В сложившейся ситуации пророк более подробно описывает эти «преграды». В речи Господа, обращенной к «пастырям», т. е. к руководителям народа (Ис 56. 9-12), к группе «сыновей... блудницы» (57. 3-5), а также к Сиону (57. 6-13), обличаются социальные и культовые злодеяния народа, т. е. те самые «преграды», о к-рых идет речь в Ис 57. 14 и к-рые препятствуют спасению (ср.: 57. 15-21; 60-62). Пути их преодоления описаны также в Ис 58-59. Истинное благочестие не может сводиться к внешним знакам и правилам (напр., постам). «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (58. 6-7). Обличаются культовые преступления (стихи 13-14), правда и справедливость названы путем к спасению, к свету (ср.: 58. 8-12; 59. 9), Сам Господь выходит войной против Своих врагов (59. 15-21). В Ис 59. 21 о пророке и его потомках (ср.: 8. 16-18) говорится как о Рабе Господнем и посреднике в сообщении откровения. Новый раздел (Ис 60-62) начинается словами: «Восстань, светись, [в синодальном переводе добавлено - Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» (60. 1). То, что Господь обращается именно к Иерусалиму, следует из глав 49-54, где Иерусалим назван женой Господа, матерью Его детей. Этот свет, к-рый должен воссиять над Сионом, будет светить и всему миру, будет привлекать в Иерусалим народы и их царей (стихи 2-3). С ними придут «сыновья и дочери» Сиона, иудейская диаспора (стихи 4, 9), и в Иерусалим-Сион они принесут богатства народов (стихи 5-9). В стихах 10-22 эти идеи уточняются. Иноземцы, а не сыновья построят стены Иерусалима и будут заботиться о том, чтобы его ворота оставались открытыми, «чтобы приносимо было... достояние народов» (стихи 10-11); непокорные народы и цари погибнут (ст. 12); леса Ливана будут принесены для строительства храма (ст. 13; ср.: 6, 7б); сыновья угнетателей придут, чтобы поклониться Сиону (ст. 14; ср.: ст. 3); Господь обратит бесчестие Сиона в вечное величие, когда Израиль сможет «насыщаться молоком народов, и груди царские сосать» (Ис 60. 16). Сам Господь принесет золото и серебро и будет заботиться о том, чтобы народ Израиля жил в мире и правде (стихи 17-18). Он - тот Вечный Свет, Который делает ненужным свет солнца и луны (стихи 19-20); жители Сиона станут праведниками и унаследуют землю (ст. 21); народ умножится (ст. 22).

http://pravenc.ru/text/674802.html

«Очистил его от камней» – от больших камней, мелкий же камешек служит для закрепления лоз в почве. Башни в винограднике устраивались для того, чтобы сторож виноградника мог наблюдать оттуда за целостью лоз, которым мог повредить главным образом скот. «Точило» – собственно нижний чан, находившийся в земле, в который из верхнего чана, где мяли виноград, стекал виноградный сок. Виноград отборный – по евр. sorek (ассир. Sarka), т. е. преимущественно темно-красного цвета. «Дикие ягоды» – плохого качества ягоды. Ис.5:3 . И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рас­судите Меня с виноградником Мо­им. Ис.5:4 . Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он при­несет добрые грозды, он при­нес дикие ягоды? Ис.5:5 . Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Мо­им: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; раз­рушу стены его, и будет по­пираем, Ис.5:6 . и оставлю его в запусте­нии: не будут ни обрезы­вать, ни вскапы­вать его, – и зарастет он тернами и волчцами, и по­велю облакам не про­ли­вать на него дождя. Здесь говорит Возлюбленный, т. е. Всевышний. «Ограда» – (ст. 5) – невысокие каменные стенки вокруг виноградника в 1–2 аршина высоты. «Обрезывать» лозы (6 ст.) было необходимо для придания им большего плодородия. Почву виноградника несколько раз в год вскапывали для возвышения ее плодоносности. Ис.5:7 . Виноградник Го­с­по­да Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насажде­ние Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль. Притча, с