«Зарю» – в надписании Голгофского Псалма 21 (22) находим: «о лани [на] заре». «Лань» – образ Христа, порождающего души в вечную жизнь; «заря» шахар входит в имя диавола: хелел бен– шахар – «Блистающий сын зари» ( Ис.14:12 ). «Сын зари» был побежден «зарей» Воскресения Христа. «Пробужу зарю» – Воскресение произошло в предзаревой утренний час 316 . Короткий Псалом 57 (58) почти целиком посвящен обличению «сынов человеческих» и тех, кто предался диаволу. Пс.57:2             Верно ли, что безмолвие правды вы изрекаете,                         прямое судите, сыны человеческие? " Безмолвие 317 правды» – немоту правды. В мире человеческой несправедливости правда как бы онемела: люди заставляют правду онеметь. Если среди вас такие, кто безмолвную правду выскажет? 318 «Верно ли что?» – Что есть среди вас такие, кто правду выскажет, судит прямо? Ответ: «исчезли верные среди сынов человеческих» ( Пс.12 /11:2). Пс.57:3             Даже в сердце беззаконие 319 делаете на земле,                         злодеяние 320 рук ваших взвешиваете. «В сердце беззаконие делаете» – это искренне преданные, те, кто «возлюбил злое больше, чем доброе» ( Пс.52 /51:5). «Злодеяния взвешиваете» 321 – кто кого превзойдет: какова борьба тщеславий, борьба за власть, состязание в богатстве… От этого предостерегал Давид: «не ревнуй делающим беззаконие» ( Пс.37 /36:1), конца этой борьбе нет. Пс.57:4             Нечестивые чужими стали от утробы, заблуждаются,                         от чрева говорят ложь. «Чужими стали от утробы» – можно понять: «покинули утробу» (МЛ) и уже заблудились. Раши: «еще находясь в утробе матери, стали чужими» Богу. Но как может – заблуждаться младенец и говорить ложь, кто еще бессловесен? Давид говорит: «от чрева матери моей – Бог мой Ты» ( Пс.22 /21:11). Пророку Иеремии сказал Господь: «прежде чем Я слепил тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде чем Ты вышел из утробы, Я освятил тебя» ( Иер.1:5 ). А фараону сказал: «ради того Я поставил тебя – ради [того, чтобы] явить тебе силу Мою, и чтобы объяснить имя Мое по всей земле» ( Исх.9:16 ; Рим.9:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

– Или вот апостол Павел в первом послании к Коринфянам пишет, – продолжал пресвитер, как бы и не слушая объяснений Игната Петровича, – брашно нас не поставляет пред Богом ( 1Кор.8:8 ), т. е. пища, какая бы она ни была, постная или скоромная, не приближает нас к Богу, значит, для чего же и поститься, когда и скоромное не грех употреблять? – Что ты, Абрам Титыч, Бог с тобой, да мог ли апостол учить несоблюдению постов, когда сам он много и часто постился, в пощениих многаши был я, – пишет он о себе ( 2Кор.2:27 ). Нет, в 8 главе первого послания к Коринфянам святой апостол Павел совсем не о постах говорит, а о пище, окропленной идоложертвенной кровью, в каком виде язычники и продавали ее на рынках, с целью осквернить христиан. При этом нужно сказать тебе еще вот что. Наша святая православная церковь заповедует пост совсем не потому, что одна пища, например, скоромная, оскверняет нас, а другая, – постная освящает, приближает к Богу, но потому, что воздержание от скоромной пищи в известное время и умеренное употребление постной служит пособием для того, чтобы ослабить наши плотские страсти, всякие греховные пожелания и помыслы. Видишь, пользу-то нам, значит, приносит не сам по себе пост. Потому-то еще в Ветхом завете Бог осуждал иудеев за то, что они соблюдали только один пост наружный, без внутреннего, т. е. без исправления своего сердца. Не сицеваго поста Аз избрах, и дне, еже смирити человеку душу свою: ниже аще слячеши яко серп выю твою, и вретище и пепел постелеши, ниже тако наречете пост приятен, – говорил Он через пророка. Нет, пост спасительный, и, следовательно, угодный Богу, должен состоять вот в чем, как говорит Господь: разрешай всякий союз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний… Раздробляй алчущим хлеб твой и нищия бескровныя введи в дом твой: аще видиши нага, одей ( Ис.58:5–7 ). Пример такого поста представляют нам Ниневитяне, которые были помилованы не за то только, что они постились, но за то, что они воздержались от злых дел. И заповедаша (мужие ниневийстии) пост…, и виде Бог дела их, яко обратишася от путей своих лукавых: и раскаялся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори ( Ион.3,5,10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kolchev...

