Быт.15:1 . Вступительная фраза после сих происшествий означает, что видение имело место сразу же после событий, описанных в главе 14-й. Прежде всего, Бог говорит Аврааму: не бойся, потому что Яхве – его щит. Эта метафора используется в Писании ( Притч.2:7 ) и означает защиту. Кроме этого, Бог говорит Аврааму, что награда его будет весьма велика. Возможно, Он напоминает патриарху о великом народе, который произойдет от него. Однако последнюю фразу можно перевести и иначе: «Я твой щит, награда твоя весьма великая». При таком переводе смысл слов Яхве заключается в том, что Сам Бог является его наградой. Быт.15:2–3 . В ответ на слова Бога Авраам выказывает свое разочарование. Аврааму уже за 80, а никаких потомков у него нет. В древнее время дети воспринимались как награда от Бога, а бездетность считалась знаком Божественного наказания, так как в своих детях человек продолжает жить, не иметь их – значит умереть, не оставив в мире никакого следа. К тому же дети были поддержкой родителей в старости, обеспечивали им надлежащее погребение 27 . Авраама еще больше расстраивает тот факт, что все его имущество унаследует не его потомок. Из табличек Нузи (XV в. до Р.Х.) мы узнаём, что на Ближнем Востоке был распространен обычай, когда бездетная пара усыновляла ребенка, который за право наследования должен был заботиться о престарелых родителях и обеспечить им достойные похороны. Видимо, Елиезер из Дамаска и был таким приемным сыном Авраама и Сарры. Несмотря на охватившее Авраама уныние, он обращается к Богу с почтением («Владыка Яхве»), не ропщет на Него. Быт.15:4–5 . В ответ на полные уныния слова Авраама Бог снова повторяет, что у Авраама будет бесчисленное потомство, и повелевает ему посмотреть на небо. Этот образ звездного неба становится символом огромного числа потомков Авраама и часто используется в Библии ( Быт.22:17 ; Исх.32:13 и др.). Но обещание Бога, тем не менее, не изменило ситуации и не стало реальностью сразу же после его произнесения. Как же Авраам отреагирует на слова Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Благодаря повсеместному распространению сначала Студийского, а в XII-XV вв. Иерусалимского уставов, правосл. Церкви перешли на палестинский Часослов с его песнями Симеона на вечерне, Манассии и Исаии («С нами Бог») на великом повечерии, ряда из 9 (10) песней (вместе с гимнографическим каноном) и великим славословием (в 2 редакциях) на утрене и блаженнами на изобразительных. Этот порядок использования Б. п. существует в правосл. Церкви доныне, так же как и употребление нек-рых Б. п. в виде литургийных прокимнов в определенные дни и пение песней Моисея из Исх, Ионы и вавилонских отроков на вечерне Великой субботы. Утреня Собственно Б. п. совр. Типикон называет только 9 (10) песней утрени. По уставу во весь год, кроме Страстной и Светлой седмиц , а также четверга 5-й седмицы Великого поста (см. Мариино стояние ), канон на утрене должен стихословиться со стихами Б. п., к-рые помещены в Следованной Псалтири и в Ирмологии . В последнем (Т. 1. С. 131-155) Б. п. приведены в 3 редакциях - полной (21 стих в 1-й песни (считая «      »); есть 2-я песнь (67 стихов); 18, 32, 17, 13, 36, 19, (6+)13 стихов в 3-9-й песнях соответственно), сокращенной (18 стихов в 1-й песни; 2-й песни нет; 18, 18, 16, 12, 12, 18, (6+)12 стихов в 3-9-й песнях соответственно) и сверхсокращенной (2-й песни нет; по 12 стихов в 1, 3-8-й песнях; (6+)12 стихов в 9-й песни); Типикон (гл. 18 и 49) и Ирмологий строго регламентируют, когда и какую редакцию Б. п. следует употреблять. Полная (напечатана в Ирмологии последней; это единственная редакция Следованной Псалтири) стихословится только в будние дни и 2, 3 и 4-ю субботы Великого поста; сокращенная (в Ирмологии напечатана первой) - по будним дням, когда нет никакого праздника; сверхсокращенная - по воскресеньям, субботам (Типикон. Гл. 12), в пред- и попразднства, во всю Пятидесятницу и, наконец, в те дни, когда поется полиелейная или славословная утреня (см. Знаки праздников месяцеслова ). Полная редакция Б. п. называется великопостной, сокращенная - будничной, или «    » (по начальным словам 1-й песни), сверхсокращенная - праздничной, или «    ».

