Указания на Божественное прославление Иисуса Христа: ( Мф.28:18 ; Ин.5:22–23 ; Дан.7:13–14 ; Пс.8:6–7 ; Евр.1:6 ; Пс.71:11, 96:7 ; Ис.9:6, 11:10 ; Евр.2:6–9 ; 1Кор.15:27 ; Флп.2:5–8 ; Еф.2:6 ; Откр.5:12–13 ). Мнение лютеранских учителей, будто и свойство вездеприсутствия сообщено во Христе человеческому естеству, не имеет оснований ни в Св. Писании, ни в Церковном учении. В Св. Писании утверждается противное этому мнению: ( Мф.28:5–6 ; Мк.16:6 ; Лк.24:6 ; Деян.1:10–11 ; Мк.16:19; Лк.24:51 ; Деян.1:9 ; Ин.12:26 ; 1Пет.3:18–19 ). Равным образом и в писаниях св. отцов – Кирилла Иерусалимского 316 , Амвросия Медиоланского 317 и др. встречаются прямые указания на то, что свойство вездеприсутствия, как несообщимое человеку, не сообщено и человечеству Христову. Нельзя найти в Св. Писании оснований и для той мысли, будто взаимно и человеческое естество во Христе деятельным образом сообщило своя свойства естеству Божескому. Св. отцы, не допуская подобной мысли, говорят, что Божество во Христе, как невидимое, и по соединении с плотью осталось невидимым, как неограниченное и не изменяющееся, осталось неограниченным и неизменным. Между прочим, говорится о сем в 5 слове св. Афанасия против Ариан 318 , и в письме к Адельфию 319 , в разговорт св. Кирилла о воплощении Единородного 320 , в III кн. о Вере Иоанна Дамаскина 321 , и друг. Примечание Соображая сказанное о том, что человеческое естество во Христе обожено, не как отдельное от естества Сына Единородного, но как ипостасно с ним соединённое и неразлучно с ним пребывающее в единой Божеской ипостаси Сына Единородного, – можем приметить, сколь необдуманно и поверхностно мнение Адопциян, будто Иисус Христос по человечеству и ходатайственному служению Своему есть Сын не собственный, а благодатный и усыновлённый Богу Отцу. Такое мнение, очевидно, образовавшееся из начал ереси несторианской, в Западной Церкви, к концу 8 века, многими принимаемо было за догмат. Оно появилось первоначально в Испанской Церкви, когда епископы Феликс и Елипанд, удаляясь от простой виры, придумали утончённый вопрос, и, не умев решить его правильно, сделались ересиархами адопциан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Грандиозные очертания пророческой теократии, расширяясь, достигают пределов новозаветного царства Божия ( Ис.11:1–2, 5, 9–10; 4:2 ; Иер.33:15–16, 19–20, 31:33 ; Дан.2:32–44; 7:13, 14, 18, 27 ; Лк.1:32–33 ). Последнее является здесь с характером – прежде всего – премирно религиозного, которое по своему содержанию отлично от характера земных человеческих царств, а следовательно, как наследие Божие, уготованное от создания мира ( Мф.25:34 ), которое Сам Бог благоволил дать человеку ( Лк.12:32 ), – оно есть дарование Божие, а не результат естественных усилий человека (ср. также Мф.20:1–16; 18:23–35 ). Со стороны человека действительны лишь усиленные искания этого Божественного создания ( Мф.13:41–46 ; ср. проф.В.А.Керенский, Школа ричлианского богословия, с.692–694). Несомненность этого Божественного элемента Царства Божия (ср. Лк.13:28–29 ; Мф.8:11–12; 14:16–24 ; Иак.2:5 ; 1Пет.5:10; 1:7, 10; 4:3 ; 1Фес.2:12 ; 2Фес.2:13–14 ; Рим.5:1–2 ; Евр.11:10 ) не отменяет, а всего яснее предполагает столь же несомненную наличность и человеческих исканий как условия привлечения этого благодатного блаженного состояния [ Мф.6:33 ; Лк.12:31 – ζητεν – отмечает высокую степень активного участия человека в достижении Царства Божия. В силу этого только – «употребляющие усилия восхищают Царство Божие, которое берется силой». Слово βιζω и ρπζειν настойчиво отмечают эту деталь – «к себе тянуть, рвать». Это усилие граничит с великими подвигами в личной, семейной, общественной жизни ( Мф.5:29–30; 19:10–12; 10:37–39; 13:44–46 и др.). Ср. обо всем В.