3; 28. 16; ср.: Втор 34. 1 сл.). Посредством антитезы к отдельным положениям ветхого закона в Нагорной проповеди («вы слышали, что сказано… а Я говорю вам» - Мф 5. 21-48) Христос представлен в отношении к М. как новый законодатель. Наиболее наглядно типология «Моисей Иисус Христос» раскрыта в Евангелии от Иоанна: дарование Христом истинного хлеба с небес, приносящего вечную жизнь, противопоставляется низведению с неба манны М. (Ин 6. 48-49, 51-59; ср.: Исх 16. 1-3), которое также находит свое отражение в чуде насыщения хлебами (Ин 6. 26 сл.; ср.: Мф 14. 13-21; Лк 9. 12-17). Прообразовательный характер М. раскрывается в отсылке к вознесению медного «змия в пустыне», указывающего на вознесение (т. е. распятие на Кресте) Сына Человеческого. Как изображение змия избавляло израильтян от страданий, так и Христос посредством Своих Крестных Страстей дарует страждущим от греха жизнь вечную (Ин 3. 14-15). В Деяниях святых апостолов Образ М. преимущественно используется в речах апостолов в контексте полемики с иудеями как олицетворение иудейского учения и обычаев, вошедших в противоречие с новым откровением (см., напр.: Деян 6. 14; 15. 1). Так, иудеи обвиняли ап. Павла в том, что в своей проповеди он учил язычников «отступлению от Моисея» (Деян 21. 21). Отрывок речи первомч. Стефана содержит почти житийное изложение истории М. (Деян 7. 2-44), в кратком описании основных эпизодов особенно подчеркивается, что М. был научен егип. премудрости и обладал силой «в делах и словах» (Деян 7. 22), что, вероятно, указывает на его характер и силу личности, а не просто на талант красноречия (ср., напр.: Исх 4. 10). Близость с образом Спасителя показана за счет того, что М., будучи начальником и избавителем своего народа, тем не менее был отвергнут его представителями (Деян 7. 25-29, 35, 39-40). Ревнители закона обвиняли первомч. Стефана в том, что «он говорил хульные слова на Моисея и на Бога» (Деян 6. 11), однако в его речи история гонимого своим народом М. вместе с другими событиями израильской истории становится обвинением, обращенным к тем иудеям, к-рые отвергли Христа (Деян 7. 52). Также М. представлен пророком (Деян 7. 37; 26. 22; 28. 23), возвестившим о мессианском пришествии нового пророка (Втор 18. 15, 18); уже в проповеди ап. Петра оно напрямую относится к Сыну Божию (Деян 3. 22-26). Представленное в Деян 7. 38 мнение о том, что М. говорил на горе Синай с ангелом (ср. также: Гал 3. 19), не находит параллелей в ВЗ (ср.: Исх 19. 19), за исключением Втор 33. 2 по LXX: «Господь от Синая приходит… и справа от Него ангелы с Ним», но имеет соответствия в эллинистической и апокрифической традиции (ср., напр.: Ios. Flav. Antiq. XV 5. 3 В Посланиях святых апостолов

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Поскольку козел смертен, и невозможно было одним козлом изобразить во Владыке Христе и смертное, и бессмертное, то по необходимости закон постановил приводить двух, чтобы заколаемый в жертву прообразовал удобостраждующую плоть, а отпускаемый – изображал бесстрастие Божества (Толкование на книгу Лebum. XIX. XXII ) 314 . Также и прп.  Ефрем Сирин писал: козел, отпускаемый к Азазелу, изображал Христа по Его распятии и смерти, когда Он, взяв на Себя грехи многих, исшел живым и бессмертным (Толкование на книгу Левит) 315 . Требование непорочности жертвы прообразует безгрешность распятого Спасителя: Телец берется непорочный и не имеющий увечья во образ Христа истинно непорочного и непопустившего Себе потерпеть язву от греха ( Ин. 14:30 ; 1Пет. 2:22 ) (О поклонении и служении в Духе и истине. X) 316 . Указание сжигать некоторые части жертв вне стана свт.  Иоанном Златоустом рассматривалось, как прообразование места распятия Христова: Как жертвы, приносимые за грехи, были некоторым прообразом и сжигались за станом, так и Иисус, принесший Себя за грехи наши, пострадал за вратами (Толкование на Послание к Ebpeям. XXXIII. 2 ) 317 . С ним согласен и свт.  