11 ноября 2016 г. 13:10 Принципы осуществления церковной заботы о престарелых Документ составлен Комиссией  по вопросам организации  церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. 1. В Священном Писании отчётливо прослеживается необходимость почитания пожилых людей и престарелых, проявления особой заботы о них. Заповедь о почитании родителей (а почтительное отношение к родителям издревле олицетворяло уважительное отношение ко всем представителям старших поколений) в Священном Писании встречается неоднократно (Исх. 20, 12; Втор. 5,16; Еф. 6, 3). «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится», – говорится в книге Притчей Соломона (Притч. 23, 22). «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся [Господа] Бога твоего», – сказано в книге Левит (Лев. 19, 32). Почитать отца и мать – это значит не только уважать их, но также помогать в нужде, предоставлять отдых в старости и окружать заботой. Апостол Павел предостерегает христиан: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекается от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8); учит учтиво обращаться с пожилыми людьми: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» (1 Тим 5, 1).  Забота о пожилых и престарелых является одним из важнейших направлений социального служения Церкви и обязанностью каждого христианина. С возрастом в жизни человека происходят определенные изменения, касающиеся различных аспектов жизнедеятельности: физического здоровья, социального статуса. Меняется речь, память, скорость восприятия и воспроизведения информации; затухает функционирование органов чувств – происходят изменения вкуса, слуха, зрения, осязания. Важной психологической задачей в старости становится переживание возрастающей зависимости от других людей. В старческом возрасте сложно, а порой и совсем невозможно обойтись без посторонней помощи. При этом часто пожилые и престарелые люди остаются одни, без родных и близких, которые могли бы заботиться о них.

http://e-vestnik.ru/docs/zerkovnaya_zabo...

4.9. Заключение Завета и его смысл 4.10. Утверждение Завета Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 4.9. Заключение Завета и его смысл Конечным пунктом первой части путешествия была гора Синай, возле которой через пятьдесят дней после Пасхи был заключен Завет. Народ расположился станом у горы, а «Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу» (Исх. 19:3-8). Как видим, Моисей выступает в роли посредника. В течение трех дней народ готовится к получению откровения. И вот в день, который был пятидесятым с момента выхода из Египта, Господь в громе, молнии, дыме и трубном звуке «сошел на гору» и возвестил Моисею и народу слова Закона, которые начинались десятью заповедями – декалогом. Надеюсь, что вы их прекрасно знаете. Сразу отметим, что Завет заключается в пустыне, на ничьей земле, не принадлежащей даже никакому богу. И, таким образом, этот завет имеет характер не местный, но всемирный, относящийся ко всему человечеству. О том, что такое завет, мы уж говорили. Давайте посмотрим, в чем особенность завета Синайского. Структура завета, как замечено современными исследователями с. 136], формально имеет довольно большое сходство с обычными или, как сейчас говорят, типовыми договорами между повелителем (сюзереном) и подданным (вассалом), известными во втором тысячелетии до Рождества Христова. Немало таких договоров было найдено в текстах хеттов в архиве Богазкей.

http://sedmitza.ru/lib/text/430937/

8 святынь Место, где пророк Моисей, сняв обувь, говорил с Богом через Неопалимую купину. Исх. 3:1-5: «провел он стадо далеко в пустыни, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место на котором ты стоишь, есть земля святая» Иисус Христос сказал: " Легче верблюду пройти сквозь игольное ухо, чем богатому войти в Царствие Небесное " , для монахов живущих на Синайском полуострове это изречение Спасителя стало одним из главных смыслов отделения от мира. Чтобы не поддаться соблазнам мира, полного искушений, будущие монахи покидали свои дома, отправлялись в пустыню, становились отшельниками. Казалось бы невозможно выбраться из греховной пропасти, которую сам Бог сравнивает с игольным ухом. Но там где есть вход, должен быть выход. И здесь в качестве веревки, в качестве такого невидимого каната выступает божий промысел, некая невидимая рука, направляющая на путь истины. И как, однако, трудно было молодым, красивым, сильным юношам оставить все и стать отшельниками? Почему они выбрали узкий путь спасения, а не прелести богатства, сулящие мирские утешения? Понять это мы сможем только побывав на месте их подвига. Посетив монастырь Святой Екатерины только один раз, становиться понятно желание остаться там навсегда. Около III века монахи начали селиться маленькими группами вокруг горы Хорив — возле будущего монастыря Святой Екатерины, в оазисе Фиран Фаран и других местах южного Синая. Главным их деланием был подвиг отшельничества. Спустя некоторое время община собрала настолько много братии, что возник вопрос о строительстве монастыря. Монахи города Синая обратились к матери императора Константина святой Елене с просьбой о постройке возле Неопалимой купины маленькой церкви в честь Богоматери, также башни для укрытия монахов на случай набегов кочевников.

