Высокомерию ассирийского царя противополагается (ст. 21) спокойная уверенность «девствующей дочери Сиона» (т.е. Иерусалима, ср. Ис.23:12 ; Иер.1:15 и др.), презрительно и насмешливо качающей головой (ср. Пс.21:8,108:25 ; Ис.16:4 ), и это презрение вполне заслуженное, потому что Сеннахирим поносил «Святаго Израилева» (стих 22) – эпитет Иеговы, употребительный весьма часто у пророка Исаии ( Ис.1:4 и мн. др.), здесь особенно уместный: святость Иеговы есть именно то Его свойство, в силу которого величие Божие не может быть презираемо безнаказанно (ср. Ис.5:16 ). В пояснение образной речи Сеннахирима, ст. 23–24, можно заметить, что «в поэтической одушевленной речи евреев выражения Ливан, кедр и восхождение на Ливан, высочайшую гору этой местности, очень часто употребляются, как символ самой сильной гордости, которая считает все возможным для себя»; что «в жарких странах вода, колодезь составляют самую драгоценную собственность (ср. Притч.5:15,9:17 ; Чис.20:17 и далее); закопать колодезь на чужой земле или выпить чужую воду – значило совершенно овладеть чужой собственностью» 17 (проф. Гуляев, с. 361); если ст. 23 относится к Палестинской территории, которой прежде всего коснулся поход Сеннахирима, то ст. 24 – к Египту, также бывшему целью завоевательной его кампании. В ст. 25–28 самонадеянности Сеннахирима противополагается всеобщность предвидения и промышления Божия, особенно о Израиле (стих 25–26), и затем, после напоминания о том, что Богу ведомы все частности быта и жизни Сеннахирама (ст. 27, ср. Пс.120:8 ; Втор.28:6 ), возвещается ему полное устроение судьбы его по всемогущей воле Божией (в ст. 28 образ укрощаемых животных, ср. Пс.31:9 ; Ис.30:28 ). В ст. 29–31 Езекии дается уверительный знак (ср. Исх.3:12 ) того, что нашествие ассирийское окончится для Иудеи не только без вреда, но и послужит к некоторому возрождению иудейского народа – рода, ради спасенного остатка, лучшей части народа Божия; в ст. 29, может быть, заключается указание, правда, очень неопределенное, на субботний и юбилейные годы ( Лев.25:1 , ср. у проф. Гуляева, с. 162–363). В ст. 32–34 возвещается полная безопасность Иерусалиму, охраняемому Богом, со стороны Сеннахирима, который безрезультатно возвратится прежней дорогой. На это время, надо думать, произошло сражение Сеннахирима с Тиргакою при Алтаку, о котором говорят клинообразные надписи; Алтаку, по Шрадеру (Keilnischriften und das Alte Testament, ss. 171, 289), тождественно с библейским Елтеке в уделе Дановом ( Нав.19:44 ), тождественным, по предположению, с нынешним Бет-Лукья (Onomast. 416–217). В сражении Тиргака был разбит (ср. у епископа Платона, цит. соч., с. 242–343, 254). Эта победа, конечно, еще более надмила Сеннахирима, преисполнив его уверенностью в предстоящей гибели Иерусалима, но небесная кара была уже близко.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

12). Вот где стало быть начало вышеупомянутой терминологии Иисуса Христа и апостолов. Такое понимание иудейским преданием указанных свидетельств Пятикнижия стоит в полном согласии с многочисленными свидетельствами всех последующих ветхозаветных писателей и всей истории иудейского народа. Из ветхозаветных книг видно, что писателям их всегда было известно Пятикнижие, как книга Моисея, и что оно служило законом для еврейского народа. Так, первая по времени своего происхождения после Пятикнижия книга Иисуса Навина содержит следующие свидетельства. Она начинается повествованием об избрании умершему Моисею преемника И. Навина (1:1–3), т.