Любостяжание – страсть к приобретению имений для наслаждения благами мира этого, любовь к богатству. Господь не раз и с силой поучал об опасности богатства в деле спасения и препятствиях, какие представляет оно для приобретения нравственного совершенства ( Мф.19 и дал. Мк.10 и дал.), и теперь по представившемуся случаю предостерегает от любостяжания, которое противно 10-й заповеди закона ( Исх.20:17 ) и которое Апостол называет идолослужением ( Кол.3:5 ; ср. Еф.5:3 . Евр.13:5 ). – «Жизнь человека не зависит» и пр.: слово жизнь нередко употребляется в смысле благоденствия, благополучия, и слова Христовы в этом смысле значили бы, что благоденствие, или благополучие, или счастье человека не зависят от его богатства. Но если принять во внимание смысл следующей за этим притчи, показывающей, что богатство не может продлить жизнь богатого, то слово жизнь надобно принимать в теснейшем буквальном смысле, и изречение Спасителя будет значить, что так как жизнь наша зависит не от богатства, но от воли Божией, то и не надобно очень заботиться о нем, не надобно предаваться любостяжанию. «Мера этой жизни не соразмеряется с изобилием имения. Ибо если кто имеет многое, то не значит еще, что он и проживет долго. Долголетие не зависит от множества богатства» (Феофил.). Лк.12:16–21 . «Сказал им притчу» (ср. прим. к Мф.13:3 ), которая наглядно показывает, как суетна надежда человека на изобилие его имения. Предмет притчи заимствован, по обычаю Господа, из повседневной жизни и потому для всех понятен и тем более убедителен. – «некуда мне собрать»: то есть все полно, нет места, где поместить все, что в таком изобилии уродилось. – «Покойся, ешь, пей, веселись»: так удовлетворен был своим урожаем богач, что уже ничего не желал более; страсть к любостяжанию была вполне удовлетворена, и он думает, что более ничего уже не остается, как только в удовольствие себе проводить жизнь. О Боге же и о своем нравственном усовершенствовании и не подумал. – «Бог сказал» и пр.: прекрасно это противоположение божественного определения самодовольным рассуждениям безумного богача.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

У нас также крестом благословляют священники и родители. 12 . Устроение скинии, по Божию повелению, на крышке ковчега завета и на занавеси скинии сделаны были изображения или иконы св. херувимов славы ( Исх.25:17–22, 26:1 ). 13 . Вступление евреев в Ханаанскую землю. Во время сорокалетнего странствования евреев произошло возмущение Корея, Дафана и Авирона против Моисея и первосвященника Аарона. Возмутители говорили: «полно вам; все общество, все святы, и среди них Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» Господь страшно наказал дерзких возмутителей ( Числ.16:1–35 ; Иуд.1:11 ). Кто из отступников и противников Церкви говорить так, и того в свое время постигнет строгий суд Божий. Наказание евреев змеями, и милость Божия посредством медного змея. Медный змей преобразовал Христа, а древо змея преобразовало крест Господень ( Числ.21:4–9 ; Ин.3:14 ). 15 . Помазание Давида. За неисполнение воли Божией, высказанной через святого мужа, Господь отверг Саула: непокорность, как будто и с доброю целью, есть такой же грех, как идолопоклонство ( 1Цар.15:16–29 ). Саулу подобны отступники и противники Церкви. Победа над Голиафом. Меч, которым Давид поразил Голиафа, хранили священники при храме, завернув его в священную одежду ( 1Цар.21:9 ). Потому то и у нас знамена и вещи, которыми оказана нам милость Божия, хранятся во св. храме. 17 . Построение и освящение храма. В новоустроенном храме много было изображений св. херувимов, и Слава Господня наполнила этот храм ( 3Цар.6:23–35, 8:6–11 ). 19 . Пророк Илия. Идолы и кумиры суть придуманные злыми и неразумными людьми ложные боги и изображения ложных богов, которых язычники почитали вместо Бога истинного и вместо истинных изображений Его; таков языческий бог Ваал ( 3Цар.18:17–21 ). Пророк Елисей. От прикосновения к костям св. пророка Елисея ожил умерший ( 4Цар.13:20–21 ); посему подобает почитать кости и мощи святых. 20 . Пророк Исаия. Он, в приближении Нового Завета, видел Господа Саваофа ( Ис.6:1–5 ); сообразно сему и у нас изображают Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

