Крест Христов является для христиан величайшей святыней. Как икона, запечатлевающая образ Божий, напоминает нам о Боге, так святой Крест всегда свидетельствует о великом деле искупления, совершенном нашим Спасителем. Своей добровольной крестной смертью Господь совершил примирение человечества с Богом, искупил предварительный грех, отторгнувший человека от Бога: «Он (Христос) грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» ( 1Пет.2:24 ), «ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию Креста Его, и земное и небесное» ( Кол.1:19–20 ). Святой Крест есть жертвенник, на котором, в распятии плоти Своей, Христос принес Себя в жертву за наши грехи ( Рим.8:3 ). И если ветхозаветный жертвенник, на котором проливалась кровь животных, был «святыня великая» и все прикасавшееся к нему освящалось ( Исх.29:37 ), то неизмеримо более великой святыней является новозаветный жертвенник, освященный пролитой на нем Кровию Непорочного Агнца Христа. Принеся Себя в жертву за грехи человечества, Христос прославил Себя и Отца Своего: «смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» ( Флп.2:8–9 ). Крест является, таким образом, славой Господа и Спасителя нашего. Приняв крестные муки, Господь сошел в ад и победил смерть, победил диавола. Диавол надеялся при помощи креста погубить Господа, но Он Своею Крестной смертью лишил врага рода человеческого власти над людьми, и потому святой Крест явился победоносным оружием Христа в борьбе с искусителем. Каждый христианин, принимающий святое Крещение, сораспинается Христу, чтобы с ним и воскреснуть, чтит, прославляет, поклоняется Кресту, древу нашего спасения. Крест как знамя правды, знамя истины был предвозвещен еще в Ветхом Завете. «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины», – молил Бога царь Давид ( Пс.59:6 ); пророк Исаия предсказал, что Спаситель «поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, рассеяных иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис.11:12 ); «Благословенно дерево, – говорит премудрый Соломон, – через которое бывает правда» ( Прем.14:7 ). В Священном Писании мы находим много праобразов креста: Божие повеление евреям помазывать кровию пасхального агнца столбы и перекладины дверей для избавления от гибели ( Исх.12:7–13 ); распростертые руки Моисея, подающие израильтянам победу над Амаликом ( Исх.17:11–13 ); медный змий, по повелению Господа выставленный на знамени в пустыне и обезвреживающий гибельные укусы змей. О медном змие, как прообразе Креста, сказал Сам Спастель: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–15 ). Знамение Христово – Крест Его явится на небе перед кончиной мира: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе». ( Мф.24, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Храм наш совсем молодой, работы по благоустройству еще очень много, а прихожане в поселке – люди совсем небогатые. Так что, если кто сможет помочь, просим указывать имена для молитвы. Спаси Господи! Русская Православная Церковь Московская Патриархия Козельская епархия Приход в честь Богоявления Господня Название организации: Местная православная религиозная организация Приход в честь Богоявления Господня в городе Козельске Калужской епархии Русской Православной Церкви ИНН 4009007142 КПП 400901001 Расчетный счет 40703810822160101083 в отделении 8608 Сбербанка России г. Калуга К/С 30101810100000000612 БИК 042908612 Назначение платежа: добровольное пожертвование Можно просто перевести деньги на карту Сбербанка, номер карты: 4276 2200 1485 0138 – Денис Евгеньевич Куваев. Рейтинг: 9.8 Голосов: 3347 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Светлана 25 марта 2018, 00:08 Здравствуйте. Скажите пожалуйста как я могу переслать деньги на Храм? я живу в Украине. Спасибо большое) Людмила ис 15 февраля 2018, 22:58 Тёзке Людмиле: Наши дети - общая боль. " Все так живут! А вас - единицы " , - вот их ответ. В безбожное время ХХ в. с молоком матери они не впитали веру, которой у нас тогда не было и таких чудесных бабушек в белых платочках не оказалось рядом. Не переживайте. Верьте, что наши теплые (а не сердитые) материнские молитвы со дна моря их достанут. Не раздражающими словами, а молчаливой усердной молитвой мы сможем им помочь. Такая сила дана матери. ЛЮДМИЛА 11 февраля 2018, 09:46 НАМ ПРИМЕР С ТАКОЙ ЖЕНЩИНЫ БРАТЬ НАДО, К СОЖАЛЕНИЮ МОЛОДЕЖЬ У НАС НЕ ВЕРУЮЩАЯ СТАЛА,ЗАБЛУДИЛАСЬ НЕ ПОТОМУ ПУТИ ИДУТ,У МЕНЯ ТРОЕ ДЕТЕЙ,ТОЖЕ СТАРАЛАСЬ ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К БОГУ,НО ТАК КАК У БАБЫ РАИ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ,СУЕТНАЯ ЖИЗНЬ ПЕРЕСИЛИВАЕТ,БЕРИТЕ ПРИМЕР С ТАКИХ ЛЮДЕЙ ,НАС МАЛО ОСТАЛОСЬ.ВСЕХ С НАСТУПАЮЩИМ ВЕЛИКОГО ПОСТА!ХРАНИ ГОСПОДЬ ВСЕХ,И РУСЬ НАШУ! 7 февраля 2018, 06:59 Спаси Господи Ольге Рожнёвой за рассказ. Владимир Ликашин 29 января 2018, 23:15 Очень нужная и поучительно статья!! Образец для подражания. А вот как можно задать вопрос о взаимоотношениях пасты и священника? С уважением! Владимир.

