Из Слова Божия мы узнаём, во-первых, что клятва установлена и освящена Самим Богом ещё для народа Израильского: «Господа Бога твоего, – говорит Бог чрез Моисея, – бойся и Ему (одному) служи (и к Нему прилепись), и Его именем клянись» ( Втор.6:13:10:20 ). «Если кто отдаст ближнему своего осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрёт, или будет повреждён, или уведён, так что никто сего не увидит, клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить» ( Исх.32:10–11 ; Иер.4:1–2 ). Ветхозаветные пророки предсказывали, что во времена Мессии даже и сами язычники будут клясться Именем Бога истинного. «Кто будет клясться на земле, – говорит прор. Исайя, – будет клясться Богом истины» ( Ис.65:16 ; ср. Ис.19:18 ). Во-вторых, Священное Писание ясно даёт видеть, что клятва была во всеобщем употреблении и в Ветхом и Новом заветах. Ею клянутся патриархи. Так, например, патр. Авраам клялся Богом Авимелеху ( Быт.21:23–24 ), клялся Моисей ( Нав.14:9 ), клялись Давид и Ионафан ( 2Цар.21:7 ; 3Цар.1:17:29–30 ). Клялся апостол Павел ( Рим.1:9:9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:21 ; 2Тим.2:14:4:1 ). Клянутся Ангелы ( Дан.12:7 ; Откр.10:5–6 ). Клянётся, наконец, Сам Господь Бог . «Мною клянусь», – говорил Он Аврааму, обещая ему Своё особенное благословение ( Быт.22:16–18 ; Пс.88:4–5 ; Ис.45:23 ; Иез.33:11 ). Апостол Павел пишет; «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою... Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:13–17 ). Когда первосвященник иудейский обратился к Спасителю с вопросом, сопровождаемым клятвою, говоря: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.28:63 ), – то Спаситель не отверг этой клятвы, а уважил её, давши прямой ответ о Божестве Своём: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Миссионерская памятка избранных стихов св. Писания 1) О Церкви Христовой 2) О священ. Писании е) Итак, догматический закон Моисея в силе и в Новом Завете. Мф. 5:17–18 . Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророки. Иоан. 5:39,46 . Исследуйте Писания, ибо вы думаете... Деян. 8:32–35 . Филипп... начав от сего Писания ( Ис. 53:7–8 ) Примечание , как к настоящей, так и к последующим памяткам: 1). Подбор указаний на тексты предназначается ко вложению в Библию или Нов. Завет. 2) Но предварительно требуется ознакомиться подробнее со стихами и объяснением их по книге: «Меч духовный» или «Щит веры», дабы знать смысл каждого стиха. 3) Знаком вопроса отмечены стихи, которыми сектанты делают возражения, а знаком – краткий ответ на эти возражения. 4) На стихах, пред которыми поставлен знак ? следует внимательно остановиться, и отметить их в Библии разъясняющими цитатами. 5) Ответы на возражения могут быть весьма разнообразны. 6) Более веские стихи по данному вопросу следует подчеркнуть. 7) Тексты, состоящие из многих стихов, означаются в цитатах многоточием. 3) О чтении и толковании свящ. Писания а) Истин. смысл Писания не всем доступен Мф. 22:29. Заблуждаетесь, не зная Писаний. 2Петр. 1:19 . Вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему… Колос. 4:16 . Прочитанное послание передать... 1 Фесс. 5: 27. Прочитать сие послание всем святым. д) В Священ. Писании возвещаются такие тайны, проникнуть в которые и для Ангелов является делом только желательным 1Петр. 1:2 . Им... открыто было... во что желают проникнуть Ангелы. 1Тим. 3:16 . Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти. ж) И Апостолам не вдруг открывалось разумение Писания Лук. 24:45 . Тогда отверз им ум к уразумению писаний. 4) О свящ. Предании г) Строгие прещения противн. Предания Гал. 1:8–9 . Если бы... не то что мы благовеств... анафема. (Писаний новозаветных сначала не было). 5) О соборах Церкви г) Необходимость введения новых правил благочиния в Церкви вытекает из понятия о самой Церкви, как теле живом, которое в своих членах