Кирилл Александрийский : Кожа [тельца] и прочее сожигается вне врат [стана]: таким об-разом даже и самое место страдания [Христова] не оставляет закон неуказанным нам (О поклонении и служении в Духе и истине. XV) 318 . Скиния и ее принадлежности  . В церковных песнопениях скиния чаще всего понимается в качестве прообраза Богородицы. Однако большинство отцов-толкователей представляют скинию типосом для Спасителя. Например, по мнению свт.  Григория Нисского , …некоторым образом она [скиния] есть и не созданная, и созданная; как предсуществующая, она не сотворена, а как приявшая сей вещественный состав, стала сотворенною. Она прообразовала Иисуса Христа, потому что Он «это есть единородный Бог, в Себе всё объемлющий, но и в нас водрузивший Свою скинию». (О жизни Моисея) 319 . Подобным же образом объясняется изготовление Ковчега, в котором хранились скрижали Завета («Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною…»; Исх. 25:10 ): В кивоте завета подлинно предъизображен был Христос, ибо устроен был оный из дерев негниющих и хранил в себе Божественный закон, который есть Слово Божие (О поклонении и служении в Духе и истине. V) 320 . Дерева кивота были негниющие, золотом же чистым и испытанным украшен был он внутри и извне: потому что нетленно Тело Христа, силою и светлостью обитающего в нем Слова и животворящим естеством и действом Святого Духа, как бы каким золотом, удерживаемое в нетлении (О поклонении и служении в Духе и истине. IX) 321 . На Ковчег Бог повелел Моисею сделать крышку, или «очистилище», с двумя золотыми херувимами ( Исх. 25:17–20 ), и это было особым местом присутствия Божия, поскольку Бог сказал Моисею: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою посреди двух херувимов, которые над Ковчегом откровения» ( Исх. 25:22 ). Свт. Кирилл так писал об этом:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

л. 265. Служба (общая) преподобному единому. См. 116 л. 421. л. 271. Канон за болящаго. 642. (561.) Сборник богослужебный, полууст. разный, исх. XV и XVI века, в четверть, 236 листов. Ркп. сплетена из 4-х тетрадей: первая л. 1–57 XVI, прочие исх. XV века. л. 1. Мес. февруариа в 11 день, пропод. отца нашего Димитриа вологодскаго чюдотворца иже на Прилуце. Служба, листы перемешаны. л. 21. Мес. февруариа в 11 день, житие и подвизи и от чюдес похваление препод. отца нашего Дмитриа вологодскаго чюдотворца, иже есть на Прилуце, творение Макариа игумена тояже обители, списано бысть послушателем иже и сказателем. См. 692 л. 92. л. 58. Часословець имея нощную и дневную службу, по уставу великия лавры иже в святых отца нашего Савы; сие последование бываеть и в прочих иерусалимскых св. обителех. Три полунощницы. л. 86. Каноп благодарен пресв. Богородице с акафистом. л. 96 об. Канон радостен пресв. Богородице. л. 100 об. Параклис великому чюдотворцу Николе, составлен из Параклисиса пресв. Богородице, с разными стихами: у 1-й 3-йг песни сии: о чюдотворный Николае, потщися спаси рабы своя; у 4, 5 и 6: о чюдотворный Николае, всем скоро простирая в бедах избавление,– потщейся спаси рабы евоея; у 7, 8 и 9-й: о чюдотворный Николае, яко молящи всяческы Христа Бога нашего о рабех своих. л. 104. Служба Господу нашему Ис. Христу. Листы перемешаны. л. 108. Мес. марта 25, Благовещение пресв. Владычицы наша Богородицы и Приснодевы Мария. Служба. л. 117 об. В пяток 5 недели творим службу неседалному. Начальные стихиры сходны с печатными, другие особые, равно на стиховне, на хвалптнах и канон. Стихиры, следующие в непосредственной связи за первыми, начин. Добродетелную храмину на песце миролюбнем сздах, и прииде самохотный дждь, напечатаны в Брашне духовном 1661 г., в мнишеском молебном правиле. Канон с надписью: творенио Кирила мниха (епископа туровского). См. 17 л. 58. л. 128. Служба св. Князю Михаилу черниговскому и боярину его Феодору, начин. с 3 песни. л. 132. Мес. сентеврия 20, (страсть) св. новоявленных великомученик и исповедник В. Князя Михаила черниговскаго и боярина его Феодора, вкупе пострадавших от царя Батыя. См. 466 л. 219.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