http://pravoslavie.ru/109645.html

55. Не будем свирепее бессловесных животных, ибо у них все общее: и земля, и источники, и пастбища, и горы, и леса. О, человек, у нас одна общая природа и общее небо, солнце, луна, хор звезд, воздух, море, огонь, вода, жизнь, смерть, юность, старость, болезнь, здоровье, потребность пищи и одежды, а также общие духовные блага: священная Трапеза, Тело Господне, Честная Кровь Его, обетования Царствия, баня возрождения, очищения грехов. 56. Возрождение, усыновление Богу называется банею возрождения и обновления Святым Духом ( Тит. 3:5 ), просвещением ( Евр. 10:32 ), крещением ( Гал. 3:27 ), погребением ( Рим. 6,4 ), обрезанием нерукотворенным ( Кол. 2:11 ), крестом ( Рим. 6:6 ). 57. В видении апостола Петра плащаницы – земли, находящиеся в ней животные – язычники, а троекратное повторение – крещение. 58. Иудейское очищение – крещение – очищало телесные нечистоты, но не грехи совести. Иоанново крещение – среднее, увещевало переходить от порока к добродетели – сотворите же достойные плоды покаяния ( Лк. 3:8 ), но не сообщало благодатного прощения и даров Духа. Наше крещение – апостольское крещение. 59. Мы в крещении воскресли первым воскресением через отпущение грехов, а второе воскресение – воскресение тела. Первое воскресение гораздо важнее второго, так как важнее избавиться от грехов и жить, и тогда ждать воскресения тела. 60. Ангел сходил в купель Силоамскую и возмущал воду, и один исцелялся, а когда Сам Владыка Ангелов сошел в Иордан и возмутил воду, то исцелил всю вселенную – даровал первое воскресение. Таинство Крещения – это одно воскресение, где дается белая одежда и снимается ветхая. 61. Он облек меня в ризы спасения ( Ис. 61:10 ) – во Христа, в Его славу для Вечной Жизни на небесех, как говорится. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал. 3:27 ). 62. Милости Твои буду петь вечно (настоящего века – крещение, спасение), в род и род (то есть в настоящий век и будущий) возвещать истину Твою ( Пс. 88:2 ) – Спасителя Бога. 63. Приношение в Евхаристии, которое преподал Иисус ученикам, и которое совершали апостолы Петр и Павел, и которое совершают ныне священники, – то же самое, ибо освящение совершает Дух Святой. Все даруется по вере и благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Бог есть Свет и Свет высочайший, так что всякий другой свет, сколько бы ни казался сияющим, есть только слабый Его луч или рассеивающийся отблеск. Святитель Григорий Богослов ( 13, 146 ) . Как велик Бог ? Какая мера Его? Каков Он в сущности? Подобные вопросы опасны для вопрощающего и затруднительны для вопрошаемого. Лучшее обращение с ними молчание ( 7, 320 ) . Подлинно неизреченны и неописанны молниеносные блистания Божией красоты: ни слово не может выразить, ни слух вместить. Святитель Василий Великий ( 8,83 ) . Божество не есть что-либо представляемое в очертании. Напротив, Божеству свойственно быть везде, все проникать и ничем не ограничиваться. Святитель Григорий Нисский ( 21, 418 ) . Бог есть наивысшая красота, к Нему ты должен возводить ум и помыслы и не содержать в мысли ничего, кроме желания увидеть Его. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 236 ) . Бог – самодостаточен и не нуждается ни в чем человеческом и маловажном. Тем менее радуется Он недостойным прошениям, напротив, жертвой нечестивого, даже если это телец, гнушается, как псом, и даже если это ладан, оскорбляется, как богохульством ( Ис. 66, 3 ). Ценит же Он одну ту жертву, которую приносят Чистейшему чистые руки, высокий и очищенный ум. Святитель Григорий Богослов ( 113,110 ) . Сотворив мир, Господь не переменил места и не соединился с созданиями. Если же Он неограничен, то где, скажешь ты, находится Он: Отвечаю тебе: ищи Его не телесно, обрети Его мысленно. Ища духовно, ты найдешь Его неограниченным, а потому опять – нигде, ни внутри, ни вне, хотя и везде, во всем, бесстрастно, неслиянно, а потому вне всего, так как Он – прежде всего ( 59, 185 ) . Бог есть всякое благо, и вселяясь в душу, исполняет ее всяким благом, насколько это может вместить человеческое естество» ( 61, 134 ) . Вкуси бессмертной сладости, вдохни духовное миро и познай, что нет никого другого столь прекрасного, как Бог, или столь приятного, сладостного, или столь могущественного, премудрого, столь славного, или Такого, Который мог бы животворить, делать нетленным и бессмертным ( 61, 410 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

