Глава 64 В этой главе продолжается и заканчивается та самая молитва , которая составляла и большую часть предшествующей (гл. 63, с 7 ст.). Вот почему нельзя не согласиться с Дилльманном, который находит, что деление этих глав произведено неудачно (übel getrennt). В частности, как мы уже говорили выше (см. наш коммент. на Ис.58:7 ), 64 глава заключает в себе два отдела пророчественно-покаянной молитвы Израиля: один ( Ис.64:1–7 ст.) – историческо-покаянный, другой ( Ис.64:8–12 ст.) – умилостивительно-просительный, 1–4. Молитвенное исповедание Всемогущества и грозной силы Господа. 5–7. Глубокое сознание Израилем своей собственной греховности, навлекшей на него праведный гнев Божий. 8–12. Усердная молитва к Богу о прощении и помиловании Его народа. Ис.64:1 . О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, Ис.64:2 . как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать извест­ным врагам Тво­им; от лица Твоего содрогнулись бы народы. «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня... содрогнулись бы народы.» «Эта речь поэтическая, гиперболическая, изображает высочайшее величие Бога и страшные действия, в которых проявляется святость, правосудие и всемогущество Бога на погубление врагов и спасение избранных, Когда Бог сходит с высоты небес на низшее небо – атмосферное, то, кажется, все приходит в смятение, поднимаются вихри, громы и молнии; когда приближается к земле, то земля колеблется и горы расплавляются, как от огня, от страшного величия Божия». (Еп. Петр. Цитир. сочинение, с. 324). Сам образ «расторжения небес» и снисшествия оттуда Господа для откровения Его воли и проявления суда – один из наиболее употребительных в Библии: с ним мы встречаемся еще в истории вавилонского столпотворения ( Быт.11:5 ) и наказания нечестивых городов – Содома и Гоморры ( Быт.18:21 ), его мы видим в истории самого дарования закона на Синае ( Исх.19:11 ; Исх.20:18 ), о нем читаем у псалмопевца: «наклонил Он небеса и сошел, и мрак под ногами Его» ( Пс.17:10 ), с ним имеем дело и во многих других местах, не только Ветхого, но и Нового Завета. У псаломопевца мы находим яркую параллель и во второй половине этого образа, говорящей о последствиях такого Божественного схождения на землю: «пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Небеса возвещают правду Его и все народы видят славу Его» ( Пс.96:3–6 ). Стихи эти стоят в ближайшей логической связи с 15-ым и 3–4 стихами предыдущей главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ни один священный текст ни одной религии не передает с такими подробностями случившееся во время появления материального мира, не говоря уже о том, что библейская идейная рамка радикально отличается от всех остальных в концептуальном отношении. 2 . С христианской точки зрения, Бог одинаково хорошо знает всё: возможное и действительное, необходимое и случайное, прошлое, настоящее и будущее, потому-то Он и говорит: «... ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось» ( Ис.46:9–10 ). Библейские пророки созерцают будущие события по вдохновению от Бога, поэтому их предсказания совершенно не похожи на остроумную и удачную догадку или же на неопределенное и двусмысленное предвещание. В Священном Писании находятся около 6400 стихов, содержащих пророческие предсказания, причем более половины из них уже сбылись. Некоторые – вскоре после того, как были возвещены ( Дан. 5 гл. и др.), а с другими это случилосв через сотни и даже тысячи лет после их появления в священных книгах. Есть пророчества, осуществление которых мы наблюдаем в настоящее время, и такие, которые связаны с будущим: Второе пришествие Христа, новое небо и земля и т. д. 662 . В своей книге «Общее введение в Библию » авторы Гайслер и Никс пишут: «До наших дней нет ни одного безусловного библейского пророчества, которое