В НЗ словом μρον названо благовонное масло, к-рым некая женщина помазала голову Христа, что было предзнаменованием Его Страстей и погребения (Мф 26. 6-13; Мк 14. 3-9; в параллельном месте Евангелия от Иоанна говорится о помазании ног Христа Марией, сестрой воскрешенного из мертвых Лазаря: Ин 12. 1-8; евангелист Лука упоминает о помазании ног Христа грешной женщиной вне связи с рассказом о Страстях: Лк 7. 36-50). Также с этим словом ассоциируются женщины - последовательницы Христа, к-рые после погребения Спасителя, дождавшись - согласно заповеди (Исх 20. 8-11; Втор 5. 12-15) - окончания субботы, прибежали рано утром на гроб, чтобы закончить совершенное в спешке погребение, но вместо этого первыми узнали о Воскресении Христовом, т. е. жены-мироносицы (μυροφροι γυνακες или просто μυροφραι). При этом лишь евангелист Лука сообщает о том, что жены-мироносицы приготовили именно μρον (Лк 23. 56; в синодальном переводе: «масти»); Марк говорит о том, что они приобрели ρματα («ароматы» - Мк 16. 1; ср. Лк 24. 1), Иоанн упоминает использование «ароматов» (μετ τν ρωμτων) Иосифом и Никодимом при погребении Христа (Ин 19. 40), а Матфей вообще опускает эти подробности. Вне контекста рассказов о погребении Христа (у ап. Луки, Его проповеди) слово μρον встречается в НЗ в Откр 18. 13, в составе перечня различных товаров, символизирующих земное богатство. В последующей христианской литературе слово μρον первоначально не имело сугубо богослужебного значения и употреблялось в тех же смыслах, что и в классическом греческом языке и в библейских текстах (примеры см.: Lampe. Lexicon. P. 889), но к кон. IV в. оно стало основным термином для обозначения крещального помазания, или хрисмы,- видимого знака дара Св. Духа, невидимо подаваемого человеку при вступлении в Церковь через Крещение и помазание (ср.: 1 Ин 2. 20: «вы имеете помазание [греч. χρσμα] от Святого»). Так, в «Тайноводственных поучениях», приписываемых свт. Кириллу Иерусалимскому, стих 1 Ин 2. 20 прокомментирован следующим образом: «Елеем, или миром ( μρ), телесным Христос от человек не был помазан: но Отец, предпоставив Его во Спасителя всему миру, помазал Духом Святым, как Петр говорит: «Иисуса, Иже от Назарета, Егоже помаза Бог Духом Святым».

http://pravenc.ru/text/2563320.html

В Св. Писании засвидетельствованы следующие образы обращения Бога к людям: во-первых, Господь принимал образ человека, во-вторых, давал слышать явно голос свой в воздушной сфере ( Исх.3:4–6 ; 3Цар.19:12–13 ; Мф.3:17 ), в-третьих, говорил человеку «во сне и в видении» ( Чис.12:6 ; Иов.33:14–15 ), а также – в полудремотном состоянии человека, между сном и бодрствованием его ( 1Цар.3:4–10 ), наконец, в-четвертых, говорил человеку через внутреннее озарение духа человеческого Духом Божиим, возводя, таким образом, человека к высшему созерцательному ведению и Своей воли и Своей славы. Какой, спрашивается, из этих образов обращения Бога к человеку имел место в раю? Хотя принятие Богом человеческого вида имело место в истории Церкви Божией, как свидетельствует нам Св. Писание ( Быт.18:1–2 ; Суд.6:11–40, 13:20 ), однако, принять такой образ снисхождения Бога к человеку в райской его жизни до грехопадения не позволяет, с одной стороны, отсутствие свидетельства об этом Св. Писания, с другой – весьма веские соображения, положительно устраняющие собой мысль об образе беседы Бога с первыми людьми в раю: во-первых, такое – под образом человека – явление Бога Адаму в раю могло до некоторой степени ослаблять и ограничивать представления первых людей о Боге, как о Существе духовном, бесконечном и вездесущем, что не отвечало бы началам и задаче духовно-нравственного воспитания первых людей; во-вторых, из повествования Св. Писания о райской жизни первых людей следует заключить, что Господь, приближаясь к человеку, дает «глас Свой», дабы от внешних предметов внимание человека и