Между тем, проповедь Иоанна Предтечи и крещение, им совершаемое, возбудили внимание Синедриона в Иерусалиме. Старейшины народа Иудейского решились послать к нему священников и левитов, чтобы узнать, не Мессия ли он? Посольство нашло его по другую сторону Иордана, в Вифаваре. Посланные спрашивают: «кто ты?» Иоанн объявляет прямо, что он не Христос. Они говорят: «так что же? ты Илия?» Многие из Иудеев веровали, что Илия, вознесшийся на небо, перед пришествием Мессии, сойдет опять на землю, и сделает нужные приготовления к принятию Его, как Царя. Иоанн отвечает, что он не Илия. Спрашивают далее: «ты (известный) Пророк?» Вероятно, разумели здесь Иеремию, о котором говорили, что он, во время разрушения Иерусалима и храма Халдеями, вынес ковчег со скрижалями Завета, сосуд с манной и жезл Ааронов, и скрыл в одной пещере горы Навав, и, что, перед пришествием Мессии, он воскреснет, и эти вещи опять откроет, (сн. 2Мак. 2:4–8 ). Иоанн говорит на это: «Нет». Посланные продолжают: «кто же ты? Чтобы нам принести какой-нибудь ответ тем, которые послали нас: что ты говоришь сам о себе?». Он говорит: «я – голос вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу! ( Ис. 40:3 ) как сказал пророк Исайя». Ученые Фарисеи не обдумали этих слов, которые, однако же, решали все их недоумения. Они предлагают еще вопрос: «что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни Пророк?» Иоанн отвечает: «я крещу в воде; но среди вас есть уже, Которого вы не знаете. Он идет вслед за мною, хотя был прежде меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его». После этого посольства, на другой день, Иоанн видит, идущего к нему, Иисуса, и говорит: «се, Агнец Божий, Который принимает на Себя грех мира. Именно о Нем я и говорил: – вслед за мною идет Муж, Который был прежде меня, потому что Он, древнейший, предо мной. – И я не знал, что Он таков; а, между тем, я должен был крестить в воде для того, чтобы Он явлен был Израильскому народу. Кто послал меня крестить водою, Тот сказал: – «на Кого ты увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем; Тот есть, Крестящий Духом Святым», – и я свидетельствую, что видел, как Дух, подобно голубю, сходил с неба, и почил на Нем; и утверждаю, что это – Сын Божий». 5. Первые последователи Иисуса Христа: Андрей, Иоанн, Симон Петр, Филипп и Нафанаил (Ин. 1:35–51)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Наша надежда впрочем не чрез Моисея и не чрез закон; иначе не было бы различия между вами и нами. Но я читал. Трифон, что должен быть некогда последний закон и завет крепчайший всех других, который надлежит соблюдать всем людям, желающим получить наследие Божие. Закон, данный на Хориве, есть уже ветхий закон и только для вас, иудеев, а тот, о котором я говорю, — для всех людей вообще; новый закон, положенный над законом, отменяет древнейший, и завет последующий подобным образом уничтожает прежний. Нам дарованы закон вечный и совершенный и завет верный, это — Христос, после которого нет более ни закона, ни постановления или заповеди. Не читал ли того, что говорить Исаия: «послушайте Меня. послушайте. люди Мои, и внемлите Мне, цари: от Меня выйдет закон и суд Мой во свет народов; приближается скоро правда Моя, и явится спасение Мое, и на мышцу Мою будут уповать народы» (Ис. 51:4–5). О том же новом завете Бог говорит чрез Иеремию: «вот придут дни, говорит Господь, и Я сделаю новый завет с домом Израилевым и с домом Иудиным, — не такой, какой положил Я с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской» (Иер. 31:31–32). Итак если Бог предвозвестил, что Он установит новый завет и притом такой, который будет светом для народов, а мы видим и уверены, что именем этого самого распятого Иисуса Христа люди обратились к Богу