Почему? Потому-что закон этот принял Моисей – старец из рук Божиих. Народ израильский не беседовал лично с Богом. Он в трепете и страхе стоял в отдалении от горы Синая ( Исх.19:12–16,20:18–21 ). А кто же не знает, что Господь, открывая волю свою Моисею, в то же время имел в виду всех израильтян и, в частности, детей их (Сн. Исх.20:12 и др). То же надобно сказать о беседе Христа с Никодимом. Конечно, Никодим был «стар» ( Ин.3:4 ). Но отсюда нельзя заключать, будто учение о возрождении дано одним старикам. Оно относится ко всем людям без различия их возраста (ср. – ст. 7). Иначе Апостолы не крестили бы детей христиан (сн. 2Ин.1 ст. ср. 1Ин.2:13 и 1Кор.7:14 ). Это, во-первых. Во-вторых: всеобщность закона о возрождении от воды и Духа, как благодатного средства для вступления в церковь Христову, открывается из сравнения в свящ. Писании крещения с обрезанием ( Кол.2:11–12 ). Как в Ветхом завете обрезанию подлежали люди разных возрастов, в каком кого призывал Господь (Быт. гл. 17), так и в новом Завете крестить надобно всех приходящих ко крещению. И как у евреев, после Авраама, стало законом обрезывать детей непременно восьмидневных ( Быт.17:12 ), так и христиане, сами просвещённые благодатью Божией, должны крестить своих новорождённых младенцев, не дожидаясь их совершенного возраста. Побудительным основанием для того служить внутреннее значение обрезания и крещения. Для евреев обрезание было печатью или знамением их Завета с Богом ( Быт.17:11 ср. Рим.4:11 ). Эта печать была настолько необходима, что без неё Господь грозил «истребить» необрезанную душу из народа израильского. «Необрезанный мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), – читаем мы в кн. Бытия, истребится душа та из народа своего» ( Быт.17:14 ; ст. Исх.4:25 ). Подобную же силу для новозаветных людей имеет крещение: «если кто не родится от воды и Духа, говорит Господь Никодиму, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 сн. Еф.1:13 ). Значит: как необрезанные небыли в завете с Богом, не составляли Его Царства, – так и некрещёные не входят в единение с Господом ( Гал.3:27 ), не делаются членами Его Церкви ( Рим.8:9 ср Деян.2:37,38,8:12,10:47,48 и др.) и по необходимости гибнут в отчуждении от Источника всякой жизни и добра (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Почему? Потому что закон этот принял Моисей – старец из рук Божиих. Народ израильсктй не беседовал лично с Богом. Он в трепете и страхе стоял в отдалении от горы Синая ( Исх. 19:12–16; 20:18–21 ). А кто же не знает, что Господь, открывая волю свою Моисею, в то же время имел в виду всех израильтян и, в частности, детей их (Сн. Исх. 20 ст.12 и др). То же надобно сказать о беседе Христа с Никодимом. Конечно, Никодим был «стар» ( Ин.3:4 ). Но отсюда нельзя заключать, будто учение о возрождении дано одним старикам. Оно относится ко всем людям без различия их возраста (ср.-ст.7). Иначе Апостолы не крестили бы детей христиан (сн. 2Ин.1ст. ср. 1Ин. 2:13 и 1Кор. 7:14 ). Это во-первых. Во-вторых: всеобщность закона о возрождении от воды и Духа, как благодатного средства для вступления в церковь Христову, открывается из сравнения в свящ. Писании крещения с обрезанием ( Кол. 2:11–12 ). Как в Ветхом завете обрезанию подлежали люди разных возрастов, в каком кого призывал Господь (Быт, гл. 17), так и в новом Завете крестить надобно всех приходящих ко крещению. И как у евреев, после Авраама, стало законом обрезывать детей непременно осьмодневных ( Быт.17:12 ), так и христиане, сами просвещенные благодатию Божией, должны крестить своих новорожденных младенцев, не дожидаясь их совершенного возраста. Побудительным основанием для того служит внутреннее значение обрезания и крещения. Для евреев обрезание было печатью или знамением их Завета с Богом ( Быт.17:11 ср. Рим.4:11 ). Эта печать была настолько необходима, что без нее Господь грозил «истребить» необрезанную душу из народа израильского. «Необрезанный мужескаго пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), – читаем