Отк. 1617 гл.). В 2425 главах Книги пророка Исаии говорится о суде над вселенной. Пророчества Исаии отличаются необычайной ясностью и поэтичностью. Предсказание о страданиях Спасителя (Ис. 53 гл.) написано так ярко, как будто сам пророк присутствовал при Кресте. К числу наиболее ярких пророчеств Исаии относятся: о рождении Эммануила от Девы (Ис. 7, 14); о множестве чудес, которые должен был совершить Мессия (Ис. 35, 56); о Его кротости и смирении (Ис. 42, 14); и о других делах Его, о чем подробнее написано в главе " Ветхий Завет о Мессии " ; замечательно своей точностью пророчество Исаии о царе Кире, которое лет двести спустя стало известным этому царю (Ис. 44, 27 28; 45, 13; 1 Езд. 1, 13). пророк Исаия говорил, что избранный народ в своей массе будет отвергнут Богом за свое нечестие, спасется только святой остаток (Ис. 6, 13); в Царстве Мессии место отвергнутых иудеев займут уверовавшие языческие народы (Ис. 11, 110; 49, 6; 54, 15; 65, 13). У пророка Исаии находим замечательные по своей глубине и поэтичности описания славы и величия Божия Его премудрости и Его благости: Мои мысли не ваши мысли, ни ваши пути пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его (Ис. 55, 811). Не раз пророк свидетельствует о милости Божией к кающимся и смиренным. Последние 27 глав Книги пророка Исаии (Ис. 4066 гл.) содержат много утешительных предсказаний, относящихся к новозаветным временам и обновлению мира после Всеобщего Суда. Вот видение нового Иерусалима (Церкви), возвышающегося на Святой Горе: Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему (Ис. 60, 1821).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1886...

Всего вышесказанного кажется достаточно, чтобы быть убежденным, что первая часть без второй не понятна и немыслима, и что общее значение всей книги может быть выражено в словах: погибель народа вследствие грехов его, и спасение его ради великой любви и милосердия Бога. Но как происходит это спасение? Постараемся проследить это в обеих частях: В первой части народ представляется изъязвленным и покрытым гнойными ранами и струпьями вследствие греха и понесенных за то наказаний. „Вся голова в язвах..,, от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящияся раны, неочищенные и несмягченные елеем“. ( Ис. 1:5–6 ) ....„Огрубело сердце народа сего.... и не обратятся, чтобы я исцелил их“ ( Ис. 6:10 ). Но уже в конце первой части ( Ис. 33:20,22,24 ) есть проблески лучшего будущего: „Взгляни на Сион.... Господь спасет нас“.... „И ни один из жителей не скажет: я болен; народу, живущему там, будут отпущены согрешения“. Исцеление изображается во второй части, и начинается известным нам воззванием: „Утешайте народ мой“. Некто высокий и превознесенный, о появлении которого возвещено и в первой части ( Ис. 7:14, 9:6–7 ), является Спасителем Израиля. Он „избранный Господень, к которому благоволит душа Его“; „Отрок Господень, которого Он ведет за руку“ ( Ис. 42:1 ). Перед ним идут вестники,-„глас вопиющего в пустыне“ ( Ис. 40:3 ) и другие ( Ис. 52:7 ) говорящие Сиону: „воцарился Бог твой“. „Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев.... Я Господь Святый ваш; Творец Израиля, Царь ваш“ ( Ис. 43:14–15 ) „Ты Израиль не трудился для меня,.... но ты грехами твоими затруднял Меня; беззакониями твоими отягощал Меня. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои, ради Себя Самого и грехов твоих не помяну“ ( Ис. 43:24–25 ). Но как и кем будут неглажены грехи Израиля? „Отроком Господним“. ( Ис. 42:1 ). Об этом именно восклицает Исаия в гл. LIII, 1: „Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца (рука) Господня?