И еще вчера же вечером с женою сделал я размолвку и некоторую ссору из-за корзины с башмаками. И в сем каюсь от всей души. Что если бы не было очищения от Господа согрешений моих ежедневных и многократных, если бы не было милости мне от Господа? Какой я был бы несчастный, жалкий человек! В какой я был бы тесноте всякий день, в каком смятении (пути мирнаго не познаша [ Ис.59:8 ]), в каком мучении! Но ныне без числа милость Господня встречает меня всякий день! Господь милостию Своею очищает все беззакония мои, исцеляет все недуги мои, избавляет от нетления страстей живот мой, венчает меня милостию и щедротами [ Пс.102:3–4 ]. Слава Господу, бесконечно милостивому! Утреню служил Божиею милостию с ревностию Божиею, доброгласно в пении и возглашениях; в начале литургии, на проскомидии, враг убил было мою душу алчностию и завистию: просфиры были малы, хотя не очень, и я вознегодовал тайно на просфирницу, почувствовал к ней неприязнь за то, что она лукавит и неправедно обогащается чрез просфиры. Но потом укорил себя за пристрастие к хлебу, за тройное идолопоклонство, за отпадение от Бога и благодати Его, за раздвоение сердца, за безумие свое; сознал, что единое начало жизни – Бог, что, служа литургию, я должен быть весь духовен, весь горний и забывать о хлебе земном в виду хлеба небесного – Тела и Крови Христа Бога, имеющих совершиться на престоле и напитать меня, что служа литургию, я должен вперить сердечный взор в вечную жизнь, так как она есть приуготовление к вечной жизни и предобручение ее. После этого я Господом чудно был помилован, умиротворен, борение смертное прекратилось; я улучил свободу. Ветхозаветное всесожжение жертвенное образовало 171 крестное всесожжение в муках на кресте Господа славы, пострадавшего на кресте, и всесожжение Его благодатию, Его пречистою Кровию грехов наших. Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков в знамение всесожжения грехов их и грехов всех верующих в Иисуса Христа, кающихся и в знамение воспламенения любовию к Богу и ближним душ верующих. Мы ощущаем, как благодать Духа Святого попаляет все грехи наши. Якоже огнь да будет ми Тело Твое святое и честная Кровь, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние 172 . Попали огнем невещественным грехи моя 173 , говорится в каноне к причащению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Когда у меня не получается евангельская проповедь, я не расстраиваюсь, но черпаю вдохновение у отца Даниила. Всегда стараюсь следовать его наставлениям, стоять в положении человека, у которого в руках Истина. Ведь наша сила во Христе Спасителе. Враг никогда не сможет победить смиренного последователя Христа, если тот в молитвенном духе ходит с Господом. Сам Бог пообещал, что «если враг придёт как река, дуновение Господа прогонит его» (Ис 59:19). Мне бы хотелось нести тот свет Евангелия, который я некогда сам увидел через священномученика Даниила Сысоева, своим братьям по крови Мне бы хотелось нести тот свет Евангелия, который я некогда сам увидел через священномученика Даниила Сысоева, своим братьям по крови. Я мечтаю, чтобы Армянская Православная Церковь была в лоне Единой святой соборной Церкви. К сожалению, есть историческо­богословские причины, которые отделяют Армянскую Апостольскую Церковь от единства с другими Поместными Православными Церквями. В связи с этим, у нас нет и евхаристического общения на протяжении полутора