   О трех Божеских Лицах в Ветхом Завете говорится:    1) в Книге Бытия (Быт.1:26) — что Бог, желая сотворить человека, сказал во множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему»;    2) пророк Исаия отмечает песню Ангелов: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис.6:3).     57. Какие имеются главные свидетельства Нового Завета о трех Божеских Лицах?    Главные свидетельства Нового Завета о трех Божеских Лицах следующие:    1) при крещении Господа Иисуса Христа Бог Отец свидетельствовал о Сыне Своем словами: «Ты Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой появился в виде голубя, что и является доказательством троичности Божией (Мк.1:11; Лк.3:21—22);    2) в Евангелии от св. Матфея приведены слова Иисуса Христа, сказанные апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19);    3) в Первом послании св. Иоанна сказано: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (1Ин.5:7).     Пояснение:    Второе Лицо Божества, Бог Сын, в Священном Писании часто именуется Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Или же: «И Слово стало плотию и обитало с нами... и мы видели славу Его, славу, как Единороднаго от Отца» (Ин.1:14).     58. Каким общим именем поименованы три Лица Божества?    Три Лица Божества поименованы общим именем «Пресвятая Троица», или «Триипостасный Бог».     59. Нужна ли нам вера в три Лица Божества?    Вера в три Лица Божества нам крайне необходима, иначе Пресвятая Троица не открылась бы миру; а Бог открывает только то, что для спасения необходимо, а не то, что является лишним.     60. Кто учит веровать в Бога, но не в Пресвятую Троицу?    Веровать в Бога, но не в Пресвятую Троицу учат евреи и магометане.     61. Может быть христианином тот, кто не верует в три Лица Божества?    Кто не верует в три Лица Божества, тот не может быть христианином.     Пояснения:    I. Человеческий разум не постигает многих вещей ни в природе, ни во вселенной, а Бог, сотворивший вселенную и природу, гораздо больше природы; Он бесконечно возвышен над человеческим умом. В своем Послании к Римлянам апостол Павел пишет: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?» (Рим.11:33—34).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  Полные переводы Священного Писания Полный перевод Ветхого Завета Полные переводы Нового Завета Иоанникий Картанос А. Хаступис Максим Каллиуполитис Иларион Синаит архим. (Издан только НЗ) А. Паллис Н. Вамвас В. Веллас, Е. Антониадис, Алевизатос А., Г. Конидарис Х. Пацис (изд.) Псарудакис Н. (только Евангелие) 12 профессоров Афинского и Фессалоникийского университетов. 1997. С. Агуридис, П. Василиадис, ис И. Галан, Г. Галитис, И. Каравидопул, Б. Стойянос Г. Галитис, И. Каравидопул, П. Василиадис, И. Галанис  Н. И. Сотиропул  А. Деликостопул Дамаскин, еп. Велестинский Пространные святоотеческие толкования – это особый жанр, решительно выходящий за пределы перевода. Однако их тоже необходимо учитывать, поскольку в некоторых случаях они являются важнейшей предпосылкой для качественного перевода на новогреческий. Так, по оценке одного из известных греческих библеистов С. Саккоса, перевод Ф. Зографу отличается особым качеством в силу того, что оснащен подстрочными толкованиями, основывающимися на толкованиях св. Иоанна Златоуста: «Мы можем по этому переводу понять, от какого количества ошибок освобождает переводчика использование одного хорошего комментария» . Авторами-переводчиками переводов-парафраз Священного Писания являются: П. Трембелас, Н. Капсис и И. Колицарас. Приведем перечнь их трудов: Трембелас П. Новый Завет с кратким толкованием. Афины, 1952–1953, 26 1987, 31 1987 – Текст взят из его восьмитомного Комментария на Новый Завет [за исключением Апокалипсиса]. Афины, 1950 и дал. Капсис Н., Димитропулос П. (под руководством Луварис Н.) Новый Завет – Парафраз. Афины, 1960 (Священное Писание. Т. 3). – Перевод Капис (Мф. 1–24, 57), Димитропул (Мф. 24, 58–до конца). Колицарас И. Новый Завет. Текст–толковательный перевод. Т. 1–2. Афины, 1963, 15 1990. Колицарас И. ВЗ по тексту 70–толковательный перевод. Т. 1–5. Афины, 1970–1973. 2 1989. Колицарас И. Священное Писание. Ветхий и Новый Завет. Толковательный перевод. Т. 1–7. Афины, 1981. Самым известным и талантливым переводчиком-пересказчиком Священного Писания был известный богослов братства «Сотир» П.

