В Лев 23. 9-21 описываются жертвоприношения, положенные для этого праздника: «первый сноп жатвы», всесожжение однолетнего агнца, хлебное приношение и жертва-возлияние и мирная жертва. Праздник кущей (евр.      ) - осенний праздник, совпадающий с началом сбора винограда, справлялся 7 дней, во время к-рых народ жил в специально сооруженных шатрах и шалашах. Название впервые встречается во Втор 16. 13 слл. (ср.: Зах 14. 16 слл.), появление обычая строить праздничные шалаши ко времени путешествия Израиля по пустыне отмечено в Лев 23. 42-43 (ср. Неем 8. 17). Выжившие из языческих народов будут приходить каждый год в Иерусалим, чтобы поклониться там Господу и праздновать праздник кущей (Зах 14. 16), «всякий возмужалый» еврей должен был являться пред Лице Господа, т. е. совершать паломничество в святилище (Исх 23. 17, 34. 23 и Втор 16. 16). Праздник трубного звука (Лев 23. 23-25; ср. Числ 29. 1) падал на 1-й день 7-го месяца, соответствующего 1-му месяцу тишри иудаистского лунного календаря. Соответственно раввинистическая традиция считает 1-е тишри днем Нового года (Рош-хашшана, букв.- глава года) - это день покоя, когда созывается священное собрание (Лев 23. 24). Характерным признаком праздника является торжественное трубление в трубы (Числ 29; согласно Числ 10. 10, каждое новомесячие ознаменовывалось протяжным трубным гласом). В тексте Числ 29. 2-6 указываются праздничные жертвы дня трубного звука. В этот день возвратившиеся из Вавилонского плена евреи возобновили культ жертвоприношений в Иерусалиме (еще до восстановления храма) (Ездр 3. 6). В 1-й день 7-го месяца Ездра торжественно читал Закон перед народом (Неем 8. 2). Праздник восхождения Яхве на трон . Во 2-й пол. XX в. предметом споров в библеистике стал вопрос о существовании древнеизраильского Праздника восхождения Яхве на трон, о к-ром говорится в текстах царских псалмов (Пс 47; 92; 96; 97; 98). З. Мовинкель и мн. др. связывают этот праздник с осенним праздником допленного времени (новолетием). Аргументируя свою позицию, сторонники существования этого праздника указывают на нек-рые, по их мнению, параллельные представления о Боге как Царе в мифологии окружающих Израиль народов (особенно идеи творения мира и борьбы с хаосом).

http://pravenc.ru/text/158292.html

Вместо седьмого дня окончания дела Божия перевод семидесяти толковников полагает в шестой. Понятие одно, но в словах вид противоречия. Может быть, греческие толковники хотели предупредить вопрос: не было ли что сделано и в седьмой день? Последний день творения назван окончанием всех дел Божиих; хотя Бог доныне делает (Ин. V. 17). То есть Он производит новые твари, но не новые виды тварей. Продолжает творение сохранением законов естества, но не постановлением новых. Новотворит в царстве благодати (2 Кор. V. 17), промышляет в царстве природы. Окончание творения запечатлено торжественным покоем Творца и благословением и освящением седьмого дня. Бог успокаивается не от утомления, Ему не свойственного (Ис. XL. 28), но от дел. Сей покой не есть только совершение дел, но некоторое особливое последствие оного. И человеческий покой не есть совершенное бездействие, ибо совершенное бездействие невозможно; но действие сил, уравновешенных между собою и со внешними предметами действия, так как труд есть продолжаемое превозможение действующих сил над предметом действия. Подобно сему труд Божий есть действование в твари, еще не достигшей в меру совершенства, предопределенного ей премудростию и благостию Творца; но действование в тварях, пришедших в исполнение своего предопределения и, по своей возможности, сообразных с Божественными совершенствами, есть покой Божий. Бытия телесные и чувственные не принесли покоя Богу, но человек, соединенный с Богом силою подобия его и чрез свое посредство утвердивший прочие твари в союзе с его совершенствами. Поелику же человек при сотворении своем поставлен еще в состояние приготовления и на пути к полному своему совершенству, то