тысяч лет, что является печальным доказательством нашей разобщенности. Нужен серьезный богословский диалог между представителями Православных Поместных Церквей и ААЦ. Надеюсь, что когда-нибудь Армянская Апостольская Церковь во главе со святым Григорием Просветителем будет снова в единстве веры, любви и благочестия со всей полнотой Поместных Православных Церквей, снова станет живой частью Единой Святой и Соборной Апостольской Церкви. Милостью Божией число православных армян в последнее время увеличивается, благодаря проповеди Евангелия. Я не могу передать, насколько я рад тому, что появляются настоящие православные армяне и армянки. Наш народ жаждет слова Божиего, и насытиться им можно только через Священное Писание и Предание Православной Церкви. Рейтинг: 9.9 Голосов: 300 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Леонид 22 ноября 2019, 00:13 В память вечную.будет праведник. Мэздэгу-Адыгэ 29 марта 2015, 20:39 Поезжайте в Моздок, и там вы увидите много Кабардинцев Православных Христиан, около 15 тыс.чел.! Которые исповедуют Христианство с 5-6 века.Я сам из их числа))) И все старые Адыгские обычаи традиции сохранились именно в Моздоке))) По всей России около 50 тыс. Адыгов Христиан.

http://pravoslavie.ru/75288.html

Скованность человека пределами материальной “темницы духа” выражена Платоном также и в диалоге “Федон”, в мифе о двух землях — нашей, человеческой, и вышней, небесной; согласно мифу люди, подобно лягушкам вокруг болота, обитают в глубоких впадинах, в изъеденных морской солью земных расселинах, не догадываясь, что есть иные, истинные небо и земля. Пока же человек способен обрести “лишь растрескавшиеся скалы, песок, нескончаемый ил и грязь…” 4 . Такой взгляд на окружающую действительность породил античное неприятие образа материального существования на этой “низшей земле”, вызвав презрительное отношение даже к драгоценному дару жизни. Лишь при таком взгляде на мир могли появиться написанные Эврипидом строки: “Нужно нам собираться И плакать, когда ребенок родится, видя его вступающим в цикл страданий. А когда он умрет и от тяжких трудов успокоится, следует радоваться и нести на костер из дома среди радостных поздравлений” 5 . Платон не одинок в его трактовке образа “пещеры”. В “Прикованном Прометее” Эсхила также встречается схожий с платоновским символ “темницы-пещеры”. Здесь описывается безрадостная жизнь жалких человеческих существ, наподобие проворных муравьев обитающих в глубинах бессолнечных пещер, они глядя, не видят, слушая, не слышат, а жизнь их подобна образам сновидений 6 . У Эмпедокла также можно встретить слова о том, что родившись в этом мир, “мы пришли в… скрытую пещеру” 7 . О том же пишет и Прокл: “Древние называли космос пещерой…” 8 . От примеров античного философского символизма обратимся к их параллелям в христианской традиции, которые мы находим не только в писаниях Святых Отцов, но и гораздо ранее — на страницах Ветхого Завета. Так, в книге пророка Исаии читаем: “Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, — озарения, и ходим во мраке. Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми — как мертвые. Все мы ревем, как медведи, и стонем, как голуби; ожидаем суда, и нет его, — спасения, но оно далеко от нас. Ибо преступления наши многочисленны перед Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас…” (Ис 59:1–2,9–12). Здесь пророк говорит о той же тьме неведения Истины, о которой учил и Платон, подразумевает ту духовную слепоту, в которой пребывал по своим грехам богоизбранный народ, а вместе с ним — и все человечество. Люди ветхозаветной эпохи жаждали спасения, избавления от тьмы отчаяния, но спасение отстояло еще очень далеко от живших в рабстве первородному греху. Об этом состоянии много позднее ярко скажет преподобный Максим Исповедник: “Живущие скотоподобной и чувственной жизнью… блуждая во мраке века сего, обеими руками ощупывают (свое) неведение Бога” 9 .

