Ис.49:8 . Так говорит Го­с­по­дь: во время бла­го­приятное Я услы­шал Тебя, и в день спасе­ния по­мог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы воз­вратить наследникам наследия опустошен­ные, «Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе». Содержание 8-го стиха дает прямой ответ и разрешает сомнение, изложенное в 4-м стихе: «напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою». Нет, все это было сделано отнюдь не напрасно, а дошло до Бога и получило от Него соответствующий повод. Хотя глаголы «услышал» и «помог» и стоят, по-видимому, в прошедших формах, но в действительности они относятся к будущему времени, к моменту имеющего наступить прославления Сына Божия после Его добровольного уничижения. Это – так называемое – praeteritum propheticum – «прошедшее пророческое», которое для выражения несомненности будущего говорит о нем языком прошедшего. Хотя та помощь Господа Своему Рабу и была, как известно, оказываема Ему во все продолжение Его мессианского служения ( Лк.2:40, 52 ; Ин.3:2 ; Ин.8:28 ; Ин.12:28 ; Ин.14 и др.), но преимущественным и для всех очевидным моментом ее ниспослания здесь указывается особое время благоприятное ( καιρω– δεκτω), день спасения. Апостол Павел, приводя это место из пророка Исаии, относит его к своему времени, т. е. к торжеству церкви христианской, и в частности, видит исполнение данного пророчества в универсальности христианства и в его всепобеждающей силе ( 2Кор.6:2–10 ). Все это красноречивее всяких слов говорило, что дело Мессии далеко не было тщетным. «И сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные». Раскрывая еще определеннее и яснее объем и характер мессианского служения Своего Посланника, Господь говорит, что главной ролью Его будет роль учредителя, или восстановителя завета между Богом и людьми. До известной степени, она будет аналогична с ролью посредников Ветхого Завета (Моисея и Иисуса Навина – Втор.3:28 ; Нав.1:6 , которые восстанавливали завет еврейского народа с Богом и делили Ханаанскую землю между коленами Израиля), но и бесконечно будет их превосходить, по своей широте и всеобъемлемости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

20 И всякий остров убежал, и гор не стало; Может быть, это сказано о природных катаклизмах, а может быть, острова и горы – символы чего-то. В любом случае речь идет о последних потрясениях мироздания. 21 и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая. «град величиною в талант» – речь идет о каком-то действии гнева Божия. Град был одной из казней египетских. Каменный град побил врагов народа Божия в сражении при Вефороне (Нав. 10, 11). Имеются также и другие упоминания Библии о граде как орудии Божия гнева и правосудия (ср. Ис. 28, 2; Иез. 38, 22).  Как мера веса еврейский талант равнялся тридцати четырем килограммам. Столь огромный и нереальный в обычных условиях размер града свидетельствует о великой степени этого бедствия. «хулили люди Бога» – в последние дни истории мира человечество будет находиться в демоническом состоянии, проявляющемся в ожесточенном неприятии Бога, бунте против Него. Увы, такое состояние уже сейчас представимо, ибо и в наше время есть немало людей, исступленно не приемлющих Евангелие, Церковь, учение Христа. Если подобные люди будут каким-то образом связывать страдания последних времен с Богом Евангелия (чему, конечно, всеми силами будет способствовать диавол, под сильнейшим воздействием которого будет находиться тогда человечество), то, конечно, они станут хулить Бога и испытывать по отношению к Нему чувство вражды и озлобления. «Оставь нас в покое, – скажут они, – мы хотим жить так, как мы живем. Какое Ты имеешь право вмешиваться в нашу жизнь, принуждать и наказывать нас?» Бог, однако, имеет полную власть над Своими творениями – Он не связан никакими правилами и волен поступать с теми, кого Он создал, по Своему усмотрению: как насадивший огород человек со своими грядками.  Глава 17 1 И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; Применительно к эпохе апостола Иоанна под блудницей-Вавилоном следует понимать город Рим. Святой Ипполит Римский в слове «О Христе и антихристе» обращается к автору книги Откровения: «Скажи мне, блаженный Иоанн, апостол и ученик Господень, что ты видел и что слышал о Вавилоне. Воспряни и скажи: тем более, что и тебя сослал в ссылку он же». 150