умственный взор его были обращены к Нему – Богу: так, Адам слышит «голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня», и опознает этот голос, как именно «голос Бога», следовательно опознает бывшее ему явленным и знаемым прежде, теперь и всегда ( Быт.3:8–10 ). В этом свидетельстве Св. Писания о том, что первые люди слышат «голос Божий» и, очевидно, не видят Самого Бога, и содержится указание Св. Писания на образ обращения Божия к первым людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Вечное первосвященство Иисуса Христа не делает излишним в новом завете существование на земле священства из людей, ибо подобно тому, как Иисус Христос был учитель ( Мф.23:8 ) и, однако, поставил в Церкви учителей из людей ( 1Кор.12:38 ; Еф.4:11 ); был Сам наставник ( Мф.23:10 ) и кроме того, поставил особых наставников ( 1Кор.4:15 ; Евр.13:7:17 ); Сам был пастырь ( Ин.10:11:16 ) и поставил ещё иных пастырей ( Еф.4:11 ; 1Пет.5:1–5 ); так, будучи Первосвященником и Он установил в своей Церкви и священство из людей. В Ветхом Завете есть ясные пророчества о новозаветном священстве: «И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием, благоразумием»: Иер.3:15 . Срав. Ис.66:18–21 . «И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться и не будут теряться, говорит Господь»: Иер.23:4 . «Священники Твои облекутся правдой, и святые Твои возрадуются. Священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются»: Пс.131:9:16 . Видно из Священного Писания и то, что в новом завете действительно не отменено, а установлено новое священство: апостол Павел говорит: «С переменой священства надлежит быть перемене закона» ( Евр.7:12 ); значит, с пришествием Иисуса Христа священство на земле не уничтожилось, так как оно по мысли Божией должно существовать вечно: Исх.29:9 , а только переменилось: в ветхом завете священство было от Аарона и поручено было одному только роду Ааронову; в новом завете священство идёт от Христа и не поручено одному какому-либо роду; теперь священником может быть человек из всякого рода и сословия, как это можно видеть из вышеприведённого пророчества: Ис.66:18–21 . «Когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими (злыми) виноградарями? Говорят ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои»: Мф.21:40–41 . Под виноградником надо разуметь Церковь ветхозаветную и новозаветную. Злые виноградари суть ветхозаветные священники и первосвященники времён Иисуса Христа, как видно из: Лк.20:19 . «Другие виноградари» – эти новозаветные виноградари, т.е. апостолы и их преемники – епископы и священники. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства»: 1Тим.4:14 . Ясно, что во времена апостолов существовало рукоположенное священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой [и вино твое] и воду твою; и отвращу от вас болезни. Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным. ( Исх.23:25-26 ) Предупреждение болезней (профилактика) Прежде болезни заботься о себе. ( Сир.18:18 ) Указания о медицинской диете и ее влиянии на здоровье есть в Библии Сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не все полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена. Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни. ( Сир.37:30-34 ) Болезни могут быть за грехи Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными; и наведет на тебя все [злые] язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе; и всякую болезнь и всякую язву, не написанную [и всякую написанную] в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен; ( Втор.28:58-61 ) Многие болезни — признак приближения второго пришествия Христова Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней. ( Мк.13:8 ) Бог молитвами святых дает исцеление даже через вещи, принадлежащие им, материальные предметы (масло), изображение (тень) апостола и через мощи: Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. ( Деян.19:11-12 ) Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. ( Деян.5:12-16 )

http://azbyka.ru/zdorovie/bibliya-o-vrac...

