Древнее царство Давида, в котором Сам Бог поставлял царей, которое управлялось по законам Божиим, и все формы гражданской жизни которого были проникнуты идеей служения Богу, являлось образом грядущего Царства Божия. Главная особенность царства Давида заключалась не в гражданском устройстве, но в его духовном идеале - как общества, стремящегося жить по воле Божией. После того, как царство Давида перестало существовать в результате нашествия Навуходоносора за шестьсот лет до Рождества Христова, его идеал продолжал воодушевлять верующих евреев, ожидавших пришествия Мессии-Спасителя. Пророки предсказывали, что с Его пришест­вием царство Давида будет восстановлено и станет Царством Мессии, в которое вольются верующие люди из многих народов и оно пребудет вечно (Ис. 2, 2-3; 42, 1-12; 54, 12-14; Дан. 2, 44; 7, 13-14; Зах. 9, 9-11). Пречистая Мария, обещавшая Богу навсегда сохранить Свое девство, в недоумении сказала Ангелу: " Как будет это, когда Я мужа не знаю? " (Лк. 1, 34). Небесный Посланник ответил Деве, что воплощение Сына Божия произойдет сверхъестественным образом, без мужа, бессеменное зачатие произведет Дух Святой, и таким образом Её обет не будет нарушен: " Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим " (ст. 35). Пресвятая Дева не потребовала от Архангела " никаких доказательств, но он сам, в подтверждение истинности своих слов, указал Ей на Елизавету " , зачавшую Предтечу Господня Иоанна в глубокой старости, по изволению Божию: " Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово " (ст. 36, 37). Дева Мария, видя во всем этом волю Божию, смиренно ответила: " Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему " (ст. 38). После сего Ангел отошел от Неё. Согласно " Протоевангелию Иакова " и " Книге о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя " (известной также как " Евангелие псевдо-Матфея " ) - апокрифам II века - Пресвятая Дева Мария услышала архангельское благовестие сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем в доме, где Она пряла завесу для Иерусалимского храма, согласно выпавшему Ей жребию.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/05/...

Ин.7:37 .  В последний же день великий праздника стояше Иисус, и зваше глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и пиет. Сенопотчения совершался тогда праздник, как выше тойже свидетельствует Евангелист, говоря: «бе же близ праздник Иудейский потчение сени» ( Ин.7:2, 10 ). И далее: тогда «Сам взыде в праздник». Последний же день праздника был осмый, поколику восемь дней праздновали сей праздник Иудеи. «В пятыйнадесять день месяца седмаго сего праздник сеней седмь дней Господу, и день первый наречен свят будет: всякаго дела работня не сотворите, седмь дней да принесете всесожжения Господу: и день осмый наречен свят будет вам» ( Лев.23:34–36 ). Великим же последний день праздника назвал Евангелист, поелику и закон нареченным святым называл, и Иудеи таким же его называли. В сей убо осмый и последний день праздника сенопочтения стоял Иисус. Где же стоял? Без сомнения, в церкви: ибо в церкви собирался народ. Притом и выше сказал Евангелист, что «взыде Иисус в церковь , и учаше» ( Ин.7:14 ). Написал же так, – «зваше», – для того, чтобы показать, что Он свободно и велегласно пред народом проповедывал, говоря: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет». Сими же словами показал Богочеловек, что как жаждущий скоро поспешает на источник воды: так прилично и просвещающемуся верою поспешно приходить к училищу оной. И как жаждущий, когда приидет к источнику, пиет воду, и прохлаждает свое тело: так и уверовавший, когда приходит к учителю благочестия, пиет струи веры и прохлаждает душу свою. Сие же сказав, Спаситель вскоре объявил и дары верующих в Него, говоря: Ин.7:38 .  Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живыя. Многие, видя чудеса, веровали, что Христос есть Пророк и святой муж; иные называли Его Иоанном Крестителем, другие Илиею, иные Иеремиею, или единым от пророков ( Мф.16:14 ): но не верили, что Он есть Сын Божий, от Девы рожденный, как о Нем засвидетельствовало Божественное Писание: «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо с нами Бог» ( Ис.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Кроме омовения прозелитов в эпоху Второго Храма сохранялась традиция общественных омовений в Судный день – День Очищения, праздновавшийся 10 дня месяца тишрей. С 15 по 22 число месяца тишрей наступало время празднования Кущей, одного из трех праздников, когда «весь мужеский пол должен явиться пред лице Господа» ( Втор.16:16 ). Во времена Второго Храма в Иерусалиме было очень много паломников, прибывших сюда еще в День Очищения либо еще на праздник Труб, совершавшийся 1 числа месяца тишрей, и потому мы вполне можем предположить, что именно они выходили к Иоанну Крестителю «и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мк.1:4 ). Утвердиться в этом предположении заставляет не только близость места крещения – Вифавары – и Иерусалима, но и то, что земное служение Иисуса Христа длилось три с половиной года. Закончилось оно 14 нисана – в день Пасхи Ветхозаветной, началось же с Крещения Спасителя, которое, таким образом, может быть отнесено к середине месяца Тишрей, начинавшего год. Само крещение Иоанново, хотя внешне оно не отличалось от того, к чему привыкли «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская» ( Мф.3:5 ), имело несколько иной смысл: кроме очищения от греха оно предполагало четкую эсхатологическую перспективу. Ожидание Мессии ( Мф.11:12 ; Мк.1:7–8 ; Лк.3:16–17 ; Ин.1:26–37 ) требовало очищения, так как День Господень мыслился и как День Всеобщего Суда ( Втор.30–31 ; Ис.40 ; Иез.36 ; Иер.31 ). Крещение Иоанново своей эсхатологической направленностью радикально отличалось от иудейского омовения прозелитов и в то же время было вполне сходно с пониманием Крещения в ранней Церкви, включающего в себя как акт обращения, «оставления грехов» ( Мк 1:4 ; Деян 2:38 ), так и ожидание Эсхатона ( Деян.17:30–31 ; 1Кор.15:20–29 ; 1Фес.1:10 ). В то же время крещение Иоанново не признавалось полным без Крещения Духом ( Деян.19:1–7 ) как Крещения во Имя Святой Троицы ( Мф.28:19 ). Крещение Духом описано в Деяниях неоднократно, причем то обстоятельство, что в Деян.1:5 слова Иоанна Крестителя приведены без упоминания о крещении огнем, некоторыми толкователями понималось как отнесение его к Эсхатону, когда «земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет.3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Наум.1:8 . И в потопе пути скончание сотворит: востающия и враги Его поженет тма. Дерзающих против Господа предаст Он конечной гибели и непреходящей тьме; потому что «потопом» и «скончанием» Пророк назвал конечную гибель. Потом излагает речь в вид вопроса: Наум.1:9 . «Что помышляете на Господа?» Какова сила Его, но вашему мнению? Скончание Сам сотворит, не отмстит дважды купно в скорби: То есть решительному подвергнет вас наказанию, и не будет нужды повторять удар. Наум.1:10 . Понеже до основания своего оляденеют, и аки блющ оплетающийся снедены будут, и аки трость сухоты полна. Как сухую солому удобно истребляет огонь, и трава, растущая подле оград, особенно же сплетающаяся с колючими растениями, и им не дает цвести, и сама со временем вянет, так вы, разрушавшие царства других, будете и царства лишены, и преданы гибели. И показывая справедливость наказания, Пророк присовокупил: Наум.1:11 . Из тебе изыдет помысл на Господа злый, совещаваюший сопротивная. Потерпишь