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

28, 12-13), через которых Бог охраняет или наказывает людей (Быт. 24, 7; Пс. 33, 8; 90, II; Дан. 6, 22.; 2 Цар. 24, 16; Ис. 37, 36), которые молятся Богу за вверенных им людей (Дан. 10) и умилостивляют Бога, наставляя их на правый путь (Иов. 33, 23-24). Высшие из них составляют судилище перед лицем Божиим и судят людей (Дан. 7, 10. 26); так, по их приговору, Навуходоносор наказан отлучением от людей, как зверь (Дан. 4, 14). Самый закон на Синае дан был евреям через ангелов, как свидетельствуют св. архидиакон Стефан и апостол Павел (Деян. 7, 53; Гал. 3, 19; Евр. 2, 2). И конечно это было древнее верование евреев.Во время завоевания евреями Палестины перед взятием города Иерихона, предводитель еврейского народа Иисус Навин, находясь близ Иерихона, взглянул и вот видит, стоит перед ним человек и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал: нет, я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицом своим на землю и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал (Иис. Нав. 5, 13-15). Затем ему сказано было, как взять Иерихон.Итак Иисус Навин воздал благоговейное почтение Архангелу Михаилу и сей назвал место, на котором он стоял, святым и потребовал еще, чтобы Иисус Навин снял сапоги с ног своих. Это было почти за полторы тысячи лет до Рождества Христова.За 530 лет до Р. X. пророку Даниилу ангел Господень явился в виде мужа в такой славе, что тот в оцепенении пал на лицо свое и замерло в нем дыхание и не стало в нем силы (Дан. 10). Посему нельзя представлять, чтобы евреи, благоговейно чтившие св. ангелов Божиих, считали изображения херувимов в скинии только за украшения ее. Что они благоговейно чтили эти изображения херувимов, это видно и из того, что эти изображения находились только в скинии и потом в храме Соломоновом. Не было их, как украшений, во дворце Соломона (2 Пар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

«Авраам поднялся оттуда к югу…» ( Быт. 20:1 ). Юг – это земля, которая принадлежала колену Иудину. Из этого колена произошел дом царя Давида и по плоти Господь наш Иисус Христос, о чем в Евангелии от Матфея, мы и читаем: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» ( Мф. 1:1 ). Подняться «к югу» означает, в данном случае, подняться к Иерусалиму, потому что Иерусалим – это сердце земли, которая была отдана позже колену Иудину. Иерусалим становится священным городом только тогда, когда царь Давид почти три тысячи лет тому назад освободил этот город от филистимлян, от тех нечестивых людей, которые там жили. Но все равно этот город, это место считалось святыней уже при Аврааме, и целый ряд событий связан именно с этим местом. Есть истолкование, что лестница Иакова, которую он видел от земли до неба, была как раз над горою Мориа. И жертвоприношение Исаака как раз тоже совершалось на горе Мориа. То есть это место – особое место. Те из вас, кто был в Иерусалиме, знают, что это – удивительный город: летом там прохладно, а зимой – тепло. Сказано: «Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него – земли» ( Иез. 5, 5 ). И еще: «На святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, – подобно тому, как сыны Израилевы» ( Ис. 66:20 ). И когда едешь из аэропорта «Бен-Гурион» к Иерусалиму, это буквально видно: все выше, выше, выше поднимаешься в горы. Как мы с вами определились ранее, все стоянки Авраама связаны с какими-то событиями, которые происходили в истории еврейского народа. Первая стоянка была в Сихеме, когда он вошел в землю обетованную – это место, где изнасиловали Дину, его праправнучку, и была опасность уничтожения всего еврейского народа. Следующая стоянка была на восток от Вефиля. Это то самое место: «Вефиль был на запад, а Гай на восток» ( Быт. 12:8 ), которое описано в Книге Иисуса сына Навина ( Нав. 8:9–28 ), где израильский народ входил в землю обетованную, и были серьезные военные конфликты. А известное место дубравы Море находится рядом с двумя горами: гора Гаризим и гора Геваль.