http://elitsy.ru/holy/temple/25653/

I. Сердцам всех правоверных, возлюбленные, хорошо известно, что сегодняшнее торжество должно почитаться наравне с другими особыми праздниками, и не сомневаемся мы в том великом благоговении, которое подобает этому дню, ведь Сам Святой Дух освятил его необыкновеннейшим чудом Своего Дара. Считая с того дня, в который вознесся Господь превыше небес, собираясь воссесть одесную Бога Отца, нынешний день будет десятым, но он воссиял для нас еще в тот день, от которого мы ведем отсчет, - в день Воскресения. Заключены же в нем великие тайны ветхих и новых таинств, в которых ясно показано, что милость была предвозвещена через закон, а закон был исполнен через милость. Ибо как некогда еврейский народ был выведен из Египта, и на пятидесятый день после заклания агнца дан был ему закон на горе Сионе (Исх.19,17 и далее), так и после страданий Христа, когда был умерщвлен истинный Агнец Божий, в пятидесятый день после Его Воскресения сошел Святой Дух на апостолов и прочих уверовавших; поэтому без особого труда усердный христианин может постичь, что начала Ветхого Завета подчинились евангельским началам и что тем же Духом дан второй Завет, каким и первый. II. Итак, как свидетельствует апостольское повествование: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян.2,1-4). О, сколь стремительно оказалось слово мудрости и сколь легко усваивалось преподаваемое там, где учителем был Сам Бог! Ведь для усвоения здесь не нужно дополнительное разъяснение, опыт исполнения и время для изучения; и так как Дух истины дышит где хочет (Ин.3,8), то присущие отдельным народам языки сделались общедоступными в устах Церкви. Итак, именно с этого дня возвестила труба евангельской проповеди; именно с этого дня потоки благодати, реки благословений напоили всякую пустыню и всю сушу (Ис.35,6 и далее). И как для обновления лица земли (Пс.103,30) Дух Божий носился над водой (Быт.1,2), и для изгнания изначальной тьмы вспыхивали молнии нового света; так и в сиянии огненных языков принимается огненное красноречие и лучезарное слово Господа, к которому для уразумения и для истребления греха добавились способность озарять и сила опалять.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/629/...

Кому уподоблю Царствие Божие, т.е. чему уподоблю Царствие Божие, вопрошал Спаситель, как бы затрудняясь подобрать более понятный и подходящий образ для выражения глубочайшей Божественной истины ( Лк.13:20 ). Но непродолжительна была остановка мысли Его. Божественный Учитель нашел образ в столь часто повторяемом, самом обыденном деле. Для того чтобы хлеб был вкуснее и питательнее, его выпекают квасным. А чтобы сквасить тесто, нужно немного закваски. Тут все понятно и просто. Подобно есть царствие небесное квасу, его же вземши жена скры в сатех трех муки, дóндеже вскисоша вся. «Царство небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» ( Мф.13:33 ; Лк.13:21 ). Спаситель уподобил царство небесное закваске. Пусть не смущает вас то, что слово Божие квасом обозначает часто нечто ложное, порочное, ветхое и тленное. В день исхода евреев из Египта пророк Божий Моисей запретил им вкушать квасное ( Исх.13:3 ). Квасный хлеб запрещено было приносить и в жертву Богу ( Лев.2:11 ). В дни празднования своей пасхи евреи не вкушали квасного. И Господь наш Иисус Христос говорил Своим ученикам: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» ( Лк.12:1 ). Св. Апостол Павел писал к коринфянам: «очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы безквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» ( 1Кор.5:7–8 ). Спаситель закваскою именует лицемерие, а Апостол Павел всякий порок и лукавство уподобляет закваске. Если кто вздумает толковать притчу о закваске в том смысле, в каком именуют последнюю Спаситель и Апостол Павел, то получится смысл превратный и погрешительный. Предположите, что закваска в притче обозначает ложь и заблуждение, ересь. Что же выйдет? Ересь заквасит все, т.е. испортит, одолеет Церковь истинную. А Спаситель Сам сказал: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей ( Мф. 16:18 ). И еще: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Если Господь Иисус Христос пребудет Главою Церкви до скончания веков, и посему никакие силы ада не одолеют Церкви, то как может одолеть ее ересь или рескол? Только наши раскольники от Церкви твердят вот уже двести лет, что патриарх Никон одолел Христову Церковь . И выходит, что этот патриарх имел силу, превосходящую силу и мощь Господа Бога. Господь Иисус Христос обещал пребыть в Церкви Своей до конца века, а патриарх Никон будто ниспроверг Церковь . Значит, обещание Спасителя не исполнилось. Церковь Его окончила дни свои на земле. Нет, значит, надежды и не спасение никому. Это богохульное мнение. А его держатся наши раскольники упорно, не желая понять, что думать так значит, Бога оскорблять безмерно. Так как же понять нам смысл притчи и какое назидание вывести?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

