва евхаристическая, то это не будет храм, а – молитвенный дом. Храм есть святыня 2 Господь сказал Моисею: «помажь им (миром) скинию собрания и ковчег откровения, и стол... и жертвенник... и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» ( Исх. 30:26–29 ). „Все священники, находившиеся там (в храме Соломона), освятились без различия отделов» ( 2Пар. 5:11 ). «Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя»... ( Ис. 64:11 ). «И узнают народы, что Я – Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них вовеки“ ( Иез. 37:28 ). „Что больше: золото или храм, освящающий золото... что больше: дар или жертвенник, освящающий дар?» (Мф. 23:17,19). Храм почитали: «И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои» ( Чис. 20:6 ). «Поклонюсь перед святым храмом Твоим» ( ). «Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел» ( 2Цар. 12:20 ). Пророчества о новозаветных храмах Бог через прор. Иезекииля сказал: «заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое навеки. И будет у них жилище Мое»... ( Иез. 37:26–28 ). Блаженный Феодорит так объясняет приведенное место: «пусть покажут нам иудеи или завет мирен, или завет вечен; но нет у них заветов этих, лишились они того и другого, а нам Владыка дал оба завета, ибо обетовал нам вечные блага и даровал нам примирение с Ним ( Еф. 2:14 )... Храм и ветхозаветное святое опустели... не только святые дома Божии, но и алтари Божии, дарованы всем человекам уверовавшим, не только из язычников, но из иудеев, и один тот же именуется Богом тех и других». 3 «В тот день Я восстановлю скинию Давидову, падшую, заделаю трещины в ней и разрешенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние» ( Ам. 9:17 ; сн. Деян. 15:16,17 ; Евр. 9:10 ). «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» ( Мал. 1:11 ). «Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» ( Ис. 56:7 ). Отношение Господа Иисуса Христа ко храму и Его учение о нем

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Армянский перевод Лекционария Грузинский перевод Лекционария 1. Чтение вечерни 2. Чтения литургии В-четвертых, в конце литургии грузинский перевод Лекционария, как и армянский, упоминает прокимен из Пс. 22 и Евангелие Мк.14:12–26 , но вне связи с шествием в Сионскую горницу. Вместо этого часть рукописей приводит указания о совершении чина умовения ног (с евангельским чтением Ин.13:3–30 ) 15 . Далее, в отличие от армянского, грузинский перевод иерусалимского Лекционария достаточно подробно описывает гимнографическое наполнение служб. В частности, за Божественной литургией Великого Четверга упомянут тропарь 4-го плагального (в русской традиции соответствует 8-му) гласа «Долготерпение Господне было явлено…», который пели дважды: в начале предварявшей литургию вечерни и перед самой литургией. Лекционарий отмечает, что Евангелие в этот день не предварялось аллилуиарием (вероятно, в знак скорбного характера дня). Тропарь на умовение рук на литургии 16 , 1-го гласа: «Днесь пророческое исполнилось проречение…» 17 ; тропарь на перенесение Даров 18 , 2-го гласа: «Агнец Божий, вземлющий грехи мира…»; тропари при Причащении, 3-го гласа: «Днесь Иисус подал ученикам Своим…» 19 и 2-го гласа: «Вечери Твоея Тайныя днесь…». В чине умовения ног пели ипакои 2-го плагального (6-го) гласа «Благословим Отца…» или 2-го гласа: «Во всем достоин Ты хвалы…» Наконец, грузинский перевод иерусалимского Лекционария содержит сведения не только о вечернем евхаристическом богослужении Великого Четверга, но и об утренней и дневной службах этого дня. В конце утрени здесь упомянуты тропарь 3-го плагального (7-го) гласа «Страшно впасть в руки Бога Живого…», прокимен из Пс.54 и евангельское чтение Лк. 22:1–6 – о сговоре Иуды с первосвященниками 20 . А днем, в 3-й час, предписано читать некие молитвы, а затем Пс.101, 103, 142 , прокимен из Пс.50 и чтения: Ис.1:16–20 ; Иез.36:25–36 ; Рим.6:3–10 ; Лк.15:1–10 . Все эти чтения напрямую не связаны с Великим Четвергом и посвящены теме раскаяния и прощения грехов. Сама служба предваряется в Лекционарии рубрикой: «В третий час кающиеся приводятся ко вратам церкви…», а в некоторых армянских памятниках 3-й час Великого Четверга озаглавлен как «чин покаяния», так что нет сомнений в том, что в практике древней Иерусалимской Церкви Великий Четверг был еще и днем принятия кающихся в церковное общение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Характерные