http://bogoslov.ru/article/1453996

Заповедь пятая Если же время или место не позволяют спросить совета, человек сам должен рассудить о своем сомнении относительно уразумения воли Божественной: как поступить ему согласно с ней в предстоящем ему деле, и Бог не оставит молитвенного его желания во всем исполнять волю Божию и неожиданно разрешит его сомнение. Сомневающийся должен при этом вникнуть в предстоящее дело внимательно и обсудить обе или все его стороны, вызывающие сомнение; и в выборе одной из них принять во внимание, которая из них благоприятнее воле Божией, а которая ближе нашему плотскому вожделению или пристрастью. Обсудив все это беспристрастно, каждый обязан делать то, что более угодно Богу, хотя бы оно нашей воле было и нежелательно, а телесным влечениям и вовсе неугодно, ибо не доставляет им никакого удовольствия и отрады, а только – труд и утомление. Несмотря на это, мы должны последовать воле Божией, делать угодное Богу, а не то, что угодно нашему самолюбию и плотоугодию; эгоизм, гордость и плотские пожелания всегда зазорны и близки к нашему падению; противостоять им во всяком случае безопасно: Если ты удержишь ногу твою, говорит пророк Исаия, от исполнения прихотей твоих ради дня покоя Господня, то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли, говорит Господь (Ис. 58, 13–14). Приведем еще для пояснения практические советы. Для больного, страдающего желудком, будет самый лучший совет – не есть того, чего тебе очень хочется: оно не принесет тебе пользы, а больше повредит, например, свежие арбузы, дыни, огурцы, грибы, крепкие неразведенные напитки, холодная вода, молодые овощи и садовые недозревшие плоды – они возбуждают к излишнему употреблению пищи и тем самым отягчают пищеварение и причиняют вред не только больному, но иногда и здоровому человеку, хотя лакомиться ими бывает приятно. То же или подобное тому бывает и в нравственных наших поступках: чаще всего встречается, что мы увлекаемся тем, что приятно услаждает наши внешние чувства, чем можем блеснуть, чем можем гордиться пред людьми – словом, все мирское, временное нам желательно по плоти, но вредно для нашего внутреннего человека. Что излишне увлекает нашу волю к вещественному, кратковременному, то самое отвлекает дух наш от Божественного, вечного, а потому оно противно Богу, удаляет нас от Него и повергает в бездну зла. Итак, умертвите земные члены ваши (удерживайте влечения их к богопротивным делам и страстным пожеланиям): блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которое гнев Божий грядет на сынов противления (Кол. 3, 5–6). Поэтому не ходи вслед похотей твоих и воздерживайся от пожеланий твоих, – советует сын Сирахов (Сир. 18, 30). В недоумениях твоих обращайся к Богу с молитвой, да вразумит Он тебя о святой воле Своей в делах твоих.

http://pravoslavie.ru/94570.html

Не нужно удивляться, что именно в пост появляются скандалы, так как пост – это время, когда обнажаются глубины человеческого сердца. Не нужно удивляться, что именно в пост появляются скандалы, так как пост – это время, когда обнажаются глубины человеческого сердца, и необходимо трудиться ради сохранения мира с ближними. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). Недопустимо возноситься самому и уничижать других: тот, «кто не ест, не укоряй того, кто ест» (Рим. 14: 3). Нельзя поститься напоказ: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 16–18). Чтобы наш пост был угоден Господу, необходимо примириться со всеми и самим всех простить: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24). Пост – время делать добрые дела : «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: “вот Я!” Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис. 58: 6–11).