не сбылось бы. Сотни предсказаний, часть которых была сделана за столетия до того, сбылись буквально. В Ветхом Завете предсказаны время ( Дан.9 ), город ( Мих.5:2 ) и естество ( Ис.7:14 ) рождения Христа, а также десятки других обстоятельств Его жизни, смерти и воскресения (см. Ис.53 ). Сбылисв и многие другие пророчества, включая провозвестие о разрушении Едома ( Авд.1 ), о проклятии Вавилона ( Ис.13 ), разрушении Тира ( Иез.26 ) и Ниневии ( Наум.1–3 ) и о возвращении Израиля на родину ( Ис.11:11 ). Также о других книгах, например, о Коране, о Книге Мормона и некоторых (индуистских) Ведах, утверждается, что они богодухновенны. Но ни одна из них не содержит предсказательных пророчеств. Так сбывшиеся пророчества недвусмысленно доказывают неповторимое богодухновенное естество Библии» 663 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

Понятие «ад» и его синоним «преисподняя» («на самом крайнем низу сущая, находящаяся в бездне, пропасти, например, преисподняя земли» — см. Даль) в тексте Б. не воплощаются в конкретной, подробной картине загробного мира. Согласно ветхозаветным представлениям, ад — место пребывания умерших: и праведных и грешных. Туда нисходят все живущие на земле (см. Ис.38:18 ; Иез.31:14 ) и никогда не выйдут оттуда (см. Иов 7:9 ; Пс.87:11–13 ). Сойти в преисподнюю, «насытясь днями», и «приложиться к народу своему», своим отцам ( Быт.25:8 ) — общая участь всех людей: «Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его» ( Иов 7:9–10 ). Порою в нее сходят «мирно» ( 3Цар. 2:6 ), но с печалью ( Быт.37:35 ), пребывая как тени по ту сторону «подземных вод» ( Иов.26:5 ), в стране мрака. «…Отойду, — и уже не возвращусь, — в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» ( Иов.10:21-22 , см. также Пс.87:5,13 ). Преждевременный уход в «страну тени» трагичен, именно об этом сокрушается Иудейский царь Езекия, молясь Богу об избавлении от болезни: «…в преполовение (в середине. — Ред.) дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих. Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире…» ( Ис.38:10–11 ). Однако понятие «ад» («преисподняя») не сводится к обозначению потустороннего пространства, оно отражает двойственную природу мироустройства, открывая вместе с понятием «рай» ряд антонимических пар: жизнь — смерть, свет — тьма, верх (небеса) — низ (бездна), добро — зло, блаженство — мука, праведность — греховность. С представлением об аде как пристанище всего «нижнего» связана идея ада как наказания грешников. «Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу» ( Притч.15:24 ). «Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя — грешников» ( Иов.24:19 ). О царе Вавилонском, поработителе Израиля, сказано: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем… В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим… А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе…» Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» ( Ис.14:9, 11, 13, 15 ). О нераскаявшемся городе Капернауме: «…до неба вознесшийся, до ада низринешься…» ( Мф.11:23 ). Нечестивые люди «посрамятся, да умолкнут в аде» ( Пс.30:18 ). Обольщаемый женщиной должен знать, «что в глубине преисподней зазванные ею» ( Притч.9:18 , ср. 5:5; Ис.57:9 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Ис.65:6 . Вот что написано пред лицем Мо­им: не умолчу, но воз­дам, воз­дам в недро их: Ис.65:7 . беззакония ваши, говорит Го­с­по­дь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах по­носили Меня; и отмерю в недра их пре­жние деяния их. «Не умолкну, но воздам, воздам в недро их... и отмерю в недра их прежние деяния их.» «Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам» – комментирует это известное ветхозаветное выражение Апостол Павел в своих двух посланиях ( Евр.10:30 и Рим.12:19 ; Ср. Втор.32:35 ; Ис.49:4 ; Ис.62:11 ; Иер.16:18 ; Откр.22 и др.). «Отмерить», или «воздать известной мерой» и именно «в недро, или недра», – тоже характерное библейское выражение ( Пс.78:12 ; Иер.32:18 ). Самый образ его взят из примитивного обычая древних жителей Востока принимать насыпаемое им зерно прямо в подол. Моральный смысл его также понятен и раскрыт Самим Господом в словах нагорной беседы: «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф.7:2 ). В данном случае слова эти имеют то значение, что Господь не совершает никакой несправедливости по отношению к израильскому народу, когда теперь наказывает его: этим Он полной мерой лишь расплачивается с Израилем за все то, что последний причинил Ему в продолжение всей своей предшествующей и настоящей истории. Ис.65:8 . Так говорит Го­с­по­дь: когда в виноградной кисти находит­ся сок, тогда говорят: «не по­вреди ее, ибо в ней благо­слове­ние»; то же сделаю Я и ради рабов Мо­их, чтобы не всех по­губить. С 8 по 10 ст., как это обычно у пророка Исаии и характерно для него, картина резко меняется: вслед за возвещением наказания идет обещание наград; наказание – всему нечестивому еврейскому народу, а награды – благочестивому «остатку» сынов Иакова и Иуды. Основная мысль отдела – о сохранении некоторых из большинства погибших – пластично выражена в образе здоровой, сочной виноградной кисти, очевидно, находящейся на зараженном дереве. Как самый этот образ, так и заключающаяся в нем идея, имеют несомненную связь с раннейшими главами того же пророка «О винограднике Божием» (5–6 гл.) Можно даже устанавливать связь этих речей и с известными евангельскими приточными образами ( Мф.21:37–41 ; Ин.15 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Так как рука моя овладела царствами идольскими, – думал он, – в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии; то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ея» ( Ис.10:10 и 11)? Политическая борьба царств и народов сводилась таким образом на почву религиозную. – Таково было общее политическое и религиозное состояние народов в царствование Езекии; частнее события и в связи с ними пророческая деятельность Исаии происходили так. Когда в начале своего царствования Езекия «отложился от царя Ассирийского и не стал служить ему», то пр. Исаия старался руководить царя в его отношениях к соседним народам, из которых одни злорадостно отнеслись к смелому и опасному действию Иудейского царя, как, напр., Филистимляне, с радостию ожидавшие конечного разрушения Иуды ( Ис.14:28 и 29); другие, испытывая сами бедствия от нашествия Ассириян, как, напр., Моавитяне, лицемерно искали союза с царем Иудейским (16:1–5). Пророк в виду этого предсказывал поражение Филистимлян от Иудейского царя, что и исполнилось вскоре ( 4Цар.23:8 ), – предсказывал, что в будущее нашествие Ассириян, когда вся земля Филистимская будет разорена, только в Сионе найдут убежище смиренные рабы Иеговы ( Ис.14:31 и 32); а относительно Моавитян он предупреждал, что «неискренна речь его», т. е. Моава, и что величие гордого Моава чрез три года будет сокрушено (16:6 и 14). В это же время пророк опять предсказывал окончательное разрушение и запустение Сирии и царства Израильского и вместе утешал Иудеев предсказанием внезапной гибели Ассирийских грабителей ( Ис.17 ). Между тем настали последние годы царства Израильского; страна Израильская вся была опустошена, ее царь Осия взят был в плен. Столица Самария после трехлетней осады была взята, а Израильтяне отведены были в плен. Тоже грозило Иудее и другим странам: Саргон, царь Ассирийский, который взял Самарию, послал часть своих войск к Азоту, чтобы взять его ( Ис.20:1 ). В это время Иерусалим сделался центральным пунктом, где шли переговоры послов властителей соседних народов о союзе против общего врага, против Ассирии: послы Ефиопские и Египетские шли чрез Иерусалим в Месопотамию к народу, «котораго землю разрезывают реки» (18:1 и 2), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