какой Господь обращался в 3–6 ст. к Израилю, здесь разъясняется. «Вопль», т. е. слышны в народе вопли людей, обиженных людьми сильными. Ис.5:8–23 . За свои грехи и преступления иудеи будут строго наказаны. Пострадают те, кто посягает на чужие владения: их собственные земли будут опустошены и доход с них умалится. Люди, проводящие все свое время в наслаждениях, будут терпеть голод и жажду и в конце концов будут поглощены зияющей пастью преисподней. Рабы греха, нагло отрицающие бытие Промысла и неизбежность суда Божия над людьми, скоро на себе попытают тяжесть этого суда. Поплатятся за свои грехи и другие грешники.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

37 . Дабы и это было ясно для вас, вот какие слова от лица Отца сказаны вышеупомянутым пророком Исаией: «Вол знает владельца своего и осёл ясли господина своего; Израиль же не знает Меня, народ Мой не уразумел. Увы, народ грешный, народ, исполненный грехов, семя лукавое, сыны беззаконные, вы оставили Господа» ( Ис.1:3, 4 ). И ещё в другом месте тот же пророк говорит также от лица Отца: «Какой дом построите Мне, – говорит Господь. – Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих» ( Ис.66:1 ). И ещё в другом месте: «Новомесячий ваших и суббот ненавидит душа Моя, и великого дня поста и праздности не терплю. И когда придёте явиться Мне, не услышу вас, – руки ваши исполнены крови. И если принесёте Мне пшеничную муку, или курение, это – мерзость для Меня; тука овнов и крови волов не хочу. Ибо кто требовал этого от рук ваших ( Ис.1:11–15 ). Но разрушь всякий союз неправды, разорви сети насильственных договоров; прикрой бескровного и нагого, раздробляй алчущему хлеб твой» ( Ис.58:6 ). Теперь можете судить и о том, каково учение, которое предлагается пророками от лица Бога. 38 . Когда же говорит пророчественный Дух от лица Христова, так Он вещает: «Я простёр руки Мои к народу непослушному и прекословящему, к людям, которые ходят путём не добрым» ( Ис.45:2 ). И ещё: «Я отдал спину Мою на бичевание и ланиты Мои на заушение; лица Моего не отвратил от стыда заплеваний. И Господь был помощник Мой; посему Я не смутился, но положил лицо Своё, как твёрдый камень; Я знал, что не буду посрамлён, ибо близок оправдавший Меня» ( Ис.50:6 ). И опять говорит: «Они бросили жребий об одежде Моей и пронзили Мои ноги и руки. Я же почил и уснул, и потом восстал, ибо Господь поддержал Меня» ( Пс.21:16, 18 ). И опять говорит: «Говорили устами, кивали головою, говоря: пусть спасёт Самого Себя» ( Пс.21:8–9 ). Всё это сделано иудеями над Христом, как вы сами узнать можете. Ибо, когда Он был распят, они, шевеля губами и кивая головою, говорили: «Воскресивший мёртвых, пусть спасёт Самого Себя» ( Мф.27:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Глава 24 1–6. Опустошение земли и наказание ее обитателей за их нечестие. 7–13. Исчезновение с земли всякой радости. 14–18а. Праведные – спасены, виновные – наказаны. 18–20. Потрясение земли. 21–23. Наказание царей земных и воцарение Всевышнего Ис.24:1–6 . Пророк видит, как Господь опустошает землю и совершает Свой правый суд над всеми людьми без различия, потому что люди, населяющие землю, преступили вложенные в их сердца божественные повеления и осквернили себя всякими грехами. Ис.24:1 . Вот, Го­с­по­дь опустошает землю и делает ее бес­плодною; изменяет вид ее и рас­севает живущих на ней. Так как пророку будущее земли было открыто в видении, то ясно, что пророчество его не могло иметь строгой последовательности в изображении разных моментов будущего суда над землей, а равно также из него не видно, когда начнется этот суд, как и кем он будет произведен. Ясно только, что пророчество это имеет в виду последние времена мира и начинает собою ряд пророчеств об этих временах, которые (пророчества) заканчиваются 27 главой. «Делает ее бесплодною» – правильнее, опустошает, разоряет. «Вид», т. е. все