“ И продолжая раскрывать эту тайну пророк говорит (id ст. 2): „Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия“.... (ст. 3) „Он был презрен и умален пред людьми; муж скорбей и изведавший болезни.... Он был презираем“.... (ст. 4) „Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом, (ст. 5) Но Он изъязвлен был 227 за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   Что говорит Писание то говорит Бог, потому что таинственным образом (и эта таинственность сопоставима только с глубочайшей тайной Божьего воплощения) Библия является человеческой и в то же время полностью божественной книгой. Следовательно, все разнообразнейшее содержание Библии исторические повествования, пророчества, поэтические произведения, песни, философские размышления, проповеди, статистические выкладки, послания и все прочее должно приниматься как исходящее от Бога, и все, чему учат библейские писатели, должно почитаться как властные наставления Самого Бога. Христиане должны быть благодарны Богу за Его дар написанное Слово и сознательно строить свою веру и свою жизнь исключительно на основании этого Слова. Бог есть свет: святость и справедливость Бога    Когда Писание называет Бога или одно из лиц Троицы «святым» (Лев 11:44—45, Нав 24:19, 1 Цар 2:2, Пс 98:9, Ис 1:4, Ис 6:3, Ис 41:14—16,20, Ис 57:15, Иез 39:7, Амо 4:2, Ин 17:11, Деян 5:3—4,32, Откр 15:4), то это слово обозначает все то, что отличает Бога от нас и что заставляет нас благоговеть и преклоняться перед Ним. Оно охватывает все стороны Его превосходящего наше разумение величия и нравственного совершенства и является отличительной характеристикой всех Его качеств, указывающей на «божественность» Бога. Главное в этой концепции, однако, чистота Бога, которая не может мириться с какой бы то ни было формой греха (Авв 1:13) и потому заставляет грешников постоянно испытывать в Его присутствии чувство самоуничижения (Ис 6:5).    Одним из выражений Божьей святости является Его праведность, означающая, что в любых обстоятельствах Бог поступает по правде. Бог проявляет справедливость, когда Он выступает как законодатель и судья и когда исполняет Свои обетования и прощает грехи. Его нравственный закон требует от людей поведения, соответствующего Его собственному, «свят, праведен и добр» (Рим 7:12). Бог судит справедливо, воздавая каждому по его заслугам (Быт 18:25, Пс 7:12, Пс 95:13, Деян 17:31). Его «гнев», т.е. Его законная активная неприязнь ко греху, полностью оправдан в своих проявлениях (Рим 2:5—16), а Его конкретные «суды» (наказания, карающие за зло) славны и достохвальны (Откр 16:5—7, Откр 19:1—4). Когда бы Бог ни исполнял принятые Им, согласно завету, обязательства спасать Свой народ, это всегда акт праведности, т.е. справедливости (Ис 51:5—6, Ис 56:1, Ис 63:1, 1 Ин 1:9). Когда Бог оправдывает грешников по вере их во Христа, Он делает это на справедливой основе, поскольку наказание за наши грехи возлагается на Христа, заместившего нас в роли приговоренного к смерти преступника, и таким образом в самой форме, которую Бог избрал для проявления Своего оправдывающего милосердия, Он показывает Себя совершенно и абсолютно справедливым (Рим 3:25—26), а наше оправдание оказывается юридически законным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

