Сходные обороты в двух частях Книги Исаии: Главы Ис. 1–39 Главы Ис. 40–66 Ис. 1:15 : «ваши руки полны крови» Ис. 59:3 : «ибо руки ваши осквернены кровью» Ис. 28:5 : «в тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего» Ис. 62:3 : «и будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою па длани Бога твоего» Ис. 35:6 : «ибо пробьются воды в пустыне и в степи – потоки» Ис. 41:18 : «открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды» В Лк. 4:17 говорится, что Иисус встал читать в синагоге и «ему подали книгу пророка Исаии». Все присутствующие и Иисус считали, что эта книга написана пророком Исаией. Другие новозаветные священнописатели тоже полагали, что Исаия написал всю эту книгу целиком. В Ин. 12:38 указано, что именно Исаии принадлежит изречение, встречающееся в Ис. 6:1 и далее и в Ис. 53:1 . Другие случаи, когда в Новом Завете высказывания из глав Ис. 40–66 расцениваются как слова Исаии – это Мф. 3:3 ; Мк. 1:2–3 ; Ин. 1:23 ( Ис. 40:3 ); Мф. 12:17–21 ( Ис. 42:1–4 ); Деян. 8:32–33 ( Ис. 53:7–8 ); и Рим. 10:16 ( Ис. 53:1 ). В свитках Мёртвого моря содержится самая древняя из полных рукописей Книги Исаии, и в свитке нет никакого перерыва между главами Ис. 39 и Ис. 40 . Это свидетельствует, что Кумранская община считала пророчества Исаии цельным текстом уже во втором веке до Р. Х. В греческом переводе еврейской Библии, датируемом вторым веком до Р. Х., Книга Исаии рассматривается как единая книга одного священнописателя, пророка Исаии. Даже если бы критики смогли показать, что часть текста или весь текст Исаии был написан в пятом веке или позже, это не опровергло бы сверхъестественный характер пророчеств о Христе. Они исполнились спустя много столетий даже после самой поздней возможной даты создания книги. Исаия предсказал °рождение Мессии от Девы ( Ис. 7:14 ), Его служение ( Ис. 11; 61 ) и Его смерть за наши грехи ( Ис. 53 ; см. смерть Христа). В главе Ис. 53 содержатся настолько специфические и настолько мессианские по своему характеру пророчества, что даже в раввинистических её толкованиях до времени Христа она расценивалась как прорицание о грядущем Мессии (см. Driver). В самом деле, даже если этот текст датировать концом пятого века до Р. X., это – ясное и точное сверхъестественное пророчество о Христе, сделанное за сотни лет до событий. Коль скоро у Исаии был сверхъестественный источник для этого пророчества, нет никаких причин не верить, что из того же самого сверхъестественного источника священнописатель мог узнать пророчества о Кире.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Ис. 2 :10. И ныне войдите в скалы и скройтесь в землю от страха Господня и от славы крепости Его, когда возстанет Он сокрушить землю 43 . Ис. 2 :11. Ибо очи Господни высоки, а человек низок, и унизится высота человеческая, и вознесется один Господь в тот день. Ис. 2 :12. Ибо день Господа Саваофа — на всякого обидчика 44 и на горделивого, и на всякого высокого и величавого, и они будут унижены, Ис. 2 :13. И на всякий кедр Ливанский, самый высокий и превозносящийся 45 , и на всякий дуб 46 Васанский, Ис. 2 :14. И на всякую гору высокую, и на всякий холм высокий, Ис. 2 :15. И на всякую башню высокую, и на всякую стену высокую, Ис. 2 :16. И на всякий корабль морской и на всякий вид красоты кораблей. Ис. 2 :17. И унизится всякий человек, и падет высота человеческая, и вознесется один Господь в тот день. Ис. 2 :18. И все рукотворенное 47 скроют, Ис. 2 :19. Внесши в пещеры и в разселины камней, и в пропасти земныя, от страха Господня и от славы крепости Его, когда Он возстанет сокрушить землю. Ис. 2 :20. Ибо в тоть день выбросит человек мерзости свои золотые и серебряныя, которые сделаны для поклонения