существующие на ней города, укрепления и проч. Ис.24:2 . И что будет с народом, то и со священ­ником; что со слугою, то и с го­с­по­дином его; что со служанкою, то и с го­с­по­жею ее; что с по­купа­ю­щим, то и с про­да­ю­щим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с да­ю­щим в рост. Несмотря на различие в общественном положении, все люди будут подвергнуты наказанию от Бога. Ис.24:3 . Земля опустошена вконец и совершен­но раз­граблена, ибо Го­с­по­дь изрек слово сие. Ис.24:4 . Сетует, уныла земля; по­никла, уныла вселен­ная; по­никли воз­вышав­шиеся над народом земли. «Изрек слово сие» – т. е. так решил, повелел. «Возвышавшиеся над народом земли» – возможно правильнее, по Condamin " у, – небо вместе с землею погибнет! Ис.24:5 . И земля осквернена под живущими на ней, ибо они пре­ступили законы, изме­нили устав, нарушили вечный завет. «Преступили законы», т. е. данные всему человечеству предания ( Быт.9 и сл.) и голос своей совести ( Рим.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Дубы» в Васане (заиорданская область) отличались своей крепостью. «Башни» строили для наблюдения за приближением вражеских войск цари Озия и Иоафам; они же возводили стены Иерусалима ( 2Пар.26:9 ; 2Пар.27:3 ). «Корабли Фарсисские» – это большие морские суда, на которых можно было ездить в Фарсис (финикийская колония в Испании) и в другие отдаленные страны ( 3Цар.9:26–28 ). «Украшение» кораблей – дорогие вещи, которые доставлялись на кораблях в Палестину ( 3Цар.10:22 ). Озия, как известно ( 4Цар.14:22 ), завладел эланитской гаванью Чермного моря, которая потом при Ахазе опять была утрачена иудеями ( 4Цар.16:6 ). Ис.2:17 . И падет величие человеческое, и высокое людское унизит­ся; и один Го­с­по­дь будет высок в тот день, Ис.2:18 . и идолы совсем исчезнут. Ис.2:19 . И войдут люди в рас­селины скал и в про­пасти земли от страха Го­с­по­да и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Ис.2:20 . В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных сво­их идолов и золотых сво­их идолов, которых сделал себе для по­кло­не­ния им, Ис.2:21 . чтобы войти в ущелья скал и в рас­селины гор от страха Го­с­по­да и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Иудеи перестанут надеяться на помощь своих идолов и забросят их, или упрячут в темные норы, где живут нечистые кроты да летучие мыши (ср. Ам.4:3 ). Ис.2:22 . Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит? Нечего иудеям надеяться и на сильных людей, которые могут быстро потерять свою жизнь (или дыхание), как скоро Господь решит отнять у них эту жизнь. По мнению библеистов гл. 2–4 принадлежат к первым годам служения Исаии, потому что в них отражается именно характер этого времени. Вторая глава, представляет собой цельную и независимую пророческую речь (ее следовало бы начинать с 28 ст. 1-й гл.). Положение вещей, изображаемое с 6-го ст. 2-й гл., как нельзя лучше соответствует благополучному времени последних лет Озии, и большая часть толкователей относят эту речь к 740-му г. (год смерти царя Озии).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И если Господь в Евангелии от Иоанна говорит: «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога и егоже послал еси Иисус Христа» ( Ин.17:3 ), – то сей же Иоанн в другом месте называет Сына истинным Богом. Ибо говорит: «Вемы, яко Сын Божий прииде и дал есть нам разум, да познаем Бога истинного и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный» ( 1Ин. 5:20 ). Посему Сын – истинный Бог и прежде нежели соделался человеком, и после того, как стал Ходатаем Бога и человеков, человеком Иисус Христом. Сие значат слова: Егоже послал еси Иисус Xpicma, Который в единении со Отцем по духу, а с нами по плоти, и таким образом стал Ходатаем Бога и человеков. Один и тот же есть не просто человек, но и Бог, как говорит