прият Его душа Моя, дах Дух Мой нань» ( Ис.42  и сл.). Его назначение и достоинство Его – быть всемирным вечным царём благодати и правды: «и велие начальство Его, не только на престоле Давидове, и на царстве Его, исправити е и заступити его в суде и правде от ныне и до века» ( Ис.9:7 ); но «будет в день оный корень Иессеов и возстаяй владети языки, на Того языцы уповати будут» ( Ис.11 ). Этот божественный царь приидет тогда, когда и весь народ избранный, после многих и великих бедствий, будет подобен остающемуся от посеченного дуба пню, или же желудю, «егда испадет из плюски своея» ( Ис.6 ), когда и сам род Давидов, от которого Он произойдет, будет уже усечен до корене: «и произойдет ветвь от пня Иесеева» ( Ис.11 ). Ему будет предшествовать и приготовлять мир к явлению Его великий проповедник покаяния: «глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Его, всяка дебрь наполнится и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в права и острая в пути гладки, и явится слава Господня и узрит всяка плоть спасение Божие» ( Ис.40 ). Сам он откроет свое служение в той части Палестины, где мрак духовный особенно представляется сгущенным: «страно Завулоне, земле Невфалимля и прочии при мори живущии, и об ону страну Иордана, Галилея языков, людие ходящии во тьме, видеша свет велий: живущии в стране и сени смертней, свет возсияет на вы» ( Ис.9 ). Он должен возвещать, в силе Духа Святаго, слово благодати и спасения: «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно... дати плачущим... украшение славы вместо духа уныния» ( Ис.61 ). Такое служение имеет проходить Он с кротостью и смирением беспримерным: «не возопиет, ниже ослабит (не загремит), ни же услышится вне глас Его, трости сокрушенны не сотрет, и льна курящася не угасит» ( Ис.42 ). Божественная сила и любовь Его будут изливаться рекою чудесных благотворений и знамений: «отверзутся очи слепых и уши глухих услышат; тогда скочит хромый, яко елень, и ясен будет язык гугнивых, яко проторжеся вода в пустыни» ( Ис.35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Не оскверняется и храм иерусалимский тем, что там рядом с изображениями св. ангелов – херувимов, были выделаны и статуи различных тварей ( 3Цар. 7:25–29,36 ; Иезек. 41:17–20). Когда царь Ахаз очистил храм от некоторых из этих статуй, то тем самым он сделал неугодное Богу ( 4Цар. 16:2–27 ). Что касается почитания нарисованных на иконах тварей, то, разумеется, никто из православных не почитает их, помещают же их на иконах для наглядности и ради соблюдения исторической истины на иконах. Во время входа Господня в Иерусалим, люди, встречавшие Иисуса Христа, подстилали одежды свои и устилали древесными ветвями дорогу, по которой Спаситель ехал на осляти. И никто, даже сектант, не станет говорить, что такое почитание проявлялось населением Иерусалима тому осляти, на котором ехал Христос Господь; напротив, каждый понимает, что таким способом проявлялось уважение только ко Христу Спасителю ( Мф. 21:7–9 ). Если кто из православных, из-за своей неосведомленности проявляет почитание не к святому, а к твари, то это он делает вопреки учению Православной Церкви и требованиям пастырей церковных. Такие люди «слепые», а потому и греха на себе не имеют ( Иоан. 9:41 ; смотр. 15, 22). е) Это ничуть не унижает св. икон, так же, как не унизило Христа Спасителя насмеяние Его врагов на суде и на Голгофе ( Мф. 27:41–50 ; сравн. Мф.12:23–28 ), как не унизили телесные страдания разных мучеников ( Евр. 11:36–38 ). Это наиглавнейшая мудрствования сектантов против почитания св. икон. Они, как следствие неосведомленности и непонимания, нисколько не подрывают взглядов Православной Церкви на почитание святых икон. Тексты Св. Писания, на которых сектанты пытаются обосновать свое лжеучение о почитании икон: Исх. 33:20–23 ; Втор. 4:12–15 ; Иоан. 4:12 ; 1Тим. 6:16 ; Евр. 9:5 ; Исх. 20:3–5 ; Лев. 19:4, 26:1 ; Втор. 4:12–28, 5:8, 7:25–26, 27:15 ; Псал. 113:12–16, 134:15–17 ; Прем. Сол. 13:1–15, 19; Исаии 2: 18–20, 17:8, 40:19–20, 44:9–20, 46:6–7; Иерем. 2:26–28, 10:2–5; Иезек. 8:5–12; Захар. 13:2 ; Деян. 17:29, 19:26 , 1Иоан. 5:21 ; Рим. 1:21– 23 ; 1Кор. 8:4–7 ; Галат. 