В книге Исход продолжительность египетского рабства повторена дважды (см.: Исх 12: 40–41): «Времени же, в которое сыны Израилевы и отцы их обитали в Египте и в земле Ханаанской, было четыреста тридцать лет. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день ( первого месяца – Исх. 12: 1–11) ), вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью». Следовательно, исход израильского народа из Египта произошел в 3662+430=4092 году от С.Ч. «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломона над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу» (3 Цар. 6: 1). «Времени царствования Соломонова в Иерусалиме и над всем Израилем было сорок лет» (3 Цар. 11: 42; 2 Пар. 9: 30). После смерти Соломона его царство разделилось на Иудейское и Израильское (см.: 3 Цар. 11: 30–32; 12: 20–24). Это событие произошло в 4092+480+(40–4)=4608 году от С.Ч. Именно в 4608 году от дня сотворения человека Ровоам (сын Соломона) воцарился в Иудее (см.: 3 Цар. 12: 17; 14: 21; 2 Пар. 12: 13), а Иеровоам – в Израиле (3 Цар. 12: 20; 14: 20). Здесь и далее имена израильских царей выделены курсивом, продолжительность царствования показана в круглых скобках после имени царей, более надежные подчеркнутые числа использованы в последующих расчетах года воцарения от года разделения царства Соломона (от Р.Ц.С.). В книгах Царств и Паралипоменон приводятся не только годы царствования 20 иудейских и 20 израильских царей, но и согласованные годы их воцарения. Так, Аса воцарился: после Ровоама (17) и Авия (3) – 17+3=20 лет; «в 20-й год царствования Иеровоама, царя Израильского » (3 Цар. 15: 9). По второму варианту, воцарение могло произойти как в начале, так и в конце 20-го года царствования Иеровоама , а потому годом воцарения Асы следует считать число 19.5 с погрешностью ±0.5 лет, то есть 19.5(±0.5) год от Р.Ц.С. Ахав воцарился: после Иеровоама (22 года), Навата (2), Вааса (24), Ила (2), Замврия (7 дней), Амврия (12) и Фамния (6, одновременно с Амврием) ; в 38-й год Асы (см.: 3 Цар. 16: 29), то есть в (19.5±0.5)+(37.5±0.5)= 57(±1) год. Иосафат воцарился: в 4-й год Ахава (см.: 3 Цар. 22: 41–42) – (57±1)+(3.5±0.5)=60.5(±1.5); после Асы (41) – (19.5±0.5)+41= 60.5(±0.5) . Иорам воцарился: после Ахава (22) и Охозии (2) ; в 18-й год Иосафата (см.: 4 Цар. 3: 1) – (60.5±0.5)+(17.5±0.5)= 78(±1) . Ииуй убил Охозию и Иорама (см.: 4 Цар. 9: 23–28) и воцарились: Гофелия после Иосафата (25), Иорама (8) и Охозии (1) и Ииуй после Иорама (12) в (78±1)+12= 90(±1) году от Р.Ц.С.