особенности и темы Пророки были не только вдохновенными проповедниками Божественных посланий, они также разделяли с Господом Его глубокую печаль о разладившемся мире и заботу о Его народе, сбившемся с пути. В основе книги Аввакума скорее разговор с Богом и постоянное обращение к Нему (2,1.2; 3,2.16), нежели пророческая проповедь. Аввакум, с его горячим, страстным отношением к славе Бога Святого (1,12; 3,3), пережил глубокий духовный кризис из-за кажущегося безразличия Господа к духовному состоянию Его народа (1,2–4). Жизнь в противоречии заветом и отсутствие послушания не только подвергали опасности народ Божий, но и представляли собой оскорбление и отвержение Самого Господа завета. Поскольку лишь Божественное вмешательство могло коренным образом изменить эту ситуацию, Аввакум с настойчивостью и упорством, но, видимо, тщетно взывал к небесному Судье (1,2). В ответ Господь открыл ему, что орудием Его суда станут халдеи, как раз в это время появившиеся на исторической арене (1,6). Это лекарство выглядело даже хуже, чем сама болезнь, и еще более усилило мучительные переживания пророка (1,5–17). Как может Бог Святой, не терпящий зла (1,3–13), использовать для достижения Своих целей этот нечестивый народ?! Действительно ли Бог утвердит различие между добром и злом в конце истории? Аввакум, убежденный в том, что исторические события определяются не слепым роком, но живым Богом Израиля, с надеждой пребывал в ожидании, пока не получил ответа на свои мучительные вопросы (2,1). Последовавший ответ, или откровение Господа (букв.: «видение», 2,2.3), дал Его народу правильное понимание и надежду в отношении будущего. Это откровение не разрешает всех волнующих вопросов, но учит народ жить в соответствии заветом (2,3.4). Несмотря на неисповедимость путей Господних, воля Его остается неизменной и в высшей точке своего осуществления означает истинную жизнь для верных и праведных и горе и смерть для самонадеянных и надменных (2,4–19). Присутствие Господа в Его храме подтверждает Его власть над историей и дает уверенность в том, что в конце концов Его законная власть над всем миром будет повсеместно признана (2,14.20; Ис. 45,21–25 ; 1Кор. 15,28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Священное Писание дает множество примеров ходатайств и молений праведников об избавлении от грозящих стихийных бедствий: это праотец Авраам (Быт. 18:16–32), пророки Моисей (Исх. 9:29), Илия (3 Цар. 18:42–45 — ср.: Иак. 5:17–18), Иеремия (Иер. 14) и другие. Более того, через пророка Захарию Господь заповедует всем просить и Него «дождя во время благопотребное» (Зах. 10:1) и Сам укрощает бурю по просьбе Своих учеников (Мф. 8:23–27; Мк. 4:35–41; Лк. 8:22–25). Библейская традиция нашла свое продолжение в христианской богослужебной практике — со временем были созданы особые чинопоследования на случаи стихийных В нашей заметке приводятся примеры того, как чрезвычайные ситуации отражены в Священном Предании: иконография чрезвычайных ситуаций в наше время вполне востребована, ведь к немалому количеству катастроф природных добавились катастрофы техногенные. Современную цивилизацию в последние два десятилетия принято рассматривать уже как «цивилизацию риска»; техника дала человеку власть над природой, но при этом сделала его своим рабом. Вследствие этого катастрофы перестают быть единовременными событиями и превращаются в процессы, вызывающие в том числе и социальную дестабилизацию. Вспомним Чернобыльскую катастрофу 1986 года с её экономическими, социальными, политическими, демографическими и другими последствиями. Как тут не вспомнить грозное предупреждение Божие: Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши (Лев. 26:18)! Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия, являясь неким нарушением равновесия, гармонии созданного Богом мира, происходят или непосредственно по воле Божией (Лев. 26:3–4, 18; 2 Пар. 7:13; Пс. 103:32; 148:8; Иов. 37:6; Иер. 14:22), или по Его попущению (Ам. 3:22), что они бывают необходимы для вразумления грешников (Иез. 33:11; 2 Цар. 14:14; Иона 3:10; Откр. 3:19) и свидетельствуют о любви Божией к Его народу (Откр. 3:19; ср.: Притч. 3:12; Евр. 12:6–7). Они часто предшествуют или сопутствуют явлениям Бога (Ис. 29:6; ср.: Пс. 49:3; Ос. 6:3; 3 Езд. 3:19), а в эсхатологической перспективе предстают как подготовительные акты Божия Суда в конце времен (Лк. 21:11)

http://pravmir.ru/ikonografiya-chrezvych...