от идолослужения и другого беззакония, и до смерти пребывают в своем исповедании и сохраняют благочестие; то все могут понять и из самых этих действий и из сопровождающих их чудес, что Он есть новый закон и новый завет и упование тех, которые из всех народов ожидали благодеяний от Бога. И мы, которые приведены к Богу чрез этого распятого Христа, мы — истинный духовный Израиль и род Иуды, Иакова, Исаака и Авраама, который в обрезании получил свидетельство и благословение от Бога за свою веру и был назван отцом многих народов: — как это будет доказано в дальнейшем рассуждении моем. 12.  Я сверх того присоединил и другие слова Исаии, где он восклицает: «послушайте слова Мои, и будет жива ваша душа, и сделаю с вами вечный завет, — самое верное воздаяние Давиду: вот его я дал в свидетельство народам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Одновременно это и знак нового царства, нового порядка, где «Господь воцарился». Однако это эсхатологическое завтра обеспечивает миропорядок и законность в этом мире также образом креста, который следует рассмотреть. Передача Закона Осмысление Креста и распятия в Древней Церкви неотделимо связано с темой нового миропорядка. Закон, в котором жил Ветхий Завет, по словам апостола Павла, «изнемог», потому что «делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2, 16) и что «законом никто не оправдается перед Богом, это ясно» (Гал. 3, 11). По словам апостола, в Ветхом Завете «мы заключены были под стражею закона до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3, 23-24). Христос (Ветхий Деньми) передает Закон Моисею. Мозаика мавзолея св. Констанции (Рим), около 345 г. Вопрос закона — один из центральных, который обсуждает Иустин Философ с Трифоном Иудеем. «Закон, — говорит он, — данный на Хориве, есть уже ветхий закон и только для вас, иудеев, а тот, о котором я говорю, — для всех людей вообще; новый закон, положенный над законом, отменяет древнейший, и завет последующий подобным образом уничтожает прежний. Нам дарованы закон вечный и совершенный и завет верный, это — Христос, после которого нет более ни закона, ни постановления или заповеди» . И далее мученик в качестве правоты своих слов приводит слова пророчества: «Не читал ли ты того, что говорит Исаия: “Послушайте Меня, послушайте, люди Мои, и внемлите Мне, цари: от Меня выйдет закон и суд Мой во свет народов; приближается скоро правда Моя, и явится спасение Мое, и на мышцу Мою будут уповать народы” (Ис. 51, 4-5)». Апостол Павел, также говоря о проповеди среди обрезанных и необрезанных, отличает последователей Ветхого закона от не знавших его новообращенных язычников: «Бог не взирает на лицо человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных, ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, и узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им — к обрезанным» (Гал. II, 6-9).

http://bogoslov.ru/article/6176142

Помимо обличений общего характера Павел выдвигает против иудеев три конкретных обвинения: в краже, прелюбодействе и святотатстве. Все три имеют параллели в проповеди Иисуса. О книжниках Он говорил: «Сии, поядающие домы вдов... примут тягчайшее осуждение» ( Мк. 12:40 ). Фарисеев, саддукеев и книжников Он называл «родом лукавым и прелюбодейным» ( Мф. 12:39; 16:32 ), обвиняя фарисеев в том, что они, позволяя развод, подают повод прелюбодействовать ( Мф. 19:3–9 ; Мк. 10:2–12 ). Торгашей в храме Иисус обличал в том, что они превратили храм в вертеп разбойников ( Мф. 21:13 ; Мк. 11:17 ; Лк. 19:46 ), а фарисеев – в том, что они клянутся золотом храма и жертвенником ( Мф. 23:16–22 ). Слова «ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» являются аллюзией на Ис. 52:5 : «И теперь что у Меня здесь? говорит