Посему две трети этого периода истекают ко времени исхода, или ко времени Синайского законодательства и основания еврейской теократии. II. От потопа до исхода из Египта. Для периода от потопа до рождения Авраама мы имеем генеалогические таблицы Быт. 11:10–26 , подобные Быт. 5 , и таким же образом различные по трем древним текстам. Но в данном случае тексты Caмapяhckuй u LXX почти одинаковы: оба они указывают период времени более продолжительный, чем Еврейский текст. Текст LXX имеет еще добавочное имя – Каинан, пропущенное в текстах Евр. и Самар. и дающее 130 лишних лет; а годы Нахора во время рождения Сарры по LXX – 179, по Самар. тексту – 79. Различия отмечаем в следующей таблице (в скобах приведены годы всей жизни, которые показаны прямо лишь в Самарянском Пятокнижии). Возраст каждого, когда следующий родился, или когда следующее событие совершилось. по Евр. по Сам. Сим Арфаксад Каинан Сала Евер Фалек Рагав Серух Нахор Фарра Авраам 100 3530 34 30 32 30 29 70 (205) – 100 135 (438) – 130 (433) 134 (404) 130 (239) 132 (239) 130 (230) 79 (148) 70 (145) – 100 135 130 130 134 130 132 130 179 70 (205) – От потопа до рождения Авраама Из этих трех текстов оригинальным, без сомнения, является еврейский. Тексты LXX u Caмap. обнаруживают стремление удлинить время систематическим увеличением годов рождения патриархов. Лишнее время LXX произошло, вероятно, из желания сделать число патриархов 10 (вероятно, такое число было первоначально) и таким образом привести эту таблицу более в согласие с таблицей Быт. 5 . Тексту LXX отдают предпочтение Хэльс, Джексон, Пуль и др., как представляющему более продолжительное время (по сравнению с евр. текстом) для распространения народов древности 2 . Даты для периода от рождения Авраама до исхода из Египта даны в замечаниях о возрасте Авраама при рождении Исаака ( Быт. 21:5 ) и – Исаака во время рождения Иакова ( Быт. 25:26 ) и – Иакова во время переселения его в Египет ( Быт. 47:10 ) и в указании о продолжительности пребывания евреев в Египте ( Исх. 12:40 ). В этом последнем случае тексты LXX u Caмapяh. в обоем времени пребывания Евреев в Египте включают также и время пребывания патриархов в земле Ханаанской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Две притчи 25 стиха составляют вопрос: как может достигнуть мудрости такой пахарь? Ответ подразумевается отрицательный, и в 26 стихе прямо говорится, что его мысли сосредоточены совсем на другом. Подобным же образом построены и дальнейшие примеры житейских занятий: сначала описание занятий (ст. 27, 29–30, 32–34), потом указание, куда направлены заботы каждого, причем повторяются слова: «сердце свое вдаст», «и бдение его» (ст. 28, 31, 35). В Евр. полустишия 26 стиха ошибочно поставлены в обратном порядке. «Сердце свое даст» значит: обращает внимание, думает; Сир.: «его сердце думает». Сл. «возрыти бразды» передает Гр. κδοναι αλακας, в Евр. ясно читается глагол лэсаддед «боронить», а от следующего слова сохранились только отдельные буквы; одни читают его: битламûм «по бороздам» (Петерс), другие: гиблôт зераъ «полосы посева» (Сменд), на основании Сир.: «на полосах посева своего»; смысл остается тот же, но лучше читать, вместе с Гр.: «заборонить борозды», остающаяся после плуга. «Бдение его» соответствует Евр. слову шэкêдато «бессонница, забота его», от «бодрствовать», – производное это употребляется только здесь. «На насыщениях юниц», точнее с Гр. «о кормах для телиц», свободно передает Евр. лэкаллôт марбек «о наполнении стойла», т. е. о заготовлении достаточного количества корма для рабочего скота, или же – о приобретении для своих стойл большего количества скота. Лат. 25 ст. начинает: «какою мудростью исполнится», слова: «древко рожна» разделяет: «и кто хвалится копьем? Рожном гоняет волов» и т. д.; слова: «возрыти бразды» Лат. передает: «на поворачивание борозд». 27–28. Не может сделаться мудрым и ремесленник или художник, занятый вырезыванием изображений на камнях, изготовлением печатей или гемм; такие разные камни были в древности в большом употреблении, и этим художественным ремеслом занимались, вероятно, многие соотечественники сына Сирахова; разные камни были, напр., на нарамниках первосвященника и на наперсника судном ( Исх. 28, 9–14, 17–21 ). Сл. «Тако всяк древоделя и архитектон (Остр.: и художник), иже нощи яко дни провождает, делая изваяния (Остр.: делающи истукания) печатей, и прилежание его изменити различие: Сердце свое даст уподобити живописание, и бдение его еже совершити (Остр.: есть скончати) Дело».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Исх.34:26 .  Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его. См. толкование ст. 18–19 гл. 23. Исх.34:27 .  