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

свящ. Георгий Завершинский Диалог веры Чтить устами и сердцем Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его. Лк. 6:45   «Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих», – говорит Христос, обращаясь к фарисеям и книжникам (см.: Ис. 29:13 ; Мф. 15:8 ; Мк. 7:6–7 ). Они упрекали Его за учеников, видя, как те с немытыми руками садятся за стол, чтобы вкушать пищу. Фарисеи привыкли следить за чистотой тарелок, кружек, котлов и скамей, что входило в обязательное правило, которое необходимо было исполнять, как закон Божий. Иисус, обращаясь к ним, говорит: «Ничто входящее внутрь человека не оскверняет его, но оскверняет то, что исходит изнутри человеческого сердца» (ср.: Мк. 7: 15 ). Никакая пища не может осквернить человека, потому что входит не в сердце, а в чрево – человеческий желудок, где переваривается согласно закону естественному, а не придуманному человеком. Это Богом данный закон существования мира. Всякая пища переваривается в желудке, и, тем самым, как говорит Христос, она очищается ( Мк. 7:19 ). Однако человека оскверняет то, что исходит из его сердца, потому что именно изнутри исходят злые помыслы и любодеяния, злоба и убийства, зависть и корысть, сребролюбие и многие другие известные нам пороки. На все это человека побуждает его сердце, а не естественный закон природы. Иисус обращает внимание на то, что в нас происходят естественные процессы. Согласно законам человеческой природы, устроенной Богом, наш желудок работает независимо от нашего желания, и пища, которую мы поглотили, тут же переваривается. Это процесс, которым мы фактически не управляем, а вот сердцем управлять мы можем. Нам даны воля и разум, сердце и совесть – все это нужно употребить так, чтобы из нас перестали исходить злые помыслы, гнев, злоба, негодование. Мы способны остановить действие злой воли. Поэтому Христос, обращаясь к фарисеям и книжникам, справедливо упрекает их со словами, что они привыкли очищать внешнее, а о внутреннем не заботятся: «...вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей...» ( Мк. 7:11–12 ). То, что приносят в дар Богу как особую жертву на Храм, включает заботу о родителях, и человек, принося эту жертву со словом «корван», оставляет всякое попечение о матери и об отце. Тем самым неявно стала нарушаться непосредственная заповедь Божья (см.: Исх. 20:12 ), к чему привыкли, считая как бы частью закона то, что было лишь «преданием старцев».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

