5:21. Поток Киссон. Река Киссон – это либо вади аль-Мукатта в Изреельской долине, несущий свои воды на запад, в Средиземное море, либо вади эль-Бира, стекающий с горы Фавор на восток, в Иордан. В песни Деворы река является неотъемлемым элементом тактического замысла. При помощи звезд (источника дождя в угаритской и месопотамской мифологиях) исход битвы при потоке Киссон был предрешен необычным летним ливнем, переполнившим реку. Когда вода вышла из берегов, промокшая земля свела на нет преимущество колесниц Сисары. Этот эпизод во многом напоминает Исх. 14:23–28 , где колесницы фараона были приведены в негодность и уничтожены возвратившимися водами Чермного моря. 5:26. Пронзила висок. В известном по угаритским источникам хананейском мифе богиня Ашерту (библейская Астарта) предстает как воительница, пронзающая головы своих врагов. 5:28. Мать у окна. Образ женщины – жены или матери, – ожидающей своего мужа или сына у окна, исполнен подлинного драматизма. Несмотря на попытки сохранить свое достоинство и придумывание версий, объясняющих его запаздывание (ст. 29, 30), она способна только с надеждой всматриваться вдаль из решетчатого окна. В одних случаях окно держит ее в плену замкнутого мирка, в других – обрамляет как поборницу проигранного дела (см.: Мелхола во 2Цар. 6и Иезавель в 4Цар. 9:30–32 ). 5:30. Добыча. Войны в Древнем мире объяснялись божественным повелением или необходимостью защищать честь нации. Тем не менее и цари, и обычные воины шли на битву, движимые стремлением захватить добычу. Победа в войне означала богатство, власть и порабощение врага (см.: Чис. 31:11,12 ; Втор. 20:14 ; Нав. 11:14 ; 1Цар. 14:30–32 ). 6:1–8:35 Гедеон 6:1. Мадианитяне. Народ, населявший южные области Трансиордании. Они названы потомками Авраама и Хеттуры ( Быт. 25:2 ), а в рассказе об Иосифе представлены как купцы, занимающиеся караванной торговлей (37:28–36). После побега из Египта Моисей породнился с племенем мадианитян (см. коммент. к Исх. 2:15 ), но мадианитяне не присоединились к израильтянам в завоевании Ханаана. В рассказе о Валааме старейшины мадиамские вместе с моавитянами нанимают пророка, чтобы он проклял Израиля ( Чис. 22:4–7 ). Первоначально территория мадианитян была сосредоточена к востоку от Акабского залива в Северо-Западной Аравии, но в различные периоды они расширяли свои владения на запад, в пределы Синайского полуострова, и на север, в Трансиорданию. На раннем этапе своей истории они вели полукочевой образ жизни, однако археологические исследования показывают, что уже в эпоху поздней бронзы (время исхода и начало периода судей) у них были селения, укрепленные города и система искусственного орошения. Никаких сведений о мадианитянах в древних источниках не содержится, но иногда их отождествляют с Shasu, часто упоминающимися в египетской литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

37. Можно было наблюдать и другое чудесное явление. Все, кто выходил собирать, естественно, различались и по возрасту, и по силе. Но никто из них не брал себе больше или меньше других сообразно со своими силами: от собранного отделяли каждому по потребностям, так что у сильного не было избытка, а у слабого – недостатка. Повествование сообщает еще об одной чудесной особенности: каждый мог собирать, сколько ему необходимо на день, ничего не откладывая про запас. А если кто по бережливости и сохранял часть своей пищи до следующего дня, то отложенное портилось, и в нем заводились черви ( Исх.16:20 ) 38. Есть и еще нечто удивительное в рассказе об этой пище. Из всех дней недели один, по некоему таинственному замыслу, был отведен для отдыха. Собранное накануне этого дня оказывалось в двойном количестве, несмотря на то, что и обилие выпавшей пищи, и усердие собиравших ее людей оставались прежними. Так у израильтян не было повода из-за недостатка пищи нарушать закон, повелевающий оставаться в покое. Божественная сила проявлялась здесь тем более, что в преддверии субботы (так назывался день покоя) отложенное оставалось невредимым и было таким же свежим, как и только что собранное: а в другие дни то, что оставляли, – портилось ( Исх.16:22–30 ). 