И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. Требуя от народа веры в Иегову и проведения ее в жизнь (праздники, посвящение первенцев), перечисленные в настоящем случае законы напоминали ему основные начала и требования теократии, а потому были достаточны – для восстановления завета. Исх.34:28 .  И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие. Исх.34:29 .  Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. Исходившее от лица Моисея сияние было результатом приближения к Богу: оно просветлило и очистило плоть пророка. Исх.34:30 .  И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. Исх.34:31 .  И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними. Исх.34:32 .  После сего приблизились [к нему] все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае. Во время синайского законодательства народ не мог вынести близости к себе Всевышнего и потому просил Моисея говорить с ним вместо Бога ( Исх.20:19 ). Его в своей среде он усматривает теперь в сиянии лица пророка, не смеет приблизится к нему, как не смел приблизиться к горе ( Исх. 20:18 ). Исх.34:33 .  И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало. Исх.34:34 .  Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя пересказывал сынам Израилевым все, что заповедано было [ему от Господа]. Исх.34:35 .  И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое, доколе не входил говорить с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

23) Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 24) оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примириться с братом твоим, и тогда, придя, принесешь дар твой. 25) Приходи к соглашению с противником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, только бы не отдал тебя противник судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не был бы ввергнут в темницу; 26) истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. 27) Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй» ( Исх.20:14 ). 28) Я же говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину дабы вожделеть ее, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 29) Если же глаз твой правый соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, чем все тело твое было брошено в геенну. 30) И если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, чем все тело твое было низвержено в геенну. 31) Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводное письмо. 32) Я же говорю вам, что кто отпустит жену своею, кроме вины прелюбодеяния, тот делает ее прелюбодейкой; и кто женится на отпущенной, тот прелюбодействует. 33) Еще слышали вы, что сказано древним: «Не преступай клятвы, но воздай Господу клятвы твои» ( Лев.19:12 ; Втор.23:21 ). 34) Я же говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; 35) ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя (см. Ис.66:1 ; Пс.47:3 ); 36) ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым, или черным. 37) Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет», – а что сверх этого, то от лукавого. 38) Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб» ( Исх.21:24 ). 39) А Я говорю вам: «Не противься злому». Но если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40) и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя хитон [tunicam], отдай ему и гимантий [pallium]; 41) и кто принудит тебя идти с ним одну милю, иди с ним и две другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

А солдаты, распявшие Его, делили одежды Его, бросая жребий (Мф 27:35). И стоял народ и смотрел (Лк 23:35). А также при кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина (Ин 19:25). Женщины плакали и рыдали о Нем (Лк 23:27). В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого (Мк 15:33). И земля потряслась (Мф 27:51). В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его (Мк 15:34–36). Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух (Ин 19:30). Тогда один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода (Ин 19:34). После этого пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба (Мк 15:43,46). Это было в пятницу, во время праздника еврейской Пасхи, когда иудеи вспоминали, как во время наказания египтянам Бог повелел евреям принести в жертву агнцев, и тех, кто помазал двери своих домов кровью жертвенного агнца, беда не коснулась, а в остальных домах умерли все первенцы (Исх 12:3–14). А в воскресенье утром ученики, придя ко гробу, нашли его пустым. В тот же день, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин 20:19–21,24–29).

http://pravmir.ru/musulmanskoe-predstavl...

