Библиологическое введение А) Сведения о пророке Михее: имя пророка Михея, место и время его служения, современное ему политическое состояние Иудейского и Израильского царств Еврейское имя пророка Михея имеет несколько начертаний. Полное имя пророка Михея: – встречается во 2Пар.13:2; 17:7 . Суд.17:1,4 ... Это имя значит: кто, как Бог ( – кто, – как, – Бог)? Но пророк Михей в ветхозаветных книгах называется сокращенными именами: ( Мих.1:1 ) и ( Иер.26:18 ). Значение их одинаково с полным именем. Принимая во внимание, что собственные имена у евреев иногда находились в соответствии с служением лиц, носивших их, толковники находят соответствие имени пророка Михея его деятельности. Филологическое значение имени пророка Михея толковники сопоставляют с употреблением в ветхозаветных книгах тождественного ему выражения: кто, как Бог ! Это выражение употребляется для обозначения высшей степени превосходства Иеговы пред тварными существами. Например, для обозначения высочайшей святости Божией ( Исх.15:11 ), величия ( Исх.18:11 ), всемогущества ( Втор.3:24 ), любви, и т. п. Оно встречается у пророка Михея, при описании несравнимой любви Иеговы к еврейскому народу. Кто Бог , как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступлений остатку наследия Твоего, говорит пророк ( Мих.7:18 ). В соответствие этому выражению и своему имени, пророк Михей раскрыл в своих речах идею несравнимой милости и любви Иеговы к Иудейскому народу. 1 Отечество пророка Михея определено в его книге и свидетельстве предания. В своей книге пророк Михей называется, по месту происхождения, морасфитянином: . Так его называют и современники пророка Иеремии ( Иер.26:18 ). Евсевий Кесарийский и бл. Иероним считали родиной пророка Михея Морасфу, находившуюся близь Елевферополя. В Морасфе бл. Иероним видел гробницу пророка Михея и при ней церковь . Толковники отождествляют Морасфу с упоминаемым у пророка Михея городом Морешеф-Геф ( Мих.1:14 ). Нынешние путешественники считают Морасфой незначительные развалины, к югу от Бейт-Дшиброна, древнего Елевферополя. По развалинам можно судить, что этот город имел значительные укрепления 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

«В те дни». Если бы у нас было только одно Евангелие Матфея, то, читая его, мы подумали бы, что выражение «в те дни» относится к словам евангелиста о поселении Иосифа в Назарете. А так как это было во время детства Спасителя, то мы стали бы относить и явление Иоанна народу ко времени Его детства. Правда, это первое впечатление, которое получается при чтении Евангелия, вскоре было бы поправлено, потому что в связи с крещением народа Иоанном говорится о крещении Самого Иисуса Христа (стих 13 и сл.) и о последующем искушении Его ( Мф.4 ). В обоих этих событиях Христос представляется уже взрослым мужем. Почему, переходя к изложению событий крещения Иоанна, евангелист не начал этого раздела как-нибудь иначе? Почему он не сказал, например, вместо «в те дни» – в те годы? Почему он не сказал прямо: когда Иисусу исполнилось или исполнялось тридцать лет? Чтобы устранить эту трудность, сравнивают выражение «в те дни» с еврейским «бэйямим гагем», которое имеет то же значение и также употребляется для обозначения неопределенного времени. Например, Исх.2:11 (по буквальному переводу): «и было в те дни, и велик Моисей» и т.д. (в русском переводе – «спустя много времени» и проч.; см. также Исх.2:23 ; Ис.38:1 ). У евангелистов Марка ( Мк.1:9 ) и Луки ( Лк.2:1 ) буквально то же выражение, с той только разницей, что, относясь к недавним событиям, оно поставлено с артиклем ( ν κεναις τας μραις – Марк; ν τας μραις κεναις – Лука; ср. Бласс, Gram., S. 145, 147). Отсюда, во всяком случае, можно вывести, что если бы Матфей хотел означить здесь время детства Спасителя, то употребил бы артикль перед словом «дни». Поэтому выражение Матфея считается неопределенным, общим, употребленным не столько для точного обозначения времени событий, сколько для перехода к рассказу о новых событиях. Матфей часто употребляет еще слово «тогда» – не для обозначения времени, а просто для связи с предыдущим повествованием ( Мф.3:13, 4:1, 9:14, 11:20 и др.). Больше всего соответствуют этому наши славянские выражения «во дни оны» или «во время оно». В слове «те» ( κενος, от κε – «там», значит собственно «тамошний», или, в приложении ко времени – «тогдашний») можно усматривать простое противоположение тогдашнего времени – времени писателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 22 Законы: о сбережении чужой собственности; об одеждах пола; об отношении к животным; о мерах предосторожности при возведении построек; о несмешении вида; о кистях внешней одежды; о публичном оклеветании мужем своей жены; о разных видах любодейства. Втор.22:1 .  Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему; Втор.22:2 .  если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их; Втор.22:3 .  так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться от сего. Втор.22:4 .  Когда увидишь осла брата твоего или вола его упадших на пути, не оставляй их, но подними их с ним вместе. Ср. Исх. 23.4–5 . Втор.22:5 .  На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие. Ср. Втор.22:9–11 . Цель законодателя – предохранить народ от всякого рода вредных противоестественных смешений (ср. Лев.18.22–24 ). Обычай переодевания в одежды иного пола в видах наслаждения противоестественными формами разврата практиковался у многих языческих народов древнего мира. Втор.22:6 .  Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми: Втор.22:7 .  мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои. Ср. Исх. 23:19 ; Лев.22:28 ; Втор 14:21, 22:10 : предписания гуманного отношения к животным, служащим на пользу человеку. «Мать, оставленная в живых, – замечает по поводу комментируемого места св. Ефрем Сирин , – может иметь и других птенцов. Если же оставишь птенцов, взявши их мать, – они умрут злой смертью . А если возьмешь и мать, и птенцов, то лишишь землю птицы» (Толк. на кн. Втор., гл. XXII).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 2 После сего дается Пророку повеление, жителям Иерусалима сказать: Иер.2:1–2 . Сия глаголет Господь: помянух милость юности твоея, и любовь совершенства твоего, егда последовал еси Святому Израилеву в пустыни, в земле ненасеянной, глаголет Господь. «Юностью» нарек начало призвания Иудеев. Ибо тогда Израильтяне, бедствуя в Египте, «востенаша» ( Исх.2:23 ), и Бог умилосердился, и употребив в служение Моисея, освободил их. Слова: «любовь совершенства твоего» употреблены в укоризну; потому что Иудеи никогда не имели совершенной «любви» к Благодетелю. Сие же открывает нам и песнописец Давид; ибо говорит: «возлюбиша Его усты своими, и языком своими солгаша Ему: сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его» ( Пс.77:36,37 ). Иер.2:3 . Свят Израиль Господеви, т. е. издревле я предпочел тебя другим народам, и стал ты именоваться Моим народом. Так сказал и блаженный Моисей: «и бысть часть Господня, людие Его Иаков: уже наследия Его Израиль» ( Втор.32:9 ). Начаток плодов Его. Ибо преимущественно пред всеми другими избрал его, почему и Фараону сказал: «сын Мой первенец Израиль» ( Исх.4:22 ); и устами другого Пророка говорит так: «яко же грезн в пустыни обретох Израиля, и яко» плод ранний «на смоковнице», обрел отцы «их» ( Ос.9:10 ). Вси поядающии его согрешат: злая наведу на них, глаголет Господь. Ибо ратующие против Израиля ратовали, не как служащие Богу, но как предполагавшие, что превозмогут самого Бога. Так и Сеннахирим говорил: «да не прельщает Бог твой тебе, на Него же уповал еси, глаголя» спасет Господь Иерусалим от руки моей ( Ис.37:10 ). Посему-то Бог сим ратующим угрожает наказанием, потом говорит всему народу: Иер.2:5 . Кое обретоша отцы ваши во Мне погрешение? яко удалишася от Мене, и ходиша во след суетных, и осуетишася. Кто в состоянии по достоинству воспеть человеколюбие Владыки? Ибо не судит как Судья, но как повинный приносит оправдание, и хочет, чтобы обличили Его, если должен был что сделать, и не сделал. И Всесвятый Бог беззаконным людям говорит: в чем Я погрешил? В чем поступил несправедливо? Говорите, обличайте. В чем могли обвинить Меня отцы ваши, когда оставили Благодетеля, и стали служить рукотворенным идолам? Я освободил их от рабства египетского, путеводил их по земли непроходимой, в пустыне «безводной» даровал им поток обильных вод, ввел их в обетованную землю, производящую всякого рода плоды. Ибо именем ( Иер.2:7 ) «Кармил» означена у Пророка вся обетованная земля. Но и сим воспользовавшись, не познали вы Благодетеля; напротив того, подражали мерзости отцов. Потом произносит Бог обвинение каждому лицу отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава L Господь отвечает в первых трех стихах тем, которые утверждали, что Он совершенно отступил от Израиля, как народа завета и обетований. Господь попускает на время несчастиям обрушиться на народ Свой; Он, говоря словами Ис. 54:8 : „В жару гнева сокрыл от Израиля лице Свое на время, но вечною милостию помилует его, говорит Искупитель Господь“. Господь, как Супруг неверной жены 1587 , предает ее бедствиям, но,-говорит 2-й стих читаемой главы, „разве нет силы у Господа спасти“? у Него, Вседержителя мира? Но с 4-го стиха глаголет Некто другой, посланный Господом; (памятовать Пс. 109:1 : „сказал Господь Господу Моему: седи одесную Меня“....). Сей глаголет к народу обетования и ко всему человечеству, раскрывая, что Он, коему Господь даровал язык мудрых, подвергнется оскорблениям и поношениям. Сей зовет к Себе, называя себя (ст. 10) Рабом Господним, зовет от мрака к свету, всех, кто боится Господа и слушается гласа Раба Его: идущий к Нему да уповает на имя Господне и да утверждается в Боге своем. Все же возжигающие огонь (нечестия и вражды и нечистоты) да идут в огонь вечный. Этот Раб Господень и есть Искупитель. (См. Ис. 54:8 ). 1 . Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал Вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша. Напомним, что в кн. Исход был момент, когда Господь хотел дать разводную Израилю. Это тогда, когда Он глаголал Моисею: „веди народ сей“ ( Исх. 32:34 ).... и пошлю пред тобою Ангела.... и введет он вас в землю.... но Сам не пойду среди вас. ( Исх. 33:2–3 ) 1588 . В словах этих Господь отрекался от народа обетования, как хранителя завета Его, хотя не лишал его милости Своей, сравняв его однако со всеми другими народами земли. Последний раз Господь отрекся от народа, когда он сказал: „се оставляется вам дом ваш пуст“ ( Мф. 23:38 ; Лк. 13:35 ); прибавив по милосердию Своему: „вы не увидите Меня, пока не приидет время, когда скажете: благословен грядый во имя Господне“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава VI Глава пятая заканчивается безрадостной картиной горя и тьмы и отчаяния. Она как бы предвещает последние минуты Ветхозаветного периода. После воспоминания о том, что Господь соделал для насажденного и возделанного Им виноградника, символизирующего неблагодарный народ, раздается вопль пророка: г о р е!-Орудие наказания уже готово; еще немного времени и – ряд бедствий обрушится на Израиля. Таковы были откровения, которые в начале своего служения пророк объявлял народу. Но вот наступает важнейший момент в деятельности пророка: он получает высшее откровение, он удостоивается видеть Самого Бога, являемого во Второй Ипостаси Его 433 . Пророк в трепете; ужас сознания своего недостоинства объемлет его. Тогда Господь повелевает очистить огнем уста пророка, потому что ему поручено будет поведать людям о великой тайне милосердия и любви: об явлении на земле Еммануила, Сына Божия, который, восприяв на Себя плоть человеческую, будет уничижен, и будет страдать, и вкусит смерть, и воскреснет и спасет людей 434 . Пророку, с очищенными огнем небесным устами,-повелевается предсказать народу и то, что он не поверит пророчеству, что придет время, что „очами смотреть будет и не увидит“, но что „святое семя“ будет корнем нового народа. Некоторые из великих пророков также видели таинственный храм горнего Иерусалима 435 . Моисею в Исх. 25:9,40, 26 (ср. Деян. 7:44 ) приказано было устроить скинию „по тому образцу, какой показан ему на горе“. Скиния в пустыне была первообразом всех храмов Господу нашему и Богу, состоя из двора для народа, с жертвенником, и из храма собственно, разделенного на Святая и Святая Святых 436 . По этому же образцу, только в увеличенных размерах, построен был и храм Соломона и все последующие храмы Иерусалимские. Исаия или видит этот храм в видении, или, стоя в храме Иерусалимском, видит Невидимого, всегда пребывавшего в нем по глаголу, Им сказанному Соломону ( 3Цар. 9:3 ), доколе за грехи народа слава Божия не оставила храм, пред его разрушением (Иезекииля XI, 23 ср. и все главы VIII-XI его книги до конца). В этом храме очи пророка вдруг разверзаются, завесы храма исчезают для его ока, и он видит Самого Господа на престоле, облеченного светом, яко ризою ( Пс. 103:2 ), и риза эта краями своими наполняет храм. Моисею было сказано о ковчеге, стоящем в Святая Святых, между изображениями