А.Керенский, op.cit., с.695–696]. Коренное изменение (μετνοια), перерождение ( Ин.3:5–6 ) требуется от человека. Тогда воспринятое во внутрь человека Царство Божие точнее определяется целым рядом характерных свойств христианского совершенства в их исключительной принадлежности ему. Такими чертами характеризует Царство Божие, напр., и преподобный Симеон Новый Богослов («Слова» в переводе на русский язык, bыn.I, с.448–490). «Какого царства, – спрашивает он, – велит Христос Спаситель искать нам? Того ли, которое находится на высоте небесной и имеет открыться по воскресении всех мертвых? Когда заповедует нам искать его, сколь далеким полагает Он его от нас?». На эти вопросы он дает следующий ответ: «Бог, Творец и Устроитель всяческих царствует над всем: и небесным, и земным, и преисподним, наипаче царствует Он над нами правдой, ведением и истиной. И вот сего-то царства велит нам искать Господь, т.е. искать, да царствует и над нами Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ см. также ВО ГЛАВУ УГЛА ставить ; КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ ; ПОЛОЖИТЬ (В) ОСНОВАНИЕ Прочная основа, на которой строится, возводится или покоится какая-либо система (в сфере науки, идеологии, морали), то, что определяет ее устойчивость и целостность. Краеугольный камень, закладываемый при строительстве в основание углов будущего здания, — наиболее прочный, выверенной формы и размеров. Образ Господа, созидателя и строителя мира, постоянно присутствует в тексте Б. О Себе как Творце напоминает Господь Иову: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» ( Иов.38:4–7 ). Замысел спасения израильского народа, воплощаемый в его истории, уподоблен созиданию дома. Идея Божиего домостроительства породила систему метафор, основанных на практических представлениях о возведении человеческого жилища. Как зодчий Нового Иерусалима, в основу которого положены правда и справедливость, предстает Господь у пророка Исайи: «…вот, я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис.28:16 , см. также Зах.3:9, 4:7 ). В тексте Н. З . раскрывается смысл этого пророчества. Для апостолов краеугольный камень символизирует Христа, учение Которого созидает новый духовный дом: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы… Ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится». Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла…» ( 1Пет.2:4–7 , ср. 1Кор.10:4 ). Церковь Христова едина: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» ( Еф.2:19–22 ). Кто не работает, тот не ест

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Апостол говорит о построении Церкви Христовой (см. 1Кор.предд. глл.) По его словам, благодать, дарованная ему, дала ему силы мудро положить надежное основание – «Христа распятого» (1Кор.1:23): проповедь , возбудив веру в душах, таинственно вселила в них «Христа, Божию силу и Божию Премудрость» (Ср. 1Кор.2:2 ; Ис.28:16 ; 1Пет.2:5 и др.). Начало строительства у коринфян положено безупречно, – силою Божиею (3:1а). А т. к. не существует никакого иного основания, кроме положенного Апостолом, так как нет ничего твердого, помимо опирающегося на Христа, так как всякая попытка строиться без Христа не достигает цели (3:11, ср. притчу о строившихся на камне и на песке Мф.7:24–27 ), то вопрос об основании покончен: насчет него не должно уже возникать сомнений и, значит, прямое дело Апостола сделано. Но, в дальнейшем, при надстраивании этого фундамента «другим» (3:10), необходима внимательность и тщательность в выборе материала, ибо на положенном основании можно возводить либо капитальное здание из прочных