http://pravenc.ru/text/149135.html

Дух в виде голубя (virga Aaron. Чис. 17:5 ); источник, запечатленный в виде античного бассейна (fons signatus. Песн. 4:12 ) и купина Моисея в виде зеленеющего куста, в котором погрудное изображение Бога Отца; перед ним на коленях Моисей с двумя рогами на голове (rubus igneus. Исх. 3:2 ). На стене вертограда надпись: «hortus conclusus Sa (sancta) 448 Dei genetrix ora pro nobis». Прообразы, которыми обставлено здесь благовещение, находят свое приложение и в Библии бедных, и в некоторых других памятниках западной миниатюры, например в бревиариях Гримани 449  и императорской публ. библ. XV в., также в некоторых виньетках XVI в. 450 Руно Гедеоново, врата, купина, жезл – суть прообразы непорочного зачатия Богоматери; стамна златая и источник указывают на значение Богоматери в деле искупления; но какой смысл имеет единорог и собаки, которые, собственно, и сообщают этому переводу благовещения своеобразный характер? Хотя образ охоты встречается уже в Ветхом и Новом заветах в разных применениях ( Иер. 16:16 ; 1Петр. 5:8 ) и, между прочим, для обозначения спасения людей или введения их в Царство Небесное ( Иез. 47:9–10 ; Мф. 4:19 ; Мк. 1:17 ; Лк. 5:10 ), тем не менее ни в памятниках древнейшей письменности, ни в древнехристианском искусстве не дано оснований для этой формы благовещения; она изобретена в средние века, когда явления природы и мирового порядка сближены были с планом божественного домостроительства, наука вошла в связь с баснями зоологии, открывая в них высшее значение под руководством слабых намеков на них в Писании или экзегетической литературе; когда вошли в моду физиологи и бестиарии. Физиологи восходят своими корнями к отдаленной дохристианской древности; они известны были писателям древнехристианского периода и дошли до нас на греческом 451 , латинском 452 , славянском и других языках 453 . В физиологах рассказывается, что единорог – небольшое, но чрезвычайно быстрое животное, об одном роге; охотник не может изловить его; но когда единорог увидит непорочную деву, то подходит к ней и спокойно ложится в недрах ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

(60, 1) Несвободные деяния, напротив, неподсудны. Бывают они двух видов: одни совершаются по неведению, другие же – под влиянием непреодолимой силы. В самом деле, какому суду могут подлежать те, кто согрешил невольно? (2) В таких случаях человек либо вне себя, подобно Клеомену и Афаму, которые были объяты безумием, 296 либо не ведает что творит, и такой случай произошел с Эсхилом, который открыто произнес со сцены то, что открывается только в мистериях. За это поэт держал ответ перед Ареопагом, но так как он сумел доказать, что не принадлежит к числу посвященных в мистерии, то был оправдан. (4) Какому же суду может подлежать тот, кто по непредусмотрительности дает возможность ускользнуть врагу, а вместо него по неведению причиняет смерть кому-либо из друзей? Ведь он совершает это по неведению. (5) Причиной может быть оружие. Так не будет невиновным атлет, который, упражняясь в фехтовальном искусстве, не замечает, как у него с копья сваливается предохранительный мячик, в результате чего он голым острием убивает противника. (6) Причина может лежать в самой ситуации. Так не подлежит суду случайно поразивший своего соперника во время состязаний, где трудно разобраться, каким образом что происходит и где борются без умысла убить, но лишь с мыслью о победе. (7) Наконец, неверным может быть средство. Например, врач может дать больному лекарство, неожиданно для