покой Божий относительный к творению есть еще преобразование и надежда того совершенного покоя, когда будет Бог все во всем (1 Кор. XV. 28). По сему-то, может быть, седьмому дню Моисей не дает вечера и утра, то есть продолжения, имеющего пределы. Благословение и освящение седьмого дня не есть предварительное указание на закон иудейский субботы, установленной по исходе из Египта, как то некоторые полагают. Ибо Творец благословляет и освящает тот самый день, в который почил, и потому, что почил от всех дел своих. И закон говорит не о новом благословении и освящении седьмого дня, но о древнем и первоначальном (Исх. XX. 10. 11), да и полагается между непреложными заповедями Десятисловия. Что такое благословение дня, можно разуметь из противоположного ему проклятия дня. День проклинается, когда он полагается началом и виною некоторого зла и в исступлении печали осуждается на сетование и как бы на уничтожение (Иов. III. 1—9. Иер. XX. 14—16). Следственно, когда день благословляется, тогда он поставляется причастным особенного некоего блага, достойным радости и сохранения среди самых перемен времени. Наипаче же благословение Божие всегда есть источник блага твердого и пребывающего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Пятидесятница празднуется ими в продолжении двух дней; 88 воздерживаются от всякого занятия, исключая необходимого. He много наблюдают обрядов. Собравшись в синагогу для молитв и песнопений, дважды вынимают из хранилища книгу закона; призывают пять человек для чтения, относящегося к празднику и для Гафтары из пророков, в коей упоминается о том же празднике. Читают книгу Руф, так как эта история случилась во время жатвы. В воспоминание получения закона, устилают травою дома, улицы синагоги и школы; окна украшают зелеными ветвями, розами и другими цветами. Пища употребляемая ими в этот праздник, большею частью состоит из молока. Причина сему следующая: их предания, находящиеся в Талмуде, говорят, что в 50-й день, т. е. когда Моисей получал закон на горе Синайской, гора, как известно, сотрясалась от гласов и молний; её облегали тогда облака, сумрак и буря – как знамения присутствия Божия на горе ( Исх.19:16–18 ), а все пространство около горы и то место, где был стан еврейский, освещено было необыкновенным светом, несравненно большим, чем от солнца. Посему, в воспоминание такого события, раввины установили в день пятидесятницы, есть пищу, состоящую преимущественно из молока, дабы белизною молока хотя несколько обозначить и напомнить о том необыкновенном свете, какой видели их предки при получении закона на горе Сииайской. Buztorf. de Synag. Iud. c. XX. стр. 445. Вообще, праздник этот, соответственно заповеди, они препровождают весело: Да пиршествуеши, сказано, и да возвеселшися пред Господом Богом твоим, ты, сын твой и пр. ( Втор.16:17 ). Посты и плачь над умершими запрещены. Под вечер другого дня, бывает отдание праздника таким же образом, как и в осьмой день праздника Пасхи. IV. Праздник кущей Третий из главных праздников еврейских есть праздник Кущей или Сеней, который совершается в 15-й день седьмого месяца Тисри ( Лев.23:24 ), или в начале сентября. В книге Левит пишется: в кущах да пребудете семь дней: всякий туземец во Израиле да пребудет в кущах: яко да уведять роды ваша, яко в кущах вселих сыны Израилевы, внегда извести мне их из земли Егитетския ( Лев.42:43 ) 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРАД крепость на севере пустыни Негев . В Библии об А. говорится в связи с неудачной попыткой «сынов Израиля» вторгнуться в Ханаан (Числ 21. 1; 33. 40); позже царь А. назван среди плененных (Нав 12. 14). В этом районе селились потомки приемного отца Моисея кениты (Суд 1. 16). Место древнего А.- Тель-Арад в северо-вост. части долины Беэр-Шева (см. Вирсавия ) - знал еще Евсевий Кесарийский (Ономастикон. 14. 