суетным (предметам) и летучим мышам, Ис. 2 :21. Чтобы войти в пропасти твердого камня и в разселины скал от страха Господня и от славы крепости Его, когда Он возстанст сокрушить землю. Ис. 2 :22. (Итак) оставьте человека 48 , которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит? Глава 3 Ис. 3 :1. Вот Владыка, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иудеи мощного и мощную 49 , подкрепление хлебом и подкрепление водою, Ис. 3 :2. Исполина и крепкого, и человека воинственного, и судью, и пророка, и прозорливого, и старца, Ис. 3 :3. И пятидесятника, и дивного советника, и мудрого строителя и разумного слушателя 50 . Ис. 3 :4. И поставлю юношей князьями у них, и обманщики 51 будут господствовать над ними. Ис. 3 :5. И в народе будут угнетать один другого, каждый ближнего своего, юноша будет оскорблять старца, безчестный честного. Ис. 3 :6. И возьмется человек за брата своего, а в семействе — за отца своего, и, скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и пища моя будет пред тобою.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ис. 21 :15. И ради множества блуждающих, и ради множества мечей, и ради множества натянутых луков и ради множества павших в битве. Ис. 21 :16. Ибо так сказал мне Господь: еще (один) 304 год, равный году наемничьему, и слава сынов Кидарских 305 исчезнет. Ис. 21 :17. И остаток луков у сильных сынов Кидарских будет мал. — Так сказал Господь Бог Израилев. Глава 22 Ис. 22 :1. Видение о долине Сионской. Что с тобою сделалось, что вы теперь все взошли на запустевшие 306 дома? Ис. 22 :2. Город наполнился громко плачущими, но раненные твои ранены не мечем, и мертвые твои убиты не на войне. Ис. 22 :3. Все вожди твои убежали и пленные крепко связаны, а сильные твои далеко убежали. Ис. 22 :4. Посему я сказал: оставьте меня, я буду горько плакать; не усиливайтесь утешать меня в погибели дочери народа моего, Ис. 22 :5. Ибо день мятежа и пагубы, и попрания, и смятение — от Господа Саваофа: в долине Сионской скитаются, от малого до великого блуждают по горам. Ис. 22 :6. А Еламитяне взяли колчаны, и всадники на конях: собрано полчище. Ис. 22 :7. И лучшия долины твои наполнятся колесницами, и всадники заградят ворота твои. Ис. 22 :8. И откроют ворота Иудины, и осмотрят в тот день лучшие дома города. Ис. 22 :9. И откроют тайники домов крепости Давида, и увидят, что их много и что воду старого пруда отвели в город, Ис. 22 :10. И что разрушили дома Иерусалима на укрепление городской стены. Ис. 22 :11. И вы зоготовили себе воду между двумя стенами, — внутренний водоем из старого пруда, а не обратили взоры на Того, Кто создал его сначала и не посмотрели на Устроившого его. Ис. 22 :12. И призвал Господь, Господь Саваоф, в тот день плакать и рыдать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. Ис. 22 :13. А они устроили радость и веселие: убивают тельцов и режут овец, чтобы есть мясо и пить вино, говоря: будем есть и пить, ибо завтра умрем 307 . Ис. 22 :14. И известно сие Господу Саваофу, так что не отпустится вам этот грех, пока не умрете. Ис. 22 :15. Так говорит Господь Саваоф: пойди в кущу к Сомнану, домоправителю 308 , и скажи ему:

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ис.66:15–18 . С 15 по 18 ст. идет отдел речи, касающийся участи нераскаянных грешников, для которых день явления славы Господней верующим будет днем откровения праведного, но грозного суда Божия. Ис.66:15 . Ибо вот, при­дет Го­с­по­дь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и пре­ще­ние Свое с пыла­ю­щим огнем. «Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его, как вихрь». Огонь – один из наиболее употребительных атрибутов ветхозаветных теофаний. Бог «в огне» сходит на Синае ( Исх.19:18 ), в столпе облачно-огненном ведет Израиля через пустыню ( Исх.13:21–22 ), путем небесного огня, попаляющего жертву, открывает Свою волю Давиду ( 1Пар.21:26 ), Соломону ( 2Пар.7:1 ). Не раз и пророк Исаия, говоря о богоявлениях, упоминал и сопутствующем им «огне» ( Ис.10:16–18 ; Ис.27:4 ; Ис.29:6 ; Ис.30:27, 30 ; Ис.33:12–14 и др.). Участие огня, как символа, или даже как агента страшного суда Божия, признают и новозаветные писания ( 2Пет.3:7–10 ; 2Фес.1:8 и др.). Упоминание о «колесницах» – ничто иное, как образ, взятый от обычая восточных владык сопровождать себя конницей и колесницами, символизирующий величие и грозную силу этого страшного суда. Ис.66:16 . Ибо Го­с­по­дь с огнем и мечом Сво­им про­изведет суд над всякою плотью, и много будет по­ражен­ных Го­с­по­дом. «Ибо Господь с огнем и мечем Своим произведет суд». «Меч» как символ Божественного Правосудия и наказания грешников встречался у пророка Исаии не раз и раньше ( Ис.27:1 ; Ис.34:5–6 ; Ис.42:13 ; Ис.52:10 ; Ис.59:17 и др.). Ис.66:17 . Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все по­гибнут, говорит Го­с­по­дь. Сокращенное повторение того, о чем более подробно говорилось выше ( Ис.65:3–7 ). Ис.66:18 . Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, при­ду собрать все народы и языки, и они при­дут и увидят славу Мою. Начало данного стиха «Ибо Я знаю деяния их и мысли их» – правильнее было бы отнести к концу предыдущего, в качестве заключительного приговора праведного суда Божия. А с дальнейших слов 18 стиха: «и вот, приду собрать все народы» следует начинать новый отдел пророческой речи, в котором говорится о призвании в церковь Христову язычников и вообще об ее универсальном характере.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис. 13 :20. Не заселится во веки и не будут входить в него во многие роды; не пройдут чрез него Аравитяне, даже пастухи не будут отдыхать в нем. Ис. 13 :21. И будут жить там звери, и домы наполнятся шума 191 , и поселятся там сирены, и демоны воспляшут там 192 . Ис. 13 :22. И онокентавры 193 будут там обитать, и ежи устроят гнезда в домах их 194 . Глава 14 Ис. 14 :1. Скоро придет 195 и не замедлит. И помилует Господь Иакова, и снова изберет Израиля, и успокоятся на земле своей, и присоединится к ним иноплеменник, и присоединится к дому Иакова. Ис. 14 :2. И возьмут их народы и приведут на место их, и унаследуют (их сыны Израиля) 196 , и из них много будет на земле Божией рабов и рабынь; и будут пленниками пленившие их, и будут в подчинении господствовавшие над ними. Ис. 14 :3. И будет в тот день: успокоит тебя Господь от болезни и от страдания 197 твоего, и от жестокого рабства, которому ты порабощен был у них. Ис. 14 :4. И поднимешь сей плач на царя Вавилонского, и скажешь в тот день: как не стало мучителя и как не стало истязателя! Ис. 14 :5. Сокрушил Бог ярмо грешников, ярмо владык, Ис. 14 :6. Поразив в ярости неисцельною язвою народ, поражавший народы язвою в ярости, в которой (никого) не щадил он, пока совершенно не успокоился. Ис. 14 :7. Вся земля вопиет с веселием, Ис. 14 :8. И дерева Ливана и кедр Ливанский возвеселились о тебе 198 : с тех пор, как ты уснул, никто не приходит рубить нас. Ис. 14 :9. Ад преисподний встревожился, встретив тебя, возстали пред тобой все исполины, обладавшие землей, низводившие всех царей языческих с престолов их. Ис. 14 :10. Все в ответ скажут тебе: и ты пленен, как и мы, и ты причислен к нам. Ис. 14 :11. Сошла во ад слава твоя, большое веселие твое 199 ; под тобой постилается гнилость, и покров твой — червь. Ис. 14 :12. Как спала с неба денница, восходящая поутру! Сокрушился на земле посылавший 200 ко всем народам! Ис. 14 :13. А ты говорил в