же это за безумные порождения ума твоего, о которых извещают нас и Четвертая Книга Царств, и богомудрый Исаия. Ибо в книгах тех Сеннахирим изображается изрыгнувшим такую хулу на Бога всяческих: «рцыте Езекии: сия глаголет царь великий, царь ассирийск» ( Ис. 36, 4 ): «да не прельщает Бог твой тебе, на Него же» уповал ты ( Ис.37, 10 ), «яко избавит Бог Иерусалима от руки моея» ( Ис.36, 20 ) и прочее сему подобное. На сию-то гордыню его указуя, сказал Бог чрез Пророка: «посещу на ум великий, на царя ассирийска» ( Ис. 10, 12 ). Так обнаруживает горделивость его помыслов. Наум.1:12 . Сия глаголет Господь: обладаяй водами многими, и сице разступятся, Множеством вод Пророк называет множество Вавилонян, ополчившихся против Ниневии, которые, подобно водам разделившись на отряды, приступили к осаде города. После этого, говорит Пророк: и слух твой не услышится ктому. Предан будешь совершенному забвению. Наум.1:13 . И ныне сокрушу жезл его от тебе, и узы твоя расторгну. Отниму у тебя власть, какую дал тебе прежде: и сокрушу твое владычество, расторгнув узы его. Ибо жезлом называет Бог власть: и сие дает ясно нам видеть чрез Пророка Исаию: «горе ассирием, жезл ярости Моея, и гнев Мой есть в руку их» ( Ис. 10, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1) Ко временам писателя царство еврейское уже разделилось на царства иудейское и израильское, и обоим этим царствам Ассирияне уже причинили много зла в своей вражде на Бога и на избранный народ его (2, 2. 1, 9. 12): понеже отврати Господь укоризну Иаковлю, якоже укоризну Израилеву, наказывая тех, которые отрясая отрясли их, и лозы их растлили (ср. 1. 1, 2, 9. 3, 7). Упоминанием об Израиле и Яковле отстраняется уже всякая мысль об укоризне или оскорблении народа Божия кем бы то ни было прежде разделения 13 . Что в особенности до Ассириян, то бедственные для Евреев столкновения с ними начинаются гораздо позже этого разделения: первый, упоминаемый в священно-исторических книгах, ассирийский царь был Фул, обложивший тяжелой данью землю Израилеву ( 4Цар.15:19 ); два ближайшие его приемника (Тиглатпалассар и Салманассар) преемственно разрушали это царство и большую часть жителей его переселили за Евфрат (15, 29. 17, 6 и друг.). В эти времена жестокой укоризны Израиля, царство Иудино только обременено было данью (ср. 2Пар. 28:20 и др.): но Пророк знает не о такой, а о гораздо-большей укоризне Иакова. Ассур успел уже пройти через Иудею с ужасами опустошения (1: 15); он смирил ее жестоким уничижением (1, 9. 12. 13. ср. Ис. 37:3 ); он многократно обнаруживал в ней высокомерие перед Иеговою (1, 9. 11. ср. Ис.36:14 и след., особ. ст. 18. 37, 17): пророк именно излагает это не как нечто будущее, верно предрекаемое, но как совершившиеся и хранимое в памяти народа (ср. с. 1, 12 с евр.). Так было в походе Сеннахирима, но не прежде, – в этот первый поход Ассириян (собственно) на Иудею; и в особенности нельзя не видеть, как прямо некоторые частные черты этого злого человека, выходящего из Ассирии против Бога (1, 11), указывают на Сеннахирима и на его судьбу, притом довольно известную в народе. Таковы выражения: не распоется от имени твоего к тому: от дому Бога твоего потреблю изваянная, и слитый положу гроб твой, яко нечестен еси (1, 14), указывающие на несчастную кончину тирана, которого все презирали, и которого сын и преемник (Ассаргадон) был последним в династии; – или слова: не услышатся к тому дела твоя (2, 13) – не услышат более голоса послов твоих, неоспоримо и едва ли не единственно относящиеся к известному тщеславию посла Сеннахиримова ( Ис. 36:13 и сл. 37: 9 и след.). По всему этому видно, что писатель пророчествовал не раньше отведения десяти колен, ни даже раньше Сеннарихимова похода (т. е. 714 л. до Р. Х.).