двух херувимов: „там Я буду открываться тебе и говорить с тобою“ ( Исх. 25:22 ). Пророку Исаии открываются очи, чтобы он видел в действительности то, что знаменовали образы скинии и храма. Вместо кивота завета и изображений херувимов, он видит Господа сил, окруженного пламенеющими духами, которые названы Серафимами, т. е. огненными, (или превознесенными) 437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава вторая. Род Моисея Моисей – потомок Авраама, Исаака и Иакова, из колена Левия. В Св. Писании приводится его родословная. Вот имена сынов Левия по родам их: Гирсон, и Кааф, и Мерари. А лет жизни Левия было сто тридцать семь. Сыны Гирсона: Ливни и Шимеи с семействами их. Сыны Каафовы: Амрам и Ицгар, и Хеврон, и Узиил. А лет жизни Каафа было сто тридцать три года. Сыны Мерари: Махли и Муши. Это семейство Левия по родам их. Амрам взял Иоховеду, тетку свою, себе в жену; и она родила ему Аарона и Моисея (и Мариам, сестру их). А лет жизни Амрама было сто тридцать семь ( Исх. 6:16–20 ). В книге Чисел 3,27–28 дополнительно сообщается, что при исчислении народа во второй год по исходе из Египта в пустыне Синайской потомков Каафа мужеского пола от одного месяца и выше было 8600 человек. Также в Чис. 26, 59 подтверждается, что Иохавед, мать Моисея, была дочерью Левия. Имя жены Амрамовой Иохаведа, дочь Левина, которую родила жена Левиина в Египте, а она Амраму родила Аарона, Моисея и Мариам, сестру их. Итак, Моисей – сын Амрама, внук Каафа, правнук Левия, седьмой по роду от Авраама. Кстати, по матери он даже внук Левия. Браки на близких родственниках в те времена еще были разрешены. Библейское свидетельство подтверждается историком Иосифом Флавием: «Авраам был его [Моисея. – Г.Ф.] седьмым предком; сам Моисей был сыном Амрама, этот – сын Каафа, отцом которого является Леви, сын Иакова, сын Исака, который в свою очередь был сыном Аврама» кн. 2, гл. 9, п. 6]. Следует отметить расхождение текста LXX с масоретским касательно Иохавед, матери Моисея. В масоретском тексте в Исх. 6, 20 сказано, что Иохавед (дода), тетка Амрама, мужа своего. В Септуагинте же сказано: Θυγατρα το δελφο το πατρς ατο (дочь брата отца своего). Таким образом по LXX Иохавед была двоюродной сестрой Амрама и, следовательно, не была дочерью Левия. Трудно сказать, чем обусловлено это разночтение текстов. Схема родословия пророка Моисея Библейское родословие, согласно которого Моисей – седьмой от Авраама, правнук (по отцу) Левия, внук Каафа порождает немалую проблему, связанную с численностью сынов Израиля и, в частности, сынов Каафа, при исходе из Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Да не будут тебе бози инии! ПРАВОСЛАВИЕ.RU СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН         Свмч. ИЛАРИОН     ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧИЛИЩЕ ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ monastery@pravoslavie.ru ДА НЕ БУДУТ ТЕБЕ БОЗИ ИНИИ! СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ 95-Й ГОДОВЩИНЫ ОТ ОСНОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ Быша гласи и молния, и облак мрачен на горе синайстей, глас трубный глашаше зело. Гора же синайская, дымяшеся вся (Исх. 19, 16, 18). И глагола Господь: Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене (Исх. 20, 2—3). Но и громы, и молнии оказались бессильны: не могли они удержать жестоковыйного народа от идолопоклонства, и сетует Господь Бог ревнитель устами пророка Своего: Два зла сотворили люди Мои: источник живой воды - Меня — оставили и ископаша себе кладенцы сокрушенны, иже не возмогут воды содержати (Иерем. 2, 13). Но мы, новый Израиль, род христианский, разве не знаем, что и нам то же самое говорит наш кроткий Спаситель? Он говорит без грома и молнии, но неужели поэтому можно и не слышать Его любящего гласа? Никто, говорил Христос, не может служить двум господам: ибо или одного будет любить, а другого ненавидеть. Не можете Богу служить и маммоне (Мф. 6, 24). Не знаете ли, — пишет св. апостол Иаков, брат Господень, — что дружба с миром есть вражда против Бога? Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: до ревности любит дух, живущий в вас (Иак. 4,4-5). И все мы еще до святого крещения отреклись от лукавого и сочетались единому Христу. Но многих ли убеждает все это в той непреложной истине, что в одно время можно покланяться только одному Богу? Все отрекались от лукавого, все сочетавались единому Христу. Но пройдите вы по стогнам мира христианского и посмотрите, единому ли Богу люди покланяются. Всякий любящий Бога не должен ли ныне, подобно великому апостолу Павлу, возмутиться духом, видя, что жизнь современных христиан полна идолов, как языческие Афины времен святого Апостола (Деян.17,16)?