http://pravoslavie.ru/89460.html

Потому Господь сказал ангелам, не сохранившим своего господства: «Я сказал: вы – боги и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» ( Пс.81:6–7 ), разумеется, подражая дьяволу , ставшему князем всех, идущих к погибели. Итак, очевидно, что они были прокляты не по своей природе, а за пренебрежение к своим обязанностям. У тебя же, о народ Израиля, «часть Бога и наследственный удел Его» ( Втор.32:9 ), «да не будет других богов, кроме Меня» ( Исх.20:3 ), ибо Бог – поистине «один Бог», а Господь – воистину «один Господь». Но другим, сотворенным Им, Он дарует это наименование не по природе, а по благодати. Не думай, однако, что эти слова сказаны только Израилю «по плоти» ( 1Кор.10:18 ). Эти слова в значительно большей мере обращены к тебе, соделанному Израилем, умом Богу видимому, с обрезанным сердцем, а не плотью. Ибо хотя мы по плоти язычники, по духу мы – Израиль, благодаря Тому, Кто сказал: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» ( Пс.2:8 ), Тому, Кто также сказал: «И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них» ( Ин.17:10 ), если только ты поступаешь так, чтобы удостоиться тебе стать частью Бога и ходить в наследственном уделе Его. Но если поступаешь недостойно, то у тебя перед глазами пример тех, которые были призваны стать частью Бога, но своими грехами заслужили то, что рассеял их «Господь по всем народам» ( Втор.4:27 ). И те, кого прежде вывели из «дома рабства», теперь – ибо «всякий делающий грех есть раб греха» ( Ин.8:34 ) – снова стали рабами, но уже не только египтян, но всех народов. Таким образом, и тебе, вышедшему из Египта, кого Иисус Христос вывел из «дома рабства», сказано: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня» ( Исх.20:3 ). 3 . Теперь посмотрим, что, как кажется, содержится во второй заповеди: «Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» ( Исх.20:4 ). Между идолами и богами – большая разница, как и Апостол учит.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Возможность священных изображений Мф.3:16 . «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Объясн. Третья ипостась Святой Троицы, Дух Божий явился в телесн. виде (голубя) при крещении Второго Лица, а первое Лицо являлось пророкам Даниилу: Дан.7:9 , Исаии: Ис.6:1–2 . Святая Троица засвидетельствовала о Себе: Лк.3:22 , так почему же нам не запечатлевать это событие в виде священного изображения? Мф.22:19–21 . «Покажите Мне монету, которой платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Объясн. Изображение и смертного кесаря было в почёте на монетах, как и у нас в почёте деньги с изображениями, то не тем ли более должны быть почтены священные изображения, сделать которые повелел Сам Бог: 3Цар.6:23–29 ; Исх.25:18–21 ; Ковчег был из дерева, но к нему обращались со словами: «восстань Господи»: Чис.10:35 ; не погрешают и христиане, когда взывают перед образом, возносясь сердечно к Первообразу, Который благоизволил принять на Себя плоть: Ин.1:14 , да и раньше Бог являлся святым людям: Ис.6:5 ; Дан.7:13 . Ин.1:18 . «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Объясн. Всё существо Божества по его совершеннейшей духовной природе конечно никто и никогда не видел и видеть не может: Исх.33:20 ; и на святых иконах изображается не само духовное и невидимое существо Божие, которое не изобразимо, а изображаются бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления Божества, в каких Бог благоволил открывать себя человеку: Ис.6:5 ; Дан.7:9 ; Лк.3:22 ; Ин.1:14 ; Деян.7:55 . 