Господь; народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Мое бесславится». Обличения Павла в адрес иудеев созвучны и словам 49-го псалма, в которых Бог обращается к грешникам: Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои] ( Пс. 49:16–21 ). Знаком принадлежности к богоизбранному народу было обрезание. Однако Павел настаивает на том, что самого по себе обрезания недостаточно для того, чтобы угодить Богу. Более того, он считает плотское обрезание необязательным, тем самым по сути отрицая основной «догмат» иудаизма, его главный вероучительный базис. 84 Павел вводит понятие обрезания, «которое в сердце, по духу, а не по букве». Здесь уместно вспомнить ветхозаветное выражение «необрезанное сердце», указывающее на непослушных Богу иудеев ( Лев. 25:41 ; Иер. 9:26 ), и призывы обрезывать крайнюю плоть сердца, обращенные к народу израильскому ( Втор. 10:16; 30:6 ; Иер. 4:4 ). Можно также вспомнить предсмертную речь Стефана, где он называл иудеев «людьми с необрезанными сердцами и ушами» ( Деян. 7:51 ). Такие понятия, как духовное обрезание или обрезание сердца, в иудейской среде времен Павла были достаточно распространены, и ему не приходилось изобретать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Страждущие за служение правде не должны бояться гонителей: «Кто сделает вам зло, – спрашивает ап. Петр, – если вы будете ревнителями доброго? Но если вы страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь» ( 1Пет.3:13–14 ). – «Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь» ( Ис.51:7 ). Кто терпеливо переносит гонения, угоден Богу: «То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» ( 1Пет.2:19 ). Верные должны переносить гонения терпеливо: «Что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки. Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» ( 1Пет.2:20 ). Надежда на будущую славу должна поддерживать гонимых за правду: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф.5:10 ). – «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнения с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим.8:18 ). 4. Святоотеческие свидетельства о гонениях за правду. I. Св. Иоанн Златоуст , обличая тех, кои не понимают причины посылаемых бедствий на служителей правды, ропщут на Провидение, как бы требуя отчета в Его путях, говорит: «Не безрассудно ли, не крайнее ли безумие: когда врач режет нас, жжет и дает горькие врачевства, мы не испытываем, терпеливо повинуемся ему, даже благодарим его, несмотря на то, что последствия всего этого неизвестны для нас, что подобными операциями часто доводят больных до смерти; напротив, стараемся постигнуть беспредельную, неизреченную, неисследимую и непостижимую Премудрость Божию, силимся разгадать, почему и для чего то или другое бывает так или иначе, зная твердо, что Премудрость сия не погрешает, что благость Божия беспредельна, Промышление Его неизреченно, что все, ниспосылаемое Им, ведет к благой и полезной цели, только бы мы сами не препятствовали тому, – что Он не желает ничьей погибели, но всем хочет спастись? Не крайнее ли это безумие, что мы хотим судить Того, Который один хочет и может нас спасти, судить в самом начале, не дождавшись даже конца происшествий? Я разумею конца не в настоящей жизни, хотя он часто открывается и здесь, но в жизни будущей; ибо та и другая жизнь одну имеют цель – наше спасение и прославление. Они разделены временем, но соединены целью. Так, зима и весна сменяют одна другую, но та и другая одну имеют цель – созрение плодов; то же бывает и с нами. Итак, когда видишь Церковь в рассеянии и крайнем утеснении, лучших членов ее гонимыми, убиваемыми, самих предстоятелей в изгнании, взирай не на это одно, но и на то, что последует за сим, – на воздаяние, награды, почести