4: 8 ; Откр. 9:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Мф. 12:28. 1008 Гал. 5:22. 1009 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1010 100 Максим Исповедник, Главы богословские, 3, 38 — PG 90,1276ВС. 1011 Пс. 18:10. 1012 Максим Исповедник. Главы богословские, 1, 69 — PG 90, 1208В. Ср.: К Фалассию — PG 90, 289В. 1013 103 Пс. 18:10. 1014 Ис. 11:3. 1015 1 Ин. 14:18. 1016 Ис. 11:3. 1017 Кол. 2:9. 1018 Ис 11:3. 1019 Лк 5:22. 1020 1 Кор. 14:25. 1021 Против Евномия 5 — PG 29, 772С. 1022 Зах. 4:10. 1023 Откр. 1:4–5. 1024 Рим. 8:15. 1025 Ин. 14:17. 1026 2 Кор. 3:17. 1027 Ис. 11:2, 3. 1028 Григорий Богослов, Слово 31, 29 — Barbel 268/PG 36, 165С. Ср.: Слово 41, 9 — PG 36, 441С. 1029 1 Кор. 12:10. 1030 Ср.: Иоанн Златоуст, Беседа 29 на 1 Кор., 4 — PG 61, 245. 1031 На самом деле этот отрывок принадлежит Григорию Нисскому: Григорий Нисский, In sextum Psalmum — McDonough, J. (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189–190. 1032 Рим. 8:15. 1033 Гал. 4:6. 1034 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 25 — PG 26, 589А. 1035 Василий Великий, О Святом Духе, 26, 63 — Bruche 230/PG 32,184С. 1036 Исх. 8:15; Лк. 11:20. 1037 Гал. 5:22. 1038 Зах. 3:9. 1039 Ин. 14:17; 16:13. 1040 Рим. 8:15. 1041 Лк. 11:20. 1042 Исх. 8:15. 1043 Ис. 11:2–3. 1044 Зах. 3:9. 1045 Рим. 8:15. 1046 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1047 Ис 11, 2. 1048 К Фалассию 29 — ΡG 90,365А. 1049 Ср.: Кол. 1:19; 2:9. 1050 Буквально: «сотворить сына» (υν ποισαι); Ср.: вульгарное русское выражение «сделать ребенка». 1051 Иов. 1:2. 1052 Быт. 48:5. 1053 Таких слов в Писании не находим. 1054 Ис. 38:19. 1055 Употребляется глагол «γγνομαι», имеющий, среди прочего, значение «делаться», в доказательство того, что данным глаголом не всегда подразумевается акт творения, приводящий из небытия в бытие, но также и рождение по природе, равно как и глаголом «ποιεω» — «творить» или «делать». 1056 Рим. 1:28. 1057 Быт. 18:25. 1058 Еккл. 12:14. 1059 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 6 — PG 75, 77C. 1060 Ср.: 2 Тим. 3:12. 1061

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Увещания Исаии трогательны, обличения резки, угрозы страшны для нечестивых, a утешения его проливают в печальную душу сладкую отраду до восхищения. О будущих временах он говорит так ясно, что как будто жил среди тех предметов и событий, о которых предсказывает. По ясности пророчеств особенно о Мессии и Его Церкви свят. Кирилл Александрийский , блаж. Иероним и блаж. Августин называют Исаию не столько пророком, сколько апостолом и евангелистом. Обзор содержания книги пр. Исаии для последовательного ее чтения Надписание книги 1,1. Первая половина пророчеств гл. 1–37. Первая часть гл. 1–6. Вступительная речь ( Ис.1:2–31 ). В ней изображается, сначала, состояние того народа, которому пророчествовал Исаия: это народ неблагодарный и вероломный, который, несмотря на постигающие его кары суда Божия, продолжает упорствовать в своем вероломстве ( Ис.1:2–9 ; Рим.9:29 ). Правда, этот народ против обличений пророка ссылается на свои жертвоприношения и частое посещение храма; но эти дела мерзость пред Господом, потому что они лицемерны; пусть лучше Израиль очистит себя покаянием и позаботится о справедливости ( Ис.1:10–17 ). Бог , однако, продолжает пророк, хотел бы простить им все грехи, если бы они были послушны Ему; но нечестие в Иерусалиме все более возрастает и уже ничего не остается сделать для исправления, как произвести суд, чтобы отделить злых от добрых; после этого малый остаток добрых будет восстановлен в своем прежнем счастливом состоянии, a злые получат праведное возмездие за свое отпадение ( Ис.1:18–31 ) 2 . Речь вторая гл. 