Глава 29 Иаков приходит в Харран и у колодца встречает пастухов Быт.29:1 . И встал Иаков и пошел в землю сынов востока [к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава]. Укрепленный небесным виденьем, Иаков продолжает путь и приходит «в землю сынов востока»; «сыны востока» – обычно жители Аравии ( Суд. 6:33 ; Иов. 1:3 ; Ис. 11:14 ); здесь как в Чис. 23:7 – в более обширном значении, в приложении к жителям Сирии. По Мидрашу, Исав послал сына своего Элифаза преследовать Иакова, но он не причинил ему никакого вреда. Быт.29:2 . И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из колодезя того поили стада. Над устьем колодезя был большой камень. Первое, что встречает Иаков в стране, служившей целью пути его, был колодезь, как подобное же в Быт. 24:11 говорится об Елиезере; только в последнем случае разумеется пригородный колодезь, а в рассматриваемом – цистерна, лежавшая, по-видимому, не близко к городу (как видно из вопроса Иакова, ст. 4). Большой камень (евр. haeben с артиклем – известный по назначению камень) закрывал устье колодца для защиты устья воды от песка – обычное явление и теперь в жарких местностях Аравии и Малой Азии. Вся вообще картина предстоящей встречи Иакова с Рахилью (ср. Быт. 24:11 и д.; Исх. 2:16 ) носит печать специфических черт восточного быта. Быт.29:3 . Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя. Колодезь был собственностью нескольких владельцев, и потому для открытия камня ожидали прибытия стад всех собственников; Лаван, вероятно, был одним из последних (при прибытии Рахили колодезь немедленно открывается, ст. 9–10). Быт.29:4–5 . Иаков сказал им [пастухам]: братья мои! откуда вы? Они сказали: мы из Харрана. Он сказал им: знаете ли вы Лавана, сына Нахорова? Они сказали: знаем. Иаков дружественно обращается к собратьям по ремеслу, называя их «братьями». Услышав о Харране, Иаков с радостью спрашивает о Лаване; он называет его сыном Нахора, тогда как последний был его дедом, а отцом Вафуил ( Быт. 22:20–23, 24:24–29 ) – без сомнения, по древневосточному обыкновению называть вместо малоизвестного ближайшего предка, в данном случае Нахора, как родоначальника ( Быт. 11:27 ) младшей линии потомков Фарры; притом еврейские имена отца (ab), брата (асн), сына (ben) и тому подобные имеют очень широкое употребление.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Экономическая программа движения «Возрождение России» Проект 12.02.2016 1471 Время на чтение 29 минут Русская национальная экономика: Независимая экономическая система, ориентированная на российское производство и обеспечивающая общее благо страны и благосостояние всех граждан России (Проект идеологической основы создания независимой и самодостаточной экономической системы России) Автор-составитель Дмитрий Салихов Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Евангелие от Матфея, глава 6: стих 33 1. Введение: какая может быть Русская экономическая политика в России и её основная цель Исходя из Евангелия в Православном толковании, исходя из Библии постараемся изложить основные цели и суть экономической политики. Трудно соответствовать Евангельскому идеалу, но стремитьсяк немунужно, в том числе и в экономике. К соответствию Евангельскому идеалу, к исполнению заповедей Божиих и должна быть максимально направлена экономическая политика. Цель же всей христианской жизни спастись для жизни вечной. Таким образом, цель русской национальной экономики России - это постаратьсядать гражданам России максимально благоприятную возможность спасать свои души для жизни вечной в Царстве Небесном. Какие моменты мы можем найти в Библии относительно ведения экономической деятельности? 1) О ростовщичестве и ссудном проценте. Приведём пример ответа о ростовщичестве с сайта Ижевской и Удмуртской Епархии Русской Православной Церкви (ссылка http://duhovnik.com/node/6025): «Здравствуйте, Батюшка.У меня к вам вопрос.Как христианство относится к ростовщичеству? Считается ли оно грехом?В ветхом Завете об этом сказано, что позволено.Как надо к этому относится? Объясните, если можно словами из Писания. Ответ: Здравствуйте! Нет, Библия запрещает получение роста за ссуду. В книге Исход говорится: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22:25). Этот же запрет повторяется в книге Левит: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25:35-37). Вот и из книги Второзакония мы читаем: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Втор. 23:19-20).