Вертоград Церкви Христовой имеет следующие знаки, коими от ложного, и Богом не насаждённого отличается: 1). Он ограждён стеною чистого слова Божия, врата его печатью благодати запечатленны, дабы не могло внити в онь всяко скверно. Скверна же, оскверняющая вертоград сей, есть развращённое учение, и не христианское житие. Сам Христос даёт сие преимущество Церкви Своей: вертоград, – говорит, – заключен сестра моя невеста, вертоград заключен, источник запечатлен ( Песн.4:12 ). 2) В вертограде сем находятся древа: (α) не гордящиеся высотою своею и плодами своими; но низкие, преклоняющие верхи свои долу, то есть человеки, успехи веры христианской, не своим силам, но благодати Божией приписующие. (β) Древа, основанные на Христе, по оному: будите во мне, и аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, таки и вы, аще во мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы же рождие ( Ин.15:4–5 ). (γ) Напоенные росою Духа, по оному обещанию: не бойся, рабе мой Иакове, и возлюбленный Израилю, егоже избрах. Яко аз дам воду в жажду ходящым в безводней, наложу Дух мой на семя твое и благословения моя на чада твоя, и прозябнут аки трава посреде воды и яко верба при воде текущей ( Ис.44:2–4 ). (δ) Богом взращённые, ибо взращать есть дело Божие, по уверению Божественного Апостола Павла: аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти: темже ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог ( 1Кор.3:6–7 ). 3) В вертограде сем великое множество плодов, и (α) познание Бога и Иисуса Христа, по оному: се же есть живот вечный, да знают тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Се есть истинное совершенство! еже бо знати тебе, – говорит премудрый, – всесовершена (есть) правда, и ведети державу твою, корень есть безсмертия ( Прем.15:3 ). Ревность по законе Моисеевом, хотя есть непорочность и приобретение; но в рассуждении познания Христа, есть тщета, как о себе самом говорит Павел: но убо вменяю вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса Господа моего, егоже ради всех отщетихся ( Флп.3:8 ), ( Гал.5:12 ). (β) Плоды Духа, кои суть: любы, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание. 4) Прозябения вертограда не суть чада плотские, но духовные, рождены от духа, духом ходят, и похоти плотские не совершают. Ибо рожденное от духа дух есть ( Ин.3:6 ). Плоть же и кровь царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует ( 1Кор.15:50 ). Да сему иначе и быть не должно. Ибо вера начинается в нас от слова Божия; а слово Божие, по уверению самого Христа, есть Дух: глаголы, яже аз глаголах вам, дух суть и живот суть ( Ин.6:63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

В канонических книгах Ветхого Завета Бог называется Отцом в общей сложности 15 раз ( Втор32:6 ; 2Цар.7:14 ; 1Пар.17:13; 22:10; 28:6 ; Пс.67:6; 88:27 ; Ис.63:16; 64:8 ; Иер.3:4, 19; 31:9 ; Мал.1:6; 2:10 ). Еще несколько случаев употребления имени «Отец» применительно к Богу мы находим в неканонических книгах ( Тов.13:4 ; Прем.14:3 ; Сир.23:1, 4; 3 Макк.6:2, 6). Имя «Отец» по отношению к Богу многократно употребляет Филон Александрийский и семь раз – Иосиф Флавий. Ориген , выдающийся знаток Священного Писания , провел специальное расследование, касающееся употребления слова «Отец» по отношению к Богу в Ветхом Завете. Своими выводами он делится с читателем на страницах трактата «О молитве»: Стоило бы расследовать тщательнее, есть ли в так называемом Ветхом Завете где-либо молитва , в которой Бога кто-нибудь