Добрые речи происходят из доброго сокровища сердца ( Мф. 12:35 ). Если же не очистит кто-либо свое сердце от недобрых речей, бодрствовать не может. Ибо если он думает, что говорит слушателям, то не приемлются его слова и отвергаются, не имея капли благодати Святого Духа. Желающий же принести некую пользу словом пусть попросит от Бога Слова слово во отверзение уст его, как и Исаия заповедует: Господь дает мне язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово ( Ис. 50:4 ). И продолжает:послушайте мене, и жива будет во благих душа ваша ( Ис. 55:3 ). Приточник же говорит: Сотове медовии словеса добрая, сладость же их изцеление души ( Притч. 16:24 ). Ибо те [речи], которые для спасения говорятся, приносят сладость и исцеление душе.Разумный же в вещех изобретатель благих ( Притч. 16:20 ). И: устне облобызают отвещающие словеса благая ( Притч. 24:26 ). И:устне гладки сердце покрывают прискорбно ( Притч. 26:23 ). И опять-таки: Слово жестоко воздвизает гневы, язык мудрых добрая свесть ( Притч. 15:1–2 ), ибо исцеление языка есть древо жизни. И вновь: Уста праведного каплют премудрость, и устне мужей праведных каплют благодати ( Притч. 10:31–32 ), уста же смиренных поучаются премудрости ( Притч. 11:2 ). И вновь: От плодов уст душа мужа наполнится благих, воздаяние же устен его воздастся ему ( Притч. 12:14 ). И тотчас: Устне льстивые исправляют свидетельство. Лесть в сердцы кующаго злая: хотящии же мира возвеселятся ( Притч. 12:19–20 ). Песнопевец же: Отрыгну сердце мое слово благо ( Пс. 44:2 ) и: Господь даст глагол благовествующим силою многою ( Пс. 67:12 ). И: Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою ( Пс. 50:17 ). Пишет же и Павел, говоря: Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому ( Кол. 4:6 ). И к римлянам: Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею ( Рим. 1:11–12 ). И вновь: каждого из вас… мы просили… и умоляли поступать достойно Бога ( 1Фес. 2:12 ). Посему если кто-то считает, что он получил дарование учительства от Бога, то пусть говорит со смиренномудрием, чтобы и других назидать, чтобы не быть обвиненным как скрывший талант ( Мф. 25:18, 25–30 ). Тот же, кто еще не получил дарования этого, тот пусть молчит и не произносит речей праздных от сердца своего, чтобы не услышать: Грешнику же рече Бог: Вскую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими; Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси [ Col. 1621 ] словеса Моя вспять ( Пс. 49:16–17 ). Ибо добрый человек, говорит Господь, из доброго сокровища сердца своего, то есть благодати Святого Духа, выносит доброе ( Лк. 6:45 ). Ему же слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

5. Сколько даров Духа Святого, и какие они? На этот вопрос в «Православном исповедании» дается следующий ответ: «даров седмь». О них Писание говорит в Апокалипсисе: «и седмь свечников огненных горящих пред престолом, иже суть седмь духов Божиих» ( Откр. 4:5 ). Сии дары Духа были, или лучше сказать, Сам Дух был во Христе обильнее и совершеннее, нежели во всяком другом человеке, как говорит пророк: «и почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: и исполнит его Дух страха Божия» ( Ис. 11:2, 3 ). Сие подтверждает св. Иоанн, говоря: «И слово плоть бысть и вселися в ны, исполнь благодати и истины, и видехом славу Его, славу яко единородного от Отца... И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать» ( Ин. 1:14, 16 ). Ибо во Христе был Дух, как Единосущный Ему по Божеству, Который исполнял Его мудростию и благодатию, по словам: «Отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бе на нем» ( Лк. 2:40 ). Все сие должно разуметь о человеческом естестве Христовом. Первый дар есть мудрость, именно мудрость сходящая свыше, о которой говорит апостол: «мудрость свыше, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несомненна и нелицемерна» ( Иак. 3:17 ). Сей мудрости противоположна мудрость плотская, по словам апостола, «яко в простоте и чистоте Божией, [а] не в мудрости плоти, но благодатию Божиею жихом в мире» ( 2Кор. 1:12 ). Против сей плотской и мирской мудрости тот же апостол, заимствуя свидетельство из Ветхого Завета ( Ис. 29:14, 33:18 ), говорит: «погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергну. Где премудр? где книжник? где совопросник века сего? Не обуи ли Бог премудрость мира сего?» ( 1Кор. 1:19, 20 ). Второй дар Св. Духа есть дар разума, или разумения таин и воли Божией. О нем так учит Писание: " и всякий мудрый умом, емуже дана есть премудрость и хитрость в них, разумети творити вся дела, яже ко святыни надлежащая, по всем, елика заповеда Господь» ( Исх. 36:1 ). И о Данииле и бывших с ним отроках говорит: «даде им Бог смысл и мудрость во всякой книжней премудрости: Даниил же разумен бысть во всяком видении и сониих» ( Дан. 1:17 ). И в другом месте: «Тогда отверзе им ум разумети Писания» ( Лк. 24:45 ). И апостол: «да даст убо тебе Господь разум о всем» ( 2Тим. 2:7 ). Разуменно сему противоположно неразумие и неверие. Господь говорить: «о несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы» ( Лк. 24:25 ). И в другом месте говорит апостол: «Тако ли несмысленни есте? наченше духом, ныне плотию скончаваете?» ( Гал. 3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поздравление митрополита Тихона (Шевкунова) читателей «Вольного Странника» с Рождеством Христовым Главный редактор издательства Псково-Печерского монастыря митрополит Тихон (Шевкунов) поздравил читателей со светлым праздником Рождества Христова. Рейтинг: 9.8 Голосов: 484 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Татьяна 11 января 2021, 11:33 Спаси ,Господи,Вас Владыко Тихон и всю вашу братью. Уже почти год как на весь мир обрушилась смертельная зараза. И сейчас у нас нет такой возможности часто посещать храмы. Я постоянно передаю записки в ваш монастырь о здравии и об упокоении. Всегда знаю, что все будет исполнено и Господь не оставит нас благодаря вашему участию. Спасибо всем вам за вашу службу и ваши молитвы. Сергиево Посадский район, г. Хотьково. Галина И. 10 января 2021, 10:17 Драгоценный Владыка, мира и радости Вам во Святом Духе на многие лета! Берегите себя Христа ради, мы Вас любим! " Будешь ли переходить через воды, Я с тобою,- через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламень не опалит тебя " (Ис. 43,2)! С праздником и попразднством Рождества Христова Вас и всех Ваших сподвижников на ниве Божией, на передовой духовного фронта! " Я дам им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей " (Ин. 10,28). Ну а нам дай Бог не сломаться, не выйти из убежища Его и не сказать: " Вот я, Господи,...пошли другого! " (Исх.3-4). Претерпевши все, да будем радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения нашего! анна 8 января 2021, 17:45 Спаси Господи владыку Тихона за Веру, Надежду и Любовь!!! рб. МАРИНА 8 января 2021, 08:16 СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКУ ТИХОНА И ВСЕХ ЕГО ПОМОЩНИКОВ И СОРАТНИКОВ ! ПУСТЬ НЕ ОСКУДЕВАЕТ В СЕРДЦАХ ЛЮДСКИХ ЛЮБОВЬ !!!! галина гурьевна 7 января 2021, 19:48 Спаси Господи, дорогой Владыка за жизнеутверждающее поздравление. Вашему рыжему " Владыке " привет от кошачьих послушников. рБ Марина 7 января 2021, 18:45 СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКА ТИХОН!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!

