е. рябчик (πρδιξ) похищает чужие яйца и высиживает из них птенцов, за которыми потом и ухаживает как за своими, но которые оставляют его, коль-скоро поймут, что они для него чужие. Пророк имеет в виду, очевидно, это мнение древних, сравнивая с рябчиком человека, приобретающего богатство «не с судом», т. е. не по праву, неправедно. Как птенцы, высиженные из чужих яиц, с течением времени оставляют выдававшую себя за их мать птицу: так и богатство, собранное неправдою, не останется собственностию его собирателя на всю его жизнь. На послдокъ свой бдетъ безменъ=окажется, что собиравший богатство неправдою действовал, как человек недальновидный, не разумеющий своего собственного блага. Или всякая рука обиженнаго поднимется на него ( Иов. 20:22 ); или Господь пошлет на него ярость гнева Своего ( Иов. 20:23 ; Пс. 9:35, 36:35–38 ). Пророк высказывает здесь ту же самую мысль, которая предполагается и другими его словами: праведенъ еси Гди, не смотря на то, что путь нечестивыхъ спетс ( Иер. 12:1 ). Возглас рбъ: эти слова соответствуют одному русскому: куропатка. Евр. прочитано сначала как (возгласи), а потом согласно с масор. (ряб). Иер. 17:12 12. Престолъ славы возвышенъ начала, мсто стыни наше, 12. Престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего. 12 . «Престолом славы» здесь, как и в Иер. 14:21 , пророк называет Иерусалим и в особенности храм Господень на горе Мориа, как место, где являлась слава Господня ( 3Цар. 8:11 ; 2Пар. 7:2 . Ср. Исх. 24:16, 40:34 ; Ис. 6:3 ). «Возвышенным» престол этот называется в таком же смысле, в каком у пророка Иезекииля Господь Свою святую гору называет «горою высокою Израилевою» ( Иез. 17:23, 20:40 ), т. е. не столько в материальном смысле (так как гора Мориа не отличается особенною высотою), сколько в смысле духовном, как гора, которую «в жилище Себе» избрал Господь ( Пс. 131:13 ), имеющий Свой «престол на небеси» ( Пс. 10:4 ), как гора, соделанная престолом Царя небеснаго, – как гора, к которой обращены взоры ожидания и надежды не только Израиля ( Пс. 121:1–4 ; Иер. 50:4, 5 ), но и всех народов (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Значение скинии. Скиния символизировала присутствие Бога среди народа. Знамением этого было облако славы, которое нисходило на скинию ( Исх.40:34–38 ). Скиния стала прообразом Богочеловечества, близости Творца к людям. Поэтому евангелист Иоанн, говоря о Воплощении, писал: И Слово стало плотию и обитало (σκνωσεν) с нами ( Ин.1:14 ). Для понимания этой фразы следует учесть, что греческий глагол σκηνω и существительное σκην восходят к еврейскому глаголу («шахан»), который означает «пребывать, поселиться». В вольном переводе слова евангелиста Иоанна можно интерпретировать даже так: «Слово … поставило среди нас скинию» [ср.: 23, С. 221; 29, С. 310] . Глава 3. Книга Левит 1. Значение Книги Левит и разделение ее на части Книга Левит находится в центре Торы, само это место подчеркивает важность книги в составе Пятикнижия. Греческое название Книги Левит предполагает, что в ней содержатся предписания для священников. Однако если мы буквально будем воспринимать книгу только как сборник инструкций для духовенства, такой подход к ней будет слишком узким и потому неверным, так как основная часть ее постановлений – законы, касающиеся служения Богу, семейных и общественных отношений. Эти законы обращены ко всем людям, ко всем членам израильского общества. При этом основой всех постановлений Книги Левит служит заповедь, которая повторяется неоднократно: Святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш ( Лев.19:2 ; см. также: 11:44–45; 20:7, 26; 21:7–8). Эта фраза как нельзя лучше выражает сущность всей книги, и потому Книга Левит может быть названа «книгой о святости», так как все ее отделы тесно связаны с темой святости израильского народа. Наиболее рельефно тема святости выражена в законах и предписаниях, содержащихся в основной части книги (гл. 11–27), которые прямо говорят о том, какой должна быть жизнь народа, призванного к святости. Но и правила о жертвоприношениях и посвящении священников, содержащиеся в начале книги (гл. 1–10), также органично входят в рамки темы святости. Ведь через жертву становится возможным очищение от скверны и достижение святости, а священники, кроме того что они являются совершителями богослужений, призваны к особой святости, должны быть святыми среди святого народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