е. с того периода еврейской истории, до которого доведено было повествование во Второзаконии (34:5). Столь близкое соответствие содержания возможно только в том случае, если писатель книги И. Навина знал Второзаконие и вообще Пятикнижие, известное нам, и был прямым продолжателем его. В книге Иисуса Навина нередко упоминается книга Моисеева закона, которой руководились Иисус Навин и его современники, причем видно, что цитируемая книга закона Моисея тождественна с ныне известным Пятикнижием. Исполнение предписаний этой книги должно было доставить успех Иисусу Навину и исполнение возложенной на него задачи (1:7–8). При дальнейшем повествовании постоянно замечается, что Иисус Навин во всем поступал согласно повелениям Моисеевой книги закона ( Нав.4 ­­ Числ.33:29 ; Нав.8:31–34 ­­ Втор.27 гл.; 9­­ Числ.2; 11 ­­ Числ.33:5 ). Вообще Иисус Навин и евреи поступали согласно постановлениям этой книги, а равно и Пятикнижия, во всех случаях своей жизни: при покорении обетованной земли, при истреблении жителей ее, при разделе полей ее, при назначении городов убежища и левитов (1:12; 4­­ Числ.32:28; 11 ­­ Числ.33:52; 14:1–2 ­­ Числ.26:52–55; 33:54; 34:16; 21 ­­ Числ.35:2; 20 ­­ Числ.35:6 ; Нав.17:3–5 ­­ Числ.26:33; 27:1–11 ), при праздновании Пасхи ( Нав.5 ­­ Исх.12:6 ; Лев.23:5 ; Числ.28:16 ) и мн. др. Посему очень часто замечается в книге И. Навина, что И.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

8 в пятьдесят лет. По достижении этого возраста левиты должны были оставить служение. Они могли продолжить его, оказывая помощь своим братьям. Глава 9 9:1–14 Особые предписания относительно Пасхи: израильтянам не полагается откладывать совершение Пасхи, исключение делается лишь для тех, кто в этот день нечист или находится в дальней дороге, они должны совершить Пасху на месяц позже. 9 Пришелец , проживающий среди Израиля и желающий совершить Пасху, обязан сделать это в соответствии со всеми предписаниями ( Исх. 12,48 ). 910,6 Облако сопровождало Израиль в походах: по его «сигналу» устанавливалась или снималась скиния (9,15–23), так же как по сигналам серебряных труб созывалось общество или снимались станы (10,1–15). Глава 10 10:7–10 Система сигналов, подаваемых трубами. 1022:1 Этот раздел начинается с описания того, как Господь руководил Своим народом непосредственно в районе Кадеса (10,12; 12,16; 13,3.26). Отсюда должно было начаться завоевание обетованной земли. Однако вместо обещанной победы вспыхнул мятеж, в который оказались вовлечены все израильтяне, за исключением Моисея, Аарона, Иисуса Навина и Халева. Господь провозглашает суд над целым поколением, куда входят все исчисленные в переписи, и повелевает ему оставить Кадес и повернуть назад к горе Синай. Однако сразу после вынесения приговора Господь рассказывает Израилю, как надлежит служить Богу в обетованной земле, из чего следует, что израильтяне все же войдут в землю, обещанную им Богом. 10:11–13 Народ покидает гору Синай. 10:14–28 Повторяется порядок следования израильских станов, описанный в гл. 2. 10:29–32 Моисей просит своего родственника Ховава, знающего эту пустыню, стать для израильтян проводником («быть для них глазом»). По всей видимости, Ховав был сыном Рагуила (братом Сепфоры жены Моисея). 10:35–36 Молитва , которую Моисей произносил в начале и в конце каждого отрезка пути. Глава 11 11:1–3 Ропот израильтян в Тавере (что означает «горение») вызвал огонь, исходящий от Господа. 11:4–30 Пришельцы между ними. Еврейское слово «асапсуп» встречается только в этом стихе и буквально означает: «скопище», «толпа». Это были представители других народов, присоединившихся к израильтянам при выходе из Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«Мужи Израильтяне» ( Деян.3:12 ) «и боящиеся Бога». Первое относится к природным иудеям, второе – к прозелитам врат, почитателям истинного Бога из язычников, принимавшим участие в синагогальных богослужениях, где занимали особо назначенные для них места (ср. Деян.13:43, 17:4, 17, 16:14, 18:7 ). Деян.13:17 .  Бог народа сего избрал отцов наших и воз­высил сей народ во время пре­бывания в земле Египетской, и мышцею воз­несен­ною вывел их из нее, «Бог народа сего», т.