уме своем: взойду на небо, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высокой, на горах высоких, что к северу,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ис. 9 :13. И народ не обратился, пока был поражен, и Господа не взыскал. Ис. 9 :14. И отнял Господь у Израиля голову и хвост, великого и малого, в один день: Ис. 9 :15. Старца и почтительных к (высокопоставленным) лицам, — это голова, и пророка, учащого беззаконию, — это хвост. Ис. 9 :16. И будут ублажающие народ сей льстецами и обольстят, чтобы поглотить его. Ис. 9 :17. Посему о юношах их не порадуется Господь, и сирот их и вдов их не помилует, потому что все они беззаконны и лукавы, и уста всех говорят неправду. При всем этом не отвратится ярость Его, но рука Его еще высока. Ис. 9 :18. И разгорится, как огонь, беззаконие и как сухой тростник будет пожран огнем 143 , и разгорится в чащах леса, и все, что в окрестности холмов, истребит. Ис. 9 :19. Яростию гнева Господня сожжена вся земля, и народ будет как бы пожжен огнем; не пощадит человек брата своего: Ис. 9 :20. Но наклонится направо, потому что голоден, и будет есть и по левую сторону, и не насытится человек, поедая плоть мышцы своей; ибо Манассия будет поедать Ефрема, и Ефрем — Манассию, и оба вместе будут воевать против Иуды. Ис. 9 :21. При всем этом не отвратится ярость Его 144 , но рука Его еще высока. Глава 10 Ис. 10 :1. Горе пишущим лукавство, ибо пишущие пишут лукавство 145 , Ис. 10 :2. Устраняя убогих от правосудия и похищая права у бедных из народа Моего, так что вдова ими расхищается и сирота грабится. Ис. 10 :3. И что они будут делать в день посещения? Ибо скорбь придет к вам издалека и к кому прибегнете за помощию (вам) 146 и где оставите славу 147 вашу, Ис. 10 :4. Чтобы не подверглась расхищению? И они падут между убитыми. И при всем этом не отвратится ярость Его, но рука Его еще высока. Ис. 10 :5. Горе Ассириянам! Жезл ярости Моей и гнев — в их руках. Ис. 10 :6. Гнев Мой пошлю 148 на народ беззаконный и у народа Моего повелю произвести расхищение и пленение 149 : опустошить города и повергнуть их в прах. Ис. 10 :7. А он 150 не так помыслил и в душе не так разсудил, но ошибочно подумает 151 истребить народы не малые.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ис.42:16 . и по­веду слепых дорогою, которой они не знают, неизвест­ными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути – прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их. «И поведу слепых дорогою, которой они не знают... мрак сделаю светом... кривые пути – прямыми». Под врагами, которым Бог грозит в предшествующих стихах беспощадной истребительной войной, очевидно, разумеются начальники и вожди язычества, державшие народ во тьме невежества и предрассудков. Но самому эксплуатируемому ими народу Бог не только ничем не угрожает, но, наоборот, обещает даже Свою всесильную помощь. Он сравнивает массы простого невежественного и обманутого народа с несчастными слепцами, сбитыми с прямой дороги и заведенными в дремучую тьму. И вот теперь Господь обещает народу, что Он откроет ему его духовные очи, выведет его на прямую дорогу и даст насладиться светом. Данное пророчество, как по содержанию, так даже и по форме, очень сильно напоминает аналогичные же места из разных других глав кн. пророка Исаии, чем доказывается их подлинность и единство ( Ис.13:22 ; Ис.9:2 ; Ис.35:6–8 ; Ис.40:3 ; Ис.41:17 и др.). Ис.42:17 . Тогда обратят­ся вспять и великим стыдом по­кроют­ся надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: «вы наши боги». «Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов». Выражение, почти буквально встречающееся у Псалмопевца ( Пс.34:4 и Пс.69:3 ). В данном случае оно раскрывает