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

а) укрепляются Богом в брани: Бог препоясывает меня силою; научает руки мои брани, и десница Твоя поддерживает меня ( Пс.17:33,35–36 ). Я укреплю тебя и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. Борющиеся с тобою будут как ничто ( Ис.41:10,12 ). Я подвизаюсь силою Христа Иисуса, действующею во мне могущественно ( Кол.1:29 ). Господь предстал мне и укрепил меня, и я избавился из львиных челюстей ( 2Тим.4:17 ); б) утешаются Богом: Мы были стеснены отвсюду: отвне – нападение, внутри – страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас ( 2Кор.7:5–6 ); в) воздают благодарность за победу в брани: Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать ( 2Кор.2:14 ). Ободрение выдерживать брань: Не бойся, ибо Я с тобою. Вот в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя, – будут как ничто и погибнут препиравшиеся с тобою. Будешь искать их – и не найдешь их, враждующих против тебя ( Ис.41:10–12 ). Верные одерживают победу в брани: а) действием Божьим: Все преодолеваем силою Возлюбившего нас ( Рим.8:37 ). Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом ( 1Кор.15:57 ). Они победили кровью Агнца ( Откр.12:11 ); б) чрез веру: Пророки верою побеждали царства, были крепки на войне, прогоняли полки чужих ( Евр.11:33–34 ). Сия есть победа, победившая мир, вера наша ( 1Ин.5:4 ); в) над плотью: Те, которые Христовы, распяли плоть свою со страстями и похотями ( Гал.5:24 ); г) над миром: Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? ( 1Ин.5:5 ); д) над диаволом: Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и вы победили лукавого ( 1Ин.2:14 ). Бог мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре ( Рим.16:20 ); е) над смертью и гробом: Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо земля извергнет мертвецов; оживут мертвецы твои, восстанут мертвые тела ( Ис.26:19 ). Поглощена смерть победою ( 1Кор.15:54 ). Воздаяние от Бога победителям: побеждающий а) не потерпит вреда от второй смерти ( Откр.2:11 ); б) облечется в белые одежды; не изглажу, сказал Господь, имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред ангелами Его ( Откр.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

От Израиля исповедание Бога должно распространиться на все народы мира. Оружие, предназнач. для войн, будет перековано в орудия труда ( Ис. 2:2–4 ; Мих. 4:1–5 ). Израиль станет благословением «посреди земли» ( Ис. 19:24 ). Это царство на земле установит Царь из рода Давида. Он будет «производить суд и правду на земле» ( Ис. 11:1.2 ; Иер. 33:15 ). В то время как для земных царств характерно звериное начало (см. Дан. 7 ), грядущее Ц.Б. исполнено человеч. черт. Его представляет «как-бы Сын человеческий» ( Дан. 7:13 ). Оно сменит все предшествующие земные царства и заступит на их место ( Дан. 2:44 ). В грядущем Ц.Б. жизнь будет подчинена новым установлениям, соотв. Божьей воле ( Иер. 31:33 ; Иез. 36:25–32 ); 2) ЦАРСТВО БОЖИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Иоанн Креститель и Иисус объявляли, что Царство Божие «приблизилось» ( Мф. 3:2 ; Мф. 4:17 ). Иоанн говорил, что это Царство установит Тот, Кто идет за ним. Вся проповедь Иисуса наполнена напряженным ожиданием: Ц.Б. уже на пороге, оно уже наступило в Иисусе, но о приходе Царства все же следует молиться (см. Мф. 6:10 ; Мф. 10:7 ; Мф. 12:28 ). В Своих притчах ( Мф. 13 ) Иисус говорит о возрастании этого Царства; данный процесс будет завершен могуществ. вмешат-вом Бога (притча о неводе, Мф. 13:47–50 ). Царь этого Царства – Сам Иисус, посланный Богом. Его Царство носит духовный характер, оно «не от мира сего» ( Ин. 18:36 ). Его нельзя установить человеч. усилиями и с помощью оружия ( Ин. 18:33–37 ). Тот, кто желает «увидеть» Ц.