690 Мф 4, 23. По новому Синодальному русскому переводу: И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях — ред. 691 По новому Синодальному русскому переводу: И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься — ред. 692 Мф. 10, 5. 693 Иез 16, 50–53. 694 По новому Синодальному русскому переводу: В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли — ред. 695 т. е. приобрел — ред. 696 У пер.: должно разуметь — ред. 697 У пер.: должно 698 3ах 5. разуметь — ред. 699 Пс 37, 5. 700 Деян 15, 10. 701 Мк 2, 23; Лк 6, 1. 702 1 Цар 21, 1–6. 1 703 Ос 6, 6. 704 1 Цар 20. 705 Ин 7, 22. 706 Ос 6, 6. 707 У пер.: Милосердия — ред. 708 По старому Синодальному русскому переводу: Никогда не осудили бы невинных — ред. 709 Эта нумерация — по старому Синодальному русскому переводу Евангелия. По новому переводу — стих 9, начало 10–го — ред. 710 Стих 10 — по новому Синодальному русскому переводу — ред. 711 Стихи 11–12 — по новому Синодальному русскому переводу — ред. 712 Конец 14–го (стиха) и далее — по новому Синодальному русскому переводу — ред. 713 Ис 42, 1–2 — По новому Синодальному русскому переводу: Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах — ред. 714 Мф 7, 13. 715 По новому Синодальному русскому переводу Евангелия: И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. — ред. 716 У пер.: разумеет — peд.V 717 По новому Синодальному русскому переводу: бесов — ред. 718 По новому Синодальному русскому переводу: бесов — ред. 719 По новому Синодальному русскому переводу: бесам — ред. 720 Мф 19, 28; Лк22, 30. 721 Лк 11,20. 722 Исх 8, 19. Дана ссылка на: Исх 4, 29 — ред. 723 Втор 9. 724 Лк 17,21. 725 Ин 1,26. 726 Мф 3,2. 727 МФ 21.43. 728 Ин 5, 19. 729 У пер.: Евангелия Марка — ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

И. упомянут в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 2; Лк 3. 34). В НЗ имя И. чаще всего встречается в известной из ВЗ (Исх 2. 24; 3. 6, 15; Втор 1. 8; 6. 10; 9. 27; Иер 33. 26; 2 Макк 1. 2; Иф 8. 26) формуле «Бог Авраама, Исаака и Иакова». Имена 3 патриархов, с к-рыми Бог как с представителями Израиля заключил Свой завет, являются символом веры и преданности Израиля. Эта формула часто встречается в раввинистической лит-ре, где показывает, что отношение Бога к Аврааму, Исааку и И. является гарантией Его верности народу завета (см., напр.: Мидраш Шэмот 12. 1). В НЗ это выражение фарисеи использовали в основном применительно к себе, поскольку они т. о. подчеркивали свою связь с Богом. Это словосочетание можно рассматривать как эквивалент выражения «сыновья царства». Те, кто почитали Авраама, Исаака и И. как своих отцов, являлись сыновьями царства. Поэтому слова Спасителя из Мф 8. 11-12 (Лк 13. 29): «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» - могли восприниматься фарисеями как неслыханная дерзость, подрывающая основы их веры, поскольку включали в понятие «сыны царства» тех нечестивых, к-рые, по их мнению, не принадлежали к народу завета. Эта же идея содержится в словах Спасителя о воскресении мертвых: «А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?»» (Мк 12. 26; Мф 22. 32; Лк 20. 37; ср.: Исх 3. 2, 6). Вера в воскресение Авраама, Исаака и И. должна допускать также и воскресение их преемников (ср.: 4 Макк 7. 19; 16. 25), к-рыми в НЗ становятся все верующие во Христа. Согласно Деян 3. 