называл бы Отцом, потому что поныне, несмотря на все наши изыскания, такой молитвы там мы не нашли. Мы не утверждаем того, что Бог не называется в Ветхом Завете Отцом или что считавшиеся за верных не называются там чадами Божиими; мы утверждаем только то, что нигде в Ветхом Завете мы не встречаемся с тем праводушным дерзновением, провозглашенным нашим Спасителем, которое уполномочивает нас в молитве называть Бога Отцом... Хотя Бог и называется [в Ветхом Завете] Отцом, а рожденные Богом через сообщение им слова веры – сынами Его, все-таки древние не были проникнуты сознанием постоянного и неизменного своего сыновства Богу 3 . Тертуллиан считает, что имя Бога Отца до пришествия в мир Христа не было известно: «Когда Моисей вопросил Бога, кто Он, то Он назвал Себя тогда другим именем. Имя Отца открылось для нас в Сыне Его, Который, по пришествии Своем, дал Богу новое имя, как Сам Он говорит: «открыл имя Твое человекам» ( Ин.17:6 ) 4 . В Новом Завете, напротив, имя «Отец» становится основным применительно к Богу: в этом отношении Новый Завет резко контрастирует с Ветхим. В Евангелиях Бог назван Отцом 174 раза, из них 109 раз у Иоанна, 44 у Матфея, 17 у Луки и 4 у Марка. В Евангелии от Матфея наибольшая концентрация употребления имени «Отец» применительно к Богу приходится на Нагорную проповедь: здесь оно встречается 17 раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Творения В своей автобиографии Б. Д. перечислил 40 сочинений, большая часть к-рых сохранилась. Все сочинения можно разделить на неск. групп: 1) экзегетические; 2) риторико-грамматические и натурфилософские; 3) исторические и агиографические; 4) поэтические сочинения и молитвы; 5) письма. Экзегетические В эту группу входят комментарии и гомилии. К комментариям на ВЗ относятся: «Hexaemeron sive In principium Genesis» (Шестоднев, или На начало книги Бытия; в 4 кн., между 725 и 731 - CCSL. 118А. P. VI-X), охватывает время до рождения Исаака и изгнания Измаила ; «De Tabernaculo» (О скинии; в 3 кн., после 729? - датировка, кроме указанной по др. источникам, по: Plummer С. On the Chronology of Bede " s Writings// Baedae Opera Historica. Vol. 1. P. CXLV-CLIX); «In primam partem Samuhelis Prophetae» (На первую книгу пророка Самуила; аллегорическое толкование, в 3 кн., 716); «In libros Regum quaestiones XXX» (30 вопросов на книги Царств; ок. 725); «De Templo Salomonis» (О Храме Соломоновом; в 2 кн., 716); «In Ezram et Neemiam prophetas» (На книги пророков Ездры и Неемии; аллегорическое толкование, в 3 кн., 725-731); «In librum Tobiae» (На книгу Товита); «In Parabolas Salomonis» (На Притчи Соломоновы; в 3 кн.); «In Cantica canticorum» (На Песнь Песней; аллегорическое толкование, в 7 кн.). В прологе кн. 1 Б. Д. опровергает пелагианские заблуждения оппонента блж. Августина Юлиана Экланского (V в.), также составившего комментарий к Песни Песней, в кн. 7 приводит собрание высказываний свт. Григория Великого относительно Песни Песней; «Super Canticum Habacum» (На песнь Аввакума). Отдельные вопросы ВЗ Б. Д. обсуждает в письмах 5, 6, 14 (об остановках сынов Израилевых в кн. Чисел) и 15 (на слова Ис 24. 22). Из комментариев на НЗ Б. Д. принадлежат толкования на Евангелия от Марка (в 6 кн., до 716) и Луки (в 6 кн., между 709 и 716; комментарии на Евангелия от Матфея и Иоанна считаются неподлинными); на кн. Деяний (в 2 кн., между 708 и 716). К ним присоединяется «Liber retractationes in Actus Apostolorum» (Пересмотренное толкование Деяний Апостольских; между 725 и 731?).

