«Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия      В это бедственное для народа иудейского время Господь поставил на защиту столицы величайшего пророка — Исаию. Он жил в Иерусалиме, имел жену, которую называет пророчицею (см.: Ис 8, 3). Свое служение он начал в год смерти царя Озии. Продолжалось оно около шестидесяти лет. Пророк Исаия принял мученическую смерть по повелению иудейского царя Манассии. По преданию, Его перепилили деревянной пилой между двумя кедровыми досками. В лице Исаии пророческое служение достигло духовного величия и силы. Иисус, сын Сирахов, пишет о нем: В его дни солнце отступило назад, и он прибавил жизни царю. Великим духом своим он провидел отдаленное будущее и утешал сетующих в Сионе; до века возвещал он будущее и сокровенное, прежде нежели оно исполнилось (Сир 48, 26–28). В пророческих видениях Исаии центральное место занимает Мессия. Перед Его приходом будет послан Предтеча (см.: Ис 40, 3). Мессия будет потомком Давида (см.: Ис 11, 1). Его зачатие и рождение будет чудесным: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис 7, 14). В Нем будет полнота Даров Святого Духа: премудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия, страха Господня (см.: Ис 11, 2). Он будет носить имена, которые будут указывать на Его Божеское достоинство: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (примирения) (см.: Ис 9, 6). Мессия будет соединять в Себе кроткий и смиренный нрав с великой духовной силой, чтобы утвердить на земле Свое Царство. Однако до Своей полной и окончательной победы Он добровольно предаст Себя на уничижение, страдания и смерть за грехи людей. Образ Страждущего Мессии нарисован пророком Исаией с изумляющей точностью, яркостью и полнотой, словно писал современник и очевидец: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис 53, 7). Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого. По словам святителя Кирилла Александрийского, «Исаия есть вместе пророк и апостол, его пророческие изречения имеют ясность евангельской проповеди» (Толкование на Исаию). В конце книги пророка Исаии говорится о Втором Пришествии Господа: вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою (Ис 66, 18). 6 июня 2017 г. Рейтинг: 7.5 Голосов: 268 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/104094.html

- ветхозаветное понимание эры Мессии и результат Его дела В прямой связи с ветхозаветным культом Яхве стоит Мессия - Помазанник ( Машиах). В Библии этим термином названы первосвященники ( Лев 4.3,5 ,16), пророки и цари ( Пс 105.15 ). В книге Пророка Исаии мессией Бога назван даже царь Кир ( Ис 45.1 ). В Библии имя Яхве непознаваемо, а имя Мессии (человека) неизвестно. Но оно будет явлено. Ожидаемая эра Мессии провозвещается самим Духом Господа Бога (Яхве) ( )(Ис. 61.1) и мыслится как эра исключительных даров этого Духа Божия. « Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны и юноши ваши будут видеть видения (Иоиль 2.28). Эти дары Духа как праведнику будут дарованы Мессии: «И почиет на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис. 11. 2-3). Образ самого Мессии мыслится как вечно существующий. «Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не пройдёт, и царство Его не разрушится» (Дан.7.13-14). Как человек Мессия испытает страдания (Ис. 53.2-11), понесёт «на Себе грех многих и за преступников сделаестя ходатаем» (Ис.53.12). Мессия принесёт победу, потому что «победа от Господа» (Яхве ) (Пртч. 21. 31; 1Прлп. 29.11). Итак, из контекста пророчеств следует, что результатами дела Мессии будут: явление Его человеческого имени, наступление в мире окончательной победы Господней и раздаяние праведникам трофеев этой победы - даров Духа Господа Бога (Яхае). - осмысления знака Иезекииля и знака креста в первые годы иудео-христианской евангельской традиции Латинский язык знает более десяти наименований-разновидностей креста (crux): (crux ansata, crux capitata, crux commissa, crux decussata, c rux dissimulata, crux florida, crux gammata, crux gemmata, crux immissa, crux patibula, cruxquadrata). Евангельская фраза πνω τς κεφαλς - super caput eius - «над головою Его» (Мф. 27.37) свидетельствует о том, что Христос был распят на кресте либо capitata, либо immissa. На этом кресте вертикальное древо поднималось над горизонтальным. На уровне таза могла делаться небольшая подставка, на которую осуждённый мог опереться, чтобы облегчить боль в руках и освободить диафрагму для дыхания. После длительной агонии он умирал от удушья.