39. Затем на них ополчился другой народ, который в повествовании называется амаликитянами, и разразилась война. Тогда впервые израильтяне вооружились для битвы. Однако они двинулись на врага не всем ополчением – лишь лучшие отборные силы вели войну, в ходе которой Моисей показал новый вид военного искусства. Когда Иисус, которому предстояло возглавить народ после Моисея, выводил войско против амаликитян, Моисей стоял вне строя на возвышенном месте, с которого он мог за всем наблюдать, и взирал на небо, а по обеим сторонам от него стояли помощники. 40. Вот о каком чуде, случившемся тогда, мы узнали из повествования: когда Моисей поднимал руки к небу, подчиненные ему израильтяне одолевали врагов: а когда опускал – войско отступало под натиском иноплеменников. Стоящие рядом заметили это, и когда видели, что руки Моисея тяжелеют и ослабевают по некоторой тайной причине, то поддерживали их с обеих сторон. А когда им стало трудно поддерживать, то посадили его на камень и так помогали ему держать руки поднятыми к небу. С этого момента силы иноплеменников стали ослабевать под натиском израильтян ( Исх.17:8–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

«Не сотвори себе... всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу,... да не послужиши им» ( Исх.20:4,5 ; Втор.5:8 ; Рим.1:23 ; 1Иоан.5:21 ). Не воздавай им божеских почестей: ибо все они суть творения единого Бога, созданные Сыном и Словом во Святом Духе. Сие Слово Божие, в последние веки восприявши плоть от девственного чрева, явилось на земле и обитало между людьми. Для спасение человеческого подъявши страдание и смерть и воскресши, Оно вознеслось с плотию на небеса, и возсело одесную величие на высоких. С сим же телом опять приидет во славе судить живых и мертвых. Посему из любви к Слову, вочеловечившемуся ради нас, имей изображение Его, чтобы оно напоминало тебе о Изображаемом, коему ты и должен поклоняться, поклоняясь иконе, возводя чрез нее ум свой к самому достопоклоняемому телу Спасителя, возседшему одесную Отца на небесах. Подобно сему имей и иконы святых, поклоняйся им, не как богам, что нечестиво, но с телесным поклонением и расположением к ним, и с подобающим чествованием, возносясь умом чрез образ к изображенному. Так и Моисей поставил изображение херувимов во святилище ( Исх.25:18–20,37 ). Самое святое святых служило образом пренебесных (предметов), а часть скинии, доступная мирским людям, носила образ всего мира. Моисей назвал эти отделения скинии святыми, восхваляя не твари, но чрез них содетеля мира – Бога ( Исх.26:33 ; Числ.6:20 ; Евр.9:1–5 ). Подобно сему и ты не боготвори икон Владыки Христа и святых, но чрез них поклоняйся сначала Сотворшему нас по образу Своему, а потом, по неизреченному человеколюбию, благоволившему возстановить в нас образ Свой и восприявшему его на Себя. Поклоняйся не только иконе Бога, но и образу креста Его. Ибо крест есть знамение величайшее и победоносное оружие Христа над диаволом и всеми силами врагов, так что, видя изображение его, они трепещут и обращаются в бегство. Это изображение явилось очень славным и соделало величайшие чудеса еще во времена пророков 1 , когда не явилось еще Первообраза. При втором же пришествии распятого на нем Господа Иисуса Христа, грядущего судить живых и мертвых, явится пред Ним и это великое и страшное знамя Его, «с силою и славою многою» ( Матф.24:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Автор второго из рассматриваемых переводов — Леон Иосифович Мандельштам (1819-1889), получил образование в Московском и Санкт-Петербургском университетах, отличался разносторонней ученостью, служил в министерстве образования. В 1862 году в Берлине вышел его перевод Пятикнижия Моисеева: «Тора, т. е. Закон или Пятикнижие Моисеево. Буквальный перевод Л. И. Мандельштама, кандидата петербургского университета. В пользу русских евреев. Берлин, 5622 [т. е. 1862]» [xiii] , несколько позже — его же перевод Псалтири [xiv] . Весьма ценные комментарии содержат богатый филологический и богословский материал. [xv] О своем переводе Пятикнижия Л.