20. Матфей хирот. в янв. 1559, из игум. Белоезерского Кириллова монастыря; в 1564 удалён в тот же мнтрь; † и погребён там-же. 21. Галактион хирот. 8 апр. 1565 из архим. Новоспасских; по 1568. Погребён на Крутицах. 22. Герман , в 1568–72. 23. Тарасий упом. 20 дек. 1578 (на соборе). 24. Феодорит упом. 15 янв. 1580. 25. Симеон † 22 сент. 1582. Погребён на Крутицах. 26. Варлаам , с 1583, а в 1586, после сент., сослан в Новгородский Антониев мнтрь; там и †. II. Митрополиты Сарские и Подонские 27. Геласий хирот. в исх. 1586; с мая 1589 митрополит; † 26 сент. 1601. Погребён на Крутицах. 28. Пафнутий хирот. 1605 из архим. Чудова монастыря; упом. до 1608; в 1612 его не было в живых. 29 июля 1612 кандидатом на сию митрополию был Саввино-Сторожевский игум. Исаия, но не хиротонисан (Собр. Госуд. Грам., II, 600). 29. Иона Архангельский в начале 1613 хирот. из архим. Переяславского Даниилова монастыря 331 . В 1614–1619 управлял патриаршеством; с 1624 на покое в Спасо-Прилуцком мнтре; † 29 мар. 1627. 30. Киприан 14 нояб. 1624 перев. из Тобольска, а с 20 окт. 1626 митрополит Новгородский. 31. Павел 31, дек. 1626 перев. из Пскова; † 1636 и погребён на Крутицах. 32. Серапион хирот. 1 янв. 1637 из архим. Владимиро-Рождественских; † 2 мая 1653. Погребён на Крутицах. 33. Сильвестр 10 июля 1653 хирот. из архим. Андрониева монастыря; † 1654, в мор. (Упом. в июне). 34. Питирим 1655 (упом. в февр., sic) хирот. из архим. Новоспасских, а с 6 авг. 1664 митрополит Новгородский. 35. Павел хирот. 22 авг. 1664 из архим. Чудовских; † 9 сент. 1675. Погребён на Крутицах. 36. Варсонофий Еропкин в начале 1676 (упом. в мар.) перев. из Смоленска; 6 сент. 1681 перев. в Тверь, а в дек. опять оставлен (sic); † 18 мая 1688. Погребён на Крутицах. 37. Евфимий хирот. 12 авг. 1688 из архим. Чудовских, а 14 апр. 1695 перев. в Новгород митрополитом. 38. Тихон хирот. 21 апр. 1695 из архим. Новоспасских, а 25 мар. 1699 перев. в Казань. 39. Трифиллий Инихов 20 июля 1699 перев. из Нижнего-Новгорода; † 28 июня 1702. (Упом. в мае (sic) 1702). Погребён на Крутицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Бог-Слово существует вечно, и Он окрылил 28 рыболовов для богословия 29 . Поэтому апостол Иоанн восклицает: В начале было Слово 30 , и Слово было у Бога(Ин 1:1) 31 . Посмотри на точность выражения Евангелиста. Он не говорит — в начале было рождено Слово. Он возвещает не происхождение, а существование 32 . Так как происхождение предполагает указание на основание своего бытия, а коль скоро Евангелист стремится представить безначалие 33 Сына, то он умалчивает о Его рождении и проповедует существование. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1) 34 . Этих трех положений достаточно для прочного основания Церкви 35 . Кто же тебя, Иоанн 36 , этому научил 37 ? Озеро 38 ? — но оно не учит вере; рыболовство? — но оно не говорит о Боге; Зеведей 39 ? — но он простец; твое отечество 40 ? — но оно всего только бедное селение; твои соотечественники? — но они невежды; иудеи? — но они не веруют; Закон? — но он лишь тень будущих благ(Евр 10:1); Моисей? — но он тяжело говорил и был косноязычен (см. Исх 4:10); Авраам? — но он был только прах и пепел(Быт 18:27) 41 ; Давид? — но он червь, а не человек(Пс 21:7); Пророки? — но покрывало Закона еще оставалось неснятым(см. 2 Кор 3:13–16). Итак, как же ты сумел сказать, — в начале было Слово(Ин 1:1); Кто же тебя вознес на такую высоту [умозрения]; Кто одарил тебя этими крыльями 42 ? Ты забыл о человеческом естестве 43 , отрешился от земли, преодолел воздушное пространство, миновал эфир, вознесся превыше небес, превзошел ангельские чины, пронесся мимо серафимов и херувимов, приблизился к царскому трону и преклонил главу на груди Царя 44 . Ты получил крылья благодаря вере 45 , когда, прогремев подобно трубе, сообщил [истину] веры, недоступную разуму, когда во всеуслышание, подобно грому, возвестил непостижимое рождение и, как глашатай, провозгласил безначальное бытие, сказав: В начале было Слово(Ин 1:1), в том начале, которое не имеет ничего общего с началом времени 46 . В начале было Слово (Ин 1:1), ибо прежде всякого начала [времени] было Слово. Слово было 47 , а не произошло, ибо Оно 48 , будучи непостижимым для ума, простым, несоставным, недоступным, неизведанным 49 , вечным, неделимым, неизменяемым, несотворенным, во всем Таким же, Каков Родивший, было рождено бесстрастно 50 . В начале было Слово, — чем показал изначальность 51 [сыновней] ипостаси; и Слово было у Бога, — чем удостоверил единство и неделимость Божественной сущности; и Бог было Слово (Ин 1:1), — чем указал на неизменяемость Божественной природы. Оно было в начале у Бога(Ин 1:2), — чем обозначил совечность Сына с Отцом. Все чрез Него начало быть (Ин 1:3), — чем показал, что творение мира было совершено свободно. Все начало быть (Ин 1:3), — прежде было сотворено, а ныне — обновлено 52 .

