«Взалкахся, – говорит, – и дасте ми ясти: возжадахся, и напоисте мя: странен бех, и введосте мене. Наг и одеясте мя: болен, и посетисте мене: в темнице бех, и приидосте ко мне» ( Мф.25:35–36 ). Итак, милость есть напитание алчущих, – вообще, призрение бедных и вспоможение нуждающихся. Господь Бог повелевает давать просящему, ссужать нуждающегося без всяких условий, и прощать тому, кто не может заплатить. Всякому, – говорит, – просящему у тебе дай: и от взимающего твоя не истязуй» ( Лк.6:30 ). «Благотворите, и взаим дайте, ничесоже чающе» ( Лк.6:35 ). Господь Бог повелевает призирать сирот и вдовиц. Так, Он говорит у Исаии: «нищия безкровныя введи в дом твой» ( Ис.58:7 ). Господь Бог повелевает питать и покоить престарелых и увечных. «Егда, – говорит, – твориши пир, зови нищия, маломощныя, хромыя и слепыя» ( Лк.14:13 ). Господь Бог повелевает подавать алчущим пишу или насущный хлеб. «Раздробляй, – говорит, – алчущим хлеб твой» ( Ис.58:7 ). Последнего рода милость называется, собственно, милостыней. Когда Господь заповедует «не творить милостыни пред человеки» ( Мф.6:1 ), не подумайте, братие, чтобы Он порицал и уничтожал милостыню открытую, публичную. Так говорит Он против лицемеров и тщеславных. Ежели открытая милостыня совершается по вере и из любви к бедствующим; то таковые милостивые не только не лишатся награды от Отца Небесного, но еще усугубят оную, как подающие добрый пример верующим, и возбуждающие других к подобному милосердию и состраданию. Милость есть напоение жаждущих. Сколь ни редко может иметь случай таковая милость, все, однако же, она есть столь драгоценна пред Богом, что «иже аще напоит единого от малых чашею студены воды, не погубит, – по слову Господню, – мзды своея» ( Мф.10:42 ), не лишится награды, уготованной милостивым. Милость есть одеяние нагих. Поскольку много находится бедствующих, которые не имеют или необходимого, или, приличного званию своему, одеяния: то Христианин обязывается служить нуждающемуся брату разделением с ним не одной пищи и пития, но и одежды. Посему-то Спаситель запретил ученикам своим «по двема ризама имети» ( Лк.9:3 ); а Св. Иоанн Креститель именно заповедует одну из двух одежд отдавать неимущему. «Имеяй две ризе, – говорит, – да подаст неимущему, и имеяй брашна, такожде да творит» ( Лк.3:11 ). Сколь же после сего предосудительно Христианам иметь не две, а три, пять, десять, и более одежд, тогда как многие из бедных братий не имеют и одной! сколь предосудительно украшать себя дорогими одеждами, и с какой-то безрассудною алчностью непрестанно желать новых одеяний, между тем, как другие часто покрываются такими рубищами, которые оскорбляют зрение и потрясают чувство!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Nordov...