564. (444.) Минея служ. мес. май и июнь, устав четкий, XVII века, в лист, 291 лист, заглавная заставка с красками и золотом. Кроме пяти служб русским Святым, показанным под 562, в первом месяце помещены еще службы святителям ростовским (15) Исаии и (28) Игнатию, а в мес. июне препод. Кириллу Белоезерскому, повторенная в конце ркп., и ещс (1-го) Дионисию глушницкому. 565. (487.) Минея служ. мес. май, полууст., напис. около 1630 года, в четверть, 379 листов. Список с печат. служ. Минеи 7135 (1626) года, письмо Германа Тулупова. К 16 службам русским Святым, находящимся и в означ. печ. Минеи, в конце ркп. прибавлены еще (л. 355) другой канон препод. Пафнутию боровскому инаго творца, службы: в 23 число препод. Евфросинии игуменьи полоцкой, канон сей с надписью: канон творение кир, имея разум да разумеет, и в 29-е блаж. Иоанну, устюжскому чудотворцу. 566. (512.) Минея служ. мес. июнь, полууст., исх. XV века, в четверть, 167 листов, без начала. На первых листах внизу подпись о выдаче сей книги в село Шухобалово та же, что под 476. 567. (500.) Минея служ. мес. июнь, полууст., исх. XV или нач. XVI века, в четверть, 203 листа. На первом порожнем листе едва заметная подпись: Дал Еустафей Головкин, на обороте его разными почерками, – уставом: Книга попа Герасима; рукою препод. Дионисия: Сея книги из монастыря не отдати для справнаго свидетельства, скорописью: 136 (1628) февраля в 8 день принес дворцовой сторож Василий Евдокимов. По листам внизу: Минея Троецкая Сергиева монастыря. 568. (448.) Минея служ. мес. июнь и июль, полууст, напис. 1514 года, в лист, 468 листов. В первом месяце из русских Святых служба положена одному препод. Кириллу белоезерскому под 9 числом, во втором препод. Сергию радонежскому, под 5 вместе с Афанасием афонским , (стихиры и канон Сергию из службы 26 сент.), св. Князю В. Владимиру под 16, муч. Борису и Глебу под 21. Служба последним написана в средине ркп. между Минеей того и другого месяца с теми же паремиями, какел под 4. В конце июньской Минеи тою же рукою, только гораздо мельче: О Отце и Сыне и Дусе Святем, упование по вере имея, коснухся трудолюбие книги сея, еже есть мес. июнь; нас же хотение желанием распали к таковей купли труда, аще и хитре сию написах за грубость нашу, но обаче трудолюбие края достигох в лето 7022-го мес. маиа в 17 день, при державьстве благовернаго Князя Василия Ивановича всея Руси, по благословению господина и государя нашего Троецкаго Сергиева монастыря игумена Памвы Шомщища (вероятно, Мошнина]. В конце другой Минеи, писаной иным почерком, две строки киноварью. Первая: «Лета 7022 (1514) при игумене Памве мес. февраля», – другую трудно разобрать.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Евлампия , 1846 и 47. Магдалина , 1848 и 49, перев. в Хотьков. Олимпиада , 1849–67. 39 Хотьков Покровский, от Троицкой Лавры в 10 верстах, упом. в 1422 г.; грамотой 2 авг. 1544 отдан в ведение Троицкой Лавры; в 1764 от неё отписан и возведён в третий класс. [VI, 600.] Игуменьи Иулия , в авг. 1689. Феодосия Куличкина определена 9 сент. 1692. Анфиса , в 1717–20. Иринарха Латышева определена 17 апр. 1723; упом. 1727 и 28. Макодония , в 1764–80. Евпраксия Коротаева , 1809–48, † в окт. Магдалина 1849 перев. из Брусенского; до 1855. Вера Головина , в 1856–58 перев. в Московский Никитский. Антония , 1859–66; † … Филарета , 1867–69; жива на покое. 40 Аносин Борисоглебский, В Звенигородском уезде, основан княгиней Евд. Ник. Мещерской, в 1822 г.; третьего класса. Игуменьи Евгения Мещерская определена в сент. 1823; † 2 февр. 1836. Анастасия определена 1836; в 1854 перев. во Владычен. Евгения Озерова , в 1855–67. 41 Ивановский (Усекновения Иоанна Предтечи), девичий, в Москве, основан в исх. XVI века; по штатам второклассный; в 1812 г. сгорел и потому упразднён. [IV, 307.] Игуменьи Анисия , в янв. 1626. Анна Годунова , 26 дек. 1640. Евфимия Вельяминова , 1654–56. Фекла , в авг. 1690. Марфа Григорова , 1701–11. Мария Цимерманова , 1712–33; † … Елена Протопопова определена 22 нояб. 1733; † 8 дек. 1761. Назарета Иванова , 1762–72. Измарагда , 1773–79. Елисавета , 1779–811794 перев. в Новодевич?). Мария Арсеньова † 29 нояб. 1805. Елпидифора (последняя, до 1812 г.). 