http://pravenc.ru/text/77776.html

10) «кто серебра своего не отдает в рост (под проценты. – О.С.)»; 11) «не принимает даров (взяток. – О.С.) против невинного» ( Пс.11:1–5 ). В кодексе пророка Исаии мы видим всего 6 выделений из Закона Божия, исполнение которых позволят «обитать на высотах», и глаза подобного праведника «увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную»: 1) «кто ходит в правде»; 2) «говорит истину»; 3) «презирает корысть от притеснения (не строит свой капитал на эксплуатации трудящихся, социально не притесняет их. – О.С.)»; 4) «удерживает руки свои от взяток»; 5) «затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии (то есть не злорадствует. – О.С.)»; 6) «закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла» ( Ис.15–17 ). В кодексе пророка Михея мы находим только 3 заповеди, исполнение которых – доброе угождение Господу. Михей задается вопросом: «“С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?”» ( Мих.6:6–7 ). Не находя окончательного решения проблемы искупления греха, он устанавливает для себя правило: 1) «действовать справедливо»; 2) «любить дела милосердия»; 3) «смиренномудренно ходить пред Богом». Пророк Амос уже не ищет ответа в Законе Бога, осознает невозможность его исполнения и выдвигает только один принцип: 1) «взыщите Меня и будете живы (найдите Господа, примиритесь с Ним и будете живы. – О.С.)» ( Ам.5:4 ). Наиболее приближенно к новозаветному учению выражает свое понимание спасения пророк Аввакум. Он надеется, подобно апостолу Павлу, на праведность от веры в Мессию (Христа); только Мессия в минуты разочарования и религиозного кризиса мог быть объектом веры и надежды для еврея. Пророк Аввакум предлагает одну заповедь (мицву): 1) «а праведный своею верою жив будет» ( Авв.2:4 ). Праведность от веры станет главной темой в проповеди апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; и на рабов Моих, и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» ( Деян.2:17–18 ). Только к верным и послушным сынам Церкви апостол писал: «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живёт в вас?» «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» ( 1Кор.3:16:6:19 ). «Ибо мы все одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:13 ). «Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова» ( Еф.4:7 ). Если Дух Святой действует в Церкви только чрез апостолов и их преемников и действует только в тех таинствах, которые совершаются ими как законно рукоположенными пастырями, то значит отделившиеся от Церкви самовольные пресвитеры и руководители еретичествующими общинами и сами не имеют на себе благодати Духа Святого, и другим не могут преподать её; поэтому и мнимые их священнодействия не имеют благодатной, спасительной силы, и никто из их общества не имеет на себе благодати. Напрасна их вера, тщетна их надежда, притворна любовь и бесплодны их дела, ибо они «остались без Христа, отпали от благодати» ( Гал.5:4 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о благодати Божией 1Кор.15:10 . «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Объяснение. Это говорит святой апостол Павел о себе, нам же грешным людям, нужно помнить, что благодать Божия хотя и даётся человеку даром, без всякой заслуги с его стороны: Тит.3:4–6 , но этим не отрицается необходимость таинств, через которые преподаётся членам Церкви благодать Божия и самостоятельность человека: Деян.19:1 ; Еф.3:2–3 ; Евр.10:29 . Когда человек постарается в таинствах свободно принять в себя благодать Божию: Откр.3:20 , тогда только она начинает производить в нём своё благодатное действие: Ин.14:23 ; Евр.3:7–8 . Человек может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2:66:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мк.2:5 .  Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Мк.2:6 .  Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: Мк.2:7 .  что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Здесь евангелист Марк прибавляет, что книжники сказали: «кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» У иудеев не предполагалось возможным, чтобы человеку, даже и праведному, Бог дал власть объявлять прощение грехов. Это может делать или Сам Бог , или особо уполномоченное от Бога лицо, например, Ангел ( Ис.6 ; Зах.3 ). Иоанн Креститель получил право совершать крещение во оставление грехов «с неба» ( Мк.11:31 ). Да притом книжники не верили и Иоанну. Мк.2:8 .  Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Христос, по замечанию Марка, узнал мысли книжников «Своим Духом». Пророки познавали тайное Духом Божиим, а не своим. Христос же всё узнавал Сам, по Своему Божескому всеведению. Мк.2:9 .  Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Здесь прибавлено к находящемуся в Евангелии Матфея ( Мф.9:5 ) выражение: «возьми свою постель». Мк.2:10 .  Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: Мк.2:11 .  тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Мк.2:12 .  Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали. Здесь евангелист Марк прибавляет, что исцеленный «вышел перед всеми». Он должен был показаться собравшемуся у дверей народу, чтобы засвидетельствовать о силе Христа. Затем, по словам евангелиста Марка, народ заявил, что ничего подобного доселе не видел. В самом деле, хотя Христос и прежде исцелял больных, но не отпускал при этом грехов, как было здесь. Мк.2:13 .  И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их. Мк.2:14 .  Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010