http://pravoslavie.ru/136610.html

Вера и слово 21 ноября 2008 г. Программа III Православного фестиваля СМИ «Вера и слово» Пансионат «Лесные дали», 24-27 ноября, 2008   24 ноября, понедельник Память Монреальской Иверской мироточивой иконы 19.0019.30 Концерт детского хора Черноостровского монастыря 19.30 — 21.00 Общая встреча. Знакомство участников   25 ноября, вторник Память иконы Божией Матери «Милостивая» 8.30 – 9.45 Регистрация участников 10.00 Открытие. Краткий молебен Приветствия. Выступления: Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии Д.Ф. Мезенцев, заместитель председателя Совета Федерации РФ В.А. Фадеев, генеральный директор медиахолдинга «Эксперт» , президент МедиаСоюза Прот. Владимир Силовьев, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви Е.К. Зелинская, член Общественной палаты, вице-президент МедиаСоюза Прот. Георгий Коваленко, пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ П.О. Толстой, ведущий программы «Воскресное время» С.В.Чапнин, ответственный редактор газеты «Церковный вестник» 14.30 – 16.00 1. Организация работы редакции. Ведущий: Владимир Легойда, журнал «Фома» 2. Круглый стол «Роль и место молодежных СМИ в миссионерской деятельности Церкви». Ведущий: Сергей Чапнин, ИС РПЦ 3. Мастер-класс: «Что интересно общественным СМИ в церковной тематике. Формирование формата подачи информации. Построение репортажа.» Ведущие: Марина Борисова, Дмитрий Соколов-Митрич, журнал «Русский репортер» 16.30 – 18.00 1. Круглый стол «Перспективы развития церковных СМИ». Отв: Юлия Данилова, журнал «Нескучный сад» 2. Мастер-класс «Профессионализм в православной теледокументалистике». Ведущий: А. Лобачев-Дворецкий, продюсер православного ИА «Русская летопись», Ярославль 3. Круглый стол «Соловки: попытки коммерциализации святыни и информационная борьба вокруг них» Ведущий: Дмитрий Сладков, Вячеслав Столяров 19.00 – 21.00 Презентация православных СМИ Украины. Отв: прот. Георгий Коваленко, пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ 21.00 – 22.00 Просмотр видеофильмов   26 ноября, среда