И. Мандельштам говорит, что «он должен служить...предварительной работой для будущего перевода Библии более изящным русским языком» [xvi] . В отличие от своего современника В. И. Кельсиева, Л.И. Мандельштам не сетует на отсутствие русского библейского языка, но исходя из истории немецкой и английской Библий, повлиявших на народный язык, говорит, что «так точно и русский...перевод Библии со временем может сделаться народным имуществом» [xvii] . Исходя из этого предположения, Л.И. Мандельштам формулирует свой главный переводческий принцип — дать текст, максимально приближенный к разговорной форме литературного языка, проведя, таким образом, локализацию библейского текста, при чем личность переводчика, по его мнению «должна исчезнуть пред собственным его произведением» [xviii] . В целях этой локализации Л.И. Мандельштам часто употребляет архаичные, диалектные и просторечные формы русского языка: «Предостереги народ, чтобы не ломились поглядеть на Господа» (Исх. 19,21). «И вломилась в них зараза» (Пс. 106,29). «Всякий тороватый сердцем» (Исх. 35,5). У Л.И. Мандельштама патриархи кочуют «табором» (Быт 32,8), едят вместо восточных лепешек «пироги» (Быт. 18,6), носят «кармазинный шелк» (Числ. 19,6), играют на «скрипках» (Быт. 31,27) меряют все на «аршин» (Быт. 6,15), а взвешивают — на «гривны» (Исх. 30,13); Иосиф носит «халат с позументами» (Быт. 37,23), а Фамарь «прикрывается фатой» (Быт.

http://bogoslov.ru/article/385577

1 к которому было слово Господне. Подобными словами нередко открываются книги пророков (ср. Ос. 1,1 ; Иоил. 1,1 ; Мих. 1,1 ). Они означают, что слова, записанные Иеремией, есть слова Самого Господа. Иосии. Речь идет о благочестивом царе Иосии, предпринимавшем с 628 г. до Р.Х. попытки коренным образом преобразовать религиозную жизнь иудеев ( 3Цар. 22,23 ; 2Пар. 34,35 ). Несмотря на то, что Иеремия не уделяет много внимания описанию реформ, произведенных Иосией, он дает ему однозначно положительную оценку (22,1). в тринадцатый год. Т.е. в 626 г. до Р.Х. 1 Иоакима... Седекии. Ничего не говорится о наиболее заметных преемниках Иосии Иоахасе и Иехонии, которые каждый по своему противились проповеди Иеремии. 1 было ко мне слово. Этой фразой нередко предваряется пророчество (ср. ст. 11). 1 Я образовал тебя... познал тебя. Рождение Иеремии и избрание его Богом тесно связаны друг с другом (слово «знать» имеет одно из значений «избирать», ср. Быт. 18,19 ; Ам. 3,2 ). Избрание Иеремии еще до рождения определяет его место среди других пророков. пророком. По сути дела, пророк есть тот, через кого говорит Господь. Образцом пророка служит Моисей (см. Втор. 18,14–22 ). для народов. Пророчества Иеремии обращены главным образом к иудеям, однако его свидетельство о грядущем суде относится в равной степени и к другим народам (25,8–37.46–51). 1 не умею говорить. Так же возражал и Моисей ( Исх. 4,10 ). молод. В данном случае это слово употреблено скорее в переносном смысле и выражает неопытность и незрелость (см. 3Цар. 3,7 ). 1 Не бойся. Это ободрение неизбежно повторяется вновь (см. 10,5; 30,10; ср. Ис. 43,1 ; Лк. 12,32 ). Я с тобою. В этих словах самое важное, что обещал Господь людям (см. Исх. 3,12 ; Ис. 7,14 ; Мф. 1,23; 28,20 ). 1 коснулся уст моих. Эти слова представляют собой метафору посвящения и означают дар изрекать слово Божие (см. Ис. 6,7 ). слова Мои в уста твои. См. Исх. 4,15 ; 2Пет. 1,21 . 