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/d...

Каждение в храмах Божиих пред священными предметами и при совершении жертвоприношения Богу ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета ( Исх. 30, 7–8 ). Далее в Библии сказано, что Моисей по велению Божию совершил благовонное каждение над золотым жертвенником, и покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила ее ( Исх. 40:27, 34 ). Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении указывает, что видел ангела, который возносил к Богу молитвы святых посредством каждения. «И пришел… ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник… И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога» ( Откр. 8:3–4 ). Из этих слов Священного Писания ясно, что каждение является неотъемлемой частью богослужения и выражает, во–первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во–вторых – благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает 1 , а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего. Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103-го псалма, на вечерне – при пении стихиры на «Господи воззвах»; на утрени – во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и на Божественной литургии после проскомидийного отпуста. На последнем каждении следует остановиться более подробно. После окончания проскомидии диакон берет горящее кадило в правую руку, вложив в него ладан, и идет на горнее место, где трижды осеняет себя крестным знамением; затем обращается к священнослужителю, совершающему проскомидию, со словами: «Благослови, владыко, кадило». Последний, благословляя кадило крестообразно рукой, произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христосе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в принебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа». Эта молитва утверждает истину, что Дух Святой всегда присутствует в Церкви Христовой, особенно во время совершения Божественной Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/z...

Каждение Каждение в храмах Божиих Каждение в храмах Божиих пред священными предметами и при совер­шении жертвоприношения Богу ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета (см.: Исх.30,7–8 ). Далее в Библии сказано, что Моисей по велению Божию совершил благовонное каждение над золотым жертвенником, и покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила ее (см. Исх.40,27,34 ). Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении указывает, что видел Ангела, который возносил к Богу молитвы святых посредством каждения. «И пришел. Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник... И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Апок.8,3–4 ) (7, с.402). Каждение – неотъемлемая часть богослужения. Что оно выражает? Из этих слов Священного Писания ясно, что каждение является неотъем­лемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых – благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает, а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего (Там же). Когда совершается каждение? Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103-го псалма, на вечерне – при пении стихиры на «Господи воззвах»; на утрени – во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и на Божественной литургии после проскомидийного отпуста. На последнем каждении следует остановиться более подробно. После окончания проскомидии диакон берет горящее кадило в правую руку, вложив в него ладан, и идет на горнее место, где трижды осеняет себя крестным знамением, затем обращается к священнослужителю, совершаю­щему проскомидию, со словами «Благослови, Владыко, кадило». Последний, благословляя кадило крестообразно рукой, произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже при­ем в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Эта молитва утверждает истину, что Дух Святой всегда при­сутствует в Церкви Христовой, особенно во время совершения Божественной литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010