http://pravmir.ru/slovo-na-svyatuyu-pash...

Части Скинии Во дворе Скинии только одна сторона его была занята священными предметами, а другие три стороны были пустыми, что было прообразом того, что в будущем в Церковь войдут другие народы и эти пустые стороны будут ими заняты 28 . Так это объясняет свт. Кирилл Александрийский : «Не это ли есть древле ясно обетованное устами Исайи, явившейся в последние времена церкви: распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длинные верви твои и утверди колья твои. Ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города ( Ис.54: 23 ): ибо стесняемая в начале церковь Христа, затем уже расширяется к востоку и западу, северу и югу и доходит до всякого места» 29 . Принадлежности Скинии По мнению свт. Григория Двоеслова Ковчег Завета был прообразом Церкви: «Что означает ковчег, как не Святую Церковь ? К нему велено присоединить с четырех углов четыре золотых кольца, потому что Церковь распространяется на четыре стороны света, а также, без сомнения, прообразуется, что она будет окружена четырьмя книгами святого Евангелия» 30 . Устройство стола для хлебов предложений (ц-слав. трапезы) , обшитого золотом, с золотыми кольцами для переноски, а также изготовление различных сосудов для трапезы стало прообразом престолов храмов и Таинства Евхаристии 31 . Свт. Кирилл Александрийский об этом говорит так: «Сеннописует Он нам таинство Христа, говоря: и сотвориши трапезу из чистого золота ( Исх.25:23 )… и способы устройства ее, с помощью которых она могла бы получить в высшей степени отличный вид, Он говорит: и полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно ( Исх.25:30 ). Повелел также, чтобы золотыми были и сосуды ее: блюда и кадильницы, кружки и чаши ( Исх.25:29 ). Не очевидно ли указываем здесь был нам хлеб с небесе, имевший быть предложенным по времени на святых трапезах церквей и дает жизнь миру? ( Ин.6:33 )» 32 . Золотой светильник и все его устройство прообразует собой Христа и Церковь 33 . Центральная ветвь светильника указывает на Христа, говорившего: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). Три ветви по одну сторону указывают на еврейский народ, к которому пришел Христос, а три ветви с другой стороны прообразуют народы языческие, которые вошли в Церковь в Новом Завете. Миндальные цветки и яблоки указывают на дары Святого Духа в Церкви, семь лампад на полноту совершенства 34 . По мнению свт. Григория Двоеслова центральный ствол светильника означает Церковь , а боковые ветви Церковных проповедников: «Но под стеблем того же самого светильника должно разуметь самую Церковь , которая есть тело Его, потому что среди всех превратностей свободна. Ветви же, исходящие от стебля, суть проповедники, которые произвели в мире приятный звук, т.е. пропели песнь новую» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

О вере и делах О лжеучителях О вере и спасении по вере О крещении О храме О поклонении Богу О крещении О законе христианском О воскресении мертвых О толковании и чтении Свящ. Писания О богослужении О Причащении О вере и делах О причащении О приходящих ко Христу О церковном учительстве О причащении О Причащении и поклонении Богу О лжеучителях О Свящ. Писании О духовной жажде О крещении О крещении и миропомазании О Церкви Христовой О свободе Кто свободен от рабства греха? О лжеучителях О сынах противления О почитании Пресв. Богородицы Господь И. Хр. свет миру всегда О недостойных пастырях О священстве и лжеучителях Предостережение уклоняющимся в заблуждения О вознаграждении за требы О пастырстве Об искуплении О пастырстве О жизни вечной О заблудших