О храмах I. Православное учение о почитании храмов О храмах, как местах общественного богослужения, православная Церковь учит, что храм Божий не есть место исключительного пребывания Божества, что Бог пребывает везде и всюду; в хр мах же он являет только «особенное» Свое присутствие, благодатное , и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особенных знамениях. Это учение православной Церкви находит для себя основание и в св. Писании. Хотя Господь устами пророка и гово рит: «небо – престол Мой» ( Ис. 66:1–2 ), хотя и Соломон в своем смирении изрек: «Богу ли жить на земле» ( 3Цар. 8:27 ), – однако в книгах св. Писания говорится о таких местах, на которых Господу угодно было обнаружить особенное Свое присутствие ( Быт. 4:4. 28:16–18 ). Жертвенники в период Церкви патриархальной заменяли собою храмы. Во времена подзаконные по повелению Божию пророком Моисеем построен был первый на земле храм истинному Богу. «И сказал Господь Моисею... устроят они (израильтяне) Мне святилище и буду обитать посреди их. Все (сделайте), как Я показываю тебе, и образец скинии (храма) и образец всех сосудов ее, так и сделайте ( Исх. 25:8–9 ). И в другом месте св. Писания читаем: «отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его... Все сие в письмени от Господа, говорит Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки храма ( 1Пар. 28:11–19 ; ср. 3Цар. 8:13; 9:3 ). Из приведенных мест св. Писания видно, что храм есть дело воли Божией, получившее начало от Самого Бога и освященное Духом Божиим, ибо Сам Бог повелел Моисею и Давиду устроить храм для общественной молитвы и обещал пребывать в этом месте непрестанно. Таким образом, еще в Ветхом Завете Сам Бог благословил и освятил храм, как место совокупной молитвы верующих. Поэтому-то евреи, признавая храм домом Божиим, относились к нему с чувством величай шего благоговения. Обращаясь далее к новозаветным свидетельствам, мы находим в них также весьма ясные указания на необходимость почитания храма. В самом деле, осуждал ли Господь наш Иисус Христос когда-либо храм и давал ли хотя намек на то, что храм не нужен? Не только ничего подобного не встречаем в евангелии, а напротив того, видим, что Сам Господь оказывал уважение храму, посещая его в празд ники: Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др.; весьма часто поучал народ в храме и смотрел на храм, как на место особенного присутствия Божия, как на дом Божий, предназначенный для молитвы. «Каждый день с вами сидел Я, уча в храме» ( Мф. 26:55 ; ср. Лк. 19:47 ), – сказал однажды Иисус Христос врагам Своим. К этому месту стекались и слушали Его, вынося оттуда самые возвышенные уроки и поучения о святой, богоугодной жизни. Значит, храм, как отдельное место общественной молитвы верующих, и во время Спасителя был училищем веры и благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Общие понятия о праздничном богослужении Беседа 1. О необходимости и спасительности почитания праздников Православной Церкви I. Христианские праздники суть такие дни, которые должны быть посвящаемы на служение Богу и Господу нашему Иисусу Христу и в которые мы должны отложить всякое житейское попечение, оставить все обычные наши занятия и дела. Посредством праздников Православной Церкви наглядно изображаются все благодатные дары христианства. II. Праздники установлены Богом. Самый древний и распространенный праздник есть день недельный: начало его совпадает с появлением первого человека на земле. Когда и для чего он установлен? Об этом ясное свидетельство находим в книге Бытия. Вслед за рассказом о сотворении мира в ней говорится: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт.2:3 ). Всемогущий Творец таким распорядком Своей деятельности подал людям пример, чтобы и они шесть дней трудились, а в седьмой прекращали свои дела. Но не в одном только покое отличие седьмого дня от прочих дней недели: Бог не только почил в этот день, но благословил и освятил его, т. е. день этот есть день радостный и день святой, или священный. Покой, или прекращение всякой работы, в день седьмой служит только средством его освящения, необходимым его условием, без соблюдения которого невозможно было достигнуть действительного посвящения субботнего дня Господу. Из десяти заповедей, данных Богом при Синае и содержащих в себе весь нравственный закон, четвертая обязывает человека шесть дней работать, а в седьмой прекращать свои дела и служить Богу ( Исх.20:8–10 ). Сознавая важность этой заповеди, евреи со всей строгостью исполняли ее. Как же евреи посвящали субботу на служение Богу, в чем состояло их служение? Служение Богу состояло в том, что народ собирался в скинию или в храм, где совершались молитвы, были приносимы жертвы, происходило чтение и изъяснение Св. Писания. Кроме субботы, в ветхозаветной Церкви были и другие дни, посвященные воспоминанию важнейших событий в жизни народа еврейского, каковы: Пасха, праздник Опресноков, Пятидесятница, День Очищения, Кущей, Пурим и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ответ. Если взявший и читающий царское писание принял оное со всею