е. еврейского. Греческий текст: о Θες το λαο τοτου Ισραλ... Образ выражения указывает, что речь Павла обращается собственно к прозелитам, но в то же время косвенно и с не меньшею силою она метит и в сердце слушателей-евреев, к которым прямее обращается с Деян.13:26 . «Отцев наших». Говоря выше о Боге «народа сего», апостол выражением «отцев наших» причисляет и себя к народу еврейскому, показывая, что этот народ один пользовался преимуществом особого избрания Божия, в то время как все остальные народы были предоставлены до времени ходить по путям своим ( Деян.14:16 ). «Избрал» – избранием Авраама и заветом с ним и его потомством. «Возвысил» – размножением, крепостью и могуществом, коих боялись сами египтяне ( Исх.1:7–10 ). «Мышцею вознесенною вывел». Образное выражение, часто употребляемое в Свящ. Писании при упоминании о выходе евреев из Египта, означает силу Бога Иеговы, как вождя народа Своего, выведенного Им под защитою Его крепкой руки, явившей себя в столь многочисленных знамениях и чудесах Исхода. Деян.13:18 .  и около сорока лет време­ни питал их в пустыне. «Питал их» – ετροποφρησεν – с материнскою заботливостью нося на руках, как мать младенца (ср. Втор.1 и 2Мак.7:29 ). Эта заботливость выразилась особенно в питании их хлебом небесным – манною (ср. Ин.6:30–32 ). Деян.13:19 .  И, истребив семь народов в земле Ханаанской, раз­делил им в наследие землю их. «Истребив семь народов в земле Ханаанской» (т.е. Палестине) (Ср. Втор.7:1 ). Так как упоминаемые народы были гораздо сильнее и многочисленнее народа еврейского ( Втор. 7, 1–2 ), то это истребление и дальнейшее разделение земли упоминается также для того, чтобы подчеркнуть заботливость Иеговы о народе Своем, в целях подготовления его к принятию Обетованного Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

( Мф.2:11 ) 32 . Еврейское слово для обозначения ладона совершенно отлично от тех слов, которые употребляются в Библии для обозначения различных курений. Ладон – это благовонная смола, вытекавшая из различных видов растения poswellia, т. е. ладонного дерева, с длинными острыми листьями и с зелёными звездоподобными пахучими цветами приятного запаха. Ладонные деревья растут главным образом в Аравии и в стране Сомали и не известны в Сирии и Индии. Ладон, упоминаемый в Библии, получался из Аравии и вывозился из Савы ( Иер.6:20 ). Восточные волхвы принесли ладон, как дар, Богомладенцу Иисусу Христу ( Мф.2:11 ). Лилия ( 3Цар.7:26 ; Песн.2:16, 6:2–3 ) 36 – весьма красивое растение из семейства луковичных. Красоту лилий восхваляет сам Господь выше всех великолепных одежд Соломона ( Мф.6:28–29 ). В книге Песнь Песней с красотой лилий сравнивается красота Таинственного Жениха и Невесты. Лилия распространяет вокруг себя на далёкое расстояние приятный душистый запах. Наружный вид лилий служил образцом для художественных произведений, орнаментов в храме Соломоновом, при украшении музыкальных инструментов и т. п. Лук ( Числ.11:5 ) 37 . Лук как овощ считался любимым растением в Египте и был даже в числе священных растений. Он и доселе растёт в обилии в Египте, равно как и в Палестине, и составляет главный предмет пищи Египтян. На отсутствие репчатого лука вообще и чеснока жаловались Евреи во время странствования в пустыне. Мандрагоровые яблони ( Быт.30:14 ; Песн.7:14 ) 38 . Мандрагоровое растение доселе ещё встречается на Востоке. Листья его широко раскидываются по земле; оно имеет голубые цветки. Плоды его зреют с мая месяца до июня и бывают величиною с небольшое яблоко или грушу красно-желтоватого цвета и с приятным запахом. На вкус плоды весьма приятны, но иногда одуряют и возбуждают чувственность. Восточные женщины и доселе ещё употребляют мандрагоровые яблоки в надежде чадородия. Манна ( Исх.16:15 ) 39 . Под сим названием разумелась та чудесная пища, которая посылалась Господом сынам Израиля во время странствования их в пустыне Аравийской. По свидетельству Священного Писания , она состояла из мелких круповидных круглых зёрен, подобно кориандровому семени, белых на вид, вкусом же подобных лепёшке с мёдом. Обстоятельства спадания манны с неба доказывают, что она не могла получаться от какого-либо растения. Условия, при которых она сохранялась, и способы приготовления оной в пищу прямо свидетельствуют о том, что Ветхозаветная манна совершенно отличалась от так называемой в настоящее время манны. Эта последняя растворяется в воде и, несомненно, составляет сухой сахарный сок различных растений; на Синайском полуострове эта манна добывается из тамарискового дерева. Манна, употребляемая в медицине, вытекает из надрезанной коры ясеневого дерева. Масличное дерево, маслины, масличные ветви

