Но мы можем последовательно проследить развитие мессианской идеи и в книгах Ветхого Завета. Обетование Избавителя, данное падшим прародителям еще в раю, – вот первое звено той непрерывной цепи ветхозаветных мессианских пророчеств, которые начались Адамом и кончились Захарией, отцом Иоанна Крестителя. Поэтому-то оно и называется первоевангелием ( Быт 3.15 ). С эпохи Ноя это обетование определяется несколько ближе и точнее: семенем жены называются лишь дети Сима, к которым и приурочивается история искупления ( Быт 9.26 ). Этот круг еще больше сужается с эпохи Авраама, отца богоизбранного еврейского народа, в семени которого (т. е. в Иисусе Христе, по толкованию Апостола Павла – Гал 3.16 ) возвещается спасение и всех остальных наций ( Быт 12.3 ; Быт 18.18 ). Впоследствии и из потомства Авраамова выделена была раса Иакова ( Быт 27.27 ), позднее сам Иаков, в духе пророческого прозрения, дает особое благословение своему сыну Иуде ( Быт 49.8 и след). И чем дальше шло время, тем ближе и честнее определялись различные черты мессианского служения: так, пророк Валаам говорит о Его царственной власти ( Чис 24.17 ), Моисей – о трояком Его служении: царском, первосвященническом и пророческом ( Втор 18.18–19 ), о происхождении Мессии из царского рода Давидова ( 2Цар 7.12–14 ), о рождении Его в Вифлееме ( Мих 5.2 ) и от Девы матери ( Ис 7.14 ), о торжественном входе Его в храм Иерусалимский ( Мал 3.1 ), о разных, даже мелких обстоятельствах Его крестных страданий и смерти ( Ис.53 ; Пс 21.17–19, 39:7–9, 40:9–10, 68:22 ; Зах 11.12 и др.), о Его славном воскресении ( Ис 53.9–21 ; Пс 15:10, 19:6–7, 40:11, 67:2 и др.), о наступлении Его благодатного царства ( Пс 21:28–32, 44:7, 14–17, 71.7–19 ; Иоиль 2.28 ; Ис.2 , Ис.35:1–2, 10, 61:1–2 ) и Его грозного второго пришествия ( Дан 7:25, 12:7 ; Зах 14:2–3, 9 и др.). Можно положительно сказать, что нет ни одной важной черты из эпохи и жизни Мессии, которая не была бы тем или иным путем предуказана в Ветхом Завете, или в форме ясного пророчества, или под покровом символов и прообразов; а пророк Исаия получил даже наименование «ветхозаветного евангелиста» за поразительную точность и полноту своих пророчественных прообразов жизни Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее блаженный Иероним Стридонский предлагает уже эсхатологическое истолкование этого же стиха: «Должно сказать также и то, что Второе Пришествие Спасителя должно обнаружиться в славе, а не в уничижении подобно Первому. Таким образом, неразумно искать в месте малом или скрытом Того, Который есть свет всего мира » 413 . И действительно, Первое Пришествие Христово было в уничижении, об этом свидетельствует и известный стих из пророка Исаии: «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» ( Ис.53:2 ). Да и само окружение Иисуса из Назарета – это бедняки, рыбаки и пастухи. Его собственная работа – ремесло плотника. Его семья – обнищавшие потомки царя Давида. Лишь отдельные представители религиозного и политического истеблишмента, члены аристократических семей решались на встречи с Ним, но только тайные. Эта категория учеников получила наименование «тайные ученики Иисуса Христа». Это член синедриона «именем Никодим, один из начальников Иудейских» ( Ин.3:1 ), «Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев» ( Ин.19:38 ) «и некоторые (богатые – О.С.) женщины… Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» ( Лк.8:2–3 ). Сам Христос был нищим, и после Его смерти Его похоронили в чужом гробе. Сказано: «Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Лк.9:58 ). Но Его Второе Пришествие – « как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада » – будет явлено всему миру и повергнет некоторых людей в страх и ужас. Сказано: «Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его» ( Ис.2:10 ). Люди будут искать для себя защиты и бросятся «в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю» ( Ис.2:19 ). Слова: «Иди в скалу и сокройся в землю», «в расселины скал и в пропасти земли» – могут означать обычные бомбоубежища. Возможно, что Пришествие Христа со множеством святых и Ангелов будет воспринято некоторыми безбожниками (атеистами) как вторжение инопланетной расы, решившей поработить Землю. Сказано: «День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет» ( Зах.14:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Рождаясь от Святой Девы и Святого Духа, Иисус исполняет предвещание