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Обетование Обетование, данное к.-л. обещание сделать ч.-л. в будущем. В Библии это слово относится прежде всего к обещаниям Бога. Уверенность в исполнении Божьих О. основана на сущности Господа, слово Которого абсолютно надежно ( Ис. 40:8 ; Плач. 3:23 ; Евр. 6:18 ). Содержанием О. являются Божьи спасит. деяния, которые по мере исполнения становятся историч. реальностью. I. ОБЕТОВАНИЕ В ВЗ 1) первое данное человечеству О. было направлено на устранение самой основы всякого бедствия. Оно обещало приход Спасителя ( Быт. 3:15 ), Который лишит власти сатану, получившего ее благодаря грехопадению человека. Но в О. сообщалось не только о том, что явится Спаситель, они также говорили о том, каким Он будет ( Ис. 11:1–5 ; Ис. 42:1–4 ), и о пути спасения ( Ис. 53 ). Не улучшением мира можно помочь людям – люди сами должны обновиться. Через излияние на них Духа Божьего ( Зах. 12:10 ) и дарование им новых сердец ( Иез. 36:26 ) их мышление и действия оказываются в подчинении Закону Божьему ( Иер. 31:33 ), так что они могут жить в постоянном союзе с Богом и в послушании Ему ( Иер. 31:31 ; Иез. 36:27 ). Но срок исполнения О. определяет только Бог, это остается Его тайной; 2) Иов знал, что его Искупитель жив ( Иов. 19:25 ); Валаам видел «восходящую от Иакова звезду» лишь в отдаленном будущем ( Числ. 24:17 ). На время ожидания Спасителя Бог даровал человечеству свет и надежду, дав Аврааму О. о том, что от него произойдет великий народ ( Быт. 12:2 ), который будет жить, подчиняясь Божьим установлениям, в обетованной Богом земле ( Исх. 32:13 ). Там он прославит имя Божье среди народов и станет благословением для них ( Быт. 18:18 ), получив спасение Божье, насколько это возможно без основополаг. победы над сатаной. Так, уже в то время народ Израиля познал, что Бог шаг за шагом исполняет Свои О. Божья защита гарантировала безопасность всему народу ( Втор. 12:10 ) и каждому израильтянину в отдельности ( 2Цар. 22:3 ; Пс. 58:10.17 ); Бог давал им пропитание и возможность спокойной жизни ( Лев. 25:19 ). Народ был вправе приближаться к Богу в установл. Им ⇒ богослужениях и в молитвах, т.к. Бог дал О., что молящийся будет услышан ( Пс. 49:15 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 35 1–3. Повторение закона о субботе. 4–29. Народные приношения необходимых для постройки скинии материалов. 30–35. Назначение строителей скинии. Исх.35:1 .  И собрал Моисей все общество сынов Израилевых и сказал им: вот что заповедал Господь делать: Исх.35:2 .  шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти; Исх.35:3 .  не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы. [Я Господь.] Повторение закона о субботнем покое пред началом работ по устройству скинии имело целью предупредить народ, чтобы он из излишнего усердия при постройке святилища не забывал и не нарушал одного из важнейших постановлений, являющихся залогом его завета с Господом (ср. Исх.31:13 и д.). Новое разъяснение закона о субботе запрещает «зажигать огонь в день субботний», т.е. приготавливать пищу. Исх.35:4 .  И сказал Моисей всему обществу сынов Израилевых: вот что заповедал Господь: Исх.35:5 .  сделайте от себя приношения Господу: каждый по усердию пусть принесет приношение Господу, золото, серебро, медь, Исх.35:6 .  шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета, и виссон [крученый], и козью шерсть, Исх.35:7 .  кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерево ситтим, Исх.35:8 .  и елей для светильника, и ароматы для елея помазания и для благовонных курений, Исх.35:9 .  камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника. См. толков. 2–7 ст. 25 гл. Исх.35:10 .  И всякий из вас мудрый сердцем пусть придет и сделает все, что повелел Господь: Исх.35:11 .  скинию и покров ее и верхнюю покрышку ее, крючки и брусья ее, шесты ее, столбы ее и подножия ее, Исх.35:12 .  ковчег и шесты его, крышку и завесу для преграды, [и завесы двора и столбы его, и камни смарагдовые и фимиам и елей помазания,] См. толков. 9–12 ст. 25 гл.; 31–33 ст. 26 гл.; 23–25 ст. 30 гл. Исх.35:13 .  стол и шесты его и все принадлежности его, и хлебы предложения, Исх.35:14 .  