и венцы; ибо «претерпевый... до конца, той спасен будет» ( Мф.10:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Христос воскресе, братия! – Отчего эти слова так радостны? Почему мы и в детстве, и в юности, в зрелом возрасте и старости ждём с нетерпением Светлого Христова Воскресения? – Посмотрите, братия, в Светлую утреню на лица верующих! Вы увидите одинаково сияющими и невинное личико дитяти, и жизнерадостное лицо юноши, и серьёзное лицо взрослого, и глубокое задумчивое лицо седовласого старца. Да, увидите одинаково сияющими, одинаково ликующими и трепетно-восторженно отвечающими „воистину воскресе“ на приветствие „Христос воскресе“. – Отчего это, братия? Отчего мы ныне так торжествуем? – Оттого, братия, что смерть нам теперь не страшна, потому что мы теперь знаем, что за смертью последует наше воскресение для вечной блаженной жизни со Христом. – Вот что говорит о воскресении Сам Господь: „Наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия: и изыдут творившие доброе в воскресение жизни, а делавшие злое в воскресение осуждения“ ( Ин.5:28–29 ). И ещё: „Когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе“ ( Ин.14:3 ). – Когда же это будет? Когда придёт Господь во славе с ангелами судить мир, и после суда „пойдут грешники в муку вечную, а праведники в жизнь вечную“ ( Мф. 25 гл.). – Это учение Господа о воскресении мёртвых с большец подробностью раскрыли нам святые апостолы. Вот как учит о воскресении апостол Павел: „Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие, Когда же тленное сие облечётся в нетленное и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победой“ ( Ис.25:8 ). Смерть, где твоё жало? ад! где твоя победа? ( Ос.13:14 ). ( – 1Кор.15:51–55 ). – И ещё: „Не хочу оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды; ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем“ ( 1Фес.4:13–18 ). – Итак, нет теперь смерти для нас, а есть лишь временное упокоение, после которого настанет воскресение. – Так вот отчего радостно нам Светлое Христово Воскресение! Оно вещает нам о победе нашей над смертью духовной, – избавлении от рабства диаволу и греху, и об избавлении от смерти вечной. Потому и Церковь так светло празднует этот праздник. Во всём году нет более торжественного и радостного богослужения, как на Святую Пасху.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

юное, небесное, не употреблявшееся, простое, детское, истинное имя), которое будет благословляемо на земле (Ис. 63:15). Опять Он образно называет нас жеребятами, не носившими ярма греховного, свободными от уз зла; в простате чувства устремляющимися к Отцу; не конями, ржущими на жену ближнего (Иер. 5:8), но свободными и новорожденными; играющими от радости веры, скачущими вперед к истине; быстро движущимися по пути к спасению, ногами попирая и круша вещи сего мира. Ликуй от радости, дщерь Сиона; торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле (Зах. 9:9; Быт. 49:И). Не удовлетворился выражением на осле, но прибавил на молодом и указывает этим на помолодение человечества, произведенное Христом, и на никогда не стареющее небесное бытие простых чувством. Яснее смысл наименования детьми раскрыл нам Господь по поводу происшедшего между апостолами спора, кто из них больше (т. е. властнее). Тогда Господь поставил между ними дитя и сказал: Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18:3). Имя дети употреблял Он, следовательно, не для обозначения несовершеннолетнего возраста, как полагали некоторые; и слова Его: Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное не как вздор какой нужно понимать; потому что мы не маленькие дети, которым свойственно валяться на земле; и мы не ползаем по ней змеями, как делали то некогда, извиваясь