него вызвавшее смерть больного. Врач не виновен, ведь целью врача было излечение, а не смерть больного. (61, 1) Впрочем, закон предусматривает наказание и за непредумышленное причинение смерти, равно как и за непроизвольное излияние семени ( Лев. 15:16 ), но наказание это мягче, чем за преступление преднамеренное. (2) И все-таки, злоупотребляющий истиной в пылу своей страсти подлежит за это такому же наказанию, какое налагается за проступок, совершаемый по свободному самоопределению. И в самом деле, человек, через беспутство оставляющий без дела семя, посеянное в его душе творческим Логосом, потакает неразумию своей души, близкому к пустословию. «Верный предпочитает утаить дела, не выдохнув ни слова» ( Притч. 11:13 ). Итак, всякое действие, совершаемое по свободному выбору, влечет и ответственность за него, (3) ибо «Господь испытывает сердца и тайные помыслы» ( Пс. 7:10 ; Иер. 17:10 ). Подлежит осуждению уже и «посмотревший с вожделением» ( Мф. 5:28 ), почему и сказано: «Не пожелай» ( Исх. 20:17 ). Говорится еще: «Народ этот своими устами чтит меня, сердце его далеко отстоит от меня.» 297 (4) Бог взирает на сокровеннейшие глубины нашей души. Припомни жену Лота. За одно только самовольное обращение взора на мирскую скверну Бог обращает ее в бесчувственный соляной столб, наподобие неподвижной статуи ( Быт. 19:26 ). И это не глупый и бесполезный образ, но способный назидать и укреплять в вере тех, кто в состоянии видеть духовный смысл. 298 XV. Продолжение: о свободе воли, раскаянии и прошении

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

1 Δοσιθου . " Ιστορα περ τν ν Ιεροσολ . πατριαρχευσαντων . Βιβλ . 11. In. fol. Бухарест, 1715. Σ . 1180. 2 Как это видно из самого заглавия Досифеевой истории, пространно изложенного. 3 Μελετου , Μητροπολ . Αθηνν . κκλεσιαστικ Ιστορα . Προλεγμενα . Τ . Ι . Вена, 1783. Σ . 7—10. 4 Троицкий И. Е. Труды архимандрита Андроника Димитракопула//Христ. Чтение. 1873. Т. III. С. 614—615, 622—623, 635. 5 Σαθας . Βιογραφικν σχεδασμα περ το Πατριαρχου Ιερεμου IÏ Παραρτημα . Αθναι , 1870. Σ . 3. 6 Sathas. Bibliotheca Graeca medii aevi. Vol. III. Πρλογος . Venetiis, 1872. Σ . 17. 7 Sathas. Bibliotheca Graeca. Vol. III. Σ . 21. 8 Σαθας . Νεοελληνικ φιλολογα . Αθναι , 1868. Σ . 392. 9 Sathas. Bibliotheca Graeca. Vol. III. Πρλογ . Σ . 24, 85. 10 В дальнейшем в нашем введении читатель встретит много голословных указаний, не подтвержденных соответствующими цитатами. Это потому, что если бы все эти указания мы стали подтверждать цитатами (и выдержками из книг), то половина введения состояла бы у нас из цитат, что, однако ж, я считаю педантизмом. Замечу одно: все дальнейшие рассуждения во введении основаны на документах и авторитетных показаниях: те и другие найдут место впоследствии. Здесь же, т. е. во введении, мы ограничимся лишь необходимыми ссылками. 11 См. мои «Очерки истории Греко-Восточной церкви от конца XI до половины XV века». М., 1902 (последнее издание — СПб., 2003). 12 Исх. XI:2; 35—36 — с перифразом блаж. Августина. 13 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского. Том дополнительный. СПб., 1887. С. 560. 14 Sathas. Bibliotheca Graeca. Vol. III. Πρλογ . Σ . 69. 15 Иванцов Α . Μ ., прот. Первые лекции по истории Христианской Церкви в Московском ун-те. М., 1872. 