б) За тем Моисей указывает на особенное водительство Богом Израиля «в обитель святую Свою» и пророчески созерцает, как языческие народы, с которыми Евреям предстоит вести борьбу, именно: Филистимляне, Идумеяне, Моавитяне и все жители Ханаана, от слуха о страшном поражении Египтян пришли в трепет и ослабели (ст. 13–15). Вместв с этим Моисей молит, чтобы Бог, поборая врагов, провел избранных людей Своих среди этих врагов «в гору достояния Своего, в готовое жилище Свое», и царствовал над ними «вечно» (ст. 16–18). в) Указавши опять на чудесное шествие Израиля по дну моря и на гибель войска Фараонова (ст. 10), бытописатель говорит, что в то время, как Израильтяне-мужи возносили за Моисеем хвалебную песнь Богу, пророчица Мариам, сестра Моисея, составила хор из женщин, и он, сопровождая пение музыкою, повторяли за мужчинами первые слова песни: «поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море» (ст. 20–21). _______ 1. Кто такие – «тристаты», о которых говорится в ст. 4-мь? – Под тристатами (τριστται у LXX-mu), по мнению некоторых, нужно разуметь главных военачальников (в XIV, 7: «и тристаты над всеми…»), которых у Египтян, Халдеев и других народов обыкновенно было по три в войске, разделявшемся на три главных отряда (см. 2Цар.18:2 и 23:18–19). Другие под «тристатами» разумеют вообще отборных воинов колесничников, составлявших гвардию при Фараоне. Обыкновенно на колеснице помещались три воина: один правил конями, а двое сражались. 2. Какое значение в пророческом духе, придает Моисей чудодейственным проявлениям руки Божией при переходе Евреев чрез Чермное море? – То значение, что слух о страшном поражении Египтян чудодейственною силою Иеговы распространится среди всех народов, с которыми во время своего шествия в землю обетованную войдут Евреи в столкновение, и они (Филистимляне, Идумеяне, Моавитяне и особенно все жители Ханаана) придут в страх и трепет и ослабеют ( Исх.15:14–16 ). Так действительно и исполнилось: Раав блудница говорила посланным от Иисуса Навина соглядатаям: «нанаде страх ваш на ны, и ужасошася вси обитающии на земли (Ханаанской) от лица вашего: слышахом бо, яко иссуши Господь Бог море Чермное пред лицем вашим, егда исхождасте из Египта» ( Нав.2:9–10 ср. 9:9). Но кроме того, Моисей в шествии потомков Авраама в землю обетования видит (в таинственно-прообразовательном значении) шествие людей Божиих, т. е. всех верующих, в святую гору достояния Бога, в жилшце Божие» на небесах и вечное упокоение там под управлением Царя – Бога ( Исх.15:16–18 сн. Евр.11:14–16 и 4:8–10). Такое таинственно-пророческое значение победной песне Моисеевой придает наша св. Церковь , полагая содержание этой песни в основание первой песни канонов, особенно пасхального, где изображается религиозно-духовное шествие чад Церкви «от смерти к жизни, от земли к небеси» под водительством Христа, Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Каре, собора; 7 прав. Феофила Александрийского и др. 316 «Епископа поставлять наиболее прилично всем той области епископам. Аще же сие неудобно... по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот; и тогда совершать рукоположение». 317 «Всякое избрание во епископа, или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими начальниками, да будет недействительно по правилу, которое глаголет: «аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит в церкви епископскую власть, да будет извержен. Ибо имеющий произвестися во епископа должен избираем быти от епископов, якоже от святых отец в Никеи определено в правиле (4 прав. 1 вс. соб). 318 «Да не будет позволено сборищу народа избирати имеющихся произвестися во священство». 319 Изд. 1885 г., стр. 52. 320 Стр. 72 — 73, изд. 1900 г. 321 Мы предполагаем ответить на настоящий вопрос только кратко, в общих чертах, согласно основной цели нашего исследования. 322 Ответ на 107 вопрос. 323 Не эту — нашу; а пока иудейскую» — говорит св. Иоанн Златоуст, отвечая на вопрос о том, какую пасху приготовили Апостолы; «ту именно приготовили Апостолы, а эту нашу Он Сам приготовил, и не только Сам приготовил, но и Сам же Он стал пасхой». 