всем телом для достижения цели безрассудных желаний; напротив, с чувством, обращенным вперед, отвращаясь от мира и грехов, лишь краями одежд своих касаясь земли, как если бы мы только видимым образом принадлежали земному миру, стремимся мы к мудрости священной, которая лишь людям, изощрившимся во зле (Пс. 51:4), кажется глупостью (1 Кор. 2:14). Поистине дети, следовательно, суть те, которые признают единого Бога Отцом, состоя людьми простыми, невинными и чистыми почитателями Единорога. К движущимся вперед в Логосе (Слове) взывает Он и говорит, что не должны они заботиться о вещах земных и приглашает их лишь к Отцу обращаться, подражая детям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Замеч. При сем не излишне иметь в виду то, что важнейшие предметы, раскрываемые во второй части, можно находить и в первой; напр. бесконечное величие Иеговы пред всем миром ( Ис.2:11–22 , сл. 40:10 и сл.), ничтожность идолов ( Ис.27:9–11, 19:3 и сл.), заглаждение всех грехов благодатию ( Ис.4:4, 33:24 и др.), призвание языков к Мессии ( Ис.2:2–4 и др.), обращение самих иудеев ( Ис.11:11–16 ) и проч. Есть места и буквально сходные, например: сл. Ис.11:6–7 , с Ис.65:25 , или Ис.35:10 сл. с Ис.51:11 и др. Целые отделения первой части (напр. 11 и 12 гл. 25 и 26:32–35 гл.) имеют самое близкое сходство и сродство с последнею частию книги. 2) Образ раскрытия предметов во второй части тот же, как и в первой. Так в той и другой предметы, даже самые таинственные, обыкновенно представляются не в символических видениях, но раскрываются с наглядною ясностью. Во второй части указываются прямо и с точностью имя и дела освободителя иудеев из вавилонского плена, также многие обстоятельства земной жизни Спасителя: подобно сему в первой с точностью же определяется время гибели современных врагов Израиля (гл. 7 и 8), прямо указывается рождение Спасителя от Девы, появление Его в Галилеи и пр. Притом, сам созерцая ясно сокровенные предметы, или живо ощущая истину, пророк внушает сию истину и другим со всею силою, и представляет свой предмет в самом полном свете. От того замечается в той и другой части его книги необычайная широта и поразительность в раскрытии; в той и другой – обилие воззваний, блистательных картин и описаний, – и к пророчествам присоединяются хвалебные песни 100 . Наконец, в той и другой части замечается едва ли не более, нежели у других пророков, строгой последовательности. И в первой, и в последней части есть целые не малые отделения, в которых мысли текут ровно и последовательно 101 . Кроме сходства в сих главных чертах, свойственных преимущественно Исаии, обе части его книги сходны между собою во многих частностях и подробностях, относящихся к раскрытию того или другого предмета. Так в той и другой образами служат: металл и изгарь ( Ис.1:22, 48:10 ), хождение или сидение во тьме ( Ис.9:2, 47:5 ), закрытые глаза ( Ис.6:10, 44:18 ), ночь и утренняя заря ( Ис.8:22: 58:8 ), покрытие покрывалом ( Ис.22:8 по евр. подлин. 47:2), венец гордости и славы ( Ис.28:1, 62:8 ) и проч. Там и здесь те же примеры из истории Авраама и Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1120 См.: Лк. 6:20. 1121 Ср.: Быт. 1:22. 1122 См.: Пс. 45 44:2. 1123 Ср.: Ис. 12:3. 1124 См.: Пс. 82 81:3—4. 1125 См.: Пс. 72 71:4. 1126 См.: Пс. 72 71:11. 1127 См.: Пс. 9:18—19. 1128 См.: Ис. 3:14—15. 1129 Вставка, по мнению Кройманна. 1130 См.: Лк. 6:21. 1131 См.: Ис. 5:26. 1132 См.: Ис. 49:10. 1133 См.: Ис. 65:13. 1134 См.: Лк. 6:21. 1135 См.: Ис. 65:14. 1136 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Разгляди». 1137 См.: Пс. 126 125:5. 1138 См.: Ис. 61:1. 1139 См.: Мф. 5:3; Лк. 6:20. 1140 См.: Ис. 61:1. 1141 См.: Лк. 6:21. 1142 См.: Ис. 61:2. 1143 См.: Лк. 6:21. 1144 См.: Ис. 61:3. 