1-3). Археологические исследования А. в 60-70-х гг. XX в. (Й. Ахарони , Р. Амиран, З. Херцог) велись одновременно на 2 уровнях телля: нижнем (город раннебронзовой эпохи - IV-III тыс. до Р. Х.) и верхнем (крепость железного века). Была раскопана основная часть территории крепости и обнаружено большое количество остраконов с надписями. Они фрагментарны или состоят из 1-2 слов, но позволили создать стратифицированную эпиграфическую шкалу и дали материал для изучения древнеевр. письменности. План городского квартала периода ранней бронзы План городского квартала периода ранней бронзы Располагавшееся на нижнем телле древнейшее поселение в А. прошло путь от поселка эпохи энеолита до города, укрепленного каменной стеной с полукруглыми башнями (эпоха ранней бронзы). Последний был поделен на кварталы частных дворов, имел культовые и общественные центры, систему сбора и хранения воды, поддерживал торговые связи с Египтом (в слоях много егип. керамики и др. находок). Нижний телль был покинут в кон. III тыс. до Р. Х. На верхнем телле выделяют 7 периодов (А. I - A. VII). Их датировка и историческая интерпретация продолжают служить почвой для дискуссии. Согласно Ахарони и Херцогу, первое поселение железного века (X в. до Р. Х.?) на верхнем телле не было укрепленным, но вскоре на его остатках выстроили крепость, к-рая просуществовала, хотя и со значительными перестройками, ок. тысячи лет. Стены (квадрат 50 ´ 50 м с воротами и башнями) были разделены поперечными стенками на помещения. В северо-зап. части открыт вытянутый с запада на восток культовый комплекс с внешним вост. двором, внутренним зап. помещением со скамьями вдоль стен, у задней, зап., стены - небольшое (1,2 ´ 1,2 м) помещение с кремневой стелой. К святилищу относились, видимо, 2 малых каменных алтаря (на них установлено присутствие следов жира животных) и большой алтарь во внешнем дворе, от к-рого сохранился каменный фундамент. В устройстве святилища исследователи усматривают нек-рые параллели с Иерусалимским храмом (Исх 26. 15-25; 1 Цар 6. 2).

http://pravenc.ru/text/75814.html

Изменение имени в Библии всегда предшествует какой-то особой миссии. Связь между именем и персональной идентичностью была гораздо более крепкой в древних культурах, чем в наше время. И сегодня ещё в некоторых обществах Азии, Африки и Океании личное имя зависит от среды, часто кратко описывает семейную ситуацию, а также особую роль, какую носитель имени призван исполнять. Имя Иисус – теофорное, содержит в себе как составляющую имя Божие, hvhy. В русском переводе нет разницы между написанием имени «Иисус» в приложении к Иисусу Навину и написанием имени Иисуса Христа, в то время как в европейских языках эта разница сохраняется. К примеру, в английском сын Навин – Joshua, а Христос – Jesus; в итальянском сын Навин – Giosuè, Христос – Gesù. Большинство исследователей находят, что в еврейском языке имя yehôšû‘a является древней формой имени уšû‘а. В том и другом случае это имя содержит в себе тетраграмму hvhy, которая является именем Божиим. В теофорных именах тетраграмма представлена в сокращенном виде. Если она стоит в начале теофорного имени, то сокращается до форм vhy, vy, vh и даже y 14 . В многотомной Еврейской Энциклопедии, изданной в начале XX века в Санкт-Петербурге, мы читаем: «Ioшya (Ieroшya), ivwvhy, обыкновенно iwvhy, соответствует ivwy, от которого более краткая форма iwvh… В Септуагинте " Ihsoàj... у Бен-Сиры (41:6) соответствует ivwy – имени, весьма распространенном после изгнания» 15 . Следует сказать несколько слов о тетраграмме. После магистерской диссертации архимандрита (в последствие – архиепископа) Феофана (Быстрова) , посвященной исследованию тетраграммы и увидевшей свет почти сто лет тому назад 16 , кажется бесспорным, что только тетраграмма является именем Божиим в собственном смысле, Его собственным именем. Другие «имена», прилагавшиеся к Богу в Ветхом Завете – Элогим, Эль, Адонай, Шаддай, Цебаот, Гиббор и другие – не являются Его собственными именами, а лишь антропоморфными (и потому не представляющими особого труда при переводе