Тетраграмма. Миниатюра из Библии. 1384 г. (Lond. Brit. Lib. 1. Fol. 2r) Еще одним повествованием, в котором имя Яхве играет центральную роль, является рассказ кн. Исход о синайском откровении Бога Моисею. На Синае израильский народ через Моисея получил от Бога законодательство, начинающееся с десяти заповедей . Первая заповедь является расширенным толкованием имени Яхве; вторая заповедь прямо говорит об этом имени: «Я Господь (  ), Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх 20. 2-7). В первой заповеди Моисеева законодательства И. Б. помещается в исторический контекст: Яхве - Тот Самый Бог, Который сыграл решающую роль в истории израильского народа, выведя его из Египта. Яхве противопоставляется другим богам и предстает как «ревнитель» (Исх 34. 14), т. е. ревниво относящийся к почитанию Израилем ложных богов. Вторая заповедь содержит запрещение произносить И. Б. напрасно. Смысл этого запрещения заключается в том, что как слава, воздаваемая И. Б., восходит к Самому Богу, так и бесчестие этого имени означает оскорбление Самого Бога. Имя Яхве практически отождествляется здесь с Самим Яхве. Хотя значение имени Яхве остается сокрытым и само имя не описывает Бога, именно это имя в евр. традиции стало восприниматься как собственное имя Бога. Все др. имена Божии воспринимались как толкования священного имени Яхве. Об этом свидетельствует повествование кн. Исход о явлении Бога Моисею на горе Синай: «[Моисей] сказал: покажи мне славу Твою.

http://pravenc.ru/text/Имя Божие.html

Ведь что получается: Господь – здесь. Он все знает. И Он есть Любовь ( 1Ин.4:8 ). А ученики своей «заботой о людях» как бы заявили, что их любовь опережает любовь Христову. А если так, если вы лучше и видите, и знаете, и любите, то из этого естественно должно следовать, что – и сделать, и дать – вы тоже можете лучше, чем Он. Ну а если сделать и дать вы не можете, значит, ваша «забота о людях» в присутствии Господа – одно лишь гордое пустословие и недоверие к Тому, Который знает, «в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф.6:7–8 ). В такой ситуации мы оказываемся довольно часто. Например, священник в твоем приходе ведет себя недостойно. И ты, исчерпав, как тебе кажется, все средства, идешь к начальству. И хотя внешне ты прав, и ситуация вопиющая, но все-таки у жалобщика всегда будет ощущение своей неправды, и ему часто достается первому. Потому что в ответ на свою жалобу он как бы слышит от Господа: «вы дайте им есть». И совесть говорит: Господь же здесь. Он все видит и Он всем хочет блага. Он может и без тебя в один миг все изменить. А Он дал тебе настоящее дело, дал настоящий повод применить свои духовные силы, потерпеть, поплакать, помолиться. А твоего «христианства» достало лишь на то, чтобы вызвать милицию, или пожаловаться начальству… Что ж, смирись, пойми, что нет у тебя никакой любви, и в твоем стремлении к «торжеству справедливости» тобой руководило что-то совсем другое. И очень важно выяснить, что именно. И это уже следующее дело, которое тебе поручает Бог. Суббота. О покрывале Лк.6:1–10 2Кор.3:12–18 Во Втором послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое». Лицо Моисея, когда он с Синайской горы сошел к народу, «стало сиять лучами, оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему». И тогда Моисей стал полагать на лицо свое покрывало, когда говорил с народом. «Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил» ( Исх.34:29–35 ). Так, хотя Моисей и принес закон, но не мог передать самое главное: свою личную близость к Богу, свою личную праведность. О народе постоянно говорится, что он был «жестоковыйный» ( Исх.32:9 ), а о Моисее – что он «был человек кротчайший из всех людей на земле» ( Чис.12:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Не ведают, что творят. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34) – слова Иисуса Христа при распятии, звучащие по-церковнославянски так: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят». Не от мира сего. «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин. 8, 23) – из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18, 36) – ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, Он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешённым от реальностей жизни, чудакам. Не сотвори себе кумира. Выражение из второй заповеди Божьей, запрещающей поклонятся ложным богам, идолам (Исх. 20, 4; Втор. 5, 8). Не судите, да не судимы будете. Цитата из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф. 7, 1). Не хлебом единым. «Не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8, 3). Цитируется Иисусом Христом во время Его сорокадневного поста в пустыне в ответ на искушение сатаны (Мф. 4, 4; Лк. 4, 4). Употребляется по отношению к пище духовной. Невзирая на лица . «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте» (Втор. 1, 17). «Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак. 2, 1). Неопалимая купина (символ вечного, непреходящего). Горящий, но несгорающий куст терновника, в пламени которого Ангел Господень явился Моисею (Исх. 3, 2). Нести свой крест (покорно переносить тяготы своей судьбы). Иисус Сам нёс крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Ин. 19, 17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Мф. 27, 32; Мк. 15, 21; Лк. 23, 26). Нет пророка в своём отечестве. «Никакой пророк не принимается в своём отечестве» (Лк. 4, 24). «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём» (Мф. 13, 57; Мк. 6, 4). Ни на йоту не уступить (не уступить ни на малость). «Ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5, 18), т.е. недопустимо даже малейшее отклонение от закона, пока не исполнятся все предначертания. Под йотой здесь подразумевается знак древнееврейского алфавита – йод, по форме похожий на апостроф.