   Пророк Иеремия от лица Иеговы также говорит: «К чему Мне ливан из Саввы и благовонный тростник… Всесожжения ваши не в угоду Мне, и жертвы ваши неприятны Мне» (Иер. 6:20). «Удали от Меня, - говорит Господь устами пророка Амоса, - гул песней твоих, и звуков гуслей твоих не стану слушать» (5, 21—23).    «Можно ли угодить Господу хоть тысячами овнов или бесчисленными потоками елея?» - спрашивает пророк Михей (6, 7). За безчестие народа и священников Господь попускал даже разрушение храмов. Богу нужно чистое и непорочное сердце. «Небо — престол Мой, и земля — подножие ногам Моим; где же вы построите Мне дом и где место для присутствия Моего» (Ис. 56:1).    Таким образом, все внешнее богопочитание, начиная от всенародных праздников и кончая всякого рода жертвами, постами и молениями, оказывалось не благоугодным Богу, по проповеди пророков. А между тем, не эта ли внешне законная исполнительность во всех обрядах так строго и последовательно внушалась народу, и не она ли была пастырским долгом еврейского священства, так как через нее только было предположено создать особый народ, отличный от всех других народов? Не суббота ли и Пасха, не посты ли и священные собрания, не жертвы ли и все их обряды узаконились и вводились в народную жизнь через страх даже смертной казни (Исх. 12:15-19; Лев. 23:27-32; Числ. 15:35)? И если все эти постановления о внешне законной праведности и религиозности отменялись как неблагоугодные Богу, то что же оставалось делать еврейскому пастырству, когда ему именно и было заповедано «научить сынов Израилевых всем уставам, которые изрек Господь через Моисея?» (Лев. 10:11). Пророки давали и положительные наставления об этом. Вместо богопочитания внешнего, которое, по незаменимому выражению пророков, превратилось в «заученную человеческую заповедь» (Ис. 29:13), пророки проповедовали внутреннее духовное поклонение через богопознание, чистоту и святость в непосредственном духовном единении с Богом; сообразно с этим, священству предлагались новые идеалы деятельности — учить народ боговедению, очищать прежде всего и больше всего души и сердца верующих в Иегову, стараться о том, чтобы каждый человек приближался к Богу не внешними действиями культа, а внутренней чистотой и богоподобием. Пророк Исаия говорит, что предстоятель пред Богом должен творить добрые дела: «Расторгни союз неправды, разреши оковы рабства, дай свободу угнетенным и сокруши всякое ярмо… введи в дом покинутых бедных… тогда ты помолишься, и Господь услышит, будешь взывать, и Он скажет: вот Я» (Ис. 58:6-9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

14 1 Цар. (в католической традиции 1 Самуила) 12:3. 15 1 Цар. 12:4. 16 Пс. 98:6-7. 17 В оригинале praesul, что обычно значит «предстоятель», «прелат», но здесь переводится как «защитник». 18 1 Тим. 6:10. 19 1 Кор. 6:9-10. 20 Король Кеолвулф, которому посвящена «История» Беды, был родственником Эгберта. 21 Числ. 11:16. 22 Митрополит-в данном случае то же, что архиепископ. Беда постоянно призывал к выделению Нортумбрийской церкви в отдельное архиепископство, независимое от Кентербери. 23 Большинство деятелей церкви, напротив, выступали против учреждения центров епархий в монастырях. Эта точка зрения победила-ни Уирмут, ни Ярроу так и не стали епископскими кафедрами. 24 В данном письме Беда несколько раз использует пословицы, очевидно, бытовавшие в англосаксонской народной культуре или заимствованные из письменной традиции. Интерес к фольклору был характерен для церковной литературы VIII в.; можно вспомнить англосаксонские стихи и загадки Альдхельма и сборник загадок архиепископа Татвина. 25 Ис. 58:6. 26 Имеются в виду королевские воины (гезиты), которых за службу награждали поместьями. В римское время ветеранами назывались отставные солдаты, получавшие участки земли в провинциях; из них состояло население многих римских городов в Британии. 27 О том же говорит известное монашеское правило св. Бенедикта Нурсийского, написанное еще в VI в. 28 Еще одна пословица, неизвестная по другим источникам. 29 Имеются в виду высшие сановники, члены «совета мудрых» (витанагемота). 30 Мф. 15:14. 31 Не называя имен, Беда обличает нортумбрийских епископов того времени-Акку Хексемского, Этельвальда Линдисфарнского и, возможно, Вилфрида II Йоркского. 32 Ис. 60:22. 33 Имеется в виду глава 65 «Правила» св. Бенедикта об обязанностях аббата. 34 Еккл. 8:10. 35 Эта позиция Беды была окончательно отвергнута католической церковью начиная с XII в. В то время для верующих считалось достаточным совершать причастие раз в месяц. 36 Деян. 5:29. 37 Лк. 12:33. 38 Лк. 14:33. 39 Член христианской общины Анания и его жена Сапфира утаили от апостолов часть своих денег и были поражены смертью (см. Деян 5:1-10).