…из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего. — Пс. 112 (ИЗ), 7. 32 …души алчущие исполнял благами… — ср. Пс. 106 (107), 9: «И душу алчущую исполнил благодати». 33 Остановитесь и познайте… — Пс. 45 (46), 11. 34 Оставаться в пустыне… — имеется в виду фраза Давида: «Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне» (Пс. 54 (55), 8). 35 Голгофа — холм вблизи старого Иерусалима, на котором был распят Христос. 36 На кого призревает Господь, как не на смиренного и кроткого… — несколько измененная цитата из Исх. 66, 2. 37 …диоклетианов, максимианов… — имена римских императоров, гонителей христиан, Диоклетиана (284—305) и Максимиана (286—305) употреблены нарицательно как синоним врагов христианства. 38 …воздвигает Своему народу рог спасения… — ср. Лук. I, 69: «И воздвиг рог спасения нам». 39 …и знамением звездного Креста призывает Константина… — согласно легенде, римский император Константин I (324—337) накануне решающего сражения за единовластие увидел на небе знамение Креста. По другим вариантам легенды, видение предстало ему сначала наяву, а затем и во сне. 40 Палинодия — буквально: песнь, в которой поэт отрекается от своих прежних слов; переносно — отречение от своих слов. Здесь имеется в виду, что Константин не следовал религиозным воззрениям своих предшественников, императоров–язычников. 41 Исповедник — адепт христианства, вопреки преследованиям стоящих у власти язычников пропагандировавший свою веру. 42 …император правил державой ромеев и великий его архиерей наставлял народ… — под великим архиереем императора Константина агиограф, судя по контексту, разумеет константинопольского патриарха Митрофана (312—325), хотя по состоянию здоровья тот не присутствовал на Никейском соборе (325 г.) и направил вместо себя будущего своего преемника по кафедре епископа Александра (325—340), открывшего борьбу против Ария. 43 …в Никее собирается все православное духовенство… — I вселенский собор в Никее состоялся в 325 г. и был посвящен критике арианства. Арий был предан анафеме, а император издал окружную грамоту, призывавшую исповедовать установленную на этом соборе веру как «мысль Божию, объявленную Святым Духом через согласие столь многих и столь великих архиереев». 44