на греческий и другие языки) обозначениями Бога человеком. Всевышний, Всемогущий, Всесильный, Творец, Господин, Царь, Воевода, Отец – так нарекали люди Того, Кто являлся им, Кому они служили. «До торжественного провозглашения тетраграммы как собственного (курсив мой. – Арс.) для Ветхого Завета имени Божия у евреев были в употреблении имена la и ,yhla…» 17 . Но однажды Он Сам Себя назвал: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (hyha rwa hyha)» ( Исх. 3:14 ) 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Многую и великую пользу вначале приносила суббота; например, делала людей кроткими, человеколюбивыми к ближним; приводила их к познанию Промысла и управления Божия и, мало-помалу, как говорит Иезекииль, научала их удаляться от зла и располагала к предметам духовным (Иезек. XX). Если бы положивший закон о субботе сказал им: делайте доброе в субботу, а злого не делайте, они не удержались бы и от зла. Поэтому и предписан общий закон: не делайте ничего. Впрочем, они не удержались, несмотря и на это. Таким образом сам Законодатель, предписывая закон о субботе, прикровенным образом указывал на то, чтобы они сообразно с Его волею удалялись (в этот день от худых только дел. Не делайте, сказано, ничего, разве елика сотворятся души (Исх. XII, 16). Между тем во святилище было совершаемо все, и даже с большим тщанием и с двойным старанием. Так Господь открывал им истину и самою сению. Итак, столь великое благо, скажешь, Христос разрушил? Никак; но еще более умножил. Настало для них время научиться всему посредством возвышеннейших предметов, и уже не было нужды связывать руки того, кто, освободившись от злобы, стремится ко всему доброму; уже не было нужды научаться из закона, что Бог сотворил все; уже не было нужды быть кроткими по силе закона тем, которые призываются к подражанию благости Божией. Будите, говорит Он, милосерди, якоже и Отец ваш небесный (Лук. IV, 36). Уже не было надобности один день праздновать тем, которым всю жизнь повелено праздновать. Празднуем, сказано, не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины (1 Кор. V, 8). Уже нет нужды стоять у ковчега и золотого жертвенника тем, которые имеют в себе самого Владыку всяческих и вступают в общение с Ним всеми способами — и молитвою, и приношениями, и писаниями, и милостынею, и ношением Его внутри себя. Итак, какая надобность в субботе тому, кто всегда празднует и живет на небе? Будем же праздновать непрестанно, удалясь от всякого зла. В этом-то и состоит истинный праздник). Будем устремляться к предметам духовным, оставя земные, и праздновать празднованием духовным, руки удерживая от любостяжания, тело освобождая от излишних и бесполезных трудов, каковыми обременяем был некогда народ еврейский в Египте.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

И этот Бог, столь скорый в создания (вселенной), по Своей благости оказался медлителен, когда захотел погубить один город. Он хочет разрушить Иерихон и говорит Израилю: обходите его семь дней, и в седьмой день падет стена (Нав. VI:3—4). Ты созидаешь весь мир в шесть дней, и один ли город разрушаешь в семь дней? Что же препятствует Твоему могуществу? Почему не вдруг разрушаешь его? Не о Тебе ли восклицает пророк: «аще отверзеши небо, трепет приимут от Тебе горы, и растают, яко воск от лица огня» (Ис. LXIV:1—2)? Не поведая ли о делах Твоей силы, говорит Давид: «не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская» (Пс. XLV:3)? Ты можешь переставлять горы, ввергать их в море, а не хочешь (зараз) разрушить одного непокорного города и назначаешь семь дней на его разорение. Почему? Не потому, говорит, что могущество бессильно, а (потому, что) милосердие долготерпеливо. Дарую семь дней, как три дня Ниневии; может статься, что город примет проповедь покаяния и спасется. Но кто будет проповедовать им покаяние? Враги облегали город, вождь окружал стены; велик страх (в городе), велико смятение! Какой же путь покаяния открыл Ты им? Послал