http://sedmitza.ru/lib/text/440931/

Посему прекрасно Пророк Давид воспевает: «Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление?» (Пс. 29:10). Итак, постясь и воздержанно питаясь, не будь откладывающим излишки на завтра, но, как Господь обнищав, обогатил нас, так и ты добровольно голодая, накорми терпящего голод поневоле, и да будет твой пост подобен голубице, несущей оливковую веточку и возвещающей тебе благую весть об освобождении от Потопа. «Аще отъимеши от себе соуз (ярмо) и рукобиение», говорит великий Исаия, «и глагол роптания, и даси алчущему хлеб от души твоея, и душу смиренную насытиши: тогда возсияет во тме свет твой, и тма твоя будет яко полудне» (Ис. 58:9–10). Если же ты не хочешь дать от своего, то хотя бы воздержись от чужого и не удерживай у себя того, что не принадлежит тебе; берегись, чтобы не обогащаться тебе имуществом бедных бесчестно похищенным, чтобы справедливо не услышать тебе от этого же Пророка: «Не сицеваго поста Аз избрах… ниже аще слячеши яко серп выю твою… будет твой пост приятным (ст. 5). …но разрешай всяк соуз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний… и всякое писание неправедное раздери (ст. 6). Тогда разверзется рано свет твой, и исцеления твоя скоро возсияют: и предъидет пред тобою правда твоя, и слава Божия объимет тя» (Ис. 58:5, 6, 8). Если ты не даешь бедняку от своего , и то — лишнего, то хотя бы не наживайся на счет бедного, хотя Владыка всех Христос, отсылая в огонь находящихся по левую сторону от Него и проклиная их, осуждает их не как хищников , но как — не уделивших нуждающимся . Хищники и грабители не воскреснут на отчет и на суд, но сразу же на приговор и осуждение, поскольку и здесь, как видится, они, отнюдь, полной душою не приближались к Богу. «Снедающии люди Моя», говорится, «в снедь хлеба, Господа не призваша» (Пс. 13:4). Богатый, у которого угобзилась нива, и тот, который одевался в пурпур и виссон, — не как грабители кого–нибудь, но как не уделявшие (нуждающимся) от нажитого ими, справедливо осуждаются; ибо те сокровища, которые проистекают от общих для всех благ сокровищных Божиих, общи суть для всех. Поэтому, разве не является хищником тот, кто присваивает себе то, что — общее, хотя бы он и не был явным грабителем чужого имущества? Посему, вот, один, как злой раб (который злоупотребил общим имуществом), потерпит, увы, страшное рассечение (Мф. 24:51); а — другой (т. е. грабитель чужого имущества) впадет в еще более тяжкое и страшное состояние, и ни тот ни другой никогда не возмогут избежать сего, как только если (ныне, в настоящем веке) окажут радушие бедным: первый — прекрасным разом начнет управлять тем имуществом, которое ему вверено Богом, а второй — прекрасным образом расточит неправедно нажитое. Великий Павел в Послании к Фессалоникийцам — предкам всех нас   — так говорит о братолюбии: «Не требуете, да пишется к вам: сами бо вы Богом учени есте, еже любити друг друга» (Фес. 4:9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Вечное бытие Сына Божия – пятая важнейшая богословская тема, которая развивается в беседе с иудеями. Фоном для ее развития становится та же фигура Авраама, которая доминирует