и огнеупорных дорогих материалов вроде ценного камня, – например мрамора, ясписа, алебастра, – украшенного золотом и серебром, как это обычно делается при стройке богатых домов на Востоке, – либо легкую постройку из материалов дешевых, но непрочных и легковоспламеняемых: дерева, соломы, камыша. К последнему типу принадлежат все хижины Востока, состоящие из деревянной основы и обмазывающей ее глины, которая замешана на самане, – так называется там измельченная солома, – и увенчивающиеся сверху камышовым покрытием. Дворец богача, изобильно украшенный золотом и серебром, и жалкая лачуга – таковы типы построек. Итак, Апостол говорит, что «каждый» должен вовремя «смотреть» за тем, из какого материала (πς – «как?») надстраивает основание «другой» (3:10). Кого разуметь под «другим»? – Ближайше – Аполлоса, затем – всех учителей и водителей церкви, вообще же говоря, – всех членов Церкви, ибо каждый строит какой-нибудь уголок ее, – личность свою. Деятельность по Христу, на Христе, силою Христовою и есть построение Церкви Христовой, – реальное раскрытие данных человечеству божественных возможностей. А так как Церковь строится из самих людей, то под материалами для постройки прежде всего надо разуметь то, что представляют собою люди в их актуально-раскрытом, эмпирическом характере. Благородство и неблагородство своего эмпирического характера – вот что прежде всего должно быть взвешено каждым. Свою внутреннюю и вытекающую из нее внешнюю деятельность верующий полагает в качестве материала для стройки, т. е. себя самого эмпирического, ибо эмпирически человек сам для себя является не тем, что он есть, как Божие создание, как образ Божий, а лишь таким, каким он свободно выражает себя в подвиге, преодолевающем злую самость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Так напр. Иоанново свидетельство об Иисусе Христе: се агнец Божий вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ) удобно изъясняется местами параллельными: а) слова се агнец ясно указывают на пророчество Исаии: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих (53:7); б) из выражений жертва Господня и дар Божий, находящихся в книге Левит, видно, что агнец Божий означает агнца, Богу посвященного: жертвы Господни дары Бога своего сами священники приносят и будут святи (21:6 и др.); в) слово грех означает тяжесть греха и наказание за грех , как видно из следующих мест: душа яже согрешит, и сотворит едину от всех заповедей Господних, ихже не леть есть творити, и не уведе, и согрешит, и приимет грех свой ( Лев.5:17 ); да сохранят повеления моя, да не приимут сих ради греха, и измрут за них, аще осквернят их (22:9); человек человек, иже аще прокленет Бога своего, грех приимет (24:15, также Чис.9:13, 18:22,32 и др.); наконец г) слово вземяй (ó ιρων) выражает мысль, которая многократно встречается в параллельных местах; напр. Сей грехи нашя носит (φρει), и о нас болезнует ( Ис. 53:4 ). Иже грехи нашя сам вознесе (ννεγκεν) на теле своем на древо ( 1Пет.2:24 ). Христос единою принесеся, во еже вознести (νενεγκεν) многих грехи ( Евр.9:28 ). И весте, яко он явися, да грехи нашя возмет ( ρη) ( 1Ин.3:5 ). 2) при различении переносных слов и выражений от собственных. Напр. святый Лука говорит: и начаша Апостолы глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати ( Деян.2:4 ). Здесь выражение иными языки должно принимать в собственном, а не в переносном значении: потому что параллельные места, в которых говорится о том же предмете, подтверждают собственное, а не переносное значение, именно: Иисус Христос говорит, что знамения веровавшим между прочими сия последуют, что они языки возглаюлют новы (Мк.16:17); св. Лука повествует, что собравшиеся иудеи слышаху един кийждо их своим языком глаголющих Апостолов и, изумленные необычайностию события, говорили друг ко другу: не се ли вси сии суть глаюлющии галилеане? и како мы слышим кийждо свой язык наш, в немже родихомся?...