1 искоренять... насаждать. Эти образы подчеркивают, что весть Иеремии будет предвещать разрушение, но также указывать на то, что в будущем от Господ придет восстановление.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Возможно, этим очищением земли с нее было смыто проклятие (3,17). Глава 8 8 вспомнил Бог о Ное. Древнееврейское слово «вспомнил» подразумевает действие, основанное на предшествующем обязательстве (9,15; 19,29; 30,22; Исх. 2,24; 7,6 ; Лк. 1,72.73 ), а не просто воспоминание. ветер. Это же древнееврейское слово в ст. 1,2 переводится словом «Дух». Это первое действие Бога с целью освободить обновленную землю от вод потопа (8,2 13, 16–19; 9,1–3 и ком.). Бог повторяет его при создании Израиля ( Исх. 14,21 и ком.), который также пройдет по сухой земле (ст. 8,13 и ком.; Исх. 14,16.22.29 ). 8:2–5 Возвращение земли к ее первоначальному хаотичному состоянию остановлено тем, что Бог вновь собирает воды наверху и внизу. 8:4 См.7,19.20. на горах Араратских. Эти горы находятся на территории, в древности называвшейся государством Урарту ( 4Цар. 19,37 ), позднее Арменией; теперь часть восточной Турции и северо-западного Ирана. 8 По прошествии сорока дней. См. 7,4 и ком. 8 обсохла поверхность земли. Земля готова принять на себя «душу живую». 8 выйди. Поскольку потоп служит прообразом крещения ( 1Пет. 3,20.21 ), выход избранных из ковчега может расцениваться как выход из вод смерти в новую жизнь (см. Ин. 5,28.29; 11,43 ; Рим. 6,3–6 ). 8 размножаются. Это указание соответствует 1,20.22, однако имеет и отличительную особенность: здесь повеление «выведи» относится не к земле, а к человеку, и повеление размножаться уже обращено не непосредственно к животному миру, а как бы передается через человека, поскольку именно благодаря праведности этого человека (Ноя) земля не была окончательно уничтожена. 8 жертвенник. Это первое упоминание о возведении жертвенника. И хотя Ной не называется здесь первосвященником, но именно таковым он и выступает. Ной символически посвящает свое царство Богу; он как бы предвозвещает Христа ( 1Кор. 15,28 ). 8 в сердце Своем. Букв.: «сказал сердцу Своему». не буду больше проклинать землю. См. ком. к 8,17. Бог не вспоминает проклятия из 3,17, напротив, Он обещает не губить землю водами потопа (9,11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Устроение прор. Моисеем чана для омовений. Витраж ц. Сен-Этьен дю Мон, Париж. XVI в. Устроение прор. Моисеем чана для омовений. Витраж ц. Сен-Этьен дю Мон, Париж. XVI в. (Исх 27. 20 - 31. 18). Для организации внешних форм общения народа с Богом учреждается ветхозаветное священство, к-рое является «священством в священстве», т. е. в среде народа, к-рый уже состоит в завете, т. е. в особых отношениях, с Богом. Описание облачения священнослужителей (богато украшенных одеяний Аарона и более простых одеяний его сыновей - Исх 28) предваряет повеление сынам Аарона поддерживать в темное время суток свет в светильнике скинии с помощью чистого оливкового масла (27. 20-21). Затем следует описание ритуала посвящения Моисеем Аарона и его сыновей в священники (29. 1-37), с которым тесно связано предписание о ежедневных жертвоприношениях: они должны совершаться в святилище и включать заклание 2 агнцев - утром и вечером (29. 38-39). Как Господь является Владыкой всего Израиля, так и это святилище должно иметь всенародное значение: к месту, где видимым образом проявляется присутствие Божие, все мужчины-евреи обязаны являться трижды в год (23. 17). Через надлежащее исполнение богослужебных предписаний Бог должен обрести особый способ пребывания среди Израиля: именно в этом разделе специально сказано, что Господь вывел израильтян «из земли Египетской, чтобы... обитать среди них» (29. 