VIII. 24. Аще бо не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших 1390 . Точнее изъясняет полезное, и, ясно представляя способ спасения, показывает потом, каким путём они могут возвыситься до жизни святых и достигнуть вышнего града, небесного Иерусалима. Не только, го- —275— ворит, надлежит уверовать, но и утверждает, что уверовать надо именно в Него, ибо мы получаем оправдание верой в Него, как в Бога от Бога, как в Спасителя, Искупителя, Царя всяческих и Истинного Господа. И так, вы погибнете, говорит, не веруя, „что Я (это) есмь.“ Это „Я“, о Коем, говорит, написано у пророков: „светись, светись, Иерусалим, ибо пришёл свет твой и слава Господня над тобой воссияла“ ( Ис.40:1 ). „Я, говорит, есмь, и некогда повелевавший удалиться прочь болезням души и обещавший по любви исцеление в словах: „обратитесь сыны, обратитесь, и исцелю сокрушения ваши“ ( Иер.3:22 ). Это „Я есмь,“ говоривший, что даруется тебе божественная и исконная благость и несравненное долготерпение, и потому восклицавший: „Я, Я Сам изглаживаю грехи твои, и не вспомяну“ ( Ис.43:25 ). Это „Я есмь, и говорит, изрекающий чрез пророка Исаию: „омойтесь, чисты будьте, отнимите лукавства от сердец ваших пред очами Моими, отстаньте от лукавств ваших... и приходите (тогда) и рассудим, говорит Господь: и если будут грехи ваши как багряница, (то) как снег убелю (их), – и если будут как пурпур, (то) как руно убелю“ ( Ис.1:16: 18 ). Это „Я есмь,“ говорит, о Коем опять сам пророк Исаия сказал в одном месте: „на гору высокую взойди, благовествующий Сион! возвысь с силой голос, благовествующий Иерусалим! возвысьте, не бойтесь! Вот Бог ваш, вот Господь с силой грядёт и мышца (Его) со властью! Вот награда Его с Ним, и дело (воздаяние Его) пред Ним! как пастырь будет пасти стадо Своё и мышцей Своей собирать агнцев и во чреве имущих утешать“ ( Ис.40:9–11 ). И опять: „тогда отверзутся очи сле- —276— пых, и уши глухих услышат, тогда вскочит как олень хромой, и ясен будет язык косноязычных“ ( Ис.35:5–6 ). Это „Я есмь,“ говорит, о Коем также написано ещё, что „внезапно придёт в храм Свой Господь, Коего вы ищете, и Вестник Завета, Коего вы желаете: вот грядёт, говорит Господь, и кто выдержит день пришествия Его? ибо Он придёт как огонь в плавильнице и как щёлок моющих“ ( Мал.3:1–2 ). Это, говорит, „Я есмь,“ чрез уста Псалмопевца дающий обещание Самому Богу и Отцу принести Себя Самого в жертву за спасение всех и восклицающий: „жертвы и приношения Ты не восхотел, тело же уготовал Мне, всесожжений и (жертвы) о грехе Ты не возблаговолил; тогда сказал Я: вот иду, во главе книги написано о Мне – (чтобы) сотворить волю Твою, Боже“ ( Пс.39:7–9 ; Евр.10:5–7 ). Это, говорит, „Я есмь,“ о Коем и сам закон возвещал чрез Моисея в словах: „Пророка из братий твоих как меня восставит тебе Господь Бог твой, Его слушайте, – согласно всему тому, что просил ты от Господа Бога твоего на горе Хориве в день (твоего) собрания“ ( Втор.18:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ис.49:18 . Возведи очи твои и по­смотри вокруг, – все они собирают­ся, идут к тебе. Живу Я! говорит Го­с­по­дь, – всеми ими ты облечешься, как убран­ством, и нарядишься ими, как невеста. «Возведи очи твои и посмотри вокруг, – все они собираются, идут к тебе». Вдохновенный, высоко-поэтический призыв, встречающийся у пророка Исаии и еще не раз, в связи с призванием в церковь Христову язычников ( Ис.60:4 ; Ис.61:10 ). Недаром он вошел в состав одной из песен известного пасхального канона. «Всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста». «Обилие, разнообразие и красота собравшихся отовсюду чад Сиона подобны обилию, разнообразию