внимательностью, с честью, страхом и усердием, и чествует его, и лобзает, и, словом сказать, делает, что ему предписано, - то сим воздается честь царю. А если отринет и уничижит он сие писание, оскорбит и обесчестит принесшего оное; то оскорбление делается самому царю. Так и преступающие предписание Великого Царя, то есть, пречистое Евангелие Его, преступлением своим бесчествуют давшего заповедь Христа. Так должно разуметь об Иудеях; потому что, приняв Писания, начертанные перстом Божиим, приносивших оные оскорбляли, били, побивали камнями и умерщвляли; а таким образом, преступив закон Божий, который говорит: праведна и неповинна да не убиеши (Исх.23:7), и Самого Начальника жизни, Святого и Праведного, оскорбили и заушили, оплевали святое, всепречистое и страшное лице Его, Которого трепещут небо, земля и море, и все наполняющее их (почему и сказал им Спаситель: Аз чту Отца Моего, и вы не чтете Мене (Ин.8:49); а, наконец, убили Его. Слышали, как преступлением закона бесчествуется Бог? Так, дети, и именующееся христианами, но живущие небрежно, преступлением Евангелия бесчестят Бога, делая то, что противно Владычной тайне, и заповеди Спасителя нашего Иисуса Христа, почитая не заслуживающими внимания, отвращают слух свой от истины, обращаются же к басням, как предвозвестил Апостол, что придет время, егда здраваго учения не послушают (2Тим.4:3). И вот видим, что слово стало делом. Ибо кто слушается Божественных Писаний? Кто внемлет Христовым заповедям? Кто мудр и хранит сие? Кто докажет, что не преступники мы закона? Многие мудры по плоти; многие благородны; многие сведущи и книжники, и законники, и цари, и князи, и богатые, и убогие, и рабы и свободные, и учители и монашествующие, и девственники, и живущие в девстве без обета. Кто из них может подтвердить, или доказать, что христианину должно играть на гуслях, или плясать, или скакать, или свирять, или шуметь, или гадать, или делать и носить, так называемые, хранилища, или вопрошать бесов, или упиваться, и тому подобное? Кто докажет, что свойственно сие христианам? Какое Евангелие, какая книга Апостольская, какой Пророк? Вот до пределов вселенной читается в Церкви Божественное Писание, Закон, Пророки, Апостолы и Владыка всяческих, и нигде не найдешь, чтобы христианам прилично было делать это; напротив того, каждый заблудился, и уклонился в пути своем, и стал преступником закона, и бесчествует Бога преступлением закона и предписанного законом, Пророками и Апостолами. Вот слышали вы, как бесчествуется Бог. Итак, христианин, перестань преступать закон и бесчествовать Бога. Перестань, наконец, подражать язычникам, чтобы, отшедши туда, не встретить тебе великой нужды, тесноты и бесчестия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/754/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Дни богослужения «Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви» — классический дореволюционный труд по литургике протоиерея Григория Дебольского. В данной публикации приведены полностью главы «Праздники», «Праздники и дни церковные непреходящие» и «Дни богослужения церковные общие и преходящие»; частично — «Дни постные» и «Недели и другие дни Цветной триоди, или Пятидесятницы»; отсутствуют — «Дни и праздники святых», «Дни седмицы». Протоиерей Григорий Дебольский предпосылает своему труду следующие слова: «Богослужение составляет необходимую и существенную потребность и принадлежность истинного христианина и истинной Церкви Божией. К служению Богу мы призваны и самым бытием своим, как творения Божии, которые все поведают (Пс. 18, 1), а тем более мы, одаренные разумом и совестью, должны поведать имя Божие; и неисчислимыми для нас благодеяниями промысла Божия и спасения, воспоминания которых составляют предмет Богослужения. Писание говорит нам: несте свои: куплени бо есте ценою. Прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия (1 Кор. 6, 19-20). И многоразличными нашими немощами телесными и душевными, от которых труждающиися и обремененнии могут обрести для себя истинный покой только в Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе (Мф. 11, 29). Богослужение бывает частное, к участию в котором не обязываются все, и общественное, к которому члены Церкви приглашаются благовестом. Богослужение общественное требует места и времени: поэтому Церковь Божия всегда имела и имеет священные места и времена. На небеси, по свидетельству Писания, святые окрест престола славы Божией поют неумолкную песнь непостижимому величию Божию (Ис. 6, 1-3; Откр. 4, 8). На земле по сотворении мира Бог освятил для богослужения седьмой день (Быт. 2, 3); потом законом, данным Моисею на Синае, богослужение распространил на все дни, повелев ежедневно освящать утро и вечер принесением Богу молитвы и жертвы (Исх. 29, 38-41; Чис. 28). Иисус Христос, сошедший на землю совершить волю Отца небесного, и св. Апостолы, избранные ученики Господа, своим примером и учением показали для верующих высокую важность и необходимость установления и хранения дней общественного Богослужения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

