Быт.21:25–26 . И Авраам упрекал Авимелеха за колодезь с водою, который отняли рабы Авимелеховы. Авимелех же сказал [ему]: не знаю, кто это сделал, и ты не сказал мне; я даже и не слыхал о том доныне. Спор из-за водопоя был одним из главных поводов к неудовольствию и вражде между кочевыми, пастушескими племенами древней Сирии и Палестины ( Быт. 26:20, 13:8 ; Исх. 2:16–17 ), причем нередко он велся лишь между рабами, без ведома их господ ( Быт. 13:7 ). Быт.21:30 . [Авраам] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. «Мы имеем пред собой любопытный памятник укрепления договоров, пока не существовало еще письменности. Слова, произнесенные хотя при свидетелях, не считаются достаточными; передаваясь из уст в уста, и даже передаваясь в другое поколение, смысл их может быть извращен. Надобно укрепить договор действием, которое оставалось бы в памяти» (Властов). Быт.21:31 . Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут они оба клялись Или, по-еврейски: «Беер-Шеба», что значит «колодезь клятвы», или колодезь семи (см. примеч. к ст. 23-му). Он находился в 12 милях на юг от Хеврона, на Вади-ес-Себа и пользовался глубоким почитанием ( Быт. 26:33 ; Суд. 20:1 ; 2Цар. 24:7 ; 4Цар. 23:8 ). Быт.21:33 . И насадил [Авраам] при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа, Бога Вечного Это насаждение Авраама понимается различно: славянский перевод, вслед за LXX, читает «ниву " , Вульгата – nemus, иные – дуб, или дубовую рощу; но большинство ученых видит здесь указание на местное растение «тамариск» из породы кустарников, которое своим вечнозеленым видом лучше всего символизировало идею божественной вечности, которую исповедует здесь Авраам. Быт.21:34 . И жил Авраам в земле Филистимской, как странник, дни многие. Т.е. на правах временного владельца, или арендатора, а не полного хозяина ( Деян. 7:5 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Бытия. 28-384 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2,21 и ком.; 5,10; 6,9), для которого пастухи с их стадами представляли непосредственную опасность. любимый участок. См. Ис. 5,7 . 12 На все горы в пустыне... нет мира ни для какой плоти. Этот стих опровергает лживые утверждения о мире (6,14). 12 злых Моих соседях. Несмотря на то, что Господь насылает на Иудею врагов, чтобы покарать ее, их самих ждет наказание. исторгну... исторгну. См. 1,10. Второе «исторжение» это избавление Иудеи от ее врагов (см. Иер. 30–33 ). 12 Но после того, как Я исторгну их... приведу каждого в удел его. Пророк возвещает будущее восстановление и спасение всех народов. Таким образом, Иеремия, как и другие пророки, предсказывает, что Бог спасет и язычников (см. также 46,26; 48,47; 49,6; Ис. 40,5; 42,6 ). 12 И если они научатся... среди народа Моего. См. Ис. 19,25 , где слова «народ Мой» употреблены по отношению к египтянам. Глава 13 13 льняной пояс. Льняной пояс, или набедренник символизирует сокровенные отношения, установленные Богом со Своим народом. Льняное одеяние напоминает об Израиле как о «царстве священников» ( Исх. 19,26; 28,31 ). 13 к Евфрату. Можно предположить, что на самом деле речь идет о каком-то более близком месте (возможно, это расположенная неподалеку от Анафоф Фара, название которого, тем не менее, напоминает о Евфрате и, следовательно, о вавилонском плене. 13 По прошествии же многих дней. Т.е. после многих лет изгнания. 13 испорчен, ни к чему стал негоден. Порча пояса символизирует развращение народа, уже недостойного общения с Богом. 13:12–13 Я наполню вином до опьянения. В этом стихе вино является символом гнева Божиего (25,15–19). 13 темноты... света... тень смерти... тьмою. «Свет» и «тьма» являются распространенными метафорами спасения и суда ( Ис. 9,2 ; Ам. 5,18–20 ); выражение «тень смерти» встречается также в Пс. 22,4 . 