1Ин.4:12–14 . «Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». Объясн. Выставляющим это место против почитания иконных изображений Господа Бога следует напомнить, что на святых иконах изображается не самое духовное и невидимое существо Божие, а только бывшие в действительности и виденные человеческими очами явления на земле всемогущего и премудрого Бога: Ин.1:14:18 ; 1Тим.3:18 ; кто будет утверждать, что будто люди совсем не видели Господа телесными очами, тот навлечёт на себя звание антихриста: 1Ин.4:3 ; апостол Иоанн здесь говорит о невозможности видеть в полном существе Бога, которое смертный человек действительно не может видеть и жив остаться: Исх.33:20 ; но Богочеловек ( Ин.10:30 ) нам являлся и с нами жил и, следовательно, явил нам возможность изображать Его в том виде, в каком явился Он на земле: Лк.3:22 ; Флп.2:7 . Да и Бог Отец в откровении являлся святым людям: Дан.7:9–13 ; Ис.6:1–3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ис.66:3 . «Воскуряющий фимиам (в память) то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их». Объясн. Здесь обличается еврейский народ за свою нераскаянность, за принесение жертв без соответствующего душевного настроения; без сокрушения сердца, смирения и трепета пред Богом: ст.2. А эти именно качества и требуются от молящихся Православной Церковью. Следовательно, относить этот стих Исаии к Православной Церкви неразумно, тем более что православные при светильнике и фимиаме молятся не идолу, а истинному Богу и употребляют таковые по Слову Божию: Исх.31:11 ; Лев.24:4 . Иер.6:20 . «Для чего Мне ладан, который идёт из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне». Объясн. Устами пророков изобличаются обыкновенно неблагодарные и вероломные евреи за то, что они оставили Господа: Ис.1:4 , суд превратили в отраву: Ам.5:7 , руки полны крови: Ис.1:15 . При таком их беззаконии бесполезна всякая обрядность, как, например, и описанная здесь. Но для людей, послушных заповедям Господним, должны были быть святы повеления Господни и о светильниках и о фимиаме (ладане): Исх.25:31:37, 30:1:7, 35–38 . В Новом Завете нигде не говорится об отмене употребления светильников и фимиама, но в пользу их было сказано: Деян.20:7 ; Мф.2:11 ; Флп.4:18 ; Откр.1:18:7:3–5 . О продаже в храме церковных свечей Мк.11:15 . «Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул». Объясн. Иерусалимские торжники и менялы превратили храм в дом торговли: Ин.2:16 и сделали его вертепом разбойников: Мк.11:17 ; в православном храме продажа свечей представляет собой не столько торговлю, сколько приём денежных жертв для возжжения светильников: Деян.20:8 ; Исх.25:31 ; Лев.24:4 . Лк.19:45 . «И вошед в храм, начал выгонять продающих в нём и покупающих». Объясн. Здесь опять-таки разумеются Иерусалимские торжники и менялы, превратившие храм в дом торговли и вертеп разбойников: Ин.2:16 ; Мф.21:13 , сравнивать это с продажей свечей неразумно, ибо для поддержания храма продающие свечи церковные старосты как бы жертву принимают на храм: Мф.17:24 ; Мк.12:41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Это помазание имело спасительное значение для евреев в ту ночь, когда по всей земле Египетской были поражены смертью все первенцы «от человека до скота» ( Исх. 12:12 ), «от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота» ( Исх.12:29 ). Христос, совершая пасхальную вечерю и давая ученикам пить от чаши благодарения, назвал эту чашу чашей Его собственной Крови, проливаемой «за вас» ( Лк. 22:20 ), «за многих» ( Мк. 14:24 ), «во оставление грехов» ( Мф. 26:28 ). Происшедшие в пятницу события – распятие и смерть Иисуса – открыли Его ученикам смысл сказанных Им на Тайной вечере слов, когда Он, раздавая афикоман, назвал его Своим ломимым Телом, а чашу благодарения – Своей Кровью, проливаемой «за многих» ( Мк. 14:24 ), «во оставление грехов» ( Мф. 26:28 ). Стало понятно, что имел в виду Учитель, когда говорил: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови» ( Лк. 22:20 ). Поэтому спустя около 20 лет после этих событий апостол Павел писал: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» ( 1Кор. 5:7 ). Еще более настойчиво выражал эту мысль любимый ученик Иисуса Христа Иоанн, во время установления Нового Завета Бога с человечеством в Крови Иисуса Христа стоявший у Креста своего Учителя. Он не преминул заметить, что распятие Иисуса Христа произошло в тот день, когда евреи вкушали пасху ( Ин. 18:28 ). В том факте, что распятому Учителю не потребовалось