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Возможно ли богословское решение вопроса, который поставлен в Вашем письме? Да, вопрос этот разрешается на путях веры. Многие святые отцы раннего периода Церкви пришли к христианству уже взрослыми. Их родители и другие ближайшие родственники не были членами Церкви. Казалось бы, что они, чуткие к реальным проблемам жизни и спасения близких им людей, должны были глубоко переживать это. Но в их творениях много говорится именно о нескончаемой радости соединения с Богом. Объяснить это можно легко: они не ставили вопросы отвлеченно, а во всем доверяли Богу. Верили в безграничное милосердие Божие и воспринимали как непреложные истины слова Священного Писания, которые говорят о вечном блаженстве в Царстве Небесном: «и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» ( Ис. 35:10 . И мы должны вслед за ними стяжать полноту веры и не сомневаться, что всеблагой, премудрый и всемогущий Господь устроит именно так, как открыл нам в Своем Слове. Что такое клятва и почему нельзя клясться? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Клятва – уверение другого в истинности сказанного или сделанного. В еврейском тексте Библии употреблены два слова: шевуа ( Быт. 21:31 и ала (26:28). Клявшийся призывал Бога стать свидетелем того, что он говорил ( Втор. 10:1–22 ). Этот обычай был закреплен законом Моисея: « Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись» ( Втор. 10.20 ). Священные книги Ветхого Завета содержат немало примеров установления соглашений с помощью клятвы. « И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа, и сказал: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку на стегно (бедро) мое и клянись, что ты окажешь мне милость…» ( Быт. 47:29 ». « И клялся Моисей в тот день и сказал: « земля, по которой ходила нога твоя…» ( Нав. 14:9 . « Давид клялся и говорил: отец твой хорошо знает…»( 1Цар. 20:3 . «Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста, говорящие неправду» ( Пс. 62:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

и мать его взяла ему жену из земли Египетской. Вот один из типичных примеров того, как высоко в библейской древности стоял авторитет родительской власти в брачном вопросе (ср. Быт. 27:46 ). Авраам и Авимелех заключают союз близ Вирсавии Быт.21:22 . И было в то время, Авимелех с [Ахузафом невестоводителем и] Фихолом, военачальником своим, Имени Ахузафа невестоводителя не имеет здесь ни один из текстов, кроме LXX и славянского; но оно встречается при другом подобном же случае ( Быт. 26:26 ). Но эпитет νυμφγωγος, «невестоводителя», приложенный к Ахузафу, по-видимому, представляет собой неправильный перевод еврейского термина «мерса», означающего «друга, доверенное лицо, советника, стоящего сбоку» ( 3Цар. 4:5 ; 1Пар. 27:33 ), Очевидно, Авимелех, вступая в важный союз с Авраамом, взял с собою для этой цели двух главнейших своих сановников. сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь; Убеждение, сложившееся на основании случая с Саррой (гл. 20), чудесного рождения Исаака и общего благополучия Авраама. Замечательно здесь также исповедание Авимелехом веры в Элогима, истинного Бога вселенной. Быт.21:23 . и теперь поклянись мне здесь Богом, Глагол «клясться», по-еврейски schaba, шаба, происходит от числительного шеба – «семь» и этим самым указывает, с одной стороны, на священный характер данного числа, с другой – или на наличность семи жертв ( Быт. 21:28 ), или же на присутствие семи свидетелей при заключении клятвенного договора. что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь. Славянский текст имеет незначительный вариант: «не обидите мене, ниже семени моего, ниже имене моего», смысл которого тот же самый, что и предшествующего выражения, т.е. указание на фамилию или потомство ( Иов. 18:19 ; Ис. 14:22 ). Быт.21:24 . И сказал Авраам: я клянусь. Авраам торжественно обещал исполнить эту просьбу; но со временем мы видим, что земля филистимлян отдается в наследие коленам Израиля ( Нав. 13:1–2 ); по всей вероятности, к этому времени уже прекратилось самостоятельное существование герарского царства, так что и договор потерял всякое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Имейте нрав несребролюбивый. Не сказал: ничего не приобретайте, но, если и имеете, не будьте рабами, а свободно относитесь к тому, что имеете, так, чтобы не печалиться, если вы когда-либо лишитесь чего из имущества, как и выше сказал: расхищение имения вашего приняли с радостью (Евр.10:34). И вообще, так как многие после потери имущества стараются снова приобретать его, то в виду необходимости оказывать помощь другим говорит: имейте нрав несребролюбивый. Почему и продолжает. Довольствуясь тем, что есть. Показывает, как можно бы быть не сребролюбивыми, а именно: если мы довольствуемся тем, что у нас есть, если мы не стремимся к приобретению чего-нибудь сверх потребного и необходимого. Ибо кто стремится к приобретению более, чем нужно, - тот, очевидно, сребролюбив. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя (Иис.Нав.1:5; Быт.28:15). Так как, вероятно, некоторые говорили: что же, если у нас нет и необходимого? - отвечает, что этого никогда не может быть, ибо Бог устами Исаии говорит: не оставлю тебя (ср. Ис.43:2) и, конечно, не лжет. Но так как, вероятно, те же самые из иудеев говорили: чем настоящим мы довольствоваться будем? Мы разграблены и у нас ничего не осталось, - говорит: можно довольствоваться и тем, что осталось, хотя бы этого было и мало. Ибо Бог сказал: не оставлю тебя, то есть Я не допущу тебя до этого. Если, быть может, апостол и понимал это относительно потребного, то ты понимай так, что это сказано и относительно всякого дела. Так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? (Пс.117:6) Так как это сказал Сам Бог, то, без сомнения, верно. Итак, снова дерзновенно скажем, что хищники наших имений не стеснят нас. Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие. В этом убеждает и фессалоникийцев, чтобы оказывать им наибольшую честь (1Фес.5:13). И как те наставники делали их участниками слова Божия, так и они по возможности должны оказывать им помощь в материальных нуждах. Относительно этого он намекает им словом: поминайте. Или побуждает их к подражанию им.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Ин.1:26 .  Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Иоанн отвечает фарисеям, что его крещение не имеет того значения, какое должно было иметь крещение, которое, по представлению фарисеев, будет совершать Мессия или кто-либо из пророков. Он, Иоанн, крестит только в воде, – очевидно противополагая в мысли своему крещению то крещение Духом Святым, которое будет совершать Мессия ( Мф.3:11 ). Нет, как бы говорит Иоанн, не на меня вы должны устремить все свое внимание, а на Того, Кто уже находится среди вас неведомо для вас, т.е., конечно, на Мессию, Которого вы ждете. Ин.1:27 .  Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. (См. стих 15). «Развязать ремень» – см. Мф.3:11 . Ин.1:28 .  Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. Вместо названия «Вифавара» (место переправы) в большинстве древних кодексов стоит название «Вифания». Под этой Вифанией следует понимать местечко по ту, т.е. по восточную сторону Иордана (в русском тексте неточно – «при Иордане»). Цан отождествляет его с Ветоним, упоминаемым в книге Иисуса Навина ( Нав.13:26 ). Это место находится в 10 километрах от Иордана. Здесь, вероятно, имел свое пребывание Креститель, когда около него собралось немало учеников, которые не могли все время в зной и холод находиться в пустыне, без приюта. Отсюда Креститель мог ходить ежедневно к Иордану и там проповедовать. Ин.1:29 .  На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. На другое утро после беседы с депутацией от синедриона и с фарисеями Иоанн, вероятно, на том же самом месте у реки Иордан, увидев подходившего к нему Иисуса, засвидетельствовал о Нем вслух при всех его окружавших как об Агнце, вземлющем грех мира. Зачем в это время Иисус шел к Иоанну – неизвестно. Креститель назвал Христа Агнцем ( μνς) Божиим в том смысле, что Его Сам Бог избрал и приготовил для заклания в жертву за грехи людей, подобно тому как евреи при выходе из Египта готовили агнцев, кровь которых должна была спасти их дома от грозного суда Божия ( Исх.12:7 ). Бог давно уже избрал Этого Агнца ( Откр.13:8 ; 1Пет.1:20 ) и теперь давал Его людям – всем людям без исключения. Едва ли можно видеть в словах Крестителя отношение к изображенному пророком Исаией Страдальцу ( Ис.53 ), как полагают некоторые древние и новые экзегеты. В этой же главе книги Исаии Мессия назван не прямо Агнцем, а только сравнивается с ним и является несущим не грехи наши, а болезни и скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иносушие, скажем, жезла и змия, с необходимостью требуют