богоглаголивого пророка Исаии (см. Ис.7:14 ), справедливо наименовавшего Его «Эммануилом, что значит: с нами Бог» (ср. Мф.1:22–23 ). Бесконечная Божественная тайна окружает как рождение Иисуса по плоти, так и Его предвечное рождение от Отца по Божеству. Посему слова пророка Исаии: «но род Его кто изъяснит?» ( Ис.53:8 ) – можно отнести и к тому, и к другому. Ангел Господень, явившийся пастырям, называет новорожденного Иисуса «Христом Господом» (ср. Лк.2:11 ). В посланном от Бога имени: Иисус (Спаситель) – которое нарекли Новорожденному (см. Мф.1:22, 25 ; Лк.1:31, 2:21 ), предсказана Его Божественная миссия – спасение людей от греха. А спасать от греха может только Бог (см. Ис.43:11 ; Ос.13:4 ), потому что Он один имеет силу и право отпускать грехи (см. Мф.9:2–7 ; Мк.2:1–12 ; Лк.5:20–25 ). Само имя Иисус «показывает, что Он – истинный и по природе (vere et natura) Господь всех». Когда благочестивый и праведный Симеон Богоприимец берет в свои руки младенца Иисуса, то, исполненный Духом Святым, именует Его «спасением» (ср. Лк.2:30 ), потому что Иисус есть воистину Бог, Который как Слово по природе от Отца, а от Девы Он, Тот же Самый, по плоти. Иисуса сопровождают Божественные тайны и украшают Божественные свойства с самого рождения. При крещении же на Иордане Он открывает Себя как второе Лицо Пресвятой Троицы, как Сына Божия, как Бога. Сам Бог Отец голосом с неба свидетельствует о Нем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ; Лк.3:22 ; Мк.1:11 ). Те же самые слова Бог Отец повторил при преображении Спасителя на Фаворе, когда Спаситель беседовал со святыми пророками Моисеем и Илией о Своем искупительном страдании за спасение человеческого рода (см. Мф.17:5 ; Мк.9:7 ; Лк.9:35 ). Но самое убедительное доказательство того, что Иисус есть воистину Бог и Господь, дано нам в Его досточудном и славном Воскресении. Очевидной реальностью Своего воскресшего тела Спаситель неопровержимо влияет и на такого скептика, каким был апостол Фома, и тот восторженно и радостно восклицает: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ). «Апостол Фома осязал тело своего Господа,– говорит святой Иоанн Кассиан ,– и засвидетельствовал, что Он есть Бог, ибо Иисус не может отделяться от Бога». Как Воскресение Спасителя, так и Его Вознесение, и ниспослание Духа Святого на апостолов, являют и неопровержимо удостоверяют, что Иисус из Назарета – действительно Бог и Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

123 Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 67. 124 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. Беседа на книгу Бытия XXVI. СПб., 1898. С. 267. 125 Филарет (Дроздов), святитель. Т. 5. Указ. изд. С. 519. 126 Толковая Псалтирь 1 Цар. 2:1—10), песнь избавления, приводимая пророком Исаией (Ис. 12:1—6), молитва Товита после благополучного возвращения домой его сына (Тов. 13:1—18) и др. 127 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 321. 128 Молитва Евхаристического канона на литургии святителя Василия Великого. 129 Там же. 130 Исследованием акафистов долгое время занимался А. В. Попов, издавший в 1903 году замечательную книгу под заглавием «Православные русские акафисты». 131 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1879. С. 12—130. 132 Там же. 133 Указание пути ко спасению. М., 1885. С. 11. 134 Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 94. 135 Ср. молитвы: пророка Моисея (Исх. 33:12—23), царя Соломона (3 Цар. 8:22—53), пророка Илии (3 Цар. 17:21; 18, 36—37), царя Езекии (Ис. 37:15—20), пророка Иеремии (15, 15—18; 17, 13—18; 18, 18—23), священника Елеазара (3 Мак. 6:1—14), псалмы 142, 118 и др. 136 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 293 137 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 1—9. 138 Творения. Ч. 5. М., 1850. Сл. 137. С. 149. Ср.: Лествица. Сл. 28. Гл. 13. Указ. изд. С. 234. 139 Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 130. 140 Ср. покаянные молитвы: священника Ездры (1 Езд. 9:5—15; 2 Езд. 8:71—87), Неемии (Неем. 1:5—11), пророка Иеремии (Иер. 14:19—22) и пророка Варуха (Вар. 3:1—8). 141 Творения. Т. 3. М., 1899. С. 118. 142 Лествица. Слово 5. Гл. 13 и 6. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 61—62; ср.: Молитвы преподобного Ефрема Сирина. Ч. 7. М., 1852. С. 103—201. 143 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 129—130. 144 Там же. С. 130. 145 Там же. Т. 5. С. 46. 146 Ср.: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 400. (святые Варсонофий и Иоанн).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

