Рассуждение тринадцатое. О смирне Кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мироварца? ( Песн.3:6 ) Блаженный Феодорит, изъясняя Песни Песней, говорит: „не неприлично душа благочестивая уподобляется дыму благовонному, которая, как Апостол говорит: члены свои представляет жертву живу, святу и благоугодну Господеви. Говорится же, что она издаёт благовонный запах смирны и ливана, от всех благовоний Мироварца; поскольку Христово человечество, чрез смирну означаемое, и Божество чрез ливан, со благоговением почитает, и Жениха своего Христа, как смерти верует, так и сущность Его вечную несомненно признает». Таковому то смирны и ливана благоуханию, которое издаёт благочестивая душа, удивляются самые Ангелы. Хотя же она имеет и другие добродетели, почерпнутые от Священного Писания как бы из лавки мироварца, в ней, однако первое место занимают смирна и ливан, то есть познание Божества и человечества Христова. Но войди, христиане! в дальнейшее о смирне рассуждение. § I Смирна есть древо, растущее в великом множестве в Аравии из коего, если его разрезать, течёт сок. Древо сие употребляют для хорошего его запаху. Один из волхвов, приходивших ко Христу, принёс Ему в дар смирну; примечательно, что он был из Аравии. § II Что сия смирна означает по смыслу духовному? 1) Означает она Христа Господа нашего: Христово благоухание есмы ( 2Кор.2:15 ). 2) Означает бессмертие Владычного тела. Возвратитеся О! мироносицы с миры, воскресе Господь с телом, не требует нужды в ароматах, не имать нужды в смирне – бессмертен есть. 3) Смирна означает спасительное страдание Христово. Он есть смирна бессмертия нашего, льёт оно несомненную надежду и нашего с телом воскресения. Иов говорит: вем бо, яко присносущен есть, иже имать искупити мя, и на земли воскресити кожу мою ( Иов.19:25–26 ). И Павел: иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы его ( Флп.3:21 ). 4) Смирна есть закон покаяния. Как рассечённое древо смирны источает сок, так сердце наше, рассекаемое ножом сокрушения, производит благовонные струи слёз, яко надёжных благодатного пришествия Святаго Духа провозвестников. Расторгните сердца ваша ( Иоил.2:13 ), – повелевает Бог чрез Иоиля. Расторгните, то есть истинным сокрушением, и источите благовонную покаяния смирну. Сие бо есть приятно пред спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:3–4 ). И Давид поёт: сердце чисто созижди во мне, Боже ( Пс.50:12 ). – Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ). – На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес ( Ис.66:2 ). Се грешница при ногу Иисусову рассекает сердце своё и источает слёзы: и ставши при ногу его созади, плачущися, начат умывати нозе его слезами ( Лк.7:38 ). Се Пётр оплакивает своё окаянство: и изшед вон плакася горько ( Мф.26:75 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Примечателен для нас также следующий факт. С конца XVIII века невесты членов царской семьи, переходившие из инославия в православную веру, брали себе отчество «Феодоровна». К ним относятся Мария Феодоровна (супруга Павла I), Александра Феодоровна (супруга Николая I), Мария Феодоровна (супруга Александра III), Александра Феодоровна (супруга Николая II) и Елизавета Феодоровна (супруга великого князя Сергея Александровича). Таким образом они свидетельствовали свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей. Имя Феодор означает «Божий дар», и отчество «Феодоровна» равнозначно здесь именованию «православная», «христианка». Оно невольно обращает нас к размышлениям о начальных тайнах нашей веры. Особенно важно это для понимания будущего подвига святой царицы Александры и святой великой княгини Елизаветы. Само имя «христиане» выражает, что мы — Христовы, люди, облекшиеся во Христа (Гал. 3, 27), имеющие помазание от Святаго (1 Ин. 2, 20). Даже внешние с самого начала называют этим именем уверовавших во Христа. Мы помним, как в книге Деяний царь Агриппа, выслушав апостола Павла, сказал: «Ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином» (Деян. 26, 28). Апостол Петр в своем Послании пишет: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петр. 4, 15—16). Так именуются верующие в христианских апологиях, обращенных к язычникам, так обыкновенно называются они в мартирологах. «Христианин есмь», — отвечал каждый исповедник Христов на первый вопрос мучителей, кто он. И так отвечают святая царица Александра Федоровна и святая великая княгиня Елизавета Федоровна. «И будете ненавидимы всеми за имя Мое», — говорит Господь Своим ученикам (Мф. 10, 22). В полной мере дано будет вкусить этой ненависти и нашим святым, принявшим по дару Божию новое имя. Но со славой страданий за Христа и с распространением веры среди народов имя «христианин» станет высшей славой, подобно тому как и Крест Христов, который до этого был древом клятвы, унизительным орудием казни. Во исполнение пророчества «работающим Мне наречется имя новое» (Ис. 65, 15).