13 след., отвержение иудеями Христа, Которого Бог воскресил из мертвых, означает для них отречение от Бога Израиля - Бога Авраама, Исаака и И. По мнению ап. Павла, истинными детьми Авраама и наследниками данных И. обетований являются христиане (как из евреев, так и из язычников), при этом он использует имя И. для обозначения всего еврейского народа (Рим 11. 26). Также ап. Павел обращается к библейской истории возвышения И. и отвержения Исава, чтобы показать, что избрание как иудеев (Рим 9. 6-23), так и язычников (Рим 9. 24-26) является исключительно свободным действием милости Божией, которая не зависит от человеческих предпочтений и условностей (Рим 9. 13). Выражение «дом Иакова» (Лк 1. 33; Деян 7. 46) отсылает к собирательному пониманию образа И. в ВЗ как всего избранного народа (Пс 113. 1; Ис 2. 3; Ам 3. 13). Образ И. в христианской экзегезе

http://pravenc.ru/text/200151.html

4.7. Исход как усыновление Богу 4.8. Чудеса на пути до горы Синай Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 4.7. Исход как усыновление Богу «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал Сына Моего» (Ос. 11:1). Почему Израиль назван здесь сыном? Давайте разберемся. Изводя Израильский народ из Египта, Бог спасает Израиль от гибели. Выше мы выяснили, что это спасение было залогом и прообразом начала спасения человечества во Христе. Это спасение Бог совершает, усыновляя себе Израиль. «И говорил Я: как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня» (Иер. 3:19). В этой связи смерть первенцев египетских приобретает особый смысл. «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего» (Исх. 4:22-23)8. Святой апостол Павел учит, что мы спасены Богом через усыновление во Иисусе Христе Сыне Божием (Рим. 8:15; Гал. 4:5; Еф. 1:5). При этом связь усыновления с Исходом как прообразом крещения совершенно очевидна, поскольку именно в крещении мы соединяемся со Христом (ср. 1 Кор. 10:2). 4.8. Чудеса на пути до горы Синай Воды Мерры. Путь по пустыне от Чермного моря до горы Синай сопровождался рядом чудесных событий. Через три дня пути по пустыне Сур израильтяне пришли в Мерру. Здесь был источник горькой воды, которая была превращена в сладкую Моисеем, бросившим в нее древо, указанное Богом. Это чудо прообразует Крест, которым горечь жизни, порабощенной греху, обращается в сладость радости Царства Небесного. Двигаясь дальше, израильтяне пришли в Елам, где поставили стан при двенадцати источниках и семидесяти пальмах. Манна и перепела. Во время странствия по пустыне Син Господь дал в пищу народу манну, которой они с тех пор питались до самого вступления в землю обетованную. «Манна», – означает вопрос: «что это?» и не более того. В самом названии нет никакого объяснения тому, что же это была за пища. В разных местах Священного Писания мы встречаем упоминание о манне. О ней говорится, что вкус ее был, как у лепешек с медом (Исх. 16:31), как у лепешек с елеем (Чис. 11:8). В другом месте, – что в устах каждого она давала тот вкус, которого ему в тот или иной момент хотелось. В Псалтири о ней сказано, что «хлеб ангельский ел человек» (Пс. 77:25). Святыми отцами это толкуется в двух смыслах. Во-первых, что хлеб ангельский, поскольку преподавался он посредством ангелов; во-вторых, что помимо укрепления телесного, вкушая манну, израильтяне получали еще и некоторое духовное укрепление от ангелов. Манна также, несомненно, была прообразом таинства Евхаристии, о чем Сам Господь говорил иудеям, указывая на манну как на прообраз того истинного Хлеба Небесного, которым Он Сам является (Ин. 6:31-51).