http://pravoslavie.ru/46483.html

В–пятых, слово «первенец», которым назван в Евангелии Христос, вовсе не говорит о том, что и после Него у Богоматери были дети. Христос назван «первенцем» потому, что у Богоматери, как Девы, не было раньше детей. Первенец может быть и единственный. «Святи Мне, говорит Господь, каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми от человека до скота, потому что Мои они» ( Исх. 13:2 ). Как во всем израильском народе, так и среди многочисленного скота его, конечно, были и единственно рожденные, которые тоже посвящались Богу, как «первенцы». Господь никогда не называл языческие народы Своими детьми. У Господа был только один избранный Им народ, это – народ израильский, но и он назывался «первенцем»: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» ( Исх. 4:22 ). Таким образом, слово «первенец» означает не только первого из других рожденных, но и единственного. Что касается славянского слова «дондеже», то оно означает не только: «пока», но также – «после того, как». Например, Господь говорит: «Аз есмь и дóндеже состареетеся Аз есмь» (Исаия 46:4). Если в этой речи славянское слово «дондеже» перевести русским словом «пока», то получится бессмыслица, выйдет, что Бог будет существовать только до тех пор, пока не состарятся те, кому Он сказал: «Аз есмь», а потом Его уже не будет. Очевидно, что и славянское слово «дондеже», находящееся в Евангелии Матфея (1:24–25), нужно переводить так, как переведено оно в русском Евангелии, т. е. в том смысле, что Иосиф не знал обрученной ему жены и после того, как Она родила Первенца. В таком же значении: «и после того, как», употребляется слово и в других местах Библии (например, Быт. 8:7 ; Пс. 109:1 ). Следовательно, мудрствование сектантов относительно слова «дондеже» показывает только непонимание ими славянского языка и славянских библейских выражений. 4) Православные поют Богородице: «Не имамы иныя помощи, разве (кроме) Тебе, Владычице... на Тебе надеемся». Поют и молятся Ей: «Спаси нас»! Просят у Нее ходатайства за себя на небе перед Богом. А ведь, кроме Христа, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ). «Если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая перед Отцом Иисуса Христа, Праведника» ( 1Ин. 2:1 ; Рим. 8:34 ; 1Тим. 2:5–6 ). Человек спасти человека не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Поле то, когда оно в юбилей отойдет, будет святынею Господу, как поле заклятое; священнику достанется оно во владение. Если кто посвятит Господу поле купленное, которое не из полей его владения, то священник должен рассчитать количество цены по оценке твоей до юбилейного года, и, во что будет оценено, должен он отдать в тот же день, как святыню Господню. Поле же в юбилейный год перейдет опять к тому, у кого купил он, кому принадлежит владение той земли» ( Лев.27:15–24 ). Хотя от воли каждого зависело дать или не дать обет Богу, но давший строго обязывался к непременному исполнению своего обета. «Аще обещавши обет Господеви, Богу твоему, да не умедлиши воздати его, яко взыскал взыщет Господь, Бог твой, от тебе, и будет на тебе грех: аще же не восхощеши обещати, несть ти греха. Исходящая из уст твоих сохрани и сотвори, имже образом обещал еси Господеви, Богу твоему дар, егоже глаголал устами твоими» ( Втор.23:21–23 ). Для беспрепятственного исполнения обетов Богу закон возбранял произносить их людям, не имевшим свободы или полной над собою власти, напр., детям без позволения родителей, женам без согласия мужей ( Чис.30 ). Постановления против идолопоклонства Все священные постановления ветхого завета располагали евреев к жизни в Боге и для Бога, – таковы постановления и против идолопоклонства. Всегдашнею обязанностью евреев было любить всем сердцем, всею душою, всеми силами ( Втор.6:5 ) и почитать Единого Истинного Бога, освободившего их из рабства египетского; Ему Единому служить ( Исх.34:14 ): с благоговением произносить Его св. имя ( Исх.20:7 ). Все уклонения от этих священных обязанностей Господь убедительным и милосердым образом преграждал. «Если кто из природных жителей (т. е. евреев) или из пришельцев дерзкою рукою сделает то, что он хулит Господа: истребится душа та из народа своего. Он слово Господне презрел и заповедь Его нарушил: истребится душа та; грех ее на ней» ( Чис.15:30–31 ). «Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше и вы не уклонились, и не стали служить другим богам, и не поклонились им.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