13 царю и царице. Возможно, речь идет о царе Иехонии и его матери Нехуште ( 4Цар. 24,8 ); в таком случае пророчество относится ко времени нашествия Навуходоносора на Иерусалим в 597 г. до Р.Х. (см. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Protr., 12, 119, 1). В пассаже, напоминающем первый фрагмент из трактата Тертуллиана «О стыдливости», читаем: «В самом деле, место не делает из жертвы убийства жертвенное животное. Если кто-нибудь Артемиде и Зевсу на жертвеннике, в священном месте, а не на большой дороге Гневу и Сребролюбию, другим похожим на этих демонам, заколет человека, объявив его жертвенным животным, – не священнодействие такая жертва, но душегубство и человекоубийство» (Cl. Protr., 3,42,9). Здесь опасным местом оказывается не лес, а дорога. Рассказывая о звуковых природных явлениях, Климент замечает, что в лесах при движении листьев от порыва ветра часто получается звук, похожий на пение птиц (Cl. Strom., VI, 3, 33, 3). Если у Тертуллиана в лесу живут хищники, то у Климента – нимфы (Cl. Protr., 4, 58, 2). Последний оказывается в некотором отношении наследником античной культуры с ее обожествлением природы, в то время как первый – наследником Ветхого Завета, где достаточно часто встречаются высказывания, в которых содержится вполне понятное негативное отношение к рощам, посвященным языческим богам: «Вырубите священные рощи их» ( Исх. 34:13 ). « и рощи их вырубите» ( Втор. 7:5 ). «Не сади себе рощи из каких-либо дерев при жертвеннике Господа, Бога твоего» ( Втор. 16:21 ). « срубил дубраву» ( 4Цар. 18:4 ). «Израильтяне срубили посвященные дерева» ( 2Пар. 31:1 ). Лес в Ветхом Завете часто выступает как символ опустошения и смерти: «И лес погубил народа больше, чем истребил меч, в тот день» ( 2Цар. 18:8 ). «В тот день укрепленные города его будут как развалины в лесах и на вершинах гор» ( Ис. 17:9 ). «От шума всадников и стрелков разбегутся все города; они уйдут в густые леса и влезут на скалы» ( Иер. 4:29 ). «И Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего – лесистым холмом» ( Иер. 26:18 ). «И опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее и Я превращу их в лес» ( Ос. 2:12 ). См. также: «И будет свет Израиля огнем и освятит его огнем сжигающим, и он пожрет лес (tn huln) как сено» ( Ис. 10:17 , цитата по Септуагинте).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Ибо так говорит пророк Исайя: «Господь Бог открыл Мне ухо, чтобы Я слушал, подобно учащимся» ( Ис.50:5, 4 ). Господь открывает и глаза; так, «Бог открыл глаза ее [Агари], и она увидела колодезь с водою живою» ( Быт.21:19 ). Так и пророк Елисей говорит: «Господи! открой ему глаза, чтобы он увидел, что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними». «И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными» (ср. 4Цар.6:16–17 ). Ибо «ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс.33:8 ). Итак, как мы сказали, Бог открывает уста, уши и глаза, чтобы мы могли либо говорить, либо различать или слышать те слова, которые от Бога. Я думаю, что пророк отнюдь не случайно сказал: «Научение Господа открывает Мои уши» ( Ис.50:5 ). Мне кажется, что это относится к нам, то есть ко всей Церкви Божьей. Ибо если мы пребываем в научении Господа, оно открывает наши уши. Но ухо, открытое научением Господа, открывается не всегда: когда открывается, а когда остается закрытым. Послушай, что говорит законодатель: «Не внимай пустому слуху» ( Исх.23:1 ). Поэтому если сказано что-то пустое, суетное, непристойное, постыдное, богохульное, нечестивое, тот, кому ведомо «научение Господа», закрывает свои уши, отворачивается, чтобы не слышать, и говорит: «Я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих» ( Пс.37:14 ). Но если то, что сказано, полезно для души, если это слово – от Бога, если оно учит нравственности, привлекает добродетели, если сдерживает пороки, то уши должны оставаться открытыми к подобным научениям, и не только уши, но также ум и сердце и вся душа должны быть распахнуты навстречу этому слову. Однако закон сдержан в отношении этого наставления: он не говорит: «Не слушай пустой слух», но «не внимай пустому слуху». Мы часто слышим пустое. Маркион говорил пустое. Валентин говорил пустое. Все, кто говорит против Бога-Творца, произносят пустое. Тем не менее, мы часто слушаем все это, чтобы мы могли ответить им и они втайне не восхитили бы своими слащавыми речами кого-нибудь из простых и неискушенных наших братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

На кого воззрю? Господь говорит: «только на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис.66:2 ). Посему учит Исаак Сирин не высказывать пред Богом о земных своих нуждах, но смиренно уповать на Его промысел и просить милости не словами, а слезами: «когда ты предстанешь в молитве пред Бога, то будь в помысле, как муравей, как один из гадов пресмыкающихся: не позволяй себе говорить о своих нуждах, но как дитя, не умеющее слова сказать, проси милости у Бога одними слезами, чтобы Он удостоил тебя такого же попечения, какое имеют отцы о своих младенцах» 22 . Ибо «желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» ( Пс.144:19 ). Тому же учит и преподобный Иоанн Лествичник : «не старайся о многоглаголании; ибо не искусен тот, кто много говорит пред Богом. Одно слово мытарево умилостивило Бога, и одно изречение, произнесенное с верою, спасло разбойника» 23 . Бог внимает и тому, кто молчит, но сердцем молит Его. Некогда позади гнались египтяне, а впереди было море, и Моисей молчал, но Бог воззвал ему: «что вопиешь ко Мне?» ( Исх.14:15 ). Так и матерь Самуилова молилась и была услышана, хотя «и не было слышно голоса ее» ( 1Цар.1:13 ). Не напряжением голоса доходит молитва до слуха Божия, но чем сильнее вопиет потаенный сердца человек, тем скорее исполняет Бог молитву. Тот истинно молится, кто молится духом; без того же суетны и самые красноречивые воззвания. Посему не почитай успехом в молитве, когда много прочитываешь молитвенных изречений; но – когда каждое слово твое исходит от сердца. «Молитесь, – сказано, – во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством» ( Еф.6:18 ). Но как это можно? – скажешь. Можно, если только захочешь. Если есть у тебя сердце сокрушенное, то не помешают тебе люди, не воспрепятствует и место приносить жертву Богу во всякое время. Можешь, и, сидя на земле, воззреть на небо и вздохнуть о грехах своих, даже и лежа, ничем не хуже, чем стоя в церкви, испросить у Бога милости, ибо Бог не гнушается никаким положением своего молитвенника, было бы у него душевное расположение к Нему и кающееся сердце. Павел и Сила в темнице, прикрепленные к колоде, лежа молились, но потрясена была темница и страж припал к их ногам, чтобы затем обратиться ко Христу ( Деян.16:24–33 ). И Езекия, обратясь на постели к стене, не много слов проговорил, но отменил Божии о нем судьбы и остался жить еще на 15 лет ( 4Цар.20:2–7 ). А Иеремия в яме и тине, Иона в море и во чреве кита призвали Бога и были услышаны ( Иер.38:6 ; Ион.2:2 ). Бог не человек, чтобы искать Его в каком месте, убеждать Его какой речью. «Разве Я – Бог только вблизи, – говорил Он, – а не Бог и вдали?» ( Иер.23:23 ). «Он недалеко от каждого из нас» ( Деян.17:27 ); потому, где бы ты ни был, откуда бы ни стал призывать Его, Он послушает всегда и везде, – и еще взывающему тебе, Он скажет: «вот Я!» ( Ис.58:9 ). Бог всегда бывает присущ к тому, кто призывает Его с верой и вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Отсюда, утверждают адвентисты, ясно, что слова Св. Писания: „идите от Меня проклятые в огонь вечный“ ( Мф.25:41 ), „лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геену, в огонь неугасимый“ ( Марк. 9. 