http://pravoslavie.ru/68916.html

На это указывая, и другой пророк говорил: " Якоже юница стрекалом стречема, разсвирепе Израиль " (Ос. 4:16); а другой называет народ иудейский " телцем ненаученным " (Иер. 31:18). А такие животные, будучи негодны для работы, годны бывают для заклания. Это случилось и с иудеями: сделав себя негодными для работы, они стали годными только для заклания. Поэтому и Христос сказал: " Враги Моя оны, иже не восхотеша Мя, да царь был бых над ними, приведите семо, и изсецыте предо Мною " (Лк. 19:27). Поститься тебе, иудей, надлежало тогда, когда пьянство причиняло тебе столько бедствий, когда пресыщение порождало нечестие, - тогда, а не теперь, потому что теперь пост неуместен и мерзок. Кто говорит это? Сам Исаия, громко взывающий: " Не сицеваго поста Аз избрах " (Ис. 58:5). Почему? Потому что " в судех и сварех поститеся, и биете пястми смиреннаго " (Ис. 58:4). Если же твой пост был мерзок, когда ты бил подобных тебе рабов; то приятен ли он будет тогда, как ты убил Владыку? Как же так? Постящемуся должно быть кротким, сокрушенным, смиренным, и не опьянять себя гневом: а ты бьешь подобных себе рабов? Тогда иудеи постились " в судех и сварех " , а теперь (постятся) в неумеренности и крайней невоздержности, пляша босыми ногами на площади; по намерению они постящиеся, а по виду пьянствующие! Послушай, как пророк повелевает поститься: " освятите " , говорит, " пост " ; не сказал: шумно празднуйте пост; " проповеди цельбу, соберите старейшины " (Иоил. 1:14). А они, собрав толпы изнеженных людей и скопище распутных женщин, весь этот театр и актеров увлекают в синагогу; ибо между театром и синагогою нет никакого различия. 3. Знаю, что некоторые сочтут меня дерзким за то, что я сказал: нет никакого различия между театром и синагогою; а я считаю их дерзкими, если они думают иначе. Если я решаю так сам собою, вини меня; но, если говорю слова пророка, прими решение. Знаю, что многие уважают иудеев, и нынешние обряды их считают священными: потому спешу исторгнуть с корнем это гибельное мнение.

http://moral.ru/iudei_Zlatoust.htm

Можно лишь повторить слова пророка Исаии, которые имеют отношение ко всем нам: «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, – он не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю. Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою» (Ис. 46: 5–13). Рейтинг: 5.4 Голосов: 341 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Первоначальное значение идеи Третьего Рима и ее последующую эволюцию блестяще проанализировала Н.В. Синицына в своей книге «Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.)» (М., 1998). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дмитрий 23 апреля 2017, 14:58 Это 2 орла прижатые спинами. Александр 24 ноября 2016, 13:50 Вопрос к автору - откуда известно что хетты пришли в Малую Азию с Балкан? Есть писменные свидетельства, археологические данные или это дедукция из различных косвенных данных? Заранее благодарю за ответ. 11 мая 2016, 18:58 Очень интересно и познавательно Олег 11 апреля 2016, 02:18 Дмитрий, может не у Елены, а у Вас проблемы с логикой? Елена находится на ПРАВОСЛАВНОМ сайте, и с точки зрения ПРАВОСЛАВИЯ совершенно права - это языческий символ, не имеющий к православию отношения. Не путайте в своем воображении государственность и точку зрения Христианства, Православия, и не выдумывайте совершенно нелепые выводы о западе.