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Эта цель и достигается формулой μολογεν Χριστν ν σαρκ ληλυϑοτα. Необходимо помнить, какое соотношение между Χριστς и Yς το Θεο неизменно мыслит Апостол Иоанн. Particip ληλυϑτα, отмечает реальность факта пришествия во плоти, в отличие от infinitivi, которое употребляется тогда, когда писатель не определяет, действительно ли существовал или существует подлежащий рассмотрению факт 728 . При том здесь particip. не aorist. (λϑντα), но perfect., которое показывает, что Апостол мыслит здесь пришествие во плоти не как исключительно исторический факт (cp. 1Ин.5:6 ), но главным образом по его непреходящему значению: Он пришел и пребывает во плоти. Σρξ в Свящ. Писании часто употребляется для обозначения всего существа человека, как евр. ( Быт.6:13 ; Иов.12:10 ; Ис.40:5 ; Иоил.2:28 ), и потому=νϑρωπος, указывая на полную человеческую природу (а не человеческое тело только – σμα), одушевленную плоть, и душа этой плоти есть носительница не только физической, но и духовной жизни в человеке 729 , с необходимым предположением ψυχ ( Ин.12:27 ) и πνεμα ( Ин.11:33, 13:21, 19:30 ). При этом оттеняется все-таки материальность человеческой природы в противоположность духовной божественной природе ( Ин.1:14 ; Лк.3:6 ; Деян.2:17 ; Рим.3:20 ; 1Кор.1:29 ; 1Тим.3:16 ; 1Пет.1:24 ) 730 . Эта именно σρξ и служила камнем преткновения для мудрствующих еретиков. Замечательно также ν σαρκ, а не ες σρκα: Христос не сошел на существовавшего уже человека, как учил, напр., Киринф, но Он пришел в человеческой природе. ‘’Ερχεσϑαι ν обозначает способ, образ пришествия, который для данного служения имеет характерное значение (ср. Лк.2:27 ; Мф.7:15), как ближайшее определение явления (Мф.21:32; 1Кор.6:21 ; 1Ин.5:6 ): Христос не только жил на земле, учил и действовал, как человек, но Он и пришел во плоти. Плоть – необходимое условие Его мессианского служения, и ν σαρκ ληλυϑναι столь существенный момент в христианской вере, что с отрицанием его теряется все. Поэтому исповедующий, что Иисус есть Христос, пришедший во плоти, κ το Θεο στν, имеет источник своего бытия в Боге (cp.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Поищем еще других мест Св. Писании об этом же предмете. В Писаниях не только Нового Завета, но и Ветхого, Иисус Христос многократно называется краеугольным камнем Церкви Его. О нем, как краеугольном камне, пророчествовал св. царь Давид в псалме 117: камень, который отвергли строители, соделался главою угла. Это от Господа и есть дивно в очах наших ( Пс. 117:22–23 ). Устами Исайи Господь Бог сказал: Я полагаю в основание в Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепкоутвержденный: верующий в него не постыдится ( Ис.28:16 ). Эти пророчества Сам Иисус Христос отнес к Себе. Сказав книжникам и фарисеям притчу о виноградарях, которые убили сына хозяина винограда, чтобы виноградник присвоить себе. Он заключил: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших ( Мф. 21 ; Мк. 12 ; Лк. 20 ). Здесь Господь Иисус Христос называет Себя краеугольным камнем, положенным от Бога в основание Церкви, которую будут строить другие, а не начальники иудейские, которые отвергли этот камень. И апостолы в своих писаниях многократно называли Иисуса Христа краеугольным камнем Церкви. Сам апостол Петр приводит в своем первом послании ( 1Пет.2:6,7 ) пророчества царя Давида и Исайи об Иисусе Христе, как краеугольном камне Церкви, и в своей