42 Георгиевский, девичий, в Москве, на Дмитровке, упом. в исх. XV столетия 55 ; по штатам третьеклассный; в 1812 г. сгорел и потому упразднён. [III, 690.] Игуменьи Иулиания , 1613–23. Анна , 1651. Парамона , 1655. Пелагия , 1690, 1705, 10. Александра , 1710–13. Олимпиада , 1714–17. София , 1718–22. Пелагрия Теплицкая определена 7 янв. 1723; упом. до 1729. Александра Лазарева , 1732–58, окт. Венедикта Соколова , 1761–72. Евлампия Дурново , 1772–76. Маврикия , 1777–82. Филарета † в окт. 1803. Елисавета , 1792. Митрополия (последняя) до 1812, 7 мар. 1818 определена в Зачатейский. 43

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сверху заглавного листа почерком XVII века: Сеа книги не отдати никуды из монастыря Сергиева. 542. (440.) Минея служ. мес. март, полууст., исх. XVI века, в лист, 171 лист. В конце ркп. тем же почерком помещены службы русским Святым. л. 142. Марта 2-го, Арсению епископу тверскому. л. 149 об. – 11, св. Евфимию архиеп. новгородскому. л. 154. – 17, препод. Макарию колязинскому. л. 163 об. – 30, св. Ионе митр. московскому. Впереди на порожнем листе скорописью: Мес. март, в сей (книге) новыс чюдотворци от задней цки (доски). Сия Минея правлена с правленые Минеи, а не стое, с которые писана, а правил старец Герасим постриженник Ферапонтова монастыря, да старец Зиновей Болдинской. На первых листах внизу: Троицы Сергиева монастыря. 543. (461.) Минея служ. мес. март, полууст., исх. XVI или нач. XVII века, в четверть, 230 листов. 544. (485.) Минея служ. мес. март, полууст., XVII века, в четверть, 217 листов. На верхней доске: «Келаревы». 545. (541.) Минея служ. мес. март, полууст., напис. около 1630 года, в четверть, 243 листа, список с печат. издания 7132 (1624) года. Письмо Германа Тулупова. 546. (548.) Минея служ. мес. апрель, полууст., XV века, в четверть, 180 листов. В конце ркп. киноварью: ...олии Олиоци Илуле (с тарабарского ...Осподн Исусе). Исусь Христось начало и конець всякому делу благу, Тому слава в векы и в век века, аминь. 547. (510.) Минея служ. мес. апрель, полууст., напис. 1509 года, в четверть, 217 листов, заглавный утрачен, письмо одинаково с ркп. 483. Подписи по листам те же, какие под 536. 548. (443.) Минея служ. мес. апрель и май, полууст., напис. 1514 года, в лист, 371 лист. В службе великомуч. Георгию по 6 песни положено проложное житие. В другом мес. мае положены след. службы русским Святым: л. 177 об. 2 числа, муч. Борису и Глебу. л. 189. – 3, препод. Феодосию игумену киевопечерскому. л. 287 об. – 20, св. Алексею митр. московскому. л. 318 об. – 23, св. Леонтию епископу ростовскому. На обор. л. 167, в конце первого месяца, киноварью летопись: Лета 7022 (1514) при игумене Памве. См. 467.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Во время пребывания И. на кафедре в Новгороде активно велось книгописание: посл. четв. XIV - 1-й четв. XV в. датируется значительный процент сохранившихся новгородских рукописей. Новгородские книги этого времени (прежде всего литургические) отличает традиционность облика: они написаны крупным уставным почерком («новым стильным уставом», по характеристике В. Н. Щепкина ), восходящим к традициям 2-й четв. XIV в. В 1398 г. по заказу архиепископа для владычной ц. Рождества «на сенях» был переписан комплект пергаменных Служебных Миней по Студийскому уставу; сохранились том на апр. с записью писца о походе новгородской рати на Двину (БАН. 34.7.5) и, вероятно, том на дек. (РНБ. Соф. 193; см.: Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в.: Кодиколог. исслед. рукописей Софийско-Новгородского собр. ГПБ. М.; Л., 1989. С. 18-19). Судя по дате, к одному комплекту с ними может быть отнесен список богослужебной части Студийского устава - ГИМ. Син. 333. В 1399-1400 гг. по заказу И. в Хутынском монастыре был написан пергаменный Служебник (ГИМ. Син. 600) с миниатюрой, на к-рой был изображен свт. Иоанн Златоуст в пышной тератологической рамке в виде храма. Согласно Житию прп. Арсения Коневского (XVI в.), прп. Арсений , подвизавшийся в Лисицком мон-ре, и игумен обители Иларион (впосл. епископ Коломенский) привезли с Афона Устав монастырский и Тактикон Никона Черногорца, к-рые отдали И. С Тактикона И. повелел снять копию (РНБ. Мих. Q. 149. Л. 43). Копия Тактикона сохранилась: РНБ. F.n.I.41, 1397 г. (см.: Столярова. 