43 ), „и дым мучений их будет восходить во веки веков» ( Откр.14:11 ), говорящие о вечности, имеют ограниченное значение. 32 Толкуя слова Иоанна Крестителя: «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:12 ), адвентисты говорят: „не сказано, что огонь будет гореть бесконечно, на протяжении всех веков, но говорится только, что он будет «неугасим». Это выражение употреблено здесь, продолжают утверждать адвентисты, для того, чтобы ярче выразить уничтожающую силу этого огня. Он зажжен Самим Иеговой, и потому его не может погасить никакая сила, и он будет гореть до тех пор, пока не пожрет все, что, может служить ему пищей“. Что касается выражения: „где червь их не умирает», то оно, мудрствуют сектанты, представляет картину полнейшого уничтожения. Слово – „геена“ происходит от греческого gehenna. Геенною называлась долина Енномова, на юг от Иерусалима. Раньше там совершалось отвратительное служение идолу Молоху, а затем она была превращена в свалочное место для нечистот, отбросов, трупов животных и мертвых тел разбойников. Для предотвращения эпидемий, легко могущих возникнуть от такой массы гниющих веществ, необходимо было поддерживать огонь. Что не успевал сжечь огонь, то окончательно пожирали черви“. В таком же духе адвентисты объясняют и слова Откровения: „и ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк и будут мучиться день и ночь во веки веков» (20, 9–10). „Необходимо принять к сведению, говорят они, что огонь пожрет нечестивых в буквальном смысле, и этому нисколько не противоречит употребленное здесь выражение „во веки веков». Хотя эти слова означают и безусловную вечность, но не подлежит никакому сомнению, что они служат также и для указания известного ограниченного периода. Это ясно видно, говорят сектанты, из Ион.2:7 ; Исх.21:1–6 ; 1Пар.28:4 ; 4Цар.5:27 “. 33

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

Старец: Это правда, брат Иоанн, что в нашей прошлой беседе на вопросы твои я приводил больше свидетельств святых и божественных отцов, чем Священного Писания . Может, так распорядился благой Промысл Божий, чтобы то, о чем мы будем говорить теперь, закрепило и лучше разъяснило то, о чем мы говорили ранее, а ум твой от малого перешел к великому и уверился. Потому что ты сам поймешь и убедишься в том, что учения святых и божественных отцов проистекают из Священного Писания и ни в чем не противопоставляются его вечной истине. Ибо святые отцы пили ту же живую воду слова Божия и Тот же Дух Святой, говоривший чрез пророков, просвещал и их, по мере благодати Божией. В связи со снами, видениями и откровениями Священное и Божественное Писание как Ветхого, так и Нового Завета приводит нам множество свидетельств, из которых явствует, что многие люди, и святые избранники Божии, имели сны, видения и Божественные откровения. Так, в Священном и Божественном Писании Ветхого Завета мы читаем, что Бог явился Аврааму в виде трех Ангелов у дуба Мамврийского (см.: Быт.18:2 ), что Иакову было Божественное видение на пути в Месопотамию (см.: Быт.28:12 ), что Иосифу был сон от Бога (см.: Быт.37:5 ), что пророку Моисею было Божественное видение (см.: Исх.3 ). Также имели видения от Бога святые пророки Исайя (см.: Ис.6 ), Иеремия (см.: Иер.24 ), Иезекииль (см.: Иез.10:1 ), Илия Фесвитянин, дышавший огнем (см.: 4Цар.1:15 ), Амос (см.: Ам.7:1 ). Несколько видений было у пророка Даниила (см.: Дан.7–11 ), было видение и святому пророку Захарии (см.: Зах.2:1 ). О снах и видениях