и Иеремия: «Сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку Своему, и Израилю возлюбленному от Него. Посем на земли явися и с человеки поживе»( Вар.3:36–38 ). Когда же поживе с человеки, не тогда ли, как подобно им родился от жены, был младенцем, возрастал, вкушал пищу? И в другом месте говорит Иеремия: «Глубоко сердце Ему паче всех, и человек есть, и кто познает Его» ( Иер.17:9 )? А подобно сему и Исаия говорит: «Яко Отроча родися нам, и Сын дадеся нам, егоже началство бысть на раме Его: и нарицается имя Его велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, князь мира, Отец будущаго века» ( Ис.9:6 ). И в другом месте: «...се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» ( Мф.1:23 ). Итак, родившийся от Девы и соделавшийся человеком от Богородицы Марии есть Бог . И еще в другом месте говорит Исаия: «...видехом Его, и не имяше вида, ни доброты» ( Ис.53:2 ). Ибо егоже видел он прежде в Божеском и преславном образе, сидящего на престоле высоком и превознесенном и славословимого серафимами, которые взывали: «Свят, свят, свят Господь Саваоф» ( Ис.6:3 ); а после сего видит Его приявшего зрак раба и в подобии человеческом. Потому говорит: «...видехом Его, и не имяше вида, ни доброты: но вид Его бесчестен, умален паче всех сынов человеческих: человек в язве сый, и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице Его, бесчестно бысть, и не вменися. Сей болезни нашя носит и о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труде, и в язве, и во озлоблении. Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша» ( Ис. 53:2–5 ). И в другом месте говорит о Нем: «...се, Бог наш суд воздает, и воздаст, Той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых» ( Ис.35:4–5 ). И еще в другом месте: «...не Ангел, ниже ходатай, но Сам Господь спасе нас» ( Ис. 63:9 ). А Давид говорит: «...мати Сион речет: человек и человек родися в нем: и Той основа и Вышний» ( Пс.86:5 ). Ибо Сей Человек, родившийся в Сионе, есть Сам Вышний, как говорит Давид в другом псалме: «...и да познают, яко имя Тебе Господь, Ты един Вышний по всей земли» ( Пс.82:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ис.31:5 . Как птицы – птенцов, так Го­с­по­дь Саваоф по­кроет Иерусалим, защитит и избавит, по­щадит и спасет. Господь один только может защитить евреев от ассириян. Он сойдет для этого на гору Сион (по русск. пер. за гору Сион – перевод неточный), где находились храм Господень и дворец царя, и на холм его или на другие пункты Иерусалима, где жили простые граждане. 39 «Как птицы птенцов» – перевод неточный. Правильнее перевести этот стих так: «как летающая птица, так Господь будет, защищая, властвовать над Иерусалимом». 40 . Образ заимствован от птицы, носящейся над гнездом своим, чтобы защитить оставшихся там птенцов своих, которым угрожает опасность. Ис.31:6 . Обратитесь к Тому, от Которого вы столько отпали, сыны Израиля! Но для того, чтобы удостоиться этой защиты Божией, иудеи должны исполнить одно важное условие – оставить идолов и обратиться к Всевышнему. Ис.31:7 . В тот день отбросит каждый человек сво­их серебряных идолов и золотых сво­их идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. Ис.31:8 . И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч по­требит его, – он избежит от меча, и юноши его будут податью. Ис.31:9 . И от страха про­бежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знаме­ни, говорит Го­с­по­дь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме. «В тот день» – выражение очень неопределенное. Пророк здесь вообще не различает отдельных моментов будущего времени и потому у него поражение ассирийцев и отречение иудеев от идолослужения представляются событиями современными, тогда как, на самом деле, и после избавления от ассириян иудеи увлекались идолопоклонством. «Отбросит». Евреи увидят, что надежда их на