и светильник для освещения со [всеми] принадлежностями его, и лампады его и елей для освещения,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Земля обетованная — земля, по которой, с благословения Божьего, странствовал Авраам (выйдя от родства и из дома отца ( Быт.12:1 )), и которую Бог обещал дать в наследие будущему народу, образованному из его потомков. Почему Милосердный Бог повелел сынам Израилевым, вступавшим на территорию обетованной земли, изгонять из неё местных жителей? После чудесного избавления евреев от египетского рабства Бог заключил с ними Союз-Завет. Центральной задачей, очерченной условиями этого Завета и возложенной на весь народ, являлась та, что евреи, как общность, должны были стать хранителями веры в Единого и Истинного Бога ( Исх.23:24-25 ). В окружении грубых язычников им было бы трудно избежать искушений и соблазнов, связанных с идолопоклонством и повальным развратом. Имея это в виду, понимаем, что именно обособленное существование способствовало бы правильному устроению религиозно-нравственных отношений сынов Израиля с Богом и друг с другом ( Исх.23:32-33 ). Кроме того, местные языческие племена вполне заслужили изгнание бесчисленными мерзостями и преступлениями. Как когда-то Адам был изгнан из Рая за ослушание ( Быт.3:23 ), а Каин, за братоубийство, — ещё дальше, в землю Нод ( Быт.4:16 ), и эти изгнания отвечали нормам Божественной Правды, так и изгнание ханаанских племен с территории Палестины, в соответствии с Божьим решением, было делом законным и справедливым. Этот вывод становится ещё более очевидным, если принять к сведению, что в ответ на массовое несоблюдение сынами Израиля Божьих постановлений, бесконечные уклонения религиозных обязательств, через несколько столетий и сами они были изгнаны с обетованной земли (руками внешних завоевателей): сперва — представители Северного царства, а затем — представители Южного (оба царства образовались в результате раскола единого Израильского государства на два). Наконец, ещё одной важной причиной изгнания язычников являлась та, что столь особая по красоте, плодородию и географическому положению земля больше соответствовала расположению на ней Храма , посвященного Единому Вседержителю, чем сосредоточению на её территории множества всевозможных языческих капищ и идольских рощ. Если Храм был построен, а потом восстановлен на обетованной земле по распоряжению Божию, то почему Бог попустил, чтобы он вновь был разрушен при римлянах?

http://azbyka.ru/zemlya-obetovannaya

Клятва Клятва в важных случаях дозволительна и не греховна. Примеры клятвы ветхозаветные: Авраам: Авраам сказал царю содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего ( Быт.14:22–23 ). Сам Бог: Мною клянусь, говорит Господь, что так как ты [Авраам] не пожалел сына твоего, единственного твоего для Меня, то Я благословлю тебя и умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря ( Быт.22:16–17 ). Раб Авраама: И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему ( Быт.24:9 ). Исав и Иаков: Иаков сказал [Исаву]: Поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал Исав первородство свое Иакову ( Быт.25:33 ). Исаак и Авимелех, царь Иерарский: И вставши рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром ( Быт.26:31 ). в Новом завете: Иисус Христос примером Своим утвердил клятву: Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым: скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных ( Мф.26:63–64 ). Апостол Павел клялся: Свидетель мне Бог, Которому служу, что непрестанно воспоминаю о вас ( Рим.1:9 ; ср. Рим.9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; Флп.1:8 ). Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых, пишет он к Тимофею ( 2Тим.4:1 ). Господь запрещает клясться именем Его ложно: Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]. ( Лев.19:12 ). Наказание Божие угрожает тому, кто клянется во лжи: Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич. Если он согрешит, грех его на нем; и если он вознерадел, то сугубо согрешит. И если он клялся напрасно, то не оправдается, и дом его наполнится несчастиями. ( Сир.23:11–12 ). И опять поднял я глаза [говорит пророк Захария] мои, и увидел: вот летит свиток. И сказал Он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей. Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его ( Зах.5:1–4 ). Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь. ( Пс.5:7 ). Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. ( Откр.21:8 ). Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно: ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. ( Исх.20:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Псалом 119 По молитве подается помощь от Господа скитальцу вне отечества. Песнь степеней, или – восхождений. Как отдельные израильтяне, вообще по влечению своего благочестивого сердца или по нарочитому обету, так все колена народа Израильского, обязательно по Закону, должны были посещать единственный свой храм единому истинному Богу и – от времени до времени – шествовать в Иерусалим ( Исх.23:17; 34:23 ). Такое путешествие и называлось восхождением, потому что Иерусалим стоял на высокой горе и окружен был многими горами ( Пс.83:1–3, 6–8 ). И вот, путешествуя из разных мест своей земли или возвращаясь из чужих, даже и отдаленных стран, и восходя с восторженным!, настроением в древний град Давида и во святой храм, Израильтяне выражали свои чувства в этих «псалмах восхождения» ( ; ср. ; ср. Мф.20:18 ; Мк.10:33 ; Лк.18:31; 19:28 ). 1–2. Ко Господу, внегда скорбити ми, воззвах, и услыша мя. Господи, избави душу мою от устен неправедных и от языка льстива. – «Когда я скорбел, то воззвал ко Господу – в молитве, и Он услышал меня». Так говорит псалмопевец, находившийся вне родной Обетованной земли, пребывавший там долго, притом среди людей коварных, а потому и скорбевший… (ст. 5–7). Но Господь услышал его молитву. – А молился он так: Господи, избавь душу от уст неправедных, или от людей лживых, и от языка льстивого, который лестью – ложью только прикрывает злобу, которая в душе и готова вот-вот вырваться наружу и проявиться в открытой вражде (ст. 6–7). 3–4. Что дастся тебе, или что приложится тебе к языку льстиву? Стрелы Сильнаго изощрены, со угльми пустынными. Храня в душе мир даже с коварными людьми, между которыми долго пребывал (ст. 6), Псалмопевец недоумевает и даже негодует... – «Что дано будете тебе, обращается он с недоумением к коварному, что будет еще прибавлено тебе к языку льстиву или за коварство твоего языка» – И отвечает: «изощренные стрелы Сильного и угли пустынные...» То есть: за твои коварные слова, которые губительны как стрелы и падают обвинениями на голову, как горящие угли, тебе угрожает лютая казнь. Господь, как Сильный и страшный исполин-ратоборец, поразит тебя Своими острыми стрелами – молниями, и, в прибавление к тому, повержет на тебя опустошительные – раскаленные угли, которые все превращают в прах и пепел, – так, как это было сделано некогда в долине Сиддим над проклятыми городами, Содомом и Гоморрой. ( Быт.19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

4. Деяния безмолвия Поскольку, как сказано, безмолвие является началом очищения души, а тем самым оказывается и обоживающим, то ясно [из этого], что оно есть место и, скорее даже, путь, принимающий восхотевшего с праведнейшим духом взойти к Богу, вводящий его прямо в лоно Божье и мирно и без потрясений приготовляющий идущего по нему увидеть сначала западни, хитрости и коварные приражения врага душ наших и противостоять им духовно, с разумом и мудростью; а затем возводящий его, хорошо и доблестно сопротивляющегося [им], к божественным осияниям и просвещениям, а также прямо приводящий к духовным откровениям божественных таинств, и соединяющий неизреченно с Богом, и всецело обоживающий, и, одним словом, приобщающий к божественной и сверхъестественной любви в духовной славе, какую только возможно представить, и, следовательно, к честнейшей и искреннейшей любви к ближнему. Если же, стало быть, следуя за Богом, обоживающий покой действительно обладает всеми в совокупности наилучшими благами и красотами и, имея своим началом простую веру, основанную лишь на слове, достигает веры сущностной, наглядное изображение которой есть явленная Богом Моисею скала, имеющая расселину, через которую узрел он задняя Бога ( Исх.33:21–23 ) (ведь на самом деле сущностная вера являет, словно некую расселину, умопостигаемую ясность в предметах сущих и являемых и через эту ясность дает боговодительствуемому уму зреть не существо Бога, которое тогда было названо Моисею «ликом Божиим», а созерцать весьма явно то, что вокруг