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Как же, скажут, апостолы привлекли к себе все народы? Как владеющий только одним языком иудейским мог убедить скифа, индийца, савромата и фракийца? Получив от Духа Святого благодатный дар многих языков для убеждения язычников; а для убеждения Израиля — дарование языков. Но иудеи не вняли убеждению, о чем, послушай, как говорит пророк: « худыми устами и на чужом языке … будут говорить к этому народу, но они не хотели слушать », глаголет Господь (Ис. 28:11–12). — Что может быть, яснее этого? Иудеи не уверовали, а язычники обратились; и это было предсказано. Послушай пророка Исаию, который ясно говорит: « Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. «Вот Я! вот Я!» говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим » (Ис. 65:1); а об израильтянах: « всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному » (Ис. 61:2); и еще: « взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли » (Ис. 53:2); и еще: « кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53:1)? Пророк не сказал: « учению нашему », желая этим показать, что апостолы не от себя говорили, но возвещали то, что слышали от Бога. Что наше богослужение превосходнее иудейского, о том предвозвестил Моисей, сказав: « Я раздражу » вас « не народом, народом бессмысленным огорчу » вас (Втор. 32:21); выражением: « не народом », он означил прежнее уничиженное состояние народа языческого, который и не считался народом по своей презренности, по невежеству, по безумию; но вера произвела в язычниках такую перемену, что они сделались гораздо досточтимее бывших в чести иудеев. Здесь же открыто, что это сильно тронет иудеев и они от того сделаются лучшими; ибо пророк не сказал просто: « предпочту », но указал и то, что исправление их произойдет от завистливого раздражения. « Я раздражу » вас « не народом », говорит он, как бы так говоря: Я дам им столько благ, что вы будете завидовать, что вы будете раздражаться. Это и сделало их лучшими. Те, которые видели расступившееся море, раздавшиеся камни, воздушные необыкновенные перемены и другие чудеса, или вернее — те, которые закалали своих детей и служили Веельфегору и предавались многим волхвованиям, после того, как явилась наша вера, которая гораздо предпочтительнее содержимой ими, так были раздражены завистию, что исправившись и смирившись, из зависти нам стали совершать то, чего не совершали, слушая пророков и созерцая чудеса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ведь не иначе, как только крестом совершено отъятие греха, о чем и Павел сказал: «Рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол. 2:14 ). Также когда сказал: «Он будет крестить вас Духом Святым» ( Лк. 3:16 ), пророчествовал о том, что имело последовать по воскресении. Но говорят: Иоанн знал, что Христос воскреснет и даст Святого Духа; а что будет распят, того не знал. Но как же бы Он воскрес, не пострадавши и не будучи распят? Чем же бы Иоанн был более пророка, если бы не знал того, что знали пророки? 3. Что Иоанн был больше пророка, засвидетельствовал сам Христос ( Лк. 7:28 ), а что пророки знали о страдании Христовом, известно всякому. Исайя говорит: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис. 53:7 ); а прежде этого свидетельства говорит: «Будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники» ( Ис. 11:10–11 ). Потом, говоря о страдании и о славе, за ним следующей, присовокупил: «И покой его будет слава». Этот пророк предсказал не только о том, что Христос будет распят, но и с кем: «И к злодеям причтен», – говорит он ( Ис. 53:12 ). Мало того, он предсказал даже и то, что Христос не будет оправдываться, когда говорит: «Он не отверзал уст Своих» ( Ис.53:7 ); и что будет осужден несправедливо, когда продолжает: во смирении Его суд Его взятся ( Ис.53:8 ). А прежде Исайи то же говорит Давид, и описывает самое судилище такими словами: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» ( Пс. 2:1–2 ). В другом месте говорит даже и об образе распятия: «Пронзили руки мои и ноги мои» ( Пс. 21:17 ), и со всею точностью изображает наглость воинов: «Делят, -:говорит,– ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» ( Пс.21:19 ). И еще в другом месте даже