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Исаия, напр., говорит: «Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его» ( Ис.40:13 )? Ясно, что хотя здесь – речь о духе Господнем, но о духе, как свойстве Божием, заключающемся в духовности Его природы и соединенных с ней разного рода частных духовных свойствах, напр. свойстве разума, ведения и премудрости. Также когда Иов говорит: «Дух Божий создал меня и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:4 ), или: «Доколе еще дыхание во мне и Дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды» ( Иов.27:3,4 ), то ясно, что наименованием Духа Божия хочет обозначить в Боге не более, как одну его зиждительную и животворную силу, проявляющую себя в мире (снес. гл. 34, 14). В подобном же смысле (без знания троичности лиц в Боге) ближе всего могло быть понимаемо и у Псалмопевца неоднократно употреблявшееся наименование Духа Божия, когда напр. говорил: «Словом Господа сотворены небеса и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс.32:6 ; Снес. Ис.11:4 ; 2Сол.2:8 ) 343 , или взывал к Богу: «Пошлешь Дух Твой – созидаются» ( Пс.103:30 ), «Духа Твоего святого не отними от меня... Духом владычественным утверди меня» ( Пс.50:13,14 ). То же самое может быть замечено относительно тех мест Писания, в которых изображается Бог то сообщающим Дух Свой помазанникам ветхозаветной церкви ( Быт.41:38 ; Исх.31:3 ; Чис.11:17,25 ; 1Цар.16:13 ; Ис.63:11 ), то обещающим в будущие времена излить Свой животворный Дух на дом Давидов и на все народы ( Ис.32:15; 44:3 ; Иез.39:29 ; Иоил.2:28 ). Но есть в ветхозаветном Писании и такого рода места, в которых Дух Божий изображается настолько олицетворено, что при этом весьма легко может возникать мысль о Нем, уже не как о свойстве только или силе Божией, предполагающих только позади себя личную природу божественную, а как о самостоятельном лице, действующем из себя и от себя. Так Бытописатель, упомянув о том, что в начале сотворил Бог небо и землю и что земля была безвидна и пуста, замечает, что «Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ), указывая выражением «носился» на ту плодотворную силу и то живоносное действие, какие являл Дух Божий в отношении к нестройной и неупорядоченной мировой массе.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Исх. без В журнале регистрации входящей корреспонденции Фонда письмо зарегистрировано под 24 от 09. 03. 2005 г. 25. Достоевский Ф.М . Братья Карамазовы. Л., 1970. 26. Достоевский Ф.М. Одна из современных фальшей (1873)//Дневник писателя. Полн. собр. соч. Т. 21. Л., 1980. 27. Дунаев М.М. Православие и русская литература. Ч. II. М., 1996. 28. Дунаев М.М. Православие и русская литература. Ч. III. М., 1997. 29. Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи. Очерки русской культуры. XII-XX вв. М., 1997. 30. Житие Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского//Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского . Издание Синодальной типографии. М., 1905. Книга 3 (ноябрь). 31. Зайцев Б. Афон//Избранное. М., 1998. 32. Знаменский Ф., протоиерей . Русский Свято-Андреевский скит на Афоне//Прибавление к «Церковным ведомостям». 1899. 33. Игумен П.Сокровенный Афон. М., 2003. 34. Каплин А.Д. Из истории русской религиозной мысли XIX в. Славянофильская идея исторического развития России. Харьков, 2000. 35. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984. 36. Киреевский И.В . Индифферентизм//Домашняя беседа для народного чтения. 1861. Вып. 46. 37. Киреевский И.В. Полн. собр. соч.: В 2 т. М., 1911. 38. Киреевский П.В. Письма//Русский архив. 1905. 5. Т. 2. 39. Климент, монах. Бессребреник нашего времени//Наставления и утешения св. веры христианской. 1911. Кн. 11. 40. Ковалева А.С. Издательская деятельность ВСОРГО//Вторые Романовские чтения. Материалы научной конференции 8–9 октября 1998 г. Иркутск, 2000. 41. Кон Ф.Я. Исторический очерк Минусинского музея за 25 лет (1877–1902). Казань, 1902. 42. Кончина и погребение настоятеля Русского Свято-Андреевского Скита на Афоне Архимандрита Иосифа//Наставление и утешение св. веры христианской. 1908. 43. Красноярский краевой архив. Ф. 595. Оп.1. Д. 2417. Л. 1–5. 44. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Т. 1. Кн. 1. Новосибирск, 1994. 45. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири.

http://azbyka.ru/fiction/blagotvoritel-i...

Какой дом созиждите мне?» ( Ис.66:1–2 ); хотя Соломон, в своем смирении, изрек: «Богу-ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» ( 3Цар.8:27 ), – однако в книгах Священных говорится о таких местах, на которых Господу угодно было обнаружить особенное свое присутствие ( Быт.4:4; 22:12; 28:16–18 ). Жертвенники, о которых упоминается в только что указанных местах Св. Писания, в период церкви патриархальной заменяли собою храмы. Во времена подзаконные Господь повелел Моисею построить скинию, и когда Моисей окончил ее, – «покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию... Облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева, во все путешествие их» ( Исх.40:34,38 ). Когда, вместо скинии, Соломоном устроен был в Иерусалиме храм, – Господь явился ему и сказал: «Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие (храм) в дом жертвоприношения. Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой, и... будут молиться..., то Я услышу с неба и прощу грехи их, и исцелю землю их. Очи Мои будут отверсты и уши Мои будут внимательны к молитве на месте сем. И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки, и очи Мои и сердце Мое будет там во вся дни» ( 2Пар.7:12–16 ). Во втором храме иерусалимском проповедовал Спаситель. – «Каждый день с вами сидел Я, уча в храме», ( Мф.26:55 ) сказал однажды Христос своим врагам. «Дом Мой, говорил Господь, домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мк.11:17 ; см. Лк.20:46 ; Мф.21:13 ). Посещая храм Божий, Спаситель выражал к нему глубокое почтение, как к святыне; «клянущийся храмом, говорит Он, клянется им и живущим в нем», т. е. Богом ( Мф.23:21 ). Святой апостол Павел приходил из своих дальних путешествий в иерусалимский храм для молитвы ( Деян.24:11–12 ). В иерусалимском храме он получил откровение Божие о назначении его для проповеди не иудеям, а язычникам ( Деян.22:17,21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