1 беседа «о предательстве Иуды», т. 2, ч. 1, стр. 414, 415 русского перевода, изд. 1896 года. 324 «Для чего Христос совершил сие таинство во время Пасхи» — спрашивает св. Иоанн Златоуст; — для того, чтобы мы из всего познавали, что Он есть Законодатель ветхого завета, и что написанное в ветхом завете служит прообразованием новозаветных событий. Посему-то Христос Спаситель вместе с образом полагает и самую истину». «Бесед. на Ев. Me.», бес. 82, т. 7, ч. 2, стр. 820, изд. 1901 г. 325 1 Петр. I:19 — 20. 326 Исх. XII:27. 327 Корф. XI, 24, ср. Мф. XXVI, 26; Мрк. XIV:22; Лук. XXII:19. 328 Мф. XXVI, 28; Марк. XIV:24; Лук. XXII:20; I Коре. XI, 25. 329 1 Кор. XI:26. 330 Лук. XXII:19; 1 Кор. XI:24 — 25. 331 1 Кор. X:16 — 21. 332 1 Кор. XI. 26 — 29. 333 Евр. XIII:10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

В царственном облике видели Бога и прор. Михей (III Цар., XXII, 19) и прор. Даниил (VII, 9–10, 13–14). Последний называет Бога «ветхим днями», т. е. вечным, и описывает, как к Нему «шел с облаками небесными как бы Сын Человеческий», т. е. Сын Божий — Христос. Бог окружен ангелами и «тьмами тем предстоящих Богу». Прор. Михей и книга Иова говорят и о том, что даже лукавые духи приближаются к Господу и спорят с Ним. Прор. Иезекиил тоже видел Бога в образе, подобном человеку, осиянному светом (I, VIII–X, XLIII, 2–4). Бог восседает на престоле, который находится над колесницей необычайного вида. Видение Иезекииля сопровождает, как и большинство других видений, «бурный ветер, великое облако, клубящийся огонь и сияние вокруг него», но у других пророков не было видения колесницы, таинственных крылатых животных и колес, полных глаз. Колесница изображает скорее ангельский мир, хотя и проникнутый Славой Божией… Пророк видит движение колесницы (подвижность силы Божьей в мире) и слышит голос Божий. Колесница удаляется из Иерусалимского храма, оскверненного «мерзостями», т. е. языческими идолами, поставленными туда евреями: Бог оставляет Иудею на произвол язычников в наказание Своему народу. Однако, Иезекиил видит позже в пророческом видении возвращение колесницы Божией в Иерусалим; Бог прощает очищенный испытаниями Еврейский народ и возвращает его в Палестину. Нельзя не обратить внимание на то, что Бог является в Своих откровениях в образе человека или ангела. Этим подтверждается богоподобие человеческого и ангельского духа… В Ветхом Завете есть даже особое выражение «Ангел Ягве»; из контекста видно, что Ангел Господень есть Бог (см. напр., Быт. XVI, 7–14, XXI, 17–19, XVIII–XIX; Суд., XIII, 3–6; ср. «Ангел Лица» — Ис., LXIII, 8–9). Прор. Исаия («Великого Совета Ангел» IX, 6) и Малахия (III, 1–3) говорят об Ангеле — Мессии, т. е. Сыне Божием; может быть, здесь выражается общая идея посланничества: ангелы суть вестники (ангел означает «посланник») и Мессия есть Посланник Божий… (Исх., XIV, 19–20) сближает столп Славы Божьей с явлением Ангела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

И как предвозвещено Ей было о воплощении от Нее Сына Божия, – так, когда приблизилась Она к Своему отшествию от земной юдоли, Господь открыл Ей о Ее блаженном успении 456 . Обстоятельства, предшествовавшие успению Богоматери и сопровождавшие оное, известны в Прав. Церкви от времен апостольских. В I веке о успении Богоматери писал Дионисий Ареопагит 457 . Bo II веке сказание о телесном переселении Пресв. Девы Марии на небо находится между сочинениями Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об успении Богоматери указывает св. Епифаний Кипрский 458 . В V веке Ювеналий, патриарх Иерусалимский, о успении Богородицы говорил греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем, мы знаем о них из древнейшего и вернейшего предания» 459 . Это предание с подробностию собрано и изложено в «Церковной истории» Никифора Каллиста в XIV веке 460 . Пресв. Дева Мария окончила Свою земную жизнь в летах преклонных 461 . Из древнейших сказаний об успении Богоматери, собранных Никифором, известно следующее. Успение