http://sedmitza.ru/lib/text/430931/

В целом рассказ 2 Паралипоменон 35 гл. o Пасхе Иосии, в сравнении с данными Пятикнижия о Пасхе (( Исх.12:1–20,13:3–10 ), ( Втор.16:1–8 ) и др.), представляет значительные особенности, сближающие этот праздник с послепленной и вообще позднейшей иудейской практикой празднования его. Сюда относится прежде всего то, что заклание пасхальных агнцев в данном случае (ст. 11) равно после, по возврашении иудеев из плена ( 1Ездр.6:20 ), совершается левитами и священниками, тогда как по первоначальному законоположению Моисееву о Пасхе заклание агнца предоставлено было каждому отдельному семейству ( Исх.12:6 ). В связи с этим во ( 2Пар.35:11 ) о пасхальной жертве нарочито говорится, что именно священники совершали кровекропление при этой жертве, т.е. подчеркивается специально жертвенное значение пасхального агнца (ср. о кровекроплении см. комментарии к ( Лев.1:5 ), «Толковая Библия», т. I, с. 411). В Мишне (тр. Песахим, V, 5–6) кровекропление представляется также необходимым элементом пасхальной жертвы. Жертвенный характер Пасхи выступает во ( 2Пар.35:6–9,12 ) тем рельефнее, что пасхальный агнец ставится в непосредственную связь с праздничными мирными жертвами, так называемыми в позднейшее время хагига (от евр. хаг, «праздник», «праздничное», т.е. жертвоприношение, ср. Мишна, Песахим VI, 3–4). Единственно закономерным местом заклания как пасхальной, так и праздничной жертв в позднейшее время признавался двор храма (Мишна Песахим, V, 8). И во ( 2Пар.35:10 ) имеется в виду только это место. В основе же всех этих особенностей празднования Пасхи при Иосии лежит возросшее при нем централизующее значение в религиозно-народной жизни храма Иерусалимского – вследствие произведенной этим царем религиозной реформы (( 4Цар.23:4–20 ); ср. W. Nowack, Lehrbuch der hebraischen Archaologie, 2-ter Bd. 1894, s.s. 172–175). 2Пар.35:15 .  И певцы, сыновья Асафовы, оставались на местах своих, по установлению Давида и Асафа, и Емана и Идифуна, прозорливца царского, и привратники у каждых ворот: не для чего было им отходить от служения своего, так как братья их левиты готовили для них.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вопрос: Здравствуйте! Пожалуйста, разъясните толкование пророчества Иакова 12-ти коленам Израиля (Быт. 49) о колене Левия. Из Бытия 49:5-7 видится, что Иаков осуждает колено, проклинает и обещает рассеять их в Израиле. Так почему же представители именно этого проклятого колена становятся священниками, наиболее приближенными к Богу? Из НЗ мы знаем, что по отцу Иисус Христос принадлежит к колену Иудину. И Быт. 49:8-11 толкуют как пророчество Иакова (Израиля), что именно из этого колена произойдет Спаситель. А кто имеется в виду в Быт. 22-27 (про колено Иосифа) – «Оттуда Пастырь и твердыня Израилева»? Заранее спасибо. Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Пророчество это исполнилось точно на обоих коленах – Левия и Симеона. Но неодинаково: в неблагоприятном значении только на потомках Симеона. За 40 лет странствия по пустыне это колено сильно уменьшилось в числе. По выходе из Египта было 59.300 мужчин, способных к войне (Чис.1:23), а в конце – только 22.000 (Чис.26:14). Колено это получило удел, но не самостоятельно, а в пределах колена Иуды (Нав.19:1,9). Это колено даже не упоминается в благословении пророка Моисея (Вт. 33:1-29). По иудейскому преданию, больше всего бедняков было в колене Симеона. Левий вместе с братом Симеоном напал на жителей Сихема, чтобы отомстить за поруганную честь своей сестры Дины. Они убили всех мужчин в этом городе (Быт 34:25). За этот поступок потомки Левия были осуждены на разделение и рассеяние. Однако позже, когда, поддавшись на уговоры израильтян, Аарон отлил золотого тельца, пророк Моисей стал в воротах стана и сказал: кто Господень, – ко мне! (Исх.32:26). Тогда именно все сыны Левиины собрались около него. Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение  (Исх.32:29). Ревностное служение Богу представителей этого колена сделало его избранным и священным при святилище. (Чис.18:20-24). Тогда проклятие рассеяния превратилось в благословение священного служения и учительства среди всего Израиля: И о Левии сказал: … учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой; благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять  (Втор.33:8, 10-11). «Оттуда Пастырь и твердыня Израилева...» (Быт. 49, 24). Некоторые экзегеты видят в этих словах пророческое указание на будущего вождя Израиля Иисуса Навина. Он происходил из колена Ефрема – сына патриарха Иосифа. 18 сентября 2007 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6973.html

8 прости народу Твоему. И в отношении находящихся за пределами Израиля представителей избранного народа обетования Господа сохраняют свою силу ( Неем. 1,11 ; Пс. 105,46 ). Соломон просит Господа простить кающихся пленников и «возбудить» в пленивших сострадание к ним. 8 ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли. Поскольку Господь особо выделил Израиль и вывел его из египетского плена, чтобы он стал Его особым наследием ( Исх. 19,3–6 ; Втор. 4,20; 9,26; 25,19 ), Соломон молит Господа не забыть об этом, если Израиль снова окажется в плену. 8 И стоя благословил все собрание Израильтян. В ст. 23–53 Соломон у жертвенника молился Господу от лица всего собрания. Теперь, обернувшись лицом к собравшимся, Соломон благословляет их от имени Господа и просит Его внять молитве (ст. 56–61). 8 Господь, Который дал покой народу Своему Израилю. После бурного периода скитаний по пустыне и войн Израиль ожидало исполнение «всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея» ( Исх. 33,14 ; Втор. 12,10 ). Израиль, наконец, вкусил покой в земле обетованной (см. ком. к 5,4). 8 Господь есть Бог и нет кроме Его. Первая заповедь ( Втор. 4,35; 5,6 ). 8 двадцать две тысячи крупного скота. Ср. Езд. 6,16–18 . 8 всесожжения. См. ком. к 3,4. хлебное приношение. Хлебное приношение или приношение муки часто сопровождало принесение в жертву скота ( Лев. 2; 7,11–14; 9,4; 14,20 ; Чис. 15,1–10 ) и являлось выражением благодарности Богу и прославлением Его. тук мирных жертв. См. Лев. 3 . медный жертвенник. Он помещался напротив входа в храм (ст. 22,54). 8 И сделал Соломон в это время праздник. См. ком. к 8,2. от входа в Емаф. Емаф находился у северной границы контролируемой Израилем территории, приблизительно в шестидесяти пяти километрах к северу от Кадеса, на реке Оронт ( Нав. 13,5 ; 4Цар. 14,25 ). до реки Египетской. По всей видимости, река Води Аль-Ариш на северо-востоке Синая. На праздник стеклись люди из самых дальних пределов царства Соломона (4,21). 8 радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю. Господь в милосердии Своем исполнил данное Давиду обетование о том, что его потомок построит храм, который намеревался построить сам Давид ( 2Цар. 7,1–16 ). Бог милостиво даровал Израилю святилище ( Втор. 12 ) и обетованный покой (5,4). Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Исключительный гений Моисея не смог воспринять всей глубины явленного ему «Аз есмь»: «ты увидишь меня сзади, а лицо Мое не будет видимо [тебе]» ( Исх. 33, 23 ; Мф.18:10 ). Истинное содержание Синайского Откровения веками пребывало не раскрытым, и сокровенный Бог созерцался во мраке ( Исх.20:21 ; 2Кор.3:14–16 ). «Бога не видел никто никогда: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Закон,данный чрез Моисея, содержал в себе семена, долженствовавшие в своем развитии приготовить людей к восприятию воплощения Бога и сделать их способными «узнать» в явившемся предсказанного Моисеем Пророка, Который сообщит миру познание о Боге Истинном как о Свете, в котором нет ни единой тьмы, и уже не во мраке Синайском, но во