http://e-vestnik.ru/docs/progr_3vis/

     На вопросы прихожан отвечает известный миссионер протоиерей Олег Стеняев – Отец Олег, как понимать слова Христовы: «…дана Мне всякая власть на небе и на земле»(Мф. 28:18)? И какое нравственное приложение есть у догмата о Единстве Бога? – Когда мы говорим, что Бог Един, мы говорим не только об исключительности Его существования и Его неповторимости. Мы говорим и о Его Единоличном владычестве над всеми мирами (ведомыми нам или нет). Сказано: «Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь [Бог твой] есть Бог, [и]нет еще кроме Его» (Втор. 4:35). Само слово «Господь» – на иврите «Адонай» – означает «Господствующий над всем», в отличие от «адоним» (господин) – частный правитель, который господствует только над тем, что на время его земной жизни оказалось под его руками. Бог же – вечный Властелин и Владыка. Сказано: «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня… дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это»(Ис. 45:5–7). Признать Единство Бога означает признать Его Единственность – как Царя и Владыки всего мироздания. Святые апостолы именно так понимали веру в Единого Бога. И когда их ставили перед дилеммою, кого им слушаться, человеков или Бога, они отвечали: «…судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?»(Деян. 4:19).      Итак, говоря о Единстве Бога, мы говорим о том, что нет иного Правителя и Властелина над всеми мирами, чем Бог наш, и всецелая покорность наша принадлежит только Его Святой Воле (изложенной в Его святых заповедях). Следовательно, любой совершенный нами грех – есть грех против Единственности и Единства Божия, Которому мы должны быть всецело покорны. И в этом смысле мы соблюдаем Законы Бога, а светские законы соблюдаем только в той их части, где они не противоречат Заповеди Творца. – Могла бы Церковь выработать заповеди для президента, как она предложила, например, заповеди для предпринимателей?

http://pravoslavie.ru/138305.html

Вопрос: Что в православной традиции понимается под сердцем? Я так понимаю, что сердце, в отличие от ума, есть источник человеческих чувств. Но мне трудно понять, что значит «встать вниманием в сердце». Как на практике это сделать? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Святитель Игнатий (Брянчанинов) Поскольку человек состоит из духа, души и тела, в нем должно быть объединяющее начало. Чтобы выполнять это назначение, такой центральный орган должен относиться к духовной, душевной и телесной сферам. Таким органом, согласно Священному Писанию, является сердце. Объединяющую роль сердце выполняет двояким образом: во-первых, интегрирует каждую из этих областей и, во-вторых, связывает все три сферы в человеке. Сердце настолько значимо для человека, что слово это встречается в Священном Писании в разных грамматических формах около 950 раз. О том, что сердце является важнейшим жизненным органом, говорит Священное Писание: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4: 23). Стрела, пронзившая сердце, приносит смерть (см.: 2 Цар. 18: 14). Одновременно сердце является средоточием душевно-эмоциональной области. Оно подвержено многообразным душевным волнениям и чувствованиям: ощущает подавленность (см.: Пс. 33: 19), печаль (см.: Ин. 16: 6), смущение (см.: Ин. 14: 1), скорбь (см.: 2 Кор. 2: 4) или радость (см.: Ин. 16: 22). Сердцу присущи все степени радостей – от благодушия (см.: Ис. 65: 14) до восторга и ликования (см.: Пс. 83: 3; Деян. 2: 46), а также разнообразные виды горестей и переживаний – от печального настроения до стенания (см.: Ис. 65: 14). Если человек боязлив и малодушен, значит сердце его является робким (см.: Втор. 20: 8). Сердце является также средоточием духовно-нравственной жизни человека. Благодатное слово Божие действует в сердце «как бы горящий огонь» (Иер. 20: 9). Сердце человека горит, когда, общаясь с Богом, познает истину: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24: 32). В зависимости от устроения сердце может вмещать доброе или злое: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6: 45). По слову апостола Павла, сердце есть скрижаль, на которой Бог написал нравственный закон (см.: Рим. 2: 15).

