народов, населяющих Палестину (23. 20-33), что является особенностью законодательных частей кн. Исход в отличие от параллельных мест в текстах закона в Лев 26 и во Втор 27-28, к-рые обычно заканчиваются собранием благословений и проклятий. (Исх 25. 1 - 27. 21). Заключение завета с Богом открыло возможность для Израиля к регулярному общению с Богом во внешних формах. Бог повелел собрать ценные материалы, чтобы построить Ему место обитания посреди народа - святилище или скинию собрания (25. 8; 27. 21). Образ скинии во всех деталях был показан Моисею в видении на горе (25. 9, 40; 26. 30; 27. 8). Сначала дается описание ее наиболее важного элемента - ковчега-хранилища для «скрижалей завета» (24. 12; 31. 18). Крышку ковчега будут украшать изображения херувимов, там Бог будет «открываться» Моисею и давать повеления (25. 22). Далее следует описание столов предложения (25. 23-30) и семисвечника (25. 31-40). Мн. украшения скинии изготовлены из золота или дерева, покрытого золотом, что призвано подчеркнуть святость этого места. Внутреннее убранство скинии включает различные покрывала из льна, виссона, голубой и червленой шерсти, на которых вытканы изображения херувимов (26. 1) и которые соединяются вместе золотыми петлями (26. 5-6). Внутренние покрывала скинии должны защищаться внешним покрывалом из козьей шерсти (26. 7-13). Брусья из дерева ситтим (акации), установленные в серебряные подставки и скрепленные шипами, образуют стены скинии, все деревянные части к-рых также покрываются золотом (26. 15-30). Завеса из лучших тканей (виссона и разноцветной шерсти) отделяет «святое святых», где хранится ковчег завета, от остального святилища (26. 31-33), вход в которое также обозначается с помощью др. завесы узорчатой работы (26. 36). Квадратный жертвенник для всесожжений из дерева с 4 рогами, расположенный во дворе скинии, покрывается медью и содержит кольца для переноса его на деревянных шестах (27. 1-8). Льняные завесы, растянутые на столбах с медными подставками, обозначают прямоугольный двор (27. 9-19). Т. о., материалы, из к-рых изготовлены скиния и ее элементы, расположены строго в соответствии с 3-частным делением священного пространства скинии и отражают степень святости ее частей. 2. Богослужебные уставы и постановления о священнослужителях

http://pravenc.ru/text/1237705.html

(Ст. 27–33). Пятая угроза: Господь говорит: «Я пойду противу вас.... Будете есть плоть детей ваших.... Разорю высоты ваши и повергну трупы ваши на обломки идолов.... города сделаются пустынею. .... вас разсею между народами. Все эти наказания постигли Израиля. Голод, доводящий до людоедства, был в Самарии, когда Венадад, царь Сирийский, осадил Самарию (4 Ц. VI, 28). Над Иерусалимом свершилось то же наказание во время осады его Титом (Флав. Иосиф: Война Иуд. кн. V, гл. XX40;II). Разорение высот и сожжение костей умерших Иудеев на жертвенниках идольских было сделано при Иосии после находки книги Завета в Иерусалиме (4, Ц. XXIII, 10–16). Наконец, опустение всей Палестины и рассеяние между народами совершилось при Навуходоносоре, царе Вавилонском, а впоследствии окончательно после взятия Иерусалима Титом. Высоты (стих 30), кажется, не суть природные возвышения, хотя и они употреблялись для культа языческих божеств. С большею вероятностью можно предполагать, что высоты были копии с тех искусственных возвышенных платформ, сложенных из кирпичей или тесаных камней, которые находят ныне в Варке, Муггейре, Борсиппе и др. местах древней Халдеи. Еще Лэйард (Layard) заметил, что все храмы Халдеи и Ассирии построены были «на высотах», говоря словами пророков, т. е. на террасах, и мы убеждены, что этот всеобщий характер храмов, находимый даже в Акрополисе и в Капитолии, был характеристическим признаком идолослужения; кажется, поэтому и в Исх. (XX, 24–25) положительно высказано запрещение делать Господу жертвенник «из тесаных камней и всходить