перебивать голени ( Ин.19:32–33 ), Иоанн видит предопределение об Иисусе Христе как Агнце новой пасхи. В этом случае он даже привел слова из книги Исход, относящиеся к ритуалу заклания пасхального агнца, – «костей не сокрушайте» ( Исх. 12:46 ) – и интерпретировал их как пророческие ( Ин. 19:36 ). Агнец – любимый образ выражения Иоанна Богослова об Иисусе Христе. Он употребил его в Откровении 26 раз ( Откр.5:6,8,12,13 ; Откр.6:1, 16 ; Откр.7:9–10, 14, 17 ; Откр.12:11 ; Откр.13:8 ; Откр.14:1, 4, 10 ; Откр.15:3 ; Откр.17:14 ; Откр. 19:7, 9 ; Откр. 21:9, 14, 22, 23, 27 ; Откр. 22:1,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Вы – свет мира ( Мф.5:14 ). Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ). В подготовительной школе, то есть в Ветхом Завете, сказано: Не убий ( Исх.20:13 ; Втор.5:17 ). В высшей школе Христова Евангелия сия заповедь углубляется, воспрещая даже гнев на брата своего, то есть исторгается корень, от которого проистекает убийство ( Мф.5:21–22 ). В подготовительной школе сказано: Не прелюбодействуй ( Исх.20:14 ; Втор.5:18 ). В высшей, Христовой, школе сия заповедь уходит вглубь вплоть до корня и семени прелюбодеяния. – А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). В подготовительной школе еще сказано: Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои ( Мф.5:33 ; ср.: Лев.19:12 ; Чис.30:3 ; Втор.23:21 ). В высшей школе Спасителя запрет простирается гораздо дальше, так что возбраняется клятва вообще. – А Я говорю вам: не клянись вовсе... Но да будет слово ваше: «да, да»; [и] «нет, нет» ( Мф.5:34,37 ). Ведь когда брат говорит брату в присутствии Отца, то клятва не только не нужна, но и оскорбительна. Еще сказано в подготовительной школе: Око за око и зуб за зуб ( Исх.21:24 ; Лев.24:20 ; Втор.19:21 ). В высшем Христовом университете это считается товариществом, но для братства нужна новая заповедь. – А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ( Мф.5:39 ). Вот что такое братство. Ибо Отец Небесный со всеми Своими небесными Ангелами зрит все и обо всем помнит. Еще сказано в подготовительной, низшей школе: Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего ( Лев.19:18 ; Мф.5:43 ). Сие есть лишь нечто из добра, но [отнюдь] не добро совершенное. В высшем же университете Мессии это считается недостаточным. Посему Мессия и заповедует: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф.5:44 ). Ведь люди, которые для вас враги и которые поступают с вами не по-братски, не ведают, что творят; не знают они, что их против вас подстрекает злой дух, человекоубийца, богоотступник и лиходей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ибо один – Бог, один – Законодатель Ветхого и Нового За­вета, «многократно и многообразно говоривший из­древле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ) и в последние времена в Единородном Его Сыне. Поэтому на­правляйте свой ум со тщанием! Это слово – не мое; Святой Дух объявил через святого Апостола Павла: «Бог, многократно и многообразно говорив­ший издревле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ). Заме­чай, что Бог говорил «многократно и многообразно». Ибо как сведущий врач не всем и не всегда дает один и тот же вид [лекарства], но каждому дает лекарство необходимое и полезное, обращая вни­мание и на страну, и на болезнь, и на время, то есть на положение дела, и [телесное] состояние, и на возраст: и дитяти – одно, совершеннолетне­му же, сообразно с возрастом, другое; иное – боль­ному, и другое – выздоравливающему, и каждо­му из больных не одно и то же, но сообразно со свойством [его тела] и болезнью; и иное – летом, и другое – зимой, и осенью, и весной, и в каждом месте – соответственно свойству места; так и прекрасный Врач душ находившимся в детском еще возрасте, и изнемогавшим от болезни идоло­служения, и считавшим идолов богами, и покло­нявшимся им как богам, и отвергавшим поклоне­ние Богу, и воздававшим славу Его твари запре­тил делать изображения. Ибо невозможно делать изображение Бога – бестелесного, и