нам главный предмет речи и лиц, к которым она обращена. Предмет речи – обличение ложного богопочтения или идолопоклонства, лица – все практикующие этот культ, т. е. главным образом язычники, а отчасти, как видно из последующего контекста, также и евреи (24–25 ст.). Изложив те будущие благодеяния, которые Господь собирается в изобилии излить на членов своего нового царства, Он провидит, что величие этих благодеяний заставит громко говорить их совесть и покроет их головы раскаянием и стыдом за свое прежнее поведение. Мысль о ничтожестве и суетности идолов и посрамлении всех, надеющихся на них, – одна из самых характеристичных для пророка Исаии ( Ис.2:8 ; Ис.19:1 ; Ис.21:9 ; Ис.27:9 ; Ис.30:22 ; Ис.37:16–20 ; Ис.41:29 ; Ис.44:11, 20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис. 7 :14. Посему Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречешь 105 имя Ему: Еммануил 106 . Ис. 7 :15. Он будет питаться маслом и медом, прежде нежели съумеет отличать худое и избирать доброе. Ис. 7 :16. Потому что, прежде нежели Дитя уразумеегь доброе, или худое, отвергнет худое, чтобы доброе избрать 107 , обоими царями будет оставлена земля, за которую ты боишься. Ис. 7 :17. Но наведет Бог на тебя и народ твой и на дом отца твоего дни, какие еще не приходили с того времени, как Он отнял Ефрема от Иуды 108 , (наведет) царя Ассирийского. Ис. 7 :18. И будет в тот день: даст знак Господь мухам, которые 109 владеют частью реки Египетской, и пчеле, которая находится в стране Ассирийской. Ис. 7 :19. И прилетят все и усядутся в дебрях страны, и в утесах камней, в пещерах и во всякой разселине и на всяком дереве. Ис. 7 :20. В тот день обреет Господь бритвою 110 , нанятою по ту сторону реки 111 у царя Ассирийского, голову, волосы на ногах, и бороду отнимет. Ис. 7 :21. И в тот день человек будет кормить из скота корову и двух овец. Ис. 7 :22. И будет большое изобилие молока 112 , маслом и медом будут питаться все оставшияся на земле. Ис. 7 :23. И будет в тот день: на всяком месте, где было до тысячи виноградных лоз на тысячу сиклей 113 , будет пустырь и терновник. Ис. 7 :24. Там будут ходить со стрелою и луком, потому что пустырь и колючия травы будут по всей земле. Ис. 7 :25. И всякая гора, удобная для пашни, будет вспахана, и там не будет страха, потому что в пастбище овцам и в попрание волам будут служить заросли и терновники 114 . Глава 8 Ис. 8 :1. И сказал мне Господь: возми себе новый великий свиток 115 и напиши в нем письмом человеческим 116 : скорее производите грабеж добычи, потому что настало (время). Ис. 8 :2. И поставь Мне верных людей свидетелями: Урию священника и Захарию, сына Варахиина. Ис. 8 :3. И приступил я к пророчице, и она зачала во чреве, и родила сына; и сказал мне Господь: нареки ему имя: «скорее обирай, наглее расхищай» 117 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ис. 8 :20. Ибо Он дал закон в помощь, чтобы говорили не как это слово, за которое не следует давать даров 132 . Ис. 8 :21. И постигнет вас жестокий голод, и когда взалчете, будете печальны и будете злословить царя и отечество 133 . Ис. 8 :22. И взглянут вверх на небо, и посмотрят вниз на землю, и вот страшная скудость и мрак, скорбь и теснота, и тьма, так что невозможно видеть; но находящийся в тесноте не погибнет 134 до времени. Глава 9 Ис. 9 :1. Сие прежде испей, скоро делай 135 , страна Завулона, земля Неффалима и прочие живущие при море и по ту сторону Иордана, Галилея языческая: Ис. 9 :2. Народ, ходящий во тьме! ты увидишь 136 свет великий; живущие в стране и тени смертной, — свет возсияет на вас! 137 Ис. 9 :3. Большая часть народа, которую Ты вывел в веселии Твоем, возвеселится пред Тобою, как веселятся во время жатвы