Б. и ждет его «пришествия», должен быть рожден «свыше», т.е. «от Духа» ( Ин. 3:1–8 ). Ц.Б. не может считаться принадлежностью только иудеев. Оно доступно каждому, кто находится в правильных отношениях с Богом (см. Мф. 8:11 ). «Основным законом» цар. власти Бога по праву считается ⇒ Нагорная проповедь , в которой перечислены основные правила, действующие в Царстве Божием. Жертв. смертью Иисуса, Его воскресением и вознесением созданы духовные предпосылки для того, чтобы древние обетования о Ц.Б. на земле и о миссии Израиля смогли осуществиться. Очевидно, именно этого ожидали ученики Иисуса перед Его вознесением: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» ( Деян. 1:6 ). Отвечая на этот вопрос, Воскресший не опроверг высказанное предположение, но сказал, что право устанавливать времена и сроки принадлежит одному лишь Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Структура Книга Наума называется «пророчеством», «книгой» и «видением» (1:1). «Пророчество» – это перевод еврейского слова ивр. (масса), которое иногда переводится, как «бремя». Оно часто употребляется в книге пророка Исайи, в словах, обращенных против других народов ( Ис.13:1, 14:28, 15:1, 17:1, 19:1 и т.д.) Наум – единственная книга, которая так и называется «книгой». Это заставило некоторых считать, что слова этой книги никогда не существовали в устной форме, но с самого начала были записаны и предназначались для чтения, будучи «подпольным» документом. 1043 Наума отличают возвышенный тон и поэтический стиль. Его фразы часто коротки и обрывисты, как, например, в описании прорыва атакующих войск в Ненвию (2:36, 3:23). Текст изобилует образами и фигурами речи. Например, Ниневия сравнивается со львом, которого вот-вот убьют (2:1113), с блудницей, у которой вот-вот обнажится нагота (3:36), созревшей фигой, которая вот-вот попадет в рот (3:12). 1044 Некоторые ученые увидели в 1:37 часть акростиха, другие расширили его до стихов 210. Однако, свидетельства того, что даже половина этого текста содержит акростих, кажутся слишком слабыми. 1045 Книга Наума сильно связана с книгой Ионы. Обе книги обращаются к Ниневии. Обе завершаются вопросом. Обе раскрывают тему характера Божьего на основании книги Исход 34:67. Иона подчеркивает позитивный аспект. Ниневия кается и получает прощение, ибо Бог милостив и сострадателен ( Ион.3:10, 4:2 ; Исх.34:6 ). 1046 Наум показывает другую сторону. Бог медлен на гнев, но не оставит греха ненаказанным ( Наум 1:3 ; Исх.37:4 ). Оба взгляда необходимы, чтобы полностью понять природу библейского Бога. Ученые не имеют общего мнения относительно структуры книги, но, кажется, что в ней существуют некоторые внутренние ключи, которые заметила Элизабет Ахтмайер. 1047 Ее идея выглядит примерно так: I. Заголовок – 1:1 II. Вводный гимн о характере Бога – 1:211 III. Пять пророчеств против Ниневии – 1:123:19 a. Первое пророчество: падение Ниневии, хорошая новость для Иудеи – 1:215 1048

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

4–5. Яко узрю небеса, дел персть Твоих, луну и звезды, яже Ты основал ecu. Что есть человек, яко помниши его? Или сын человече, яко посещаеши его? Необъятный свод небесный распростерт, видимо, как бы шатер; его темно-лазурный покров уставлен светилами, видимо, как бы ткань, вышитая золотом и унизанная драгоценными самоцветными камнями, что делали искусные жены перстами рук своих ( Иов.38:36–37 ). Созерцая величие небес и стройное течение светил небесных, боговдохновенный псалмопевец преисполняется благоговением и с умилением восклицает пред Богом: «что есть человек, что Ты помнишь о нем?!». – Человек, существо, сравнительно, низкое и слабое, обитатель низменной земли, пред Богом – ничто!.. ( Иов.39:33–34 . Ис.6:5 ). Между тем, Господь помнит о человеке и посещает ею – от времени до времени, как бы друг его, являет ему свою милость в том, что посылает ему все дары земли и неба: свет, ветер, дождь, a вместо – хлеб, вино, масло... ( Ис.4:7–8 ). 