и красоте украшенной невесты. Сравнение церкви с невестой в Священном Писании одно из обычных, ср. Песнь Песней, Еф.5:23–24 » (СПб. проф.). «Невестой» Христовой в Новом Завете называется вся церковь , а не одна какая-либо часть ее ( 2Кор.11:2 ; Еф.5:29, 32 ; Откр.21:2, 9 ; Откр.22:12 и др.). Ис.49:19 . Ибо раз­валины твои и пустыни твои, и разо­рен­ная земля твоя будут теперь слишком тесны для жителей, и по­глощав­шие тебя удалят­ся от тебя. Стихи 19–20 особенно ясно говорят о замене прежних чад плотского Израиля новыми сынами духовного Израиля, причем самые краски для этой картины берутся из всей последующей судьбы исторического Израиля. «Ибо развалины твои и пустыни твои и разоренная земля твоя». Разоренная нашествием вавилонян Иудея служит для пророка также и символом бездушной и бесплодной религии образа, во что выродилось у позднейших иудеев полное духа и силы законодательство Моисея. И вот теперь, в церкви обновленного Израиля на месте этой безлюдной пустыни появятся, по слову пророка, густые толпы народа, которым становится даже тесно в Иерусалиме в его окрестностях. Ис.49:20 . Дети, которые будут у тебя по­сле по­тери пре­жних, будут говорить вслух тебе: «тесно для меня место; уступи мне, чтобы я мог жить». «Дети, которые будут у тебя после потери прежних». Образ взят от исторического факта – погибели в добровольной натурализации в Вавилоне многих иудеев, на место которых Господь обещает воздвигнуть новых чад Израиля, о которых подробнее говорится в следующем стихе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Он принес с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати Божией ( Ин.1:15 ; Рим.5:14 ). Но как для того, чтобы воспринять в себя заразу греховную, надобно по естеству родиться от «первого» Адама, – так и для того, чтобы стать причастником спасающей благодати Божией, человеку необходимо придти ко Христу, «последнему Адаму», и свободно возродиться от Него в новую духовную жизнь ( 1Кор.15:45,48–49 ). Кто не придет ко Христу, не «омоется» в крови Его ( Откр.1:5 ), того не касается и благодать искупления (ср.: Зах.1:3 ; Флп.2:12 ; Еф.2:1–9 ; Рим.11:17–23 ). Для таких людей эта благодать – всё тоже, что клад, зарытый в землю: ходят они по земле, топчут ногами своими скрытое сокровище, но сами и алчут, жаждут, и наготуют ( Откр.3:17 ). И будут они бедствовать до тех пор, пока, наконец, измученные, не откопают сокровища и не разделят его между собою... Вот почему, «в последний великий день праздника», Христос и возгласил: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:37–38 ; ср.: Ис.55:1 ; Ис.12:3 ; Иоиль.3:18 ). – Отсюда видим, что не у всех людей из чрева потекут реки воды живой, а только у верующих; и не все напьются этой «воды», обещанной Христом жене Самарянке ( Ин.4:10–14 ), а только «жаждущие», почерпаюшие ее из источников спасения ( Ис.55:1 ; ср.: Ис.21:3 ; Ис.40:29–31 ). Ту же истину выразил Господь наш в Ин.15:1–7 . Он назвал себя там «виноградной лозой», а учеников своих «ветвями». И сказал Господь: «пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» ( Ин.15:4 ). Ясно, что людям необходимо быть в теснейшем единении со своим небесным учителем, чтобы преуспевать в добре. Кто же «не пребудет» со Христом, «извергнется вон, как ветвь, и засохнет» ( Ин.15:6 ), несмотря на то, что Господь пролил кровь свою «во оставление грехов» всего мира ( Мф.26:28 )). Подобным образом Ап. Павел сравнивает людей в их естественном, безблагодатном состоянии с «дикой маслиной».