16 Позволим себе сделать следующее сопоставление. Многознаменательный факт учреждения, по инициативе русского государя, постоянного третейского трибунала в Гааге, — не за тем ли явлен, чтобы положить, по милости Божией, прочное основание для осуществления слов, не всуе ежедневно повторяемых в церквях православно-русских: «Мир мирови Твоему даруй»? Так заявляет себя Православие в нашем отечестве, а не так, как в Православной Греческой церкви, где еще недавно молились буквально такими словами: « Αγιε Βασιλε της δξης πρσδεξαι ... τν πρ το βασιλως σουλταν Απτολ Μετζιτ — χαν (Абдула Меджида-хана), προσωερομνην σοι δησιν ... Ναι , Κριε Θες το ελους ... κραταωσον μν ατν ... τα δ τοτου στρατυματα ενσχυσον , διαλυσον τας χθρας κα στασεις τν πανισταμνων (т. е. русских). (Перевод с греч. см. на с. 153—154 нашего издания. — Ред.) См.: Преосв. Порфирий (Успенский). История Афона. Ч. III. Отд. 2. СПб., 1892. С. 1081.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Если называющий своего брат» «безумным» подлежит геенне огненной (Мф. 5:22), то, что сказать о пустословящем? Не имеем ли мы и на этот счет изречений Священного Писания? За всякое праздное дело, какое скажут люди дадут они ответ в день суда (Мф. 12:36). И опять: От слов своих оправдаешься и от сдоя своих осудишься (Мф. 12:37). Что же это теперь за спасительные для уха плетни и какие это воспитательные средства для очей скользких? Это общение с праведными. Здесь уши наши могут быть замкнуты и ограждены от покушающихся на отклонение нас от истины. Худыми сообществами развращают добрые нравы (1 Кор. XV, 33), говорит одно стихотворное изречение, и в смысле высшем апостол: Отвращайтесь зла, придеритесь к добру (Рим. 12:9). Кто со святыми обращается, тот освящается. Точно так же должно избегать слушания Нестыдных толков, рассказов и зрелищ. А еще полнее должны мы охранять себя от неблагопристойных действий, будет ли это в оставлении без прикрытия и обнажении некоторых частей тела, или же при воззрении на такие сокровенные части. Сын благородный не перенес неблагопристойно обнажения праведника (Быт. 9:23); нравственность покрыла, что опьянением было раскрыто (для всех явный пример, как и помимо своего сознания пасть можно). Не менее ревниво мы должны охранять себя от прилипания к нам речей неблагопристойных и со стороны; слух верующих во Христа должен быть защищен и от этого. Мне Кажется, что именно в этом смысле Педагог запретил нам и слушать что–либо непристойное, нас охраняя от большей разнузданности. Дело всегда превосходное вырывай самые корни греха, например — любодеяния через воспрещения самого пожелания. Удивительно поэтому старшие, с каким Педагог борется против наших пороков и как Он заботится и об исторжении их. Заповедь: Не прелюбодействуй (Исх. 20:14, 17) Он предупреждает и усиливает через такую: Не пожелай (Мф. 4:28), ибо прелюбодеяние есть плод пожелания, сего корня негодного. В согласии с этим Педагог запрещает распущенность в поддержании нашего взаимного общения и через простой разговор; этим запрещением пролагает Он как бы просеку между общением с добрыми и общением с разнузданностью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

De Genes, ad litt., 1. 1, c. XVIII, n° 37, t. XXXIV, col 260. 899 Мы проходим молчанием некоторые другие второстепенные системы, отчасти потому, что они очень мало различаются от тех, о которых мы говорим, отчасти потому, что они слишком очевидно ложны, например та, которая изъясняет существование ископаемых потопом, потому что потоп продолжался не слишком долго, и на основании его нельзя судить о значительной толщине осадочных формаций (см. n° 260:4); кроме того, не находят человеческих остатков в этих ископаемых пластах. См. Lavaud de Lestrade, Accord de la science avec le I-e chapitre de la Gense, 1885, p. 26–29. 