Нет Его воли, чтобы погиб и один человек ( Мф.18:14 ) и даже один волос с головы человеческой (10:30). Посему Он более родной матери печется о человеке, как Сам свидетельствует о Себе через пр. Исаию: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя ( Ис.49:15 ). Спаситель учил: отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах ( Мф.23:9 ). По изображениям Писания, жизнь каждого человека есть непрерывный ряд действий многопопечительной любви Божией к нему, устрояющей его судьбы, начиная от рождения и даже утробного образования ( Пс.21:10; 138:15 ; Иов.10:11 ; 2Мак.7:22–23 ) до самой смерти. Он даст каждому человеку жизнь и дыхание и все ( Деян.17:25, 28 ), т. е. все необходимое для жизни (что особенно выразительно изображено в нагорной беседе Спасителя). Сам же Он дает каждому определенную меру способностей или дарований ( Исх.4:11 ; Пс.93:9 ; Сир.1:6, 8–11 ; Мф.25:15 ; Иак.1:17 ), Сам назначает пределы земной жизни каждого человека ( Иов.14:5 ), награждая благочестивых долгоденствием ( Пс.90:14–16; 127:1, 7 ; 3Цар.3:14 ; Исх.20:12 ), иногда впрочем попуская долголетие и нечестивых ( Прем.12:20 ), а другим посылая раннюю смерть, – иногда в наказание за порочную жизнь ( Притч.10:27; 13:2, 24 ), а иногда по особым благим целям Своего промысла ( Прем.4:7–18 ). Все судьбы и обстоятельства человеческой жизни определяются Богом. Он располагает всеми событиями счастливыми и несчастливыми: Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает ( 1Цар.2:6–7 ). Ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их ( Иов.5:18 ). Не стесняя дарованной человеку свободы, сохраняющейся и в падшем состоянии, Он однако руководит и управляет также свободными намерениями и действиями человека: сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его ( Притч.16:9, 33 ; сн. Иер.10:23 ). Он указывает путь жизни человеку ( Пс.142:8 ): от Господа направляются шаги человека ( Притч.20:24 ), разумная жена – от Господа ( Притч.19:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Различие во внешнем положении также не составляет препятствия к заключению дружбы, как это доказывает пример Давида и Ионафана: они были примерные друзья, хотя один был пастух, другой – царский сын. Но благоразумие требует, чтобы человек бедный и незнатный не искал, а принимал дружбу от богатого и знатного. В противном случае неравенство положений может исказить дружеские отношения. Сын Сирахов говорит: «не входи в общение с тем, кто сильнее и богаче тебя. Какое общение у горшка с котлом? Этот толкнет его, и он разобьется. Всякое животное любит подобное себе, и всяк человек – ближнего своего. Какое общение у волка с ягненком? Какой мир у гиены с собакой? И какой мир у богатого с бедным? Ловля у львов – дикие ослы в пустыне: так пастбище богатых – бедные» ( Сир.13:2–3, 20, 22–23 ) 30 . Нельзя не пожалеть о людях, которые желают иметь друзей, но не находят. Это может происходить по причинам, от них независящим, например, если они окружены такой средой, в которой нет подходящего к ним по душе существа. Тут не они виноваты, а среда. Но часто случается наоборот. Среда хороша, вокруг нас довольно людей, достойных нашего доверия; но если в нас самих нет смирения, любви, самоотвержения, то мы на себя самих должны жаловаться, если живем одиноко, без друзей. Постараемся наперед приобрести эти качества, и тогда Господь утешит нас, пошлет нам друга. Те же самые качества потребны для того, чтобы удержать навсегда привязанность к себе друга. Духовное завещание «Сия глаголет Господь: устрой о доме твоем, умираеши бо ты и не будеши жив» ( Ис.38:1 ). Память смертная должна быть присуща каждому из нас. Она спасительна, как сильный оплот против