от Бога говорит святой и праведный Иов: Он, Бог, говорит мне во сне и в ночном видении, когда сон находит на людей, когда они спят на ложах своих (ср.: Иов.33:15 ); и в другом месте он же говорит: Ты устрашаешь меня снами и видениями пугаешь меня ( Иов.7:14 ). В другом месте Священного Писания говорится: если бы был среди вас пророк Господень, Я открылся бы ему в видении и во сне говорил бы с ним (ср.: Чис.12:6 ). О видениях и снах говорит Бог устами святого пророка Иоиля: И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения ( Иоил.2:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

Исх.34:13, 23:24 ; Втор.7:5, 12:2 слл.). 2.4.2 Документ о завете (времен Иосии) В 622г. до н.э. царь Иосия взял тогда существовавшую версию Втор за основу клятвенного обязательства. В 4Цар.22 слл. мы видим текст, который был составлен, очевидно, еще при жизни Иосии и, несмотря на стилизацию, в своей основе представляется исторически надежным (22:3–12, 15–20; 23:1–3, 21–23). Из него можно вынести следующую информацию: «книга Закона» (с определенным артиклем), то есть официальный документ, уже известный раньше, был «вновь найден» в иерусалимском Храме. Сам ход повествования Втор 4Цар заставляет сделать вывод, что этим документом и было Втор. Стремление к централизации культа и централизованному празднованию Пасхи не позволяют идентифицировать находку с книгой завета ( Исх.20:22–23:33 ). Гораздо вероятнее, что речь в 4Цар идет о небольшой по объему ранней версии Втор.5–28 , которая содержала в себе, помимо увещеваний, прежде всего законы, касающиеся культа, а также, благословения и проклятия; скорее всего, в этой версии не было законов, регулирующих общественную жизнь. Этот «прототекст» Второзакония, вполне самостоятельный в литературном отношении, был сформулирован как закон Яхве (см. 6:17; 28:45; ср. 4Цар.22:19 : «Я изрек»), но не как закон, объявленный Моисеем. Это был только закон, без повествовательных вставок. В ходе торжественной церемонии Иосия и народ поклялись блюсти этот закон. Так Второзаконие стало (самое позднее, в этот момент) «документом о завете» и одновременно «основным законом государства» ( 4Цар.23:1–3 ; ср. 23:3 со Втор.6:17 ). Установление нового порядка было отпраздновано совершением Пасхи по уставу Втор ( 4Цар.23:21–23 ). Очищение культа, совершенное Иосией, о чем рассказывается в 4Цар.23:4–20 , во временном и логическом отношении не зависит от обретения Торы. Согласно допленной традиции, в результате были не только устранены синкретические составляющие культа Яхве, но и уничтожено большинство ассирийских культов, прижившихся среди евреев. 2.4.3 Рассказ о завоевании земли (времен Иосии) Иосия планировал расширение территории Иудеи на запад и север, так как ассирийцы были вынуждены покидать свои западные провинции.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Ветхозаветные чудеса, сопровождаясь большей частью трудностями в совершении их и колебаниями со стороны совершителей их, нуждаются весьма часто, как во вспомогательных средствах, во внешних орудиях, при посредстве которых и совершаются 1 . Моисей и Аарон пользуются жезлом при совершении весьма многих чудес, Так, по повелению Божию к Моисею, Аарон простертым жезлом обращает воду в кровь ( Исх.7:20 ), изводит жаб на землю Египетскую и обращает персть земную в насекомых для наказания людей ( Исх.8:6–17 ); жезлом Моисей производит град и громы ( Исх.9:23 ), жезлом наводит саранчу на Египет ( Исх.10:13 ), жезлом разделяет Чермное море на две половины и образует сухое дно ( Исх.14:16 ), жезлом изводит воду из камня ( Исх.17:6 ); в других случаях, при совершении чуда, Моисей пользуется иными осязательными орудиями; так, при помощи указанного ему Богом дерева обращает