Божией Матери сопровождалось многими чудесными знамениями, которые все величественно изображает Церковь в своих священных песнях. Ко времени преставления Богоматери апостолы восхищены были на облаках из разных стран и поставлены в Иерусалиме. В самый день успения Ее явился в сретение душе Ее в необычайном свете, осиявшем храмину Отходившей, Господь с Ангелами и святыми. Подобно облачному столпу, осенявшему и охранявшему древле народ богоизбранный ( Исх.14:19–20 ), облачный круг в день погребения также осенял и охранял святейшее тело Богоизбранной Отроковицы и Матери, несомое апостолами для погребения. По завещанию Пресв. Девы, святое тело Ее положено было в Гефсиманской веси, находившейся на горе Елеонской, близ Иерусалима, между гробами праведных Ее родителей и Ее обрученннка. На третий день по смерти, когда ап. Фома, не бывший при погребении Св. Девы, пришел в Гефснманию и открыл гроб Ее, пречистого тела Ее уже не было в гробнице. Господь переселил Пренепорочную Матерь Свою в небесные обители. Как Сам Он воскрес в третий день и в сороковой вознесся на небо с пречистою Своею плотию, так и Матерь Его в третий день по смерти Ее дивным смотрением Божиим с телом взята на небеса, согласно с предсказанием пророка Давида: воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея ( Пс.131:8 ). После успения Богоматери, когда апостолы во время трапезы своей беседовали о необретении тела Богоматери во гробе, они увидели Пресв. Деву на небесах «живу, со множеством Ангелов стоящую и неизреченною славою осияваемую, Яже и рече к ним: радуйтеся» 462 . Место погребения Пресв. Девы доселе служит предметом благоговения и поклонения не только для христиан, но даже для неверных 463 . Наименование, древность и важность праздника

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Покланяемся Твоему изображению. Всему, что Твое, поклоняемся: слугам, друзьям и, преимущественно пред этими, Матери-Богородице. Упрашиваем же и народ Божий, язык свят, крепко держаться церковных преданий. Ибо и в малой мере отъятие того, что предано [древностью], как бы камней из строения, очень скоро ниспровергает и все здание. Да будет, чтобы мы пребывали крепкими, стойкими, непоколебимыми, утвержденными на крепкой скале, которая есть Христос! Ему подобает слава и честь, и поклонение, вместе со Отцом и Духом, теперь и всегда, в бесконечные века веков. Аминь. Примечания к первому слову 1. calumnior (Hedericus)=порицаю. Так переводит слово и архиепископ Филарет (см. " Историч. Учение об Отцах Церкви " ; 1882г.; m.III, стр200). Можно, впрочем, переводить и словом - abiicio (см. лат. Перевод в издании отвергаю, как переведено слово, между прочим, и у Е.И.Ловягина (см. его " Избранные места из греческих писаний св. Отцов Церкви " ; Ч. 2-я; 1885; стр. 339) 2. образ, изображение, подобие, статуя Мы обыкновенно и переводим это слово или словом: образ, или словом: изображение, или просто словом: икона, смотря по тому, где и какое значение из этих значений более уместно. В Пространном Христианском Катехизисе митрополита Филарета в отделе о второй заповеди 10-словия читаем: Слово сие значит образ или изображение. В Православной Церкви сим именем называются священные изображения Бога, явившагося во плоти, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистыя Его Матери и Святых Его. 3. Еф. II, 20 . У св. И.Дамаскина глагол стоит не в 3-м лице (действ. Залог., сослаг. 1-го вопр.), но, очевидно, во 2-ом лице (общаго залога, сослаг. 1-го аор.), так как как дальше вместо: в нем (слав. Текст) у него читаем: в тебе. 4. Авв. II, 4. Ср. Евр. Х. 38. 5. У И.Дамаскина: от тебя. 6. Иез. XXXIII, 6. 8. 7. Пс. CXVIII, 46. 8. Гал. IV, 9. 9. Ср. Пс. LII,6. 10. См. подстр. Примеч у 11. Евр. XIII, 7. 12. 13. Исх. XXIII, 22. Втор. VII, 6; XIV. 2; xxvi, 19 14. Разумеется: общество константинопольских христиан во главе с константинопольским патриархом Германом (Lequ.). 15. 1 Кор. II, 5. 16. Во Второзаконии: наш, п.ч. там речь ведется от лица Моисея.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/933/...