искушений греховных: она удерживает от податливости на них страхом суда Божия по смерти и надеждой венцов за победу над ними. Потому все святые всегда хранили память смертную. Святой Василий Великий , чтобы не забыть смертного часа, распорядился, чтобы другие ему напоминали о нем. Когда случалось ему, по какой-либо благословной вине, праздновать светло, к нему являлся отрок и говорил ему: отче, помни смерть. Он даже приказал приготовить и гроб для себя. Подобно ему поступал и св. Иоанн Милостивый. С самого начала епископства своего он приказал готовить ему гроб, но не оканчивать его, и всегда напоминать ему, не прикажет ли окончить. Всегдашним напоминанием о гробе он обновлял в уме своем память о смерти и не зная времени ее, жил постоянно так, что всегда готов был разрешиться от уз плоти своей. Так поступали и другие угодники Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Читай Быт.1:26 ст.: „и сказал Бог: – сотворим человека по образу нашему“... К кому это обращается Бог ? Кто с Ним учавствовал в творении человека? Яков заметил: – Бог никого не приглашает к участию в создании людей. Он просто кому-то объявляет волю Свою. Я возразил: – неправду ты говоришь, друг! Если бы „кому-то“ Бог „просто“ объявлял Свою волю, – Он сказал бы: „Я сотворю человека“; а то написано иначе: „сотворим“... Стало быть, кого-то Бог приглашает в сотрудники Себе, с кем-то советуется. Кого же бы Бог звать стал таким образом? – Ангелов, ответил Яков. Я сказал: – разве ангелы творили людей? – Не творили, а советы Богу давали, – промолвил Яков. Я ответил: – Это совершенная неправда. У пр. Исаи написано: „Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию и указывает Ему путь мудрости?“ ( Ис.40:13,14 ст.). Никто: ни ангелы, ни люди. Бог „и святым своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его“ ( Иов.15:15 ). Яков ответил: – Разума Господня не постигают только беззаконные люди. Благочестивым же избранникам Бог открывает Свою волю. – И благочестивые-то люди знают волю Господню в самой ничтожной доле, – сказал я. Советовать Богу они никак и ни в чём не могут. О непостижимости Божией премудрости вот что написано у древнего мудреца: „первый человек не достиг полного незнания её: не исследует её также и последний“ ( Сир.24:30 ). Если так, каким родом слабые люди могут давать советы Премудрому Богу?.. Яков возразил: – А как же Бог совещался с ангелами о погибели Ахава ( 3Цар.22:19–22 ст.)? Я ответил: – Ты, друг мой, искажаешь Писание. В 3 кн. Царств рассказывается о том, как Бог предлагал ангелам пойти и погубить Ахава. Он испытывал их произволение и готовность служить Правде Божией. Самая же погибель нечестивого израильского царя была предрешена Богом единолично. В этом легко убедится всякий, если прочтёт внимательно 3Цар.22:19–22 . Таким образом, не доказано, что Богу ангелы могут давать советы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Тов. XII:9.    Ис. I:18.    Дан. IV:24.    Притч. XVI:6.    Сир. III:30.    VII, 31—36.    Например, Тов. IV:7—10; Притч. XI:24—28; XIX, 17; XXII, 7—9; Сир. XII:2—7; XXIX, 14—16 и мн. др.    Притч. III:27—28; Сир. IV:4—5.    Тов. IV:7—11.    Притч. XI:24—28.    Притч. XIX:22.    Втор. XV:10.    Притч. XXII:8.    Тов. IV:15.    Сир. IV:1—3, 8.    XVIII, 15—18.    XXIX, 11.    XXIX, 31.    Например, Иов. XXIX:16; Лев. XXV:35—36; Втор. XV:7—11; Тов. IV, 7 и др.    Например, Тов. I:17; Ис. LVIII, 7 и др.    Например, Притч. XXV:21 и др.    Например, Иов. XXIX:15; 2 Мак. VIII:28 и др.    Например, Ис. LVIII:6; LXI, ? и др.    Например, Иов. XXIX:12—13; XXXI, 16—17; Притч. XXXI:8—9; Сир. IV:10 и др.    Например, 2 Цар. XVII:27—29; Ис. LVIII, 7 и др.    