2–4. Падение ложного величия Израиля и восстановление после суда величия истинного. Пророк сначала приводит ( Ис.2:2–4 ) пророчество Михея о будущем счастливом историческом состоянии народа израильского во времена Мессии, когда он будет духовным средоточием всех народов. Но обращаясь к настоящему, он укоряет иудеев за склонность к языческому образу жизни – в языческой религии и роскоши ( Ис.2:5–11 ), объявляет о погибели человеческого величия ( Ис.2:12–17 ) и в особенности кумиров, на которые народ полагает теперь свою надежду ( Ис.2:18–23 ; Апок.6:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

«Совершишася!» Вот то Семя, которое имело сокрушить главу древнего змия ( Быт.3:15 ): Оно мечом креста сокрушает главу исконного человекоубийцы, разрушает область смерти и царство ада! Вот Тот, в котором предречено благословение всем племенам земным ( Быт.12:3 и др.), и эти крестные страдания есть цена всемирного благословения! Вот та великая умилостивительная Жертва за грехи мира, которую прообразовал Исаак, твердой решимостью Авраама вознесенный на жертвенник ( Быт.22:9, 10 )! Вот обетованный Примиритель ( Быт.49:10 ), которому предопределена покорность языков, и этот крест Иисусов есть знамение, призывающее «вся языки " ( Ис.11:12 ) под спасительный скипетр Царя Израилева, Христа Спасителя мира! Вот обетованный великий Пророк ( Втор. 18:14–19 ), наполнивший землю учением и чудесами и возвестивший всему миру путь спасения! Вот предреченный Давидом Великий Иерей по чину Мельхиседекову ( Пс.109:4 ) – единожды принесший Самого Себя в жертву за грехи всего мира на жертвеннике крестном! Вот тот чудный Царь, Бог и Раб, о котором прозорливый Исайя издалека предвозвещал, как бы лицом к лицу созерцая великую тайну: «Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, егоже начальство бысть на раме Его: Бог, Крепкий, Князь мира, Отец будущего века» ( Ис.9:6 ). " Отроча пред Ним, яко корень в земли жаждущей, несть вида Ему, ниже славы» ( Ис.53:2 ). «Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем; язвою Его мы исцелехом» ( Ис.53:5 ), «и Господь предаде Его грех ради наших» ( Ис.53:6 ). Вот проповеданный Иеремией, «Восток праведный» ( Иер. 23:5 ), «Отрасль правды» ( Иер. 33:15 ), «Господь наш праведный» ( Иер. 33:16 ), который греха не сотворил, не было лести во устах Его, и для оправдания нашего пострадал и умер на кресте! Вот «Пастырь единый, пасущий» истинного Израиля, о котором возглашал Иезекиль Пророк (Иезек. 34:23–25), Тот пастырь, который «завещает завет мирный; воскропляет воду чисту, и очищает от всех нечистот и от всех кумиров: дает сердце ново и дух нов, и отъемлет сердце каменно от плоти нашей» (36:25, 26). Он есть «вечная правда, Святый святых, Христос старейшина», о котором Архистратиг небесных воинств открыл тайновидцу Даниилу ( Дан. 9:24, 25 ). Вот определенное седьминами время протекло; Христос, неправедно обвиненный, предан смерти, город и святилище разрушены, остатки народа рассеяны, ветхозаветные жертвы прекратились, и утвердился завет новый ( Дан. 9:26, 27 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

  Глава 11 И изыдет жезл из корене Иессеова , то есть от Давида; и отрасль от корене его (Ис. 11:1), то есть от позднейших потомков его, родителей Иосифа и Марии. И почиет на нем Дух Божий , со времени воплощения во чреве и крещения во Иордане. Дух премудрости (Ис. 11:2), которому дивились Иудеи, говоря: како Сей книги весть не учився? (Ин. 7:15). Дух… крепости (Ис. 11:2), то есть сил и чудес. Не по виду очей судити имать (Ис. 11:3), потому что Он Бог, и тайное наше видимо Ему, как явное. Но судит правдою смиренному суд и обличит правостию смиренныя земли , в великий