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Слав. перевод (      ) следует за Септуагинтой, равно как и синодальный перевод (Сущий). К этому же ряду «прообразовательных» сцен можно отнести и рассказ Исх 4. 24-26 о том, как в пустыне, по дороге в Египет, Господь ночью пришел к М. и хотел его убить. Тогда Сепфора взяла острый кремень, обрезала сыну крайнюю плоть и, коснувшись его ног, сказала: «Ты жених крови у меня». После этого Господь отступил от М. В этом рассказе многое остается неясным: напр., чьих ног коснулась Сепфора. Возможные варианты: сына, самого М. или Господа. Данный рассказ, с его архаическим колоритом, вызвал к жизни множество толкований. Отдельные его моменты (ночь, дорога, нападение Бога на Его же собственного избранника) перекликаются с др. архаичным библейским повествованием - о борьбе Иакова с Неизвестным у р. Иавок (Быт 32. 24-29). Возможно, что в этих стихах отражена альтернативная традиция о появлении обычая обрезания . То, что в существующем тексте Пятикнижия обряд обрезания появляется и предписывается уже в Быт 17, не может служить аргументом против такого понимания; та же двойственность традиций имеется, напр., в отношении употребления имени Господь (Яхве): с одной стороны, в кн. Бытие это имя постоянно встречается в словах Авраама, Исаака и Иакова, с др. стороны, в Исх 6. 2-3 Бог говорит, что это имя открыто лишь М., а Аврааму, Исааку и Иакову оно было неизвестно («Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им»). В структуре кн. Исход рассказ Исх 4. 24-26 прообразует кульминационный момент казней египетских - убийство всех первенцев (Исх 12. 21-29). В обоих рассказах речь идет об угрозе смерти, исходящей от Господа; отвратить ее может только кровавый знак. И в Исх 4. 25, и в Исх 12. 22 обрезание и помазание кровью, к-рое отвращает смерть, обозначается одним и тем же глаголом   (букв.- «касаться»; ср. его ритуальные коннотации в Исх 6. 7 и Иер 1. 9). Своего рода ключ к пониманию Исх 4. 24-26 дают также и непосредственно предшествующие стихи (Исх 4. 21-23): предсказывая Исх 12. 21-29, Господь сообщает М., что убьет первенца фараона. М. и Исход евреев из Египта

http://pravenc.ru/text/2563952.html

28. – Дидрахма серебряная 29. – Статир или тетрадрахма 629 31. – Динарий Л. Антестия Гракула серебряный 32. – Динарий Августа серебряный 33.– Асс Фабио Бутео бронзовый 34. – Ассарий бронзовый 35. – Кодрант Сервилия бронзовый 637 36. – Самая маленькая бронзовая монета времени Августа 638 37. – Маленькая бронзовая монета времени Иоанна Гиркана 639 монета медная, представляла половину кодранта, как изъясняет св. Марк (12:42), восьмую часть асса, немного менее 1 сантима. Динарий вдовицы, хотя называется евангелистами 640 λεπτν, minutum, не должен быть иностранною монетою, греческою или римскою, но был, вероятно, самою маленькою монетою Иоанна Гиркана, 641 или другою аналогичною (135–107 до P. X.). Иудеи были обязаны уплачивать в храм годовую подать в размере одного полусикля, 642 и в уплату ее принималась лишь иудейская или тирская монета. 643 Отсюда происходит то, что у входа во храм находились менялы, 644 для доставления монеты иудейской в обмен на монету греческую или римскую. 