420 Как у иудеев, так и у христиан было общее мнение, что Енох, подобно пророку Илии, был живой взят от людей ( Быт. 5:24 ; Евр. 11:5 ) и что пред кончиной мира он, вместе с Илией, явится на землю. Под двумя свидетелями, которые, по Апокалипсису (11:3) явятся пред кончиной мира и будут пророчествовать 1260 дней, толкователи разумеют также Илию и Еноха. 421 Указания христианских писателей на книгу Еноха собраны у Фабриция Cod. Vet. Test. tom. 1. pag. 160–199; у Гофмана: Das Buch Henoch S. 894–915; у Гфрёрера; Proph. pseudepigr. pag. 267–275; у Дильмана; Das Buch Henoch... S. 82–86. 422 Синкелл приводит в своей хронике 7–10 глав. книги Еноха. Заметим, что текст Синкелла отличается от эфиопского текста. Вероятно, Синкелл имел под руками другую редакцию книги Еноха, или же места из неё приводил по памяти. Некоторые из падших ангелов у Синкелла называются другими именами, чем в 7-й и 68-й глав. книги Еноха. Кроме того, у Синкелла, Климента Александрийского , Оригена и в Заветах 12-ти патриархов указываются еще такие места из книги Еноха, каких нет в эфиопском её тексте. Может быть, эти писатели пользовались другою, более обширною редакцией книги Еноха, чем какая дошла до нас в эфиопском тексте. 423 Они напечатаны в Памятн. Отреч. лит. том. I, стр. 19–23 по рукописям Сергиевой лавры XIV и конца XVI или начала XVII в. и в Памятн. Старин. русск. лит. ч. 3, лист. 15–16, по румянцевской Кормчей 1620 г. 425 Об ангеле, руководившем евреев по пустыне, под которым отцы Церкви разумеют самого Сына Божия, в книге Исхода сказано: Вот Я посылаю ангела (Моего) хранить тебя на пути... Блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его... ибо имя Мое в Нем ( Исх. 23:20–21 ). У пророка Исаии этот ангел называется ангелом лица Иеговы (( ) Ангел лица Его, т. е. Иеговы ( Ис. 63:9 ). 432 Ibidem. S. 249–250. Сравн. с этим сказанием приведенное выше сказание И. Флавия о том, как потомки Сифа поставили два столпа и написали на них свои астрономические открытия. 439 Разумеются египетские волхвы, которые хотели подражать Моисею в чудесах. Мы видели, что об этих волхвах, которые, по преданию, называются Ианнием и Иамврием, существовали особые сказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

л. 315. Тогоже Ефрема, Слово о покорьстве игумении и о покаянии. Нач. Слышали есте, братия моя благословеная, Господа глаголюща: иже оставить отца или матерь. л. 322 об. Тогоже Ефрема, Слово о мирьстей суете и о воскресении мертвых. Нач. Уже время наводить на ны дело вечного живота и неразоримые славы. Срав. 11 л. 94. Внизу л. 2 небрежною скорописью: Сия книга Кержацкаго монастыря. 127. (1708.) Ефрема Сирина поучения, полууст. тщательный, XVI века, в лист, 556 листов, в заглавной заставке изображение св. автора. Заглавие: Книги св. и препод. отца нашего Ефрема Сирина , глаголемыа гречьским языком Паренесис, сказуетжеся Паренесис: притча, моление, утешение, наказания полезна, различна. Впереди – оглавление, житие препод. Ефрема с начальным сказанием св. Амфилохия. Слов 111. Против московск. изданий 1647, 1652, 1667 г., содержащих 112 слов, недостает слова 107 о св. Христовых тайнах. Порядок и надписи те же. На первом порожнем листе в нач. XVII в. подписано: Живоначальные Троицы Сергиева монастыря, Ефрем Сирин сборной, потом другою современною рукою: чтут на соборе. 128. (1709.) Ефрема Сирина поучения, полууст., XVI века, в лист, 367 листов, заглавная заставка киноварная, во всем сходны с предъид. 