во всей беседе. Слова Иисуса: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался, – вызывают недоумение и негодование иудеев: как это Человек, Которому нет еще пятидесяти лет, мог видеть Авраама и как Авраам мог видеть Его день? Отметим, что некоторые авторитетные рукописи заменяют формулу «ты видел Авраама» (βραμ ρακας) на «Авраам видел тебя» (βραμ ρακν σε) 301 , вероятно, полагая, что ответ иудеев в такой форме более соответствует смыслу слов Иисуса. Не вдаваясь в дискуссию о Своем возрасте, Иисус произносит формулу, которая окончательно выводит из терпения иудеев, заставляя их схватить камни: Прежде нежели был Авраам, Я есмь ( Ин.8:58 ). Почему именно эта формула стала «точкой невозврата» в диалоге с иудеями – границей, за которой дальнейшая беседа оказалась для них невозможной? Помимо того что само содержание этой формулы вызывало их негодование, причиной, усугубившей его, могла быть форма высказывания, поскольку в нем употреблено словосочетание γ εμι (Я есмь). Как мы говорили в другом месте 302 , эта форма могла быть аллюзией на еврейское ‘ ehy, буквально означающее: Я есмь ( Исх.3:14 ) и родственное священному имени Божию Yahw («Яхве», «Сущий», «Иегова»). Некоторые ученые именно в нем, а также в его более полной форме ‘ehy ’šer ’ehy (по Синодальному переводу: Я есмь Сущий, буквально: «Я есмь Тот, Кто Я есмь») предлагали искать эквивалент словосочетанию γ εμι 303 . Следует оговориться, что точный еврейский эквивалент греческого γ εμι нам неизвестен. Помимо вышеупомянутых ученые предлагали другие варианты, например ‘ nî hû’ («Я есмь») 304 . Это и похожие словосочетания, встречающееся в Книге пророка Исаии 305 , на русский переводятся как это Я ( Ис.43:10 ), или Я тот же ( Ис.48:12 ), или вот Я ( Ис.52:6 ). В греческом переводе Семидесяти оно передается через формулу γ εμι («Я есмь»). Имя ’nî hû’ в иудаизме времен Второго храма воспринималось как одна из замен имени Yahw, которое запрещалось произносить. По некоторым данным, оно торжественно возглашалось, в частности, в процессиях на празднике Кущей 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

5:8. 558 Мф. 5:4. 559 I/21 (98—99)=B35 (253). 560 I/21 (106)=B35 (261—262). 561 Главы о знании III,37.. 562 I/30 (138)=B53 (384). 563 I/40 (167)=B65 (446). 564 I/41 (171)=B65 (451). 565 II/14,46. 566 II/18,4—6. 567 II/18,7. 568 II/18,14—15. 569 О молитве 3. 570 Главы о знании IV,31. 571 I/39 (166)=B63 (439—440). 572 I/61 (334)=B8 (105). 573 I/48 (206)=B74 (508). 574 Главы о знании III,84. 575 Лк. 1:8—11. 576 Деян. 10:9—11. 577 Деян. 10:2—3. 578 I/16 (66)=B22 (173—174). 579 I/12 (53)=B18 (146). 580 Главы о знании III,14. 581 Это учение мы находим у Евагрия, а также у других византийских авторов, чьи сочинения вошли в греческое и русское «Добротолюбие». 582 Главы о знании II,59. 583 I/58 (316)=B6 (93). 584 I/49 (214)=B77 (524). 585 I/11 (51—52)=B18 (144). 586 I/61 (334)=B8 (106). Ср. Евагрий. О молитве 15: «Молитва есть плод радости и благодарения». 587 I/30 (138)=B53 (384). 588 I/40 (167)=B65 (446). 589 В греч. и рус. пер. эта фраза сильно сокращена. 590 I/43 (183)=B68 (476). 591 I/30 (137)=B53 (384). 