1145 Игра слов: Наес si statim admissus Christus administravit. 1146 См.: Лк. 6:22. 1147 См.: Ис. 51:7. 1148 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Так как Ему была предсказана гибель». 1149 См.: Ис. 52:5; Рим. 2:24. 1150 Источник цитаты неизвестен. 1151 О ненависти язычников к христианскому имени см. третью главу «Апологетика» Тертуллиана. 1152 Конъектура Кройманна. В рукописи: «и». 1153 См.: Лк. 6:23. 1154 Употреблен глагол suggillare. Выше действия Христа по отношению к преследователям пророков обозначались словами suggillans («укоряя») и suggillatio («укор», переведено: «укорять») (Tert. Adv. Marc., IV, 15, 1). 1155 См.: Лк. 6:24. 1156 Конъектура Кройманна. В рукописи: «громаду возведения обеих систем воспитания». 1157 См.: Втор. 30:19. 1158 Конъектура Кройманна. В рукописи: «его же». 1159 Конъектура Кройманна. В рукописи: «дабы мне также и в этом суждении показать Христа принадлежащим Творцу, обогащающему » 1160 Ср.: 3 Цар. 3:9—10. 1161 Ср.: 3 Цар. 3:13. 1162 См.: Лк. 6:24. 1163 Слова «Ибо, — говорит, — вы получили свое утешение, — конечно, от богатств, от их славы и доходов мира сего» Кройманн помещает сюда. В рукописи они находятся ниже, после слов «приписывает богатым пороки, сопутствующие богатствам». 1164 Другой возможный перевод: «Но пороки, сопутствующие богатствам, обращают в Евангелии на богатых то «Горе! " " . 1165 Конъектура Кройманна. В рукописи: «конечно». 1166 См.: Втор. 8:12—14.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

   Если несомненна связь подлинного пророчества Исайи об Ассирии (14:24—27) с пророчеством о Вавилоне (13—14:23), то несомненна и подлинность пророчества Исайи о Вавилоне.    В рассматриваемых пророчествах Исайи заметно много сходства по языку и оборотам речи с неоспариваемыми критикою отделами из книги Исайи. Например, Господь «воздвигнет знамя» и соберет им врагов Вавилона: Ис.13— ­­ Ис.5:26; 30:17; уподобление Содому и Гоморре: Ис.13­­ Ис.1:7, 9; 3:9; уподобление жене родильнице: Ис.13:7—8 ­­ 19:16—17; поражающий жезл: Ис.14:5—6 — ­­ Ис.9:3; 10:5; 14:29; «остаток» народа: Ис.14— ­­ Ис.10:20; 17:3; 21:14—17. Это слово у филологов критического направления, например у Гезениуса и Кнобеля, служит доказательством подлинности Ис.21:14—17 (Сот. ьв. Ies. 1, 670. Knobel. Ies. 179 s.). Вообще в каждом почти стихе спорных глав заметно подобное сходство. Кроме того, доказательством подлинности и древности рассматриваемых пророчеств служит очевидное знакомство с ними древних пророков. Например, призыв «освященных» врагов Ис.13­­ Соф.1и др.; особенно же несомненное знакомство видно у Иеремии в 50 и 51 главах и у Иезекииля в 32 гл.     Пророчество о Моавитянаос: 15—16 глл. Пророк предсказывает ночное, внезапное разрушение моавитских крепостей: Ар-Моава и Кир-Моава. Он уже слышит и видит рыдания, стоны и траур жителей разных моавитских городов (Ис.15:1—4). Печали моавитян соболезнует и сам пророк и также рыдает об опустошении и ограблении моавитской страны (5—7 стт.). Кровью убитых наполнены моавитские реки (8—9 стт.). Для облегчения своей участи пророк предлагает моавитянам снарядить посольство к Сиону с просьбою принять моавитских беглецов (Ис.16:1—5). Но Сион отвергает это гордое и неискреннее посольство (6 ст.), чем опять вызывает общий моавитский плач (7—8 стт.). Снова пророк выражает свое участие в плаче по опустошенным моавитским виноградникам (9—11 стт.). Боги, молитвою коим будут моавитяне напрасно утомлять себя, не помогут им (12 ст.). Изложенную речь пророк признает пророчеством, изреченным издавна. Ныне же, заключает пророк, через три наемничьих года, Господь унизит величие Моава и оставит от него небольшой остаток (13—14 стт.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010