и как веселятся при разделе добычи; Ис. 9 :4. Потому что снято ярмо, лежавшее на них, и жезл на выи их, ибо жезл притеснителей Господь сокрушил, как в день Мадиама 138 . Ис. 9 :5. Ибо всякую одежду, собранную коварно, и одеяние мирно отдадут, и пожелают, дабы огнем сожжены были. Ис. 9 :6. Ибо Отрок родился нам, и Сын дан нам, у Которого владычество на раменах Его, и нарицается имя Его: великого совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущого века; ибо Я низведу мир на князей, мир и здравие Ему. Ис. 9 :7. Велико владычество Его и миру Его нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы исправить его, и владеть им с судом и правдой отныне и до века 139 . Ревность Господа Саваофа соделает это. Ис. 9 :8. Смерть 140 послал Господь на Iakoba и пришла она на Израиля. Ис. 9 :9. И уразумеют 141 весь народ Ефрема и живущие в Самарии, гордо и с надменным сердцем говорящие: Ис. 9 :10. Кирпичи пали, но придите, вытешем камни, и порубим сикоморы и кедры, и построим себе башню. Ис. 9 :11. И сокрушит Господь возстающих на гору Сион и врогов Своих разсеет: Ис. 9 :12. Сирию с восхода солнца и Еллинов с запада солнца, пожирающих Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится ярость Его, но рука Его еще высока 142 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ис.64:3 . Когда Ты совершал страшные дела, нами неожидан­ные, и нисходил, – горы таяли от лица Твоего. Ис.64:4 . Ибо от века не слы­хали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него. «Когда Ты совершал страшные дела... горы таяли от лица Твоего.» То, что в двух предшествующих стихах выражалось лишь гипотетически, здесь утверждается уже фактически. О великих и страшных делах Господа Библия, действительно, говорит неоднократно ( Втор.10:21 ; Пс.105:22 и др.). Подтверждает она и тот образ, что Господь есть «огонь поядающий» ( Втор.4:24 ). «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который бы столько сделал». Мысль эта совершенно в духе того отдела, который обнимает собой 40–45 гл. кн. пророка Исаии (см. напр., Ис.40:12–13, 17, 22–23, 28 ; Ис.41:22–24 ; Ис.43:9 ; Ис.44:11, 25 ; Ис.45:21 и др.). Заслуживает особенного внимания то, что Апостол Павел, приведя это текст из пророка Исаии, прилагает его к неизреченной тайне воплощения, которая одновременно и превышает собой всякое разумение человека и является откровением высочайшей любви Бога к людям ( 1Кор.2:9 ). Ис.64:5 . Ты милостиво встречал раду­ю­щегося и дела­ю­щего правду, по­мина­ю­щего Тебя на путях Тво­их. Но вот, Ты про­гневал­ся, по­тому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?: С 5 по 7 ст. включительно идет исповедание божественного благоволения к праведникам и глубокое сознание своей собственной греховности. «Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду». Действительно, всякое, хотя бы сравнительное и незначительное, проявление искренней религиозности и действительного послушания Богу не оставалось без награды, как это мы видим на примере многочисленных библейских праведников ( Исх.33:17 ; Исх.34:9 ; Пс.4:8 ; Пс.36:25 ). Как же мы будем спасены? Если мы припомним многочисленные и резкие обличения нечестия, беззакония, ханжества и лицемерия народа израильского, рассеянные по разным местам кн. пророка Исаии ( Ис.1:4, 6, 11–15, 21–23 ; Ис.3:9 ; Ис.58:2–5 ; Ис.59:2–3, 12–13 и др.), то нам не покажется особенно странным и этот вопрос, в котором слышится как будто бы нота отчаяния в спасении от острого и мучительного сознания всей глубины своего падения. Впрочем, LXX и славянский текст отнесли эту фразу к началу следующего стиха и перевели ее несколько иначе: «сего ради заблудихом»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010