Вопрос: Обязательно ли посещать церковь или просто достаточно изучать Библию, ведь главное чтобы Бог был внутри нас? Отвечает игумен Пимен (Цаплин): Сама Библия научает нас посещать церковь и не просто посещать, а молитсья в ней, т. к. она есть дом молитвы. Как в Ветхом Завете Бог даровал храм Свой народу Своему, как величайший дар благоволения Своего за благочестие народа, и наоборот, за нечестие народа, как величайшим наказанием. Бог угрожал отнятием храма (3 Цар. 9, 6-7; Плач 1, 4), так и в Новом Завете храмы будут существовать, " доколе не придет прежде отступление... так что в храме Божием сядет он (антихрист), как Бог, выдавая себя за Бога " (2 Фее. 2, 3-4), а до тех пор Храм Божий есть место особого присутствия Божия (1 Пар. 22, 10; 28, 11-19; 3 Цар. 9, 3; Деян. 15, 16; Мк. II, 17). Храмы устрояются для славы Божией (Пс. 62, 3; 28, 2, 9; 2 Пар. 2, 5). " Дома молитвы " , " молитвенные дома " , или " храмы Божий " , суть места, которые нарочито приспособлены для богослужения и молитвы: Мф. 21,12. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, Мф. 21, 13. и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. Ср.: Ис. 56, 7. Мк. 11,17. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. Ср.: Ис. 56, 7. Лк. 19,46. Говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников. Ср.:Ис.5б,7;Иер.7,11. Лк. 19, 47. И учил каждый день в храме. Деян. 16, 13. В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. Деян. 16, 16. Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка. Так как в эти храмы собирается Церковь (общество христиан), то и самые храмы потому называются " церквами " (сопоставим: " дом " - " церковь " ): 1 Кор. 11,22. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? Похвалить ли вас за это? Не похвалю.