2000. С. 384, 385). Возможно, ко 2-й половине архиепископства И. относится написание роскошного новгородского Служебника - БАН. 17.21.1 («Служебник царевича Алексея Петровича»), украшенного тератологическим орнаментом; служебник отражает южнослав. (афонскую) правку текста XIV в. ( Афанасьева Т. И. К вопросу о датировке пергаменного служебника из собрания Б-ки РАН//Материалы и сообщения по фондам ОР БАН. СПб., 2006. С. 20-22). Ко времени И. может быть отнесено и создание Мусин-Пушкинского юридического сборника (РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. I. 1), содержащего «Русскую правду» пространной редакции, «Закон судный людем» пространной редакции, «Законы Моисеевы» (выписку из Исх 19-22), договор 1229 г. Смоленска с Ригой и Готским берегом, «устав о мостех» кн. Ярослава Всеволодовича и Церковный устав кн. Владимира (Каталог славяно-рус. рукописных книг XI-XIV вв., хранящихся в ЦГАДА СССР/Сост.: О. А. Князевская и др. М., 1988. Ч. 2. С. 305-307, 155).

http://pravenc.ru/text/469552.html

л. 163. Часослов неполный и каноны общеупотребительные. На навечернице положен канон пресв. Богородице гл. 6 вместе с каноном ангелу хранителю. л. 239. Слово препод. отца нашего аввы Макариа о исходе души от тела всякаго человека. Нач. Бе человек духовен и благоверен и человеколюбен и страннолюбец. За сим два отрывка И. Златоустаго и Семиона Новаго Богослова, без конца. 344. (976.) Часослов, полууст., нач. XV века, в осмую долю, 388 листов, начальный утрачен. л. 1. Порядок статей Часослова: великое повечерие с каноном пресв. Богородици (Параклисис), чин малыя повечерници, навечерница обычьная во все лето опроче поста великаго, часословець имеяй нощьную и дневную (службу) по уставу в Иерусалиме лавры св. и богон. отца нашего Савы (полунощница повседневная), другая полунощница глаголеться в суботу, утреница с тропарями дневными, песнями библейскими и светилнами пред всю седмицю, часы 1, 3, 6, 9 с почасиями, обедьница и вечерня. л. 114 об. Канон Исусу (сладчайшему). л. 118. Последование церковнаго пения и собраниа вселетна. При некоторых месяцах писаны славянские названия, из русских Святых древнейшие. л. 203. Богородичны поемыя на слава и ныне по тропарех Святым противу гласа тропарю, такожде и крестобогородичны, далее тропари воскресныя. л. 208 об. Возследование св. великия Четыредесятници и Пятидесятницы. л. 290 об. Канон Пасце. л. 304 об. Канон похвала ко пресв. Богородици. л. 310. Правило молебно ко пресв. Богородици (Одигитрии). л. 315 об. Последование иже к причащению божествному. См 267. 345. (963.) Часослов, полууст., исх. XV века, в четверть, 436 листов. л. 1. Три полунощници, начин. кафизмой 17-й. л. 20 об. Начало утрени, прерыв. на шестопсалмии. л. 27. Часословець, имеяй нощную и дневную службу, по уставу иже в Иерусалиме лавры св. и богон. отца нашего Савы. л. 101 об. Последование церковьнаго пения и сбраниа вселетнаго от мес. семтяврия до мес. августа. Русских Святых упоминается более, чем в предыд. 344, напр., сентяб. 25: Преставление препод. и богон. отца нашего игумена Сергиа; маия 7: Память препод. отца нашего и богон. Антония печерскаго иже на Киеве; маия 23: Никиты переславльскаго; июля 2 и августа 24: Пренесение честных мощей иже в святых отца нашего чюдотворца Петра митрополита московскаго (пренесение нх было дважды 1472 г. июля 1, и 1479 г. августа 24).