На всенощном бдении в паримиях: в первой Церковь созерцает величие Девы Марии в прообразовании скинии ветхозаветной, при освящении которой покры облак скинию свидения, и славы Господни исполнися скиния ( Исх.40:1–5, 9–10, 16:34–35 ): так Дух Святой осенял Пресв. Деву – скинию воплощения Господа ( Лк.1:35 ). Во второй паримии Церковь созерцает Пресв. Деву в прообразовании кивота завета Господня, который при освящении храма Соломонова священницы внесоша во Святая Святых, под крила херувимов ( 3Цар.7:51, 8:1, 3–7:9–11 ). В третьей Церковь созерцает Богоизбранную Отроковицу в прообразовании врат, виденных Иезекиилем ( Иез.43:27, 44:1–4 ). Евангелие на всенощном бдении благовествует нам то же, что и в праздник Рождества Богородицы 430 . Ha литургии Апостол вещает о прообразовательном входе в скинию, который древле закрыт был до Нового Завета ( Евр.9:1–7 ); Евангелие благовествует нам то же, что и в праздник Рождества Богородицы ( Лк.10:38–42, 11:27–28 ). По Введении во храм Храма одушевленного, Храма Царя великого, по уготовании для Hero Божественного жилища, Церковь идет во сретение празднику Рождества Христова, начиная со дня Введения петь при богослужении: «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите» и проч. Поучительность праздника Пример Богоотец Иоакима и Анны, посвятивших Богу Дщерь свою с юных Ее лет, внушает христианским родителям начинать воспитание детей учением благочестия с ранних лет. Раннее сближение детей с Божественными и священными глаголами Церкви и Слова Божия делает сии глаголы особенно родными непорочному их сердцу на всю жизнь; а родной голос всегда для нас обязателен, приятен, утешителен и поучителен. День Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля) Событие праздника Когда настало время Сыну Божию соделаться человеком, в целом мире не было святее и достойнее Девы Марии «безплотнаго воплотити Бога и послужити таинству спасения нашего». Живя в обители храма Иерусалимского до совершеннолетия 431 и непрестанно упражняясь в богомыслии, молитве и чтении книг Божественных, Св. Дева, по сказанию отцов Церкви, знала о приближавшемся времени пришествия обетованного Мессии не только из пророчеств, но и по непосредственному откровению от Бога, благоволившего предвозвестить Ее о воплощении от Нее Сына Божия еще во время пребывания Ее во храме Иерусалимском 432 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

С падением Иерусалима закончилось ветхозаветное священство. Последние жертвы были принесены в храме, который полностью уничтожался. С падением храма закончилось и служение священников. Описание сохранилось только в Библии, что представляла собой одежда первосвященников, и до наших дней одежда не сохранилась. После падения Иерусалимского храма, которое произошло при императоре Веспасиане, жертва не приносилась, поэтому никакого облачения от того времени не осталось. «И сделал ковчег завета из дерева ситтим и сделал стол для предложения и золотой светильник. И сделал миро для священного помазания и курение благовонное, чистое, искусством составляющего масти». Т.е. все это помазывалось священным миром. Когда у нас сейчас храм освящается, также все помазывается священным миром. Был также сделан умывальник из меди и двор. «И сделал Моисей все, как повелел ему Господь, так и сделал. В первый месяц второго года по исшествии их из Египта, в первый день месяца поставлена скиния. И поставил Моисей скинию, положил подножия ее, поставил брусья ее, положил шесты и поставил столбы ее, распростер покров над скиниею, и положил покрышку поверх сего покрова, как повелел Господь Моисею. И взял и положил откровение в ковчег, и вложил шесты в кольца ковчега, и положил крышку на ковчег сверху; и внес ковчег в скинию, и повесил завесу, и закрыл ковчег откровения, как повелел Господь Моисею». И разложил на столе хлебы предложения...»И поставил светильник в скинии собрания, и поставил лампады пред Господом, как повелел Господь Моисею». «И омыли Моисей и Аарон руки свои и ноги свои: когда они входили в скинию собрания..., тогда омывались, как повелел Господь... И поставили двор вокруг скинии и жертвенника и повесили завесу в воротах двора». «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их» (Исх. 40:34-38).