мы в кн. Бытия, – истребится душа та из народа своего» ( Быт.17:14 ; ст. Исх.4:25 ). Подобную же силу для новозаветных людей имеет крещение: «если кто не родится от воды и Духа, – говорит Господь Никодиму, – не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 сн. Еф.1:13 ). Значит: как необрезанные не были в завете с Богом, не составляли Его Царства, – так и некрещеные не входят в единение с Господом ( Гал. 3:27 ), не делаются членами Его Церкви ( Рим. 8:9 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Как чувство страха Божия выражается в опасении отпадения грехом от Бога и в стремлении к Богу для своего благополучия, так и чувство стыда праведного выражается в смирении и покорности Богу, в стыде греха и в пребывании, через удаление от греха, в славе Божией. Устыдиться пред Богом — значит смириться, умилиться или сокрушить сердце и покориться Его истине и правде. В отличие от уничижения пред людьми как бесчестия и бесславия, только уничижение пред Богом ведет к славе человека. Это указывает Давид Мелхоле, когда она назвала уничижение Давида пред Богом бесчестием. Она говорит: «Как отличился сегодня царь Израильский, обнажившись [сегодня] пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек». Давид ответил: «Пред Господом еще более уничижусь и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен» ( 2Цар.6:20–22 ). Стыд пред Богом означает смирение. Фараона Моисей обвиняет в том, что он не устыдился пред Богом, по-русски не смирился. ( Исх.10:3 ) 70 . Начальники Израиля постыдились пред Богом (слав.) тогда, когда смирились пред Богом ( 2Пар.12:6–7 ) 71 . Люди, устыдившиеся пред Богом, — те, которые смирились ( 2Пар. 30:11 ) 72 . И священники, и левиты, умилившиеся пред Богом (слав.), т. е. сокрушившие сердце свое в покаянии, названы устыдившимися ( 2Пар. 30:15 ) 73 . Стыд означает покорность. Необрезанное сердце стыдится пред Богом (слав.) тогда, когда покорится Богу (рус.) ( Лев.26:41 ) 74 . И покорность родителям детей Апостол называет стыдом детей пред родителями (Ев.12:9) (слав.). Это смирение, умиление или сокрушение сердца и покорность Богу необрезанного сердца есть стыд пред Богом, пред Его истиной и правдой и этим отличается от стыда греховного, от посрамления пред силой людей, от уничижения и подчинения физической силе. Бесчестием сильных и славных названо предание их в руки врагов ( Сир.11:6 ). В отличие от этого уничижения человека человеком и обесчещения человека, стыд, доставляющий человеку славу и благодать ( Сир.4:25 ) пред Богом и людьми, есть стыд пред истиной Бога и завета Его ( Сир.41:24 ), смирение и покорность правде Божией, познание Бога и правды Его и познание грехов своих, сокрушение и раскаяние в них. О фараоне слышим, что он не стыдился, не смирился пред Богом ( Исх. 10:3 ), но слышим, что он приводится наказанием к этому смирению и говорит: «Согрешил я ныне, Господь праведен, я же и люди нечестивы» ( Исх.9:27 ). Когда начальники еврейские посрамились и смирились пред Богом, то сказали: «Праведен Господь» (Пар.12:6). Варух и Даниил говорят сами и призывают других сказать: «У Господа нашего правда, а у нас стыд» ( Вар.1:15 и 2:6 75 ; Дан.9:7–8 76 ). «Господь праведен во всем, что заповедал нам» ( Вар. 2:9 ). «Господь праведен во всех делах своих» ( Дан.9:14 ) 77 . Господь праведен и не делает неправды, а беззаконник не знает стыда ( Соф.3:5 ) 78 , т. е. не смиряется и не покоряется пред этой правдой воли и дел Божиих.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