по ступеням к жертвеннику». Жертвенник Господу должен был стоять на земле, не на высоте; притом как мы видели, нигде вполне законно нельзя было приносить Господу жертву, кроме как в скинии и впоследствии в храме. Отступления от этого мы видим в Ц. III, 2, до постройки храма; но даже после его постройки при Иоасе, не смотря на то, что он был царь богобоязненный, он не мог воспретить народу приносить жертвы на высотах. Вообще, в исторических книгах Ветхого завета не считается преступлением приносить жертву Господу вне определенного места богослужения (напр., Давид приносит жертву Господу на гумне Орна, и Господь милостиво принимает жертву ( 1Nap. XXI, 29 ) но принесение жертвы на высотах, хотя бы Иегове, упоминается всегда с укором, потому что «высоты», как мы выше сказали, всегда имели характер языческого богослужения, и служение Иегове мешалось в уме народа с культом Ваала, которому обыкновенно посвящены были высоты, как, напр., знаменитый храм Бела в Вавилоне Навуходоносора, построенный на громадной террасе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

––––– Исход 2 глава 21 стих в древнем славянском переводе начинался словами: «Bceлu1cz же мwmceй человёка» (по Паримийпику Григоровича и др.). Этот перевод дословно соответствует греческому тексту 70-ти) 22 . Из вышеназванных трёх списков славянского перевода видно, однако, что справщиками он не был признан за полную передачу библейского текста, так как ими сделан был опыт восполнения его. В этих списках словам: «вселисяже Моиси...» предпослано выражение: «възлюби офор (по списку Румянцевского музея и Кирилло-Белозерской Библиотеки 3 / 8 ) или: «возлюби и» (по списку Румянцевского музея Основанием и для этого дополнения могли послужить не какие-либо особливые списки греческого перевода 70-ти, а еврейский текст и другие древние переводы. По крайней мере, в известных изданиях разночтение греческого перевода не указано списков, в которых находилось бы что-либо, соответствующее только что приведённым дополнительным словам трёх списков. В еврейском же тексте и других древних переводах, действительно, находится в данном месте книги Исход выражение, которое осталось непереведённым у 70-ти и которое послужило, нужно думать, основанием для сделанного в указанных списках дополнения к существовавшему в их время славянскому переводу. По еврейскому тексту 21 стих начинается глаголом («ваийоэл») в прошедшем времени (в соединении с союзом: «ве»=и), который нередко употребляется в ветхозаветных книгах в значении: «начал; захотел; нашёл приятным; согласился» 23 , причём начальные слова этого стиха с еврейского значат: «Моисею понравилось жить у сего человека» 24 или: «и согласился Моисей поселиться у этого мужа» 25 . В таком же вообще смысле понималось начальное слово 21 стиха по еврейскому тексту и в древних переводах; в Халдейском таргуме оно переведено: «и захотел...» 26 ; в Сирском: «и согласился...» 27 ; в Самарянском: «понравилось» 28 у Феодотиона: «и начал» 29 . В других местах библейского текста, в которых употреблён глагол «ийоэл», у 70-ти он обыкновенно переводится словом: «начал» 30 , но в Исх. 2:21 , оставлен у них без перевода. Эту неполноту в передаче библейского текста справщики названных списков и сочли нужным пополнить при помощи других памятников библейского текста, почему и внесли в славянский перевод слово: «възлюби офор». Но в частности – из какого источника они почерпнули это дополнение, остаётся неясным, так как форма, в какой оно выражено, не тождественна ни со словами еврейского текста, ни с выражениями древних переводов. При передаче на славянский язык опущенного у 70-ти слова, древние наши справщики заботились, очевидно, более о том, чтобы выразить недостающую в славянском переводе мысль библейского текста, – то побуждение, по которому Моисей поселился у мадиамского священника, чем о том, чтобы передать самое выражение, употреблённое библейским писателем; сделать последнее было и крайне трудно им в виду неодинаковости, с какой передавалось недостающее у 70-ти слово в других древних переводах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