8 . Возник Он, как отрасль, пред лицом Его (Господа), и как корень из земли сухой: нет вида на нем, нет красоты, чтобы можно было посмотреть на Него; нет благообразия, чтобы можно было возжелать Его ( Ис.53:2 ). 9 . Когда время проповеди Евангелия Его наступало, св. Иоанн Креститель, бывший Его Ангелом, призывал всех грешников к покаянию, и гласом своим наполнял всю пустыню, в которой жил с первых лет своих, сколь строго, столь и невинно. Народ около пятисот лет не видавший Пророков, признал нового сего Илию, и, по причине великой его святости, едва не принял его за Спасителя; но он сам показал народу Того, о Котором говорил: я не достоин развязать ремень у сапога Его. Я крещу вас водою, присовокупил он, но грядет сильнейший меня, Тот будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Лук.3:16 ). 9. Се Я посылаю Ангела Моего, и Он приготовит путь пред лицом Моим; и внезапно приидет ко храму Своему Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете; с грядет Он, глаголет Господь воинств ( Мал.3:1 ). 10 . Крещение Иоанна не омывало беззаконий, но предрасполагало к крещению Мессии. Иисус Христос соблаговоляет принять оное, несмотря на сопротивление Святого своего Предтечи, и когда Он вышел из воды и начал молиться, то Дух Святый снисходит на Него в смиренном, и прообразующем мире, в виде голубя: глас небесный произносит сии слова: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Коем все Мое благоволение. Вся Троица явилась ( Мф.3:17 ). 10 . Дух Господа на Мне, ибо помазал Меня Господь; благовествовать нищим он послал Меня, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным свободу, и связанным отверстие темницы, проповедовать благоприятное лето Господне, и день отмщения Бога нашего, утешить всех плачущих ( Ис.61:1–2 ). Иисус Христос хотел креститься, дабы примером своим одобрить благоговение крестившихся до Него; дабы, вмешавшись в толпу грешников, не пропустить случая сего к уничижению Себя, особливо же, дабы освятить воды и прикосновением Своим придать им плодовитость и силу возрождать чад Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Хотя некоторые слабые христиане по причине жестокости мучений отпадали от веры, но для большей части христиан мучения по­служили к большему очищению веры и нравов, к умножению числа веру­ющих, и к большей славе Церкви Христовой. Протестанты относят это пророчество ко временам реформации в рим­ской Церкви, начавшейся почти с XII века и кончившейся в XVI веке. Но этого мнения нельзя принять, потому что протестанты не только не очис­тили, но еще больше осквернили, расстроили Церковь Божию тем, что вновь произвели много ересей, которых не было и в латинской Церкви. О явлении Илии и Еноха пред вторым пришествием Иисуса Христа (Апок. 11:3–7) Св.Ипполит. «Владимирские епарх.ведом.», 1867 Даниил говорит: «И утвердит завет мнозем седмина едина: в поле же седмин отимется Моя жертва и возлияние» ( Дан.9:27 ). Он означил этими словами одну седмицу лет, последнюю, имеющую быть в последних временах, при конце всего мира: половину этой седмицы возьмут пророки Енох и Илия. Они, вовлеченные во вретища, будут проповедовать дней тысячу и двести шестьдесят ( Апок. 11:3 ), возвещая людям и всем народам покаяние. Ибо как два пришествия Господа и Спаса нашего указаны в Священном Писании: одно, первое, во плоти, было безславно по причине Его уничижения, как древ­ле пророчествовал Исаия, говоря: «Видехом Его, и не имяше вида ни доброты: но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих: человек в язве сый, и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице Его, безчестно бысть и не вменися» ( Ис.53:2–3 ), второе же пришествие Его будет славно, так как Он придет с небес со множеством ангелов и в славе Отчей, как говорит пророк: «Царя со славою узрите» ( Ис.33:17 ), – и другой пророк: «Видех, и се на облацех небесных яко Сын Человеч идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде, и пред Него приведеся: и Тому дадеся власть и честь и царство, и вси людие, племена и языцы Тому пора­ботают: царство Его царство вечное, еже не разсыплется» ( Дан.7:13–14 ); так и два предтечи предсказаны: первый – Иоанн, сын Захарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Разумеется, не о всех живущих на земле людях возносят свои молитвы святые Ангелы и