592 Термин «песни» (tesbhata) может указывать на библейские песни, а также на гимны Ефрема Сирина, Бабая Великого и других сирийских авторов, употреблявшиеся за богослужением. 593 II/21,7. 594 I/30 (133)=B53 (379). 595 I/5 (27)=B3 (32—33). Ср. Мф. 6:33. 596 I/25 (118)=B51 (360—361). 597 II/8,24. 598 Главы о знании III,50. 599 I/5 (28)=B3 (33). 600 Ис. 59:1—2. 601 I/57 (299)=B5 (70). 602 Термин syam burke является синонимом греческого metabnoiai (в значении «поклоны»). 603 II/30,4–7. 604 Главы о знании I,20. 605 I/40 (167). 606 II/61 (334). 607 I/10 (49). 608 II/1,34. 609 I/69 (355). 610 Сир. термин tesmesta (служба) является эквивалентом греч. leitoyrgiba в значении «келейного правила». 611 I/58 (319–320). 612 См. II/14,22 и 47, а также несколько мест из 1–го тома. 613 II/14,8—12. 614 Букв. «в Своем домостроительстве». 615 II/14,13. Вар. «приобретаем естество, которое любит удобство и легко склоняется к злу». 616 О Боге. 617 Рим. 1:22. 618 II/14,14. 619 II/14,22. 620 Термин segdot " может означать как вообще всякое внешнее выражение богопочитания, так и поклон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

В евр. тексте не упоминается пение, как и в греч. переводе, где появляется название инструмента - «псалтерион» (ελογν μετ ψαλτηρου), в лат. тексте на этом месте уже указано пение псалмов (psalmos nos cantabimus). Далее в евр. тексте Библии следует ряд упоминаний о пении (Ис 42. 10, 11; 44. 23; 48. 20; 49. 13; 51. 11; 52. 8, 9; 54. 1; 55. 12). Первое из них (42. 10) является цитатой из псалма, поэтому здесь использовано слово   постоянно встречающееся в данном контексте. В дальнейшем употребляется др. слово -   означающее «громкий крик» или «звенящий крик» ( Brown, Driver, Briggs. P. 943 (s. v. nun-nun-resh)). Кульминация происходит в Ис 58. 1: «Взывай громко (    )... подобно шофару возвысь свой голос (      )». Текстологические исследования по свиткам Мёртвого м. для рассматриваемых терминов дают только небольшое отличие в написании   - удлинение гласного   В Книге пророка Иеремии В Книге пророка Иеремии упоминаются шофар как инструмент для подачи сигнала тревоги или созыва собрания (4. 5, 19, 21; 6. 1, 17; 42. 14; 51. 27), бубен и танцы (31. 4, 13), духовой язычковый инструмент - халил (48. 36). В Книге пророка Иезекииля говорится о звуке трубы (7. 14) без названия инструмента:       оба слова - производные от   обычно обозначающего звук шофара. В Таргуме использовано арам. слово   (рог) - эквивалент евр.   обычно не употреблявшегося в муз. значении (за исключением Книги прор. Даниила), в Септуагинте - σλπιγξ, в Вульгате - tuba. Далее упоминаются: киннор (26. 13), предположительно в качестве символа любого проявления радости (в Вульгате на его месте неожиданно обнаруживается cithara, в Септуагинте - псалтерион); шофар, в к-рый трубит страж (33. 3-6); певец с песнями любви, прекрасным голосом и хорошо играющий, с к-рым сравнивается пророк (                   33. 32; инструмент назван только в Септуагинте - псалтирион; в евр. тексте использовано слово   по-видимому относящееся к щипковым струнным). В 3-й гл. Книги пророка Даниила описан придворный оркестр вавилонского царя Навуходоносора.