   Пятикнижие не дает на этот счет никаких указаний. Отношение различных народов к этому вопросу различно. Греки не считали грехом уничтожение зародыша в матке (Arist. Polit. VII. 16), у римлян (Cic. Pro cluen. II) и у германцев (Тас. Germ. 19) наоборот.    Разработанное Платоном в диалоге «Федон» представление о теле как темнице души. Тж. Bel. lud. II. 8, 7; VII. 8, 7.    Дан перевод на основании текста, приведенного у Евсевия.    Чис 19.11; 14; 18. Истолкование, которое дает Иосиф этому обряду, эмоционального свойства.    Нет в Пятикнижии.    Niese сомневается в принадлежности этого места Иосифу.    Имеются в виду прозелиты.    Об этом в Пятикнижии не сказано.    Об этом в Законе ничего не сказано.    Возможно, имеется в виду кастрация животных (Лев. 22.24).    В Законе этого нет.    G. Giangrande «Emendations to Josephus Flavius» Clas. Quart. 12 (1962) p. 117, вместо слов επι δουλοις предполагает чтение επιβουλοις, т. е. «к злоумышляющим».    Как на состязаниях в Олимпии.    Как на Немейских и Истмийских играх.    О бессмертии души Иосиф говорит также в Bel. lud. III. 374 и Antiquit. XVIII. 14.    Niese не уверен в подлинности этого места.    Ср. Diog. Laert. III. 24.    Plat. Tim. 28c.    Законодательство Ликурга оставалось действенным в продолжении приблизительно четырех веков, до начала пелопоннесской войны.    То есть от Моисея до Тита.    То есть илотов.    Имеется в виду битва при Сфактерии (Thuc. IV. 38).    Ср. перевод LXX (Исх 22.28) — θεους ου κακολογησεις. Тж. Antiquit. IV. 207 и Phil. Vita Mos. II. 205; De spec. leg. I. 53.    Cp. Hom. Il. 1, 399, XIV. 247; XV. 18 и др.    Ср. Cic. De nat. deor. I. 30 (83): Iovem semper barbatum, Apollinem semper imbirbem.    Гефест.    Афина.    Apec.    Аполлон и Артемида.    Hom. Il. V. 335 ff; 375 ff.    Зевс и его смертные возлюбленные Даная, Ио, Лето, Семела.    Hom. Odyss. 8, 266—368.    Hom. Il. XIV. 312 ff.    Посейдон и Аполлон (Hom. Il. XXI. 442 ff; Apollod. XXI. 448 ff).    Феб (Hom. Il XXI. 448).    Титаны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3448...

25–28 С тимпанами – см.: Исх. 15:20 ; Суд. 11:34 ; 1Цар. 18:6–7 . Вениамин и др. – упоминание самых отдаленных от Иерусалима двух северных и двух южных коленах поэтически обозначает все колена народа Божьего. 29–32 Величественное шествие в направлении горы Сион и восшествие на нее представляет панораму жизни израильского народа, непрерывную цепь исторических событий и на этом фоне – образ Господа, Его благодать и могущество. Теперь все великое собрание народа обращается к молитве, прося Бога проявить, как и прежде, Свои могущество, силу (27–29) и благодать (ради храма, 30а), чтобы весь мир преклонился перед Ним (30–32). Зверя в тростнике – Египет, лежащий по берегам Нила. Волов… тельцов – аллегорический образ лидерства и подчинения; подразумевается, что судьбы царей и простого народа схожи. Желающие броней – молодое царство Давида было окружено враждебными народами, готовыми в любой момент напасть на него (особенно филистимляне). Упоминание этих народов вместе – могущественного (Египет) и менее опасного (Филистия) – отражает прошлую и настоящую эпохи. Ефиопия – упоминание страны, расположенной далеко за пределами Верхнего Египта, указывает на беспредельные просторы земли. 