Велик день св. Пасхи! Моисей, законодатель Ветхого Завета, учреждая праздник Пасхи в память чудесного избавления народа израильского от рабства египетского, предписал совершать его во все времена, совершать непременно и со всею торжественностью. Законно вечно празднуйте его, заповедал он: и душа, нарушившая святость сего праздника, потребится от сонма сынов Израилевых ( Исх.12,14,19 ). Законодатель Нового Завета – Христос никогда не предписывал верующим в Него праздновать новую Пасху, но предоставил это их усердию и любви. И вот уже при Апостолах Пасха – праздник, и Апостолы внушают верующим праздновать ее не в квасе ветхом, но в чистоте и истине ( 1Кор.5:8 ). Пасха еврейская, предписанная Моисеем по повелению Божию и утвержденная страхом казни смертной, нередко совершалась незаконно; не раз ее совершенно оставляли. Торжество Пасхи христианской совершалось всегда, и праздновалась она со всею торжественностью. Еще христиане не имеют храмов; еще гонимые язычниками, совершают Богослужение в потаенных местах: но воскресение Искупителя человеческого рода празднуется уже столь светло и продолжительно, что один из древних защитников христианства в слух язычников говорил: «ваши праздники, взятые все вместе, не могут сравняться продолжением своим с одною христианскою Пасхою» 1 . «Это оттого, – объясняет в 4-м веке св. Иоанн Златоуст , – что основанием первой (иудейской Пасхи) было благовременное освобождение народа Израильского от рабства египетского; а основание последней (христианской) есть благо вечное – освобождение всего рода человеческого от рабства греха и смерти». И до сих пор Пасха – величайший христианский праздник и торжествуется столь же светло и блистательно, как и в первые времена христианства. Евреи могли совершать свою Пасху только в своей земле и то в одном Иерусалиме, и не должны были праздновать ее в других местах, особенно в других странах, среди необрезанных и нечистых язычников ( Втор.16:5, 6 ; Числ.9:2 ). Иначе, Господня Пасха осквернится, мясо пасхального агнца народ будет есть в нечистоте, и Господь не потерпит дня великого, как и новомесячий и суббот ( Иез.4:13,14 ; Ис.1:14 ). Пасха христианская празднуется по всей земле, во всякой стране, на всяком месте, где только называется и славится имя Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И других патриархов Бог называет «Своими пророками» ( Пс.104:14–15 ). Если пророки поэтому выступают как учители и руководители своего народа, то они высказывают не свои собственные убеждения и мысли, а то, что они слышали от Бога. Они и сами ясно сознавали, что через них говорит именно Бог . Поэтому-то у них часто встречается в их пророческих речах надписание: «Бог сказал». Бог влагал им в уста слова свои ( Иер.15:19–20 ), и они с уверенностью говорят о своем послании Богом ( 2Цар.23:2 ; Дан.2:27 ). К себе преимущественно поэтому они относят и название roeh – видящий, которое гораздо сильнее обозначает божественное происхождение пророческого вдохновения, чем другое слово – chozeh, которое иногда потреблялось и для обозначения пророков не в собственном смысле этого слова, которые были, можно сказать, людьми самообольщенными, полагавшими, будто через них говорит Бог ( Иез.13:2, 6 ). 1 Различные состояния вдохновения. Хотя все пророки свидетельствуют: «Господь говорил мне» или «так говорит Господь», однако между пророками было различие в отношении к пророческому самосознанию и в отношении Бога к ним. а) Особое место среди ветхозаветных пророков принадлежит пророку Моисею, с которым «Бог говорил устами к устам» ( Чис.12:8 ). Служение Моисея как законодателя, а также судии, священника, вождя и пророка также было необыкновенно высоко ( Втор.34:10 ). Он в нормальном, бодрственном состоянии получал откровения от Бога. Господь говорил с ним как друг с другом, прямо высказывая свои веления. Самуил также слышал ясную речь Бога, но не видел при этом никакого образа ( 1Цар.3 и сл.). Однако неприкрытой ничем славы Божией не видел и Моисей ( Исх.33:20, 23 ). б) Гораздо низшую форму вдохновения представляет собою то, когда Бог говорил пророкам в видении или во сне ( Чис.22:8–9 ). В состоянии видения, восхищения или экстаза дух человеческий возвышается над обыкновенными границами пространства и времени, над всей временной жизнью и живет душой в потустороннем мире или же переносится в даль будущего ( Деян.22:17 ; Откр.1:10 ). То, что он видит или слышит в этом состоянии, он может потом сообщить и другим, приведя все им слышанное