Восьмой стан Израильтян был в Дофке ; девятый – в Алуше ( Чис.33:12–13 ); в десятый раз Израильтяне остановились в Рефидиме . Здесь Израильтянам недоставало воды. «И жаждал там народ воды и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших, и стада наши?» Моисей, по повелению Божию, ударил жезлом в скалу Хорива, и из нее истекла вода, которая удовлетворила потребностям всего народа. Моисей «нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых, и потому что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?» ( Исх.17:3, 7 ). Здесь же Амаликитяне сделали нападение на Израильтян, и были побеждены ( Исх.17:9–13 ). Одиннадцатый стан Израильтян был у подошвы горы Синая . Здесь они получили письменный закон Божий ( Исх.19, 20 ). В двенадцатый раз Израильтяне стояли в Киброт-Гаттааве ( Чис.33:16 ); это имя значит «гробы прихоти», потому что в этом месте были похоронены те Израильтяне, которые роптали на Господа, прося мяса, и умерли от язвы ( Чис.11:34 ). Близ Киброт-Гаттаавы находилось место, названное Таверою, т. е. горением, потому что там, за ропот народа, возгорелся огонь Господень и начал опустошать стан Израильский за ропот на невыгоды странствования. Огонь утих только по молитве Моисея ( Чис.11:1–3 ). В тринадцатый раз Израильтяне стояли в Асирофе ( Чис.33:17 ). Здесь Аарон и Мариам обнаружили неуважение к Моисею, и были грозно обличены Богом. Аарон поспешно раскаялся и тем избежал наказания, а Мариам была поражена проказою и получила исцеление только по молитве Моисея ( Чис.12 ). Четырнадцатый стан Израильтян был в Кадес-Варни . Отсюда Моисей послал соглядатаев осмотреть землю Ханаанскую. Через 40 дней соглядатаи возвратились и своими рассказами о народах земли Ханаанской произвели в народе ропот на Бога. Бог объявил тогда, что Израильтяне, в наказание за ропот, проведут 40 лет в пустыне ( Втор.1:19–40 ). В Кадес-Варни Израильтяне пришли в начале 3-го года по выходе их из Египта ( Втор.2:14 ). Кадес-Варни был долго главным местопребыванием Израильтян во время сорокалетнего странствования их ( Чис.13:27 ; Втор.1:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Так сбываются со всей строгостью слова Писания: «кто соблюдает весь закон и согрешит в чем-либо одном (в разбираемом случае – в нарушении первого слова заповеди: «чти»), тот становится виновным во всем» ( Иак.2:10 ). В том-то и состояла крепость некогда могущественных государств, что дети почитали родителей, что в младших воспитывались родовые предания, что старшие с особенной настойчивостью повествовали им о родной стороне и воспитывали их в благоговейном к ней уважении. «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам дело, еже соделал еси во днех их, во днех древних», восклицает Псалмопевец ( Пс.43:1 ). Не по легкомысленному тщеславию повествовали «отцы» своим сыновьям о минувших днях, а по особому, заповеданному Самим Богом, повелению. «И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его… и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте» ( Исх.10:1–2 ); «и когда скажут вам дети ваши: что это за служение? ответьте им: это – пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян и домы наши избавил» ( Исх.12:26–27 ). Повеление Господне настойчиво повторяется ещё несколько раз ( Исх.13:14; 14:15 и др.) в несомненное удостоверение чрезвычайной важности его для народной жизни. «И да будут слова сии», еще настойчивее повелевает Господь Своему пророку, «в сердце твоем и в душе твоей; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» ( Втор.6:6–9 ). В крепости семейной дисциплины, главным образом, и состоит изумительная живучесть Израильского народа; и если бы кто указал на трагический конец его государственного бытия, находящийся в явном противоречии с строгим соблюдением пятой заповеди, то в ответ возражателю укажем, во-первых, на особые, непостижимые для нас ( Рим.11:33–36 ), пути Божьего Промысла и, во-вторых, на будущее восстановление временно отринутого народа ( Рим.11:12 ). Высказанные мысли кратко резюмируются следующими словами св. И. Златоуста: «дитя, повинуйся родившим тебя, как слуга господину. Ведь, чем ты сможешь воздать за то, что они дали тебе? Тебе нельзя, в свою очередь, родить их». Обращаясь, затем, к родителям, святой отец замечает: «если ты хорошо воспитаешь ребенка, то и он так же своего сына, а тот – своего, – и до самого края будет простираться как бы некая цепь и последовательность превосходившей жизни, берущая от тебя начало и корень и тебе же приносящая плоды от усердия потомков» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Торжествовать Пасху обязан был каждый из народа. Те, которые не могли праздновать в первый, назначенный для того месяц, например, по случаю путешествия, болезни или телесной нечистоты, обязаны были совершать Пасху в тех же числах второго месяца ( Чис.9:1–14 . 