невидимого, и невещественного, и не имеющего ни внешнего вида, ни очертания, и непостижимого. Ибо как будет изображено то, что недоступно зрению? «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). И: ни­кто, узрев лице мое, жив не будет, говорил Бог ( Исх.33:20 ). VI. Я знаю Того, Кто неложно сказал: «Гос­подь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор.6:4 ); и: «Гос­пода, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи» ( Втор.6:13 ); и: «Да не будет у тебя других богов» ( Исх.20:3 ); и: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле» ( Исх.20:4 ); и: «Да постыдятся все служащие ис­туканам» ( Пс.96:7 ); и: «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут» ( Иер.10:11 ); и то, что та­ковым образом «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» ( Евр.1:1 ), «в последние дни… говорил нам в Сыне… чрез Кото­рого и веки сотворил» ( Евр.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Очевидны здесь светлые следы эдемской жизни, когда люди слышали глас Господа Бога, ходящего в раю ( Быт.3:8 ), и предметы чувственного вкушения относились к открытым урокам и способам Божественного откровения. Но вместе с сим приметим, что только «избранные из сынов Израилевых» допущены до такой райской свободы и простоты Боговидения. Притом, из всех многочисленных и разнообразных чудесных явлений, при Моисее, не было еще другого подобного случая, когда, кроме Моисея, несколько десятков старейшин израильских так удобоприступно и просто видели место стояния Божия, еще же ели и пили при этом. Да и в изображение настоящего случая Боговидец Моисей нашел нужным заметить, как видно, нечто уже необыкновенное, что Господь Бог «не простер руки своей на сих избранных из сынов Израилевых». При первом Боговидении сам Моисей, как сказано в 3 гл. ( Исх.3:6 ): «закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога». Во время синайского законодательства, сам Господь строго подтверждал народу чрез Моисея «чтобы он не порывался ко Господу, чтобы видеть», да никогда, приступят к Господу уразумети и падут из них мнози ( Исх.19:21 ). После уже самого опыта слышания Божиих глаголов не только весь народ говорит Моисею: глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем» ( Исх.20:20 ); но и самые избранные из сынов Израилевых, их старейшины, выражали то же, с обстоятельным объяснением своей неспособности к открытым и непосредственным Богоявлениям: и бысть яко услышасте глас из среды огня, говорил Моисей, воспоминая синайские обстоятельства ( Втор.5:23–27 ), и приидосте ко мне вси начальницы племен ваших, и старейшины ваши и ресте: се показа нам Господь Бог наш славу Свою, и глас Его слышахом. И ныне да не измрем... Аще приложим мы слышати глас Господа Бога нашего ктому, и умрем. Кая бо плоть, яже слыша глас Бога жива... яко же мы, и жива будет? Приступи ты, и проч. Вот уже до какой степени дошел тот страх грешных людей пред лицезрением Божиим, которого началом было стыдливое движение первых преступников скрыть от Бога свою наготу ( Быт.3:8–10 )! Мало сего, – до того уже уменьшилась естественная близость и приемлемость человека к открытому общению с Богом, что уклонение от сего могло происходить не только по невольному движению в человеке нечистой и обличающей совести, как в прародителях, или даже по упорству, как в Каине, скрывшемся от лица Божия после братоубийства и суда над ним Божия, – но уже и по свободному и святому движению благоговения и чистого страха Божия, как бы, столько отдалясь от Бога грехом, не оскорбить Его открытым к Нему приближением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