в известный порядок и давши ему более или менее стройную форму,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нужно глубже смотреть. Девочку убили люди, от злости сердца, убили те, кто любит себя. Такое происходит под наветом бесов, они эту вакханалию устраивают. А бесы там, где гордость слов, где нет молитвы, где нет призыва имя Божьего, где нет покаяния, где забыли о Боге. Нет невинных смертей, сам человек своим злым сердцем навлекает беду на себя и на окружающих. Что значит невинных смертей? То есть, когда кто-то умирает насильственным образом, это непременно его вина? Нет невинных смертей, кроме одной Крестной смерти Христа. Человек в целом смертен и страстен, и это результат грехопадения, сказывающийся на всём. Мне показалось, что Вы связали любую насильственную смерть с тем, что человек «накликает» ее себе своими грехами. Хотя это утверждение безосновательно. Доброе утро, Алёна. Иез. 33:11–12 Наш Бог не хочет смерти и ничего плохого человеку и роду человеческому. Творец даровал свободу людям, как и тому мужчине, который убил. Его охватили бесы и тёмные силы, поглотили его разум и он выполнил их волю, но не волю нашего Отца, потому, нужно сделать выводы. Молитесь о девочке и всего вам хорошего. С уважением, Алёна, далеко не все “люди с обилием грехов живут до глубокой старости”. Это иллюзия. Ведь, как нас учили, если ты согрешил, значит будет расплата. Речь шла о Страшном суде. См. также Лк.13:1–5 . Алена, вопросы, которые Вы ставите, не имеют универсального ответа, поскольку нам не дано познать пути Промысла Божия . Прп. Анастасий Синаит подробно рассуждая на эту тему, говорит: Насколько я знаю, можно говорить о трех разрядах смерти. Первый – когда смерть отдельного [существа] происходит под [действием] общего [закона]. Второй – когда она наступает не в соответствии с естественным порядком следования воздухов или стихий, но когда посылается либо по Божией угрозе, [прозвучавшей] относительно недостойно приобщающихся коринфян (см. 1Кор. 11:27–30 ), либо по Божиему гневу, как то случилось с первенцами египетскими (см.  Исх. 12:29 ). Третий разряд – когда, по неизреченному суду Божиему, [люди] – как неправедные, так и праведные – умирают либо [нечаянно] упав, либо удушенные [внезапным приступом болезни], либо погребенные [под развалинами дома], как это произошло с сыновьями Иова ( Иов. 1:18–19 ).

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-umirajut...

Праздник Преображения Господня, по важности события, есть великий и дванадесятый. Он есть день нового Богоявления для учеников Иисуса Христа, которые при первом во время Его крещения еще не были призваны в звание апостолов, есть день телесного и видимого явления божественной славы Сына Божия апостолам, которая для них была еще сокровенна под кровом плоти Его ( Лк.18:31–34 ). «Человек зримый, но Бог крыемый, на Фавор Христос восходит», поет Церковь . Преображение Господне служит явлением нового небесного царства славы, о котором не помышляли ученики Христовы и для достижения которого верующие, как предсказал Сам Спаситель на тайной вечери, должны питаться с Ним хлебом и вином новым ( Мф.26:29 . Лк.22:16–18 ); и сверх того к празднику Преображения Господня созревают новые плоды: посему на Литургии этого праздника Прав. Церковь благословляет и освящает начатки плодов. Обыкновение священное и знаменательное. Начатки плодов приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по закону Моисееву ( Исх.23:19 . Лев.23:10 . Числ.18:12–13 ), во славу Божию ( Притч.3:9 ). Правилами апостольскими и соборными определено также приносить некоторые начатки, напр. новые колосья и плоды овощные для освящения их молитвою и благословением, чтобы в сих начатках благословить и освятить все плоды земные для употребления во славу Божию и в пользу верующих. В Постановлениях апостольских сохранилась молитва на освящение начатков. Приношением и благословением их прав. Церковь внушает, что в ней, как в обществе священном, все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо Господня земля и исполнение ея, и вси живущии на ней ( Пс.23:1 ). Приношением и благословением плодов Церковь обязует нас воздерживаться от них до благословения их и тем, между прочим, содействует предохранению нас от болезней, кои могут произойти без благословения от употребления незрелых плодов, а вкушением от освященных плодов низводит благословение Божие на приносящих достояние свое в жертву Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010