171. – Меры длины и поверхности I. Меры длины в Ветхом Завете. – Евреи, как и все другие народы древности, первоначально пользовались для измерения длины различными частями человеческого тела. – 1. Можно считать за единиду их меры локоть, амма (’ammäh, по-египетски meh), равняющийся длине руки от локтя по кисть или расстоянию от локтя до оконечностей среднего или третьего перста. 645 Исчисление его достоверно не известно. 646 – 2. Локоть подразделяется на две пядени или больших пяди, церет (zeret, LXX: σπιϑαμ, spithama), слово, которое значит длань руки и означает расстояние, заключающееся между двумя протянутыми пальцами, большим и мизинцем. 647 – 3. Церет подразделяетея на три тефаг (tefah, tofah у Иезекииля), palmus, малая пядь, меру ширины руки или четырех перстов, как переводит иногда Вульгата ( Исх.25:25; 37:12 ; 3Цар.7:26 ; 2Пар.4:5 , ср. Иер.52:21 ; Иез.40:5,43; 43:13 ). Тефаг употребляется метафорически для обозначения чего-либо очень краткого: Ты дал мне дни, как пяди. ( Пс.38 (евр. 39):6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

68 . Как приобщение к Божественным тайнам веры каждый верный мог приносить жертвы Богу от стада, от плодов, от птиц, муки пшеничной с елеем и солью, и этим утверждалось богообщение, жизнь с Богом на земле ( Лев.2:13 ). 69 . Аарона и сынов его Бог освятил для священнодействия через Моисея, который омыл их водою, облек в священное облачение, помазал их и одежды их священным елеем, чтобы они были священниками в скинии, где пребывал Бог, Творец неба и земли ( Исх.28:1; 40:1215 ). 70 . В скинии перед облаком славы Божией приносилась жертва всесожжения, приношение хлебное, жертва за грех, жертва повинности, жертва посвящения и жертва мирная ( Исх.29 ; Лев.1:3, 10; 8:13; 7:12; 6:25 ). 71 . За грехи одного или всего народа, за клятву безрассудную против заповедей Господних, за утаенное приносилась жертва для очищения от греха ( Лев.45 ). 72 . Заповеди Божии возвещали о добре, правде, справедливости, и утверждалось благочестие среди народа, и явилась слава Божия всему народу. 73 . Истребляются народы творящие мерзости, ибо гнусно лежать с мужчиной как с женщиной и женщине со скотом ( Лев.18:2030 ). 74 . И сказал Господь: Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш ( Лев.19:12 ). 75 . Не ешьте крови, не ворожите, не гадайте, не наполняйте землю развратом ( Лев.19:29; 20:6 ). 76 . Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога, не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении ( Лев.19:32, 35 ). 77 . Всех вышедших из Египта от 20 лет и старше мужчин было 603550, не считая жен и детей ( Исх.38:26 ), а входило всего 75 душ, через 30 лет удваивалось население и за 430 лет стало около 3 млн. 78 . Моисей впервые на земле научил благословению, дабы взывали верные: Да благословит тя Господь и сохранит тя; да просветит Господь лице Свое на тя и помилует тя; да воздвигнет Господь лице Свое на тя и даст ти мир ( Чис.6:2426 ). 79 . Бог говорил с Моисеем в скинии между двумя Херувимами. 80 . Из колена Иудина Халев и из колена Ефремова Осия, сын Навина, которого Моисей назвал Иисусом, сказали только правду при обходе земли, а остальные, ходившие в землю Ханаанскую, возроптали на Бога, распространили плохую молву о земле, оболгали все и подняли ропот, и народ возмутился на Моисея и на Бога, и осудил Бог всех на сорокалетнее странствование в пустыне ( Чис.13:2734; 14:69 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Др. важнейшим жанром псалмов является восхваление Бога: Господь живет «среди славословий Израиля» (Пс 21. 4), воспеваются в гимнах Его действия (ср. Пс 32). Предметом восхвалений являются действия Бога в творении (Пс 103; 138; 147) и истории (Пс 134; 135), восхваления вызваны ожиданием и предвкушением Царства Божия (Пс 46; 92; 95; 98), присутствием Господа в храме и граде Божием (Пс 45; 47; 75; 83; 86). Но были псалмы-плачи и молитвы, оставшиеся неуслышанными, и тогда молящийся должен был призывать Бога часто и долго (1 Цар 7. 8; Пс 54. 18; 91. 3; Неем 1. 6). С песнями благодарения (напр., Пс 29; 65. 