http://pravoslavie.ru/7446.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРАРАТ В ранней традиции название территории, лежащей в среднем течении р. Аракс, позднее - вулканической горы Армянского нагорья (39°42 ¢ сев. широты, 44°18 ¢ вост. долготы, ок. 5185 м; арм. Масис, тур. Агрыдаг), близ границы Турции с Арменией и Ираном, состоящей из слившихся потухших вулканов - Большого и Малого А. Согласно ассир. памятникам, территория на востоке М. Азии вокруг оз. Ван, как и гос-во, существовавшее здесь в IX-VI вв. до Р. Х., называлась Урарту ( Schrader E. Keilinschriften und Altes Testament. Lpz., 1903. S. 45-46). В Библии также речь идет не о горе А., а о горах в стране А.: Ноев ковчег пристал к «горам Араратским» (евр.    , греч. τ ρη τ Αραρατ) (Быт 8. 4); прор. Иеремия говорит об Араратских горах как о стране, называя ее наряду с др. царствами - «Минийским и Аскеназским» (Иер 51. 27); сыновья ассир. царя Синаххериба, убившие своего отца, скрываются в «землю Араратскую» (4 Цар 19. 37; Ис 37. 38). Точно так же ассир. памятники, упоминающие А., относят это название к стране, а не к горам ( Schrader. S. 131-132). Название страны А. прилагалось к Армении Иосифом Флавием (Иуд. древн. I 3. 5) и более поздними христ. авторами (Вульгата (montes Armeniae); ср.: Euseb. Preap. Evang. IX 12, 19). В христ., исламской, иудейской и др. древних традициях о конкретном месте остановки ковчега долгое время не было единого мнения. Достаточно рано гора А. стала отождествляться с местом остановки ковчега (Иосиф Флавий ссылается на вавилонские источники III в. до Р. Х. (Иуд. древн. I 3. 6)). Среди возможных мест также назывались гора Джабаль-Джуди (Коран 11. 44, возможно, имелась в виду гора в гряде Аджа на Аравийском п-ове); район городов Апамея и Адиабена (Иуд. древн. XX 2. 2, возможно, пик Пира-Магнум в гряде Загроса). Очень часто «место ковчега» видели в юго-вост. Турции, там, где Араратские горы спускаются к равнинам Месопотамии, в пойменной части долины р. Тигр, на вершине Джудидаг (Джабаль-Джуди) в горах Карду(н), или Гордиан. (В арам. и сир. переводах Быт 8. 4 читается как «горы Карду» (арам.    , сир.    ); греч. авторы пишут об этом районе как о земле «народа кардухов» (Καρδοχοι; Ксенофонт. Анабасис. III 5; IV 1) или «гордуеев» (Γορδυηνο, Γορδυαοι; Plut. Vitae. Lucull. 29; Страбон. XVI 1).) Джудидаг признавали местом высадки Ноя и христиане-несториане, к-рые воздвигли здесь церковь и неск. мон-рей (один, на самой вершине, был известен как мон-рь Ковчега) (Бейли, 1993. С. 353). Лишь начиная с XI-XII вв. по Р. Х. арм., а затем и др. традициями совр. гора А. стала отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег.

http://pravenc.ru/text/75836.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010