говорит, что поднесли Ему уксус: «Дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» ( Пс. 68:22 ). Итак, пророки за столько лет описывают и судилище, и осуждение, и распятых с Ним, и разделение одежд, и метание о них жребия, и весьма многое другое, что все перечислять теперь нет нужды, чтобы не продлить слова, а Иоанн, больший всех пророков, не знал всего этого? Возможно ли это? Почему же он не сказал: «Ты ли Тот, Который должен прийти во ад?», но говорит просто: «Ты ли Тот, Который должен прийти»? Но это было бы еще смешнее прежнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Деятельность Мессии по описанию рукописи 4Q521 носит универсальный характер и распространяется на все творение – на «небо и землю»: 1 [...не]бо и земля будут повиноваться Его Мессии, 2 [и все, ч]то в них, не отвратится от заповедей святых. Как известно, в еврейском языке не было слова для обозначения «вселенной», «космоса», поэтому для указания на полноту Божьего творения в Библии , начиная с первой строки книги Бытия, используется устойчивый оборот «небо и земля» (см. Быт.1:1 ) 100 . Такой же смысл эта фраза имеет и в кумранской рукописи, показывая, что грядущий Мессия будет действовать по отношению не к отдельным племенам или народам, а ко всем живущим, и ко всему вообще Божьему творению. Это вполне соответствует мессианскому символическому пророчеству Исаии о горе Господней : « 2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. 3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. 4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» ( Ис.2:2–4 ). 14. Четвертая песнь Слуги Господня (Ис.52:13–53:12) Четвертая песнь Слуги Ягве – самая известная из всех. Она исключительно важна, поскольку нарисованная в ней картина страданий Мессии за грехи человеческие и Его дальнейшего прославления исполнилась на Господе Иисусе Христе с точностью до малейшей детали. Поэтому в христианской Церкви данная перикопа книги Исаии считалась ветхозаветным Евангелием и ценилась очень высоко. Текст этой песни в Великом свитке находится в 44-ом столбце, причем столбец начинается с первого стиха четвертой песни. Поскольку в предыдущем, 43-м столбце, в последней строчке еще есть свободное место, очевидно, переписчик Великого свитка сознательно отнес начало четвертой песни Слуги в новый абзац. В Великом свитке песнь делится, в свою очередь, на три абзаца: 1) 52:13–52:15; 2) 53:1–8; 3) 53:9–12, что в целом соответствует современному делению четвертой песни на три части: 1) вводное краткое изложение основных идей; 2) страдания Слуги Ягве; 3) Его прославление.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Эра Мессии провозвещается Духом Господа Бога (Яхве) (Ис 61:1) и как эра исключительных даров Духа. Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения (Иоил 2:28). Дары Духа даруются Мессии как праведнику: И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис 11:2–3). Образ самого Мессии мыслится как вечный. Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное , которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан 7:13–14). Как человек Мессия испытает страдания (Ис 53:2–11), понесёт на Себе грех многих и за преступников сделается ходатаем (ср. Ис 53:12). Мессия принесёт победу. Потому что победа от Господа (см. Притч 21:31; 1 Пар 29:11). Итак, из контекста пророчеств следует, что результатами дела Мессии будут: явление Его человеческого имени; наступление в мире окончательной победы Господней; раздаяние праведникам трофеев этой победы, — даров Духа Господа Бога (Яхве). Осмысления знака Иезекииля и знака креста в первые годы иудео-христианской евангельской традиции Латинский язык знает более десяти наименований-разновид­нос­тей креста (crux): (crux ansata, crux capitata, crux commissa, crux decussata, crux dissimulata, crux florida, crux gammata, crux gemmata, crux immissa, crux patibula, crux quadrata). Евангельская фраза ™p£nw tÁj kefalÁj — super caput eius — над головою Его (Мф 27:37) свидетельствует о том, что Христос был распят на кресте либо capitata, либо immissa. На этом кресте вертикальное древо поднималось над горизонтальным. На уровне таза могла делаться небольшая подставка, на которую осуждённый мог опереться, чтобы облегчить боль в руках и освободить диафрагму для дыхания. После длительной агонии он умирал от удушья.

http://pravmir.ru/pechat-dara-duha-svyat...