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Ис.62:10 . Проходите, про­ходите в ворота, при­готовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! «Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни». В этой поэтической картине пророк рисует пред нами образ восстановленного города Иерусалима, как центра обновленного Сиона, с широко распахнутыми его вратами, для свободного пропуска густых масс народа. Чтобы не было беспорядка, неудобств и тесноты, Сам Мессия выступает здесь как бы в роли церемониймейстера, устанавливает порядок, ограждает безопасность и создает удобства пути. Прежде всего, Он приглашает пройти в ворота города самих «стражей» его, т. е. Его апостолов и учеников, главных сподвижников и сотрудников Господа, в деле основания и распространения Его церкви. Затем Он дает им поручение заняться подготовкой пути для беспрепятственного следования в ограду новозаветной церкви широких масс народа. Аналогичный с этим возглас «приготовьте путь Господу» ( Ис.40:3 ) уже встречался нам у пророка Исаии, и был там обстоятельно раскрыт. «Поднимите знамя для народов.» В качестве комментария этих слов могут служить две следующих параллели из того же пророка: «И поднимет знамя народам дальним и даст знак живущему на краю земли, – и вот он легко и скоро придет» ( Ис.5:26 ). И еще: «и поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, рассеянных Иудеев созовет – от четырех концов земли» ( Ис.11:12 ). «Так говорит Господь-Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам» ( Ис.49:22 ). Образ взят, очевидно, от войскового знамени, уцелевшего во время битвы, после которой оно высоко поднимается и собирает вокруг себя всех рассеянных членов полка. В прообразовательном смысле таким знаменем новозаветной церкви служит Крест Христов – символ победы христианства над всеми его внешними и внутренними врагами. Моментом наиболее полного исторического осуществления этого пророчества в новозаветный период следует признать эпоху Константина Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Ты Бог сокровенный, Бог израилев, Спаситель, – взывает к Господу прор. Исаия, – все они (т.е. грешники) будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все делающие идолов. Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе ( Ис.45:15–17 ). Очевидно из этого, что спасение человека есть приобщение его вечной правде, т.е. его внутреннее настроение, когда он стремится в сознании своих грехов к Богу, источнику всякой истины и чистоты. Это свойство Божие и выражается в св. Писании очень часто наименованием Господа Спаситель ( Ис.62:11 ). Что словом «спасение», в св. Писании изображается настроение праведника, это особенно ясно выражено в словах прор. Исаии: «радостно буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем, ибо Он облек меня в ризу спасения, одеждою правды одел меня» ( Ис.61:10 ); следующий же наш вывод, что Господь называется спасителем народа Своего, поскольку Он открывает неизменную, в вечности торжествующую правду Свою, видно из слов того же пророчества: «He стало истины и удаляющийся от зла подвергается оскорбленно. И Господь увидел это; ... и помогла Ему мышца Его, и правда Его подтверждала его. И он возложил на Себя правду, как броню и шлем спасения – на главу Свою» ( Ис.59:15–17 ); но так как спасение, как душевное обновление человека, зависит от воли самого спасающегося и Богом спасаемого, то Господь и изображается в св. Писании спасающим только тех, кто ищет своего спасения, Спасителем уже обратившегося к Нему народа и в то же время «сокрушающим главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха» ( Авв.3:13 ). «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим тому Я явлю спасение Божие» ( Пс.49:23 ), говорит Господь устами псалмопевца. Но, как из вышеприведенного изречения пророка Исаии, откровение правды Божией, с одной стороны, и чувствование и восприятие ее человеком с другой, называются одинаково спасением Божиим человека ( Ис.40:5 ): явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие), так и в иных местах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010