http://moral.ru/feodorovskaya/

архим. Антоний Матерства сиротам. Чудо 19-е Ты Мати всем живущим. ( Быт.3:2 ) Кирилл Давыдов, житель близкого к Чернигову города Седнева, прислал в Ильинский монастырь, к Пресвятой Богородице, сироту Татиану, бывшую родом из Полтавы. Татиана одержима была нечистым духом, который также мучил ее, как повествуется во Евангелии об одном бесноватом: идеже аще иметь его, разбивает его, и пены тещит, и скрежещет зубы своими, и оцепеневает ( Мк. 9:18 ). Как только больную ввели в церковь , нечистый дух сотряс ее, упавши на землю, бесноватая испускала множество пены. И возопив, и много пружався, изыде ( Мк. 9:26 ) бес из Татианы. Беседа 19-я Спешите сюда и здесь собирайтесь все сироты, не имеющие ни отца ни матери, ни друзей. Вот вам лучшая родившей вас Матерь, – Пречистая и Благословенная Дева! Аще и мати забудет чадо свое, Аз тя не забуду ( Ис.49:15 ), обещал некогда Господь. О сколь обширно благоутробие Божие! То же самое может сказать Пречистая Дева, ибо в благоутробии Своем подобна Богу. Смотри, как матерински Она помиловала указанную девицу Татиану, освободив ее от мучительства бесовского и даровав здоровье; и Видя Ее такою милостивою и чадолюбивою, кто пребывает без надежды на Её благоутробие? – Слыхали ли про пеликана, что ради детей он разрывает свое сердце? Обратите теперь внимание на голубку райскую – Пресвятую Деву. Пощажена ли Ее утроба – Ее сладчайший Сын? Не растерзан ли ужасными страданиями – Расхищаху Его еси мимоходящии путем ( Пс.79:13 ). И так ради нашего избавления от смерти претерпел смерть Сын Ее. И кто не назовет сию Деву своею Матерью, видя, что для нашего усыновления растерзан Единородный Сын Ее?! Даде нам область чадом Божиим быти ( Ин. 1:12 ). – Не читал ли кто об орле, как он заботится о детях своих? Орел покры гнездо свое и на птенцы своя вожделе ( Втор.32:11 ). Если Преблагословенной нашей Матери даны два крыла орлиных ( Откр. 12:14 ), то уповаем, что нас прикроет Она кровом крилу Своею. О покровительстве Пресвятой Богородицы извещаемся св. Андреем юродивым, который в Влахернском храме видел Ее осеняющею людей Своим покровом такое Она имеет о детях Своих попечение! – О Матерь всепетая, не остави Своим покровом и меня, раба неключимого! Нравоучение 19-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