http://pravoslavie.ru/6412.html

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66     Пророки и пророчества Имя . Пророки назывались у евреев nabi, т. е. «говорящий». Слово это имеет корнем глагол, сохранившийся и теперь в арабском языке, – nabaa ­ давать весть. За правильность такого понимания термина nabi говорит и соответственное ассирийское выражение nabu ­ звать, а также эфиопское nababa ­ говорить. Но если этот эпитет «говорящие» (nebiim) придавался только некоторым лицам, то под ним разумелись, очевидно, особые люди, которые заслуживали своими речами исключительного внимания и уважения, словом, люди, посланные Богом для возвещения Его воли. Таким образом, слово nabi должно обозначать вестника Божественного откровения. Такой же смысл имеет и термин греческой Библии – προφητης, которым LXX передают еврейское выражение nabi. Кроме того, евреи называли пророков roéh – видящий, chozéh – прозорливец. Эти оба названия указывают на то, что возвещаемое пророком получено им в состоянии видения или особенного восторга (см. Чис.24:3–4 и сл.). Но так как взор пророка направлялся и на внешнюю жизнь еврейского государства, даже на будущее его, то пророки иногда назывались zophim, т. е. стражи ( Иер.6:17 ; Ис.56:10 ), которые должны предупреждать свой народ об угрожающей ему опасности. Назывались также пророки пастырями ( Зах.10:2 ; Зах.11:3, 16 ), которые должны заботиться о порученных им овцах – израильтянах, мужами Божиими и др. Сущность пророчества . Если пророки должны были возвещать людям получаемые ими от Бога откровения, то, очевидно, Бог входил с ними в тесное внутреннее общение. Он должен был говорить с ними и они – с Богом, и Бог , действительно, приходит к ним и говорит с ними, как со своими друзьями, о том, что Он намерен совершить, объясняет им свои планы. В этом и состоит настоящая сущность пророчества. Поэтому уже Авраам называется пророком и другом Божиим ( Быт.20:7 ; Иак.2:23 ). «Могу ли Я, – спрашивает Бог , – скрыть от Авраама то, что Я намерен с делать?» ( Быт.18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Провидение, Промысл Провидение Божие есть непрерывное попечение Бога о всех Своих делах: И до старости вашей Я тот же буду [говорит Господь], и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас ( Ис.46:4 ). Провидение Божие обнаруживается · в сохранении течения природы: Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки ( Пс.103:5 ). Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдете; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут ( Иер.5:22 ); · в обладании и управлении силами и стихиями: По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творите молнии среди дождя и изводите ветер из хранилищ Своих ( Иер.10:13 ); · в сохранении Своих тварей: Не две ли малые птицы продаются за ассарий [мелкая монета]? и ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего ( Мф.10:29 ); · в удовлетворении нуждам Своих тварей: Не уподобляйтесь им [язычникам], ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него ( Мф.6:8 ). Взгляните на птиц небесных; они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их ( Мф.6:26 )? · в господстве над царями и народами: Он [Бог] изменяет времена и лета; низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным ( Дан.2:21 ); · в наказании народов Своим судом: И буду преследовать их мечом, голодом и моровою язвою, и предам их на озлобление всем царствам земли, на проклятие и ужас, на посмеяние и поругание между всеми народами, куда Я изгоню их [царя и народ] ( Иер.29:18 ); · в подаянии и отнятии жизни у каждого: Видите ныне, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня; Я умерщвляю и оживляю; Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавить от руки Моей ( Втор.32:39 ); · в направлении сердца и поведения каждого: Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его ( Притч.16:9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ад См. еще Смерть – О смерти вечной. Ад есть а) место мучения: Умер богач, и похоронили его; и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде, и прохладил язык мои, ибо я мучусь в пламени сем ( Лк.16:22–24 ); б) вечное наказание: Многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ). И пойдут сии в муку вечную ( Мф.25:46 ). Праведно пред Богом оскорбляющим вас воздать скорбью, в явление Господа Иисуса с неба, в пламенеющем огне совершенного отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели ( 2Фес.1:6–9 ). Дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью ( Откр.14:11 ). Ад изображается как а) вечный огонь: Если рука твоя, или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки, или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный ( Мф.18:8 ) 9 . Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример: так точно будет и с мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти ( Иуд.1:7–8 ); б) огненное озеро: Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное ( Откр.20:15 ). Боязливых и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою ( Откр.21:8 ); в) неугасающий огонь: Увидят трупы людей, отступивших от Меня: червь их не умрет и огонь их не угаснет ( Ис.66:24 ). Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым ( Мф.3:12 ; Лк.3:17 ); г) геенна огненная: Кто скажет брату своему: «безумный», подлежит геенне огненной ( Мф.5:22 ). Бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне ( Мф.10:28 ). Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? ( Мф.23:33 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание     Содержание Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64     Предисловие    Превосходство пророка Исайи весьма ясно можно видеть и из самой книги его, но в совершенстве показывает это апостол Павел, который знал лучше всех добродетели его и говорил Св. Духом. Объясняя смелую речь пророка, нераболепный образ мыслей, высокий ум и большую ясность пророчества о Христе, он выразил все это одним словом: «А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне» (Рим. 10:20). Велика также и сострадательность этого пророка. Он не только восставал против народного безумия и с великой смелостью, свободной речью и высокими мыслями возвещал евреем угрожавшие им скорбные обстоятельства, но и сам среди этих обстоятельств скорбел и сокрушался не меньше подвергшихся им и плакал горче угнетенных ими. Таковы были обыкновенно, можно сказать, все пророки и святые: расположением своим к руководимым ими они превосходили любовь отцов и далеко превышали силу природы. Действительно, никто и никогда не пламенел такою любовью к своим детям, с какою они умирали за руководимых, скорбели, плакали, молили Бога о страждущих, шли вместе с ними разделять их бедствии, делали и терпели все для того, чтобы избавить их от вышнего гнева, и от угнетающих обстоятельств. Никто не может быть так способным к принятию власти, как душа любомудрая и умеющая сострадать. Потому и великого Моисея Бог возвел на престол народного водительства, что он еще прежде делами показал свою любовь к народу и после говорил: «прости им грех их»: потом «изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал»(Исх. 32:32). И этот самый пророк, видя погибель их, говорил: «оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего» (Ис. 22:4). Иеремия составил пространный плач по разрушении города.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3401...