http://pravmir.ru/obraz-peshheryi-v-anti...

Повторяет, с некоторым распространением, мысль 10-го стиха. В обоих этих стихах останавливает на себе внимание одна мелкая, но характерная деталь: везде, где говорится о пришествии народов в Сион и поклонении ему, называется не первое их поколение, а второе – «сыновья», или потомки. Очевидно, что молодое, юное поколение, как менее своих отцов закосневшее в старых заблуждениях, легче шло навстречу новой, христианской проповеди и лучше ей внимало. Недаром и Сам Господь укорял современных Ему иудеев, между прочим, и тем, что «сыновья ваши... будут вам судьями» ( Мф.12:27 ). Ис.60:15 . Вместо того, что ты был оставлен и не­на­видим, так что никто не про­ходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Ис.60:16 . Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Го­с­по­дь – Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев. Ис.60:17 . Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и по­ставлю правителем тво­им мир и надзирателями тво­ими – правду. С 15 по 17 ст. четвертый отдел пророчественной поэмы, рисующей картины внешнего благополучия и внутреннего благоустройства Сиона. Картины эти построены на антитезе, т. е. противопоставлении прежнего тяжелого и бедственного, во всех отношениях, положения – новому, славному, радостному и счастливому. Если, в материальном отношении, прежде Израиль страдал от всеобщего презрения народов, то теперь, наоборот, он станет предметом общего почитания не только у народов, но даже и у их царей ( «груди царские сосать будешь» – 16 ст.). Если прежде предметами торговли Сиона были простые и грубые произведения природы: железо, дерево и камни, то их место займут теперь более дорогие и ценные предметы: медь, серебро и золото. Подобная же коренная перемена к лучшему произойдет и в сфере нравственно-общественных отношений. Если прежде у народа Божия царили насилие и ложь ( Ис.59:8, 14–15 ), то теперь у него водворится «мир и...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

23 . Бедный ( народ израильский горит в огне постигшего бедствия ( возгараетс – по прямому значению евр. ; ср. Пс.7:14 ; Авд.18 =сирск., вульг., Ак., Сими. и бл. Иерон.), т. е. тяжко страдает от насилия и жестокостей (русск.: преследования=халд.; ср. Ис.42:25; 47:14 ; 1Петр.4:12 ) высокомерных врагов своих, подвергаясь бедствиям и ужасам войны. Древние восточные войны обыкновенно отличались крайнею жестокостью. Города и селения неприятельской страны подвергались разграблению, разрушению и опустошению; все имевшее цену в глазах неприятеля или расхищалось ими, или истреблялось; плодовые деревья вырубались и сжигались; поля закидывались камнями и посыпались солью; источники и потоки зарывались, и вся страна превращалась в бесплодную пустыню ( Втор.20:19 ; Суд.6:3–5; 9:45 ; 4Ц.3:19 и 25; Ис.14:17 и 23; 16:7–10 и др.). Самих побеждённых уводили из родной земли, продавали и обращали в рабство, подвергали всевозможным насилиям и истязаниям, уродовали, умерщвляли, истребляя иногда поголовно целые города и не давая пощады ни женщинам, ни грудным детям, и даже зверски разрубая утробы беременных матерей ( Суд.1:6; 8:7 и 16; 9:44; 2Ц. 12:31; 4Ц. 8:12; 15:16; 2Пар.25:12 ; Пс.136:9 ; Ис.13:15–16 и 18; Иоил.3:5–8 и др.). Подобные опустошения и жестокости неприятельского набега на израильский народ и разумеются в словах псалмопевца под возгоранием нищего и ухищрениями врагов его. Враги эти, вероятно, были идумеи, которые и впоследствии известны были своим высокомерием и гордостью и набеги которых