6. Умалил ecu его малым чим от Ангел, славою и честию венчал ecu его. Человек создан по образу Божию и по подобию Божию ( Быт.1:26 ). Это превосходство природы человека не только возвышает его над всем неразумным миром, но и приближает его к ангелам. Обладая разумом и свободною волей, человек отражает в себе совершенство Творца: Бог увенчал его славою, так что на земле он явился царем, полно-властелином, повелителем стихий и всех существ, низших его (ст. 7–9). 7–9. И постановил ecu его над делы руку Твоею, вся покорил ecu под нозе его: овцы и волы вся, еще же и скоты польские, птицы небесные, и рыбы морские, преходящие стези морския. Сотворив первых людей по образу Своему и по подобию, Бог благословил их и сказал: «плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт.1:26–28 ). И человек некоторое время действительно хранил такое свое совершенство и обладал полным царственным могуществом ( Быт.1:31; 2:19–20 ); но, после грехопадения, лишился своего богоподобия и, поработившись земле, стал в ряд земных тварей, и унизился даже до скотоподобия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

По всей вероятности, св. Наум под недобрым советником, умыслившим зло на Иегову, и разумеет Сеннахирима, он замышлял на Иегову; ибо мечтал в конец разрушить наследие Иеговы – царство Иудейское; он проходил через Иудею с ужасами опустошения (2:15), его войска погибли под стенами Иерусалима (1:15). Это событие св. пророк изображает, как прошедшее, а потому можно думать, что пророк жил после сего происшествия. Может быть, это нашествие Ассириан и было поводом к написанию книги в утешение иудеям. Слова пророка: не будет гласа вестников твоих (2:14 по Евр. т.), по мнению толковников, относятся к послам Сеннахирима, который рассылал их к разным народам с требованиями помощи, подчинения, сдачи городов и дани, как он посылал Рапсака (Сн. – 36:13 и д. 37:9 и д.) к царю Езекии с требованием сдачи Иерусалима и покорности царю Ассирийскому. К сему же Ассирийскому царю толковники относят слова: «не будет уже отраслей имени твоего», т. е. потомство твое прекратится; ибо Сеннахирим был убит в капище собственными детьми, а сын его Асаргаддон был последним в династии. Так. обр. время пророческого служения св. Наума можно полагать во второй половине царствования Иудейскаго царя Езекии (ок. 721–711 до. P.X.), и признать св. Наума современником св. пр. Исаии, чем, между прочим, объясняется некоторое сходство в пророчествах того и другого ( Наум. 3:5, 7, 10, 1:5 . Ис. 47:2, 3, 51:19 и др. Ис. 52:1, 7 ). Так думает и бл. Иероним, что св. Наум жил именно при иуд. царе Езекии, после отведения 10 колен Израильских в плен 4 . По мнению бл. Феодорита «Наум пророчествовал после Ионы, когда Ассириане, обратившись к прежней порочной жизни, отважились на дела, достойныя крайнего наказания». Вероятно, св. Наум видел падение Израильскаго царства – эту крайнюю укоризну Израиля, пережил сие падение, и после него удалился на жительство в Иудею (1:15, 2:1, 2). Других сведений о пророческой деятельности и жизни св. пророка Наума мы не находим. Достоверно неизвестно, где кончил свои дни сей пророк. По лже-Епифанио, мирно почил в своем отечественном городе Вигафоре, или Елкоше.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010