В сей день, возлюбленные, сошла благодать Святого Духа. С сего дня, восприяв начало и возрастая, она возвеличивается и прославляется даже доныне. Воссияла благодать Святого Духа, и вдруг уста невежественных в слове соделались красноречивыми, языки непросвещенных отверзлись, сердца рыбарей воспламенились дерзновением. Эта, ныне сошедшая с небес благодать, из моей скудости изгоняет страх. Так Апостол Петр прежде явления Духа показал в себе такую робость, что отрекся от Господа пред ничтожной рабыней ( Мф. 26:69–70 ), но по сошествии Духа со дерзновением исповедывал Его пред народами и царями, взывая: не можем мы, яже видехом и слышахом, не глаголати ( Деян. 4:20 ). Витийство апостолов, происшедшее от Святого Духа, иудеи почли пиянством, говоря: яко вином исполнены суть ( Деян. 2:13 ). Но на сие прекрасно отвечал апостол Петр. Сказав, что теперь еще – третий час дня, он сильно отразил тем клевету и еще доказал сообразность совершившегося чуда. Крест утвержден был в третий час: в третий час и Дух Святой сошел на апостолов в виде огня, возвещая им, что Дух есть Бог. Ибо Бог наш огнь поядаяй есть ( Евр. 12:29 ). Господь снисшел на землю, как дождь на руно ( Пс. 71:6 ), поелику Он снисшел устроить спасение наше; но в сошествии Духа, дабы открылось, что Дух есть Бог, бысть с небесе шум, яко носиму дыхание бурну ( Деян. 2:2 ). Из сего познай, что Дух Святой есть Бог. Исаия говорит: видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне. И серафими стояху окрест Его. И слышах Господа глаголюща: кого послю и кто пойдет к людем сим? Одебеле бо сердце людей сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю я ( Ис. 6:1, 2, 8–10 ; Мф. 13:15 ; Деян. 28:27 ). Хочешь ли увериться ты, Духоборец, в том, что на сем престоле высоком и превознесенном восседал Дух Святой? Послушай апостола Павла и убедись. Препровожденный к трону в Рим, Павел нашел там большое число иудеев, и учил их слову спасения: ови убо впроваху. ови же не впроваху. Несогласни же суще, друг ко другу отхождаху, рекшу Павлу глагол един: добре Дух Святый глагола Исаием пророком: слухом услышите, и не имати разумети ( Деян. 28:24–26 ). Видишь ли, что Дух Святой есть Господь и Бог ? И не повсюду ли в законе Дух прославляется в Троице? Выслушай, что говорит также Пророк: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их ( Пс. 32:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Наименование Матери Божией матерью человеческого рода имеет особый, сокровенный смысл, и привычное для нас, земнородных, сравнение Пресвятой Богородицы с обычной земной матерью каждого из нас должно быть для нашего церковного сознания лишь сравнением условным и совершенно относительным: это сравнение есть лишь слабое подобие и далеко не совершенное отражение Первообраза, - святыня человеческого материнства должна неминуемо уступить и поблекнуть пред таинством духовного и Божественного рождения чад Божиих. 1. Какая наша мысль и какое наше чувство лежат в основании нашего уподобления и сравнения Пресвятой Богородицы с земной матерью каждого или каждой из нас? Это, конечно, только мысль и только чувство особого нашего удовлетворения от сознания и ощущения нами забот о нас нашей родной матери: кто, в самом деле, больше и искреннее матери хранит и жалеет нас своим сердцем, и кому, как не матери, свойственны все земные заботы о благополучии дитяти. Этот образ матери духовный человек и переносит, естественно, на Единую Надежду в жизни, смерти и по смерти, на Матерь Божию. 2. Но все же забота о нашем благополучии земной нашей матери, по существу, есть земная забота, забота пристрастная, эгоистическая и забота, отсюда, не всегда спасительная: во имя земного благополучия даже родная мать нередко внушает своему дитяти и ложь, и всякий расчет, далекий от целей спасения, - иногда и просто забывает исчадие чрева своего: грех, таким образом, побеждает и здесь даже эту, казалось бы, непобедимую, по Апостолу, великую тайну (Еф.5:32) земного материнства: " еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего, аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь " (Ис.49:15). 3. Возрожденная от Святого Духа за святое послушание ( " се раба Господня " Лк.1:38), послужившая великой тайне воплощения Сына Божия и получившая, в законе того же послушания ( " се сын Твой " Ин.19:26), себе в наследие чад Божией благодати ( " иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася " Ин.1:13), Пресвятая Дева соделалась уже для нас Матерью Приснодевственной, Святейшей Матерью, безгрешной, истинной, небесной: " Твое предстательство стяжахом, да не постыдимся Владычице " ; " Тя бо, Матерь, ходатаицу живота показа " . Имея к Сыну Своему и Богу нашему " матернее дерзновение " , Она уже ходатайствует за нас " Богоматерними к Богу молитвами " , то есть молитвами исключительно относящимися к нашему спасению. И при этом она молит Сына Своего и Бога нашего " за всех " земнородных, не имея в себе даже тени земного своекорыстия и расчета. " Не ввери мя человеческому предстательству, Пресвятая Владычице, но Сама заступи и помилуй мя "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/301/...