http://sedmitza.ru/lib/text/432105/

там же, XII, 4 15 Св. Григорий Богослов. Песнопение таинственное, Слово 7 16 Ефрем Сирин. Толкование на Бытие 17 Св. Григорий Палама. О страстях и добродетелях. 4. Добротолюбие, т. 5 18 Воспоминанию о грехопадении посвящено последнее воскресенье перед Великим Постом. В поэзии Адамово падение отражено у Дж. Мильтона («Потерянный рай»). 19 См. с. 57 и ч. 3, приложение II. 20 См. ч. 3, с. 406. 21 См. Л. Вулли. Ур Халдеев. М., 1963 22 Блж. Августин. О Граде Божием, XVI, 3 23 Хам в Быт связан с семитами–хананеями. Эта связь — чисто географическая (до прихода Израиля Ханааном владели египтяне). 24 О раскопках развалин Вавилонской башни см. К. Керам. Боги, гробницы, ученые. М., 1960. 25 О Ближнем Востоке в эпоху Аврама см. Б. А. Тураев. История Древнего Востока. Л., 1937, т. I; Э. Церен. Библейские холмы. М., 1966. 26 Т. е. проточною. 27 Дом Божий. 28 См. Б. А. Тураев. История Древнего Востока, т. 1. 29 Читателям этой книги следует знать, что Т. Манн относит время жизни Иоо сифа к XIV в. (Такова одна из исторических гипотез, впрочем, малопопулярр 30 слабые места. 31 См. В. И. Авдиев. История Древнего Востока. М., 1953. 32 Память пророка Моисея Церковь празднует 4/17 сентября. 33 Евр. мидйан, греч. — мадиан, мадиам. 34 Ягве. 35 Эта гора, по–видимому, почиталась священной у окружающих народов. Название Синай, вероятно, связано с именем халдейского бога Сина. 36 Горечь. 37 Искушение и укорение. 38 Господь знамя мое. 39 Под «естественным чудом» мы подразумеваем естественное событие, промыслительно совершившееся в нужный момент. 40 Это не относится к иконе, ибо она либо изображает Бога воплотившегося, либо иллюстрирует Священную историю (Троица в виде трех Ангелов, явившихся Аврааму). Изображение Бога Отца лишь иллюстрирует видение Даниила (Дан 7.9), где Сущий явился мудрецу в виде Старца, «Ветхого днями»; см. ч. 3, с. 294. 41 Исх 20.22–26; 21—23.J–33. 42 Свт. Иоанн Златоуст. Творения, 1850, т. III 43 Горение. 44 Виноградная кисть. 45 См. Всемирная история, т. I. M., 1956 46 Бесславие. 47

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Божественный ответ означает возобновление расторгнутого завета, что находит подтверждение в повелении изготовить новые скрижали: Бог напишет на них «слова, какие были на прежних скрижалях» (Исх 34. 1). При возобновлении завета основными условиями являются запрет делать изображения божества (Исх 34. 11-17; ср.: 20. 22-23) и неуклонное исполнение календарных и обрядовых предписаний (34. 18, 22-24; ср.: 23. 14-19), т. е. тех заповедей, к-рые народ нарушил в рассказе о тельце. В гл. 34 также повторяются Божие обещание изгнать жителей Ханаана и призыв к израильтянам не заключать с ними договоров (34. 11-16; ср.: 23. 20-33). Согласно Исх 34. 1, на новых скрижалях начертаны те же слова, что и на прежних (24. 12; 31. 18), но в Исх 34. 28 эти заповеди названы «десятословием» (это выражение более характерно для кн. Второзаконие (Втор 4. 12; 10. 4), в кн. Исход встречается только в этом месте). Когда Моисей спускался с горы, держа новые скрижали, его лицо «стало сиять лучами оттого, что [Бог] говорил с ним» (34. 29), так что, обращаясь к народу, он вынужден был закрывать лицо покрывалом. 4. Сооружение скинии (Исх 35-40). Перед началом работ Моисей вновь предупреждает израильтян о необходимости соблюдения святости субботнего дня (35. 1-3), а затем напоминает о сборе приношений и ценных материалов, необходимых для строительства скинии, и призывает приступить к работе «мудрых сердцем», из среды которых затем специально назначает наиболее способных мастеров (35. 10, 30-35). Рассказ о сооружении скинии в Исх 36-39 повторяет предписания о ее устройстве в Исх 25-27 с незначительными изменениями и другим расположением материала; добавляется рассказ о затратах на работы (38. 21-31). Вначале речь идет об изготовлении покровов (36. 8-19), каркаса (36. 20-30) и завесы с покрывалом (36. 35-38); затем следует описание ковчега завета (37. 1-9), стола для хлебов предложения (37. 10-16), светильника (37. 17-24), жертвенника для благовоний (37. 25-28), благовонных воскурений (37. 29), жертвенника всесожжения (38. 1-7), чана для омовений (38. 8) и одежд священнослужителей (39. 1-31).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010