ли Ты пророка? Прислал ли благовестника? Был ли кто-нибудь у них, кто внушил бы им полезное? Да, говорит, у них был такой учитель покаяния — та дивная Раав, которую спас Я покаянием. Она была из одного и того же рода; но так как она не была одинаковых с ними мыслей, то, не приобщившись их неверию, она не приобщилась и греху их.    5. И посмотри, какая необычная проповедь милосердия! Тот, который говорит в законе: «не прелюбы сотвори», не соблуди (Исх. XX:14), переменяя слово (закона) по милосердию, восклицает чрез блаженного Иисуса: Раав блудница да будет жива (Нав. VI:16). Этот Иисус, сын Навинов, говорящий: блудница да будет жива, был прообразом Господа Иисуса, Который говорит: «любодейцы и мытари» предварят «вас в царствии» небесном (Мф. XXI:31). Но если ей надлежит жить, то зачем она блудница? А если блудница, то для чего «да будет жива»? Я, говорит, указываю на прежнее ее состояние, чтобы ты подивился происшедшей затем перемене.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Армагеддон — место последней битвы сил добра и зла (Откр., XVI, 16). 40 Карлтон-клуб — политический клуб консерваторов в Лондоне. 41 В английской народной сказке «Джек и бобовый стручок» Джек поднимается по бобовому стеблю на небеса. 42 Якобиты — сторонники восстановления английской династии Стюартов, приверженцы короля Якова II и его потомков. 43 «Величит душа Моя Господа» — слова Девы Марии, узнавшей, что ей предстоит стать матерью Мессии (Лк. I, 46). 44 Гримм Якоб Людвиг Карл (1785—1863) — немецкий филолог, один из составителей знаменитого сборника сказок братьев Гримм. Гримм открыл закон передвижения согласных в индоевропейских языках — «закон о звуках забытых языков», как говорит Честертон. 45 Возлюби Господа Бога своего, но не знай себя — Честертон перефразирует библейские заповеди (см. Мф. XXII, 37; Мф. XXII, 39). 46 Оселок — персонаж комедии Шекспира «Как вам это понравится». Фраза, о которой пишет Честертон, из пятого акта, сцена 4. 47 Честертон цитирует (неточно) строки из поэмы Йейтса «Будущей Ирландии». 48 Эндимион — в греческой мифологии прекрасный юноша, возлюбленный Селены — богини Луны. 49 Эдем — рай. 50 Уайльд Оскар (1854—1900) — английский писатель, поэт, драматург. Мастер парадоксов, эстет, декадент; был заключен в тюрьму по обвинению в безнравственности. 51 Г. Спенсер утверждал, что сами размеры космоса указывают, что он никак не мог быть создан во имя замысла, предусматривающего такую малость, как человек. 52 Маттерхорн — вершина в Швейцарских Альпах. 53 Пимлико — район Лондона, по архитектуре очень скучный. 54 Челси — западный, фешенебельный район Лондона. 55 Теория общественного договора, выдвинутая французскими просветителями XVIII столетия (см., напр., трактат Жан Жака Руссо «Об общественном договоре» (1762), учила, что государство возникает на основе взаимной договоренности людей учитывать интересы друг друга, приносить друг другу пользу. 56 Десять заповедей, согласно Библии, были даны Господом еврейскому народу через Моисея, во время исхода евреев из Египта и многолетнего странствия в пустыне (Исх., XX, 3—17). 57

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

136 (Ст. 10). Народ доходит до безумия и только чудесное явление славы Господней в облаке в скинии останавливаем безумную толпу. Подобное же явление славы Господней, но только вне стана, видели израильтяне в пустыне Синь по пути между Елимом и Синаем (Исх: XVI, 10), и там также явление это было последствием ропота народа; но в начале его странствования и воспитания, Господь многократно прощал ему его воздыхания о Египте и ропот; здесь же толпа дошедшая до ожесточения вследствие неверия своего и не разумного страха перед преувеличенной опасностью и притом способная забывать все благодеяния Господни и постоянную Его помощь, решается побить каменьями как Иисуса Навина и Халева, так и того который весь отдался на служение этому народу. Тогда (как следует кажется понимать это место), облако