2Пар.30 ). Но кто не соблюдал Пасхи без всякой причины, тот подвергался наказанию. Кто чист и не находится в дальней дороге, и не совершит Пасхи, говорит закон, истребится душа та из народа его ( Чис.9:13 ). В Египте ядшие пасху имели вид готовности в путь: «ешьте так: пусть будут поясы на чреслах ваших, обувь на ногах ваших и посохи в руках ваших, и ешьте с поспешностью» ( Исх.12:11 ). В следующие годы по выходе из Египта евреи ели пасху без знаков готовности в путь, возлежа в особенной горнице ( Лк.22:14 ). При ядении повествовали о чудесах, сотворенных Богом для освобождения предков их из Египта, и о бедствиях, претерпенных ими в пустыне во время сорокалетнего странствования; пели хвалебные песни ( Мф.26:30 . Мк.14:26 ). Остальное время ночи проводили в благоговейном бдении. В Пасху, установленную и празднуемую в воспоминание избавления своего от тяжких уз египетского рабства, иудеи имели обыкновение освобождать одного узника от казни ( Мф.27:15–26 . Лк.23:17–25 ). Празднование Пасхи продолжалось восемь дней 56 ; семь дней евреи должны были есть опресноки, поэтому Пасха называется иногда в Писании праздником опресноков: «Наблюдай праздник опресноков, говорит Господь, семь дней ешь пресный хлеб, как Я заповедал тебе, в известное время месяца Авива: ибо в оном вышел ты из Египта» ( Исх.23:15 ). Вечером иудеи закалали пасху, на следующий день начинали праздник опресноков, и сей-то день называли второпервою субботою ( Лк.6:1 ), потому что был он вторым днем Пасхи и первым опресноков 57 . В продолжение семи дней опресноков, израильтяне, под угрозою наказания, не должны были иметь в жилищах своих ничего квасного и питаться одними опресноками. Закон говорит: «начиная с 14 дня первого месяца, с вечера ешьте опресноки до вечера 21 дня того же месяца. Семь дней не должно быть квасное в домах ваших: кто будет есть квасное, погубится душа та от сонма сынов Израилевых, пришлец ли то или природный житель земли той» ( Исх.12:18, 19 ). Итак, за несколько дней до Пасхи евреи начинали очищать дома свои от всего квасного. В 13 день, по закате солнечном, хозяин дома тщательно осматривал свои комнаты, сосуды, шкафы и прочее, чтобы ничего квасного не осталось на дни опресноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Книга Жизни – символический образ, отражающий знание Божие относительно тех, кто достигнет Спасения и наследует Царство Божие; неоднократно представлен в Священном Писании ( Исх.32:32 ; Пс.68:29 ; Флп.4:3 ; Откр.13:8 ; Откр.20:12-15 ; Откр.21:27 и др.). Откуда взялось такое понятие как Книга Жизни? Символические представления о некой небесной книге (или книгах), существующей у Бога от вечности, нашли свое отражение еще в Ветхом Завете (ср. Исх.32:32 ; Дан.12:1 ). При этом даже если она  прямо не называется там Книгой Жизни, из контекста бывает видно, что в нее включены люди, принадлежащие народу Божию. Как считают некоторые исследователи, такое представление могло быть связано, с практикой формирования, например, еврейских списков родословий, из которых вычеркивались имена умерших. В целом же, в Ветхом Завете содержится немало примеров, в которых указывается, что книги важны для сохранения памяти о том или ином событии (ср. Исх.17:14 ). В античных греко-римских литературных памятниках также можно найти представление о книгах судеб и людских деяний. В древней Церкви книгами жизни назывались книги, куда записывали имена всех членов прихода, христиан. Своего рода книгами жизни можно считать сегодня и церковные книги, где записываются имена крещеных православных христиан, там также могут указываться дата Крещения, имена