127, впереди подпись такая же. Перевод слов св. Ефрема в последних двух списках 127 и 128 исправленный, совершенно одинакий с принятым в первопечат. москов. издании 1647 года. 129. (1568.) Василия Великого о постничестве, на бомбицине, полууст, исх. XIV века, в лист, 200 листов, с изображением автора (л. 18) и киноварными заставками. л. 1. Иже в святых отца нашего Амфилохиа, епископа иконийскаго, Слово о Велицем Василии и о чудесех его. Нач. Любимици, не бе нелепо благонравным сыном отчем поскрьбети о житии. л. 19. Предесловие постническим св. Василиа, архиеп. Кесария кападокийскые. Нач. Многом сущим иже от богодьхновеннаго писаниа поведуемым. Заглавие писано золотом. л. 20 об. Тогожде вьображение постничества. Нач. Господу нашему Ис. Христу повелевающу, еже глаголю вам в тьме, рцете в свете.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Тогда и были провозглашены 10 заповедей Закона Божия ( Исх.19:16–20, 20:1–21 ). 4442 ...во царство царя и великаго князя Бориса Феодоровича всея Росии... – Борис Федорович Годунов царствовал с 1598 по 1605 г. 4443 ...игумен именем Варлам, служитель церкви Воскресения Христова, иже в Кевроле... – Известно, что на Пинеге в Кевроле существовал один из самых ранних севернорусских монастырей – Кевроло-Воскресенский, обращенный впоследствии в Кевроло-Воскресенский приход. Однако ни о времени возникновения монастыря, ни о времени обращения его в приход точных сведений не имеется: начало монастыря датируется в разных исследованиях с XIV по XVI в., о превращении же его в приход сообщается только в описании Кевроло-Воскресенского прихода с датировкой «в XVII столетии» (см.: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Вып. 2. С. 259). В этом же исследовании указывается, что имя Варлаама схимника упоминается в актах монастыря с 1585 г., а последнее упоминание о нем относится к событиям 1603 г., описываемым в данном тексте. 4446 ...церкви великаго чюдотворца Николы веси Юролы... – Образование Юрольского прихода на Пинеге датируется кон. XVI в., церковь Св. Николая чудотворца существовала, по-видимому, уже в 1580 г. Иерей Мирон упоминается в церковных документах с 1600 г. 4451 ...подобен Улияну злочестивому... – Улиян – Юлиан (Флавий Клавдий Юлиан), римский император (361–363 гг.). Сначала покровительствовал христианам, а затем обратился к гонениям на них. В сочинениях Смутного времени с императором Юлианом традиционно сравнивается Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев (см., например, наст. изд., т. 14, с. 683). 4453 Аз есмь Парасковия нарицаюся. – Св. Парасковья Пятница, одна из самых почитаемых в народе византийских святых (пам. 28 октября ст. ст.). 4456 ...царя и великаго князя Феодора Ивановича всеа Росии... – Царь Федор Иоаннович. последний монарх из рода Калиты, царствовал в 1584–1598 гг. 4457 ...царю и великому князю Василию Ивановичю всеа Росии...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рассмотренную паримию положено читать на праздник Сретения потому, что события, составляющие предмет этого праздника, произошли вследствие заповедей Божиих, изложенных в паримии. Закон повелевал посвящать Господу первородных и при сем платить за них выкуп. Сему закону благоволил подчиниться Господь Иисус, перворожденное Слово Бога Отца и первородный по плотскому рождению от неискусобрачной Матери, хотя не разверз врат Ея девства при рождении. Он поставляется пред Господом в земном Его храме, как жертва, в предзнаменование жертвы Голгофской. Тот, Который пришел искупить нас бесценною кровью, Сам искупляется несколькими монетами, чтобы в Своем лице за