горькую воду в сладкую ( Исх.15:25 ). Пророк Илия своей милостью разделяет Иордан ( 4Цар.2:8 ) и затем, при посредстве Илиной милоти, совершает тоже чудо пр. Елисей ( 4Цар.2:13 ). При посредстве соли пр. Елисей превращает вредные Иерихонские воды в здоровые ( 4Цар.2:20–22 ). В отличие от указанных совершителей чудес, Господь Иисус Христос одним словом исцеляет сухорукого ( Мф.12:13 ), прикосновением очищает прокаженного ( Мф.8:3 ), исцеляет слепцов ( Мф.20:34 ) и мн. др. Если и пользуется Господь Иисус Христос веществом при совершении чуда, то заимствованным не извне, а от Самого Себя; так слюной исцеляет косноязычного ( Мк.7:33 ), делает зрячим слепца ( Мк.8:23 ). Причем, из практики чудес Господа Иисуса Христа можно видеть, что Он пользуется тем или другим веществом, как орудием совершения чуда, произвольно, а не необходимо; так, например, Он исцеляет слепца брением и повелением умыться в Силоамской купели ( Ин.9:6 ). В таких случаях, хотя Господь Иисус Христос действовал посредством видимых знаков по особым премудрым целям, но, главным образом, могущество Его проявлялось в слове. Далее, чудеса Моисея, ветхозаветных праведников и последователей Христовых, совершаются во имя и во славу Божию ( Исх.14:13 ; Деян.3:6 ); могущество их проявляющееся в чудесах, заимствовано от Бога, как дар.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Рефлексия над причинами привела к углубленному анализу исторических событий с помощью категорий вины и несчастья как наказания за вину, а также к осознанию того, насколько важны предписания Яхве, данные Его народу при заключении завета с патриархами и на Синае/Хориве и призванные привести народ к спасению. Литературным результатом этой рефлексии над основами стало «историческое произведение эпохи плена» Быт.2 :4b – 4Цар.25 ). Оно объединило существовавшие тогда исторические, богословские и правовые традиции (Иерусалимское историческое произведение, книга завета, Второзаконие Иосии, девтерономические версии Суд и Сам/Цар). Это произведение, с одной стороны, выстраивало этиологию происшедшей катастрофы, возлагая вину за нее на грех Израиля и, в особенности, его царей. Как «первогрех» интерпретировалось отступничество Израиля от Яхве и его поклонение другим богам, то есть нарушение клятвы в лояльности, которую Израиль дал Яхве. В соответствии с этим история о поклонении золотому тельцу ( Исх.32 приобретает характер истории о нарушении завета par excellence. В то же время Исх.34 становится рассказом о возобновлении завета и о верности о Яхве своему народу; этот рассказ дает народу надежду. Диалектика спасения и погибели образует ведущую идею, в свете которой это историческое произведение интерпретировало историю Израиля, начиная с завоевания земли вплоть до конца государства Иуда. 2.2 Синайское богословие в историческом произведении эпохи плена Три события, образующие ядро досвященнического повествования о синайских событиях: богоявление и заключение завета ( Исх.19–24 ) – нарушение завета вследствие нарушения запрета на создание изображений ( Исх.32 ) – возобновление завета милостивым, всепрощающим Богом ( Исх.33–34 ), восходят к девтерономической обработке текста, осуществленной только в эпоху плена. Следы этой обработки видны в Исх.24:3–8 , где «основное повествование» о постройке алтаря и жертвоприношении – ответе людей на богоявление, о котором рассказано в Исх.19 , дополнено девтерономическим по языку слоем, сообщающим о записи в «книге завета» (sefoer habb e rt – «документ завета» Исх.24:7 ) «слов и предписаний» Яхве, данных Моисею Яхве в Исх.20:22–23:33 , и о завете, заключенном при определенных ритуалах после чтения вслух этой книги ( Исх.24:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010