Например, Иов. XXXI:19—20; Тов. I:17 и др.    Например, Суд. XIX:14—24 и мн. др.    Например, Иов. XXXI:20 и др.    Например, Тов. I:18; II, 7.    Например, Мф. ХХШ, 23; Лк. XI:41—42; Мф. XV:4—6; Мк. VII:10 и др.    Гал. III:28.    Лк. VI:30.    Лк. X:30—37.    Гал. VI:10.    Иак. II:14—16.    Деян. X:4.    Мф. XXIII:8—9.    Сир. XII:4—7.    1 Кор. IV:5.    Мф. V:45.    Мф. V:44.    Тов. IV:8.    2 Кор. VIII:12.    Мк. XII:41—44.    Лк. III:11.    Мф. X:42.    Мф. XXV:40.    Мф. XXV:34.    Мф. VI:I.    Мф. XIX:21.    Лк. XIV:12—14.    Лк. XVI:9—13.    Например, 2 Кор. IX, 6 и др.    Иак. I:27.    Ин. XIII:35.    1 Кор. XIII:3.    Иак. II:14—16.    2 Кор. IX:6.    2 Кор. VIII:13—14.    1 Тим. VI:7.    2 Кор. VIII:3.    Деян. XX:35.    2 Кор. VIII:2.    2 Кор. IX:5—8.    Фил. IV:10—18.    Рим. XV:26—27; сравни: Евр. X:34.    Деян. IV:32.    Деян. V:4.    Деян. V:4.    Мф. VI:1—4.    Мф. VI:1—4; V, 44; Лк. VI:35; XIV, 12—14; Рим. XII:20 и др.    Евр. XIII:3.    Например, Мф. IX:36; Мк. VI:34; Мф. XIV:14; Лк. VII:13 и мн. др.    Деян., главы II, IV, VI.    Например, XI, 29—30.    Рим. XV:25—27; 1 Кор. XVI:1—4; 2 Кор. VIII:2—4, 12—15; IX, 5—7; Фил. IV:15—16; 1 Тим. V:16.    Послание Иуды I, 12; 1 Кор. XI:21 и дальше.    Об этом долге говорит св. Климент Римский в своем первом послании к Коринфянам (гл. 38, стр. 139, рус. перевод прот. Преображенского, изд, 1862) и св. Поликарп в послании к Филиппийцам, причем последний дает практический совет не откладывать благотворения при возможности оказать его и указывает словами книги Товита на высокое значение милостыни: «милостыня избавляет от смерти» (гл 10, стр. 447—448 рус. перевода).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, содержит размышления о деянии Божием в творении (42. 15 - 43. 33) и во времени (44. 1 - 50. 29); в Книге премудрости Соломона есть попытка изложить как бы богословие истории (10-19). В обеих книгах утверждается, что Божественная Премудрость действует здесь, на земле. Представленная как «художница творения» (Притч 8. 30), эта царственная Премудрость «от века помазана» Богом, она была «началом пути» Его, прежде самых первых Его творений (Притч 8. 22). Она избрала для Своего пребывания преимущественно Израиль (Сир 24. 8-9), но была «художницей всего» (πντων τεχντις - Прем 7. 21): через свое деяние она дала человеку познать Господа, Владыку природы и истории. Слово и Дух Бог говорит пророкам, поручая им передавать Его Слово. Во время синайского союза Моисей дал народу от имени Бога религ. и нравственный устав, выраженный в 10 «Словах», или Заповедях (см. Десять заповедей ) (Исх 20. 1-17; Втор 5. 6-22; см.: Исх 34. 28; Втор 4. 13; 10. 4). Это утверждение Бога Единого, связанное с откровением Его основных требований, и было одним из первых начал, к-рые помогли Израилю осознать, что «Бог говорит». С самого начала Закон Господень был связан с откровением Божиим и его действием в мире: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской» (Исх 20. 2). По мере развития истории Бог словом Своим объясняет народу ее скрытый смысл. В каждом из значительных испытаний народа слово Божие открывает ему тайные предначертания Господни (Нав 24. 2-13). Слово Божие не является лишь сообщением, обращенным к людям. Оно есть сила, исполняющая то, что намечено Богом (Нав 21. 45; 23. 14; 3 Цар 8. 56). Все творение подчиняется слову Божию: «Он сказал,- и сделалось» (Пс 32. 6-9; см.: Быт 1; Плач 3. 37-38; Прем 9. 1; Сир 42. 15). Слово действует во вселенной, управляя светилами (Ис 40. 26), водами бездны (Ис 44. 27) и совокупностью явлений природы (Пс 106. 25; 147. 4-7: Иов 37. 5-13; Сир 39. 23, 34-35). «...Слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис 40. 8).