33–36 Молитва обращается в песнь хвалы, ибо Господь непременно ответит, поэтому все народы приглашаются возвеличить Его как Верховного Владыку, превознести Его всемогущество, Его господство над Израилем и над всеми народами (34–35), Его приводящую в благоговение святость и воздать Ему надлежащую славу (36). Псалом 68. Истинная цена посвящения Давиду грозит смертельная опасность, он ощущает открытую ненависть со стороны окружающих (2–5). Его благочестие подвергается поруганию (7), от него отстраняются родные и близкие (9), его исповедание веры стало предметом насмешек (11–13), Давид в смятении от мысли, что Господь мог отвернуться от него (18), сердце его разбито, друзья покинули его (21). Его обвиняли в каких–то противоправных действиях, но главная причина нападок состояла в том, что он посвятил себя Господу (8) и дому Господню – иными словами, настоящим предметом нападок был Сам Господь (10).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Поскольку ты спрашиваешь: " А почему это возлагалось на перси первосвященнику? " - отвечаю: во-первых, надлежало, чтобы помысл, как браздодержец, правил раздражительною и вожделевательною силою, а потом надобно было, чтобы священнику украшением служила истина и ясность, ибо на слово возлагались явление и (Исх.28:30 и др.), и первым означалась ясность, а второю - истинность. А если угодно понимать и иначе, то, поскольку внутреннему слову прилична истина, а произносимому - ясность, и, может быть, поскольку и в камнях, как говорят, бывало некое сияние, когда священнодействующий входил в святилище и действительно объяснял изрекаемое им, то и даны сии наименования.  101-200 101. Феоктисту. Исследуй в точности, наилучший, и найдешь, что исполнен Он правды. Ибо не сказано: просто, мимоходом увидевший какую-либо жену и вожделевший ее будет наказан как прелюбодей, - в таком случае требование было бы невозможным, угроза не основательною, - но говорит: иже воззрит на жену, ко еже вожделети, то есть тот, кто преднамеренно привлекает к себе страсть, вменяет себе это в дело, постоянно сим занят и услуживает страсти частым и непрестанным лицезрением, уже прелюбодействова в сердце своем (Мф.5:29). Изречение уже для людей не очень тупого ума делает ясным, что сказано сие о домогающихся невозможного. Ибо, если она и замужняя, и целомудренная, и многими охраняется, то как овладеть ею любящему? Посему справедливо сказано: уже прелюбодействова, - о том, кто не удержался бы от самого дела, если б только была возможность. Если бы вся сила души не была предана вожделению, то и тело не смущалось бы, не стало бы ходить на частые свидания и похотливыми очами питать страсть, потому что многие, и любя, стыдятся смотреть на любимых. Если же и любовь к славе обуздывает очи и берет верх над любовью плотскою, то, тем более, соделает сие страх Божий. Но если скажет кто: " А что если человек воздержится, когда дело и возможно? " Отвечу: это - подлинно дело великое и божественное, действительное доказательство девства. Такой человек, если и увидел мимоходом и уязвился, не будет стараться видеть часто, а напротив того, станет держаться вдали, чтобы частое лицезрение не послужило пищею огню. Если же кто-то старается смотреть, то сим смотрением обличает себя страсть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

    23:25,26. Для фарисеев ритуальная чистота была чрезвычайно важна, поэтому они мыли свою посуду с таким же тщанием, как и самих себя при ритуальных омовениях. Шамай, к чьей школе принадлежало в тот период большинство фарисеев, говорил, что снаружи чаша может быть чистой, даже если внутри она нечиста; по мнению меньшинства, принадлежавшего к школе «Тиллеля, вначале следовало очистить чашу изнутри. Иисус использует здесь эти образы, чтобы высказать символическое суждение о внутренней чистоте человека.     23:27,28. С точки зрения ритуальной чистоты, наиболее опасным было прикосновение к мертвому телу (в результате чего человек делался «нечистым» на семь дней; Чис. 19:11). Фарисеи считали нечистым даже того, чья тень падала на мертвое тело или гроб. Неприметные надгробия (или оссуарии из известняка) красились перед каждой Пасхой в белый цвет, чтобы избежать нечаянного контакта с ними и не оскверниться. «Окрашенные» — вероятно, аллюзия на Иез. 13:10—12 и 22:28; обмазка может скрыть ветхость стены, но не предотвратить ее обрушение.     