крестных. «Книга Жизни» действительно существует или это только символ? Все толкователи сходятся в одном: Тот, кто верует в Иисуса Христа, любит Его, молится Ему, следует Его заповедям, тот движется по пути Спасения – делает себя записанным в Книгу Жизни, его имя записывается или «записывается» на Небесах. Записываются ли в Книгу Жизни наши дела, слова, мысли? Имея в виду, что Книга Жизни есть знание Божье об имеющих желание спастись, то, конечно же, понимаем, что знание это связано со знанием об их мыслях, поступках, делах, поведении и пр. Ничто не сокрыто от Бога: ни поступки, ни слова, ни мысли. В Священном Писании говорится: «Боящиеся Бога говорят друг другу: “внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его”» ( Мал.3:16 ). При этом пророк Неемия указывает, что и дела человека тоже записаны у Бога: «Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нем!» ( Неем.13:14 ). Из 55-го псалма можно понять, что также записываются и обстоятельства жизни человка: «У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, – не в книге ли они Твоей?» ( Пс.55:9 ).   Отмечены ли в Книге Жизни имена грешников?    

http://azbyka.ru/kniga-zhizni

Священник : Про то, что заповедь о субботе есть заповедь Божия, но данная не всем людям, а лишь народу еврейскому, я уже говорил. А сказанное о субботе как завете вечном следует понимать в том смысле, что он не может быть упразднен или изменен людьми, но не Богом, ведь Спаситель, как мы видим, изменил его. Посему определение вечный имеет в виду ветхозаветную эпоху, с окончанием которой начинается Новый Завет , провозвещенный Самим Богом через пророков (см.: Иер.31:31–33 ). Слово «вечный» применяется в Ветхом Завете и к другим заповедям, например, о пасхальном агнце: как установление вечное празднуйте его ( Исх.12:14 ). Но даже и вы, субботники, не выполняете всё сказанное там, поскольку не вкушаете его ни с опресноками и горькими травами, ни стоя с жезлами в руках, как готовые тронуться в путь (см.: Исх.12:1–24 ; Чис.9:11 ). Не соблюдается у вас и устав вечный о неугасимом светильнике перед храмовой завесой (см.: Исх.27:20–21 ), ибо нет у вас ни светильников, ни завес, ни храмов. То же и с постановлением вечным о заклании жертвенных животных (см.: Лев.17:7 ). И немудрено: ведь для соблюдения этих «вечных» законов пришлось бы полностью вернуться к жизни ветхозаветной. Сектант : Есть множество библейских свидетельств о том, что празднование субботы было обязательно и для христиан. Вот лишь важнейшие из них. О Самом Спасителе читаем, что Он пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать ( Лк.4:16 ). И об апостоле язычников слышим, что Павел, по своему обыкновению, вошел в синагогу фессалоникийских иудеев и три субботы говорил с ними из Писаний ( Деян.17:2 ). И о спутницах Господа узнаём, что женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи... смотрели гроб... возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди ( Лк.23:55–56 ). А предрекая бедствия последних времен, Господь дает наказ: Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу ( Мф.24:20 ), из которого ясно, что заповедь о субботе сохраняла все свое значение. Но и апостол Павел возвещает, что для народа Божия еще остается субботство ( Евр.4:9 ), а поскольку народ этот – христиане всех веков и племен, то значит, соблюдение субботнего покоя обязательно и в Новом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