46). Заключение этого раздела содержит богословские основания служения священства (29. 42-46), оно может быть отнесено ко всему описанию служения в скинии (т. е. к концу 31-й гл.). За этим, завершающим, отрывком следуют описание покрытого золотом деревянного кадильного жертвенника для совершения воскурений внутри святилища (30. 1-10); предписание собирать половину священного сикля с каждого израильтянина во время переписи в качестве жертвенного выкупа за жизнь в пользу святилища, чтобы защитить каждого жителя от «язвы губительной» (30. 12); описание медного умывальника и его использования священнослужителями (30. 17-21), а также способов употребления благовоний в богослужении, особенно при помазании миром и воскурении фимиама (30. 22-38). Затем Бог назначает мастеров для изготовления описанных в этих предписаниях предметов (31. 1-11). Далее провозглашается закон о субботе, предписывающий наказание смертью за его нарушение (31. 12-17). Этот закон подразумевает преимущество субботнего покоя даже над сакральными работами по обустройству святилища.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Спасение Халева возвышается над гибелью неверящих соглядатаев (14:24). Спасение Халева и Иисуса Навина резко противоставляется спасению «злого общества» (14:27:30). Должны ли мы попытаться выжать из этих «противоречий» все, что возможно или подразумевается? Что же мы тогда скажем в отношении этих слов: «Не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева ... и Иисуса, сына Навина» (14:30)? Насколько мы должны подчеркивать слова «не войдете ... кроме Халева и Иисуса Навина» (Курс, авт.)! Разве Моисей и Аарон также признаны виновными? Конечно же, нет. Что же сказать в отношении двух глав в их конечной форме – являются они однородными или составными? Во-первых, должно быть очевидно, что они продолжают тему повествования 11-й и 12-й глав. Там грех неверия принес в Божий стан разрушение: смерть от огня, язвы, проказы. Подобным образом и в этих двух главах последствия греха неверия катастрофические: немедленная смерть (14:37), преждевременная смерть и запрет входить в обетованную землю (14:22, 23, 29:30), поражение (14:45). У израильтян имеются параллельные воспоминания об амаликитянах – победа, одержанная перед тем, как они пришли к горе Синай ( Исх.17:8–14 ), и поражение, которое они потерпели после того, как покинули Синай. Опять же, две главы изобилуют внутренними контрастами. Тринадцатая глава представляет неблагоприятные сведения соглядатаев; 14-я глава – неблагоприятную реакцию всего народа. Отчет соглядатаев является пораженческим и пессимистичным; отчет Халева положителен (13:25–33). Плоды этой земли огромны (13:23, 24:27), но се жители еще больше (13:28, 31:33). Народ размышлял о том, стоит ли возвращаться в Египет или сражаться за обладание Ханааном (14:6–9). Бог угрожает уничтожить этот народ (14:11:12); Моисей умоляет Его не делать этого (14:13–19). «И роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы» (14:2); Бог спрашивает: «Доколе злому обществу сему роптать на Меня?» (14:27). Халев и Иисус Навин войдут в Ханаан, но все их сверстники – нет (14:28–30). Дети неверных соглядатаев войдут в Ханаан (14:31), но и они должны пострадать за неверие отцов (14:33). Неверящие хотели побить камнями Моисея, Аарона, Халева и Иисуса Навина (14:10); Моисей ходатайствует о прощении и помиловании своих противников (14:19). Бог определяет последующее (14:37) и обещает затяжное наказание (14:29, 32:34).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Глава 3 3:1–51 В этих стихах даются предписания левитам. 3 Аарона и Моисея. Аарон упоминается первым, поскольку в этой главе речь пойдет о его семье. 3 священников, помазанных. См. Исх., гл. 28–30. 3 Надав и Авиуд. См. Лев. 10,1–3 (ср. Нав., гл. 7; 2Цар. 6,7 ; Деян. 5,1–11 ; см. также 2Пар. 26,16–21 ). 