http://pravenc.ru/text/149441.html

(Joel) Амасия, Азария Иеровоам Захария ок.760 Амасия Иеровоам II 4 Цар 14.23; 15.7; Тов 2.6; 3 Езд 1.38–40 (Amos) ок.760 Амасия Иеровоам II 4 Цар 14.23–29; Тов 14.4–8; 3 Мак 6.6; 3 Езд 1.38–40; Мф 12.39–41, 16.4; Лк 11.29–32 (Jonah) 760–722 Амасия, Азария, Иоафам, Ахаз Иерово–ам II, 4 Цар 14.23–37; 3 Езд 1.38- 40; Рим 9.25 (Hosea) Захария, Факия, Селлум, Менаим 742–687 Иофам, Факия, Факей, Осия 3 Цар 22.8–28; 4 Цар 15.32- 20.21; 2 Пар 18.7–27, 27.1- 32.33; Ис 7.1–8.22; Иер 26.17–19, 36.1 1–13; 3 Езд 1 38 10 (Micah) Езекия 740–700 Азария, Иофам, Ахаз, Езекия Факия, Факей, Осия 4 Цар 15.1–20.21; 2 Пар 26.1- 32.33; Сир 48.21–25; 3 Езд 1.38–40; Мф 3.3, 4.14, 8.17, 12.17, 13.14, 15.7; Мк 7.6; Лк 3.3–6, 4.17; Ин 1.23, 12.37–41; Деян 8.28–30, 28.25; Рим 10.16–20, 15.12 (Isaiah) между 664 и 612 4 Цар 22.1–23.30; 2 Пар.34.1- 36.1; 3 Езд 1.38–40 (Nahum) Софония 4 Цар 22.1–23.34; 2 Пар 34.1- 36.4; 3 Езд 1.38–40 (Zphaniah) Иеремия 626–587 4 Цар 22.1–25.30; 2 Пар 34.1–36.21; Дан 9.1–2; 1 Езд 1.1; 2 Мак 2.1–9, 15.13–16; 2 Езд 1.28–2.1; Сир 49.8–9; 3 Езд 2.18; Мф 2.17–18, 16.13- 19, 27.3–10 (Jeremiah) Иохаз, Иоаким, Иехония, Седекия Аввакум ок. 605 Иоаким 4 Цар 23.31–24.7; Дан 14.33- 39; 3 Езд 1.38–40 (Habakkuk) Даниил 605–535 Иехония, Седекия Навуходоносор, Валтасар, Дарий, Кир 4 Цар 24.1–25.30; 2 Пар 36.5- 23; Иез 14.12–23, 28.1–8; 1 Мак 2.27–64; 3 Мак 6.6; Мф 24.15–19 (Daniel) Иезекииль 593–570 Навуходоносор 4 Цар.24.8–25.26; 2 Пар 36.9- 21; Сир 49.10–11 (Ezekiel) до 587 (?) Навуходоносор 4 Цар 25; 2 Пар 36.11- 21; 3 Езд 1.38–40 (Obadiah) Езд 5.1–6.22; 2 Езд 6.1, 7.3; 3 Езд 1.38–40 (Haggai) Захария перед Дарием Езд 5.1–6.22; 2 Езд 6.1, 7.3; 3 Езд 1.38–40; Ис 8.1–4; Мф 23.34–36; Лк 11.49–52 (Zechariah) Малахия ок. 433 Артаксеркс 1 Неем 13; 3 Езд 1.38–40 (Malachi) Основные темы ветхозаветных пророчеств Обличение и утешение является универсальным направлением содержания любого пророчества. Однако само содержание пророческих книг этим не исчерпывается. В пророческих и других книгах Ветхого Завета, содержащих слова пророчеств, можно увидеть невероятное разнообразие обличений и утешений, относящихся к различным темам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

20:16), от всякого слова неправеднаго да отступиши (Исх. 23:7). И Премудрость: клевещущие уста убивают душу(Прем. 1:11); Не ори лжи на брата своего. Не восхощи лгати всякия лжи: учащение бо ея не на благо (Сир. 7:12-13). И опять-таки:Разжизает лжы свидетель неправеден и насылает суды посреде братий (Притч. 6:19). Исаия же о вечнолживом народе так говорил: худостию устен, языком иным (Ис. 28:11). И еще: положихом лжу надежду нашу и лжею покрыемся (Ис. 28:15). И Иеремия: лжа и неверство укрепишася на земли (Иер. 9:3). Давид же: Сынове чуждии солгаша Мне. Сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих (Пс. 17:46). Потому что чуждые истины хромают, сбиваясь с прямого пути, то есть [уходя] от Господа, ибо Господь говорит: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). И: Врази Господни солгаша Ему (Пс. 80:16), поэтому Он и возненавидел вся делающия беззаконие (Пс. 5:5), и погубиши вся глаголющия лжу (Пс. 5:7), и солга неправда себе (Пс. 26:12), ибо устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая (Пс. 11:2). Премудрейший же Соломон: Двое прошу у Тебе: не отыми от мене благодати прежде [Col. 1565] умертвия моего; суетно слово и ложно далече от мене сотвори (Притч. 30:7-8); Мерзость Господеви устне лживы: творяй же верно приятен Ему (Притч. 