2:7). О болящих: « послал слово Свое и исцелил их » ( посла слово свое и исцели я ) (Пс. 106:20); о грешниках: « Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни » ( сей грех наша носит ) (Ис. 53:4); о воскрешении мертвых: « Оживут мертвецы Твои » ( воскреснут мертвии ) (Ис. 26:19); об удерживаемых (в аде) душах: и вы, во тьме сидящие, свет возсиял вам (Ис. 9:2). О Каиафе и Ироде: « Князья народов собрались с Авраамом» ( князи людстии собрашася… ) (Пс. 46:10); об Иуде: « человек… который ел хлеб мой, поднял на меня пяту » ( ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание ) (Пс. 40:10); о синагоге иудеев и архиереев: « положим [ ядовитое ] дерево в пищу его » ( приидите и вложим древо в хлеб его ) (Иерем. 11:19); о разбойнике одесную: « десница Господня творит силу » ( десница Господня сотвори силу ) (Пс. 117:16); о гробе: « положил меня в ров преисподний » ( положиша мя в рове преисподнем ) (Пс. 87:7); о терновом венце: «виноградник мой вместо гроздий произрастил терния»; об искушении диаволом: « враг поносит Господа » ( враг поноси Господеви ) (Пс. 73:18); о наименовании Сыном человеческим: « над сыном… которого Ты укрепил Себе » ( и на сына, егоже укрепил еси себе ) (Пс. 79:18); о погребении Его: « Ему назначали гроб со злодеями » ( и дам лукавыя вместо погребения его ) (Ис. 53:9); о воскресении: « Восстань, что спишь, Господи! » ( востани, вскую спиши Господи ) (Пс. 43:24); о вознесении: « Восшел Бог при восклицаниях » ( взыде Бог в воскликновении ) (Пс. 46:6); о горнем сидении: « сиди одесную Меня » ( седи одесную мене ) (Пс. 109:1). И зачем еще много говорить? Целых пророчеств, прославляющих благодать Христову, не высказывают даже провозвестники (их). Желаешь знать непоколебимость прекрасной истории, что о Новом Завете живописует Ветхий, и что устрояется здесь, то там прикровенно начертывается? Смотри: Он там пребывает подле кущи Авраама с двумя ангелами, и здесь с двенадцатью учениками входит в дом Закхея. Смотри: Он там двух братьев призвал к священству и здесь двух братьев избрал в апостольство; Моисей и Аарон среди священников Его, Петр и Андрей среди апостолов Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Что же людям делать, чтобы примириться с небом? Господь призывает всех к примирению с Собой: «Очиститесь… перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1: 16–17). И вот это покаянное делание пророк называет – постом, а не только традиционное воздержание от пищи. Именно такой всеохватный пост угоден Богу. Начало у книги Исаии получилось постовое. А конец ее – страстной. 53-я глава книги повествует о страдающем Христе: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое… мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши… и ранами Его мы исцелились… род Его кто изъяснит?.. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха… когда же душа Его принесет жертву умилостивления… воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (Ис. 53: 3–10). Сперва разносится страшная весть о Христовых страданиях и смерти («погребен у богатого»). И за ней следует благая весть о Христовой победе над смертью («воля Господня… будет исполняться рукою Его»). Это уже Пасха! Пророк Исайя Между началом и концом книги, о которых выше было сказано, открывается изобилие других пророчеств. Есть среди них предельно знаменитые, есть и малоизвестные. Знаменитейшие слова записаны в книге пророка Исаии : «Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). Это ли не знамение? Сын Человеческий рождается от Девы без земного отца, а в вечности Сын Божий рождается от Отца без матери. И народ Божий радостно восклицает, глядя на Богочеловека Иисуса Христа: «С нами Бог». Это и значит в переводе имя «Еммануил». Другие знаменитые слова пророческой книги произносит священник во время церковного причастия, каждый раз: «Се, прикоснуся сие устнам твоим, и отымет беззакония твоя и грехи твоя очистит» (Ис. 6: 7). Впервые эти слова услышал Исаия от огненного серафима. Кому интересно узнать точные обстоятельства, посмотрите, – главу я указал.