сияющее светом наполнило скинию и покрыло ее (Сравни Ucx. XL, 34 ). Народ не мог не понять, что это означало видимое присутствие Господне и остановился в ужасе. Тогда Господь обращает слова свои к Моисею простертому ниц перед скинией в молитве 137 (Ст. 11–12). Как в главе XXXII, 10 Исхода, Господь говорит Моисею, что Он произведет от него народ многочисленный и сильный и как там, так и здесь Моисей молит за народ и отказывается от личной славы своей. Во вступлении в гл. XXXII Исхода и в прим. 7-м этой главы на стих 10-й мы говорили, что это было великое испытание Моисея, ибо предвидение Господне знало будущность Израиля и знало самого Моисея, но он сам должен был познать себя и в эту страшную и горькую минуту, когда он был оскорблен дикой толпой, он должен был найти в себе силу а в сердце своем много любви, чтобы молить Господа за этот народ 138 (Ст. 13–19). Молитва Моисея дышит любовью к Господу, как и к народу. Он является ревнителем славы Господней, и просит о пощаде народа, но не лиц совершивших преступление (ст. 18). Моисей вспоминает слова произнесенные Господом на горе Синае, когда Моисей сподобился видения, в продолжении которого ему были разъяснены пути Божией справедливости ( Ucx. XXXIV 6 – 7). В примечаниях 5-м главы XX, 5 и при. 2-м главы XXXIV 7 Исхода мы высказывали наше мнение, что по смыслу Св. Писания наказание простирающееся до третьего и четвертого рода назначается именно и только за грех «ненавидения Господа благодетеля» (Это подтверждается и Второз. XXIV, 16 где дети не наказываются смертью за преступление отцов). Вот почему Моисей молит за сохранение народа, как целого и Господь, как увидим ниже, прощаешь народ, наказывая однако все настоящее поколение, хотя простирает милость Свою на детей их

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В Ханаане евреи патриархальной эпохи вступили в тесные контакты с местным населением (см., например, Быт. гл. 34). Евреи имели также экономические и культурные связи с «сынами Хетовыми» ( Быт. 23:9; 23:34; 25:9 ), распространившимися на восток и юг из своей империи в Малой Азии. Археологические данные подтверждают воззрение многих библейских писателей, согласно которому предки Израиля вступали в родственные отношения с иноплеменными народами (например, Исх. 3:17 ; ср. Иез. 16:3 ). Многие документы второго тысячелетия до РХ, найденные современными археологами на огромном пространстве от Месопотамии до Египта, упоминают о habiru, полукочевых группах, кочевавших в этом регионе с XX по XII века до РХ. Однако, отождествление «евреев» с habiru, по мнению таких ученых как Роули, Боттеро, Гринберга, является необоснованным. 24 По всей вероятности, евреи патриархальной эпохи представляли собой группу различных племен, как видно из преданий о потомках Авраама и их родственника ( Быт. 19; 22:20–24; 25:1–4;12–18;36 ) и особенно о сыновьях Иакова ( Быт. 29:14–30,36; 35:16–20 ). Патриархально-родовое имя «Израиль», данное Иакову ( Быт. 32:28 ср. Ос. 12:12–13 ; Ис. 41:8 ) явно предполагает, что названные именами его сыновей племена чувствовали свою тесную кровную связь, в то же время они сознавали и более отдаленное родство с другими «потомками» Авраама и Исаака. Сыновья Иакова разделены на две группы. Шестеро – Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон названы сыновьями Лии, имя, которое, вероятно, означает «дикая корова». По-видимому, эти племена были ближе по родству и имели общий символ «дикая корова» или «бычья антилопа». Колена Манассии, Ефрема и Вениамина возводили свое происхождение к Рахили, имя это означает «овца». Эти племена, хотя и родственные шести другим, вероятно, вели свое происхождение от другого этнического и культового древа, символизируемого овцой. В период до завоевания Иуда был, судя по всему, не столь многочисленным, как после, поскольку создается впечатление, что многие палестинские кланы влились в колено Иудино.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010