всех нас начать уплату долга правосудию Божию. – По закону, каждая мать по истечении дней очищения должна была явиться в храм с жертвою за себя из агнца и голубя, или в случае бедности, только из двух молодых голубей или двух молодых горлиц. По сему закону и Дева Мария явилась в храм с жертвою, дозволенною бедным. Но для чего Она подчинилась закону об очищении, когда в рождении Ею Своего Сына явилась нескверною и пречистою, не испытала свойственных обыкновенным матерям болезней рождения и известных телесных состояний по рождении? Для того, чтобы не подвергнуться укоризнам в нарушении закона, ибо тайна непорочного зачатия и рождения не была еще известна никому, кроме Ея Самой и Иосифа. – По закону первенцы заменены были левитами. Эта замена не была ли предызображением отмены левитского ветхозаветного священства с пришествием на землю Господа Иисуса, вечного Первосвященника, Которого единократная жертва на кресте, в противоположность многократным жертвам ветхозаветным, достаточна для очищения и освящения всех людей на все времена? VII. Паримия на вечерне в великую субботу. Исх. XIII:20–22, XIV:1–32, XV:1–19. Бог же вождаше их. Сам Господь, или иначе Ангел Господень, под каковым именем известен Сын Божий ( Ис. 9:6 ), был вождем Израильтян. Он указывал им направление пути посредством столпа облачного и огненного, в котором сокрывал Свое присутствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Затем перечисляются различные библейские эпизоды, к-рые истолковываются как благодеяния М. В частности, 1-м деянием М. на земле было перенесение Еноха в рай (Евр 11. 5), затем он наказал Ною написать закон о жертвах (Быт 8. 20); помог Аврааму победить царя Холдогомора, открылся ему позднее (Быт 14-15); известил Лота о гибели Содома и Гоморры (Быт 19); избавил Исаака от герарского царя (Быт 26); открылся Иакову (Быт 28. 11-15); совершил множество чудес с Моисеем и научил его законам в Синайской пустыне (Исх 12-14, 19). Чуть подробнее описана история с Валаамом и его ослицей (Числ 22), упоминается, что М. похоронил Моисея (апокриф «Вознесение Моисея»), пересказываются сюжеты о взятии Иисусом Навином Иерихона (Нав 5-6), о победе Гедеона над мадианитянами с помощью «фонарей» со светильниками (Суд 7. 16-22), о Давиде и Голиафе, причем поясняется, что Голиаф упал на лицо, потому что М. ударил его сзади, иначе он упал бы навзничь (1 Цар 17. 49), и др. Заканчивается «Сказание...» эпизодами: об освобождении ап. Петра из темницы, о явлении креста имп. Константину и проч. Вероятно, в качестве источника «Сказания...» в ветхозаветных эпизодах использовался слав. перевод «Собрания чудес Михаила» диак. Панталеона, опубликованный в ВМЧ под 8 нояб. (заметно сходство, начиная с истории о Моисее и Валааме,- как в последовательности эпизодов, так и текстуальное; ср. объяснение падения Голиафа на лицо). Широкое распространение в слав. письменности получило «Слово похвальное бесплотным Михаилу и Гавриилу сотворено Климентом епископом» (Наста, празднолюбцы, пресветлое торжество бесплотных сил), приписываемое равноап. Клименту Охридскому (известны более 100 списков XIV-XVI вв.; издано К. Куевым по Германову сборнику 1359 г.: Климент Охридский. Събрани съчинения. София, 1970. Т. 1. С. 280-282; то же в ВМЧ под 8 нояб. (Нояб. Дни 1-12. Стб. 237-241)). По предположению Куева, «Слово...» было произнесено свт. Климентом Охридским при освящении храма святых Архангелов в мон-ре, основанном св. Наумом на Охридском озере ок.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010