Слово в день святых апостолов Петра и Павла Во всю землю изыде вещание их и в концы вселен- ныя глаголы их (Пс. 18, 5; Рим. 10, 18). Святые первоверховные апостолы Петр и Павел (справа) Святые первоверховные апостолы Петр и Павел (справа) Чтобы хотя немного возвысить дух наш над той суетой жизни, в которую обыкновенно он бывает погружен, от­печатлеем ныне, братие, в умах наших полные неисчерпаемой жиз­ни образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Их ду­ши представляют равно преизобильные сокровищницы добродете­лей духовных для нас, лишь в малой мере причастных Божественной жизни, открывшейся чрез явление Бога во плоти. Оба одинаково «предали души свои» (Деян. 15, 26) за слово Божие и за свидетельство об имени Господа Иисуса Христа, желая упа­сти овец стада Христова и уневестить Христу Церковь из язычников, искупленную Кровию Его. Один, будучи камнем веры, первый «ут­вердил братию» (Лк. 22, 32), рассеявшуюся от страха гонений за имя Христово по воскресении, и впервые разъяснил, что к Церкви, со­стоявшей доселе из одних сынов Израилевых, Бог повелевает присо­единять обращающихся из язычников (Деян. 15, 7-11). Другой, буду­чи «избранным сосудом, чтобы возвещать имя Христово» (Деян. 9, 15) народам, которые еще не слышали о Христе (Рим. 15, 20-21), прошел со словом проповеди едва не всю известную тогда вселен­ную, чтобы «возвеселилась неплодная, нерождающая» Церковь (Гал. 4, 27; Ис. 54, 1) и «возрадовалась земля сухая и необитаемая» сердца язычников (Ис. 35, 1). Оба, в равной мере исполненные любви ко Христу, всю жизнь посвятили проповеданию Слова и трудам апос­тольства и оба запечатлели мученическою кончиною свою любовь ко Христу. Один, вначале отрекшись от Христа, потом всю жизнь в покаянии следовал за Ним как бы на распятие, претерпев искушения огненные и наветы сатаны (1 Пет. 4, 12; 5, 8), чтобы исполнить ска­занные ему слова Христовы: Иди за Мною (Ин. 21, 19). Другой, при­званный из гонителей, все «вменял в уметы», чтобы приобрести Христа (Флп. 3, 6-8), и желал от Христа быть отлученным, чтобы привести к Нему братию по плоти - Израиля (Рим. 9, 3), пока муче­нически не скончал своего течения, чтобы получить венец прав­ды (2 Тим. 4, 6-8).

http://pravoslavie.ru/1752.html

Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 2: апостол Лука  Евангелие Схождение Святого Духа на апостолов С первых же глав Евангелия у ап. Луки присутствует особый акцент на действие Духа Святого в людях, что выражается глаголом pleroo (наполнять) и производными от него. Притом, это действие еще до Христа и до Пятидесятницы. У ев. Луки мы видим новое направление пневматологической темы, которое заключается в том, что Дух подготавливает пришествие во плоти Бога-Сына (рождение и наставление Предтечи (Лк 1:15), свидетельство Елисаветы (Лк 1:41), ожидание Симеона (Лк 2:26)). Контекст указывает на то, что под “исполнением” в разных случаях может подразумеваться как постоянное состояние человека (Лк 1:15, 2:25), так и конкретное действие, совершаемое в определенный момент (Лк 1:41). Дух пребывает на человеке (Лк 2:25=Суд 3:10), наполняет человека (Лк 1:15=Исх 31:3), говорит ему (Лк 2:26=Иез. 11:5). В словоупотеблении отсносительно воздействия Духа на людей, ап. Лука находится строго в рамках ветхозаветной традиции, но действия Духа представлены более интенсивно. Именно у сятого еангелиста Луки мы находим максимально подробное описание совершения таинства зачатия Богомладенца: Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк 1:35) Блаженный Феофилакт толкует: “Дух Святый найдет на Тебя, устрояя утробу Твою плодоносной и созидая плоть для единосущного Слова” . Глагол .p.rcomai (находить) употребляется также по отношению к чуду Пятидесятницы (Деян 1:8). Помимо этого Penney отмечает еще несколько параллелей начала Евангелия с началом Деяний в отношении пневматологических мест (Лк 1:41 - Деян. 2:4, Лк 3:16 - Деян 1:5) и на этом показывает структурные и тематические связи между ними . Так, св. Предтеча прорекает о Христе: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк 3:16). То же выражение содержится и в Мф 3:11, но у ап. Луки оно обретает значение ясного указания на грядущую Пятидесятницу . Помимо Деян 2:2-4, когда Дух явился в виде огненных языков, это сопоставляется с еще одним местом. По толкованию блаженного Иеронима, Сам “Дух Святой есть огонь, так как при сошествии Своем, Он возник в виде огня над каждым из верующих и исполнилось слово Господа: огонь пришел низвести я на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся (Лк 12:49)” . Только у ап. Луки огонь выступает образом Духа Святого. Под огнем понимается Сам Дух Святой в Его действии. Имеет смысл вспомнить, что “в Ветхом Завете огонь обычно сопровождает теофанию и в некоторых текстах Сам Бог уподобляется огню (Втор 4:23, 9:3, Ис 33:14)” .