23:29—39 Убиение пророков    Это последнее «горе» (23:29).     23:29,30. В    раннем иудаизме мученичеству пророков в Израиле уделялось более пристальное внимание, чем в Ветхом Завете (напр.: Иер. 26:20—23; ср.: 2 Пар. 36:15,16). В еврейском обществе этого периода воздвигались гробницы-памятники пророкам и праведникам (в том числе и тем, кто не претерпел мученичества, напр., Давиду или Олдаме).     23:31. Смысл выдвинутого Иисусом обвинения очевиден: «каковы отцы, таковы и сыновья»; всенародный грех будет лежать на потомках нечестивых, пока они не покается (Исх. 20:5; Втор. 23:2—6; 1 Цар. 15:2,3; Ис. 1и др.).     23:32. Подобные иронические рекомендации были характерны для пророческих писаний (Ис. 6:9; Иер. 44:25; Ам. 4:4,5): иди и греши, если считаешь нужным, но за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл. 11:9)!     23:33. Сравнение со змеями, само по себе оскорбительное, несло дополнительную смысловую нагрузку (Пс. 57:5; 139:4; ср.: Быт. 3). О выражении «порождения ехидни-ны» см. в коммент. к 3:7.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По мнению Гретца (Geschichte der Israeliten. I, 14) «Левиино калено между другими отличалось и некоторой образованностью, как жреческое сословие; вследствие своего жреческого характера Левиты уже в Египте пользовались некоторым преимуществом», причем делается ссылка на 1Цар.2:27–28 . Нестле, сопоставляя слова человека Божия к Илию с именем Иохаведа и принимая во внимание происхождение Илия и родителей Моисея из этого колена, находит возможным «приписывать этой части израильских колен почитание Иеговы в предшествующее Моисею время» и при этом указывает еще на то, что другое древнее имя, образованное чрез сочетание с «опять принадлежит члену Левиина колеиа, из дома Моисея, Ионафану, названному в Суд.13:30 (Die lsraelit. Eignmam. 81–82). Что такою же настроенностью отличалось и колено Иудино, это мнение (Vaiginger. Stud. u. Kritiken. 1872. 327) имеет мало оснований и опирается только на выдающееся вообще положение этого колена во время странствования ( Чис.2:3, 10:14 ) и происхождение из него Ора ( Исх.17:10, 31:2 ; 1Пар.2:19, 50, 4:1:4 ), бывшего, по И. Флавию (Ιουδ. Αρχαιολ. III, 2. 4), мужем сестры Моисея Мариами. 370 Вместе с привлекательными сторонами египетский культ представлял, бесспорно, много странного, неприятно поражавшего даже иноземцев, поклонявшихся тем же в существе дела натуралистическим богам, каких чтили египтяне. Известно, какое отвращение к египетским богам и народу высказал Камбиз при виде Аписа (Ηροδοτου. III, 29: «Глупые головы! Разве это – боги, которые имеют кровь и плоть и чувствуют железо? Да, египтяне стоят такого бога!»); известно, сколь странными и невероятным представлялись грекам почести, воздаваемые египтянами священным животным (Διοδωρου Βιβλοθηκη Ιστορ. т. 83. 84. Ηροδοτου. II. 65. 66. 69. 42. и др.). Нельзя думать, чтобы египетский культ не производил такого же отталкивающего действия на патриархальную семью Израиля и образовавшийся из нее народ, по крайней мере, на лучших из последнего. Весьма возможно, что «ужас, с каким», по словам Бунзена (Aegypt.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Так как в силу синайского завета материальное и духовное благополучие всего Еврейского народа поставлено было в зависимости от строгого исполнения заповедей закона, то в общем судьба этого народа, благополучная или несчастная, Моисеем предсказана так: «жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие» (Вт.30:19), и в своих пророческих благословениях и проклятиях (гл. XXVIII) Моисей указывает, какие блага получат Евреи при исполнении ими заповедей закона и какие бедствия постигнуть их в случае неисполнения заповедей с нарушением основных условий завета. В истории народа Еврейского мы видим полное оправдание этого общего