этих идолов была совершенно напрасна (ср. Ис.2:8, 20 ). «На грех». Идолопоклонство вело иудеев ко всякого рода грехам и преступлениям ( Ос.8:11 ). «Он избежит... меча» – возможно правильнее с евр. он побежит от меча (Божия). «Юноши» – по-евр. bachurim. Так назывались у евреев иногда воины, как люди особенно крепкие силами ( 2Цар.6:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пр. Исаия, предвозвещая власть и славу Мессии, называет Его Князем мира ( Ис.9:6 ), также Отроком, на Котором Дух Иеговы, но Который и трости уже надломленной не преломит и льна курящася не угасит (42:1–3). Мир, который водворится в царстве Мессии, пророк изображает в таких поразительных образах: И будет препоясанием чресл Его (Мессии) правда, и препоясанием бедр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда ( Ис.11:5–9 ). Он же изображает царство Мессии, как царство света и боговедения ( Ис.60:1–3; 11:9 ). Пр. Михей называет Мессию – великого царя до краев земли – миром, т. е. водворителем мира (5:3–5). Под вечною Его державою, по словам пророка, перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (4:3). Пр. Захария предъизображает Мессию – Царя над Сионом, – Царем кротким и спасающим, праведным, Который истребит колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушит бранный лук; и возвестит мир народам (9:9–10). Владычество Мессии над народами будет основано не на победах и завоеваниях ( Ос.1:7 ), а на свободной покорности Ему народов. К Нему обратятся язычники ( Ис.11:10 ), Он будет чаянием или желанием всех народов земных ( Агг.2:8 ), будет князем-пастырем ( Иез.34:23–24 ). О духовном характере царства Мессии свидетельствует изображение и наименование оного у пророков царством святых ( Дан.7:18, 27; 12:3 ; ср. Ис.4:2–3; 50:21 ). III. Предсказания пророков о происхождении Мессии по плоти касаются: рода, из которого Он произойдет, образа и места Его рождения, а также времени Его явления миру. По предсказаниям пророков, Мессия имел произойти от корене Иессеова, из рода Давидова. – И произойдет, говорит пр. Исаия, отрасль (βδος – прут, точнее с евр. – ветвь, отпрыск) из корня Иессеева (с евр. точнее – от усеченного дерева, собственно ствола, – предъуказание того униженного состояния, в котором род Давидов находился в год рождения Спасителя мира, сына Давидова), и ветвь произрастет от корня его; ипочиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится ( Ис.11:1–3 ; сн. 10 ст.). Пр. Иеремия называет Его отраслью Давида (23:5; 33:15). Пр. Иезекииль, возвещая в Мессии пастыря с владычественною властью князя в Израиле, называет Его Давидом ( Иез.34:23, 24 ), в смысле происхождения Его от Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

47 . Послушайте, что сказано пророчественным Духом и об опустошении земли иудейской. Его слова произнесены как бы от лица народа, удивляющегося тому, что совершилось. Они суть следующие: «Сион стал пуст, как пустыня сделался Иерусалим; проклят дом, святилище наше, и слава, которую благословили отцы наши, пожжена огнём и всё славное Его пало. И Ты терпел всё это и молчал, и смирил нас жестоко» ( Ис.64:10–12 ). А что Иерусалим опустошён, как предсказано, вам это известно. Об опустении его и о том, что никому из иудеев не позволено будет там жить, сказано пророком Исаией так: «Земля их пуста, враги их пожирают её в глазах их, и никто из них не будет жить в ней» ( Ис.1:7 ). И вы хорошо знаете, что наблюдается вами, чтобы никто не был в нём, и что смертная казнь определена тому иудею, который будет захвачен при входе в него. 48 . Послушайте, в каких словах было предсказано о Христе нашем, что Он будет исцелять всякие болезни и воскрешать мёртвых. Они суть следующие: «С пришествием Его хромой будет скакать, как олень, язык немых будет ясен, слепые прозрят, прокажённые очистятся и мёртвые воскреснут и будут ходить» ( Ис.35:4–6 ). А что Он это сделал, вы можете узнать из актов, составленных при Понтии Пилате. Каким образом предвозвещено пророчественным Духом и то, что Он умерщвлён будет вместе с уповающими на Него, послушайте, что сказано Исаией. Сказано так: «Вот как праведный погиб, и никто не принимает этого сердцем; и люди праведные истребляются, и никто не подумает о том. Праведный взят от лица неправды и его гроб будет в мире: он взят из среды нас» ( Ис.57:1–2 ). 