901 Еренберг исчислил до 10 миллионов черепов в одном фунте мела, а г. Альфред Maury сделал любопытное исчисление, что солдат, который чистит каску, вместе с кубическим дюймом трепела, держит в руках не менее 41 миллиона микроскопических животных; при каждом трении он растирает до 122 миллионов ископаемых животных. Godet, études bibliques, 1-re série, p. 116–117. 902 „Копролиты, или ископаемые экскременты, столь распространены во многих осадочных слоях, что они пользуются для удобрения почв. Они происходят вообще от пресмыкающихся“. Ch. Contejean, Eléments de géologie et de paléontologie, in-8°, Paris, 1874. p. 352. 903 Эта гравюра заимствована из Eléments de zoologie Поля Жерве (Gervais), члена института, бывшего профессора музея естественной истории в Париже. 904 О системе Буклэнда см. Миня, Demonstrations evangeliques, t. XV, col. 197 sq.; Марцеля де Серр, ib., col. 215 sq. – G. Molloy, Géologie et Révélation, ou histoire ancienne de la terre consideree à la lumiere des faits géologiques, traduit par l’abbé Hamard, 2-е франц. издание, Париж, 1877. Переводчик, в конце тома, категорически опровергает систему патера Моллои, р. 457. Сл. Исх.20:11 и 31:17. 906 „Людям, которые стремятся клеветать на наши священные книги, говорит бл. Августин, должно отвечать так, что все, что только могли бы они сказать о природе вещей, на основании верных доводов, все это, как можем мы показать, не противно нашим писаниям“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Иудифь и Олоферн. Миниатюра из «Повести о Варлааме и Иоасафе». 1469 г. Худож. Ганс Шиллинг (Los Angeles. The J. P. Getty Museum. Ludwig XV. 9. Fol. 61v) И. к. раскрывает специфическую «философию поступка», характерную для ветхозаветной повествовательной традиции и состоящую в осознании человеком ответственности перед Богом за совершаемое и одновременно в осознании того, что Бог является источником любой силы, способности и могущества («…Ты - Бог, Бог всякой крепости и силы...» (ст. 14); по замечанию Энгеля, понятия силы и власти - одни из наиболее часто употребляемых в И. к.- Энгель. 2008. С. 393). Это своего рода антиномия, совершенное единство свободной воли человека и Божественного всемогущества. В чуде важен факт участия человека, и Писание повсеместно подчеркивает это обстоятельство: Господь дает победу над амаликитянами, когда Моисей воздевает руки (Исх 17. 11), Господь рушит стены Иерихона только после 7-кратного обхождения города с ковчегом и звука труб (Нав 6. 1-19). Все эти действия людей лишены магизма и сами по себе не привносят в событие ничего существенного. Бог Сам творит чудо, но Он всегда требует сопричастности человека Его деяниям, именно сам факт участия, причастности здесь важен. Совместное действие человека и Бога может воплощаться и в противоположных обстоятельствах. В этом контексте понятен смысл одной из ключевых фраз И. к., в которой Мур видит по преимуществу иронию: Бог спас Израиль рукою женщины ( Moor. 1985. P. 83). Поступок вдовы есть ничтожная сила в сравнении с армией Олоферна, но именно его Бог делает единственной причиной победы. Сюжет И. к. построен на формальном психологическом правдоподобии: полководец прельщен красотой женщины, доверился ей и стал жертвой обмана; армия, узнав о гибели полководца, пришла в смятение и отступила. Но только Бог является истинной причиной победы, хотя цепь событий не содержит ничего сверхъестественного. Бог позволяет свершиться ответственному человеческому поступку. Чудо реализуется как единство Божественной воли и человеческой ответственности.