10 августа 2013 года исполнилось 10 лет со дня кончины священника Константина Галериу (1918–2003), одного из самых крупных румынских богословов и духовников. Предлагаем читателям сайта беседу отца Константина; вопросы ему задавал архимандрит Иоанникий (Бэлан) . – В Ветхом Завете мы получили от Бога в качестве закона жизни десять заповедей (см.: Исх. 20: 2–17; Втор. 5: 6–21). В Новом Завете Бог даровал нам девять блаженств (см.: Мф. 5: 3–11). Имеются ли сходства и различия между этими двумя дарами Божиими? – Сходство заключается в том факте, что и у закона, и у блаженств Один и Тот же Автор – Бог; оба они – дар любви и попечения о нас. – А различия? – Самое важное различие указывает нам Святое Евангелие: «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1: 17). – Как вы объясните это Божественное слово? – В этом откровении показано, как дарованы были нам и закон, и блаженства . Закон был дан через человека, через Моисея. Дан он был на горе Синайской и в «духе страха» (ср.: Ис. 11: 3) по причине нашего греха, при громах и молниях(ср.: Исх. 19: 16). Блаженства дарованы нам были Самим Сыном Божиим, соделавшимся Человеком. Слов а «дан чрез Моисея», а благодать «пришла через Иисуса Христа» показывают, что Сам Автор блаженств, Бог, пришел к нам, Он здесь присутствует. Они [блаженства] тоже были даны на горе в знак того, что они приходят свыше, но в духе смирения, кротости, милости и мира Божественного. А если пришел к нам Сын Божий, ставший Человеком, то есть пришла полнота, из которой мы берем «благодать на благодать» (Ин. 1: 16), тогда это означает, что в даре блаженств, предложенном нам лично Богом, мы имеем полноту благодати, путь совершенства. – Из этого коренного отличия вытекают и другие? Не могли бы вы их показать. – Да! Вдумаемся в это. Закон был дан Промыслом Божиим, чтобы заградить путь зла вниз – наклонную плоскость падения нашего. Он словно крик, словно приказ: «Стой, останови, останови зло» – то есть грех, тлен, смерть . Поэтому он являет собой ряд запретов: «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим; не делай себе кумира; не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; не убивай; не прелюбодействуй; не кради»(Исх. 20: 3–15).

http://pravoslavie.ru/63387.html

   Но для возникновения этого желания необходимо время. Понадобилось оно и Моисею, и довольно много прошло этого времени — он успел жениться на дочери Иофора Сепфоре, она родила ему первенца, «и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле» (Исх. 2:22) (то ли сравнивая ее с землей египетской, где он провел свою молодость, что говорил бы нам о том, что ко времени рождения сына «египетский дух» еще не полностью оставил Моисея; то ли свидетельствуя этим именем «о страстном желании всех израильтян выйти из рабства и возвратиться в землю отцов»).    И как только Моисей трудами своими и верою оказался готовым к великому таинству непосредственного личного общения с Божеством, тотчас на пути его — за вполне обыденными заботами! (См.: Исх. 3:1) — воспламенилась неопалимая купина «и воззвал к нему Бог из среды куста», и ответил Ему Моисей: «Вот я» (Исх. 3:2—4)!    Но «ты, душа моя окаянная, не убила ум свой уязвлениями, как некогда великий Моисей поразил египтянина».    Ты не хочешь отказаться от «негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим. 6:20) — той «мудрости», которую «Бог обратил в безумие» (1 Кор. 1:20, 3:19), той мудрости, которой надлежит пройти вместе с образом мира сего.     Ты не внимаешь святым отцам, которые в своих писаниях «предостерегают от неправильного и злого применения наук и от неумеренного почитания их». Смотри: отцы не противятся науке, они даже говорят о·«науках внешних, в большей или меньшей степени нужных для инока». Потому они и говорят: «Мы не мешали бы обучаться внешней науке желающим из тех, кто не избрал монашеской жизни, но всю жизнь заниматься ею никоим образом не советуем никому, а ожидать от нее каких-либо точных познаний о божественных предметах и вовсе запрещаем, потому что от нее нельзя научиться ничему надежному о Боге».    О мудрости же монашествующих говорят: «Смиренномудрый монах не любопытствует о предметах непостижимых», — и советуют: «Познай самаго себе: и се есть истинное воистинну смирение, смиренномудроствовати научающее, сокрушающее сердце. ...Еже бо себе познати, конец есть делания добродетелей».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010