49 . И опять послушайте, как сказано через того же Исаию, что не ожидавшие Его народы языческие поклонятся Ему, а иудеи, всегда ожидающие, не узнают Его, когда Он придёт. Слова эти сказаны как бы от лица самого Христа, и суть следующие: «Я был явлен тем, которые не спрашивали обо Мне, и найден теми, которые не искали Меня. Я сказал: вот Я у народов, которые не призывали имени Моего. Я простёр руки Мои к народу непослушному и прекословящему, к людям, которые ходили путём не добрым, но вслед грехов своих. Народ этот разгневляет Меня пред лицом Моим» ( Ис.65:1–3 ). И действительно, иудеи, имеющие в руках пророчества и всегда ожидавшие пришествия Христа, не узнали Его, и не только не узнали, но и отвергли, а язычники, никогда не слыхавшие о Христе дотоле, пока апостолы Его не пришли из Иерусалима, не возвестили о Нём и не сообщили пророчеств, – с радостью и верою отстали от идолов и предались через Христа нерождённому Богу. Что наперёд известны были те злословия, которые будут разглашать на исповедающих Христа, и как жалки те, которые хулят Его и почитают прекрасным соблюдать древние обряды. Послушайте, как в кратких словах сказано о том Исаией. Сказано так: «Горе тем, которые называют сладкое горьким, и горькое сладким» ( Ис.5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

«А вот на кого Я призрю, – говорит Господь устами пророка, – на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66,1; ср.: Пс.50: «жертва Богу дух сокрушен»). Но и эта жертва в воззрении пророка – не заслуга, не достоинство, а прямая обязанность, естественная необходимость, вытекающая из самой природы вещей, ибо человек есть черепок из черепков земных, а глина скажет ли горшечнику: «Что ты делаешь?» и твоё дело скажет ли о тебе: «У него нет рук» (Ис.45,3)? Поэтому-то и в слово закона пророк влагает одно только содержание и на нём настаивает как на основе Божественного союза; это содержание – идея нравственного обновления, призыв к внутреннему сердечному перерождению, к делам добра и истины, и понятно, что этот закон должен был быть начертанным не на каменных скрижалях только, а живыми, неизгладимыми буквами в сердце и духе каждого благочестивого израильтянина (Ис.1,10;16–17;2,3; Иер.7,21,23;11,2–5; Иезек.36,26–27; Ос.4,1,12,2,6; Mux.6,8; Зах.1,4;7,9–12;8,16–19; Мал.2,5–7). Выполнение этого закона есть то prius, которое необходимо для продолжения союза с Богом и по отношению к которому исполнение культа есть posterius, не имеющее ни малейшего значения при отсутствии prius. Выполнение жертвенного ритуала без стремления к Богу и нравственному совершенству, богослужебнообрядовая церемония без участия сердца – для пророка возмутительная невозможность, нарушение всех требований союза, невероятное противоречие идее царства Божия. «Беззаконник, закалающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам – то же, что молящийся идолу» (Ис.66,3). Только при выполнении нравственного закона, при нравственном перерождении, когда человек будет непосредственно научаем Богом (Ис.54,3), когда сердце каменное в человеческой груди заменено будет сердцем плотяным, чтобы ходить неуклонно в заповедях Божиих (Иез.36,26–27), тогда только жертва становится благоприятной и воскурение фимиама угодным в Его очах (Ис.40,16;60,7.3;66,20–23; Иер.31,12–14;33,17.18; Mux.4,13; Агг.2,9; Зах.14,20–21; Мал.3,4).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010