Сошествие в ад. Н. Кошелев. 1900 г. Тайна Воскресения Христова обусловлена тайной Его Страстей и Его Смерти. «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день» (Лк. 24: 46). И в этим смысле не меньшее удивление вызывает и сама Его смерть, ведь Христос «смертию смерть поправ и сущим во гробех (находящимся во аде. – прот. О.С. ) живот даровав». То есть Своею смертью Он умертвил смерть физическую и духовную для каждого из нас, уверовавших во имя Его: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13: 14). Смерть смерти Блаженный Августин писал: «Где смерть? Ищи ее во Христе, потому что она уже не существует: она была, но теперь смерть мертва. О Жизнь, о Смерть смерти! Будьте добросердечны, и смерть умрет и в вас. Что случилось в Главе, произойдет и в других членах: в нас тоже умрет смерть. Но когда? При скончании века, при воскресении мертвых, в которое мы верим и в котором не сомневаемся… Слова эти даны ликующим, чтобы вам было о чем размышлять, что воспевать в сердце вашем, на что всем сердцем надеяться, что искать верой и добрыми делами» . Таким образом, и Его Страсти, и Его Смерть, и Его Воскресение совершаются «нас ради человек и нашего ради спасения». Своими Страстями (страданиями) Христос освобождает и исцеляет и нас самих от власти греха, греховных склонностей и страстей. «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53: 5). Его Смерть – источник нашего очищения ! «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1: 7). Его Воскресение – источник нашего оправдания ! «Который (то есть Христос. – прот. О.С .) предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4: 25). Еще в Пятикнижии Моисея было изречено: «когда зайдет солнце и он (то есть грешник. – прот. О.С .) очистится, тогда может он есть святыни, ибо это его пища» (Лев. 22: 7). Уточнение: этот ветхозаветный стих «тогда может он есть святыни, ибо это его пища» в христианском прочтении пересекается с известными словами Сына Божия: «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6: 55). И в этом прочтении слова: «когда зайдет солнце и он очистится» – обретают пророческий смысл, указывая на известное событие евангельской истории: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце…» (Лк. 23: 44–45). И действительно, смерть Сына Божия на Кресте, когда и зашло чудесным образом солнце, «очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1: 7).

http://pravoslavie.ru/112033.html

10 . Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! Ср. „приготовьте путь Господу“.... ( Ис. 40:3 ) „равняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего“ ( Ис. 57:14 ). „Вот Я подниму руку Мою к народам и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах“ (Ис. 49ср. 11–12). Величественный восстает пред нами образ народов, идущих к счастью вечной жизни одними вратами, к Тому, который глаголал: „Аз есмь дверь“! ( Ин. 10:9 ). Но чтоб придти к Нему, надо идти не широким путем животных страстей, а тесными вратами обуздания своего я и сосредоточения всех духовных сил своих на одной цели-достижения царствия Божия, как единого блага ( Мф. 7:13–14 и Мф. 13:45–46 притча о жемчужине). Вот Господь взывает к посланным Его: равняйте дорогу, убирайте камни с пути, поднимите Мое знамя для всех народов! Пусть идут ко Мне! 11 . Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. 12 . И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным, городом неоставленным. Ст. 11 сравни с торжественным входом Господа в Иерусалим (Мф. 21и след.) с Ис. 40:9–10 ; с Зах. 9:9 . Это событие есть начало всемирной проповеди всей земле: „грядет Спаситель твой“! И будет еще момент, когда чада Божии уже с вечною радостью встретят Спасителя и Судию своего в последний день. Он Первый и Последний, „награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним“. В ст. 12 граждане Сиона и нового Иерусалима, которые суть Христиане, составляющие Церковь Божию, называются народом святым ( 1Пет. 2:9 ), как указывало пророчество гл. LXI, 6 (см. прим.); „искупленным дорогою ценою“ ( 1Кор. 6:20 ) „кровию Агнца, закланного за нас“ ( Откр. 5:9 ), „Который и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле“ ( Откр. 5:10 ) – на земле обновленной и украшенной, на которую сходит новый святый град Иерусалим ( Откр. 21:1–2 ). К этому новому, просветленному Иерусалиму и относятся последние слова ст. 12: „тебя назовут взысканным, городом неоставленным“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Многие отцы показывают совершившееся исполнение во Христе ветхозаветных пророчеств о царстве Израиля (т.е. тех самых пророчеств, исполнения которых только еще ожидают хилиасты). Свт. Иоанн Златоуст : «Аврааму обещал Бог всяческих, что в семени его благословятся все народы; семенем же его по плоти был Владыка Христос, Который в тоже время имеет вечную державу и царство непреходящее. На это и указывает упоминание о тысяче родов, потому что это выражение не означает числа лет, но множество поколений указывает на неизменность и вечность, или даже на бесчисленность в единстве» («Беседа на псалом 104», 2). И в другом месте: «Иное в Писании должно понимать так, как сказано, а иное в смысле переносном, – напр., когда говорится: «волк будет жить вместе с ягненком» ( Ис.11:6 ). Мы не разумеем здесь ни волков, ни агнцев, ни пастбищ, ни вола, ни тельца, но под видом бессловесных представляем нравы людей» («Беседа на псалом 46», 1). О пророчестве Михея ( Мих. 4 ) он говорит так: «Иерусалим был тогда училищем земли, и хотевшие получить радость, украситься и просветиться здесь, научались нужному… Действительно оттуда произошло утешение для всей вселенной, оттуда радость и веселие, оттуда источники любомудрия, там распят Христос, оттуда вышли апостолы: «от Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима» ( Мих. 4:2 )» («Беседа на псалом 47», 1) 7 . Прп. Нил Синайский : «О том что царь и подданный, грешный и праведный, сильный и немощный будут питаться одною и тою же верою, говорит Исаия, а именно: по пришествии Христовом «пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем, и телец и юнец и лев вкупе пастися будут» ( Ис.11:6 )» (письмо 3.23, Дуксу Кастору). Блж. Феодорит Кирский : «Еранист. Из сего я уразумел ясно, что пророк предсказал пришествие Христа Спасисителя нашего. Православный. А что предложенное тебе толкование правильно, в сем ты убедишься из следующих затем слов пророка: «И пастися будут вкупе волк со агнцем» и проч. ( Ис.11:6 ), – чрез что показывает как несогласие нравов, так и единство веры. Порукою за истину сего пророчества служит опыт: ибо и изобилующих богатством и угнетенных бедностию, рабов и господ, начальников и подчиненных и верховных владык вселенной, – принимает одна купель, всем подаются одни дары, всем предлагается одна таинственная трапеза, и каждый верующий получает равную часть» («Еранист», беседа 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