http://pravoslavie.ru/69970.html

352 Именно слова 11-ой главы 4 ст.: «жезлом уст Своих поразит землю и духом уст Своих убьет нечестивого». 353 собственно «сосущий», «младенец», затем «сучек», извлекающий сок из самого дерева – матери; , следовательно, соответствует словам и в 11:1; как и дальнейшие слова 53:2: «и как отпрыск от корня» сходны с в 1-м стихе той же 11 главы. 354 Ср. Исаии 22:16, 18, где также упоминается о приготовлении гробницы, как принадлежности почетного погребения; а с Ис.22:16, 18 и 14:19 очень сходно место 51:1, – единство образа выражения не совсем удобопонятное, если указанные места принадлежат трем-четырем писателям. 356 В частности, ср. ст. 2-й с 60:1–3; стих 3-ий слова: «ты умножишь народ» ср. с 60:22 или 4, так как в последнем, очевидно, имеется в виду то же, что в ст. 18-м и дал. главы 49-й, т. е. умножение народа. Слова стиха 3-го: «увеличишь радость Его. Он будет веселиться пред Тобою» ср. с 60:5, 15; слова ст. 3-го: «при разделе добычи» ср. с 60:5–7. Стихи 4 и 5 ср. с 60:17–18, 10, 12, 14–15. 357 Может казаться, что сказанное здесь о Рабе Господа отличается от слов 11:2 об Эммануиле: «исполнит Его дух совета и крепости», так как «дух крепости» – есть то же, по-видимому, что «дух мужества», а в 50:4 идет речь о нравственном укреплении изнемогающих. Но, с одной стороны, было бы односторонне ограничивать «дух крепости» понятием воинской доблести; с другой, – в гл. 50 мысль о нравственной крепости Раба Господня представляется под образом непобедимости Его со стороны всех «вооружающихся» (7–11 ст.). Об одинаковости духовных качеств Раба Господня и Эммануила можно заключать также из 5 и 10 стихов главы 50-й. Здесь Рабу Господа приписывается то свойство, которое в 11:3 обозначается словами: «исполнит Его... дух страха Божия». 358 См. 54:11–12: «вот, я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров... ограду твою из драгоценных камней». 359 Из последней, кроме указанного выше соответствия слов «испытанный» (о Камне) и «изведавший (болезнь» – о Рабе Господа, 53:3), следует обратить внимание особенно на употребление слова – «верующий в Него» в 28:16 и 53:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Сейчас большинство исследователей согласно в том, что такой перевод неправильный. Во-первых, еврейский текст допускает такой перевод («Князь собрания будет убит ими», , «гэмиту»), но грамматическое предпочтение следует отдать варианту с обратным значением («Князь собрания убьет его», , «гемито») 116 . Во-вторых, идея убийства Князя собрания, понимаемого как Отрасль Давида, совершенно не соответствует смыслу толкуемого в 4Q285 места из Исаии 10:33–11:1, поскольку далее в 11-й главе у Исаии говорится, что Отрасль от корня Иессеева «будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» (11:4). Поэтому в данном фрагменте рукописи 4Q285, который является всего лишь комментарием и активно использует библейские идеи, конечно же, речь идет о том, что «Князь собрания, росток Давида убьет его»; кого «его» из самой рукописи неясно, но, с учетом библейского текста, можно утверждать, что «нечестивого». Правильным переводом 4-й строки будет выражение «Князь собрания, росток Давида убьет его» 117 . 16. Особенности Ис.53:11 в Великом свитке: воскресение Слуги Ягве 53:11 Синодальный перевод : «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник (, «цадик»), Раб Мой (, «авди»), оправдает (, «йацдик») многих и грехи их (, «ваавонотам») на Себе понесет». Буквальный перевод М.Д. Муретова : «От страдания души Своей увидит – насытится : через познание Его [Свое] оправдает (, «йацдик») Праведник (, «цадик»), Раб Мой (, «авди») многих и грехи их (, «ваавонотам») Он понесет» 118 . В масоретском тексте имеется странная конструкция « увидит – насытится » ( , «рэе йисба»), которую М.Д. Муретов пытается объяснить так: Мессия «с услаждением увидит» или «насладится, видя» плоды Своих дел 119 . Не исключено, что масоретский текст поврежден и должен быть восстановлен по Великому свитку Исаии, содержащему стих 53:11 в 19-ой и 20-ой строках 44-го столбца вместе с важным дополнением: в 19-ой строке вместо масоретского варианта (, «нафэшо», «души Своей») 2-ое слово рассматриваемого стиха имеет чтение («души Его»); а после 3-го слова 11-го стиха (, «йире») в 1QIs a добавлено слово («ор», «свет»).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010