13 и сл.; 115; 137) во время культовых действий, совершавшимися в семье или общине (ср.: Пс 29. 5; 31. 11; 33. 4), часто соединялись жертвоприношения (  ) во исполнение обета, когда несчастье уже миновало (Пс 21. 26; 55. 13; 66. 13-15; Иона 2. 10). Священные места и предметы Определяющей для В. б. всегда оставалась вера в то, что богослужение Яхве должно совершаться в определенных местах, где Он открывал Себя (см. Богоявление ), но только в пределах данной Им Израилю земли (Быт 4. 14; 1 Цар 26. 19), и что Господь «живет» на небесах (Быт 11. 5; 18. 21; 21. 17; 22. 11; 28. 12; Исх 19. 11, 18, 20) и везде слышит молитву верующих в Него (Быт 24. 12; Суд 16. 28; 1 Цар 27. 1 слл.). В период патриархов Яхве являл Себя в местах, ставших затем ханаанейскими святилищами (Быт 12. 7 (Сихем) , Быт 13. 18 (Хеврон) , Быт 26. 23 слл. (Вирсавия) , Быт 28. 10 слл. (Вефиль), Быт 32. 2-3 (Маханаим) и др.). В Египте единого места для богослужения у евреев, по-видимому, не было (ср.: Ам 5. 25-26), а со времени путешествия Израиля по пустыне священными местами стали гора Синай (Исх 3. 1 слл.) и источник Мишпат (Кадес). После захвата евреями Ханаана языческие капища были превращены сначала в племенные святилища Израиля ( Силом , Мицпа и др.), в более позднее время - в царские святилища. Однако в ветхозаветной традиции авторитет Синайского Богоявления никогда не ставился под сомнение. Эти святилища исчезли с установлением централизованного иерусалимского богослужения.

http://pravenc.ru/text/158292.html

—406— Надпись на кресте есть рукописание против нас, о котором говорит Ап. Павел ( Кол.2:14–15 ) и которое Господь чрез Пилата пригвоздил к Своему кресту 19, 19, – есть начаток исповедания разноязычных народов 19, 20. Назарет: у иудеев было ложное мнение, что Спаситель происходил из города или селения Назарет 1, 45. Наказания – посылаются Богом ( Исх.34:7 ) до третьего и четвертого рода отнюдь не на невинных потомков за виновных отцов, но только на достойных сего детей и от достойных сего родителей, по предведению Божию и долготерпению 9, 2–3. 403–410, –9. 3. 411, – допускаются Богом для исправления людей 15, 2. 333–334, – малые и большие слугам Господа, знающим и незнающим Его волю 9, 41, – на роптавших иудеев Бог не сразу налагает наказание, но медлит значительное время, – причины сего 6, 32–33. 481–483, – наказания за прегрешения не только сберегаются людям до будущего суда, но и до великого суда совершаются Богом разным образом и над живущими в телах 5, 14, не по желанию Бога, а по злой воле наказуемых 13, 10–11, – желать и ожидать наказания обидчикам свойственно людям, но Спаситель был выше этой человеческой немощи 15, 22, – неизбежно для тех, кои не имеют извинения в незнании 15, 22, –15, 24, – двойное наказание предстоит в аду – наказание за грехи и лишение сладостной надежды святых 8, 21. б. – за презрение к Богу 8, 28. б, – наказанием было изгнание Христом торгашей из храма 2, 15, –2, 16, – дыхание неверующих и грешников среди наказаний, мучительнейшее всякой смерти, когда душа содержится в теле для одного только ощущения зол 3, 36. б, – вечные грешникам 5, 28–29, – почему Бог налагает наказание не в начале, а после преступления 6, 32–33. 482. Наследники служения апостолов и пророков 4, 13–15. Наставники и учители должны неустанно и терпеливо повторять одно и то же для пользы научаемых 1, 35–36, – молчание вредно для самого учителя 1, 37, –4, 26, – подобно земледельцу, перепахивающему поле, следуя примеру Ап. Павла ( Флп.3:1 ) 8, 24. а, –8, 46. б, – наставник невиновен, если наставляемые не принимают его наставлений 3, 9–10, – в Своём лице Господь дает образец для церковных учителей – преодолевать всякий труд и ставить попечение о спасаемых выше забот о своём теле 4, 31–32, – не должно предлагать своим наставникам пустых и бесполезных вопросов, коими они приводятся в гнев 6, 26,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010