http://pravenc.ru/text/2564322.html

Вторая часть гимна говорит о служении, на которое предназначен сын Захарии. Выражение наречешься (в значении: Бог сделает тебя) пророком Всевышнего образует намеренный контраст с 1:32 (наречется Сыном Всевышнего). В этом служении исполнится пророчество Ис 40:3, упоминаемое в тех эпизодах Евангелия, которые повествуют об Иоанне (3:4–6; 7:27; Мк 1:2–3; Мф 3:3; 11:10). Развитие пророчества Исайи обнаруживается в Мал 3:1, а также в связи с Илией — в Мал 4:5–6. Кумранская община была убеждена, что это пророчество исполняется в ее жизни и деятельности. Господь в ст. 76 — Мессия, чему не противоречит упоминание Бога Отца в ст. 78. Слова уразуметь народу Его спасение не следует понимать в смысле приобретения внешнего, “теоретического” знания; имеется в виду внутреннее принятие, опытное познание спасающей Божией благодати. Слова в прощении грехов их относятся не к doanai ‘дать’, а к swthr…a ‘спасение’, ибо прощение грехов есть содержание спасения. Фразеология отрывка находит отражение в апостольских проповедях Деяний (Деян 4:10–12; 5:31–32; 13:38). Его ветхозаветная основа — пророчество Иеремии: И уже не будут учить друг друга и говорить: “Познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Иер 31:34). di¦ Qeoa ‘по благоутробному милосердию Бога нашего’. означает буквально ‘внутренности’ (животного или человека), ср. Деян 1:18, однако это слово обозначает также вместилище чувств в человеке, в особенности чувства сострадания (Притч 12:10; Сир 30:7) 7 . Родительный падеж со значением качества — калька с еврейской конструкции. Выше (1:50,58,72) соответствовало евр. hesed и означало скорее Божию верность завету, но здесь это слово соответствует евр. rah†m€m ‘милосердие; любящее сострадание’. ™x Ыyouj ‘Восток свыше’ — выражение, допускающее два истолкования. Вообще означает ‘восход небесного светила’, затем область восхода, то есть ‘восток’ (13:29; Мф 2:1), а также ‘рост’ или ‘побег растения’. У Семидесяти этим словом переводится евр. ‘росток, побег’ или, в мессианском значении — ‘Отрасль’ (Ис 11:1–2; Иер 23:5; 33:15; Зах 3:8; 6:12). Последнее значение здесь, разумеется, не исключено, но сомнительно ввиду контекста: приходит свыше и дарует свет. Это слово могло также значить ‘восходящее солнце’ или ‘восходящая звезда’, причем образ звезды, восходящей от Иакова, о которой говорится в Чис 24:17, истолковывался в мессианском смысле. Могло иметь место и совмещение двух образов Мессии — Отрасли и Звезды — в одном слове; именно такое толкование мы находим у мученика Иустина Философа (Диалог с Трифоном 100:4, 106:4, 121:2, 126:1). Большинство переводов следует второму пониманию.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

«Ведущее начало». В стоической доктрине—средоточие высших потенций человека, разумное начало. 177 Перечислены представители презираемых занятий. Трибада— лесбиянка. Жрецы Кибелы оскопляли себя. 178 Имеется в виду трактат «О душе». 179 Первосвященники иудейские (см. Лук. 3:2). 180 См., например, Ис. 13—23. 181 См. Пл. Христ. 10 сл. 182 См. Иоиль 3:9—16; Дан. 7:13сл. 183 См. Деян. 1:11; Зах. 12:10—12; Мал. 4:5; Откр. 12:6; 18:9 и др. 184 Онисифор — ученик ап. Павла. 185 Фигелл и Гермоген—ученики ап. Павла, покинувшие его (см. 2 Тим. 1:15). Ср. прим. 9 к трактату «О прескрипции…». 186 См. Откр. 6:9—11; 15:7; 16:1; 17:12; 19:19—20; 20:4—12. 187 Любопытный пример аллегорического толкования, основанного на недоразумении. В Септуагинте стоит не Ιμτια («одежда»), но Ιματα («выздоровление», «исцеление»). Тертуллиан либо неверно прочел слово, либо пользовался поврежденным текстом. 