В ветхом завете храм был дан только еврейскому народу, в новом же завете он сделался достоянием всех народов. Дом Мой, домом молитвы наречется для всех народов, сказал Христос Спаситель ( Мк.11:17 ); поэтому новозаветные храмы устроятся не в Иерусалиме только ( Ин.4:21 ), но на всяком месте среди верующих. Как ветхозаветный храм во всех своих богослужебных приспособлениях устроен был по образу, показанному Моисею Самим Богом ( Исх.25:1, 8:9 ), так и новозаветные храмы с главнейшими предметами богослужения устрояются по образу храма небесного, показанного Богом тайнозрителю Иоанну ( Откр.11:1, 19, 15:5–8, 4:2–11 ). Храмы, как места особенного присутствия Божия и места молитвы, будут существовать на земле до второго пришествия Христа Спасителя. Апостол Павел, говоря о втором пришествии Христа Спасителя, замечает, что день Христов не наступит, доколе не придет прежде человек греха, сын погибели, т.е. антихрист, противящийся и превозносящийся выше всего... так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога ( 2Фес.2:1–4 ). По Слову Божию, пребывание рукотворенного святилища-храма среди народа означает пребывание там Самого Бога ( 3Цар.9:3 ; Иез.43:5–7 ; Лев.26:11–12 ). Следовательно, наоборот, отсутствие святилища, храма у известного народа есть верный признак того, что этот народ отступил от пути Божия, и Господь оставил его. б) Об иконах Почитая храмы Божии, мы должны почитать все святыни храма: св. иконы, честный крест, св. мощи, ибо все это установлено Самим Богом. В частности, относительно свящ. изображений, или икон, Богом даны следующие повеления: И сказал Господь Моисею, говоря: сделай из золота двух херувимов чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки и положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе ( Исх.25:1, 18:19–22 ; читай также Исх.26:1–31 ). В храме иерусалимском, заменившем скинию, также были поставлены св. изображения херувимов. И поставил он (Соломон) херувимов среди внутренней части храма... И на всех стенах храма кругом сделал резныя изображения херувимов... На двух половинах дверей из масличнаго дерева он сделал резных херувимов... ( 3Цар.6:23–27, 29:32 ). И хотя Соломону не было особого повеления от Бога сделать эти изображения, Господь не только не осудил его за это, но даже выразил особое благоволение к нему. Я услышал молитву твою, – говорил ему Господ, – и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни ( 3Цар.9:3, 8:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Глава 14 1–26. Преследование фараоном израильтян и гибель египтян. 27–31. Переход через Чермное море. Исх.14:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Исх.14:2 .  скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря. Продолжение пути в прежнем восточном направлении было бы равносильно вступлению в непосильную борьбу с гарнизонами пограничных крепостей. Пройти мимо них целому народу незамеченным было невозможно, так как даже один человек, выше упоминаемый Синех, проскользнул через ряд укреплений лишь ночью. В виду этого, в Ефаме израильтяне изменяют направление своего пути, по повелению Божию «обращаются». Так как употребленный в данном случае еврейский глагол «шув» обозначает движение с западной стороны в противоположную – восточную и наоборот ( Нав. 19:12, 27, 29, 34 ), то очевидно, что вместо прежнего восточного направления евреи избирают теперь западное, точнее – юго-западное. Из описания их дальнейшего путешествия видно, что по переходе через Чермное море они находятся на восточной его стороне, следовательно, до перехода были на западной. Повернув от Ефама на юго-запад, они пошли по западной стороне Чермного моря и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном. Пи-Гахироф лежал южнее, Мигдол с западной стороны, море с восточной, а Ваал-Цефон на восток, пред остановившимися евреями, на восточной стороне моря. Таково более точное определение местоположения их третьего стана. Исх.14:3 .  И скажет фараон [народу своему] о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня. Изменение евреями первоначального направления пути – движение по западному берегу Чермного моря представляется фараону результатом незнания пути: «они заблудились»; мало того, оказались в безвыходном положении: «заперла их пустыня». И таково, действительно, было с человеческой точки зрения тогдашнее положение евреев. Отступление к северу могло отрезать им египетское войско, путь к западу и югу преграждал горный хребет Джебель-Атака, а на восток бушевало море.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010