6. Халван принадлежит к довольно редким растениям из рода зонтичных (galbanum officinale). Гальбан имеет длинные, пустые, довольно толстые стебли; листья его состоят из множества маленьких листьев, а небольшие цветы расположены зонтиком. Гальбан растят в Египте, Аравии и Сирии. Из него добывается густая, клейкая, душистая смола, известная Евреям под именем хелбенаг. Она в начале бела, но через несколько времени желтеет и покрывается белыми пятнами. Евреи употребляли халван, вместе с другими пахучими веществами, в порошке для курения в Скинии. «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. Из них искусством составляющего масти сделай курительный состав, с солью, чистый, святый, и растолки его мелко, и возлагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет у вас святыня великая. Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе (для домашнего употребления): да будет оно у тебя свято для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, душа та истребится из народа своего» ( Исх.30:34–38 ; Ср. Сир.24:18 ). 7. Иссоп известен был евреям под названием эзов. Он рос на старых стенах и кучах мусора ( 3Цар.4:33 ) почти во всей Палестине, особенно в окрестностях Иерусалима. За рекой Иорданом находилась деревня Вифезор, т. е. дом иссопа, названная так потому, что жители ее преимущественно занимались возделыванием иссопа 58 . Ныне «вся плоская вершина свящ. горы Хорива в изобилии покрыта благоухающим иссопом» 59 . Крепкие стебли иссопа, выходящие прямо из корня, достигают саженной вышины. На ветках иссопа сидят небольшие, частые и пушистые листья, чрезвычайно способные удерживать на себе всякую жидкость и спускать ее от лёгкого потрясения. Пучок из веток иссопа издревле употреблялся Евреями вместо кропила при священных кроплениях и очищениях ( Чис.19:6,18 ; Пс.50:9 ). Во время праздника Пасхи ветхозаветные священники кропили переклад и оба косяка у дверей пучком иссопа омоченного в кровь пасхального Агнца ( Исх.12:22 ); пучком же иссопа производилось окропление всего очистившегося от прокажения ( Лев.14:4–7; 49:52 ). На стебле иссопа поднесли распятому Господу губку с уксусом 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

693 Утверждение сектантов о соблюдении апостолом Павлом субботы, как оказывается, ни на чем не основано. Зато в Священном Писании имеются несомненные свидетельства об обычае, утвердившемся в Церквах, основанных апостолом Павлом, праздновать первый день недели и о способе празднования. В названный день у христиан происходило торжественное (с возжиганием большого количества светильников) и продолжительное богослужение, во время которого совершалось таинство причащения и молящиеся поучались в Слове Божием ( Деян.20:7–11 ); кроме сего, этот день освящался делами благотворения ( 1Кор.16:1–3 ) В Послании к Колоссянам (2:16 694 ) апостол назвал субботой не субботу еженедельную, а еврейские праздники, которые назывались субботой в смысле праздничного покоя (напр. Лев.16:31, 23:32, 39 ); последние субботы и прекратились вместе со всем обрядовым законом. У евреев праздники были круга годичного (пасха – Исх.12:11 ; Лев.23:5 ; пятидесятница – Лев.23:15–21 ; кущи – Лев. 23:34 ; день очищения – Лев.16:29, 34, 23:27 ), месячного (первый день каждого месяца, т.е. новомесячие – Чис 28:11–14 ) и недельного (суббота – Исх.20:10 ). Апостол, сообразно такому делению праздников, в Послании к Колоссянам точно и разграничивает их, за какой праздник нужно разуметь один из годичных праздников: новомесячие означает первый день каждого месяца, а субботой, очевидно, назван седьмой день недели. Подобное сопоставление иудейских праздничных времен мы встречаем и в других местах Священного Писания: «чтобы становились (левиты)… при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано» ( 1Пар.23:31 ). «Вот я строю дом имени Господа Бога моего... чтобы... возносить там всесожжения утром и вечером в субботы и в новомесячия и в праздники Господа Бога нашего» ( 2Пар.2:4 ). «Α в субботу приносите двух агнцев, – это субботнее всесожжение... И в новомесячия ваши приносите всесожжение Господу... Β первый месяц в четырнадцатый день – Пасха Господня. И в пятнадцатый день сего месяца – праздник ...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010