предсказания о судьбе его: насколько Евреи были верны Богу и исполняли заповеди завета, настолько они пользовались и благополучием: при уклонении же от Господа в идолопоклонство и при нарушении большинством заповедей завета их всегда и неизменно постигали бедствия; это особенно заметно проявлялось во времена судей. В частности, в ближайшем будущем Моисей предсказывал успешное, чудесное завоевание Ханаана при Иисусе Навине, при чем указывать, что панический страх нападет на царей и на сильные народы Ханаана и они будут обращаться в бегство пред Евреями, что Господь пошлет пред Евреями шершней, которые истребят и выгонят укрывшихся от меча Евреев ( Исх.23:27 и 28; Вт.7:17–24 и др.), и под. Все это исполнилось в точности, как свидетельствуется в книге Иисуса Навина (см. Нав.2:11; 5:1; 21:45; 23:14 и 24:12). В пророческих благословениях (Вт.28:1–13) Моисей предсказывал дальнейшую судьбу Израиля, именно: особенное благополучие и процветание его в земле обетованной, имеющее обнаружиться в чадородии, в плодородии земли и в изобилии всех земных благ, в поражении врагов и в духовном превосходстве его сравнительно с другими языческими народами, так что Израиль станет но главе всех соседних народов. Эти предсказания исполнялись во время правления благочестивых судей Израильских и особенно во времена Давида и Соломона, когда «Иуда и Израиль, многочисленные, как песок у моря, ели пили и веселились» и жили спокойно, а «от всех других народов приходили послушать мудрости Соломона» и поучиться от него ( 3Цар.4:20 и 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Хотя Молох находится в родстве с ханаанитским Ваалом, однако на введение детских жертв в Иудее мы должны смотреть, как на следствие знакомства Израильтян с ассирийскими божествами огня. Говоря это, мы однако не имеем в виду утверждать, что и самое служение Молоху происхождением своим обязано Ассирии. 748 Происхождение этого культа покрыто мраком неизвестности точно так же, как и самая идея, из которой он вытек, остается еще спорною и совершенно невыясненною. 749 Принесение детей в жертву выражено фразою: проводить детей в огонъ Молоху ( 4Цар.23:10 ), короче, проводить детей в огонь ( Втор.18:10 : 4Цар.16:3; 17:17; 21:6 ; 2Пар.33:6 ) или проводить Молоху ( Иер.32:35 ); оно состояло не в простом очищении или люстрации чрез огонь, но в сожжении предварительно закалавшихся детей, 750 которое понималось в значении прохождения, вероятно в том смысле, что дети «по разрушении земной, нечистой скверны их тела достигали соединения с божеством». 751 6. В настоящее время нельзя сказать ничего совершенно определенного о тех божествах, которым поклонялись языческие колонисты, переселенные в Самарию Асарданом, 4Цар.17:30 . Боги Сепарваима, Адрамелех и Анамелех, должно быть находились в родстве с Молохом, потому что служение им так же, как и поклонение Молоху, сопровождалось принесением детей в жертву. Нергал, бог Кутийцев, по свидетельству раввинов, изображался в виде петуха, Ашима – в образе лысого козла, Нивхаз – в форме собаки и Тартак в образе осла; Нисрох представлял собою божество с орлиною головою. Наконец, Суккот-бенот, без сомнения, находились в связи со служением Милитте, хотя остается еще неизвестным, назывались ли этим именем маленькие храмики в виде шатров или же так назывались самые идолы, изображавшие божество. 752 7. Идолослужение всегда сопровождается обыкновенно ворожбою, прорицательством и волшебством подобно тому, как с откровенною религиею соединяются предведение, пророчества и чудотворения живого Бога. Хотя всякие фальшивые искусства строго запрещены были Израильтянам в законе ( Исх.22:18 ; Лев.19:26,31; 20:6,27 ; Втор.18:10 и д.), однако во времена нечестия Израильтяне сильно были привязаны к такого рода искусствам ( 1Цар.28:3,9 ; 4Цар.21:6; 23:24 ; Ис.8:19 ; Мих.3:11 ; Иер.29:8 ; Зах.10:2 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010