П.Т. Лютов Конспекты бесед Беседа первая (Мк.1:8 и 6:17–29) § 1. Примечания к тексту К ст. 1. Евангелие – греческ. слово, означающее буквально «благая весть», у классических писателей означает награду, вознаграждение за добрую весть или известия; в греч. переводе Ветхого Завета (LXX; употребляется и в этом смысле и в смысле самой вести; в Новом Завете – исключительно в последнем смысле, т.е. – доброй, радостной, благой вести (об Иисусе Христе, о царстве, Им основанном, или о спасении, Им совершенном). Провозвестником «евангелия», в данном случае, является Иоанн Креститель. Позднее слово «евангелие» стало означать самую книгу, повествующую о жизни Иисуса Христа. Иисус – греч. форма еврейского собственного имени Йешуа, или Йе‘ошуа, означающего, буквально, «он будет спасением» или «избавлением» (отсюда Мф.1:21 , «ибо»). Имя это было обычным среди иудеев, ср. Чис.13:17 ; 1Цар.6:14–18 ; Агг.1:1–14 , Кол.4:11 . Христос – греч. перевод еврейского слова Машиах (по-русски передается иногда словом «Мессия») означающего «помазанный» священным елеем при каком-нибудь посвящении, напр., в (арх-)иереи ( Лев.4:3–5 , в греч. библии ст. 5 звучит ‘о ‘иеревс ‘о христос), в цари ( 1Цар.10:1 ). «Помазанниками» в Ветхом Завете называются обычно цари иудео-израильские (называемые в славянск. библии христами, 1Цар.2:10; 26:9–16 ; 2Цар.1:14 ; Пс.2:2 и мн. др.), но также Израильский народ в целом, патриархи израильские ( Пс.104:15 ) и даже Кир, царь Персидский, Ис.45:1 . Впоследствии (в апокрифич. литературе, начиная с конца II века до P. X. и в арамейских толкованиях на текст Ветх. Завета) этим титулом именуется обетованный через пророков Царь и Спаситель мира. В новозаветное время титул «Христос» стал вторым собственным именем Господа Иисуса. В качестве такового (имени, а не титула уже) слово «Христос» (без члена) и употреблено здесь. Сын Божий. В Ветхом Завете выражение «Сын Божий» прилагается к ангелам ( Иов.1:6, 2:1, 38:7 ), к Израильскому народу ( Исх.4:22 ; Втор.14:1 ; Ос.1:10 ), к праведникам ( Прем.2:12–18 ), к Давиду (ср. 2Цар.7:14 ), но, кроме того, имеет и мессианский смысл ( Пс.2:7 ; Ис.9:6–7 ). Мессианское царство мыслилось теократическим, т.е. управляемым Богом при посредстве Его представителя – «Сына», «Помазанника». Здесь же это выражение употреблено Марком для обозначения второго лица Св. Троицы и вообще в Новом Завете употребляется в этом смысле. См. также примечан. к ст. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010