188 См. Исх. 4:2—9. 189 Тертуллиан ошибочно приписывает Исайе слова из Второзакония. 190 Источник установить не удалось. 191 См. Быт. 9:4—5. 192 См. Ис. 6:9. 193 См. Матф. 13:18—23; Лук. 18:1—5; 13:6—9. 194 См. Лук. 15:4—6. 195 См. Матф. 22:11 сл. 196 См. Матф. 22:23—28; Марк. 12:18—23; Лук. 20:27—34. 197 Тертуллиан подразумевает неготовность израильтян последовать за Моисеем (см. Иоан. 6:31:49:58). 198 Ср. выше, гл. 19. 199 Exuti («раздетые») вместо vestiti («одетые») Вульгаты; видимо, Тертуллиан читал εκδυσμενοι вместо ενδυσμενοι. 200 Текст испорчен. Восстановлено по смыслу, следуя Кг. 201 Самая мелкая римская монетка (четверть асса). 202 См. Душ. 51. 203 Речь, видимо, идет о Карфагене. Одеон — крытый театр для музыкальных представлений. 204 См. Быт. 1:28. 205 См. Душ. 27. 206 См. Крещ. 1. 207 Ср. Пл. Христ. 10 ел. 208 См. Иоан. 209 См. Исх. 4:6—7; 34:30. 210 См. Деян. 7:60. 211 См. Матф. 17:3—8. 212 См. 1 Фесе. 4:13—17; 5:23. 213 Здесь перечисляются права вольноотпущенника. В частности, он получал родовое имя господина, приписывался к его трибе — территориальному округу (основное условие обладания гражданскими правами); право носить золотое кольцо первоначально было привилегией должностных лиц и сенаторов (jus anuli aurei), но в эпоху империи его могли носить и вольноотпущенники. О белых одеяниях ср. Идол. 18 и прим. к этому месту. 214

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Из числа новгородских монастырей самым крупным владельцем был Хутынский, которому принадлежало 895 дв. В других же местностях у многих монастырей, несмотря на их более позднее происхождение, число дворов переступало за 1000 (напр. за Сергиевым монастырем было 16,850 дв., за Кирилло-белозерским – 3854, за Ипатьевским – 3436, за Симоновым – 2407 и т. п.). «Роспись ис переписных книг перечневая, сколко за кем числом крестьян». Рукоп. Кир. библ. 90–1328 За патриархом 6433 двора, за патриархом же у моря в Варзуге крестьянских и вдовьих 48 дворов. л. 601. За митрополиты: За новгородцким 1432 двора. За казанским 1505 дворов. За ростовским 3457 дворов. За крутицким 142 двора, а по ево росписи 127 дворов. За архиепископы: За вологоцким 923 двора. За суздалским 1142 двора. За тверским и за ево детми боярскими в поместье 298 дв. За резанским и за ево приказными людми и за детми боярскими в поместьях 1002 двора. 3а псковским и с приписными монастыри и церкви и заприказными людми 443 двора. Во Пскове ж за Троицким собором 18 дворов. л. 601 об. За коломенским епископом 457 дворов, а за дворовыми людми 495 дворов. Москва за монастыри: л. 602. 16382 (1). За Троицким Сергиевым 16811 дв. За ними ж у моря в Варзуге двор монастырской для рыбново промыслу, да в Чюхчоромской волосте за Николаским монастырем 27 дв. крестьянских да двор бобыльской. 2120 (2). За Чюдовым 2120 дворов. 1976 (3). За Спаским новым мон. 1783 дв. За Спаским же новым монастырем у моря в Варзуге крестьянских и бобыльских 20 дв. 2192 (4). За Симоновым 2407 дв. 200 (5). За Ондроньевским 204 двора. За Богоявленским 115 дв. 111 (6). За Златауским 58 дворов. 58 (18). За Знаменским 223 двора. 230 (7). л. 602 об. Вознесенского девича 1601 двор. 1601 (8). Нового девича 1469 дворов. 1469 (9). Рожественского девича 123 дв. 123 (12). Алексеевского 167 дворов. 122 (15). Воздвиженского 13 дворов. 13 (17). Никольского старого 11 дворов. 11 (16). Угрешского 288 дворов. 309 (20). За Даниловским 176 дворов. 176 (10). За Донским 27 дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010