12:22); Иже утверждается на лжах, сей пасет ветры (Притч. 9:12); Язык лжив ненавидит истины (Притч. 26:28); Свидетель лживый не без муки будет, а иже разжизает злобу, погибнет от нея (Притч. 19:9);Свидетель ложный погибнет, муж же послушлив сохраняем возглаголет истину (Притч. 21:28). И опять-таки: Не буди свидетель лжив на твоего гражданина, то есть на единоверца, ниже пространяйся твоима устнама (Притч. 24:28). И другой: Порок присно человеку лжа (Сир. 20:24), Свидетель же верен не лжет (Притч. 14:5). И еще: Незлобивый веру емлет всякому словеси, коварный же приходит в раскаяние (Притч. 14:15). И еще: Неприличны суть безумному устне верны, ниже праведному устне лживы (Притч. 17:7). И продолжает: Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь (Сир.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

2 . Наследственность первородного греха всеобща, ибо никто из людей не изъят из этого, кроме Богочеловека Господа Иисуса Христа, рожденного вышеестественным образом от Святой Девы и Духа Святого. Всеобщую наследственность первородного греха подтверждает многими и различными образами Святое Откровение Ветхого и Нового Завета. Так, оно учит, что падший, зараженный грехом Адам рождал детей «по образу своему» ( Быт.5:3 ), т.е. по обезображенному, поврежденному, растленному грехом образу своему. Праведный Иов указывает на прародительский грех как на источник всеобщей человеческой греховности, когда говорит: «Кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земли» ( Иов.14:4–5 ; ср.: Иов.15:14 ; Ис.63:6 : Сир.17:30 ; Прем.12:10 ; Сир.41:8 ). Пророк Давид, хотя и рожден от благочестивых родителей, жалуется: «Се бо в беззакониях (в еврейском оригинале – «в беззаконии») зачат есмь, и во гресех (в еврейском – «во грехе») роди мя мати моя» ( Пс.50:7 ), чем указывает на зараженность грехом человеческого естества вообще и на ее передачу посредством зачатия и рождения. Все люди как потомки падшего Адама подвержены греху, поэтому Святое Откровение говорит: «Несть человек, иже не согрешит» ( 3Цар.8:46 ; 2Пар.6:36 ); «Несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит» ( Еккл.7:20 ); «Кто похвалится чисто имети сердце? или кто дерзнет рещи чиста себе быти от грехов?» ( Притч.20:9 ; ср.: Сир.7:5 ). Сколько бы ни искали безгрешного человека – человека, который не был бы заражен греховностью и подвержен греху, – ветхозаветное Откровение утверждает, что такого человека нет: «Вси уклонишася, вкупе непотребни быша; несть творяй благое, несть до единаго» ( Пс.52:4 : ср.: Пс.13:3, 129:3, 142:2 : Иов.9:2, 4:17, 25:4 ; Быт.6:5, 8:21 ); «Всяк человек ложь» ( Пс.115:2 ) – в том смысле, что в каждом потомке Адама через зараженность грехом действует отец греха и лжи – дьявол , лгущий на Бога и на богозданную тварь. Новозаветное Откровение основывается на истине: все люди грешные, – все, кроме Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

10:14),начало греха — гордыня, и держай ю изрыгнет скверну… и низвратится до конца (Сир. 10:13-14). И в Законе написано: душа яже сотворит рукою гордости… потребится… от людий (Чис. 15:30). И Исаия: И всех гордых погублю (Ис. 1:25). И Псалмопевец: Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестем своим (Пс. 72:6) и: исчезоша, погибоша за беззаконие свое(Пс. 72:19). И еще: гордыня ненавидящих Тя взыде выну (Пс. 73:23). Посему они прилагают всякое усердие, чтобы священные места Твои погубить и святыни Твои опустошить. Но протяни руки Твои на гордыню их до конца (Пс. 72:6), да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на нас (Пс. 118:78). Ибо всегда гордые, как и отцы их в пустыне (ср. Ин. 6:31), сильно беззаконствовали, раб же Твой Давид от закона Твоего не уклонился (Пс. 118:51), гордым оком и несытым сердцем, с сим на ядях(Пс. 100:5), ни вообще не живяше посреде дому моего помысел, творяй гордыню (Пс. 100:7). И Приточник: Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни, и пути лукавых (Притч. 