Бога, то, что богоносцы именуют задняя Бога), то единственно только муж, [стяжавший] безмолвие, естественно имеет возможность исполнить заповедь Духа Святого, реченную через Давида: «приступите к Нему и просветитесь» ( Пс. 33, 6 ), и через Исаию: «Просветите себе свет ведения» ( Ос. 10, 12 ), и только их свет является вечно умным. Посему и каждодневная смерть ( 1Кор.15:31 ), по Павлу, не относится ни к кому иному, как к всегда устремляющимся к новому знанию ( 1Кор.15:51 ), превосходящему прежнее, всякий раз принимающим благоразумно коловращения перемены и каждодневно при каждой перемене отвергающим самих себя каким бы то ни было образом, духовно обновляющимся и возрождающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Убийство Убийство запрещается: Не убивай ( Исх.20:13 ). Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради, не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать [говорит Иисус Христос] ( Мк.10:19 ). Ненависть есть убийство: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1Ин.3:15 ). Убийство есть дело плоти: Дела плоти известны. Они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство, и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследуют ( Гал.5:19,21 ). Убийство исходит от сердца: Ибо от сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Убийство не может быть скрыто от Бога: Ибо, вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь, и уже не скроет убитых своих ( Ис.26:21 ). Убийство вопиет о мщении на небе: И сказал [Господь]: [Каин] что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли ( Быт.4:10 ). Убийство оскверняет землю: Не оскверняйте земли, на которой вы [будете жить]: ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой крови, как кровью пролившего ее ( Числ.35:33 ). Убийство должно быть искуплено кровью убийцы: Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию ( Быт.9:6 ). Бог · считает гнусным делом убийство: Вот что ненавидит Господь: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную ( Притч.6:16–17 ). Но было ко мне слово Господне, и сказано: ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим ( 1Пар.22:8 ); · делает исследование об убийстве: ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных ( Пс.9:13 ). Он отмстит за кровь рабов Своих, и воздаст мщение врагам Своим, [и ненавидящим Его воздает], и очистить [Господь] землю Свою и народ Свой ( Втор.32:43 ). И ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господни, павших от руки Иезавели ( 4Цар.9:7 ). Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником ( Мф.23:35 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

4.12. Синайское богоявление Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Моисей, получив такие возвышенные откровения, начинает просить: «итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих» (Исх. 33:13). «[Моисей] сказал: покажи мне славу Твою. И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо» (Исх. 33:18-23). В церковнославянском тексте «... и тогда узриши задняя Моя: лице же Мое не явится тебе» (Исх. 33:23). Этот текст противоречит нашим представлениям о Боге: руки, лицо, сзади, – что это? Как это понимать в приложении к Богу? Буквальное прочтение этого отрывка совершенно для нас невозможно. Но для нас возможно духовное понимание. Где и каким образом может человек встретиться с Богом? В какой скале? Образ камня нам уже встречался и в истории Иакова, и в истории странствия по пустыне. И вот святитель Григорий Нисский, на которого я многократно ссылался, говорит о том, что именно Христос есть то «место», где происходит встреча человека с Богом. Христос есть Тот, через Кого открывается Бог человеку. Евангелие от Иоанна говорит нам о том, что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Современный греческий богослов митрополит Иерофей (Влахос) в духе святоотеческой традиции пишет, что «ветхозаветные откровения Бога являлись откровениями Второго Лица Святой Троицы – бесплотного Бога Слова. Поскольку же явление Слова не происходит независимо от Святого Духа, то бесплотное Слово являл пророкам именно Святой Дух. Через Него открывалось и совершение грядущих таинств» c. 367].

http://sedmitza.ru/lib/text/430946/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010