http://pravoslavie.ru/1510.html

Богоявление – праздник крещения 26.01.2017 16:42:39 Илья Сергеев Тако глаголет Господь: почерпите воду с веселием от источник спасения. (Ис.12:3) Январь особенный месяц православного календаря. Мы встречаем  сразу два великих двунадесятых праздника – Рождество Христово и Богоявление (или, как его ещё называют Крещение), которые когда-то  праздновались в один день. Во второй половине IV в. празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, и 6 января стали посвящать воспоминанию только одного Крещения нашего Господа, которое имеет для нас столь большое значение, что стало отдельным великим праздником Церкви или лучше сказать, единый праздник распространился почти на две недели. (Интересно то, что и у большинства православных христиан, крещённых в детстве между рождением и крещением, как правило, тоже  проходит совсем немного времени). Как пишет святитель Епифаний Кипрский  " Он носим был во чреве, «родился от жены, был под законом» (Гал. 4:4); пришел на Иордан, крестился от Иоанна, хотя и не нуждался в омовении, но сделал это ради порядка требуемого истинным вочеловечением Его, не желая нарушить правды законной, дабы исполнена была, как Он Сам сказал, всякая правда (Мф.3:15), и дабы показать, что Он облекся в истинную плоть, в истинное человечество. Он сошел в воду, более давая, нежели приемля, скорее доставляя, нежели нуждаясь Сам, освящая ее и облекая силою во образ имеющего в Нем совершиться, дабы воистину уверовавшие в Него и имеющие веру истинную познали, что Он истинно вочеловечился, истинно крещен был, и таким образом чрез Его снисхождение и сами приступая к Нему, принимали в себя силу Его схождения и просветились Его световодительством... "   (На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег). О явлении Пресвятой Троицы, Единого в трёх лицах Бога написано так много, что нет нужды умножать цитаты святых. Тем более что все мы каждый год слушаем  в эти дни проповеди, которые, как правило, посвящены именно этому величайшему событию, откуда и само название праздника - Богоявление. Я хотел бы обратить внимание читателей на то, что этот праздник отличался от других прежде всего тем, что накануне совершали обряд Великого освящения воды и крестили оглашенных. В наше время оглашенных нет, а чин Великого освящения так и остался основной особенностью праздника, можно сказать его изюминкой, которая особенно привлекает в  храмы не только постоянных прихожан, но и людей малоцерковных.  Скорее всего, именно благодаря древнему обычаю крестить оглашенных в ночь на праздник Богоявления и появилась традиция освящать воду.  Некоторые  ученые, например, профессор  Мансветов в своем Типиконе, предполагают, что в древнее время чин водоосвящения был неотделим от крещения и служил приготовительным к нему актом. На это указывает почти полное тожество молитв Великого водоосвящения с молитвами при освящении воды для крещения и предписание совершать данный обряд в крещальне. Вот  эти богослужебные тексты. Сначала из последования Великого освящения воды:

http://radonezh.ru/analytics/bogoyavleni...