3:5–9 Левиты должны отправлять службу под руководством Аарона и его сыновей. 3:10 Только священникам разрешалось приближаться к святилищу. Это особенно подчеркивается в ст. 38. 3:11–13 Поскольку при совершении десятой казни египетской Господь спас первенцев Израиля, теперь Он имел право на них ( Исх. 13,1–16 ). Вместо них Он избрал племя Левия (см. 3,40–51). 3:14–37 Здесь названы три левитских рода, которым вменяются различные обязанности: сыны Гирсоновы должны были заботиться о покрове и завесах скинии (ст. 21–26), сыны Каафовы о ее внутреннем убранстве (ст. 27–32), а сыны Мерари о брусьях, шестах, столбах и подножиях (ст. 33–37). 3:38 Моисей и Аарон должны были ставить свой стан перед скинией собрания, поскольку именно они имели исключительный доступ в святилище. 3:39–49 Первенцы Израиля должны быть искуплены посвящением левитов на служение Богу. За «лишних против числа левитов первенцев» необходимо было отдать выкуп Аарону и его сыновьям. Глава 4 4:1–33 Более подробное изложение предписаний, о которых шла речь в гл. 3. 4:34–49 Результаты исчисления мужчин от тридцати до пятидесяти лет во всех левитских семьях. Глава 5 5:1–4 Господь напоминает народу о Своей святости и о том, что поскольку они живут близ места Его обитания, то сами должны быть святы. 5:5–10 Грех, содеянный против брата, приравнивается к греху против Господа. Господь вводит принцип возмещения, включающий исповедание греха и полное возмещение убытка плюс еще двадцать процентов. 5:11–31 В израильском обществе завета (который уподоблялся браку) прелюбодеяние рассматривалось как проявление неверности по отношению к Господу. Тяжесть этого преступления усугублялась церемониальным осквернением и согрешением против соплеменника или соплеменницы. Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Здесь предвидится случай, когда иноземец хочет передать в дар несовершенное животное, которое от него ни в каком случае не принималось. 1196 (Ст. 26–27). Ранее семи дней нельзя было приносить в жертву животного; оно считаюсь недостаточно совершенным, чтобы быть принесенным в дар Господу; над ним не протекло еще священное число дней. 1197 (Ст. 28). Срав. стих 30 гл. XXII; во Второзаконии подобное же запрещение брать из гнезда мать вместе с птенцами. Эти постановления развивали милосердие к животным, как мы уже говорили не раз. 1198 (Ст. 29–30). Также как о жертве мирной (Лев. 40;II, 15), от которой жертва благодарности отличалась, по-видимому, только названием и поводом, не обрядовой частью. 1199 (Ст. 31–33). Как в XVIII, 30, и XIX, 37, здесь заключение еще торжественнее, потому что оно оканчивает отдел обращенный к священнодействующим (Срав. начало главы). 1200 В XXIII главе Исхода, в прим. 12-м, мы изложили уже порядок празднеств Господу, поставленных для народа Израильского, и потому мы отсылаем к этому примечанию, для ознакомления с общей системой церковного года Израильтян. Здесь в кн. Левита, написанной, вероятно, с главной целью руководства, для священнодействующих, самый текст излагает последовательно, как праздники должны следовать один за другим, начиная с еженедельного празднования суббот. 1201 (Ст. 1–3). Мы уже говорили, что под именем священного собрания, мы разумеем не только обязательное присутствование при жертвоприношениях, но еще, по всей вероятности, род народного веча, которое судило о делах, касающихся целого народа или одного из колен. В пустыне, эти собрания могли быть еженедельно; в земле обетованной, они были обязательны для взрослых мужчин лишь три раза в году. Закон субботы повторен в этом стихе, так как на этом дне покоя основывалась вся религиозная жизнь Израиля: его был днем завета. 1202 (Ст. 4–8). Устав Пасхи изображен подробно в Исх. XII, 7–27.-В Пасхальные дни позволялось приготовлять пищу (Исх. XII, 16), чего не позволялось в субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010