Свете Фаворском ( Втор.18:15–19 ; Ин.1:45, 4:25–29 ; Мф.11:3 ; Деян.3:22 ). Всему, что было открыто в Ветхом Завете, Господь дал новые, вечные измерения, но намек на предстоящее восполнение был вполне необходим в истории Богооткровения ( Мф.5:17 ) и далее. Велик и свят для нас Ветхий Завет , когда мы его понимаем, как учит Христос и Апостолы Его, и даже Моисей. Никто из них не абсолютизировал Закона, как последнее совершенство, в силу чего, нужно было бы отвергнуть всякое новое «восполнительное» откровение. Да и Моисей заповедал ждать нового Пророка, который «когда придет, то возвестит нам все» ( Мф. 5:17 ). Христос говорил народу на языке, понятном и самым простым людям, но содержанием Его бесед были реальности, недоступные никому на Земле; ни даже Апостолам: «Прежде, нежели был Авраам, Аз есмь». «Я и Отец – едино есмы». «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». «Отец мой возлюбит Его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» ( Мф.11:27 ; Ин.8:58, 10:30, 14:23, 14:16 ). Вот, некто Третий... Как возможно примирить сие с нашим глубоким сознанием, что Бог один? Опять Господь сказал: «Когда придет Дух Истины, который от Отца исходит, то наставит вас на всякую истину» ( Ин.16:13, 15:26 ). И Он, Дух Святой, пришел и действительно наставляет, но, как видим, и это «наставление» оказывается медлительным процессом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

В книге Деяний Апостольских рассказывается, как о необыкновенном случае, когда апостол Павел, отъезжая в Сирию, остриг себе в Кенхреях голову, сделав это по «обету» (18, 18). Иначе св. апостол Павел и не мог поступать, потому что знал, что Господь Иисус Христос был Назореем. «Я – Иисус Назорей, Которого ты гонишь» ( Деян. 22:8 ), – говорил Сам Христос Спаситель, призывая его к апостольству. Назореи же не стригли волос ( Чис. 6:5 ; Суд. 13:5 ). Даже в сектантских журналах, как «Сеятель Истины» на обложке рисуют Иисуса Христа в длинной одежде и с длинными волосами. Апостол же Павел пишет: «будьте подражателями мне, как и я Христу " ( 1Кор. 11:1 ). Да и Господь Иисус Христос велел брать с Него Самого пример. «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Иоан. 13:15 ).Итак, нося длинные волосы, пастыри Православной нашей Церкви нисколько не нарушают предписаний Св. Писания, а наоборот – следуют св. апостолам, как те – Иисусу Христу. 11) Ваши пастыри носят длинную одежду, благословляют рукою народ, имеют различные названия: протоиереи, архимандриты, архиепископы 11) Священное Писание нисколько не запрещает носить длинную одежду. Пророки Илия и Елисей, как и все ветхозаветное священство Аароново, носили таковую одежду (4 Царств. 2:13; Исх. 28 ). Сам Господь повелевает пророку Моисею сделать для Аарона и сыновей длинную одежду: «вот одежды, которыя должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидарь и пояс» ( Исх. 28:4 ). Хитон это «долгая» нижняя одежда. Св. апостол Павел тоже носил длинную одежду. Своему возлюбленному ученику он пишет: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа» ( 2Тим. 4:13 ). Фелонь это также длинная одежда. Сам Спаситель носил хитон, длинную одежду ( Иоан. 19:23 ). Св. апостол Иоанн Богослов в своем Откровении видел Сына Человеческого, т. е. Господа Иисуса Христа, одетого в подир – длинную первосвященническую одежду ( Откр. 1:13 ). Благословение народа пастырями Православной Церкви – не произвольная выдумка самих священников, а имеет основание в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

«Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» ( Мф.18:20 ), возвестил сам Господь. И какую пользу принесет нам чтение слова божественного! В слове Божием каждая мысль, каждое слово животворит душу и невольно заставляет человека сосредоточиться в себе, обратить на себя внимание, и затем, сознать неправильный образ жизни и возбудить потребность исправления. Дочитаешься ли до того, что «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело» ( Пс.45:1 ), сейчас же легче покажется для тебя собственное твое несчастье, и блеснет тихая и покойная надежда на Господа; произнесешь ли слова: «смерть грешников люта» ( Пс.33:22 ), тотчас дрогнет сердце и лихорадочное состояние охватит наше тело, a ведь подобные ощущения благодетельны для души, и не без доброго следа на ней проходят, Усмотришь ли еще изречение слова Божия: «возверзи на Господа печаль твою, и той тя препитает» ( Пс.54:23 ), или: «приидите ко Мне вси труждающиися и обременении и аз упокою вы» ( Мф.11:28 ), или: «просите и дастся вам» ( Мф.7:7 ), – не прольют ли эти слова в душу крепкое упование на Бога, и не доведут ли до преданности вол Божией? А какое впечатление произведут следующие слова! «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай (в них) всякие дела свои; а день седьмый суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них: а в день седьмый почил. По сему благословил Господь день субботний и освятил его» ( Исх.20:8–11 ). «Соблюдайте субботу; ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из народа своего» ( Исх.31:14 ). Задумается и на долго всякий прочитавший это Божественное прещение, за нарушение святости дня праздничного, который мы исключительно должны посвящать, по заповеди, Господу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Из текстов, отрицающих возможность Боговидения, необходимо прежде всего привести следующее место Исхода ( Исх.33:20–23 ), где Бог говорит Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». Бог дает пройти Своей славе, одновременно закрывая стоящего в расселине скалы Моисея Своей десницей; когда же Бог отводит Свою десницу, Моисей видит Его сзади, так как он не смог увидеть Лица Его. В других местах Ветхого Завета ( Суд.6:22,13:22 ; Ис.6:5 и др.) мы видим то же утверждение: нельзя видеть Бога и остаться живым. Когда Бог сходит на гору Синай в густом облаке, среди огня, народ должен остаться в стороне, чтобы не умереть ( Исх.19:21 ). Когда пророку Илии является Бог , он закрывает лицо милотью ( 1Цар.19:13 ). 12-й стих 17-го псалма говорит, что Бог «мрак соделал покровом Своим». Мрак (хошек, в переводе Семидесяти: ( σκοτα, σκοτος)) означает тайну, например, в псалме 138 стихи 11–12. " Облако» ( γνοφος) имеет то же значение во 2-м стихе 96-го псалма 6 . Оно, кроме того, выражает тождественную неприступность, грозное божественное величие, tremendum 7 , но в то же время облако знаменует и присутствие Бога 8 . Столп облачный и огненный, шедший перед евреями по их выходе из Египта, открывает присутствие Бога и в то же время Его скрывает 9 . Новозаветные тексты еще более категоричны в смысле отрицающем. Так, св. апостол Павел говорит ( 1Тим.6:16 ): «Единый имеющий, бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может». Здесь идея бессмертия как бы сочетается с идеей Божественной непознаваемости. Он для смертного существа неприступен. Св. апостол Иоанн ( 1Ин.4:12 ) говорит: «Бога никто никогда не видел». Мы находим почти то же выражение в его Евангелии (1:18): «Бога не видел никто никогда», но здесь апостол дополняет: «Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил » (или, вернее, объяснил, раскрыл,) Ибо Слову свойственно выражать, раскрывать природу Отца. И далее ( Ин.6:46 ): «Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца». Ту же мысль выражают синоптики ( Мф.11:27 и Лк.10:22 ). «Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть». Эти последние тексты (св. Иоанн Богослов и синоптики), ограничивая видение и познание Бога внутренними соотношениями между Отцом и Сыном – Они Одни знают друг друга, – одновременно утверждают, что познание это может быть даровано и сообщено людям по желанию Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010