и ослепленных О божестве И. Христа Ин.10:34–35 . В Ветх. Завете «богами» назывались богоизбранные судьи и начальники народа: Исх.22:28 (см. славянский текст). И. Христос не равняет их с Собою, а только обличает злобу фарисеев, изыскавших повод к хуле на Него в том, что Он называет Себя Сыном Божиим, тогда как и на самом деле Он был единосущ с Отцом: Ин.10:30, 36 . Следовательно, к нам, смертным и грешным людям, это место Писания относить не приличествует: Пс.115:2 . О нетлении св. мощей О воскресении мертвых О нетлении св. мощей О разделениях О жертвоприношениях О властях О заблуждающихся О духовном ослеплении Ин.12:40 . Это говорится об неуверовавших в Мессию Иудеях, ожесточение и ослепление которых так велико и сильно, что даже нет надежды на скорое обращение их. Впрочем, апост. Павел говорит, что ожесточение Израилю попущено до времени: Рим.11:25–26 , но вот об уверовавших и отпадших тот же апостол говорит строже: Евр.6:4–6; 10:29 . О Свящ. Писании О чтении Свящ. Писания О равенстве Об учениках Христовых Об истинном пути ко спасению О Божестве Иисуса Христа Ин.14:9 . Не нравственное только единение и общение Господа Иисуса с Богом Отцом разумеется здесь, а единство по существу: Ин.10:38; 17:21 ; так как во Христе обитает вся полнота божества телесно: Кол.2:9 , то даже самый совершеннейший христианин не может и не должен сказать о себе, что видевший его (христианина), видел и Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Когда этот закон применим к дереву и виноградной лозе. Как одновременно применять законы Орла, Килаим, Терумот и проч. Биккурим (   - Первые плоды урожая). Текст с учетом Втор 26. 1 слл.; Исх 23. 19 сообщает о том, кто и из чего приносит первые плоды и начиная с какого времени, в чем совпадают первые плоды, пожертвования и 2-е десятины и какое между ними различие; как первые плоды доставляются в Иерусалим. «Седер Моэд» (Назначенное время) Содержит 12 трактатов. Шаббат (   - Суббота). Лапидарные предписания о субботе, к-рые содержатся в Пятикнижии (Исх 20. 8-11; 23. 12; 31. 12-17; 34. 21; 35. 2-3; Лев 19. 3; 23. 3, 26; Втор 5. 12-15), в этом тексте разработаны до мельчайших деталей. Отчасти они выводятся из того факта, что в Исх 35 заповедь о субботнем покое соединяется с предписаниями о строительстве святилища. Далее говорится о занятиях, разрешенных в субботу, и приводится перечень 39 главных видов запрещенной работы. Эрувин (   - Смешивания). В трактате даны предписания о том, как можно обойти некоторые субботние ограничения, напр. устроив запас пищи в конце субботнего пути (2 тыс. локтей): человек основывает «место проживания», от него отсчитывается дальнейший субботний путь, который разрешается пройти (ср.: Исх 16. 29-30). Также фиктивное «смешивание» индивидуальных дворов, достигаемое приготовлением общей для всех хозяев еды, делает допустимым перенос вещей из одного частного пространства в другое. Песахим (   - Пасхальные ягнята). На основе библейских текстов (Исх 12. 1-28, 39, 43-50; 13. 3-10; 23. 15, 18; 34. 18, 25; Лев 23. 5-8; Числ 28. 17-25; Втор 16. 1-8) составлено предписание о приготовлении к празднованию пасхи: об удалении квасного, о приготовлении пресного хлеба (мацы), горьких трав. Перечисление видов работы, разрешенных в день подготовки; забой пасхального ягненка и его приготовление; кому разрешается есть этого ягненка. Порядок пасхальной трапезы. Перенесенная пасха (Числ 9. 1-14). Шекалим (   - Полшекеля на храм) (Исх 30. 11-16; Неем 10. 33). О храмовом налоге в период Второго храма.

http://pravenc.ru/text/2563848.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010