речи начальникам иудейским, по Деяниям апостольским, он сказал об Иисусе Христе: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ( Деян.4:11 ); а св. апостол Павел к Ефесеям написал: вы... утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе ( Еф.2:19–22 ; Рим. 9 ). Но почему Иисус Христос называется только краеугольным камнем, а не всем основанием, как естественно представлять Его согласно с указанными выше словами апостола Павла: никто не может положить основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Псалом 19 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4,1. Псалом составлен как бы от лица друзей Давида. Этот псалом толкователи понимают как пророчество о победе иудейского царя Езекии над ассирийским царем Сеннахиримом, когда весь народ вместе с царем Езекией молил Бога о заступлении и помощи (см.: 4Цар. 19:14–19 ).   Псалом 20 В этом псалме толкователи видят продолжение пророчеств об Езекии (см. пс. 19), который в дни смертельной болезни вымолил себе у Бога продление жизни (см.: 4Цар. 20:1–7 ). Святые отцы усматривают здесь торжествующую песнь Церкви о победе Господа нашего Иисуса Христа над грехом, смертью и адом.   Псалом 21 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4, 1; ...о заступлении утреннем – возможно, это надписание означает «о раннем наступлении помощи Божией».В святоотеческой литературе этот псалом понимается как мессианский, как явное пророчество о крестных страданиях Господа нашего Иисуса Христа: ст. 2–12 выражают душевную муку Господа нашего Иисуса Христа, ст. 14–19 говорят о Его предсмертных страданиях. Ст. 2. Начальные слова этого стиха произнес пригвожденный к Древу Спаситель (см.: Мф. 27:46 ; Мк. 15: 34 ). По толкованию свт. Афанасия Великого , Господь наш Иисус Христос, не имея греха, молится от лица всего грешного человечества, берет на себя грехи всего мира. Ст. 8. Ср.: Мф. 27:39 . Ст. 9. Ср.: Мф. 27:43 . Ст. 16. Ср.: Ин. 19:28 . Ст. 17. Ср.: Мф. 27:27 . Ст. 18. Ср.: Лк. 23:35 . Ст. 19. Ср.: Мф. 27:35 ; Мк. 15:24 ; Лк. 23:34 ; Ин. 19:24 . Ст. 22. Единорог – животное очень сильное, непокорное людям (см.: Иов 39:10 ). Мстительное – такова злоба врагов видимых и невидимых. Ст. 23. Ср.: Ин. 20:17 ; Евр. 2:12 . Ст. 30. Не только сам пророк Давид будет прославлять Бога всю жизнь, но и потомство его, рожденное от него по духу (свт. Иоанн Златоуст ).   Псалом 22 Ст. 1. ...пастырь – в Библии: наставник, руководитель (ср.: Ис. 40:11 ; Иер. 23:4 ; Иез. 34:23 ; Ин. 10:11–12 ; 1Пет. 2:25 ). Ст. 5. Святые отцы видят в этом стихе прообраз Тайной вечери. Слова стиха прямо указывают на Таинство св. Причащения.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Смерть не убивает душу: Если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… Видимое временно, а невидимое вечно ( 2Кор. 4:16, 18 ). Дух Самуила Саулу: Господь сделает то, что говорил через меня… завтра ты и сыны твои будете со мною ( 1Цар. 28:14–19 ). Не Бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф. 10:28 ). Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас ( Флп. 1:21–23 ). Какое же приобретение человеку – спать до воскресения? Желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа ( 2Кор. 5:8 ). Сознание после смерти: Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20:38 ). Если умершие живы только у Бога в памяти, то Он – Бог мёртвых! И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие об исходе в Иерусалим ( Мф. 17:3 ; Лк. 9:31 ). Души убиенных возопили… громким голосом… И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время ( Откр. 6:11 ). Тело – жилище души: Пётр о своей смерти: скоро должен оставить храмину мою ( 2Пет.1:14 ; Ис. 38:12 ; 2Кор. 5:1–2 ). Люди обитают в храминах из брения ( Иов. 4:1 , Зах. 12:1 ). Проповедь духам: Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал… для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом ( 1Пет. 3:19, 4:6 ; Еф. 4:9 ). Душа Христа не умерла, а Он по человечеству подобен нам ( Флп. 2:6–7 ). Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковые и небесные ( 1Кор. 15:48 ). Небесные праведники – торжествующий собор! ( Евр. 12:22–23 ). Мёртвые ничего не знают… в могиле… нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости ( Еккл. 9:5, 10 ). Дается взгляд с точки зрения «живущего под солнцем». Нет им воздаяния (ст. 5), т.е. здесь, на земле. Речь только о земном взгляде на смерть. А сам Екклесиаст верит в суд: ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо ( Еккл. 12:14 ). «Делай, пока жив» – вот основная мысль, которую здесь подчеркнул Екклесиаст. Однако, возводя мысль от земного к небесному, Екклесиаст говорит: отходит человек в вечный дом свой… и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его ( Еккл. 12:5, 7 ). Если вы считаете взгляд Екклесиаста на мир глазами «живущего под солнцем» высшей истиной, проповедуйте так: и похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться ( Еккл. 8:15 ); вот еще, что нашел я доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем ( Еккл. 5:17 ); всему и всем одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому ( Еккл. 9:2 ); итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими ( Еккл. 3:22, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

ел с ними. Иудеи не принимали необрезанных, так как те не соблюдали ветхозаветных постановлений о пище (Лев., гл. 11) и обрядовых омовений ( Мк. 7,5 ). 11 спасешься ты и весь дом твой. Спасающая благодать Божия может распространяться на целые семейства; понятие об этом содержится как в ВЗ (напр., Авраам, Исаак и Иаков и их семьи), так и в НЗ ( Лк. 19,9 ; Деян. 2,38–39; 16,31 ). 11 кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? Петр подчеркивает великую цель Бога: спасти и иудеев, и язычников. Несомненно, некоторые из присутствующих вспомнили обетование Божие Аврааму:»... благословятся в тебе все племена земные» ( Быт. 12,3 ; ср. Гал. 3,8 ). 11 покаяние в жизнь. В библейском понимании покаяние означает печаль о грехе и отвращение от него, что дает новое направление жизни (26,20), ведет к прощению грехов ( Мк. 1,4 ; Лк. 24,47 ) и вечной жизни (11,18). Об истинности покаяния судят по его плодам (26,20; Лк. 3,8 ). 11 рука Господня. Евангелие проповедовали люди, но спасение множеству народа подавал Бог (2,38; ср. Ис. 55,6.7 ). 11 стали называться Христианами. В НЗ термин «христиане» встречается только трижды: здесь, в Деян. 26,28 и в 1Пет. 4,16 . Иосиф Флавий («Иудейские древности», 18.64) определяет значение его как «принадлежащий Христу» или «следующий за Христом» («род Христов»). Этот термин впервые употребили здесь либо сами христиане, чтобы отличать себя от последователей других религий, либо он был дан им, как бы в насмешку, их врагами. 11 по всей вселенной. Греч.: «ойкумене». Означает «вся (обитаемая) земля», «весь мир» (откуда современное слово «экуменический» «всемирный»). Глава 12 12 тогда были дни опресноков. Т.е. пасхальные празднества. 12 в темницу. Вероятно, это была крепость Антония (восстановленная Иродом Великим и названная в честь Марка Антония), примыкавшая с севера к притворам храма. 12 Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Явление ангела было свидетельством присутствия Божия, а свет, вероятно, напомнил Петру о явлениях слав Господней ( Исх. 3,2; 13,22; 40,34 ; Деян. 9,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010