отличались наибольшею жестокостью ( Иер.49:16 ; Иез.35:11–13; 25:12 ; Ам.1:11 ; Авд. 3 ), почему Идумея из всех соседних с Иудеей языческих стран по преимуществу называлась областью нечестивою ( Мал.1:4 ). О страшной опустошительности набега их во времена Давида можно судить уже по глубоко скорбному характеру относящихся к этому несчастному событию псалмов 59 и 43, с которыми близко сходится и 2-я половина изъясняемого 9-го Пс., а также из того, что, по свидетельству истории (3Ц.11:15), после этого набега потребовалось отправить в подвергшуюся ему страну целое войско для погребения убитых.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Трансцендентность Бога подчеркивается и в рассказе об удалении с земли Шехины: согласно 3 Енох 5. 1-14, после грехопадения и изгнания Адама из рая, Шехина оставалась на земле, пребывая на херувиме под древом жизни в раю, однако со времени поколения Еноса , сына Сифа (ср.: Быт 4. 26), когда, согласно раввинистическим воззрениям, началось идолопоклонство (Вавилонский Талмуд. Шаббат 118b; мидраш Берешит Рабба 23. 6 сл.), она находится на высочайшем уровне небес. По-видимому, Шехина восседает на Престоле Славы, хотя автор стремится избежать явного ответа на этот вопрос (3 Енох 18. 19, 24; 22. 13, 16; 24. 15; 28. 2; 37. 1; 39. 1). Описания Шехины как яркого света и сияющего облака сходны с описанием присутствия Славы Божией в скинии и храме (3 Цар 8. 10; Лев 16. 2; ср.: мидраш Бемидбар Рабба 12. 4; Шир ха-Ширим Рабба 3. 8). Ангелология В Е. т. к. представлено неск. различных описаний ангельской иерархии (3 Енох 17; 18; 19-22; 25. 1-28. 6). Выделяются обыкновенные ангелы, колеса Меркавы, небесные животные, орлы Меркавы (ср.: Иез 1. 10; 10. 14), херувимы, офаннимы и серафимы, стражи и святые (3 Енох 19-22; 25. 1-28. 6). Кроме того, упоминаются хашмаллимы и шинанимы (гл. 7), элимы, эрелимы и тафсаримы (3 Енох 14. 1), элохим (3 Енох 14b. 1). В Е. т. к. проявляется большой интерес к именам ангелов, причем часть их взята из Библии (напр., Михаил и Гавриил) или образована по аналогии с ними: обычно это теофорные имена, иногда с аллюзией на к.-л. функцию ангела (напр., Баракиэль в 3 Енох 14. 4), или образованные с использованием принципа буквенной гематрии (символического значения букв) (напр., Азбога) или с помощью лексических заимствований из др. языков. В целом Е. т. к. разделяет раввинистическую идею о том, что ангелы являются огненными субстанциями (главы 7, 15). Высшие ангелы иногда изображаются в виде воинов, вооруженных мечом и луком (3 Енох 22. 6). Ангелы-служители, подобно людям, имеют дух, душу и тело (3 Енох 47. 1-3). Среди наиболее важных ангелов в Е. т. к. называются князь Божественного присутствия Метатрон, т. е. ангел, служащий непосредственно в Присутствии Божием (3 Енох 8. 1; 48с. 7; ср.: Ис 63. 9); князь Торы или князь Разумения, т. е. ангел, помогающий правильно понимать закон, в особенности его мистические аспекты, и не позволяющий забыть то, что было изучено (3 Енох 48d. 4; ср.: 3 Енох 10. 5); 7 князей, управляющих 7 небесами (3 Енох 17. 1-3); князья, управляющие солнцем, луной и звездами (3 Енох 17. 4-7); князья царств, т. е. ангелы, назначенные для каждого народа земли, к-рые ходатайствуют за него перед небесным Судом (3 Енох 17. 8; 30. 2; ср.: Дан 10. 20-21; 1 Енох 89. 59); князь мира, т. е. ангел, отвечающий за мир в целом (3 Енох 30. 2; 38. 3); стражи врат - ангелы, охраняющие входы в небесные дворцы (3 Енох 18. 3).

http://pravenc.ru/text/189991.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010