http://pravoslavie.ru/62666.html

При этом личностный уровень освящения человека, процесс его нравственного уподобления Творцу оказывался как бы неохваченным культовыми установлениями. Что не могло быть в полной или достаточной мере осуществлено при помощи одного лишь ритуала, достигалось за счет этического усилия участника Завета: проявления милосердия и любви к ближнему. Рассмотрение ветхозаветного учения о милосердии в данной статье будет осуществляться через призму древнееврейского понятия esed и некоторых его синонимов, а именно: еп и ramim. Милосердие как путь Богопознания и Богоуподобления Отправной точкой здесь может явиться «золотой стих» Книги пророка Осии, содержащий обращение Всевышнего к Своему народу: «Милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более всесожжений » (Ос 6. 6 — Мф 9. 13; Мф 12. 7). В данном месте мы видим две пары синонимичных оппозиций (милость — жертва, Боговедение — всесожжения) . Такая композиция позволяет сделать вывод — понятия милость (esed) и Богопознание (da‘am ’elohim) в данном пассаже максимально сближены и объясняют одно другое. Логика автора весьма прозрачна: как всесожжение (‘olah) — это высшая ветхозаветная жертва, так милость — это определенная вершина Боговедения. Иначе говоря, тот, кто стяжал милосердие, встал на путь Богопознания, т. к. Всевышний Сам благ и милостив. Многогранное понятие esed, встречающееся в тексте Ветхого Завета 246 раз , своими основными семантическими компонентами имеет значения милости, преданной любви и благодеяния . Оно используется как для обозначения любви Бога к отдельным личностям, народу Израиля и человечеству в целом, так и для характеристики отношений людей между собой, их отношения к Создателю. Что касается Божественной любви и милости, в употреблении понятия esed можно выделить следующие основные аспекты. Милосердие Божие: 1) избавляет от бедствий, нападений врагов, страданий и тягостных перипетий (Быт 19. 19; Исх 15. 13; Пс 30. 8, 21–22; 56. 3–4; 58. 11; 93. 17–19; 142. 11–12); 2) дает и поддерживает жизнь человека (Пс 6. 4–6; 118. 88, 159); 3) смягчает и упраздняет Его праведный гнев (Ис 54. 8; Мих 7. 18; Плач 3. 31–32); 4) бесконечно к верным Ему людям в отличие от всего преходящего (1 Пар 16. 34; 2 Пар 5. 13; 7. 3; Ездр 3. 11; Ис 54. 10; Иер 31. 3; Пс 88. 2–3, 29, 34; 102. 17; 117. 2; 137. 8).

http://ruskline.ru/opp/2021/02/09/vethoz...

[сак]), т. е. грубую одежду простой формы, наподобие мешка, сделанную из козьей шерсти ( 3Цар.21:27 ; Иоил.1:13 ; Иона 3:6, 8 ; Неем.9:1 и др.); сидение либо возлежание в пепле или посыпание им своей головы ( Ис.58:5 ; Неем.9:1 ; Дан.9:3 ; Есф.4:3 и др.). Пост и вретище как проявления покаяния были известны и за пределами Палестины, что видно из повествования книги Ионы, где описано как раскаявшиеся ниневитяне наложили пост и вретища не только на себя, но и на свой скот ( Ион.3:7 ). Одним из важнейших проявлений покаяния было публичное исповедание грехов пред Господом. Это могло быть исповедание всего народа, как, например, при Самуиле, когда народ раскаялся в идолопоклонстве ( 1Цар.7:6 ), при Неемии, в момент возобновления Завета, когда сыны Израилевы «встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих» ( Неем.9:2 ), или же отдельных личностей – как покаянная молитва Даниила и песнь трех отроков, Седраха, Мисаха и Авденаго, вверженных в вавилонскую печь ( Дан.9:4–19; 3:25–90 ), – хотя и они раскаивались не в своих личных грехах, а в грехах всего народа. 2.3. Покаянная историософия в Ветхом Завете Мотив общественного покаяния красной нитью проходит через повествование книги Судей, историософия которой рассматривает бедствия Израиля в первый период пребывания в Палестине (в частности, подпадение под гнет соседних народов) как следствие уклонения народа в идолопоклонство. Священный автор считает, что через эти бедствия Бог вразумлял народ Израилев. Каждый раз, не будучи в состоянии дольше терпеть притеснение завоевателей, «сыны Израилевы» вопияли «ко Господу» ( Суд.3:9 и др.) и Тот воздвигал им лидера, под руководством которого они свергали иноземное иго. Эти лидеры вошли в историю под названием судьи (евр. [шофетим]). Книга Судей описывает цикл, который многократно повторялся в домонархический период истории Израиля: отпадение народа от Бога – тяжелые многолетние бедствия как наказание Божие к вразумлению – покаяние народа и призыв к Богу о помощи – освобождение через судию – и многолетнее благоденствие, сочетающееся с богопочтением.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010