признания сущностного характера изменения, происшедшего в результате данных библейских чудес. Ведь жезл не просто казался змеем и не «сосуществовал» с ним, но действительно превратился в него. В качестве доказательства того, что Бог Всемогущ и может совершить евхаристическое преложение, богословы Православной Церкви указывали также на факт сотворения Богом мира, на остановку солнца по повелению Господню (Ис. Нав. 10:12–14 ), на изведение воды из скалы в Рефидиме ( Исх. 17:1–7 ) и т. д. Само понятие жертвы, без которого Ветхий Завет вообще не существует, предполагает реальность Той Жертвы, которая прообразована была жертвами Ветхого Завета. Отрицание реальности новозаветного Жертвоприношения уничтожает не только смысл ветхозаветных жертвоприношений, но и весь Новый Завет. А отвержение реального евхаристического присутствия и единосущия литургической Трапезы нашему человеческому естеству полагает непреодолимую пропасть между реальным человеком и той Жертвой, которая принесена на Голгофе за его грехи. Вместо действительного онтологического приобщения к Голгофской Жертве посредством евхаристического вкушения, евхаристический антиреализм предполагает, в лучшем случае, приобщение воображаемое. При этом само спасение человека из реальности превращается в фикцию. Учение Христа и апостолов о сущностном евхаристическом преложении Основные сведения о сущности Евхаристии находятся, конечно, в Новом Завете. Евангелие сообщает о Тайной Вечери следующее: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Примите, ядите; сие есть Тело Мое». И, взяв Чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов " » (σθιντων δ ατν λαβν ησος ρτον κα ελογσας κλασεν κα δος τος μαθητας επεν λβετε φγετε τοτο στιν το σμα μου. Κα λαβν ποτριον κα εχαριστσας δωκεν ατος λγων πετε ξ ατο πντες τοτο γρ στιν τ αμα μου τς διαθκης τ περ πολλν κχυννμενον ες φεσιν μαρτιν) (Μф. 26:26–28.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Но в Боге нет никаких недостатков. В соответствии с этим, в Боге нет ни прошлого, ни будущего, а только настоящее». Но по отношению к людям, живущим и действующим во времени и пространстве, Бог ведает и рассматривает их прошлое как прошлое, их настоящее как настоящее и их будущее как будущее.    г) Вездесущие (πανταχο παρουσα) — это Божие свойство, согласно которому беспредельный, бесконечный, безграничный, не-пространственный, необъятный Бог всецело присутствует везде, всегда и на всяком месте — непостижимым для человеческого ума образом. Охватывая и проникая всё, Бог никоим образом не может никем и ничем быть объемлем или проникнут. В одно и то же время Он во всем и превыше всего. Как беспространственный и необъятный Он безмерным величием Своего существа превыше всего, трансцендентен всему. Как абсолютная полнота бытия Он присутствует во всем, имманентен всему, включая и само пространство, ибо Его не-присутствие в пространстве означало бы неполноту и не-абсолютность Его бытия. Как вездесущий Бог таинственным образом пребывает везде и всегда, причем Его не могут ограничить ни время, ни пространство, ибо при всем Своем вездесущии Он, тем не менее, всегда выше и вне всякого места и времени. Сам Бог, устами Своего святого пророка, так свидетельствует о Своем вездесущии: «Разве Я — Бог только вблизи... а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где я не видел бы его? ...Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иер.23:23—24; ср.: Иов.34:21; Прем.1:7; Сир.23:27, 17:16). Сильно ощущая Божие вездесущие своей преображенной молитвой душой, богоглаголивый Давид воспевает: «Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя» (Пс.138:7—10; ср.: Втор.4:39; Нав.2:11; Ам.9:2). Богомудрый Соломон, воздвигнув великолепный храм Богу, почувствовал, что Необъятный не может быть объят ничем, и так молился Богу: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3Цар.8:27; ср.: 2Пар.6:18; Ис.66:1; Деян.7:49). Своим преисполненным Божией благодатью сердцем живо ощущая Божие присутствие повсюду и во всем, апостол Павел говорит, что Бог «недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся, и существуем» (Деян.17:27—28), и что Он «над всеми, и через всех, и во всех нас» ( π πντων, α δι πντων, α ν πσιν μν, Еф.4:6; Ср. Ин.4:21—23).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010