8:13), и продолжает: Елико велик еси, толико смиряйся и пред Господем [Col. 1573] обрящеши благодать (Сир. 3:18) и: не возносися, да не падеши (Сир. 1:30), потому что ненавистен Богу и человекам всяк гордый. И Иаков: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). И прибавляет: Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас (1 Пет. 5:6).    Высокомудрый — напарник гордого, отличается же от тщеславного. Они — ветви одного дерева, и плод у них один. Ибо один думает, что он склонён, а другой вздымается ввысь; и один — с косточкой, а другой — в скорлупе, но оба [Col. 1576] бесполезны. Ненавистники душ наших, бесы, внушают некоторым, чтобы те в нас произвели некое высокомудрие, а затем в придачу к тому и расслабиться нас побуждают. Посему, если мы расслабимся самомнением, то даем место высокомудрию, и враги наши без труда берут нас в плен. Посему не будем радоваться славе, чтобы не только на хребте, но на лице нашем делали грешники (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Сердце как начало жизни телесной. Сердце есть существенный орган в жизни: его «пронзают», когда хотят причинить верную смерть кому-нибудь (2 Цар. 18, 14; 4 Цар. 9, 24). «Кроткое сердце — жизнь для тела» (Притч. 14, 30). Между прочим, у египтян смерть называлась «человеком с неподвижным сердцем» 12 . Сердце как центр духовных и душевных состояний. В то время как у нас понятие «сердца» обычно употребляется в смысле седалища только чувств и любви, в Свящ. Писании оно есть: 1. Седалище мысли, размышления. Сердце «знает» (Иер. 24, 7), «размышляет» (Пс. 4, 5). «Мысли приходят в сердце» (Лк. 24, 38) или «на сердце» (Деян. 7, 23; 1 Кор. 2, 9). Сердце «верует» (Рим. 10,10), иногда медлительно (Лк. 24, 25). Широта сердца свидетельствует о «мудрости» и «весьма великом разуме» (3 Цар. 4, 29); наоборот — «сердце глупого не удержит в себе никакого знания» (Сир. 21, 17). Слово есть обнаружение мысли (чрез произношение ее устами), так равно бывает «в устах глупых сердце их, уста же мудрых в сердце их» (Сир. 21, 29). Сердце, сделавшись чрез грехопадение прародителей злым, естественно источает из себя и «мысли злые» (Быт. 6, 5). 2. Седалище мудрости. Соломону было дано «сердце умное и разумное» (3 Цар. 3, 12). 3. Седалище памяти, которая удерживает то, что воспринято рассудком (Втор. 4, 9; 8, 5–6; Исх. 51, 7). Заповеди должны быть написаны в сердце, как на скрижалях (Притч. 3, 3). Когда открывают тайну, открывают сердце свое (Суд. 16, 18). 4. Седалище воли. Сердце «влечет» человека к действию, оно есть деятельное начало (Исх. 35,21). Хотеть — значит предоставлять сердцу свободу действий (Ис. 10, 7; 63, 4). Как воля человеческая свободна, так и сердце может противостоять внешним влияниям, в частности даже повелениям Божиим. В этом случае говорят про сердце, что оно «ожесточенное» (Втор. 15, 7), «жестокое» (Ис. 46, 12); его твердость сравнивается с «камнем» (Иов. 41, 16) и даже с «алмазом» — (Зах. 7, 12). Когда сердце смягчается, и воля делается более слабой (2 Пар. 34, 27; Иов. 23, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010