б) язычников: Воспойте Господу новую песнь. Явил Господь спасение Свое, и открыл пред очами народов правду Свою. Все концы земли увидели спасение Бога нашего ( Пс.97:1–3 ). Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли ( Ис.49:6 ). Все концы земли увидят спасение Бога нашего ( Ис.52:10 ). Говорю вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю ( Мф.8:11–12 ). Видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников ( Лк.2:30–32 ). Придут с востока, и запада, и севера, и юга, и возлягут в царствии Божием ( Лк.13:29 ). Спасение а) тщательно исследовано пророками: Иисуса Христа, не видевши, любите, достигая верою вашею спасения душ; к сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, предсказывавших о назначенной вам благодати ( 1Петр.1:8–10 ); б) открыто в евангелии: Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божья ко спасению всякому верующему ( Рим.1:16 ). Услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши во Христа, вы запечатлены обетованным Святым Духом ( Еф.1:13 ); в) возвещено сначала иудеям: На горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь ( Иоиль.2:32 ). Я послан только к погибшим овцам дома Израилева ( Мф.15:24 ). Спасение от иудеев ( Ин.4:22 ); г) и язычникам после отпадения иудеев: Павел и Варнава с дерзновением сказали иудеям: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли ( Ис.49:6 ; Деян.13:46–47 ). Да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат ( Деян.28:28 ). От падения иудеев спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность ( Рим.11:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

123 Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 67. 124 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. Беседа на книгу Бытия XXVI. СПб., 1898. С. 267. 125 Филарет (Дроздов), святитель. Т. 5. Указ. изд. С. 519. 126 Толковая Псалтирь 1 Цар. 2:1—10), песнь избавления, приводимая пророком Исаией (Ис. 12:1—6), молитва Товита после благополучного возвращения домой его сына (Тов. 13:1—18) и др. 127 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 321. 128 Молитва Евхаристического канона на литургии святителя Василия Великого. 129 Там же. 130 Исследованием акафистов долгое время занимался А. В. Попов, издавший в 1903 году замечательную книгу под заглавием «Православные русские акафисты». 131 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1879. С. 12—130. 132 Там же. 133 Указание пути ко спасению. М., 1885. С. 11. 134 Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 94. 135 Ср. молитвы: пророка Моисея (Исх. 33:12—23), царя Соломона (3 Цар. 8:22—53), пророка Илии (3 Цар. 17:21; 18, 36—37), царя Езекии (Ис. 37:15—20), пророка Иеремии (15, 15—18; 17, 13—18; 18, 18—23), священника Елеазара (3 Мак. 6:1—14), псалмы 142, 118 и др. 136 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 293 137 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 1—9. 138 Творения. Ч. 5. М., 1850. Сл. 137. С. 149. Ср.: Лествица. Сл. 28. Гл. 13. Указ. изд. С. 234. 139 Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 130. 140 Ср. покаянные молитвы: священника Ездры (1 Езд. 9:5—15; 2 Езд. 8:71—87), Неемии (Неем. 1:5—11), пророка Иеремии (Иер. 14:19—22) и пророка Варуха (Вар. 3:1—8). 141 Творения. Т. 3. М., 1899. С. 118. 142 Лествица. Слово 5. Гл. 13 и 6. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 61—62; ср.: Молитвы преподобного Ефрема Сирина. Ч. 7. М., 1852. С. 103—201. 143 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 129—130. 144 Там же. С. 130. 145 Там же. Т. 5. С. 46. 146 Ср.: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 400. (святые Варсонофий и Иоанн).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010