угодники Божии. Мы знаем, например, что Авраам отказал богачу в просьбе помочь его братьям ( Лк.16:29 ). На это место Священного Писания часто ссылаются протестанты, считая, что оно подтверждает их мысли – святые не молятся о грешниках. Но это не так. Раз богач, терпящий муки в аду, взмолился к Аврааму, чтобы тот своим ходатайством перед Богом облегчил его страдания, значит, это возможно. Значит, и после смерти человек может обращаться к святым с просьбой. Отказал же Авраам богачу потому, что тот находился по ту сторону пропасти, которую нельзя перейти, а братья его дошли до такого нравственного ожесточения, что даже чудо не могло бы их исправить. Они впали в грех к смерти, а о таких людях само слово Божие запрещает всякую молитву ( 1Ин.5:16 ). Святые не могут знать о наших молитвах к ним, – возражают протестанты, – так как они не всеведущи. Да, Святые не всеведущи, всеведение принадлежит одному только Богу, но, находясь в благодати Божией, в Духе Святом, они еще на земле получают дар прозорливости, дар познания тайн далекого будущего и скрытых движений человеческого сердца. Дух Святой есть Дух истины, потому для озаренных Им не может быть границ ни во времени, ни в пространстве, ни в этой жизни, ни в будущей. Об этом мы читаем в Священном Писании. Так слепой пророк Ахия Духом узнал о приходе переодетой жены царя Иеровоама (ЗЦар.14:1–6); пророк Елисей провидел и разрушил коварные планы Царя Сирийского ( 4Цар.6:8–12 ); апостолу Петру было открыто о том, что Анания с женой своей Сапфирой утаили часть денег от продажи имения ( Деян.5:3–5 ). Святые пророки за сотни и даже тысячи лет с точностью предсказали время и место рождения Спасителя от Пречистой Девы ( Мих.5:2 ; Ис.7:14 ), Его земную жизнь ( Зах.9:9 ), страдания и крестную смерть ( Ис.53 ). Находясь на небе, у престола Божия, под постоянным воздействием Божественной благодати, Святые еще легче, чем в земной жизни, могут знать, что происходит на земле, еще скорее могут услышать наши молитвы. Святые на небе, как говорит Сам Господь, «равны Ангелам» ( Лк.20:36 ). А святые Ангелы, хотя и не всеведущи, но знают даже о покаянии каждого грешника на земле ( Лк.15:10 ), о жизни каждой вверенной им души. Откровение Иоанна Богослова свидетельствует о том, что святые Ангелы возносят к Богу «молитвы святых» ( Откр. 5:8; 8:3–4 ), то есть христиан, живущих на земле и освященных в Таинстве Крещения, а это значит, что они эти молитвы слышат и ходатайствуют за молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Особой темой, к которой подходит уже Ветхий Завет, является страдание и болезнь праведника. Эта болезнь не может быть ни карой, ни наказанием. Господь попускает ее, как испытание, как возможность, претерпевая мучение, засвидетельствовать непоколебимость своей веры, засвидетельствовать свою преданность Богу не только в благополучии, но и в страдании. Таковы болезни сквозь которые проводит Господь Своих праведников Иова и Товию. Наконец, величайший из ветхозаветных пророков — пророк Исайя — предвозвещая в 53 главе своей книги явление Отрока Господня, духовно прозревает тайну болезни и страдания, как искупительной жертвы за грехи мира: «Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем и ранами Его мы исцелились» (Ис 53:3-5). Таким образом, суммируя ветхозаветный взгляд на причину болезней, можно выделить следующие моменты: 1. Болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества. 2. Болезнь как наказание и кара за грех. 3. Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни. 4. Болезнь как испытание в верности. 5. Болезнь как искупительная жертва. Последнее во всей полноте осуществилось через вольное страдание и крестную смерть Спасителя. Необходимо отметить, что Евангелием устанавливается принципиально новое отношение к болезни: принимая своею болезнь с кротостью и терпением, видя в ней волю Божию, человек полагает начало крестоношению, т.е. добровольному следованию за Христом в страдании. Болезнь, ужасающая и бессмысленная для секулярного мира, становится осмысленным подвигом, направленным на становление души, на обретение духовного здравия, вхождением в тайну страдания и воскресения Христова. Другой очень важный аспект: нигде как в Евангелии не выражен призыв к соучастию и состраданию болящим. Эта идея доводится до своего предела: оказавший внимание болящему оказал его Самому Господу. В каждом страждущем Евангелие призывает видеть страждущего Христа.