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Глава XV О почитании святых и их мощей Должно почитать святых, как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих, как говорит евангелист Иоанн Богослов: «елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти» ( Иоан. 1:12 ). Почему они уже не рабы, но сыны. «Аще же сыны и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу» ( Рим. VIII:17 ). И Господь во святых Евангелиях говорит Апостолам: «вы друзи мои есте... Не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его» ( Иоан. XV:14-15 ). Если Творец «всяческих» и Господь называется «Царем царствующих», Господом «господствующих» и «Богом богов» ( Апок. XIX:16 ; Пс. XLIX:1 ), то несомненно и святые суть боги, господа и цари. Их Бог есть и называется Богом, Господом и Царем. «Аз есмь, говорит Он Моисею, Бог Авраамов, Бог Исааков и Бог Иаковль» ( Исх. 3:6 ). И самого Моисея Бог поставил богом над фараоном. Я называю их богами, царями и господами не по естеству, но потому, что они царствовали и господствовали над страстями и сохранили неповрежденным подобие образа Божия, по которому и были сотворены (ибо царем называется и образ царя), а также и потому, что они по собственному (свободному) расположению соединились с Богом, приняли Его в жилище (своего) сердца и, приобщившись Его, сделались по благодати тем, что Сам Он есть по естеству. Следовательно, как же не почитать тех, которые Получили наименование слуг, друзей и сынов Божиих? Ибо честь, воздаваемая усерднейшим из соработников, указывает на расположение к общему Владыке 193 . Святые сделались сокровищницами и чистыми жилищами Бога: «вселюся в них и похожду, говорит Бог, и буду им Бог» ( II Кор. VI:16 ). «Праведных души в руце Божией и не прикоснется их смерть» ( Прем. 3:1 ), говорит божественное Писание. Ибо смерть святых скорее есть сон, чем смерть. Они «утрудшиася в век и живи будут до конца» ( Пс. XLVIII:9-10 ) И «честна пред Господем смерть преподобных Его» ( Пс. CXV:6 ). Действительно, что может быть честнее, как быть «в руце Божией?» Ибо Бог есть жизнь и свет, и находящиеся «в руце Божией» пребывают в жизни и свете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Димитрий Ростовский в Житии М. не только использовал сказание Стишного Пролога, но и делал дословные выписки (напр., как М. укротил «языкоболие» еретиков и боролся со «звероименитым» Львом), а также Житие исп. Феофилакта, еп. Никомидийского, доступное ему, вероятно, в лат. переводе ( Димитрий (Ростовский), свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 492-492 об.). При этом общая деятельность 2 святых описана Димитрием Ростовским одинаково как в Житии исп. Феофилакта под 8 марта (Там же. Л. 54-55), так и в Житии М. под 23 мая: сначала говорится о том, как они подвизались в мон-ре, созданном патриархом Тарасием «при устье Эвксинского Понта», затем излагается эпизод с сухим медным сосудом, к-рый в летний зной благодаря молитве святых стал источать воду (это чудо сравнивается с библейскими чудесами: изведением воды из камня для Израиля (Исх 17. 6) и из ослиной челюсти для Самсона (Суд 15. 19)), и наконец сообщается о поставлении святых на архиерейское служение, Феофилакта - в Никомидию, а М.- в Синад. Однако в пространном Житии Феофилакта чудо с медным сосудом приведено иначе: воздержание Феофилакта и М. было таково, что в летнюю жару они намеренно опрокинули монастырскую кадку с водой, чтобы не поддаваться своему желанию (Феофилакт, архиеп. Никомидийский, свт., исп. (до 765 - после 818): BHG, N 2451/Пер.: Е. С. Иванюк; предисл., коммент.: Т. А. Сенина//Жития визант. святых эпохи иконоборчества. Т. 1. СПб., 2015. С. 234). Вероятно, Димитрий Ростовский переработал этот эпизод в соответствии с агиографическим каноном. Сказание о М. повторено и в отредактированных «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» без содержательных изменений. Л. В. Прокопенко Иконография Исп. Михаил, еп. Синадский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 115) Исп. Михаил, еп. Синадский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 115) Традиц. образ М.- старец с клиновидной бородой в архиерейском облачении: подризнике, фелони, с омофором, палицей; голова не покрыта, в руках держит кодекс.

http://pravenc.ru/text/2563612.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010