Сергей Худиев: О нашем и их Искупителе Сейчас, когда интернет полон ненависти и мести, верить — значит делать осознанный выбор против общего течения. 22 февраля, 2015 Сейчас, когда интернет полон ненависти и мести, верить — значит делать осознанный выбор против общего течения. Сергей Худиев о том, почему верить — значит прощать. Прощеное Воскресенье — день, когда нам еще раз напоминают о необходимой составляющей нашей веры; верить — значит прощать. Если вы не прощаете, у Вас нет веры и Вы лишены спасения. Это звучит жестко, но Господь и говорит жестко — “Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. (Мар.11:26)” Что значит простить? Это не всегда значит перестать испытывать горечь и боль от обиды — эмоции часто не в нашей власти; это не значит восстановить отношения с обидчиком — иногда гораздо благоразумнее держаться от него подальше. Но это безусловно означает отказаться от любых попыток мести, сведения счетов, взыскания долгов. Сергей Худиев Почему? Потому что наше спасение обретено тем, что Невиновный умер за наши грехи. Это — сердцевина того послания, которое возвещают Апостолы; когда святому Апостолу Павлу нужно в нескольких словах напомнить Благую весть, которую он проповедует, он говорит о том, что “Христос умер за грехи наши, по Писанию, Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию” (1Кор.15:3,4) Сам Господь Иисус относит к Себе (Лук.22:37) пророчество 53-ей главы Пророка Исайи, где речь идет о Праведнике, который страдает и умирает за грехи других: “Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас” (Ис.53:5,6) Там, на Голгофе, Христос совершил искупление человеческого рода; каждый из нас, своим личным произволением, принимает Его дар прощения и вечной жизни через покаяние и веру — или отвергает через неверие и противление. Верить — значит осознавать, что и я тоже грешник, заслуживающий осуждения перед лицом Правды Божией, и Христос умер и за мои грехи тоже. Вся моя надежда на вечное спасение основана на этом факте — Христос умер за мои грехи.

http://pravmir.ru/sergey-hudiev-o-nashem...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Николаю (Дегтяреву), епископу Черняховскому и Славскому 27 ноября 2016 г. 16:03 27 ноября 2016 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в новоосвященном храме Всех святых города Гусева Калининградской области и возглавил хиротонию архимандрита Николая (Дегтярева) во епископа Черняховского и Славского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Николая на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Николай! Еще вчера ты с духовным трепетом и волнением ожидал грядущего дня и рукоположения, а ныне предстоишь перед Богом и нами, облеченный силою свыш е (Лк. 24:49) и увенчанный шлемом спасения (Еф. 6:17). Еще утром ты входил в сей храм архимандритом, а вскоре выйдешь из него в сане епископа. Еще совсем недавно во время исповедания веры и совершения Таинства хиротонии ты испрашивал благословения у Патриарха и сослужащих архиереев, а через несколько минут сам преподашь первое архиерейское благословение народу, вместе с нами молившемуся о ниспослании тебе обильных даров Божиих. Почему это стало возможным и для чего все это свершилось? Ответ на этот вопрос удивителен и вместе с тем прост: Бог устами Церкви призвал тебя к столь великому и ответственному служению. Он избрал и поставил тебя на эту стезю, дабы, идя по ней и ведя за собой клир и паству, вы вместе смогли достичь главной и конечной цели жизни — спасения. Время скоротечно: ты еще в начале архипастырского пути, а мне Господь судил уже четыре десятилетия совершать это служение. И, оглядываясь на минувшие годы, хотел бы по-отечески поддержать тебя и дать несколько важных советов. Они не от мудрости человеческой и не от теоретических знаний. Они от опыта жизни. И этот опыт со всей очевидностью подтверждает истинность слов Спасителя, Который сказал Своим ученикам: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Запомни: ты — соработник Божий, Его верный слуга и смиренный послушник. Именно Он — Основатель Церкви и Пастыреначальник — Он дарует тебе право священнодействовать, учить, проповедовать, управлять, обличать и налагать прещения. Именно Он и никто другой призывает тебя следовать за Ним и нести возложенный ныне на твои плечи святительский крест. Именно Он — твой Помощник и Покровитель, Наставник и Учитель, Податель жизни и Источник мудрости. «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч. 3:5-6). Все упование свое возложи на Господа, Который есть твердыня вечная (Ис. 26:4), и тогда обретешь внутреннее спокойствие и неисчерпаемые силы для непреткновенного следования по предначертанному тебе пути.

http://patriarchia.ru/db/text/4698189.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010