http://pravoslavie.ru/37490.html

Ответ звучит следующий: «По Божеству Своему Сын Божий неразлучен с Отцом и Духом; по человечеству всегда был преисполнен Духа Божия. Для чего же Дух Святый сходит на Него теперь видимым образом? Для того, чтобы исполнилось предсказание, данное Иоанну: “На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым” (Ин. 1: 33). Для того, чтобы в Иисусе познали люди Сына Божия, Спасителя мира. Для того, чтобы в самом начале Нового Завета тайна Пресвятой Троицы, древле сокровенная, явилась и явственно открылась в идению и слуху человеческому». Итак, схождение Духа Святого в виде голубя имело, прежде всего, миссионерское значение. Это знамение предназначалось главным образом святому Иоанну Крестителю. V. О гласе Бога Отца Особенного внимания стоит стих: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 17). Предложение: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» – состоит из двух цитат. «Сей есть Сын Мой» – цитата из Пс. 2: 7. Каждый иудей видел в этом псалме указание на Мессию; «в Котором Мое благоволение» – цитата из Ис. 42: 1 (в синодальном переводе: «к которому благоволит душа Моя»). Это описание Страждущего Раба, которое получает свое завершение в Ис. 53. «“Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” – то есть на Котором Я успокаиваюсь, к Которому Я милостив», – поясняет блаженный Феофилакт. «“О Немже благоволих”, т.е. в Котором Я нахожу увеселение… Благоволение значит доброе желание, а доброе желание состояло в том, чтобы спасти людей; посему теперь сказал, что это есть Тот, в Котором Я желал людям добра, т.е. через Которого пришло спасение людей», – пишет Евфимий Зигабен. Итак, по творениям святых отцов, церковных писателей и современных христианских библеистов мы сделали попытку экзегетического осмысления одного из самых таинственных эпизодов Евангелия – Крещения Христова. Впрочем, разнообразие толкований говорит нам о том, что перед нами одна из тайн домостроительства нашего спасения. С ощущением этой тайны и, главное, с радостью о нашем Спасении во Христе встретим светлый праздник Крещения Господня.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/19/krewen...

1Кор.15:10 . «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Объясн. Благодать Божия даётся человеку даром, без всякой заслуги с его стороны: Тит.3:4–6 , но этим не отрицается необходимость таинств, чрез которые преподаётся членам Церкви благодать Божия, и самодеятельность человека: Деян.19:1 ; Еф.3:2–3 ; Евр.10:29 . Когда человек постарается в таинствах свободно принять в себя благодать Божию: Откр.3:20 , тогда только она начинает производить в нём своё благодатное действие: Ин.14:23 ; Евр.3:7–8 . Человек может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2:66:4 . 2Кор.4:15 . «Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию». Объясн. Этими словами апостол внушает нам, что вся жизнь наша, полная борьбы и страданий, сопровождающаяся победами и благодатными дарами для нас, должна рождать в нас чувство глубокой благодарности прославления Бога: 1Фес.5:18 ; 1Пет.4:11 . Флп.4:13 . «Всё могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе». Объясн. Благодать Божия делала то, что апостол и не евши не голодал, и ничего не имея был как богач: ст.12; 2Кор.6:10 . Где сила Божия, там исчезают немощи: 2Кор.12:9:4:10–11 . В этом смысле и должно понимать слова апостола: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Евр.4:16 . «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Объясн. Здесь апостол преподаёт нам ясное учение о той таинственной силе, которая подаётся нам свыше, от престола Божия, где восседает прославленный Христос: Евр.1:3 . Эта сила именуется благодатью (Святого Духа) и ясно различается от просвещения проповедью или чтением Слова Божия; ибо апостол пишет людям, несомненно, уже просвещённым верой: Евр.6:4 , и однако убеждает их дерзновенно приступать, искать и обретать благодать, как неисчерпаемый и всегда обновляющий дар. Эта благодать и подаётся нам в таинствах Православной Церкви: Ин.3:5:6:53–54 ; Мф.18:18 ; Иак.5:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010