день пришествия Своего. Поразит землю при конце времен. Поразит нечестивых земли, определением уст Своих (Ис. 11:4) осудит их в огонь. И пастися будут вкупе волк со агнцем , то есть в Церкви. И рысь почиет со козлищем , то есть в Крещении. И телец и юнец и лев вкупе пастися будут , то есть мудрые, хитрые, жестокие и простые вместе услышат благовествование. И отроча мало поведет я (Ис. 11:6). Пастырь, по простоте подобный младенцу, будет их руководителем. И лев аки вол ясти будет плевы (Ис. 11:7). И праведные и грешники напитаются единым животворящим телом с жертвенника. Все пренебрегут воинским искусством, какому навыкли прежде, и все знание свое заключат в пределы чистого Евангелия. И отроча младо будет играть с василиском и, едва отнятый от грудей, возложит руку свою на ложе аспида (Ис. 11:8), то есть сатана будет попираем людьми простыми и сделается посмешищем для детей, едва начинающих учиться. И… наполнися вся земля ведения Господня, аки вода многа покры море (Ис. 11:9). Как вода покрывает морские недра, так всю землю покроет ведение Истинного. И будет в день оный корень Иессеов , воздвигнутый в знамение языком (Ис. 11:10). В некотором отношении это относится к Езекии, который рожден от семени Давидова, но во всей действительности исполнилось это на Господе нашем, Который для всех народов стал знамением свободы, упования и избавления. Того взыщут языцы , то есть устремятся и потекут воздать Ему поклонение. Слово взыщут может означать еще и то, что народы будут вопрошать у Него, что есть воля Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«С большой вероятностью можно думать, что указанные дары предуказывали на таинственные священнодействия, дарованные Мессией Христом избранному стаду для достижения райских блаженств и для полноты внутренней жизни церкви» (И. Григорьев. Цит. сочин., с. 244). «Сильными правдою, насаждением Господа во славу Его». Люди слабы и бессильны сами по себе; они становятся сильными только при поддержке Божественной Правды ( Ис.59:16 ). Слова данного стиха являются почти буквальным повторением одного из заключительных стихов предыдущей главы: «народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» ( Ис.60:21 ). Ис.61:4 . И застроят пустыни вековые, восстановят древние раз­валины и возобновят города разо­рен­ные, оставав­шиеся в запусте­нии с давних родов. Ис.61:5 . И при­дут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. С 4–9 ст. говорится о росте мессианской церкви, ее универсальном характере, вечном веселии и всеобщем прославлении. «И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины... и придут иноземцы... и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами». В этих картинных образах, хорошо знакомых нам и из раннейших повествований того же пророка ( Ис.44:26 ; Ис.49:8, 19 ; Ис.58:1, 12 ; Ис.60:10 ), очевидно, раскрывается мысль о широком росте и процветании новооснованного мессианского царства. В интересах единства кн. пророка Исаии важно отметить, что текст 5-го стиха имеет почти дословную параллель в следующих словах 14 главы: «дом Израилев усвоит их (иноземцев) себе на земле Господней рабами и рабынями и возьмет в плен пленивших его» ( Ис.14:2 ). Подобные указания имеют двоякий смысл: с одной стороны, они говорят о возвеличении духовного Израиля, который из предмета ненависти и поругания у языческих народов превратится в предмет их почтительного внимания и даже служения; с другой стороны, они как бы пророчески намекают и на тот дивный образ, который так художественно раскрыт Апостолом Павлом в его сравнении язычников с дикой маслиной, привитой к стволу еврейского дерева ( Рим.11:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010