http://pravenc.ru/text/1237779.html

Совершенство шестерки заключается в том, что это первое число, которое равно сумме своих частей (делителей - 1, 2, 3), составляющих начало натурального ряда (De Gen. ad lit. IV, 1 - 2). Любовь к числу оказывается у Августина иногда настолько сильной, что он ставит больше в зависимость от него, чем от Бога, совершенство творения. Число шесть, пишет он, совершенно не потому, что Бог создал мир в 6 дней, но Бог создал мир в 6 дней потому, что 6 - совершенное число. «Итак, хотя бы они (дела Бога по творению. - В. Б.) и не были совершенны, оно (число 6. - В. Б.) было бы совершенно; если же оно было бы несовершенным, то и они в соответствии с ним не были бы совершенными» (IV, 7). По библейской версии Бог, завершив творение, отдыхал в седьмой день. Соответственно и в числе семь Августин усматривает большой смысл. Математическая основа значимости семерки заключается в том, что она представляет собой сумму первого совершенного нечетного числа (3) и первого совершенного равного числа (4). В Библии, указывает Августин, семь часто употребляется «для обозначения целостности (universitas) какой-либо вещи». Этим же числом обозначается Св. Дух и покой Божий, которым успокаивается и человек в Боге. «Ибо в целом (in toto), то есть в полном совершенстве, заключается покой; в части же - работа. Мы трудимся, пока познаем частично» (De civ. Dei XI, 31). Число 11 означает, по мнению Августина, грех, так как преступает число 10, которым возвещается Закон. Число 12 - также знаменательное число, ибо получается переумножением частей числа семь (3×4) (XV, 20). Августин стремится показать и совершенство значимого в христианстве числа 40 (см. Исх 24,18; 3 Цар 19, 8; Мф 4, 2), хотя в разных местах он объясняет это по-разному. Может быть, совершенство числа 40 состоит в том, что Закон дан в 10 заповедях, которые должны быть возвещены во всем мире, т. е. по четырем сторонам света, или в том, что Закон осуществляется с помощью четырех Евангелий (In Ioan. ev. 17, 6). В «Христианской науке» Августин, объясняя сорокадневный пост, пишет, что число 10, взятое четыре раза, выражает познание всех вещей во времени, так как числом 4 определяется течение времени - суточное и годовое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

л. 275. Последование св. великые Четыредесятница, имея тропари и кондаци от мытаря и фарисеа даже до всех Святых. л. 336 об. Лунное течение. В конце сказание о замечат. днях в году, в кои врачеваться, сеять, садить, и проч., но, по причине слинявших чернил, всего разобрать нельзя. л. 348 об. Пасхалия, начин. в лето 6933 (1425). После 6935 года сказано: Блюдися, блюди известно и разумно; братия, зде нужа, зде скорбь, зде печаль. В средине пасхалии написана лития бденная. л. 356 об. Указ о временных летех, в них же будут, знамениа многа и беганиа многа. Нач. В лето 6935 круг солнцу. В самом конце современною рукою: Св Троецкая (книга). 18. (2008). Часослов, полууст., нач. XV века, в четверть, 222 листа. Начинается полуношницей повседневной с каф. 17-й. На утреници после Песней пророческих положен (л. 72) канон к Господу нашему Ис. Христу (сладчайшему), а после хвалитных (л. 86 об.) канон субботний всем Святым, какой печатается в нынешних изданиях; на навечерици великой (л. 160) канон молебен св. Богородицы (Параклисис). л. 175. Чин св. Причащения с каноном, какой в пред. 17 л. 147. л. 197. Канон за творящая нам милость. л. 202 об. Канон молебен за болящая. л. 210. Последование на св. Пасху. л. 218 об. Степена воскресная. Последнего листа недостает, ркп. ветхая и черная, будто из огня выхвачена. 19. (2012). Ирмолог, устав. красивый, XIV века, в осьмую долю, 154 листа. Перевод древний, от первопечатного московского издания 1057 г. отличен. 20. (1994). Октоих, устав. в два столбца, исх. XIV или нач. XV века, в лист, 241 лист. Содержит 4–6 гласы. По счету тетрадей сначала недостает 8 листов; конечные 8 приписаны в исх. XIV века, из коих 5 самых последних на бумаге. 21. (1995). Октоих, устав. в два столбца, исх. XIV или нач. XV века, в лист, 167 листов, письмо одинаково с предыд. 20. Содержит 7 и 8 гласы. Подпись на первой странице порожнего листа: Октаик Никоновский, находится и под предыд. 20 на первом бумажном листе. 22. (1999). Стихирарь, устав., напис. 1303 года, в лист, 148 листов, заглавная заставка с красками из разных животных.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010